Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы развития диалоговой речи младших школьников .
1.1. Проблема развития общения младших школьников в психолого-педагогических исследованиях . 12
1.2. Развитие культуры диалога младших школьников как одна из проблем общения . 31
Глава II. Педагогические условия развития культуры диалога младших школьников . 56
II.1. Особенности развития культуры диалога младших школьников . 56
II.2. Динамика развития культуры диалога младших школьников . 77
Заключение 108
Список литературы 111
Приложение 126
- Проблема развития общения младших школьников в психолого-педагогических исследованиях
- Развитие культуры диалога младших школьников как одна из проблем общения
- Особенности развития культуры диалога младших школьников
- Динамика развития культуры диалога младших школьников
Введение к работе
Актуальность исследования определяется развитием гуманистической модели образования по культурсообразному типу. Культура выступает в цивилизованном обществе фактором его развития и отдельной личности. Вопросы ценностей культуры в жизни человека стали предметом изучения в работах известных философов России М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, И.А.Ильина, М.С.Кагана и др. Положения М.М.Бахтина о культуре как диалоге, разворачивающемся в горизонте личностей и культур, выступает основным теоретико-методологическим основанием данного исследования. Диалог выступает определенной речевой конструкцией как единицей развернутого общения, а культура выступает определенным средством общения, позволяющим познать ценности мира и личности. Проблема общения в психолого-педагогических исследованиях изучалась по таким направлениям как вербальные и невербальные виды общения, возрастная специфика общения, общение в системе личностно-ориентированного образования, общение как средство воспитания (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.Л.Коломенский, Л.И.Лисина, В.А.Петровский, Т.А.Репина и др.). Развитие педагогической науки и образования в гуманистической парадигме актуализировало проблемы общения и диалога как показателя культуры личности, как субъективного средства воспитания личности. Культуросообразный контекст образования наполняет пространство образовательного учреждения общечеловеческими и национальными ценностями, постижение которых определяется степенью активности личности в процессе диалога, позволяющего познавать мир другой культуры и внутренний мир личности. Основными идеями культуросообразного типа образования выступают полисубъектность, диалогичность, внутренние детерминации, ценностно-смысловые ориентиры (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, А.А.Бодалев, Н.М.Борытко, Т.И.Власова, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Р.М.Чумичева и др.).
В младшем школьном возрасте, где ведущим видом деятельности
выступает учебная деятельность, общение становится определяющим в познании окружающего мира. Однако, развернутое монологическое общение возникает при условии освоения школьниками диалоговой речи, которая позволяет субъектам устанавливать взаимопонимание, осознанно воспринимать, перерабатывать информацию и проектировать дальнейшую учебную деятельность. Вопросы развития диалоговой речи школьников стали предметом изучения в работах Б.С.Волкова, И.Гликман, О.В.Заславской, В.П.Зинченко, ЛЯ.Зориной, В.А.Караковского, Н.Н.Никитиной, Л.И.Новиковой, Е.М.Сафронова, Н.Б.Стоянович, Н.Е.Щурковой и др. В отечественных исследованиях, раскрывающих общение как коммуникативную деятельность, отмечалось, что оно не только обеспечивает обмен информацией, но и создает предпосылки для межличностного взаимодействия в социальной ситуации развития (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.). В современных исследованиях особое внимание обращается на ведущие виды деятельности (игровая, учебная) как условия изменения потребностей учащихся в освоении норм и правил вербальных и невербальных средств общения (Н.Ф.Виноградова, В.С.Мухина, В.А.Петровский и др.). Развитие образования по гуманистическому типу актуализирует не только проблему общения, но, прежде всего, проблему культуры диалога, сложность которого заключается в различных позициях субъектов диалога, в способности понимать другого, сопереживать обсуждаемой информации и способности рефлексировать содержание собственного диалога, адресованного другому (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова и др.).
Северный Кавказ является поликультурной средой, где актуализируются вопросы культуры диалога в многонациональном образовательном пространстве. Воспитание культуры диалога в многонациональной среде сверстников, начиная с младшего школьного возраста, в педагогической науке разработано недостаточно, что актуализирует тему исследования. Однако, проблемы диалога как средства общения в полиэтническом регионе,
воспитания культуры межнационального общения стали предметом изучения ряда ученых (А.А.Абдуллаев, В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, К.Г.Гусаева, Х.Д.Дамаданова, А.Я.Данилюк, Р.И.Кадиева, Н.Э.Казиев, А.М.Магомедов, Ф.ГЛЯлалов и др.).
Развитие начального образования по культуросообразному типу требует от современного учителя не только освоение способов развития диалоговой речи, но и создания педагогических условий для развития культуры диалога между сверстниками и взрослыми. Анализ педагогических исследований и практики позволил выявить ряд противоречий:
-между теоретическими обоснованиями культуры как «диалога личностей» и развитием начального образования как ступени познания учащимся окружающего мира и способов общения;
-между требованиями современного образования к развертыванию диалога, полилога в образовательной поликультурной среде и поиском диалоговых технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка в целом;
-между сложившимися устойчивыми стереотипами педагогического мышления учителя в использовании педагогических технологий и высокой потребностью младших школьников в общении, диалоге как средств познания другой личности.
Актуальная и недостаточно теоретически разработанная проблема развития культуры диалога младших школьников и выявленные противоречия определили тему исследования «Развитие культуры диалога младших школьников».
Объект исследования: развитие культуры диалога младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: содержание, средства и методы развития культуры диалога младших школьников.
Цель исследования: разработка педагогических условий развития культуры диалога младших школьников в учебной деятельности.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Определить степень разработанности проблемы развития культуры диалога младших школьников.
Разработать критерии и показатели культуры диалога младших школьников.
Обосновать и экспериментально апробировать диалоговые модели учебной деятельности, обеспечивающие развитие культуры диалога учащихся.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность развития культуры диалога младших школьников в учебной деятельности обеспечивается при следующих условиях, если:
-спроектирована целостная модель развития культуры диалога, представляющая собой интеграцию учебной и внеучебной деятельности;
-учебная деятельность спроектирована как диалоговая модель, создающая среду развития культуры диалога;
-литературный текст понимается как сосредоточение ценностей, диалогов культур и личностей и эталонных образцов речевых конструкций, объединяющих учебную и внеучебную деятельность;
-диалоговые методы пролонгированы и применяются учителем в процессе учебной и внеучебной деятельности от формулировки ее целей до конечного результата.
Теоретико-методологической базой исследования являются: идеи гуманистического образования, определившие проблематику исследования и обеспечившие субъект-субъектные взаимодействия как основную единицу учебной деятельности (В.В.Зайцев, В.В.Сериков, И.А.Якиманская и др.); теоретические положения в осмыслении культуры как модели мира и фактора, определяющего развитие общества и личности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Н.А.Бердяев и др.); положения культуросообразной парадигмы образования, раскрывающие ценности культуры как ядро содержания и технологий образования на всех его ступенях (Е.В.Бондаревская,
Т.И.Власова, Р.М.Чумичева и др.); исследования по проблемам общения как средства развития личности и как вида деятельности, обеспечивающих познания мира (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.А.Петровский, В.А.Репина, и др.); исследования по проблемам диалога как пути открытия личности и становления социокультурного опыта ребенка в поликультурной образовательной среде (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк, Н.Э.Казиев, Ф.Г.Ялалов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании культуры диалога как ценности личности младшего школьника, развивающейся в образовательном пространстве школы и регулирующей отношения между сверстниками; определении понятия «культура диалога младших школьников» как ценность личности, определяющей отношение к субъекту диалога и к ценностям культуры; обосновании необходимости проектирования учебной деятельности младших школьников в контексте кульуросообразной парадигмы образования как среды общения и диалога, позволяющих развивать культуру учащихся; в проектировании диалоговой модели учебной деятельности, обуславливающей становление культуры диалога в системе «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся»; в разработке критериев и показателей культуры диалога младших школьников (направленность на коммуниканта, адекватность ответов, саморегуляция эмоционального отношения и др.); обоснование литературного текста как культурного феномена, содержащего ценности и средства развития культуры диалога младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диалоговой технологии как субъект-субъектной системы, пролонгированной в учебной деятельности от формулировки целей до результатов; диалоговых видов учебной деятельности как среды развернутого полилога - «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся».
Результаты исследования получили реализацию в программно-методическом обеспечении уроков чтения в первом классе; в разработке
спецкурса «Развитие культуры диалога младших школьников на уроках чтения» для системы подготовки учителей начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования», а также для системы повышения квалификации учителей начальных классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены реализацией основных положений методологии научного познания, применением комплекса взаимодополняющих и адекватных предмету, целям и задачам общенаучных и специальных методов исследования, комплексным характером исследования, корректной обработкой материалов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Теоретическое обоснование необходимости проектирования целостной модели учебной и внеучебной деятельности младших школьников в контексте культурособразного типа образования как условия развития культуры диалога в системе «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся». Культуросообразность модели процесса развития культуры диалога младших школьников определяется литературным текстом как носителем диалога культур и личностей.
2. Понятие «культура диалога младшего школьника» как ценность
личности, определяющая отношение к субъекту диалога и к ценностям
культуры. Культура диалога создает активную среду коммуникаций,
предоставляет каждому учащемуся возможность самоутверждения,
установления дружеских отношений и открытия личностных смыслов
сверстников - доброжелательность, дружелюбие, принятие творчества.
Культура диалога предполагает принять себя и другого с позиции
нравственных ценностей и смыслов, рожденных в диалоге.
3. Принципы проектирования модели учебно-воспитательного процесса
как среды развития культуры диалога младших школьников: когнитивно-
эмоциональной совместимости, обуславливающей выбор партнера по
диалогу в системе «образ-учитель-ученик»; проективности последствий
диалога, ориентирующий субъектов на прогнозирование личных действий, определяющих культуру диалога; поликультурной событийности, обеспечивающий в учебно-воспитательном процессе межкультурные и межличностные диалоги в ситуации общения.
4.Модель процесса развития культуры диалога младших школьников, отражающая интеграцию учебной и внеучебной деятельности, основанную на ценностях литературного текста и представленные как «Мир образов и их ценностей», «Открытие мира другого», направленные на познание ценностей и развитие коммуникативных умений; «Социокультурные события», «Открытие своего мира «Я», обеспечивающие становление субъектного опыта и развитие культуры диалога младших школьников.
5.Диалоговые технологии, обеспечивающие развитие культуры диалога учащихся, пролонгированные от целевых установок урока до его результативности: диалог целеполагания, процессуальный диалог, рефлексивный диалог. Диалоговые технологии дифференцированы относительно учебной и внеучебной деятельности и обеспечивают развитие различных показателей культуры диалога младших школьников.
б.Обоснование литературного текста как культурного феномена, содержащего ценности и смыслы диалогов, средства развития культуры диалога младших школьников. Литературный текст выступает своеобразным носителем диалоговых образцов в социальных, природных, личностных, художественных сферах жизнедеятельности человека, постижение которых формирует в представлениях и в опыте младших школьников культуру диалога как ценности общения в поликультурном сообществе. Принципами отбора литературного текста выступили: ценностно-смысловая направленность, определяющая развертывание диалогов «образ-учитель-ученик» и имеющая воспитательный эффект; интегративности, обеспечивающий интеграцию ценностей русской и дагестанской культур, отражающих национальные образы как носителей диалогов; активности,
способствующий развитию позиции и самостоятельности учащегося в процессе диалога.
Методы и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов, на которых применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся теоретический анализ психологической, научно-методической литературы по проблемам исследования, поиск проблематики и направления исследования, разрабатывался научно-понятийный аппарат исследования, формулировался замысел исследования. На данном этапе исследования использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, прогнозирования направления и результатов исследования.
На втором этапе (2004-2005гг.) уточнялась и дополнялась гипотеза исследования, разрабатывалась теоретическая и методологическая база исследования, определялись методы исследования согласно каждому его этапу, осуществлялась диагностика субъектов, определялись исходные параметры культуры диалога младших школьников - критерии и показатели, проводился констатирующий этап эксперимента. Основными методами исследования на данном этапе выступили педагогический эксперимент, проектирование, моделирование, сравнительный анализ.
На третьем этапе (2005-2007гг.) осуществлялся комплексный анализ результатов опытно-экспериментальной работы в сопровождении систематизацией и обобщением ее результатов, апробацией и внедрением содержательных модулей и технологий развития культуры диалога младших школьников, осуществлялось литературное оформление материалов диссертации, формулировались выводы и заключения результатов диссертационного исследования. Методами, применяемыми на данном этапе исследования, явились сравнительный анализ полученных результатов, систематизация и обобщение фактического и научного материала,
формулировка выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на базе МОУ СОШ №№ 12,15,26,38,39 г.Махачкалы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре, на региональных, межвузовских научно-практических конференциях и отражены в публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема развития общения младших школьников в психолого-педагогических исследованиях
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга, как способ трансляции в сообщество образцов культуры диалога.
В последние 10-15 лет социологи, лингвисты, психологи, специалисты других областей знания с все возрастающей тревогой отмечают, что уровень речевой культуры российского общества, в том числе и, прежде всего, детей и подростков, неуклонно падает, и в настоящее время его можно признать катастрофически низким. Судя по тому, как и с какими социально-экономическими результатами наша Россия вступает в третье тысячелетие, очевидно, нельзя говорить о хорошо организованном в пределах Российской Федерации общении. В свою очередь, с одной стороны, уровень общения в обществе не может не отражаться на общении в школе или ином образовательном учреждении, а с другой стороны, общение в сегодняшней школе проектирует и не может не спроецироваться на характере общения в российском социуме как сегодня, так и ближайшем и даже достаточно отдаленном будущем. В связи с этим возникает проблема развития культуры диалога в процессе общения учителя с учениками.
Диалогичность и сотрудничество в современной системе общественных наук является важнейшей научной проблемой в изучении философско методологических и теоретико-психологических основ исследования общения в целом и анализа его такой разновидности, как педагогическое общение. Проблеме происхождения общения посвящены работы зарубежных и отечественных философов М.С.Кагана, М.М.Бахтина, Э.В.Ильенкова и др.
В исследованиях Б.Г.Ананьева, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна изучена сущность общения как психологического качества личности. Учеными подчеркивается социокультурная природа его происхождения. С точки зрения этих авторов в общении проявляется человеческая сущность, оно выступает обязательным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни. В исследованиях А.А.Бодалева, М.И.Лисиной, А.В.Петровского общение рассматривается как процесс взаимодействия личностей, определенным образом отражающих друг друга (отраженных и представленных друг в друге), относящихся друг к другу и взаимодействующих друг с другом с целью согласования усилий, налаживания их отношений и достижения общего результата, влекущего за собой изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческих сферах, участвующих в общении лиц. По мнению А.В. Петровского, человек становится личностью в процессе общения, вхождения в общество, с которым он непрерывно контактирует.
В работах Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, М.С.Кагана и др. раскрывается деятельностный характер общения и диалогическая его структура, и общение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия субъектов. В свою очередь П.С.Батищев рассматривал общение как процесс установления и обновляющегося становления глубинной, универсальной общности между субъектом и всеми другими. Это обуславливает необходимость глубокого анализа культуры диалога педагога как носителя речевых образцов и проявления педагогического мастерства, о чем в свое время писали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.АСухомлинский, и др.; и разрабатывают современные ученые в аспекте развития профессионально-педагогической культуры - Е.В.Бондаревская, В.А.Сластенин и др.
Теоретический анализ общения, различных подходов к пониманию его сущности, структуры, функций, конкретных его феноменов показал существенное отличие общения в педагогике личности от традиционного деятельностного подхода, не основанного на идеях сотрудничества и педагогической поддержки детей. Сотрудничество и педагогическая поддержка с позиций педагогики личности, будучи системным объектом общения, включают в себя самих людей с их потребностями, мотивами, знаниями, личностными свойствами и т. п. - носителей той «индивидуальной силы», которая приводится в действие, соединяясь с индивидуальными силами других людей; объекты и предметы, на которые направлены совместные действия этих людей; сами действия людей по отношению к предмету их сотрудничества, совместной деятельности; продукты и результаты этих действий деятельности в целом.
Анализ научно-педагогической и психологической литературы позволяет сделать вывод, что педагогическое общение способствует выработке жизненной позиции личности в процессе обучения и вне учебной деятельности. Педагогическое общение является тем видом деятельности, который регулирует отношения педагога и воспитанника, коллектива учащихся в процессе их духовного, нравственного роста, является системообразующим признаком развития личности в учебном процессе и внеучебной творческой деятельности. Изучение проблем общения в деятельности педагога позволяет актуализировать тему развития культуры диалога младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности, когда учащийся начинает приобретать новый субъектный и социальный опыт.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. В учебном процессе общение в начальной школе выступает ведущим видом деятельности и средством познания окружающего мира
Анализ проблемы общения стал предметом изучения философов, педагогов и психологов (Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский , Л.Д.Столяренко и др.). Ученые определяли понятия, виды и средства общения, направленность и результат общения. Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой нами темы культуры диалога. Б.Ф.Ломов в работе «Проблема общения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение, по определению А.В.Петровского, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; по мнению Л.Д.Столяренко -специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Общение- это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Развитие культуры диалога младших школьников как одна из проблем общения
В рамках глобализации возрастает значимость международного диалога культур, который усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика. Диалог культур обеспечивает достижение гуманных целей во внешней политике Европы. Глобализация и глобальные проблемы способствуют диалогу культур. В целом проблемы открытости к диалогу и взаимопониманию в современном мире приобретают глубокий характер. Однако для взаимопонимания и ведения диалога не достаточно одной доброй воли, но необходима кросс-культурная грамотность (понимание культур других народов), которая включает в себя осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, а также способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на культуру собственного сообщества глазами других народов. Но чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть открыт к культуре отечественной. Участвуя в диалоге культур, надо знать не только свою культуру, но и сопредельных культур и традиций, верований и обычаев. Глубина диалога во многом определяется заинтересованностью творческих личностей, возможностью удовлетворения их запросов. Диалог культур приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Необходимость диалога культур как условие самосохранения человечества. Взаимодействие, диалог культур в современном мире - процесс сложный и возможно иногда болезненный. Необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие, диалог народов и культур в интересах каждой из сторон этого взаимодействия и в интересах общества, государства, мирового сообщества. В рамках культурных цивилизованных процессов развития общества актуализируется и проблема развития культуры диалога личности на всех этапах ее образования.
Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем взаимодействия субъектов, хотя именно они определяют развитие общества, образования, культуры. Культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий лежит «дух народа». Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он - необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог - это понимание своего "Я" и общение с другими. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры и образования. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом: древние тексты культуры Индии наполнены идеей единства культур и народов; проблемами диалога занимались древнегреческие философы-софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма, создающие диалоговое пространство на основе духовной культуры, признания плюрализма мнений, равноправия точек зрения, общечеловеческих принципов свободы и ценности личности и общества в целом. Хотя диалог, как форма межчеловеческого общения существует с очень дальних времен, но по-настоящему проблемами диалогических отношений занялись немецкие философы И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг около 200 лет назад, когда они занимались проблемами субъекта и его познающих возможностей, субъективных и межсубъективных отношений. Развивая идеи И.Фихте об инаковости и взаимообусловленности «я» и «другого», Л.Фейербах дает начало исследованию диалога начала XX века. В историческом плане обращение к диалогу всегда является свидетельством смены научной парадигмы. Возникновение диалога в античности было показателем того, что мифическое сознание сметалось философско-дискурсивным, критическим сознанием. Диалоги эпохи Возрождения показывают, что формируется новая парадигма, новый тип сознания. Современная культура тоже начинает переходить к новому типу бытия человека в культуре. В XX веке культура смещается в эпицентр человеческого бытия, что происходит во всех сферах жизни. Диалог культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание. В современном мире диалог культур более усложнился в силу комплекса обстоятельств: глобализация взаимодействия культур разных народов, систематичность диалога культур, а не одной, самореализация всех и каждой культуры через взаимодействие проблематизация механизма взаимодействия культур, диалога культур и религий, соотнесение диалога и высшей ценности человека - совести.
Особенности развития культуры диалога младших школьников
Теоретический анализ исследований, позволивший выявить особенности развития младших школьников, в частности их диалогической речи, а также ведущие виды деятельности, определяющие качество его учения, позволил определить направления констатирующего этапа исследования. Целью констатирующего этапа исследования является выявление особенностей развития культуры диалога младших школьников в 1 классе. В ходе исследования определилось понятие «культура диалога младшего школьника» как личностный смысл, определяющий отношение к субъекту диалога и к ценностям культуры. Культура диалога актуализирует партнеров по диалогу, обеспечивая каждому развитие способностей к самореализации и самоутверждению, к сохранению дружеских отношений, к развитию социальной гибкости и открытию смыслов жизни людей - достижение доброжелательности, уравновешенности, творчества. Культура диалога предполагает принять себя и другого с позиции нравственных ценностей и смыслов, рожденных в диалоге. На основе данного понятия определились критерии и показатели культуры диалога младшего школьника. В соответствии с целью эксперимента мы определили следующие задачи: 1. Выявить особенности диалогической речи младших школьников в ситуации общения «учитель - учащийся», «учащийся - учащийся». 2. Осуществить подбор диагностических методов исследования по определению уровня развития диалогической речи младших школьников. 3. Разработать критерии, показатели и уровни культуры диалога младших школьников. Изучение особенностей диалогической речи младших школьников осуществлялось по критериям: тон диалога (доброжелательный, уважительный и др.), стиль диалога (внимание к содержанию, доминирование и др.), культура диалога (понимание личностного смысла, принятие, самореализация и др.). В ходе констатирующего эксперимента были определены методы изучения культуры диалога младших школьников. Метод наблюдения фиксировал общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом в течение 20 минут. Содержание разговоров фиксируется по возможности дословно с сохранением особенностей речи участников их поведения. Вопросы для анализа записей: мотивы диалога учителя с учащимися, учащихся с учителями, учащихся друг с другом; инициативность, адресность диалога; тематика и содержание диалогов; анализ особенностей диалоговой речи учащихся (лексика, ее богатство и разнообразие; развернутость высказываний; использование речевых клише, форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения); особенности диалоговой речи учителя (лексическая, грамматическая, фонетическая оформленность речи; соответствие содержания речи возрасту детей; умение учителя организовывать содержательный диалог и решать задачи воспитания и обучения). Результаты наблюдений и анализа оформляются в следующие таблицы (см. приложение №1). Метод беседы с учащимися был направлен на изучение коммуникативных умений как основы развития культуры диалога в специально организованных условиях. Методические указания к проведению беседы: а) установить контакт с учащимся, доверительные отношения и на этом фоне развернуть диалог на темы: о друзьях, семье, самом ребенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, интересных играх, занятиях и других видах деятельности. Примерные вопросы диалога: «С кем ты дружишь? О чем любишь разговаривать с ребятами? О чем любишь читать?» и другие. Вопросы направлены на выявление показателей коммуникативных умений вступать в диалог, поддерживать и завершать его. б) С целью выявления умений ребенка самому вступать в диалог, необходимо использовались диалоговые ситуации: - Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать? - Как бы ты встретил новенького, который первый раз пришел в класс? Что бы ты ему предложил? Что рассказал бы, показал, о чем спросил? - Какая твоя любимая книга? О чем бы ты рассказал своему другу? и др. в) Для выявления умений ребенка задавать вопросы в ходе диалога необходимо использовать сюжетную картину, по которой ребенку предлагается задать вопросы. Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня?». Во время эксперимента не вступать в диалог с учащимся, а только отвечать на поставленные вопросы. Диалог организуется индивидуально с каждым. В результате анализа диалогов составляется характеристика коммуникативных умений учащихся (см. приложение №2). Экспериментальной базой нашего исследования явились первые классы МОУ СОШ №№12,15,26,38,39 г.Махачкалы. В констатирующем эксперименте приняло участие 150 учащихся и 7 учителей первых классов.
Используя метод наблюдения, направленный на изучение тона, стиля и культуры диалога, в процессе повседневного общения учащихся с учителем и учащихся друг с другом, мы выяснили следующие характеристики диалога. Диалог учащихся друг с другом возникал ситуативно, спонтанно и был связан с непониманием проблемы (забрали ручку, спрятали тетрадь, рассказы об интересных случаях и др.). Среди учащихся превалировал доброжелательный тон диалога - 55%, недоброжелательный - 45%. Недоброжелательный тон всегда был связан с ситуацией «прав - неправ», что всегда вызывало сильную агрессивно-наступательную эмоцию. Младшим школьникам сложно управлять своими эмоциональными проявлениями, что объясняется их психофизиологическими особенностями - повышенная возбудимость и сложность адаптации в первом классе. Но именно на этом возрастном этапе, как утверждал Д.Б.Эльконин, возникает определенная социальная среда, ситуация развития, формирующая психические и личностные новообразования, которые, по мнению А.В.Петровского, «...детерминированы из вне включением индивида в тот или иной институт социализации, или же обусловлены объективными изменениями внутри этого института, от которых оказывается зависима личность в своем формировании» (130,24). Эти теоретические положения обуславливают необходимость разработки педагогических условий, приводящих к новообразованию в развитии диалога младших школьников. Изучая особенности тона диалога, мы выявили, что в силу своей возбудимости, младшие школьники, в основном, общаются на повышенных тонах, шумно и крикливо - 70%. Спокойно общается та категория учащихся, которые или застенчивые, неуверенные, флегматичные - 30%. На наш взгляд, повышенная возбудимость в общении друг с другом является показателем социально-эмоционального нездоровья, что требует особой коррекции со стороны учителя, психолога. Наблюдая за уважительным и неуважительным поведением учащихся в процессе диалога, мы обнаружили, что уважительный тон проявляет 40% детей, а неуважительный - 60%. Анализ данных позволил выявить причины такой ситуации: высокий процент неуважительного отношения детей друг к другу объясняется тем, что эту группу составляют дети из неблагополучных семей, запущенный в воспитании, эмоционально-неустойчивые, с агрессивным поведением и в диалоге именно эта категория детей проявляла неуважение к собеседнику.
Динамика развития культуры диалога младших школьников
Проведенный констатирующий эксперимент позволил прийти к выводу о необходимости создания психолого-педагогических условий развития культуры диалога младших школьников в первом классе, что выступило целью формирующего этапа эксперимента.
Задачи формирующего этапа эксперимента заключались в следующем: -разработать целостную модель процесса развития культуры диалога, представляющую собой интеграцию учебной и внеучебной деятельности; -спроектировать учебную деятельность как диалоговую модель, создающую среду развития культуры диалога; -обосновать литературный текст как пространство диалога ценностей, культур и личностей в качестве средства развития культуры диалога младших школьников; -разработать диалоговые методы, пролонгированные в учебной и внеучебной деятельности от целеполагания до конечного результата, обуславливающие развитие культуры диалога младших школьников. Развитие современного образования и модернизация образовательной системы требуют от учителя и от ученого проектирования педагогического процесса и результатов своего исследования на научных основах и с описанием точных его результатов. Объектами проектирования выступает не только целостная педагогическая система, но и отдельные ее составляющие -процесс обучения, воспитания, внеклассные виды деятельности, педагогические ситуации и т.п. Проектирование представляет собой многоэтапную деятельность практика и ученого, связанную с созданием модели и доведения ее до уровня практического использования. Создание модели позволяет разработать конкретные цели и основные пути их достижения. Модель всегда проявляет творчества и учителя и исследователя. Однажды апробированная и позволившая получить конкретные результаты, она может многократно использоваться и динамично развиваться, благодаря приращиванию к ней новых элементов. В нашем исследовании модель понимается как проект и замысел, связанный с проектированием учебной и внеучебной деятельности, позволяющая определить эффективные условия в достижении поставленных целей. Цель модели направлена на развитие культуры диалога младших школьников. Поставленная цель реализовывалась в интегрированных видах учебной (чтение) и внеучебной деятельности, объединенных литературным текстом, который рассматривается как культурный феномен, отражающий ценности и смыслы диалогов, эталонные образцы диалога, выступающий в качестве средства развития культуры диалога младших школьников. Литературный текст выступает своеобразным носителем диалоговых образцов в социальных, природных, личностных, художественных сферах жизнедеятельности, постижение которых формирует в представлениях и в опыте младших школьников культуру диалога как высшей ценности в поликультурном сообществе. Принципами отбора литературных текстов выступили: -ценностно-смысловой направленности, определяющей развертывание диалогов «писатель-образ-учитель-ученик» и имеющей воспитательный эффект; -интегративности, обеспечивающей интеграцию ценностей русской и дагестанской культур, отражающих национальные образы как носителей диалогов; -активности, способствующий развитию позиции и самостоятельности учащегося в процессе диалога. Модель процесса развития культуры диалога младших школьников проектировалась на принципах: -когнитивно-эмоциональной совместимости, обуславливающей выбор партнера по диалогу в системе «образ-учитель-ученик»; -проективности последствий диалога, ориентирующий субъектов на прогнозирование личных действий, определяющих культуру диалога; -поликультурной событийности, обеспечивающий в учебной и внеучебной деятельности межкультурные и межличностные диалоги в ситуации развития; -интегративности, обеспечивающий взаимосвязь видов деятельности на основе содержания литературных текстов и его ценностей. Разработанные и апробированные в ходе формирующего эксперимента виды диалоговой модели учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающие развитие культуры диалога младших школьников, внедрялись поэтапно и интегрировались на основе литературного текста как носителя ценностей и диалога культур. В учебной деятельности доминирующими выступали модели «Мир образов и их ценностей», «Открытие мира другого», которые развивали у учащихся осознание значимости диалога в жизни людей и освоение образцов, демонстрирующих культуру диалога. Модели «Социокультурные события», «Открытие своего мира «Я» реализовывались во внеучебной деятельности, где проявлялся субъектный опыт учащихся в развертывании диалогов. Для каждого вида моделей использовались специфические диалоговые технологии, обеспечивающие развитие культуры диалога учащихся, пролонгированные от целевых установок урока до его результативности - представленности в опыте учащегося. Модели учебной деятельности «Мир образов и их ценностей», «Открытие мира другого» апробировались на уроках чтения. При реализации модели «Мир образов и их ценностей» использовались методы: -пересказ литературного текста, предполагающий развертывание собственных суждений, мнений, позиция по отношению к героям, их диалогам; -задания на анализ ценностей диалогов персонажей текста; «Какое состояние и настроение отражено в диалоге?», «Что послужило основанием для возникновения диалога?», «Кому и зачем адресован диалог?», « Диалог -это послание кому?» и др.; -задания на анализ смыслов диалогов: «Что ты открыл для себя в диалоге?», «Какой тайный смысл хотел передать тебе другой?», «Разгадай загадку персонажей?», «Какую новую сторону в человеке ты узнал?» и т.п.; -задания на обобщение и систематизацию диалогов текста: «Найди общий смысл в разных диалогах персонажей», «Что объединяет персонажей в диалоге», «В чем проявилась культура диалога одних персонажей и бескультурье других?» и т.п.; -задания на реконструкцию диалогов в тексте: «Как бы ты сам построил этот диалог?», «Поменяй диалог с бескультурного на культурный», «Измени содержание диалога», «Возьми на себя его образ и продемонстрируй культуру диалога» и др.; -учитель читает текст, выделяет речевую единицу («короб») и предлагает детям построить диалог по поводу его формы, объема, оценок и т.д., а также высказать другую точку зрения по фрагменту содержания текста (И.А.Кумова).