Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Краснова Таисия Павловна

Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры
<
Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Краснова Таисия Павловна. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2001 162 c. РГБ ОД, 61:02-13/575-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические предпосылки формирования ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры

1.1 Ценности Российской культуры - педагогическая доминанта образования старшеклассников

1.2 Взаимосвязь объективного и субъективного в ориентации школьников на ценности Российской культуры

Глава 2 Опыт формирования ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры

2.1 Креативная деятельность старшеклассников - способ освоения ценностей Российской культуры

2.2 Формирование ориентации старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин

2.3 Терминальные и инструментальные ценности Российской культуры во внеучебной деятельности учащихся

2.4 Диагностики сформированное ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры

Заключение 139

Список литературы 142

Введение к работе

Актуальность исследования. Приобщение старшеклассников к миру ценностей - магистральный путь становления гражданина, способного к самореализации во всех жизненных сферах. Гражданская позиция, чувство патриотизма определяют и характеризуют весь спектр общественных отношений личности, её самочувствие и ориентацию в социальном взаимодействии.

Смена установок и ценностных предпочтений старшеклассников в современных условиях не только закономерна, но и объективно оправдана. Вместе с тем ориентация старшеклассников в мире ценностей носит стихийный, нередко фрагментарный характер. Особую тревогу вызывают факты недостаточной информированности старшеклассников об истории становления Российской культуры, ценность которой признана во всем мире. Ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры особо значима для конструирования содержания образования, воспитания любви к Родине, сохранения и приумножения самобытной культуры народа. Практика работы школы в нашей стране переживает сложный период пересмотра методологических и теоретических подходов к обучению и воспитанию школьников, а приоритет ценностей Российской культуры в образовании, позволяет педагогам обрести основание для трансляции ценностей в учебно-воспитательный процесс.

Смена образовательной парадигмы поставила перед педагогической наукой проблему поиска путей соответствия образовательных технологий фундаментальным основам культуры как базы развития индивида. Духовное наполнение образования как социальный заказ общества также невозможно без усвоения опыта культурного наследия россиян.

Потребности педагогической науки, школьной практики и современного общества в познании путей формирования личности, полноценно усвоившей ценности Российской культуры, ставят перед педагогикой проблему определения условий, при которых реализуется ориентация старшеклассников на эту область человековедения.

Анализ современного процесса образования показывает, что сегодня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире. Особо значимой становится проблема ориентации выпускника школы в окружающем его мире. Она обусловлена противоречием между объективно существующим богатством Российкой культуры и недостаточно развитыми представлениями о нём школьников. Имеющиеся исследования в области педагогики, направленные на изучение проблемы ориентации школьников в мире ценностей, не рассматривают в полной мере особенности ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры, не исследуют специально этот процесс. Это дает нам право обозначить данную проблему как болевую точку современного образовательного процесса в стране и отдельных регионах, в муниципальной общеобразовательной школе ЮНЕСКО. Одновременно вскрываются новые аспекты аксиологического подхода к процессу обучения и воспитания старшеклассников. Несмотря на то, что понятие ориентации вошло в практику работы школы, его содержание недостаточно раскрыто по отношению к ценностям Российской культуры.

Ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры предполагает становление их мотивационной сферы, осознанного отношения, прежде всего, к группе ценностей - Отечество, Человек, Истина, Красота, Добро, Труд, Язык - как духовных вершин национального самосознания.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы показывает возможность выявления условий формирования ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры, позволяет вскрыть определенную динамику этого процесса. Вместе с тем исследования, специально изучающие ориентацию старшеклассников на ценности Российской культуры, пока не проводились. Это определило выбор темы диссертационного исследования «Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры».

Цель исследования: определить педагогические условия формирования ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры.

Объект исследования: процесс усвоения старшеклассниками ценностей Российской культуры в муниципальном общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры.

Гипотеза исследования: формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры, возможно, будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий, включающих: социологизацию процесса приобщения старшеклассника к культуре своей страны, обеспечивающего личностный характер знаний ими истории Российской культуры; актуализацию креативно-ценностной позиции старшеклассника в ходе изучения школьного курса литературы; реализацию ценностного взаимодействия в триаде: старшеклассник - учитель - ценности Российской культуры.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи исследования: систематизировать научные знания по проблеме ориентации старшеклассника на ценности Российской культуры; определить комплекс педагогических условий, способствующих формированию у старшеклассника ориентации на ценности Российской культуры; разработать методические рекомендации по реализации ценностного подхода в овладении основами Российской культуры в муниципальной общеобразовательной школе ЮНЕСКО.

Теоретической основой исследования является комплекс теоретических положений, необходимых для изучения, постановки и решения проблемы формирования ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры,

Они определены в следующих научных исследованиях: - по теории ценностей (М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Л.М. Столович А.Г. Здравомыслов); по теории деятельности (Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина); по теории поиска смысла жизни (Н.А. Бердяев, B.C. Братусь, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, И.Г. Франкл); по ориентации личности в мире ценностей (Т.К. Ахаян, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, НС. Розов); - по психологии развития личности (А.Г. Асмолов, В.К. Вилюнас, К.Э.Изард, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Н.Б. Крылова, И.С. Кон).

Методы исследования включали теоретический анализ научной литературы, аналитическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, диагностическое изучение, педагогический эксперимент, анализ работ старшеклассников, бесед с ними, а также с учителями, родителями, метод экспериментальных оценок.

База исследования: муниципальная общеобразовательная школа ЮНЕСКО (ПАШ) № 44 г. Сургута.

В опытно-экспериментальной работе участвовало 458 старшеклассников.

Исследование проводилось в три этапа, с 1995 по 2001 г.г.

На первом этапе (1995 - 1996 гг.) была определена проблема исследования, проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы, организован поисковый эксперимент.

На втором этапе (1996 - 1999 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке положений гипотезы в рамках вышеуказанных задач исследования.

На третьем этапе (1999 2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение и корректировка материалов, оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: уточнено понятие ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры; раскрыта сущность аксиологического подхода к формированию ориентации старшеклассников в образовательном процессе на основе усвоения ценностей Российской культуры; обоснован механизм актуализации для старшеклассников аксиологического ядра школьного курса литературы в процессе креативной деятельности; определен комплекс педагогических условий формирования ориентации старшеклассника на ценности Российской культуры.

Теоретическая значимость исследования определяется: - раскрытием перспектив совершенствования образовательного процесса при ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры; возможностью познания духовного становления старшеклассников с позиции овладения ими креативно-ценностным содержанием Российской культуры.

Практическая значимость исследования заключается: в постановке и решении задачи целенаправленного формирования ориентации старшеклассника на ценности Российской культуры; - в разработке методических рекомендаций для учителей городских муниципальных школ по реализации аксиологического подхода к организации образовательного процесса; - в применении методики аксиологического анализа соответствия содержания общеобразовательных дисциплин, форм и методов воспитательного процесса ценностям Российской культуры; в использовании технологии определения результатов диагностики ориентации старшеклассников в ценностях Российской культуры.

Достоверность результатов исследования обусловлена разработкой концепции реализации комплекса теоретических положений, адекватных природе объекта исследования, его целям и задачам, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, качественным и количественным анализом полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность процесса ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры заключается в их креативной деятельности, направленной на формирование отношения личности к окружающей действительности при сопоставлении её с ценностями Российской культуры. Ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры способствует при определенных педагогических условиях поиску смысла жизни, осознанию собственных целей учебной деятельности и выбору сферы личностной самореализации.

2. Ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры осуществляется в ходе креативной деятельности, направленной на раскрытие смысла аксиологического содержания категорий: Отечество, Человек, Истина, Добро, Красота, Труд, Язык.

3. Необходимыми педагогическими условиями, обеспечивающими формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры, являются: аксиологизация школьного образования как процесс соотнесения ценностей Российской культуры с личным и социальным опытом старшеклассников; организация креативной деятельности старшеклассников при овладении ими ценностями Российской культуры; реализация ценностного взаимодействия в триаде: старшеклассник - учитель - ценности Российской культуры; актуализация креативно-ценностной позиции старшеклассников в ходе изучения школьного курса литературы.

Апробация результатов исследования осуществлялась: на научно - практической конференции Проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО «Ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры как Проект ассоциированной школы ЮНЕСКО» (Сургут, 1997г.); - на научно-практической конференции «Социокультурная динамика региона: Наука. Культура. Образование» (Оренбург, 2000г.); - на научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовании» (Тюмень, 1999г.).

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры педагогики Сургутского государственного университета и Оренбургского государственного университета и нашли отражение в четырех опубликованных работах.

Ценности Российской культуры - педагогическая доминанта образования старшеклассников

Сущностная необходимость исследования данной проблемы суперважна не только для школы, но и для общества. Это назревшая проблема периода кризиса. Он несоизмерим с состоянием общества, ибо сегодня обозначился кризис духовности. А это кризис человеческого в человеке. Кризис духовности, который в России приобрел огромные масштабы, страшнее кризиса в политике, экономике, поскольку происходит превалирование доминанты силы.

«Перестроечные» времена вместе с духом демократии принесли еще и растерянность: а кого сейчас мы будем «выращивать» и как? На фоне гласности, открытия всех информационных потоков и на фоне социальных катаклизмов выросла личность, лишенная своих национальных корней, космополитическая, мало знающая или не знающая совсем своей национальной культуры, ее традиций и истоков. Для такой личности нормы поведения диктуются совсем не семейными или национальными традициями. Они представляют собой чаще всего набор поведенческих реакций, направленных на выживание.

В такой ситуации человек все больше запутывается в выборе пути личностного развития и все меньше чувствует свою необходимость как биологическую, так и, что не менее важно, социальную. Такое понятие, как культура, отодвигается для него, если не на последний, то уже на второй план, или заменяется ее суррогатными формами. Обучение .и воспитание долго рассматривали ученика в качестве объекта внешней деятельности. Результатом такой деятельности должна была стать «гармонично развитая» личность, хотя сама «личность» в этой деятельности принимала самое пассивное участие. Понятие «гармонично развитая» рассматривалось в основном как механическая сумма знаний, умений и навыков. При таком объеме требований глубина, системность этих знаний, степень их интериоризованности оставались низкими, сама личность исчезала. Следует еще учитывать и тот факт, что объем информации, скорость ее обработки и передачи были не так интенсивны.

С точки зрения педагогической науки эта проблема в контексте радикально изменившихся тенденций развития социума разработана не глубоко.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фонд знаний, который позволяет вести разработку выбранной нами темы.

С общенаучных, методологических позиций данную проблему рассматривают ученые: М.С. Каган, В.М. Межуев, Л.В. Сохань, Н.Н. Скворцов, Н.З. Чавчавадзе и другие,

Нравственно-психологический, педагогический аспекты изучали И.А. Асмолов, Зинченко, Б.Т. Лихачев, Ю.М. Лотман, И.С. Кон, Л.М. Столович, Н.Е. Шуркова, Корсунский и другие.

Специальные исследования, раскрывающие роль гуманитарных наук в приобщении личности к ценностям Российской культуры, освещаются в работах М.Н. Берулавы, Е.П. Белозерцсва, Верба, Роботовой, Купцова, В.И. Боголюбова, А.В. Кирьяковой.

Наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни — должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.

Понятие «культура, — отмечается в «Философском словаре», — означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (243; 292-293),

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Следовательно, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека, его отношения к миру.

В исследованиях С.Н. Артановского, А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера. Е.В, Богомоловой, П.П. Гайденко, В.Е. Даниловича, Б.С. Ерасова, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, а также В.М. Межуева, Э.В. Соколова, Н.З. Чавчавадзе культура была признана источником человеческой деятельности. Она выступает как характеристика человека, как мера и синтетическая характеристика его духовного, нравственного, профессионального развития (121, 214).

Диалоговую концепцию культуры разрабатывали М.М. Бахтин (34) и его последователи: Л.М. Баткин, B.C. Библер (40), Г.Д. Гачев, М.К. Петров (189). В работах этих авторов делается попытка создать собственно теорию культуры. Концепция М.М. Бахтина, B.C. Библера весьма продуктивна именно для языкового образования, так как выявляет глубинное единство языка и культуры. В работах М.М. Бахтина (34), Ю.М Лотмана опора на слово, на язык является первоочередной. В образовательном процессе язык и культура имеют единую целевую направленность на формирование гуманитарного мышления, отличающегося всеобщностью и направленностью от человека к человеку.

Взаимосвязь объективного и субъективного в ориентации школьников на ценности Российской культуры

Ценностные ориентации являются результатом соединения объективного и субъективного в образовательном процессе школы.

В науке к настоящему моменту накоплена достаточная совокупность знаний, раскрывающая как содержательную, так и процессуальную сторону формирования ценностных ориентации личности как базового компонента аксиологического потенциала личности. Это исследования Б.Г. Ананьева, В.И. Гинецинского, А.Г. Здравомыслова, М,Т. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова,

Несмотря на известное различие взглядов, у авторов проявляется общая тенденция определения ценностных ориентации как структурного «ядра» личности, воплощающего в себе объективные и субъективные, материальные и идеальные, реальные и прогнозируемые стороны социальной жизни человека, выражающего единство социального и психологического, типическую сущность, нравственную красоту и полезность личности обществу.

Ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных деятельностей человека. Б.Г. Ананьев (8, 9, 10) считает, что «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Для психолога этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе».

Эти особенности ценностных ориентации личности подчеркивают и другие психологи: «Личность человека создает ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее» (10). Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой «некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» (А.Т. Здравомыслов) (100). Ряд исследователей считают, что ценностные ориентации определяют и отношение к окружающему миру.

Понятие ценностной ориентации позволяет рассматривать личность как систему социальных (по происхождению) ценностных отношений к миру, они становятся едва ли не основными при социально-психологическом анализе личности. Такой подход отражает поиски целостной характеристики, которая составляет сущность личности. А эта характеристика не может не удовлетворять, как минимум, двум требованиям: быть важнейшей функцией социальной среды в отношении к формированию личности и открывать внутренние тенденции и механизмы существования личности.

В зависимости от основных сфер деятельности ценности классифицировались в традиционной схеме: экономические, биологические, этические, эстетические, политические и тому подобное. И.В.Дубровина, Б.С. Круглев предлагают дифференцировать объекты по их ценностному значению для человека внутри каждой из этих основных групп, что, в отличие от философского и социологического подхода, является характерной чертой психологического аспекта изучения ценностей личности. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева (45) рассматривают иерархию ценностей не только с той точки зрения, что одними ценностями («низшими») иногда жертвуют ради других («высших»), но также отмечают, что разные ценности обладают различной степенью общности, и одни являются конкретизацией других, например, ценность труда заключается в том, что это одна из сфер, где реализуется и формируется личность, что само по себе является ценностью более фундаментальной.

М.Г. Макаров дает определение ценности как продукта культуры и подчеркивает преемственность в выработке и движении ценностей, «передачу от поколения к поколению, сохранение и приумножение их». Определяя ценности в их еще более узком смысле, М.Г. Макаров особо выделяет одно важное свойство, а именно, что «ценности суть регуляторы духовной жизни, нравственного, художественного, социально-политического, религиозного сознания». Автор указывает, что в ценностях фиксируется социальный опыт, который, выступая в качестве внутренних ориентиров и импульсов личности, служит устойчивости общественной системы. На обязательном отражении историчности в определении ценности настаивает Х.М, Казанов, подразумевая ее формирование, становление и развитие в течение более или менее длительного времени, вплоть до приобретения статуса ценности.

Понятие «ценностной ориентации» личности было введено сначала в социологию в 20-е годы американским социологом У. Томасом и польским социологом Ф. Занецким, которые рассматривали ценностные ориентации в качестве установки личности, регулирующей ее поведение, и в качестве таковой она стала предметом многочисленных исследований в американской и западноевропейской социологии, но особенно в социальной психологии. С тех пор появилось значительное число работ, раскрывающих сущность понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностные отношения».

Большинство авторов рассматривает ценности как особую «форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для удовлетворения его потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности» (20,53,44).

Данное понятие указывает на личностный смысл для индивидов отдельных предметов и явлений действительности. Такое понимание категории «ценность» почти ни у кого не вызывает возражения.

Споры ведутся вокруг вопросов, что конкретно может быть отнесено к понятию ценность.

Креативная деятельность старшеклассников - способ освоения ценностей Российской культуры

Поиск специальных условий, при которых формируется ориентация старшеклассников на ценности Российской культуры, предполагает познание сущности этого процесса. В связи с этим следует охарактеризовать процесс приобщения личности к ценностям, чтобы выявить центральные его моменты. Мы пришли к выводу, что главным направлением изменений стала аксиологизация предметов гуманитарного цикла, Под аксиологизацией мы понимаем совокупность педагогических приемов, имеющих своей целью актуализировать ценностное отношение к изучаемому материалу. Наиболее значимы поиск - оценка - выбор - проекция. Аксиологизация в большей степени повлияла на развитие когнитивного компонента ценностных ориентации.

Знание старшеклассников о ценностях Российской культуры, содержащихся в произведениях литературы, музыки, живописи, еще не велико. Увиденные репродукции, услышанная классическая музыка, прочитанные тексты художественных произведений русских деятелей искусства оказывают огромное влияние на ученика, его ценностные ориентации. Реализация на уроках гуманитарного цикла когнитивной функции (объема полученных знаний) через знакомство с произведениями искусства способствует формированию в сознании старшеклассника информации о ценностях Российской культуры, которая приобретается, расширяется, закрепляется в сознании личности в процессе усвоения знаний в виде сформированного образа. Предлагаемые для изучения произведения, как мы убедились, должны иметь познавательную ценность, содержать проблемные ситуации, побуждающие к размышлению. В этой ситуации важную роль играет личность учителя, так как именно интеллектуальный, творческий потенциал учителя позволяет сориентировать старшеклассника на ценности Российской культуры. Рассматривая ориентацию школьников на ценности Российской культуры через аксиологизацию предметов гуманитарного цикла, необходимо было вычленить и реализовать образовательную, развивающую и ориентационно-ценностную функции обучения. Этот процесс необходимо осуществлять поэтапно.

Так, развитию когнитивного компонента аксиологического потенциала личности способствует применение текстов произведений художественной литературы, репродукций с картин художников -классиков, записей произведений классической музыки. Этот подход позволяет расширить информационно - поисковые, информационно -обобщающие умения.

Большое внимание на развитие когнитивного компонента аксиологизации потенциала личности оказывает эмоциональная насыщенность текстов, соответствие их сформированным способам восприятия учащихся. Учителю необходимо выбирать такие способы формирования когнитивного компонента ценностных ориентации, которые соответствовали бы уровню развития личности и готовили учащихся к восприятию более сложных форм.

Удалось установить, что развитию когнитивного компонента потенциала способствует, с одной стороны, интеллектуализация содержания, суть которой заключается в развитии интеллектуальной творческой направленности личности и аксиологического аспекта развития знаний путем формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств через анализ и синтез, рефлексию, планирование, а с другой стороны, через повышение мировоззренческого потенциала гуманитарных предметов и ценностного сознания. Формированию ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры способствовали рефлексивные моменты урока. Такой вид деятельности позволяет учащимся интериоризовать ценности, наполнить их личностной значимостью.

Основанием изменений в ориентации учащихся стало также формирование творческого отношения ко всем явлениям, то есть развитие креативности школьников, которое является педагогическим условием их ориентации на ценности Российской культуры. Особенно ценно развитие креативности через систему внеурочной деятельности. В этом плане большое значение имеет система отношений «учитель -ученик». Следует выделить четыре направления формирования креативности: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом.

В качестве продукта креативности мы рассматриваем организацию деятельности учащимися, которая преобразует личность или окружающие ее явления к лучшему. Основной характеристикой творческого продукта выступает его социальная значимость. Креативность как процесс также требует соответствующей организации деятельности, которая может быть обеспечена специфически выстроенным учебно-воспитательным процессом и внеурочными занятиями.

Исходя из положения Симпсона, определившего креативность как способность человека отказываться от стержневых способов мышления, мы стимулировали вариативность трактовок явлений Российской культуры. При этом мы опирались на Гилфорда, выделявшего четыре фактора креативности: оригинальность, семантическая гибкость (способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование), образная адаптивная гибкость -способность изменить форму объекта таким образом, чтобы увидеть в нем другие возможности, семантическая спонтанная гибкость -способность продуцировать разнообразные идеи.

В исследовании подтверждена справедливость утверждения психолога Мея о том, что творчество может проявляться лишь в том случае, если человек погружен в деятельность полностью. Результаты исследования доказывают необходимость организации для учащихся такой креативной деятельности, которая позволила бы развиваться их творческим способностям и была бы направлена на получение социально значимого результата.

Формирование ориентации старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин

Наиболее полно приобщение к ценностям Российской культуры происходит у старшеклассников в процессе учебной деятельности. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры происходит на всех учебных предметах, но в первую очередь - при изучении гуманитарных дисциплин.

Принятие и освоение ценностей - сложный процесс. Механизм интериоризации был раскрыт Л.С. Выготским, считавшим, что интериоризация норм и ценностей происходит дважды: сначала в социальном плане между людьми, затем в психологическом - внутри личности. Внутренний механизм регуляции поведения личности был призван регулировать отношения, которые были социальными, внешними, в первую очередь, и только потом стали внутренними, психическими регуляторами поведения личности.

В статье «От социальных ценностей к личностным; социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности» (Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14. Психология. 1997г., № 1) А.Н. Леонтьев пишет о соотношении личного и социального в современной психологии: от непримиримости к неразрывности. Асоциальность в понимании человека всеми без исключения основными направлениями западной психологии личности (психоанализ и глубинная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология) выражалась в том, что всё социальное рассматривалось как внешнее по отношению к индивиду и чуждое ему. Исследователи рассматривали это влияние как давление, к которому человек с большим или меньшим успехом приспосабливается: подчиняется, адаптируется, борется, отходит и тому подобное. В советской психологии, напротив, господствовала пансоциальность, т.е. тенденция сведения формирования личности к её «формированию на основе социальных матриц». Ценности понимались как образования социальные par excellence, при этом механизм регулирующего действия социальных ценностей и норм на действительность индивидов полагался прямым. В пансоциальной парадигме индивид автоматически следует социальным нормам и установлениям.

Таким образом, в социальной парадигме социальное предстает как внешнее (чуждое Я), объект борьбы, а в пансоциальной — как внешнее (неотделимое от Я), объект отождествления. Междисциплинарность, - отмечает А.Н. Леонтьев, - без которой серьезное исследование проблемы ценностей невозможно, оказывается в таких подходах нереализуемой.

Преодоление пансоциальной парадигмы в советской психологии выразилось в развертывании с начала 70-х гг. работ по психологии личности и индивидуальности, в переходе к представлениям об опосредованном характере социальной регуляции индивидуального поведения, в разворачивании исследований внутриличностных механизмов, опосредующих эту регуляцию, в смещении акцентов с социальной реальности на индивидуальную.

Новая, более адекватная парадигма, для которой вполне подходящим представляется понятие «культурно-историческая психология» (Асмолов, 1996г.) предполагает, что человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала. Культура и общество суть не просто внешние условия, подчеркивает А.Н. Леонтьев, но материал индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренний организации личности. .А.Н. Леонтьев пришёл к неизбежности отнесения понятия ценности к трем различным группам явлений и сформулировал представление о трех формах существования ценностей: 1) общественные идеалы; 2) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; 3) мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие её к предметному воплощению в своём поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.

Идентификация индивида с той или иной социальной группой или общностью феноменологически выступает как ассимиляция им коллективного опыта и коллективной психологии этой группы, наиболее концентрированным выражением которых выступают групповые ценности. Функциональная роль ценностей прямо связана с самим фактом жизни человека в обществе. На вопрос: «Почему существуют ценности?» - крупнейший специалист по этой проблеме К. Клакхон отвечает: «Потому что без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей» (Kluckhohn, 1951г.).

Усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп. На начальных стадиях индивидуального развития единственной референтной малой группой, посредующеи усвоение социальных ценностей, долгое время остаётся семья. В подростковом возрасте, когда оформляются более или менее устойчивые компании сверстников, они становятся вторым, альтернативным каналом усвоения ценностей. Если девиантная группа становится для индивида референтной, ценности более широких социумов, в том числе общечеловеческие ценности, воспринимаются через призму ценностей референтной малой группы, а не наоборот. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп.

Похожие диссертации на Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры