Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические предпосылки овладения двигательной культурой младшими школьниками 14
1.1 Двигательная культура в системе общей культуры личности 14
1.2 Двигательная активность младших школьников как основа овладения двигательной культурой 29
1.3 Урок двигательной активности как условие овладения двигательной культурой младшим школьником 52
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по овладению двигательной культурой младшим школьником в учебной деятельности
2.1 Диагностика уровня двигательной культуры младших школьников
2.2 Разработка программы по овладению двигательной культурой младшим школьником
2.3 Пути эффективного овладения двигательной культурой в различных видах деятельности на уроках двигательной активности
Заключение 160
Библиография 163
Приложения 179
- Двигательная культура в системе общей культуры личности
- Двигательная активность младших школьников как основа овладения двигательной культурой
- Разработка программы по овладению двигательной культурой младшим школьником
- Пути эффективного овладения двигательной культурой в различных видах деятельности на уроках двигательной активности
Введение к работе
Особенностью современной социокультурной ситуации является переоценка ценностей культуры. Возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Эта тенденция указывает на то, что основным методом проектирования и развития личности в образовании становится культурологический подход, где особое значение для личности представляют собственные достижения, основой которых является раскрытие не только нравственного, интеллектуального, но и физического потенциала.
Сегодня культурное возрождение становится главным творческим фактором обновления общества, а культура - стержнем воспитания и образования личности. Всё в большей степени ощущается возрастающая потребность в изучении культуры и её связи с внешним миром.
Двигательная культура, как феномен общей культуры уникальна. Она является базовым компонентом культуры личности потому, что способствует организации активности движений, осознанию сути движений, раскрытию потенциала личности.
В то же время практика и сама жизнь требуют специальных исследований, по решению одной из ключевых, на наш взгляд, проблемы овладения двигательной культурой младшим школьником. Так как её решение в системе народного образования создаст прочную базовую основу для эффективной работы на всех последующих этапах формирования двигательной культуры взрослеющей личности.
Двигательная культура, как неотъемлемый компонент общей культуры личности, значимый в формировании гармонично развитой личности на таком уровне рассматривается впервые. Поскольку считается, что двигательное развитие обусловлено более социально и педагогически, нежели генетически и биологически, то мы сосредоточили своё внимание на социально-педагогических аспектах проблемы формирования двигательной культуры.
Известно, что процесс совершенствования двигательных действий требует больших затрат, целеустремлённости и немало времени. Однако всё это непременно компенсируется ощущениями «мышечной радости», неповторимыми моментами чувства власти над своим телом. В этом смысле именно двигательная культура как умение выбрать наиболее целесообразные движения, как способность управлять ими обуславливает личностное изменения и внешнюю красоту человека.
Исследования содержания понятия «двигательная культура» в современной науке рассматривается как: осознание индивидом сути движения, понимание природы этого движения, владение специфическими навыками движений. Это предполагает наличие умений по использованию двигательных действий в целях собственного самосовершенствования и духовного обогащения в процессе учебной деятельности. (Н.И Визитей, Т.Н. Журина, В.Л. Круткин, В.Л. Малахов, Е.С. Медведева, Н.М. Трофимова). Поэтому овладение двигательной культурой рассматривается нами как важное направление современного образования.
Как показали исследования, вхождение в культуру через движение способствует тому, что младший школьник начинает контролировать свои действия и управлять ими. Причём, чем раньше младший школьник будет включён в культурное пространство, которое будет заполнено активной созидательной деятельностью, тем содержательнее и устойчивее станут его внутренние убеждения, интересы и культурные ценности. Нельзя не признать, что особое значение для развития личности представляют ценности собственных достижений, в основе которых лежит раскрытие не только, нравственного, интеллектуального, но и физического потенциала личности. Мы считаем, что с помощью двигательной культуры можно обеспечить вхождение ребёнка в другие виды культуры.
Наибольший интерес для нашего исследования представляет младший школьный возраст потому, что по мнению исследователей, это период наиболее продуктивного овладения двигательной культурой (Л.И.Божович, В.А Крутецкий, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, С.Г.Якобсон). Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, происходит ориентация на развитие духовности, самовыражения и формируется мироощущение ребёнка. Безусловно, процесс овладения ребёнком двигательной культурой не приостанавливается с завершением образования, он продолжается ещё длительное время, практически всю жизнь. Но есть все основания полагать, что навыки, закреплённые опытным путём, становясь частью общей культуры личности, могут стать вектором на пути дальнейшего становления и совершенствования культуры человека.
Поэтому успешность овладения двигательной культурой младшим школьником будет возможна, если в учебный процесс будет включена такая дисциплина как двигательная активность. Урок двигательной активности -это не только средство укрепления здоровья, формирования правильной осанки, красоты движений. В содержание урока двигательной активности входят музыка, танец, хореография, игровые задания то, что непосредственно может формировать культуру младшего школьника вообще и двигательную культуру в частности.
Образование, эффективно готовящее ребёнка к жизни, призвано совмещать эмоциональное и ментальное развитие. Мы должны работать с телом так же, как и с умом, с чувствами так же, как и со знаниями младшего школьника. Поэтому двигательная культура рассматривается нами как базовый компонент культуры личности.
Министерством образования Российской Федерации разработана целостная программа, направленная на укрепление здоровья школьников. Элементами содержания программы «Здоровье» являются: знание «языка» тела, умение рассказывать о своих телесных ощущениях, расширять самопознание через ощущение, чувство и образ.
Суть нашего подхода в аспекте выбранной проблемы заключается в том, что основная направленность работы предполагает овладение двигательной культурой школьника, потребности собственного физического совершенствования, в воспитании двигательной культуры как неотъемлемого свойства личности, как органически необходимого компонента духовной жизни человека. Основная задача воспитания учащихся нам видится не столько в формировании социальных качеств и навыков, сколько в целостном овладении ими миром культуры.
Но на данный момент, как показывают наблюдения, существует большой дефицит развития эстетической культуры в сфере движения.
В настоящее время, как правило, во многих школах нет педагогов по музыкально-ритмической деятельности. А если они есть, то работают в большинстве своём в плохих условиях, без специально оборудованных залов или кабинетов, без аппаратуры, им почти всегда предоставляется худшее время, после 5-6 часов обучения детей другим предметам, когда дети уже устали или голодны. Между тем длительность периода, в котором навыки двигательной культуры усваивается достаточно эффективно в процессе учебной деятельности: 2-3 года.
Воспитание внутреннего мира ребенка, отличающегося высокой культурой - это сверхзадача общества, которая, на наш взгляд, может быть успешно решена при опоре на личностно-деятельностный характер усвоения знаний и достижений в области культуры, в том числе и культуры движений.
В педагогике понятие «двигательная культура» используется достаточно часто. Этот термин можно встретить в публикациях, статьях, им апеллируют тренеры, преподаватели, хореографы, интуитивно определяя его сущность и вкладывая сведения, полученные в результате теоретического исследовании и личного опыта. Известен ряд работ, где двигательная культура рассматривается как развитие двигательных качеств личности (Е.Н Фокина, Т.Н Журина, А.Т Штука); как одно из направлений оздоровления населения (Е.С-. Медведева); раскрываются условия формирования навыков двигательной культуры средствами ритмической гимнастики (Ж.С Горбачёва, Е.С Медведева). Однако, как показал анализ педагогических исследований, многие аспекты овладения двигательной культурой остаются за пределами изучения. Например, не отражается специфика работы с детьми младшего школьного возраста по введению их в пространство двигательной культуры в процессе учебной деятельности.
Спрос на исследования проблемы овладения школьниками двигательной культурой в процессе обучения повышается и в связи с тем, что до сих пор нет общепринятого понятия «двигательная культура». Кроме этого, не выявлены структурные компоненты этого феномена, условия и способы овладения двигательной культурой, не разработаны методы её целенаправленного развития, а так же не раскрыты в должной мере особенности влияния двигательной культуры на развитие личности ребёнка. А также не отражается специфика работы с детьми младшего школьного возраста по введению их в пространство двигательной культуры.
В результате анализа состояния исследуемой проблемы были выявлены противоречия между:
предрасположенностью младших школьников к овладению двигательной культурой и особенностями организации занятий в условиях начальной школы;
готовностью учителей осуществлять вхождение ребёнка в культурное пространство и отсутствием разработанной программы, обеспечивающей овладение двигательной культурой младшим школьником;
осознанной потребностью школьной практики в разработке программы по овладению двигательной культурой учащихся и уровнем программно-методического обеспечения, доступного для учителей, применяемого к любому ребёнку, независимо от природных дарований и возраста.
Стремление найти пути разрешения названных противоречий и определили проблему нашего исследования: как организовать учебную деятельность младших школьников, чтобы способствовать успешному овладению ими двигательной культурой?
Значимость данной проблемы, её недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Двигательная культура младшего школьника и её влияние на личностное развитие в учебной деятельности». Объект исследования: двигательная активность младших школьников. Предмет исследования: процесс овладения двигательной культурой и её воздействие на личностное развитие младших школьников.
Цель исследования: разработать и научно обосновать программу по овладению двигательной культурой младшим школьником.
Анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, собственный опыт работы с младшим школьником позволил сформулировать гипотезу.
Гипотеза исследования: овладение двигательной культурой младшим школьником в процессе учебной деятельности будет успешным, если: - учитывается сензитивный период развития активности (моторной, интеллектуальной, коммуникативной) младшего школьника, когда непосредственно возникает и проявляется потребность в контроле и управлении своими действиями;
определены необходимые средства и формы двигательной активности для вхождения младшего школьника в культурное пространство через движение;
в образовательный процесс включены занятия, где создаются ситуации, вызывающие у младших школьников потребность в двигательном самосовершенствовании, самоконтроле и творческом выполнении заданий;
разработана и внедрена в образовательный процесс на основе модели программа по овладению двигательной культурой младшим школьником.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «двигательная культура».
Определить уровень и динамику овладения двигательной культурой младшим школьником.
Разработать модель процесса овладения двигательной культурой младшим школьником.
Экспериментально проверить эффективность программы по овладению двигательной культурой на уроках двигательной активности и установить влияние двигательной культуры на личностное развитием младших школьников.
Методологической основой исследования явились: педагогические представления о культуре как деятельностной и личностной характеристике человека (Н.А. Бердяев, А.Г. Борисов, А.И. Громов Ю.И. Ефимов, Н.Б. Крылова, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов, Н.К. Улёдов и др.); современные концепции стратегии образования (Ш.А. Амонашвили, Н.И. Вьюнова, СМ. Годник, Н.Б. Крылова, Л.М. Фридман, А.Н. Шимина); исследования отечественных психологов о произвольных процессах (Б.Г. Ананьев, М.Я Басов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, АН. Леоньтьев, А.Р. Лурия, Б.П. Теплов); учение о сознательном управлении действиями, о развитии особой области — мышечном ощущении (П.Ф. Лесгафт); концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин); основы теории физической культуры в общекультурном контексте (В.К. Бальсевич, HR Визитей, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, В.А. Пономарчук); положение о единстве умственного, нравственного, эстетического и физического развития личности в учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.Н. Визитей, П.Ф. Лесгафт, Н.М. Трофимова); о ролии сформированности навыков произвольной активности ребёнка в становлении учебной деятельности (Л.Ф. Алексеева, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Г.А. Цукерман); концепция Н.М. Трофимовой «образ - действие - слою».
В этих трудах утверждается мысль о том, что культура формируется сознательно, целенаправленно, с помощью специальных средств воспитания и обучения с одной стороны, а с другой - это результат самовоспитания, свидетельствующий о социальной зрелости личности.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; изучение педагогического опыта; наблюдение; анкетирование; метод экспертных оценок; моделирование; экспериментальные методы исследования (констатирующий и формирующий эксперимент); количественный и качественный анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 26, города Воронежа и Репьёвской сельской школы Воронежской области. Исследованием были охвачены школьники младших классов, учителя начальных классов, учителя физической культуры и ритмики, эксперты-преподаватели кафедры гимнастики ВШУ. В исследовании был использован опыт работы в детском оздоровительном лагере «Дубки» (п. Кратово, Московской области). Исследование включало несколько этапов.
На первом этапе (1998 - 2000 г.) изучалось состояние проблемы в теории и практике школьного образования, проводился теоретический анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза исследования. Определялся исходный уровень овладения двигательной культурой младшим школьником.
На втором этапе (2000 - 2001 гг.) в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась проверка основных положений выдвинутой гипотезы, разработка методики педагогического эксперимента, отрабатывались формы и методы развития двигательной культуры.
На третьем этапе (2001 - 2003 гг.) была разработана модель и на её основе программа опытно-экспериментальной работы, обозначены основные пути и методы развития двигательной культуры младших школьников.
На четвёртом этапе (2003 - 2005 гг.) проводилась качественная и количественная обработка результатов исследования, их теоретическое обоснование, уточнялись положения исследования, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
дано определение понятия «двигательная культура» как одной из составляющих общей культуры личности;
выявлены основные компоненты двигательной культуры у младших школьников: моторный, чувственно-образный, эмоциональный, индивидуально-личностный;
предложены формы двигательной активности, способствующие повышению уровня овладения двигательной культурой младшим школьником (танец, хореография, ритмика, игра, рисование под музыку);
урок двигательной активности рассматривается как особая форма организации учебной деятельности по овладению двигательной культурой младшим школьником;
определены показатели и уровни сформированности двигательной культуры;
предложена на основе модели программа овладения двигательной культурой младшим школьником;
установлена динамика личностных изменений младших школьников в процессе формирования двигательной культуры.
Теоретическая значимость определены показатели и уровни сформированности двигательной культуры;
выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих овладение двигательной культурой на занятиях двигательной активности;
установлена динамика личностных изменений младших школьников в результате овладения двигательной культурой.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
• предложен диагностический материал, который позволяет обосновать уровни развития двигательной культуры младших школьников; выявлены критерии как личностного, так и двигательного развития младшего школьника, которые позволят вооружить педагогов и воспитателей различными средствами формирования двигательной культуры ребёнка;
разработана программа по овладению двигательной культурой младшим школьником на уроках двигательной активности;
разработана программа коррекционно-развивающих занятий для классов психолого-педагогической поддержки;
подготовлены методические разработки и рекомендации по овладению двигательной культурой младших школьников для учителей и родителей;
материалы исследования могут быть использованы в массовой практике работы дошкольных учреждений, начальной школе, так как позволяют научно обосновать и обобщить содержание, формы, средства обучения на уроках двигательной активности, осуществить оценку уровней развития двигательной культуры личности, что способствует повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается комплексным решением теоретических задач исследования, использованием различных методов, их соответствием целям и задачам работы, опытной проверкой гипотезы.
Основные положения, выносимые на защиту:
Двигательная культура - интегративное образование личности, выражающееся в устойчивой потребности младшего школьника реализовывать свои задатки и возможности для раскрытия своего потенциала в поведении и деятельности и направленное на совершенствование соматической, физической, психической, социальной, духовной составляющих личности, что обеспечивается работой по контролю и управлению движением.
Овладение двигательной культурой младшим школьником достигается путём реализации принципа единства Образа - Действия - Слова. Образы, ставшие внутренним достоянием личности, регулируют внешнее поведение и деятельность младшего школьника и обеспечивают стабилизацию, контроль и коррекцию двигательного действия, а слово позволяет обобщать образ движения.
В результате овладения младшим школьником двигательной культурой их действия преобразовываются в упорядоченную и осмысленную деятельность, которая характеризуется активностью, управляемостью, осознанностью, произвольностью поведения, что способствует успешному овладению ими учебной деятельностью.
Реализация программы по овладению двигательной культурой на уроках двигательной активности способствует вхождению в культурное пространство и влияет на личностное развитие младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования внедрены в практику работы школы № 26, школы-интерната № 4 г. Воронежа. Результаты исследования обсуждались на кафедре общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета; на учёных Советах факультета физической культуры ВГПУ; на педагогических советах школы; представлены в выступлениях на семинарах по проблемам школьного образования; на Всероссийской научно-практической конференции «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России» (Воронеж 2003); на международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» (Воронеж 2003); в курсе лекций по педагогической психологии и психологии физического воспитания в ВГПУ, материалы исследования излагаются в 12 публикациях.
Двигательная культура в системе общей культуры личности
На современном этапе социокультурных изменений двигательная культура выступает как одна из важнейших социальных, психолого-педагогических, этических категорий. В данной главе мы ставим цель всесторонне рассмотреть этот феномен и связанные с ним основные понятия.
Обратимся к истокам понятия «культура». Как показал анализ специальной литературы, можно утверждать, что дискуссии относительно природы и атрибутов культуры ведутся давно. Среди ученых нет единого взгляда на его содержание, что связано с многокачественностью понятия «культуры», неоднородностью входящих в ее состав элементов, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности. Рассмотрим различные подходы к пониманию понятия «культура».
Известно, что слово «культура» происходит от латинского «colore» -возделывать, разрабатывать, усовершенствовать. И если первоначально существительное «culture" означало возделывание, обработку, улучшение почвы, то постепенно в ходе исторического развития значение этого слова претерпело изменения. Однако важной для нашего исследования является особенность культуры - заложенное в понятии человеческое начало. Например, в период античности лексема, «культура» была довольно многозначной и помимо «земледелия» обозначала «облагораживание», «воспитание», «обучение», а также использовалась для определения какой-либо сферы человеческой деятельности, например - «культура духа», «культура ума».
С философской позиции, в эпоху Возрождения понятие «культура» развивалось в тесной связи с понятием «гуманизм». Но уже в этот период готовятся социальные и теоретические предпосылки для становления понятия «культура» в качестве самостоятельной философской категории.
Философская мысль этой эпохи подготовила и во многом предвосхитила представление о культуре как сфере раскрытия действенных сущностных сил человека. Немецкие философы считали культуру универсальной категорией и утверждали, что культура - это «второе рождение: какова традиция воспитания, таким и становится человек, его облик» [19; 33; 35; 58; 59; 60].
Уже к концу XVIII века понятие «культура» широко вошло в научную литературу и стало играть важную познавательную роль. Под культурой понимался определенный уровень общественного развития, который создает возможность совершенствования интеллектуальных и моральных сил человека. Она выступала как некая высшая ценность. Для нас важно, что этот сущностный, гуманистический смысл культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.
По мере развития и поляризации общественных сил категория «культура» приобретает более широкий смысл и начинает рассматриваться как средство совершенствования общественного устройства и личности. С конца XIX многие философы рассматривают культуру уже в качестве особой реальности общественной жизни [33; 47; 71; 166].
О полифункциональной ёмкости содержательно-теоретическом многообразии определений говорит тот факт, что ещё в 60-е года прошлого века А. Крёбер и К. Клакхон, анализируя понятие «культура» привели 237 её дефиниций.
XX век множит определения: культурное строительство, культурный уровень, культурные связи. В начале 1900 годов в толковом словаре Д.Н. Ушакова появляется сочетание «культурный человек». Но оно еще насыщено множеством побочных значений. В том же словаре вторым значением слова «культурный» неслучайно автор указывает «образованный человек».
В дополнение к этому можно сказать, что термин «культура», появившись в античной мысли, в философской интерпретации Ю.И. Ефимова и А.И. Громова выступает, как способ (средство) развития человека и как путь совершенствования общественного устройства. В культуре они видели и условия гармоничного развития личности и ее отношения с обществом [78].
Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждении о вечных философских проблемах. Существует несколько сот определений того, что можно назвать «культурой», десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит к отказу от идей поиска какого-либо осмысления культуры как единственно верного. Не претендуя на универсальность своего видения, мы остановимся на интерпретации понятия «культура», которое включало бы условия развития личности, активное усилие способности к самоограничению, связанное с деятельностью по организации активности, самоизменению. Хотя понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через определение.
Бесспорно «культура» - термин многозначный. Это и социально прогрессивная творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, «на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности», - такое определение мы находим в философском словаре [184]. Философское понимание культуры есть и осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. С точки зрения философии, культура есть и весь мир, в котором человек находит себя. «Культура», таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке, способ регуляции, сохранения и развития общества [71]. Содержание культуры не просто охватывает созданные материальные ценности, речь должна идти, прежде всего, о культуре как внутреннем, человеческом качестве.
Культура, в понимании И. Канта, - это способность человека к преодолению эгоистических стремлений, умение подчинять свои страсти и поведение нравственному долгу. Г. Гегель же сводил культуру к духовно-абстрактному выражению. По утверждению Гегеля, культура развивает и обогащает человеческие потребности. Современное понимание культуры -это способность личности понять, оценить, принять и развить достижения предшествующих и нынешних поколений, направленных на человека и во имя человека. Культура есть специфическое явление, посредством которого природа, воспользуемся словарем Гегеля: «из бытия — в — себе переходит в бытие - для себя». Культура, в первую очередь, имеет дело с индивидом, как с природным, физическим существом. Именно из индивида как природного существа она производит его как существо социальное [59].
Термин «культура» в философской интерпретации означает способ развития человека и общества. [78]. По справедливому замечанию Э.В. Соколова, «Культура в своем понимании есть совокупность устойчивых форм деятельности, закрепляющаяся в человеческой практике и общественном сознании. При этом культура выступает и как процесс в виде материальной и духовной деятельности человека, и как результат - в виде продолжения этой деятельности» [166].
Поэтому наличие культуры есть условие развития личности, а производство культуры всегда индивидуально. Культура — это не просто среда, растящая и питающая личность. Культура - это и не движущая сила, не детерминанта развития. Иное дело, что культура, как заметил М.К. Мамардашвили, - это усилие человека быть человеком. О. Мандельштам говорил, что культура - это «приглашающая сила не столько оболочка, сколько вызов». Она захватывает человека, но может и оттолкнуть. А если субъект принимает вызов, то «может случиться акт события развития личности» [86].
Двигательная активность младших школьников как основа овладения двигательной культурой
Двигательная активность является неотъемлемой составляющей общей системы деятельности человека. Возникает она не стихийно, а, как и другие виды деятельности, требует целенаправленного формирования. В литературе справедливо отмечается, что эта деятельность уже с самого раннего возраста занимает важное место в воспитании ребенка, но лишь в определенный период может быть осознана им не только как средство закаливания, как способ укрепления здоровья и воли, но и как специализированная социально значимая деятельность, как явление культуры. Такое понимание может наступить реально лишь на том рубеже, когда активизируется процесс осознания ребенком своей социальной значимости [9; 43; 67; 69; 72; 96; 98].
Обращаясь к истории данного вопроса, следует отметить, что еще в древние времена ученых - анатомов, врачей, философов, педагогов интересовал вопрос о причинах движений человека. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов. Не трудно было понять, для чего совершаются движения, но не ясны были причины, их вызывающие. Лишь в XVIII веке, была сделана первая попытка материалистически объяснить причины движений человека. Р. Декарт создал основу рефлекторной теории, показав, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Этим объяснялось происхождение непроизвольных движений. А рефлекторная природа произвольных движений была обоснована И.М. Сеченовым в конце прошлого века. Через сто лет после написания работы «Рефлексы головного мозга», приходится поражаться тому, насколько правильны и точны его высказывания о роли двигательных ощущений в управлении движениями в пространстве и во времени. Стоит учитывать, что в функциональном созревании двигательного анализатора первостепенную роль играет двигательная активность.
Учёные отмечают, что мышечная деятельность - основа всей жизнедеятельности человека. Значение движений для организма столь велико, что поэтому двигательная активность выделена как ведущий признак жизни. Особое значение она имеет для развития двигательных функций в детском возрасте, ибо в этом возрасте движения — стимул развития всех систем организма ребенка.
Как утверждает В.Л. Круткин: «Движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдём перестроение животных движений в человеческие» [99].
Хотя у человека, как и у животных, существует врождённый, биологический опыт (младенец наделён ориентировочным и хватательным рефлексами), но главное место в развитии человека занимает прижизненно усваиваемый опыт. Именно он приводит к формированию специфических человеческих способностей.
Известно, что двигательная функция относится к числу наиболее древних и постоянно развивающихся функций человека. В процессе филогенеза постоянно происходит совершенствование форм движений. В результате человек сегодня обладает определенным, генетически унаследованным запасом двигательных способностей (сосательных, хватательных, дыхательных). Человек переживает новую ритмику двигательных отношений со средой, в процессе которых также формируются новые навыки.
В педагогической практике необходимо учитывать, что определённые виды движений возникают лишь при целенаправленных воспитательных воздействиях. Поэтому своевременное и всестороннее развитие двигательной культуры является серьёзной воспитательной задачей.
В последние годы проявляются тенденции изменения целевой направленности физического воспитания в сторону приоритетности вопросов формирования двигательной культуры личности, в том числе и двигательной культуры младших школьников. Однако целостной системы в этом плане пока не разработано.
Авторы отмечают, что физический потенциал человека, его энергетический запас, отпущенный на всю последующую жизнь, формируется в первые два десятка лет от рождения, а особенно в 6 - 10 лет, когда, в процессе двигательной активности создаются благоприятные возможности для развития и воспитания практически всех физических качеств и формирования моральных принципов [97; 116; 133; 134].
Во время роста и развития ребенок осваивает различные двигательные навыки и умения, которые впоследствии служат основой для формирования разнообразных профессиональных навыков. Как отмечал И.М. Сеченов, «все внешние проявления мозговой деятельности, действительно, могут быть сведены на мышечное движение» [161]. Развитие двигательных и вегетативных функций организма, их поддержание на высоком уровне требует наличия двигательной активности.
Проблеме активности посвящены работы Л.Ф. Алексеевой, Ю.А. Воробьёва, В.Н. Артамонова, В.К. Бальсевич и др. В исследование активности человека вносят свой вклад представители разных наук: психологии, социологии, физиологии.
В психологическом словаре активность рассматривается «как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, как источник преобразования... как свойство собственного движения». Там же активность личности характеризуется уже как «способность человека производить общественно значимые преобразования в мире...»[148, С. 14].
Понятие «активность» в различных исследованиях используется далеко не однозначно: активность как мера деятельности, как уровень протекания процесса и взаимодействия вообще, как совокупность инициативных действий субъекта и т.д.
Одним из широко распространенных определений в отечественной педагогике является следующее: двигательная активность - процесс, осуществляющийся в рамках двигательной деятельности, то есть осознанной системы целенаправленных двигательных актов, действий, движений. Существенным моментом двигательной активности являются организованные в систему активные мышечно-двигательные действия, объединенные совокупностью движений. Под двигательной активностью понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Все эти движения произвольные, целенаправленные, удовлетворяют определённую потребность человека [9].
В структуре двигательного акта наибольшее значение имеют организованные движения. Они планируются таким образом, чтобы обеспечить развитие разнообразных двигательных умений и навыков, двигательных качеств ребёнка. Моторное развитие протекает в тесной связи с психомоторным развитием. Движения тела ребёнка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестезических) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка [44].
Разработка программы по овладению двигательной культурой младшим школьником
Приступая к формирующему этапу эксперимента, мы исходили из того, что овладение двигательной культурой младшего школьника влияет на личностное развитие ребёнка.
Уроки двигательной активности должны обеспечить становление ребёнка как субъекта культуры в его личностно-эстетическом развитии.
Анализ результатов констатирующего эксперимента стал основой для реализации модели по овладению двигательной культурой младшим школьником в учебной деятельности и проведения формирующего эксперимента.
Модель может являться неотъемлемой частью научного исследования, поскольку в ней отражаются сущность, важнейшие качества, связь между компонентами, системообразующими факторами того явления, которое будет в дальнейшем представлено в реальности. Особенностью любой модели является то, что она представляет собой упрощенное и определенным образом схематизированное отображение объекта или явления.
По мнению Н. В. Кузьминой, под моделью следует понимать искусственно созданное для изучения явление, аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или вовсе невозможно. Теоретики в области моделирования подчеркивают, что модели, как правило, выступают в виде аналогии объектов исследования, т.е. они сходны, но не тождественны последним.
В результате теоретического анализа по исследуемой проблеме (глава 1), а также результатов констатирующего эксперимента, нами разработана модель процесса овладения двигательной культурой в процессе учебной деятельности.
Разработанная модель основана на принципе «Единства Образа — Действия - Слова» и включает моторный, чувственно-образный, эмоциональный и личностный компоненты, которые являются составляющими двигательной культуры и способствуют повышению двигательного, интеллектуального и нравственного развития младшего школьника (схема 1, см. с.114).
В нашей модели овладение двигательной культурой на уроках двигательной активности является необходимым условием не только моторного развития, но и личностного, где происходит слияние деятельности, поведения, общения, возникает необходимость обобщать накапливаемый опыт действий и поступков, выраженных в двигательных формах, нравственных нормах и ценностях культуры, в которых раскрывается личность. Уникальными средствами формирования двигательной культуры на уроках двигательной активности являются музыка, хореография, танец, ритмическая гимнастика, игровые задания.
Урок двигательной активности представлен как комплекс внешних условий, обеспечивающих воздействие на внутренние изменения личности, овладение двигательной культурой, в которой находят своё место элементы общей культуры. Через реализацию принципа единства Образа - Действия — Слова через разработанные и внедрённые учебные ситуации происходило стимулирование собственной активности младшего школьника.
Урок двигательной активности представлен как комплекс внешних условий, обеспечивающих воздействие на внутренние изменения личности, овладение двигательной культурой, в которой находят своё место элементы общей культуры.
Через реализацию принципа единства Образа - Действия - Слова через разработанные и внедрённые учебные ситуации происходило стимулирование собственной активности младшего школьника.
Урок двигательной активности - новая форма в образовательном процессе, особая область, позволяющая управлять своими собственными движениями, где используются различные средства обучения. Многообразие видов деятельности на уроке двигательной активности позволило каждому ученику найти ту сферу, в которой он чувствовал бы себя уверенно и свободно. Игровые задания по своему содержанию были представлены таким образом, чтобы младший школьник обнаружил и осознал, изменения в самом себе, исключив лишние и случайные движения. Занятия двигательной активностью позволяют осознавать новые возможности личности ребёнка.
Целесообразно на уроке двигательной активности идти от образа к действию, а затем слову (1 глава). Это основной принцип, на котором строиться наша модель. «Образить» - привести в надлежащий вид. П.Я. Гальперин определял психику как особую форму деятельности субъекта - его деятельность в плане образа [58, С. 120]. Порождение новых образов, мыслей осуществляется благодаря способности оперирования и манипулирования образами. Образы, ставшие результатом активной преобразовательной деятельности, регулировали поведение, влияли на саму личность и оказывались порой сильнее словесных воздействий.
В модели процесса овладения двигательной культурой, отражены основные компоненты: моторный, чувственно-образный, эмоциональный и индивидуально-личностный (схема 1, с. 114). Через принцип единства Образа - Действия - Слова повышался уровень двигательной культуры. По каждому компоненту выделены результаты овладения двигательной культурой.
Общая культура движений проявлялась в индивидуальности, выразительности, грациозности, обогащённости движений, экспрессии, мимики, свободе в ориентации музыкальных ритмов. Уверенность в движениях вызывает общую уверенность младшего школьника, повышает его самооценку, а значит и способствует развитию самоконтроля его действий. Овладение двигательной культурой на уроках двигательной активности даёт возможность снять барьер в общении.
Все виды движений возникают лишь при определённых воспитательных воздействиях. Поэтому своевременное, всестороннее и целенаправленное развитие двигательной культуры ребёнка является серьёзной воспитательной задачей. Необходимо создавать условия на уроке для проявления двигательной активности младшего школьника.
Педагогическое взаимодействие осуществлялось на уроке двигательной активности, который представляла собой особое пространство вхождения младшего школьника в культуру. Ситуации, создаваемые учителем на уроке, стимулировали активность младших школьников (все её виды).
Учитель придавал нужное направление в развитии движения, наполняя форму движения содержанием, учил управлять движением, контролировать и оценивать его. То есть помогал ребёнку стать обладателем этого движения, определяя рамки культурного движения, границы не просто стихийного движения, а движения человеческого.
Отметим, что процесс вхождения в двигательную культуру на уроке двигательной активности - это совместная деятельность педагога и младшего школьника, которая постепенно превращается в высшую форму активности САМОдеятельность. Активность (моторная, коммуникативная, интеллектуальная) младшего школьника растёт вместе с ростом его самостоятельности. Чем ученик самостоятельнее в выборе средств, способов движения, тем богаче его возможности для активной деятельности.
Пути эффективного овладения двигательной культурой в различных видах деятельности на уроках двигательной активности
Разносторонняя деятельность по овладению двигательной культурой в учебном процессе часто проявляется в синтезе, сочетании, взаимосвязи разных её видов (познавательно-игровая, художественная, спортивная, танцевальная и т.д.)- Опираясь на индивидуальные возможности и способности учащихся в учебной деятельности, мы строили учебный процесс применительно к особенностям школьников, типичным для данного возраста, но с признанием достоинств каждого ученика.
Способность к самоадаптации и самореализации, на которые ориентированы уроки, начинает своё становление с умения учащегося выбирать благоприятную обстановку.
Мы учитывали, что двигательное действие есть неотъемлемая часть любого обучения, поэтому недостаток в двигательном развитии ведёт к затруднениям в усвоении любых учебных программ. Наблюдая за поведением младших школьников, мы пришли к выводу о том, что такие механизмы развития личности как: уменьшение напряжения, сокращение изоляции детей друг от друга, открытость, снятие тревожности - наиболее успешно протекают при использовании на уроках принципа единства образа, действия, слова.
Нами решалась задача обеспечения динамики управления собственными движениями, развитие пластичности, разнообразия движения, а главное - красоты движения. Учитель пытается придать движению нужное направление, чтобы младший школьник смог «пережить» это движение. Важным представлялось развитие эмоциональной сферы (переживание от движения), воображения, двигательной памяти.
Так как, период младшего школьного возраста отмечен ярко выраженным психомоторным прогрессом, что обуславливает интенсивное развитие двигательных функций, то налицо был прирост по показателям пространственной ориентации движений и зрительно-двигательной координации. В связи с интенсивным развитием высшей нервной деятельности создаются благоприятные условия для освоения всё большего числа двигательных навыков и предметных ручных координации.
По своей природе младший школьник очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен и естественен в своих двигательных выражениях. Поэтому для формированию двигательной культуры младших школьников мы использовали такой вид деятельности," как музыкально-ритмические движения. Они служили инструментом познания младшим школьником окружающей действительности и в то же время являлись средством выражения музыкальных образов. Для нас первоначально творческие проявления у младших школьников в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, явились очень важным показателем, они - начало его будущей творческой деятельности, потому, что творчество способствует в дальнейшем развитию памяти, мышления, наблюдательности детей.
Творчество в моторной сфере младшего школьника целесообразно развивать в тех видах деятельности, которыми он непосредственно занимается, так как школьная программа уроков двигательной активности предусматривает овладение учащимися различными сторонами двигательной активности, то и формирование творческих способностей осуществлялось в конкретных видах двигательной активности (танец, хореография, игра, рисование).
Многообразие видов деятельности на уроке способствует переключению внимания и благодаря этому — поддержанию высокой работоспособности в течение всего урока. Переключение понимается как смена внешних форм двигательной, игровой, музыкальной деятельности. Однако внимание, утомляемость, работоспособность - это внутренние, психические феномены. Следовательно, ключ к содержательному многообразию видов деятельности лежит в обращении к разным уровням и формам урока.
У младшего школьника есть потребность в свободе передвижения, удовлетворить которую возможно на уроке двигательной активности с помощью различных средств.
Подобранная нами последовательность упражнений, обеспечивает возможность сосредоточиться на качестве выполнения этого упражнения, а затем на творческом самовыражении в движениях, используемых в упражнениях.
Упражнения и игровые задания, развивающие творчество в двигательной сфере ребёнка представлены в таблице (Таблица 2, см. с. 144). Предлагаемые игры и игровые задания, позволили испытать удовольствие от ощущения совершенствования собственных действий, что отражалось на настроении и поведении младших школьников. Овладение движениями строилось на постоянном усложнении самого движения и его замысла.
На уроках двигательной активности младшие школьники исполняют упражнения, сюжетные и несюжетные игры, танцы, пляски. Детское исполнение имеет свои особенности, вызванные возрастным развитием, недостатком представлений, опыта, технических умений.
Л.С. Выготский исходил из положения о том, что, одним из основных путей культурного развития ребёнка является подражание [50]. Здесь отсутствует зрелый замысел, налицо элементы подражания, но имеется исполнительское усилие, эмоциональное участие. Подражание и самостоятельная деятельность активно переплетаются, взаимно обогащая друг друга.
Дети младшего школьного возраста, как показали наблюдения, произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок. Детям доступно овладение разнообразными движениями от ритмичного бега до танцевальных шагов.
Язык пластики, который выделяется богатством своих возможностей, как ни одно другое средство общения. Научится выразительному движению и жесту возможно при помощи образного слова.
Для того чтобы действия детей под музыку были свободными, лёгкими, чёткими, необходимо выполнение образных упражнений. Их выполнение поможет развить творческое воображение младших школьников, а также будет способствовать улучшению качества движений, их выразительности и пластичности. Проявляя фантазию и выдумку, младший школьник может действовать самостоятельно или же следовать образцу исполнения, который предлагает ему взрослый. Принцип образно-игрового погружения в музыку позволяет ребёнку проявлять свою индивидуальность. Важно учитывать, что начальный этап вхождения ребёнка в мир музыки является наиболее значимым для его эмоционально-личностного становления. Поэтому урок следует начинать с музыки, которая отвечает эмоциональному состоянию детей, не противоречит их настроению (Приложение 5).
Образные упражнения, используемые на уроках двигательной активности, представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий, поведения птиц, зверей и т.д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности младшего школьника. Перед детьми ставятся творческие задачи, которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие поведение или повадки того или иного персонажа, и предлагают детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки.
Через работу в образах достигается ощущение целостности, наполненности, осознанности. Детям особенно нравится смена персонажей от сильного, уверенного в себе статного «орла», с широко разбросанными «парящими» руками, до мелкого «воробышка», быстро - быстро взмахивающего крылышками (кистями рук). Игровая ситуация, красочные образы помогают раскрыть индивидуальность, освоить технику исполнения.
В процессе упражнений дети могут самостоятельно выбирать действия с теми или иными предметами, а также упражнения с воображаемыми предметами (игра с мячом, сбор ягод, плетение венков). Например: «Мы поливаем цветы», «Мы порхаем как бабочки» (Приложение 5, 6).
Содержание зрительного или слухового образа побуждает к возникновению нового образа. Образы, ставшие внутренним достоянием личности, регулируют внешнее поведение личности, её деятельность и влияют на саму личность.
Если говорить о пластике, то мы уделяли внимание развитию движения рук у ребёнка, а именно пальцев кисти. В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно обстоятельство - существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, лёгких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Особое внимание в ходе развития способности регулировать мышечный тонус уделяется совершенствованию мелкой моторики руки. Для содействия проявлению пластических возможностей применялся специально разработанный комплекс подготовительных упражнений «Кистевая гимнастика».