Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Очирова Наталья Пюрвеевна

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур
<
Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Очирова Наталья Пюрвеевна. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Очирова Наталья Пюрвеевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Элиста, 2009.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1422

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование процесса формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур 15

1.1. Духовно-нравственные ценности в контексте диалога культур 15

1.2. Этнопедагогическая направленность диалога культур 40

1.3. Сопоставление языков изучения в контексте этнопедагогического диалога культур 58

Выводы по первой главе 83

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур 85

2.1. Сопоставление языков изучения как педагогическое средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников 85

2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности сопоставления языков изучения на основе диалога культур 100

Выводы по второй главе 115

Заключение 116

Библиографический список 119

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Кризисные явления в духовно-нравственной жизни современного общества — девальвация нравственных ценностей, смещение приоритетов в сторону материального благополучия — требуют создания адекватного новому времени механизма воспитания подрастающего поколения. Одной из важнейших тенденций развития современной педагогической теории является усиление внимания к духовно-нравственной сфере воспитания, что закономерно в условиях кардинального пересмотра воспитанника как целостной личности, обладающей свойствами высокого порядка, включенной в живую ткань культуры, являющейся неотъемлемой частью окружающего мира, ориентированной на высшие ценности бытия.

Центральной проблемой в педагогике всех народов было сохранение духовно-нравственных ценностей. Сохранение и передача потомкам традиций образования и воспитания, нравов, принципов поведения, идеалов, всего того, что основывается на единстве языка и культуры этноса, в конечном итоге обуславливает формирование личности ребенка. Нравственное и духовное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Это обусловлено необходимостью воспитания подрастающего поколения в поликультурном обществе. Соответственно приоритетными формами и видами педагогической деятельности становятся такие, которые дают детям возможность утверждать, сохранять и развивать этнокультуру. Острота и проблематичность такого подхода связана с социальными реформами, которые привели к резкой смене духовных ценностей в обществе, к существенному ухудшению нравственной атмосферы в стране.

Огромное значение имеет то обстоятельство, что каждый человек находится под влиянием многих культур, и формирование духовно-нравственных ценностей происходит в ситуации постоянного поиска, обмена, выбора. Необходимость всемерного усиления внимания к духовно-

4 нравственным ценностям народов осознается многими. Человек с поликультурным поведением лучше понимает представителей иных культурных образований, толерантен в отношении с людьми в разных жизненных ситуациях, легко адаптируется в обществе.

В настоящее время очень важно, чтобы социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурно-педагогическую самобытность наций и народностей. Это возможно только в условиях творческого освоения и использования народной педагогики, традиционной педагогической культуры, мудрости воспитания. Традиционная культура воспитания существенно влияет на активное формирование культуры межнационального общения, воспитания, уважения к обычаям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира. Именно в контексте всего богатства традиционной педагогической и морально-этической культуры народов представляется возможным вполне демократическим путем, демократическими средствами регулировать иерархию гуманистических взаимосвязей: национальная политика - межнациональные отношения — межнациональные общения - национальное воспитание - межнациональное сотрудничество (содружество, солидарность) - общенациональное согласие, всеобщая гармония с опорой на повсеместный диалог культур.

Формирование духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности народов, стран, индивидов, несмотря на кризис образования, ведет к изменению системы образования, его идеала: «от человека образованного» к «человеку культуры». Неслучайно на шестых Лихачевских научных чтениях единодушно была поддержана идея о спасительной миссии диалога культур для современного общества. Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. С помощью диалогового обучения представляется возможным уйти от однозначности и стереотипности, шаблонности в обучении, создать наиболее благоприятные условия для реализации индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика, его личностного роста.

В век глобализации, стремления познакомиться с другими странами, с людьми разных национальностей появляется острая потребность изучения иностранных языков, но наряду с этим все ярче проявляются тенденции к возрождению традиционных систем воспитания, поддержания народных традиций и обычаев, стремление сохранения и возрождения национальных языков. С помощью языка мы понимаем и можем передать всю красоту и своеобразие национальной культуры, это свидетельствует о неразрывном единстве языка и культуры. Духовная культура может быть представлена преимущественно только посредством языка, определяющего мысли и сознание. Следует считать закономерным обмен духовными и нравственными ценностями между различными народами путем разных языков — это и заимствования из одного языка в другой, появление новых понятий посредством обмена информацией, владение несколькими языками, познание своего языка посредством сравнения его с другими языками мира. Особенно остро выделяется проблема сохранения и преподавания родного языка национальных меньшинств Российской Федерации. В настоящее время это не столько дидактическая проблема, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей стала предметом научных изысканий в различных областях. Социально-психологические аспекты ценностей исследуют А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Г.П. Выжлецов, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.С. Газман и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности: Л.С. Выготский Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, СП. Иваненков, Л.В. Мардахаев.

Исследования ученых в области ценностных отношений проводятся преимущественно в культурологи: Г.А. Аванесова, С.Н. Артановский, С.А. Арутюнов, Ц.А. Баджаева, Н.В. Барышников, А.П. Грушевицкая, Б.С. Ерасов, А.С. Запесоцкий, Л.Г. Ионин, А.И. Кравченко, М.Н. Кузьмин, В.Г. Николаев, Э.А. Орлова, Т.Н. Персикова, В.Д.

Попков, В.М. Садохин, филологической сфере: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, О.А. Леонтович, А.А. Леонтьев, С.Г. Тер-Минасова, этнопсихологии и этнопедагогике: Н.М. Лебедева, СВ. Лурье, Т.Н. Петрова, методике преподавания иностранных языков: А.Л. Бердичевский, О.Р. Бондаренко, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева, социологии: Н.Л. Иванова, В.В. Кочетков, И.С. Марьенко, Ф.И. Минюшев.

Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную связь: В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Э.С. Маркарян, Е.В. Манджиева, Э.В. Соколов, Н.А. Шагаева и др.

Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована И.А. Арнольдовым, М.М. Бахтиным, B.C. Библером, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским, И.С. Ледневым и др. Они расширили образование до элементов творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).

Проблемы философии и методологии мультикультурного образования исследованы Г.Д. Дмитриевым, К.Ж. Кожахметовой, И.С. Коном, Д.С. Лихачевым, К.Д. Ушинским и др.

Проблемы психолого-педагогической взаимосвязи культуры и образования в современном поликультурном обществе исследуются СВ. Беловой, Н.М. Борытко, В.П. Ватаман, В.И. Волынкиным, Б.В. Кайгородовым, Н.М. Лебедевой, Г.В. Палаткиной, Т.Н. Прохоровой и др.

Проблемы этнокультурного воспитания и образования глубоко исследуются Б.Ш. Алиевой, В.Ф. Афанасьевым, Г.М. Борликовым, Л.Д. Вавиловой, Г.Н. Волковым, Р.Б. Дякиевой, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькиным, М.Г. Харитоновым и др.

Анализ современных жизненных ориентиров детей, изучение социальных и межличностных отношений подрастающего поколения позволяет выделить следующие противоречия между имеющимися достижениями школьной

7 практики в области воспитания подрастающего поколения и недостаточной теоретико-методической обеспеченностью процесса формирования и развития духовно-нравственных ценностей школьников, обусловленных культурным развитием общества; социальным заказом общества на использование потенциала учебного материала этнокультурного содержания в целях воспитания духовно-нравственных ценностей школьников и недостаточной научной разработанностью его сущности и возможностей применения; необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у школьников на основе повсеместного диалога культур и недостаточностью практического обоснования применения педагогических средств, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Актуальность решения проблемы закономерностей формирования и развития духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур, когда у детей нет приемлемых идеалов в прошлом, но еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам ориентиры для предстоящего культурного, духовного и нравственного развития, личностного и национального самоопределения обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур».

Объект исследования: духовно-нравственные ценности школьников в контексте диалога культур.

Предмет исследования: формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках родного и иностранного языков.

Цель исследования - обоснование средств формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур в процессе обучения родному и иностранному языкам.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование духовно-нравственных ценностей школьников в процессе обучения родному и иностранному языкам будет эффективным, если:

выявлена и реализована на практике этнопедагогическая

8 направленность диалога культур;

- процесс изучения учебного материала на уроках родного и
иностранного языков ориентирован на формирование у школьников духовно-
нравственных ценностей;

- обоснованы педагогические средства формирования у школьников
духовно-нравственных ценностей в процессе обучения родному и
иностранному языкам - учебные тексты, творческие формы учебной работы
(проектная деятельность, различные творческие задания), беседы, тематические
встречи, круглые столы, «диалог культур», построенный на сопоставлении
языков изучения.

Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих основных задач:

  1. Рассмотреть и охарактеризовать этнопедагогическую направленность диалога культур.

  2. Обосновать педагогические средства формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур через обогащение этнопедагогическим содержанием учебного материала в процессе обучения родному и иностранному языкам.

  3. Разработать рекомендации по сопоставлению языков изучения в контексте диалога культур как средства формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

Методологической основой исследования являются положения духовно-нравственного развития личности, признание тесной взаимосвязи языка и культуры в области педагогики и культурологии, раскрывающие сущность и возможность формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер), взаимообмена и взаимообогащения культур этносов в процессе постоянного общения (Я.А. Коменский, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский). Вслед за Г.Н. Волковым и А.Б. Панькиным мы исходим из того, что основой исследования могут послужить концепции

9 этнопедагогики и этнокультурной коннотации образования.

Теоретической основой исследования явились философские, психолого-педагогические, этнопедагогические исследования в области ценностных ориентации личности (А.Б. Афанасьева, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Казакова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Сагатовский и другие); концепция модели системы билингвального образования, на основе принципа этнокультурной коннотации (А.Б. Панькин); лингвокультурологические исследования (М.М. Бахтин, И.В. Веденеева, В.Г. Костомаров, Л.А. Шейман).

Для реализации поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: изучение философской, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы; анализ социально-педагогических нормативно-правовых документов, теоретических систем и технологий; изучение и обобщение существующего педагогического опыта; методы опроса (интервьюирование, анкетирование, тестирование), наблюдение, сравнение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; количественный и качественный анализ продуктов деятельности, экспертиза оценок.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Элисты адаптивного направления.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002 — 2003) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, а также практического изучения специфики проблемы. Определялись исходные параметры исследования: его объект, предмет, методы исследования, терминологический аппарат, определялись основные задачи.

На втором этапе (2003 - 2008) были проведены констатирующий и обучающий эксперименты с целью проверки эффективности формирования духовно-нравственных ценностей школьников в контексте диалога культур,

10 эффективности сопоставления языков изучения на уроках родного и иностранного языков как педагогического средства формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

На третьем этапе (2008 — 2009) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, систематизировались и обрабатывались экспериментальные данные.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системным, деятельностно-личностным, этнокультурологическим подходами; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; непротиворечивости гипотезы и сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-методических источников, так и из образовательной практики; всесторонним анализом собранного материала, отражающего этнопедагогическое наследие калмыцкого и английского народов; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; органическим соединением исследовательской работы и практической деятельности диссертанта в качестве учителя английского языка.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены теоретические положения формирования духовно-нравственных ценностей в содержании образования в контексте диалога культур; расширены теоретические положения, касающиеся сущности и содержания этнопедагогического диалога культур; выявлены возможности сопоставления языков изучения в контексте диалога культур в области формирования духовно-нравственных ценностей школьников; обоснованы педагогические средства совершенствования формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур в процессе обучения родному и иностранному языкам; разработаны рекомендации и обосновано сопоставление языков изучения в контексте диалога культур как средства формирования

духовно-нравственных ценностей школьников; обоснованы возможность и эффективность применения учебного материала этнокультурного содержания с целью формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

Теоретическая значимость заключается в том, что определены ценности, составляющие основу духовно-нравственного воспитания школьников; выявлены особенности формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур; разработаны рекомендации и обосновано сопоставление языков изучения в контексте диалога культур. Положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования дополняют теорию формирования духовно-нравственных ценностей школьников с использованием этнокультурного учебного материала в условиях современной образовательной среды. Материалы исследования открывают перспективы для прикладных работ в данной области.

Практическая ценность выполненного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы способствуют совершенствованию практики формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур; обосновывают применение учебного материала этнокультурного содержания на уроках родного и иностранного языков; способствуют внедрению сопоставления языков изучения в школьную практику; разработанное автором учебное пособие «Диалог языков» внедрено в практику работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Элисты. Разработанный модуль «Диалог языков» к образовательным, программам «Раннее обучение иностранному языку», «Теория и практика обучения иностранному языку в современной школе» апробирован на курсах повышения квалификации работников образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнопедагогическая направленность диалога культур

интерпретируется не только как способ взаимодействия личностей, но и как средство их взаимоотношений с объектами и явлениями культуры посредством родного языка и языков различных культур. Диалогическая природа и

12 диалогических характер человеческого сознания составляют основу этнопедагогическои направленности диалога культур, что позволяет направить процесс воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей в русло диалога культур, опирающегося на этнопедагогические ценности в воспитании подрастающего поколения и ориентированного на развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой культуре. Этот процесс позволяет обогатить духовно-нравственный потенциал школьника, как представителя своей Родины, своего этноса, как полноправного гражданина мира. Этнопедагогический диалог подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов.

2. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на
уроках родного и иностранного языков эффективно, если планомерно вводить в
содержание обучения учебный материал этнопедагогического характера, в
контексте этнопедагогическои коннотации образования, тем самым
осуществляя диалогическое обучение. Оптимальными средствами, формами и
методами в этом процессе являются учебный текст, активные формы работы
(рассуждения, описания, проектная деятельность, различные творческие
задания); «диалог культур», построенный на сравнении иностранных и
этнокультурных учебных текстов; укрупнение дидактических единиц.
Содержательная структура учебного материала ориентирована на
формирование духовно-нравственных ценностей. Критериями их отбора
являются: содержательные — информативность, духовно-нравственная и
этнокультурная ценность, занимательность, типичность, актуальность;
методические - доступность, целесообразность, познавательная и
воспитательная ценность.

3. Сопоставление языков изучения в контексте диалога культур как
средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников, с
привлечением детей и их родителей в процесс восприятия и оценивания
изучаемого материала, оправдано в поликультурной среде обучения и на
практике осуществляет этнопедагогический диалог культур. Одновременное

или параллельное изучение различных понятий и форм языка способствует прогнозированию и предупреждению трудностей, помогает избежать лишнего повторения материала, осуществляет перенос знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении одного языка на другой, в течение всего периода обучения. При сопоставлении языков изучения соблюдаются основные современные педагогические принципы обучения, когда налицо принцип развития личности каждого отдельно взятого ребенка, принцип комфортности его обучения и самого процесса обучения, т.к. отслеживается стремление усвоения большего объема знаний за более короткое время. Принцип, ориентированный на культуру, отслеживается в попытке, позволяющей ребенку, посредством изучения нескольких языков параллельно, строить в своем сознании целостную картину мира, постоянная опора на культуру разных народов способствует развитию познавательных мотивов в образовательном процессе в целом. Деятельностный принцип налицо в приемах обучения, наблюдается последовательный переход от учебно-познавательного процесса к самостоятельной работе, появляется потребность в творческом поиске сходства и различий культур различных народов.

Апробация основных результатов диссертационного исследования осуществлялась через представление ее результатов на научно-практических конференциях «Развитие личности как стратегия гуманизации образования», г. Ставрополь, 2006 г., «Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии», г. Элиста, 2006 г., «Научно-методическая деятельность учителя в условиях реализации национального проекта «Образование», г. Элиста, 2007 г., Международной научно-педагогической конференции «Этнопедагогика в условиях полиэтнической среды», г. Элиста, 2007 г., II Международной научно-практической конференции «Проблемы современной лингвистики (языковые контакты)», г. Баку, 2007 г., Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика: теория и практика», г. Горно-Алтайск, 2007 г., I Международная научно-практической конференции «Молодежь и наука:

14 реальность и будущее», г. Невинномысск, 2008 г., на семинарских занятиях студентов Калмыцкого государственного университета, на курсах повышения квалификации работников образования. По теме диссертации опубликовано 6 статей и 1 учебное пособие.

Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в практической деятельности соискателя в качестве учителя английского языка, на лекциях для слушателей курсов повышения квалификации Республиканского института повышения квалификации работников образования (РИПКРО), преподавателями родного и иностранного языков, классными руководителями МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (215 наименований) и приложения.

Духовно-нравственные ценности в контексте диалога культур

Проблема изучения ценностей рассматривается в нескольких направлениях: философско-методологическом, социально-психологическом, культурологическом, этнопсихологическом, этнопедагогическом, социологическом.

Философско-методологические аспекты формирования ценностей представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, Б.С. Гершунского, Н.А. Бердяева и др.

Социально-психологические аспекты исследования ценностей стали предметом исследования таких ученых, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Г.П. Выжлецов, Л.П. Гримак, Б.В. Кайгородов, А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.С. Газман и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности, таких как Л.С. Выготский Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, СП. Иваненков, Л.В. Мардахаев.

Исследования отечественных ученых в области ценностных отношений проводятся преимущественно в культурологи: Г.А. Аванесова, С.Н. Артановский, СА. Арутюнов, Н.В. Барышников, B.C. Библер, А.П. Грушевицкая, Б.С. Ерасов, А.С Запесоцкий, Л.Г. Ионин, Ю.Ким, А.И. Кравченко, М.Н. Кузьмин, В.Г. Николаев, Э.А. Орлова, Т.Н. Персикова, В.Д. Попков, В.М. Садохин, филологической сфере: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, О.А. Леонтович, А.А. Леонтьев, С.Г. Тер-Минасова, этнопсихологии и этнопедагогике: Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, А.Б. Панькин, Н.М. Лебедева, СВ. Лурье, Т.Н. Петрова, методике преподавания иностранных языков: А.Л. Бердичевский, О.Р. Бондаренко, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева, социологии: Н.Л. Иванова, В.В. Кочетков, И.С. Марьенко, Ф.И. Минюшев.

Культуру как ценность, выполняющую межпоколенную связь, рассматривают такие ученые, как В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Э.С. Маркарян, М. Мид, Э.В. Соколов и др.

Проблемы национальных особенностей, национального характера, духовно-нравственных ценностей изучались в философской, психологической, социологической, педагогической, этнографической литературе с античных времен (Геродот, Демокрит, Гиппокрит) и до наших дней (Р. Берне, 3. Фрейд, В.П. Зинченко, М.Н. Мамардашвили, Н.М. Лебедева, А.В. Сухарев).

Педагогические аспекты формирования ценностей рассмотрены в трудах Н.А. Березовина, О.О. Берак, В.Г. Бочаровой, В.В. Давыдова, А.В. Мудрика, Н.Ф. Талызиной, Н.Д. Никандрова, Б.Т. Лихачева, В.П. Тугаринова и многих других исследователей.

В современной науке сформировалась необходимая база знаний для решения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей личности, в частности: определена сущность национальной, этнокультурной социализации личности (Ш.М. Алиев, Г.Н. Волков, Л.Н. Коган, В.М. Коротов); проанализированы ценностные ориентации, их структура, классификация (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов); предложен методологический подход к формированию системы ценностных ориентации (В.М. Богуславский, Б.З. Вульфов, Н.Д. Никандров); разработаны теоретико-методологические основы этнокультурного воспитания (М.Б. Кожанова, Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов, М.В. Чернова), спроектированы новые образовательные системы и технологии (Г.Н. Григорьев, А.Б. Панькин, Р.Б. Дякиева) в различных педагогических формах организации учебной и внеклассной работы в учебных заведениях. Труды многих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, но, тем не менее, остается недостаточно исследованной проблема формирования духовно-нравственных ценностей школьников — представителей разных этносов, которая требует более глубокого изучения и анализа. До сих пор эта проблема рассматривалась вне связи взаимодействия языков и диалога культур.

Процесс формирования духовных и нравственных ценностей школьников сложен и многогранен. Принятие обоснованных решений по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей не может быть осуществлено без привлечения всестороннего анализа и оценки опыта образовательных систем с учетом их взвешенного осмысления, критической переработки и соответствующей адаптации к условиям современной системы образования, имеющей свой богатый опыт и свои плодотворные традиции. Сегодня сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки изучения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей.

Большинством ученых понятие «ценность» характеризуется как выделение признаков, свойственных всем формам общественного сознания; значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Понятие «ценность» охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, представляющих собой «знаменатель личности» и служащих условием её формирования.

Говоря об исторической эволюции ценностей, Г.Н. Волков считает важным иметь в виду общечеловеческие, вечные, непреходящие ценности. В этом отношении, по его мнению, могут стать предметом специальной работы «Суждения и беседы» Конфуция. Если выделить ограниченный круг ценностей, например, три - как максимальное количество, бесспорно, скорее всего, окажется такое перечисление ценностей: благородство, почтение к родителям, трудолюбие. Ценности представляют собой сферу нравственности, они, взаимодействуя, формируют друг друга. Вероятно, невозможно понять ценности без мысленного обращения к антиценностям, да и формирование ценностных ориентации едва ли возможно вне диалектической борьбы противоположностей. Отрицание антиценностей порождает ценности. В десяти заповедях Христа, провозглашенных в нагорной проповеди, главными являются «Не убий!», «Не укради!», «Не прелюбодействуй!». Это -человечность (гуманность), честность, целомудрие (верность). Человек и человечность - высшие ценности [57, 133].

Ценности в качестве важного элемента культуры выделяет Э.С. Маркарян, при этом культура понимается как процесс, результат деятельности человека. Она содержит общечеловеческие ценности: нравственные, духовные, эстетические и др. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому именно ценности культуры определяют образ и стиль жизни, поведения людей, характер восприятия жизни, составляют своеобразную основу человеческого поведения.

По мнению Г.П. Выжлецова, специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе, прежде всего, определены межсубъектными отношениями - это форма проявления отношений между субъектами и объектами. Ценность, с одной стороны, - это предметы, явления их свойства, способные удовлетворить потребности всего общества в целом и человека в отдельности, с другой стороны — это суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления и общества. Осознание ценности личностью подразумевает наличие у неё определенного способа ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение. Способ ориентировки в свою очередь является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности по характеру направленности, по которым можно определить и особенности её ценностных отношений.

Этнопедагогическая направленность диалога культур

Необходимость возрождения национальной культуры, выявление общечеловеческих, индивидуально-личностных и духовно-нравственных ценностей представителей разных национальностей, восстановление этнокультурных традиций обусловлены научными и практическими задачами, стоящими перед человечеством и перед обществом в целом.

Проблема воспитания человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной.

Конец XX - начало XXI века ознаменовался возрождением интереса к национальной культуре, языку, обычаям, традициям, духовно-нравственным ценностям и образу жизни. Т.Г. Стефаненко объясняет возросший интерес к этнической идентичности и национальным ценностям следующими причинами. Во-первых, это повышение социальной нестабильности современного мира, при этом причастность к этнической общности дает необходимые ориентиры и опору в жизни, выступает в качестве как бы «группы поддержки». Во-вторых, интенсификация межэтнических контактов актуализирует этническую идентичность, так как именно в результате сравнения можно ощутить свою этническую непохожесть [82, 3-4].

На современном этапе социально-экономического развития и преобразования общества происходят процессы, характеризующиеся стремлением этносов сохранить свою культуру, самобытность, свои традиции и ценности, а также пробуждение интереса к культуре других народов. А для этого необходима развернутая и разнообразная (литературная, телевизионная, музейная) пропаганда знаний и прогрессивных исторических традиций, особенностей культуры разных народов, многообразие культурных проявлений, в том числе и в сфере образования, что подтверждает приоритет культурологического подхода в учебно-воспитательной работе. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей - решающий фактор приобщения их в полиэтническую культуру. Чем выше собственное этническое самосознание, тем бережнее его отношение к культуре другого народа.

Причина дефицита духовности в современном обществе заключается в отчуждении культуры от человека, когда культура перестает оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями. Для того чтобы образование предстало как явление культуры, педагогической науке следует осмыслить понятие культуры. Сегодня всё ещё не существует исчерпывающего определения феномена культуры [164, 14].

В различные исторические периоды развития человечества понятие «культура» осмысливалось по-разному. В античности понятие «культура» подразумевало обработку человеком земли, позже это понятие связывалось с воспитанием и обучением самого человека. В эпоху Возрождения культура связывалась с воздействием на души людей, влиянием на них. В период Просвещения это понятие начинают связывать с понятием «цивилизация», и постепенно культура начинает олицетворять уровень развития самого общества в определенный период времени.

С просвещением связывал культуру И. Гердер и видел в ней силу, объединяющую людей. И. Кант считал культуру «деянием», «созиданием через свободу», силой, которая способна дисциплинировать разум человека. Для Фихте, культура - это союз упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга. По Шиллеру, культура является условием бытия, развития и совершенствования человека, предоставляет ему условия для реализации его желаний.

В педагогике культура рассматривается как явление общественной жизни, как специфический способ деятельности, включающий процесс творческой самореализации личности - субъекта индивидуальности и неповторимости. Человеческая природа изменяется и улучшается культурой.

Многочисленные исследования ученых позволяют рассматривать культуру как специфический способ деятельности человека, связанного с процессом творческой самореализации личности, способствующей изменению и совершенствованию человека (Е.М. Бабосов, B.C. Библер, B.C. Давидович, В.П. Зинченко, М.С. Коган, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.).

Большая часть этнопедагогических исследований отражает анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, на основе изучения традиций, обычаев, фольклора (Г.С. Виноградов, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, З.Б. Цаллагова, У.Э. Эрдниев). Однако недостаточное внимание уделяется механизмам (средствам, формам и методам) формирования у учащихся ценностей этнокультурных особенностей, что определяет необходимость обучения языку в неразрывной связи с культурой (В .Г. Костомаров, А.Б. Панькин, Э. Сепир, Б.Л. Уолф).

Культура и язык всегда были соотносимы, отношения между культурой и языком могут рассматриваться как отношения целого и части. Язык можно рассматривать как неотъемлемый компонент культуры или как основное орудие культуры.

По мнению В.Н. Сагатовского, «культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов культуры», приоритет духовной основы культуры выделял А. Швейцер. О. Шпенглер утверждает уникальность каждой из культур.

Теория В.В. Серикова по лично-ориентированному образованию и воспитанию не реализуема в условиях игнорирования родного материнского языка, как неотъемлемой части культуры носителя языка. СВ. Белова обосновывает педагогику как культуру непрерывного диалога: диалога логик, диалога мыслей, диалога чувств, диалога любви, диалога лирики, диалога языков. Несмотря на различия точек зрения в трактовке понятия «культура», мнения многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.

Культура выступает как совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления. Эти модели поведения передаются им же из поколения в поколение в процессе социализации и являются основным механизмом, посредством которого человеческие коллективы адаптируются к окружающей среде.

Сопоставление языков изучения как педагогическое средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников

В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «педагогическое средство воспитания». Сущность педагогических средств воспитания рассматривают в своих трудах И.Т. Огородников, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, СТ. Шацкий, П.Н. Шимбирев, Н.Е. Щуркова и др. По мнению Н.Е. Щурковой, «средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса» [171, 476]. И.Ф. Харламов рассматривает средства, как «конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседа, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.)» [203, 305]. В.А. Сластенин рассматривает педагогические средства воспитания как «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для определенных целей» [191, 271]. Шимбирев П.Н. считает, что средство — это то, «при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками» [203, 303]. Анализ вышеизложенного позволяет рассматривать педагогические средства воспитания как мероприятия и формы работы, виды деятельности учащихся, предметы духовной культуры, все то, что используется учителем для достижения поставленной цели.

Сопоставление языков изучения в контексте диалога культур выступает как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников и является ярким примером этнопедагогическои направленности диалога культур. Применение сопоставления языков изучения выполняет координирующую (способствует прогнозированию и предупреждению трудностей, помогает избежать лишнего повторения материала), мировоззренческую (осознание значимости любого языка), развивающую (идет постоянный процесс извлечения новой информации) функции в процессе обучения. Он помогает детям осознать значимость языка любого этноса, даже самого малого. Важно само осознание того, что родной язык так же уникален, интересен по своей структуре и лексическому богатству, как и любой другой язык в мире. Главной целью сопоставления языков изучения в контексте диалога культур как средства формирования духовно-нравственных ценностей школьников является формирование у детей знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение языком как средством общения. Наглядность сопоставления языков изучения в конечном итоге позволяет повысить эффективность обучения родному и иностранному языкам.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей школьников нельзя обозначить простой схемой «ценность - учитель - ученик». Этот процесс намного шире и глубже, он охватывает не только процесс обучения и воспитания, он включает в себя все существование индивида, личности, будь то взрослый человек или ребенок. Этот процесс неотъемлем от культуры нации. Нельзя не согласиться с мнением М.М. Бахтина, «в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей истории жизни данной кул ьтуры» [ 19; 103 ].

Давно замечено, что сказки, пословицы, поговорки разных народов иногда удивительно похожи. У многих народов в сказках говорится о ловком бедняке, который сумел обмануть богача. Такой сюжет встречается и у славян, и у мусульман, и у народов Африки. Ученые поначалу решили, связано это с тем, что один народ заимствовал устное народное творчество у другого. Действительно это случалось нередко. Но потом выяснилось, что и у народов, которые разделены океанами и никогда не соприкасались, сказки, пословицы и поговорки могут совпадать. Это сходство объясняет теория самозарождения сюжетов: у всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, похожие формы общественной жизни. И, следовательно, идеалы и конфликты у них те же — противостояние бедности и богатства, ума и глупости, трудолюбия и лени, верности и коварства.

Самый общедоступный жанр - это сказка, но именно он оказывается одним из наиболее загадочных в истории народного творчества. В любой сказке, и в волшебной, и в бытовой, можно обнаружить черты реальной жизни. Прежде всего, отражены общественные отношения: антагонизм между богатыми и бедными, и, в противовес этому, как желанная мечта, подчеркнуто неравные браки, разрушающие сословные перегородки (король жениться на простой девушке, семейные конфликты мачеха выгоняет падчерицу, или младшие дети, излюбленные сказочные герои, оказываются обездоленными; действуют социально детерминированные персонажи; кроме королей, преобладают охотники, рыбаки, пастухи; в сказке получают измененное отражение древние обычаи, обряды, ритуальные действа: загадывание загадок жениху, произнесение обетов при рождении ребенка [110, 17].

Мудрость народов, мудрый образ жизни и культура вечного фольклора -незаменимое средство воспитания детей. Воспитание на мудрости и в духе предков альтернативы в человеческой истории не имеет. Воспитание растущих поколений на мудрости предков - это становление духовного человека. Истоки жизни и разума человека на земле, корни живительной мудрости человека — только в мудрости предков. Традиции воспитания, основанные на мудрости предков, - вечные. Вековые традиции содержат в себе духовный заряд вечной жизни человека и этноса [53, 103].

В толковом словаре В.И. Даля о пословице сказано: «пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; пословица есть собь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит. Пословица не даром молвится. Пень не околица, глупая речь не пословица.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности сопоставления языков изучения на основе диалога культур

В ходе подготовки к проведению опытно-экспериментальной работы нами было изучено состояние преподавания родного и английского языков путем анализа действующих программ и учебников с точки зрения представленности в них этнокультурного материала, способствующего формированию духовно-нравственных ценностей школьников, беседы с учителями и преподавателями языков МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Элисты.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Элисты обучается 1217 учащихся. Начальные классы - это 464 ученика, её структуру составляют: занковские классы, школа 2100, общеобразовательные классы, классы с углубленным изучением УДЕ, перспективная школа - опорная школа РК, национальные классы, которые, в свою очередь, делятся на славянские классы и классы с углубленным изучением калмыцкого языка. Основную школу представляют 558 учащихся, которые обучаются в гимназических (гуманитарные и математические классы), мультипрофильных, предпрофильных и общеобразовательных классах. Старшая школа - 195 учащихся, обучающихся в профильных (гуманитарные и математические классы) и общеобразовательных классах. С января 2003 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Элисты является городской экспериментальной площадкой «Адаптивная модель как условие самореализации личности ребенка». По итогам показателей учебно-воспитательной работы в 2008 году МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» стала призером гранда «Лучшая школа России».

В эксперименте участвовало 8 классных руководителей, 4 преподавателя калмыцкого языка, 4 преподавателя английского языка, 78 родителей, 151 учащийся. Экспериментальную группу составили 73 ученика. Контрольную группу составили 78 детей.

Для проведения педагогического эксперимента были определены задачи, соответствующие каждому из этапов. Эксперимент проводился в несколько этапов. Так, на констатирующем этапе были определены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ положений, концепций формирования духовно-нравственных ценностей школьников, обобщить педагогический опыт современной системы образования, с целью подтверждения актуальности выбранной темы. 2. Выявить потенциал этнопедагогической направленности диалога культур на основе анализа учебного материала этнопедагогического содержания и фольклора калмыцкого и английского народов. 3. Изучить опыт учителей школы и преподавателей языков по формированию духовно-нравственных ценностей школьников в процессе обучения родному и иностранному языкам. 4. Определить готовность учителей к использованию учебного материала этнопедагогического содержания на уроках родного и иностранного языков, этнопедагогического богатства фольклора и этнопедагогической литературы в педагогической деятельности.

Для решения поставленных задач были изучены концепции формирования духовно-нравственных ценностей школьников, обобщен педагогический опыт современной системы образования, национально-региональный компонент Государственного стандарта общего образования; изучен опыт учителей школ г. Элисты по формированию духовно-нравственных ценностей школьников на уроках гуманитарного цикла. На этом этапе нами применялись такие методы педагогического исследования, как педагогическое наблюдение, изучение нормативных документов, анализ учебных планов и учебных программ, беседа, анкетирование, тестирование, родительские собрания, общешкольные собрания, классные часы, дополнительные занятия в группах продленного дня и т.д.

Итоги констатирующего этапа позволили сделать следующие выводы: 1. Проведенный теоретический анализ положений, концепций формирования духовно-нравственных ценностей школьников, обобщенный педагогический опыт современной системы образования позволил сделать вывод об актуальности выбранной темы особенно в период глобальных перемен в обществе, что непременно откладывает отпечаток на современных требованиях к воспитательной системе школы. 2. Очевиден этнопедагогичёской потенциал диалога культур, осуществляемый на основе учебного материала этнопедагогического содержания и фольклора калмыцкого и английского народов. Оптимальными средствами, формами и методами в этом процессе являются учебный текст, активные формы работы (рассуждения, описания, проектная деятельность, различные творческие задания); «диалог культур», построенный на сравнении иностранных и этнокультурных учебных текстов; укрупнение дидактических единиц. Содержательную структуру учебного материала следует ориентировать на формирование духовно-нравственных ценностей. Критериями их отбора являются: содержательные - информативность, духовно-нравственная и этнокультурная ценность, занимательность, типичность, актуальность; методические - доступность, целесообразность, познавательная и воспитательная ценность. 3. Изученный опыт учителей школы и преподавателей языков по формированию духовно-нравственных ценностей школьников в процессе обучения родному и иностранному языкам позволил полагать, что: - деятельность педагога по воспитанию духовно-нравственных ценностей во многом обусловлена позицией самого педагога по отношению к духовно-нравственному воспитанию вообще, мнением педагога по поводу возможности и личных способностей в воспитании духовности и нравственности, необходимых качествах педагога для осуществления этой деятельности, его представлениями о систематичности и результативности, этой деятельности, позитивных и отрицательных факторах, влияющих на нее, точки зрения самих педагогов на категории духовности и нравственности. - реальная картина определяется конкретными видами деятельности педагогов, занимающихся воспитанием школьников, их подходов к воспитательному и учебному процессу, используемые ими приемы и методы работы. - важным фактором является уровень духовно-нравственной культуры педагогов, развитость личного сознания. - деятельность по воспитанию духовности и нравственности напрямую зависит от характера взаимоотношений детей и учителя, степенью эмоционального влияния учителя на детей. - важны способности и желания самих педагогов анализировать свою деятельность, способность корректировать самого себя, быть самокритичным, последовательным в своих поступках и делах.

Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур