Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Проблема развития эстетического вкуса студенческой молодежи в теории и практике эстетического воспитания
I. Теоретические основы исследования 13-30
2. Ведущие факторы развития эстетического вкуса молодежи 31-44
3. Состояние сформированности эстетического вкуса у студентов педвузов 45-74
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 74-78
ГЛАВА П. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития эстетического вкуса студенческой молодежи в коллективах художественной самодеятельности
1. Педагогические условия руководства развитием эстетического вкуса участников художественной самодеятельности вузов ..., 79-94
2. Организация и ход экспериментальной работы по развитию эстетического вкуса студенческой молодежи 95-123
3. Динамика развития эстетического вкуса участников художественной самодеятельности 124-148
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 148-150
Заключение 151-157
Список основной использованной литературы І58-І76
- Теоретические основы исследования
- Состояние сформированности эстетического вкуса у студентов педвузов
- Педагогические условия руководства развитием эстетического вкуса участников художественной самодеятельности вузов
- Динамика развития эстетического вкуса участников художественной самодеятельности
Введение к работе
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХШ сьезду партии подчеркивается важность того, "чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуоа" /І4, 62/. На современном этапе социалистического строительства развитие у каждого человека высокого эстетического вкуса, умения правильно ориентироваться в событиях общественно-политической, культурной, художественной жизни представляет одно из важных направлений идеологической работы /15; 19/. Документы июньского /1983 г./, февральского и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС еще раз убеждают в том, что главный смысл, коренное содержание деятельности КПСС - неустанная забота о формировании человека нового мира /16, 17/, привитии молодежи непримиримости к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам /17, 30/.
Здоровый, развитый эстетический вкус дает человеку те эмоционально-чувственные и одновременно осознанные революционно-гуманистические критерии, с помощью которых возможно сугубо индивидуально оценить всю систему существующих в обществе интересов, идей, стремлений и идеалов. Будучи связан с борьбой за мир и счастье людей, эстетический вкус - одно из самых могущественных средств общественного прогресса /208; 125/.
В трудах К.Маркса и Ф.Энгельса обосновано положение о формировании эстетического вкуса как проявления сущностных сил человека, его способности преобразовывать действительность по "законам красоты" /2, 94/. Рассматривая вкус как общественное явление, В.И.Ленин считал его важным показателем эстетического развития, умением личности грамотно относиться к явлениям действительности и искусства /II, 660/.
Большое внимание этому вопросу уделяли выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства М.И.Калинин, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская /72; 107; 89; ЭО/. Б разработку проблемы значительный вклад внесли крупнейшие советские педагоги А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинекий /III; 112; 171; 172/.
Современная наука глубоко исследует партийность вкуса /М.С.Каган, Ю.А.Лукин, Е.Г.Яковлев/, его связь с мировоззрением /А.П.Бе-лик, И.А.Зязкш, В.А.Кудин, Л.Т.Левчук, Й.Л.Лейзеров/, роль, место и функцию вкуса в сфере эстетической оценки /А.И.Буров, Л.Н.Коган, А.С.Молчанова, Л.Н.Сголович/, взаимосвязь с идеалом /О.В.Лармин, И.Ф.Ляшенко, Е.С.Громов, В.И.Горынь/, взглядами и интересами людей /Н.А.Аринина, Э.Е.Алексеев, В.К.Скатерщиков, В.С.Цукерман, Ю.У.Фохт-Бабушкин/.
Процесс формирования этого важного компонента эстетического воспитания рассматривается сквозь призму развития отношений человека к явлениям действительности и искусства во всем их многообразии /Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, И.Л.Маца, В.А.Разумный/, а также посредством различных видов художественной культуры /О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Л.А.Кассиль, С.В.Михалков, Б.М.Йеменский, В.Н.Шацкая/.
Работы советских психологов раскрывают основу, на которой развивается эстетический вкус: механизм формирования эстетических восприятий и чувств /Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, И.А.Джидарьян, С.Н.Беляева-Экземплярская, С.Х.Раппопорт, А.Г.Кос-тюк/, склонности и потребности /А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, М.А,Верб, А.Г.Ковалев, Г.С.Тарасов/, что дает возможность глубоко исследовать процесс его развития.
Определенную значимость для решения проблемы развития вкуса представляют исследования в области социальной психологии /В.Д.Па-рыгин, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов/, в которых решаются вопросы установки, диспозиции поведения личности, преобразования ею действительности по законам гармонии и красоты.
Однако существующая литература по вопросам развития эстетиче ского вкуса не в полной мере раскрывает многие существенные стороны этой формы эстетического сознания. Не случайно авторы редакционной статьи в журнале "Вопросы философии", давая оценку исследованиям по марксистско-ленинской эстетике, выделяют недостаточно разработанные, называя, в частности, среди них проблему эстетического вкуса /68/.
Современными философами даются весьма разноречивые определения понятия "эстетический вкус". Одни считают его выражением эстетических взглядов /В.К.Скатерщиков/, другие - эстетических чувств /Л.Б.Шульц/, третьи - эстетического идеала /О.В.Лармин/. Эстетический вкус определяют и как интерес, и как склонность, и как способность личности оценивать и различать прекрасное и безобразное в явлениях действительности и искусства /А.И.Буров, В.А.Разумный/. Некоторыми авторами процесс формирования вкуса раскрывается лишь в зависимости от правильной ориентации индивида в сфере природных, общественных, эстетических ценностей, не всегда учитывая его роль в развитии сущностных сил человека в сфере художественно-эстетической деятельности /И.Л.Маца/.
Эстетический вкус определяют и как свойство, включающее эстетический идеал и чувство, служащее связующим звеном между социальным миром, природой и человеком /Е.Г.Яковлев/. Соглашаясь с подобным определением, мы рассматриваем эту категорию как свойство личности адекватно воспринимать, качественно оценивать и творчески относиться к явлениям искусства и окружающего мира. Единство суждения и переживания делают его общесоциальным, классовым явлением и в то же время индивидуально неповторимым свойством человека.
Педагогический аспект развития эстетического вкуса состоит в том, что, будучи процессом управляемым, он является выражением эстетических предпочтений человека и зависит от качества эстетического восприятия и переживания, обоснованности суждений и оценок, степени творческого подхода к художественной деятельности. Как результат педагогического руководства он представляет собой интегральный уровень эстетической культуры личности.
В настоящее время первостепенное значение придается развитию эстетического вкуса студенческой молодежи педвузов. Ибо успешное решение сложных задач воспитания подрастающего поколения в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры /18; 23; 24-/•
Являясь динамичным свойством человека, эстетический вкус, его целенаправленное развитие предполагает создание педагогически целесообразных форм организации свободного времени студенческой молодежи. В свете комплексного подхода к воспитанию значительно усилилось внимание к вопросам эстетизации процесса организованной деятельности студентов в художественно-творческих коллективах /Н.Й.Ки-ященко, У.Ф.Суна, Э.А.Абгаряя, О.Я.Кудрявцева/.
В Постановлении июньского /1983 года/ Пленума ЦК КПСС указывалось: "Необходимо проявлять постоянное внимание к развитию самодеятельного творчества, приобщению масс к ценностям культуры" /15, 76/. Это требование весьма актуально, ибо сегодня для более полного познания окружающей действительности, молодежи особенно необходимы разнообразные впечатления, чувства, переживания, которые ярче всего представлены в искусстве, в том числе и музыкальном творчестве. Художественная самодеятельность является "социально-культурным механизмом" /Ю.Е.Соколовский/ эстетического формирования студенческой молодежи, приобщения ее к достижениям художественной культуры, музыкального искусства /Б.А.Брылин, В.Л.Бахарев/.
В исследованиях художественного творчества музыкальная самодеятельность рассматривается как средство формирования эстетических способностей участников лишь в процессе совершенствования методики музыкального образования /А.С.Каргин, В.Г.Кузнецов, В.Н.Луб, Д.Н.Свечков, Б.С.Чунин, Л.З.Шаыина/. А характеристика художественно-эстетического развития кружковцев не выходит за рамки музыкально-исполнительской деятельности коллектива /В.Н.Куприянов, Х.М.Ха-ханян/: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса большинство авторов усматривает только в приобретении и совершенствовании участниками отдельных музыкально-художественных навыков.
Б некоторых диссертационных работах исследуются социальные функции художественной самодеятельности /И.А.Штиглер/, намечаются пути эстетического воспитания студентов средствами хорового ПЄНЙЯ /ЪЛ.Бахарев/, анализируется опыт эстетического воспитания студенческой молодежи в процессе деятельности творческих самодеятельных объединений /С.И.Таткова/. Однако, в педагогической литературе до сих пор нет специальных работ, посвященных эстетическому развитию студентов средствами самодеятельного оркестрового исполнительства.
Важной задачей в организации художественной самодеятельности педагогических вузов является также подготовка руководителей из среды общественников для работы со школьными художественными коллективами /25; 62/. Бот почему представляется важным в теоретическом и практическом плане выявить возможности музыкально-исполнительских, оркестровых коллективов педвузов в художественно-эстетической подготовке руководителей-общественников, эффективном развитии их эстетического вкуса. Безусловно, это не может не сказаться и на уровне нраветвенно-эстетичееного развития подрастающих поколений. Актуальность указанных вопросов возрастаете из года в год.
Сказанное привело к мысли о необходимости обстоятельного изучения названной проблемы, что и обусловило тему нашей диссертационной работы.
Объект исследования - процесс развития эстетического вкуса студенческой молодежи средствами художественной самодеятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития эсте тического вкуса студентов в музыкально-исполнительских коллективах.
Цель исследования - выявление и разработка эффективных способов управления развитием эстетического вкуса студенческой молодежи в коллективах художественной самодеятельности.
Основу исследования определяет следующая гипотеза: уровень развития эстетического вкуса студенческой молодежи значительно повышается, если в основу работы музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности положены целесообразные формы организации нравственно-эстетического воспитания кружковцев в сочетании с системой методов и средств, обеспечивающих последовательное и глубокое усвоение ими музыкального материала, лучших образцов мирового художественного творчества,
В задачи исследования входило:
1. Дать научное обоснование процесса развития эстетического вкуса молодежи в аспекте педагогической регуляции.
2. Разработать критерии для выявления уровней сформированнос-ти эстетического вкуса студентов педвузов.
3. Научно обосновать и экспериментально проверить систему методов и средств развития эстетического вкуса самодеятельных музыкантов.
4-. Проследить динамику и определить пути эффективного развития эстетического вкуса участников самодеятельных музыкально-исполнительских коллективов педвузов.
Методологическую основу исследования составляют положения трудов классиков марксизма-ленинизма об эстетическом вкусе как способности человека творить по законам красоты; Материалы ХХУІ съезда КПСС; июньского /1983 г./, февральского и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС; первой сессии Верховного Совета СССР XI созыва; Постановления ЦК КПСС по вопросам эстетического воспитания, его места во всестороннем развитии личности: "О литературно-худ окественной критике" /1972 г./» "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" /1978 г./, "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979 г./, "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /1984 г./, "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта" /1984 г./ и др.
В реализации задач исследования использовались следующие методы и приемы;
а/ теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
б/ сбор ретроспективной и текущей информации: анализ документальных материалов, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдения, педагогический анализ и оценка, анализ статистических данных, творческие задания, звучащие анкеты, тесты;
в/ организация учебно-воспитательной работы и проверка ее результативное ти: сравнение и сопоставление художественных образов и авторских характеристик музыкальных произведений, предварительный сбор художественной информации, установление связи с другими видами искусства, диагностирующие контрольные работы, оценочная и исполнительская интерпретация, художественная аналогия;
г/ приемы: "предметный круг", "педагогический консилиум", "рейтинг", "блиц-выбор" и др.
Основным методом стал педагогический эксперимент, который проводился в коллективах студенческой художественной самодеятель -ности педвузов, Дворцов и Домов культуры. Экспериментальная работа осуществлялась автором в оркестре духовых инструментов и ансамбле народных инструментов "Юность" Кировоградского пединститута им. А.С.Пушкина; Народном оркестре народных инструментов Кировоградского областного дома учителя и ВИА "Аллегро" Дворца культуры им. Октября г.Кировограда, а также руководителями оркестровой художественной самодеятельности Ровенского пединститута им. Д.3.Ману-ильского. Контрольные группы - самодеятельные оркестровые коллективы Ворошиловградского пединститута им. Т.Г.Шевченко, Нежинского пединститута им. Н.В.Гоголя, Сумского пединститута им. А.С.Макаренко. Они были подобраны с учетом исполнительского репертуара, идентичности контингента участников, форм и методов работы. Исследование велось на протяжении шести лет - с 1978 г. по 1984- г.
На первом этапе исследования констатация данных изучения художественно-эстетических интересов и предпочтений студенческой молодежи дала возможность определить уровни и критерии развития их эстетического вкуса; выявить противоречия между высокими требованиями к эстетической культуре социалистического общества и состоянием сформированности эстетического вкуса студенческой молодежи, участников художественной самодеятельности.
В течение второго этапа были реализованы основные положения исследования в практической работе коллективов студенческих самодеятельных оркестров духовых инструментов педвузов.
На протяжении третьего этапа эти положения апробировались в музыкально-исполнительских коллективах других профилей и жанров /народные и эстрадные оркестры и ансамбли/ с применением различных форм и средств эстетического развития участников.
В ходе четвертого этапа прослежены и проанализированы особенности развития эстетического вкуса студентов-оркестрантов контрольных и экспериментальных коллективов, указаны пути эффективного его развития.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- изучены особенности и степень эстетической воспитанности студентов педвузов;
- определены уровни сформированности эстетического вкуса студенческой молодежи;
- выработаны критерии развития эстетического вкуса молодежи;
- предложены и апробированы педагогические условия эффективного развития эстетического вкуса участников музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности вузов.
На защиту выносятся следующие основные положения;
- высокий уровень развития эстетического вкуса студенческой молодежи определяется степенью ее активности и аргументированным выбором различных форм эстетической деятельности, а также возможностью интерпретационного подхода к оценке и исполнению музыкальных произведений, творческого проявления эстетических знаний, умений, навыков в художественной деятельности;
- эффективность педагогического руководства данным процессом обеспечивается разработанной системой способов освоения музыкального материала, из которых ведущим является метод промежуточного слоя.
Практическая значимость исследования состоит в том, что упомянутая система мер, обеспечивающая последовательное освоение кружковцами музыкального материала в сочетании с наиболее целесообразными формами организации их нравственно-эстетического воспитания, внедрена в практику работы музыкально-исполнительских коллективов педвузов. Предложенные условия и способы управления этим процессом могут быть использованы педагогами и руководителями художественной самодеятельности при организации эстетического развития молодежи в школах, училищах, вузах, Дворцах и Домах культуры.
Апробация результатов исследования осуществлялась автором в ходе экспериментальной работы в педвузах республики. Основные положения представлены на УІ Всероссийском симпозиуме педагогического общества РСФСР Д., 1982/; Всесоюзной научной конференции "Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования" /Петрозаводск, 1984/; Республиканской научно-практической конференции "Проблемы формирования всесторонне развитой личности в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского и практике работы современной школы" /Кировоград, 1983/; отчетных научных конференциях НИИ педагогики УССР /Киев, 1983, 1984/, отчетных научно-практических конференциях Кировоградского государственного пединститута им, А.С.Пушкина /Кировоград, 1978—1984/; заседании экспертной комиссии Союза композиторов УССР /Киев, 1983/; Республиканской научно-практической конференции "ХХУІ сьезд КПСС и актуальные проблемы нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи" /Киев, 1984/; конференции молодых ученых НИИ психологии УССР и НИИ педагогики УССР "Психолого-педагогические проблемы управления развитием личности школьника в процессе обучения" /Киев, 1984/.
Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.
Теоретические основы исследования
Способность чувствовать и осознавать гармонию, красоту окружающего зарождается на ранней ступени человеческого существования. Вначале предметы имели для людей прикладное, утилитарное значение и только со временем орудия труда, украшения, ритуалы и т.п. стали приносить им эстетическое наслаждение, пробуждать эстетические чувства, что явилось результатом "всей предшествующей всемирной истории". Ибо "лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа, - писал К.Маркс, - развивается, а часто и впервые порождается богатство субъективной человеческой сущности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и утверждают себя как человеческие сущностные силы" /2, 122/.
Наряду со специфическими формами отражения и воплощения объективных жизненных процессов, отношений /чувства, оценки, переживания, идеи, идеалы/, развитие субъективной стороны эстетического сознания обусловило формирование и такого важного свойства человека, как вкус.
Термин "вкус" в эстетическом понимании начал употребляться с ХУП века, и с тех пор проблема этого свойства личности стала объектом серьезного философского исследования.
В просветительской эстетике впервые глубоко изучается не только сама структура произведений художественной культуры, но и привлекается внимание к общественному значению искусства, его роли в воспитании нравов, искоренении социальных пороков. Впервые опровергаются представления о врожденности вкуса, последовательно защища - 14 ется и обосновывается возможность его воспитания и развития. Такая постановка вопроса свидетельствовала о том, что не сословная и биологическая детерминанты определяли развитый вкус, а социальная и воспитательная.
Б этом отношении особенно следует отметить взгляды французских просветителей Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, К.-Ж.Руссо, немецких философов Й.Винкельмана, Г.Лессинга /127, 132-180/. Интерес этих мыслителей вызывали вопросы естественности и простоты вкуса, зависимости его формирования и развития от общественного строя, взаимосвязи общего и индивидуального, нормативного общепринятого и субьективно личностного во вкусе, роли искусства в воспитании эстетического вкуса, необходимости единства этического и эстетического в восприятии искусства и др. Так, 3L-К.Руссо в полемике с большинством французских просветителей отрицал значение воспитания высокоразвитых эстетических вкусов средствами искусства. Однако кажущаяся недооценка роли искусства у К.-Ж.Руссо является по существу протестом против утонченных, по мнению мыслителя, отношений к природной основе вкуса; "Повсюду, где вкус расточителен, он фальшив" /147, 106/.
Если французская и немецкая просветительская эстетика почти все вопросы эстетического вкуса связывает с социальной проблематикой, то историческое значение английской эстетики эпохи просвещения заключается в привлечении внимания к механизму индивидуального восприятия произведений искусства, к психологической природе вкуса /Э.Берк/127, 122-127/. Это связано с общими сенсуалистическими тенденциями в английской философии того периода.
Отмечая демократический характер эстетики ОТ века, нельзя не учитывать присущее ей метафизическое понимание аспектов эстетического вкуса как якобы обусловленных только внешними причинами.
Значение сундений классической немецкой философии по пробле - 15 -ме эстетического вкуса состоит в понимании изменчивости и внутренней противоречивости его СЛОЕНОЙ структуры. Вкус - центральная категория кантовской эстетики. Здесь преломляется такой важный для общефилософского наследия И.Канта вопрос, как возможность или невозможность эстетического суждения и эстетического познания. Он утверждал, что бесцельное, незаинтересованное любование предметом искусства, его формами ооставляет суждение вкуса, которое свободно от всякой идеологии. Не затрагивая вопроса о социальной детерминированности вкуса, философ отрывает чувство прекрасного от материально-практической деятельности человека, и тем самым сводит оценку прекрасного лишь к субъективному фактору восприятия. И.Кант упорно развивал теорию обусловленности вкуса врожденными задатками, а искусство считал продуктом интуитивного творчества гениальной личности и выдвинул на первый план свободу и бесконтрольность гения в творческом процессе, превратив оценочные принципы в сферу "чистого вкуса" /73, 44/- Следовательно, нормативные критерии вкуса потеряли в его учении социально-идеологическую значимость, а негативное отношение И.Канта к познавательной и воспитательной функциям данной категории определило его крайне субъективное толкование этого феномена.
Состояние сфоршрованности эстетического вкуса у студентов педвузов
Учитывая сложность формирования эстетического вкуса средствами музыкального искусства, особое внимание следует обратить на психологические и социально-педагогические закономерности развития студенческой молоде&и.
В настоящее время студенческий возраст определяется периодом от 28 до 25-30 лет /31; 202/ . Сектор психологии НИИ общего образования взрослых АПН СССР на основе экспериментального изучения психологических свойств эюй возрастной группы представил ряд данных, позволяющих судить об особенностях в развитии интеллекта, памяти, внимания студенчества. В исследованиях отмечалось, что на его психическое развитие накладывает отпечаток социальная среда и ее характерные особенности. Развивается творческая и познавательная активность студентов во всех видах деятельности. Уточняются гражданские позиции, общественная, эстетическая ориентация, в том числе и в сфере искусства. По данным В.Й.Жуковской и У.Ф.Суна /169/, студенческой молодежи свойственны романтические порывы, стремление к возвышенному, и в этом заложены благоприятные условия для формирования их эстетического идеала. А совершенствование познавательных процессов, направленных на формирование эстетических интересов, мо - 45 тивов, потребностей, дает возможность исследователям точнее подойти к решению проблемы развития эстетического вкуса студенческой молодежи.
Чтобы квалифицированно управлять этим сложным процессом необходимо знать современное состояние, уровень развития эстетического вкуса. Как справедливо замечает А.И.Буров, "прежде чем решить, какие методы и приемы эстетического воспитания надо использовать, воспитатель должен знать, каков уровень эстетического вкуса его воспитанников" /43, 138/. Это положение принимается нами как исходное, гак как необходимость анализа уровней вкуса обусловлена прежде всего потребностями педагогической практики.
Исследования подобного рода должны "все более тесно сочетаться с социальными исследованиями, - отмечал П.Н.Демичев, - с анализом особенностей развития регионов, динамики свободного времени, психологии художественного творчества и восприятия, профессиональных, национальных и возрастных особенностей формирования культурных потребностей личности и т.д. Без этого трудно себе представить дальнейшее совершенствование практики" /25, 29/.
Нами разработаны соответствующая методика и процедура исследования, содействующие успеху социально-психологического анализа художественного восприятия /наблюдения, тесты и т.п./. Использовались статистические данные вузов и учреждений культуры, беседы со студентами по специально разработанной программе /стандартизированное интервью/. Специфика социологических исследований продиктовала необходимость провести массовые анкетные опросы. Результаты экспериментальной работы дополнялись данными опроса руководителей, отчетами и планами воспитательных мероприятий и другими материалами. Такая методика дала возможность компенсировать "теневые" стороны одного метода достоинствами других, вследствие чего получены точные данные, отвечающие требованию марксистско-ленинской методо - 46 логии научного познания о том, что необходимо брать не отдельные факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу, а всю их совокупность, так как в противном случае монет возникнуть подозрение, что факты выбраны или подобраны произвольно, а вместо их объективной связи и взаимосвязи "преподносится "субъективная" стряпня" /9, 350-351/.
Для определения степени сформированноети эстетического вкуса студенческой молодежи на материале музыкального искусства проведено специальное исследование, которым было охвачено более 900 студентов І-ІУ курсов педагогического, филологического и музыкально-педагогического факультетов Борошиловградского, Киевского, Кировоградского, йвано-Франковского, Нежинского, Ровенского и Сумского педагогических институтов. Кроме того, использовались данные анкетирования, проведенного нами на Празднике песни и танца студенческой молодежи "Гаудеамус-УШ" в июне 1981 года /г.Рига/, где было опрошено 285 участников самодеятельных студенческих коллективов: Народного самодеятельного оркестра духовых инструментов Львовского политехнического института им. Ленинского комсомола; Народного танцевального коллектива "Ачкунс" Рижского медицинского института; Заслуженного ансамбля народного танца Северо-Осетинско-го государственного университета им, К.Л.Хетагурова "Иристон"; Народного оркестра "Стругураш" Кишиневского государственного университета им. Б.И.Ленина; Народного ансамбля танца "Юность" Кировоградского пединститута им. А.С.Пушкина.
Педагогические условия руководства развитием эстетического вкуса участников художественной самодеятельности вузов
Рассматривая художественную самодеятельность вузов как активное средство развития эстетического вкуса студенческой молодежи, следует выявить ее особенности и организационно-педагогические условия, определяющие содержание деятельности самодеятельного оркестрового коллектива. Так, обучение мастерству в области музыкального творчества долано обеспечивать "не только формирование каких-то навыков и развитие способностей, но и совершенствование эстетического вкуса" /ІОІ, 129/- Следовательно, в процессе художествен-но-творческой деятельности у оркестрантов необходимо воспитывать как исполнительскую, так и общую музыкально-эстетическую культуру, развивать их эмоциональную сферу, обеспечить глубокое постижение ими эстетических понятий, образной системы художественного произведения, поднять самодеятельного исполнителя до уровня освоения подлинного искусства, красоты и эстетического творчества.
По сраведливому замечанию Е.И.Смирновой, "многие продукты из тех, что "производит" самодеятельность, могут "производиться", и даже в лучшем качестве, профессионалами. В самодеятельности не важно не только то, что люди делают и каких результатов добиваются в процессе самодеятельного труда, но и то, что самодеятельный труд делает с ними самими" /155, 35/. Ибо достижения коллектива художественной самодеятельности должны оцениваться в зависимости от того, какие именно качества, свойства личности, как и в процессе какой деятельности удалось развить.
В советской эстетике и педагогике в характеристике музыки установилась традиция объединения объективного и субъективного. Она "подчеркивает единство эмоционально-эстетического и нравственного в воздействии на человека", - отмечает В.К.Белобородова /38, 107/. Поэтому при целенаправленном воздействии музыки на личность воспигуемых их нравственно-эстетические свойства совершенствуются и развиваются. Из этого следует, что учебный процесс в рассматриваемых коллективах необходимо строить с учетом "эстетико-воспита-тельных" /207, 28/ задач, не ограничиваясь привитием кружковцам лишь музыкально-исполнительских навыков.
На наш взгляд, важное место в этом процессе принадлежит обеспечению единства двух групп педагогических условий: организационных и методических. Их тесная связь дает возможность эффективно влиять на развитие эстетического вкуса студенческой молодежи в коллективах музыкально-исполнительской художественной самодеятельности.
Организационные условия преследуют цель качественного обеспечения и обогащения самой структуры учебно-воспитательных занятий, а также применения разнообразных форм эстетико-воспитателъной работы в коллективе.
Методические условия, то есть совокупность способов и принципов отбора художественных произведений, идейно-эстетической оценки искусства и действительности, регулирующих процесс художественно-эстетической деятельности студенческой молодежи, охватывают и средства педагогического воздействия на эстетическое развитие участников. Это, с одной стороны, различные виды самостоятельной творческой деятельности, а с другой, - определенная совокупность материальных и духовных элементов культуры /средства массовой информации, литература, наглядные пособия, учебные таблицы, творческие задания, тесты и т.п./. Рассмотрим каждую из названных групп. Организационные условия"включают в себя:
1. Создание "предметно-эстетической среды" /27/, проникающей во все сферы воспитательного процесса художественного коллектива; внешний вид участников; эстетическую направленность их учебной, общественной и научной деятельности.
2. Стабильность состава участников и регулярность занятий в коллективе. Такая постановка вопроса с позиций повышения эффективности эстетико-воспитательной деятельности музыкально-исполнительского коллектива является вполне закономерной.
3. Наличие общественно-значимых целей при единстве взглядов у оркестрантов на пути их достижения. По определению А.С.Макаренко, "коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества" /111, 97/. Для самодеятельных коллективов педвузов такой целью должна быть пропаганда музыкального искусства среди молодежи и подготовка руководителей-общественников для оркестров и ансамблей общеобразовательных школ,
4. Постоянное функционирование коллектива при четкой организационно-демократической структуре руководства. Она делает возможным превращение требований коллектива /например, к регламенту занятий, качеству репертуара и т.п./, в требовании участника к самому себе. Дисциплина превращается в самодисциплину, управление - в самоуправление, воспитание - в самовоспитание, развитие - в саморазвитие.
Динамика развития эстетического вкуса участников художественной самодеятельности
Чтобы показать динамику развития эстетического вкуса кружковцев, наш были подобраны музыкально-исполнительские студенческие коллективы художественной самодеятельности, отвечающие следующим организационно-методическим условиям: соответствующий исполнительский репертуар, относительная стабильность состава участников, идентичные способы подачи музыкального материала, определенное сходство форм и методов эстетико-воспитательной работы. Полученные результаты экспериментального исследования отражены в его проверочном и контрольном этапах.
Апробация общих педагогических условий и методики развития эстетического вкуса осуществлялась путем их внедрения в практику работы студенческих самодеятельных народных и эстрадных коллективов. Названная цель проверочного этапа эксперимента обусловила решение следующих задач:
1. Подбор музыкально-художественного материала для народного и эстрадного оркестра или ансамбля, Каядое музыкальное произведение, разучиваемое в самодеятельном коллективе, ДОЛЕНО быть доступным для исполнения, способствовать коммунистическому воспитанию, обогащению духовного мира и нравственной культуры кружковцев, содействовать совершенствованию навыков игры, расширению исполнительской практики, развитию художественно-эстетических интересов и вкуса участников коллектива.
2. Усвоение оркестрантами музыкально-эстетической информации методом промежуточного слоя. Учитывая единую интонационно-тематическую или сюкетную основу всего комплекса музыкальной информации, кружковцы последовательно и постепенно подготавливаются как к адекватному восприятию идейно-эмоциональной сущности классических произведений, так и интерпретационному исполнению музыкального материала.
3. Обогащение ассоциативного фонда участников коллектива, осуществляемое посредством разнообразных форм и видов художественно-эстетической деятельности студентов /лекции о музыкальном искусстве, посещение различных зрелищных и слуховых представлений, организация диспутов, любительских художественных объединений и т.п. Подбор эстетической информации о различных видах искусства по единой идейно-тематической направленности с учетом ее комплексного воздействия на эстетическое развитие оркестрантов.
4. Анализ изменения эстетических ориентации и представлений студентов по отношению к осваиваемым музыкальным произведениям. Б проверочном исследований использовались следующие приемы организации и проверки результативности экспериментальной работы: наблюдения, сравнения, сопоставления музыкальных образов, авторских характеристик музыкальных произведений, выбор, педагогический анализ и др.
Объективными показателями динамики эстетических отношений и проявлений вкуса самодеятельных оркестрантов явились: мотивированная эстетическая оценка, интерпретационный подход к восприятию классических образцов музыкального искусства, аргументированная характеристика идейно-образного содержания художественного произведения.
Б исследовании принимали участие коллективы оркестра народных инструментов и ансамбля "Медиатор" Ровенского пединститута, народного оркестра народных инструментов Кировоградского областного Лома учителя, ВИА "Аллегро" Дворца культуры им. Октября г. Кировограда и ансамбль народной музыки "Юность" Кировоградского государственного пединститута1.
Комплекс музыкального материала для оркестра и ансамбля народных инструментов с использованием произведений промежуточного склада мы представили в следующем виде:
1. Простая музыкальная форма - р.н.п. "Во поле береза стояла".
2. Произведение промежуточного склада - Н.И.Фомин "Березонька".
3. Крупная музыкальная форма - П.И.Чайковский "Финал 1У симфонии". произведение промежуточного склада "Березонька" Н.П.Фомина построено на основе русской народной песни "Во поле береза стояла". Тот же интонационно-тематический материал использован и в финале 1У симфонии П.И.Чайковского.