Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры 13
1.1. Педагогические аспекты становления теории ценностей в западном и отечественном человекознании 13
1.2. Аксиологические линии российской культуры - основа педагогических традиций отечественного образования
1.3. Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры как предмет педагогического исследования 59
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по приобщению старшеклассников к ценностям российской культуры 82
2.1. Диагностика ценностных ориентации старшеклассников ... 82
2.2. Педагогические условия, способствующие приобщению старшеклассников к ценностям российской культуры 102
2.3. Ценностно-ориентационная технология литературного образования старшеклассников 119
2.4. Динамика развития ценностных ориентации старшеклассников 143
Заключение 172
Список использованной литературы 178
Приложения 202
- Педагогические аспекты становления теории ценностей в западном и отечественном человекознании
- Аксиологические линии российской культуры - основа педагогических традиций отечественного образования
- Диагностика ценностных ориентации старшеклассников
- Педагогические условия, способствующие приобщению старшеклассников к ценностям российской культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. Кардинальные социокультурные изменения в развитии российского общества, противоречивые тенденции в духовно-ценностном облике наших современников, рост маргинального слоя среди молодого населения требуют изменения логики развития российского образования, направленности педагогического поиска на выявление конструктивных элементов российского сознания. Стратегической задачей дидактической теории становится разработка вопросов, связанных с самоопределением личности в мире ценностей, с культурной самоидентификацией, с ориентацией личности в мире ценностей российской культуры, способствующих продуктивной коммуникации и бесконфликтному сосуществованию. Наличие в сознании граждан устойчивой системы ценностей, основанных на логике отечественного культурного развития, - условие целостности и стабильности России, успешности развития и функционирования государства на мировой арене.
Актуальность исследования определяется необходимостью противостоять негативным тенденциям, связанным со становлением потребительского отношения к миру, отсутствием согласованности индивидуальных и общественных ценностей в сознании личности, активным заимствованием чуждых элементов культуры. Наиболее восприимчива к негативным воздействиям молодежь. В силу несформиро-ванности мировоззренческих позиций и воспитания в условиях кризиса духовности, юное поколение активно усваивает моральные основания деятельности западного и российского образцов культурно-ценностного сознания, вступая в результате в конфликт с социумом, приобретая противоречия собственной ментальности. Все это способ-
ствует нарастанию противоречий между:
установкой образовательной политики государства на воспитание личности учащегося в духе традиций и ценностей российской культуры и отсутствием в общественном сознании ориентации на социально значимый культурно-ценностный идеал;
ценностным богатством российской культуры и чуждыми российскому сознанию западными культурными образцами, пропагандируемыми телевидением, средствами массовой информации;
высоким аксиологическим потенциалом российской культуры и низкой востребованностью этих ценностей российскими школьниками;
теоретической ориентацией участников образовательного процесса на гуманистические цели, культуросоставляющее содержание учебных предметов и практикой обучения, недостаточно реализующей аксиологические аспекты формирования и становления личности;
провозглашением необходимости гуманизации, аксиологизации школьной жизни и недостаточной готовностью учителя к их реализации.
Российская культура XIX и первой половины XX веков была литературоцентричнои, книга носила характер сакральной, тотальной ценности, писатель выполнял миссию «йластителя душ», «тревожной совести» и транслятора настоящих ценностей. Технический прогресс, освободив человека от тяжкого физического труда, не предложил, однако, чем заполнить нишу свободного времени: книгу заменили телевизор и компьютер, серьезное общение с художественным текстом уступило место играм, развлекательной массовой литературе. Атмосфера, в которой растут наши ученики, не способствует развитию их литературных вкусов и восприятию ценностей. Поэтому именно сего-
дня роль школьных уроков литературы становится особенно значительной. Но современное преподавание литературы в основном ориентировано на результат (поступление абитуриентов в вуз, сдачу выпускных экзаменов), на доброкачественные, формальные знания о произведении и писателе. Превращение литературы в информационный предмет привело к тому, что чувства оказываются за пределами урока, переживание произведения, культурно-ценностного пласта содержания и его осмысление оборачиваются литературоведческим анализом, ценностное отношение к литературе как носительнице духовных, нравственных проблем и исканий человека утрачивается, а вместе с этим теряется воспитывающий эффект урока.
Литература как одна из форм существования культуры ярче всего демонстрирует разрозненность и трагичность современного осмысления мира человеком: утрата учащимися интереса к чтению, а следовательно, к идеям, символам российской культуры, идеалам и верованиям, заложенным в текстах, ведет к разрыву преемственности культурно-ценностной традиции, коммуникативному рассогласованию между поколениями. В условиях развития современного технократического общества роль уроков литературы становится особенно значимой: необходимо обращение к накопленному веками ценностному потенциалу русской литературы и пересмотру содержательных и целевых основ литературного образования, что обусловливает особую актуальность темы исследования в связи с вопросами преподавания литературы в школе.
В педагогической науке к настоящему времени накоплен определенный фонд знаний, необходимый для исследования проблемы приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры. Вопросы, связанные с темой исследования представлены в педагогиче-
ской теории в следующих аспектах: фундаментальные труды в облас
ти философской теории ценностей (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган,
Н.С. Розов, В.П. Тугаринов); выводы исследований о закономерно
стях развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); тео
ретические аспекты исследования приоритетных национальных цен
ностей (Л.В. Баєва, М.В. Богуславский, Д.С. Лихачев,
Н.Д. Никандров, З.И. Равкин); исследования роли ценностных ориен
тации в становлении и развитии личности (С.Ф. Анисимов,
Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов); теория социализации
человека (А.В. Мудрик, И.С. Кон, М.И. Рожков); работы, раскрываю
щие вопросы самоактуализации на основе ценностных ориентации
(Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Н.С. Розов, В.П. Тугаринов); современные
концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бонда-
ревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, В.В. Сериков,
Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова); концепция ценностно-смысловой ком
муникации с «источником» ценности, способствующая проектирова
нию учеником собственной жизни на основе текста культуры
(Л.П. Разбегаева); работы по методике преподавания литературы с
позиций ценностного ориентирования личности (Л.С. Айзерман,
Л.М. Архангельский, Т.П. Гаврилова, Л.А. Крылова, В.Г. Маранцман,
Ю.В. Орлова, Е.В. Перевозная, Е.В. Попова).
За последние годы появились диссертационные исследования, по
священные различным аспектам введения в содержание образования
культурологического, аксиологического компонентов
(Т.И. Петракова, А.А. Полякова, Е.В. Попова, Л.Б. Ермолаева-Томина, О.Ю. Стрелова), исследователи фиксируют факт отчуждения ребенка от ценностно-смысловой информации, заложенной в учебных
текстах (И.С. Якиманская), изучают свойства текста, обусловливающие формирование ценностных ориентации (Ю.Н. Кулюткин). Вместе с тем проблемы реконструкции ценностных оснований содержания гуманитарного образования, качественного преобразования познавательной деятельности ученика на основе актуализации аксиологической составляющей получаемого знания еще комплексно не исследовались в педагогической науке. Возникает необходимость в разработке концепции литературного образования как системы развития культурно-ценностной смысловой сферы индивида, активизирующей личностную позицию, индивидуальность школьника, что и обусловливает актуальность темы исследования: «Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры»
Объект исследования: процесс приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры.
Предмет исследования: развитие системы аксиологических представлений старшеклассников в ходе приобщения к ценностям российской культуры на уроках литературы.
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, способствующих приобщению старшеклассников к ценностям российской культуры.
Гипотеза исследования: приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры будет эффективным в том случае, если:
обеспечивается ценностное взаимодействие «учитель - ученик»;
актуализируется аксиологический потенциал содержания школьного курса литературы;
-реализуется ценностно-ориентационная технология литературного образования старшеклассников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Уточнить педагогическую трактовку понятия «приобщение к ценностям российской культуры»;
Выявить педагогические подходы к актуализации ценностного потенциала литературы как учебного предмета, апробировать модель актуализации ценностного содержания текста;
Определить комплекс педагогических принципов, обусловливающих эффективность приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры;
Осуществить диагностику ценностных ориентации старшеклассников и обосновать динамику приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры.
Методологическую основу исследования составили философские, психологические и педагогические основания теории ценностей и современные культурологические концепции, отражающие взаимосвязь общечеловеческого и национального компонентов ценностного сознания.
Методы исследования: логика исследования обусловила реализацию аксиологического подхода в экспериментальной работе, изучение философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение педагогического опыта; педагогическое наблюдение: анкетирование, опрос, сочинения-рассуждения школьников, определение рейтинга, ранжирование: статистическая обработка материалов исследования: анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 2 г. Орска». В эксперименте приняли участие 179
учеников 9-11 классов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2001-2005 гг.
На первом этапе (2001-2002 г.г.) - поисково-диагностическом -разрабатывались исходные позиции исследования, изучалась философская и психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось изучение ценностных ориентации старшеклассников.
На втором этапе (2002-2004 г.г.) - опытно-экспериментальном -осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования, шел поиск оптимальных путей и условий реализации задачи приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры. Обоснована ценностно-ориентационная технология литературного образования, сформулированы подходы к актуализации культурно-ценностного содержания художественных произведений, способствующие активизации ценностных ориентации личности.
На третьем этапе (2004-2005 г.г.) - аналитическом - завершена экспериментальная работа по проверке эффективности условий приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры, проведен контрольный диагностирующий замер уровня развития ценностных ориентации учащихся, обработаны и проанализированы полученные результаты исследования, осуществлен анализ и обобщение накопленного материала.
Научная новизна исследования:
- дана педагогическая трактовка понятия «приобщение к ценностям российской культуры» как образовательной стратегии, предполагающей организацию процесса самоопределения личности в богат-
стве ценностного мира российской культуры;
представлены результаты диахронического анализа становления ценностей российской культуры, отражающие динамику педагогических традиций в освоении культурного опыта;
выявлены аксиологические линии российской культуры, позволяющие представить педагогическую интерпретацию содержания литературного образования по направлениям: отношение к миру и человеку, поиск нравственных оснований действий, проблема таланта;
на примере содержания литературного образования по результатам диагностики ценностных ориентации старшеклассников обоснована возможность проектирования ситуаций взаимодействия «учитель - ученик», направленных на актуализацию ценностного потенциала художественных текстов.
Теоретическая значимость исследования: заключается в возможности введения понятия «аксиологические линии российской культуры» в концепцию современного образования, трактовки приобщения личности к ценностям культуры в качестве базовой ценности технологии изучения гуманитарных дисциплин, в пересмотре модели взаимодействия «учитель - ученик» с позиций ценностно- детерминированного и личностно-ориентированного процесса.
Практическая значимость результатов исследования:
обоснование ценностно-ориентационной технологии литературного образования старшеклассников, обеспечивающей приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры и развитие аксиологического потенциала учащихся;
разработка модели актуализации ценностного содержания текста;
создание комплекса методических рекомендаций, по приобще-
нию старшеклассников к ценностям российской культуры на уроках литературы.
Положения, выносимые на защиту:
Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры - образовательная стратегия, предполагающая организацию процесса самоопределения личности старшеклассника в богатстве ценностного мира российской культуры и обеспечивающая обретение учащимися личностного смысла в познании аксиологических форм культуры.
Особая роль в приобщении старшеклассников к ценностям российской культуры принадлежит литературному образованию, которое в образной форме содержит базовые, смыслообразующие ценности русской нации. Понимание учащимися культурно-ценностного ядра текстов, заложенного в знаках, символах, моделях поведения героев, становится основой для ценностного образа мира культуры в сознании человека, фиксирует отношение школьника к культуре и жизни как ценности, определяет условия для продолжения и обновления культурной традиции.
Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры связано с выявлением, репрезентацией и осмыслением её ведущих аксиологических линий. Аксиологические линии культуры представляют совокупность ценностных ориентации, имеющих различное наполнение и трактовку в зависимости от эпохи и реальных людей, их реализующих. Аксиологическая линия - конструктивная ось сознания, приобретаемая в процессе социализации личности, поддерживающая этническую картину мира, устанавливающая механизм трансляции и соотношения культурных традиций и новаторства.
Ценностно-ориентационная технология литературного образо-
вания старшеклассников, обеспечивающая приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры, включает:
представление учебного содержания через взаимосвязь компонентов литературного образования (предметного, деятельностного, субъективного);
педагогические принципы: целостности, вариативности, взаимосвязи объективных ценностей культуры и ценностных ориентации личности, сотворчества, сотрудничества, субъектности;
комплекс приемов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, позволяющих аккумулировать и использовать существующий культурно-ценностный опыт;
модель актуализации аксиологического потенциала художественного текста.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечены концептуальностью подхода, разнообразием диагностических методик, валидностыо выборки, соответствием методов поставленным задачам, длительностью опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на методических совещаниях в орском филиале ООИПКРО, методических семинарах орского филиала «Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», научно-практических конференциях на базе МОУ «Гимназия № 2 г. Ор-ска» (2000 - 2005г.) и научно-практических конференциях в городах Орск, Оренбург, Магнитогорск (2000 - 2005 гг.).
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, содержит 17 таблиц, 6 рисунков. Список использованной литературы включает 226 наименований.
Педагогические аспекты становления теории ценностей в западном и отечественном человекознании
Культура - это совокупность ценностей (этических, эстетических, социальных, политических...), сложившихся на протяжении всего развития человечества и конкретной нации [54]. Аксиология -философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, об их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития [79]. Аксиология (наука о ценностях и одна из форм существования культуры) тесно связана с современным гуманистически направленным образованием, черпающим в культурных ценностях основу, средства и модель воспитания гуманистически ориентированного ребенка.
С возникновением педагогической аксиологии исследователи столкнулись с необходимостью разрешить вопросы о природе ценностного отношения, о механизме формирования ценностных предпочтений и ориентации, о роли системы ценностей в структуре личности. В западном человекознании и современной философии сложились два основных подхода к проблеме ценностей.
Антинатуралистический подход (Кант и его последователи) -представлен идеями о моральной категории должного, не вытекающей из естественного стремления человека к счастью и побуждающей индивида подавлять желания, повинуясь чувству долга. По Канту, человек несвободен, т.к. принадлежит к двум различным мирам: пространства и времени, причин и следствий - здесь его действия предсказуемы. И только в другом мире - мире Бога,- гарантирующем ему справедливость и вечную жизнь, он сам выбирает свои поступки и ответственность за них. Неокантинианцы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) рассматривают ценности как самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта общезначимое и трансцендентальное. Для антинатуралистов ценности - это идеальные сущности, сфера которых находится вне опыта и человеческих потребностей.
Натуралистический подход рассматривает как ценность все то, что способствует эффективному функционированию человеческой природы, т.е. развитию биопсихических способностей индивида, удовлетворению его интересов, развитию потенциальных задатков. Его представители Р.Б. Терри, Г. Беккер, Т. Парсонс, С. Пеппер считают аксиологию ветвью знания, в которой этика, политика, юриспруденция, экономика, эстетика, философия и религия объединяются, помогая самопознанию человека, самоопределению целей и стремлений. Перри, подчеркивая значение духовных ценностей, считает, что не блага цивилизации и техники, а социализированные и насыщенные эмоциями устойчивые идеи образуют сущность культуры и цивилизации; структурное строение ценностных ориентации человека определяется приоритетом той или иной ценности в зависимости от интенсивности, согласованности и градации интересов личности.
Поддерживая мысль Перри об отсутствии единой системы ценностей, М. Рокич [179] выдвигает следующие положения: все люди обладают похожими ценностями, но имеющими разную значимость для каждого; все ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, социальных институтах, личности. Ценности - абстрактные положительные и отрицательные идеи, не связанные с конкретным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Для нас значима идея М. Рокича о влиянии и взаимодействии историко-культурных, социальных и субъективных факторов при становлении структурированной и индивидуализированной иерархической системы ценностей отдельной личности. Интенсивное развитие аксиологического подхода в отечествен ном и западном человекознании становится необходимым компонен том осмысления устойчивого социального развития (В.И. Бойко, В.А. Блюмкин, СП. Иваненков, Ю.М. Плюснин, Г.П. Выжлецов); проблем взаимодействия познания и ценностного сознания (Ю.С. Давыдов, М.С. Каган, В.В. Лазарев, Н.С. Розов, Л.Л. Супрунова); изучения феноменологии ценностных систем личности (В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева, А.Г. Здравомыслов); формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.М. Воскресенская, В.И. Замышляев, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова); ретроспективного анализа философских и педагогических систем - базиса для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (В.В. Веселова, Н.И. Никандров, З.И. Равкин, М.С. Каган,
СВ. Куликова); теории ориентации личности в мире ценностей (А.В. Кирьякова, А.Г. Мелекесов). При этом философские работы в области аксиологии характеризуются глобальностью и рассмотрением ценностей в различных контекстах (историческом, культурном); социальные и социально-психологические исследования отличаются стремлением строго развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т.п. [21; 116], задачами классификации ценностей по различным основаниям [113; 190], выделением структуры ценностей личности [2; 171; 179]. В отечественной философии аксиология рассматривается с позиций диалектико-материалистического подхода (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов. Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: значимость (Л.М. Архангельский, Н.Ф. Наумова, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов) и вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов). Возникновение ценности связывается, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворять потребности общества, человека. С другой стороны - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Ценность определяется как «форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом» [124, с.15]. С точки зрения этого подхода, ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения.
Аксиологические линии российской культуры - основа педагогических традиций отечественного образования
Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи предопределяет необходимость осознания глубинных противоречий, присущих российской культуре и системе ценностей.
Емкость и универсальность понятия "культура" обусловливает множественность имеющихся дефиниций (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, М.С. Каган, Г.В. Драч, СП. Мамонтов, Е.Г. Соколов) и широкий спектр подходов к ее осмыслению, среди которых можно выделить следующие, значимые для нашего исследования: этнографический - выявляет черты сходства и различия народов, процессов передачи синхронной и диахронной информации (Фр. Боас, Дж. Гершкович, М. Мид, А. Наумов, О. Оттенберг, Э. Тайлор); Натуралистический - подчеркивает биологическую обусловленность культуры (3. Фрейд, К. Юнг, Г. Рохайм, В. Оствальд, Л. Уайт, Б. Мал); общественно-исторический - восходит к классическим традициям, предполагает рассмотрение истории как чередование культур (И. Аделунг, И. Валлерстайн, А. Вебер, И. Гардер, Н.Я. Данилевский, Р. Инглхарт, И. Кант, В.А. Кутырев, Э. Сепри, А. Тойнби, О. Шпенглер); социологический - ищет объяснение культуры в общественной природе и организации человечества (А.С. Кармин, А.С Панарин, В. Парето, В.Т. Пуляев, П. Сорокин, Т. Парсонс, К. Янг); символический, сложившийся в результате развития средств массовой информации, представляет культуру как систему "знаков" и "символов", окружающей действительности (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс); семиотический - фиксирует понимание культуры в качестве ее сущностной характеристики как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование (Д. Бэкхерст, Г.И. Петрова); аксиологический - заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей (М.С. Каган, В.А. Конев, Е.С. Роговер, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов); деятельностный предполагает понимание культуры как способа человеческой жизнедеятельности (М.К. Мамардашвили, Н.М. Муха-метжанова); религиозный - подчеркивает зависимость культуры от культа (Н.А. Бердяев, Э. Дюркгейм, Ж. Маритен, Р. Нибур, B.C. Соловьев, Э. Трельч, П.А. Флоренский).
Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждом из них раскрывается сущностная сторона культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.
Наличие противоречивых процессов в самой культуре также является объектом научных исследований. Многие исследователи культуры трактуют ее как сугубо позитивное явление, хотя и с определенным предположением, что по своей природе культура антиномична [32], либо с утверждением того, что преобладающая часть общества всегда развивается в формах псевдокультуры и некультуры [140], а ее антипод - антикультура (как альтернатива культуре) - это совокупность социальных образований, но со знаком минус [47; 160].
В системе "культура - антикультура" всегда существовало противостояние. Антикультура определяет духовные потребности большого количества людей, необычайно активно и своеобразно откликается на животрепещущие вопросы современности, смело использует арсенал историко-культурной памяти и по-своему выполняет проективную функцию, создавая определенный «культурный идеал» будущего для самых различных слоев населения. Антикультура вскрывает периферию национального менталитета, включающую временные, новообразовавшиеся или привнесенные из чужих культур ценности, провоцирует смещение традиционно устоявшегося порядка базовых ценностей, вводит в сознание личности новообразовавшиеся или чужие смысл, образы, образцы. Наличие и распространение антикультуры - признак господства псевдокультурных идеалов, неудовлетворенности человека предлагаемыми знаниями, нормами, образцами, что отражается в отсутствии устойчивых, четких ценностных ориентации. Проблема существования антикультуры не может быть решена внешними запретами и жесткой цензурой, наиболее действенный вариант выхода из данной ситуации - ориентация подрастающего поколения на ценности мировой и российской культур. Человек познает и созидает свой мир как мир ценностей. Вся история культуры есть не что иное, как движение и развитие ценностей. Поэтому одним из важнейших аспектов теоретического постижения школьником мира российской культуры и мира в целом является ценностный подход.
Рассматривая вопрос о аксиологических основах российской культуры, необходимо, на наш взгляд, обратиться к анализу таких понятий как: нация, этническая картина мира, этнические константы, центральная культурная тема этноса, менталитет. Под нацией принято понимать исторически сложившуюся общность людей. В качестве от личительных признаков нации выступает общность языка, территории формирования и расселения, внутренних экономических связей и особенно культурной специфики. Взаимодействие всех этих признаков, их влияние на образование и сохранение нации находит свое выражение в виде национального самосознания [208, с. 24]. Становление национального самосознания связано со способностью того или иного этноса выделять себя из других этнических общностей посредством формирования сложной системы образов, отражающих нормы поведения, правила жизни и деятельности, традиции и привычки специфичные для конкретной этносоциальной индивидуальности; определяющих особенности другого этноса и эмоциональное отношение к нему.
«Центральную зону» (СВ. Лурье) национальной культуры образуют этнические константы, включающие бессознательные образы зла и добра; представление о способе действия, при котором добро побеждает зло. «Источник добра» содержит в себе парадигмы, определяющие характер действия человека и тип взаимосвязи между членами коллектива: «образ себя» (представление о субъекте действия) и «образ покровителя» - некий атрибут, помогающий совершаться действию, условие действия. "Источник зла" может быть назван "образом врага", такое тождество подразумевает не персонификацию "источника зла", а его концентрацию на каком либо объекте; "источник зла"-это то, что мешает действию, и то, против чего направлено действие. Таким образом, он также влияет на характер действия.
Диагностика ценностных ориентации старшеклассников
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Кардинальные изменения в сфере политики, экономики, социальной жизни общества влияют и на культурные ценности, которые подвергаются переосмыслению и переоценке, ставят новые задачи перед педагогикой. В связи с потребностью современного образования в культурно-ценностном ориентировании человека особо значимыми становятся следующие компоненты достижений учащихся: ценностный; культурологический; личностный (способность к самопознанию, самореализации, самоорганизации); компонент социализации (накопление общественного опыта, опыта гражданского поведения).
При выборе комплекса диагностических методик, мы исходили из положения о том, что ценностные ориентации — достаточно сложные образования, они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного "Я". Аксиологический потенциал личности (А.В. Кирьякова, Г.Н. Левашова) старшеклассника понимается нами как сложное диалектическое интегральное личностное новообразование, синтезирующее в себе всю совокупность устойчивых ориентации на универсальные общечеловеческие ценности с приоритетом традиционных ценностей российской культуры, проявляющееся на когнитивном, эмотивном уровнях и адекватное им ценностное поведение.
Выбор контингента учащихся, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, обоснован следующими позициями:
Учащиеся 8-9 классов достаточно социализированы, стремятся к профессиональному выбору, имеют достаточно прочные ценностные отношения, преобразование которых в ценностные ориентации создает основу становления четкого, дифференцированного образа «Я».
Учащиеся 10-11 классов. Ценностно-смысловая сфера личности старшеклассника характеризуется процессами определения места в жизни, развития мировоззрения, самосознания. Данная позиция складывается из того, как на основе своего предыдущего опыта, ранее возникших потребностей, стремлений и возможностей старшеклассник относится к окружающему миру и себе как части этого мира. Появление этой позиция есть результат развития ценностного и целостного образа «Я» личности старшеклассника.
Целями констатирующей диагностики являлись: выявление приоритетных ценностей, выявление уровня соответствия ценностей-целей ценностям-средствам; анализ динамики изменения отношения к ценностям и средствам их реализации с изменением возраста; анализ соответствия уровня реализации поставленной цели и выбранных средств.
Для диагностики ценностных ориентации школьников гимназии № 2 г. Орска была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [179, с. 25-29]. Значимыми для нашего исследования являются следующие характерные признаками ценностей: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя в различной степени; ценности организованы в системы; источники человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах,и личности. М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности (ценности-цели) - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности (ценности-средства) - убеждение в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Оценка сформированности ценностных ориентации школьников проводилась по следующим критериям: достаточность знаний о ценностях (разносторонность, согласованность, логичность в построении иерархии ценностей); гармоничность соответствия терминальных и инструментальных ценностей; согласованность группировки соотносящихся ценностей. Так терминальные ценности распределяются на универсальные, абстрактные; межличностного общения; ценности профессиональной самореализации; конкретные ценности личной жизни. Инструментальные ценности группируются в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические, конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения, самореализации и ценности принятия других.
Данные критерии позволили нам выделить следующие 4 уровня сформированности ценностных ориентации школьников:
1. Системно-ценностный (высокий) характеризуется высоким уровнем представлений о существующих ценностях; умением анализировать и синтезировать знания из области аксиологии, строить собственную иерархию ценностей на основе сознательной их группировки, отличающейся согласованностью, логичностью, приоритетом универсальных общечеловеческих ценностей, их соотнесенностью с ценностями инструментальными; пониманием ценностей-целей, необходимых для будущей профессии и жизни в обществе; стремлением к самоактуализации и самореализации.
2. Сущностно-ценностный (достаточно высокий) характеризуется осведомленностью в области основных ценностей, умением их группировать в соответствии с личными позициями и учетом общечеловеческих норм, пониманием роли существующих общественных ценностных установок, стремлением к профессиональному и личностному саморазвитию.
Педагогические условия, способствующие приобщению старшеклассников к ценностям российской культуры
Современная практика литературного образования нацелена на усвоение школьником определенного объема знаний, овладение требуемым набором литературно-творческих умений. А присвоение ценностей российской культуры возможно лишь в процессе личностного восприятия их содержательной стороны и сущности, которое происходит не в форме прямой трансляции, а предполагает актуализацию ценностного потенциала литературного знания в активной совместной деятельности субъектов обучения. Личностное общение учителя и ученика как основа учебной деятельности позволяет обмениваться не только знаниям, но и личностным ценностям, что реализует задачи гуманистического воспитания. Именно через обмен ценностями, через нахождение в текстах программных произведений нравственных доминант и аксиологических линий происходит усвоение глубинных смыслов гуманитарного знания.
Такое понимание цели литературного образования ставит вопрос о необходимости обоснования и реализации педагогических условий, способствующих не только успешному усвоению школьником предметного содержания литературы, но и становлению его как личности с ценностным сознанием, развитой рефлексией, чувством ответственности, осознающей себя субъектом российской культуры. «Понятие «педагогические условия» принято рассматривать как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов воспитательной системы. Особое значение при этом имеет определение полного набора необходимых условий, к которым нельзя добавить ничего, что не было бы лишним» [98, с. 164-165]
Исходя из особенностей предмета исследования, мы предлагаем следующий комплекс условий: 1. обеспечение ценностного взаимодействия учителя и ученика (см. таблицу 5); 2. актуализация аксиологического потенциала школьного курса литературного образования старшеклассников (см. таблицу 5); 3. ценностно-ориентационная технология литературного образования старшеклассников (см. параграф 3 данной главы).
Обеспечение ценностного взаимодействия «учитель - ученик» В совокупность окружающих старшеклассника социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его аксиологическое развитие, входят и подготовленность учителя, и учет общечеловеческих ценностей, и соответствие методики преподавания задаче становления ценностных ориентации учащихся. Гуманистический потенциал литературы как учебного предмета должен сочетаться с направленностью образовательного процесса, педагогической деятельности на развитие личностных качеств, на приобретение школьниками в качестве структурного ядра мировоззрения ценностей российской культуры, на гуманистические отношения в коллективе, создание единого сообщества учителей и учащихся, укрепление демократических начал образования. Задачами ценностного взаимодействия «учитель - ученик» являются создание широкого, общекультурного, эмоционально значимого для учащегося фона, направляющего на осознанное освоение содержания основных ценностей российской культуры; предметное ориентирование школьника в сфере ценностей культуры, науки, искусства, базисных видов общественной деятельности; включение старшеклассников в ценностно-значимую для них деятельность.
Ценностное взаимодействие учителя и ученика реализуются посредством нескольких факторов: 1. Социально-ценностное общение; 2. Деятельность на основе комплекса приоритетных педагогических позиций; 3. Наличие у педагога системы знаний в сфере культуры, ориентации на социально значимые ценности российской культуры и педагогические традиции в трансляции аксиологических линий культуры.
Социально-ценностное общение формирует готовность старшеклассника к самокоррекции ценностных ориентации. В юношеском возрасте сильно стремление к доверительному взаимодействию с окружающими людьми, к проверке внутреннего мира, ценностных ориентации с позиций будущих перспектив. Старшеклассников начинает интересовать информация, помогающая в выборе дальнейшего жизненного пути, самоопределении, формировании внутренней позиции взрослого человека. При этом юноша анализирует социальные реакции на свою личность, поведение и склонен оценивать себя по той роли, которую он занимает в сфере общения, выбирая мировоззренческую позицию, он согласует ее с общественно значимыми ценностями. Это помогает преодолеть индивидуализм, скорректировать «Я-концепцию» так, чтобы вписаться в социум. Задача учителя - организовать в ходе учебной деятельности такое общение, которое основывалось бы на принципах гуманизма, формировало представление о сознании и поведении, соответствующем ценностям общечеловеческим и российской культуры, как позволяющим сохранить положительное отношение к себе и миру. Руководство таким общением нацеливает учителя на умение задавать направление ходу обсуждения, определять насколько члены группы приблизились к достижению цели дискуссии, подводить к обсуждению итогов дискуссии; на владение эффективными технологиями, способствующими развитию ценностных представлений учащихся, рефлексии, ответственности за свои поступки; на умение включать в образовательный процесс проблемы общечеловеческих, национальных ценностей либо рассматривать явления сквозь их призму.
Особенности коммуникации при ценностном взаимодействии учителя и старшеклассников заключаются в раскрытии и формировании способности к эмпатии; субъект-субъектному взаимодействию, установлению контакта и взаимного понимания, способствующих созданию творческой атмосферы, раскрепощению учащихся, свободному обмену мнениями, различными взглядами. У педагога должна быть развита эмоционально-мотивационная сфера, чтобы он внутренним примером, своим горением преодолевал сопротивление учащихся и сформированные у них негативные установки. Эмоциональная реакция педагога способна вызвать соответствующие переживания, настроения, чувства у учащихся, способствовать возникновению благоприятного фона, такой эмоциональной среды, в которой только и возможно личностно-ориентированное взаимодействие.