Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Малыгина Елена Андреевна

Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера)
<
Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малыгина Елена Андреевна. Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 212 c. РГБ ОД, 61:00-13/579-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Развитие художественно-эстетического

1.1. Историко-теоретический аспект проблемы развития художественно-эстетического вкуса личности . 18-38

1.2. Педагогические основы анализа художественно-эстетических вкусовых ориентации в процессе их развития . 39 - 67

1.3. Развитие художественно-эстетического вкуса как часть общегуманитарной подготовки педагога. - 68-93

Глава II. Особенности развития художественно-эстетических вкусовых ориентации студентов

2.1 Преподавание дисциплин эстетико-культур о логического цикла в педагогическом колледже как основа развития вкусовых ориентации и эстетического сознания студентов . 94 - 126

2.2 Развитие художественно-эстетических вкусовых ориентации на основе разработанной педагогической модели . 127- 152

2.3 Педагогические условия развития ориентации художественно эстетического вкуса будущего педагога. - 153-169

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный педагогический процесс характеризуется многообразием противоречий в развитии педагогической науки и практики и вместе с тем определяется позитивными тенденциями, отражающими систему общественных отношений в нашей стране. Особенно остро ощущаются пробелы в интеллектуальном развитии, в духовно-нравственной ценностной культуре, воспитанности молодежи, студентов педагогических колледжей, в частности будущих учителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Современная педагогика ориентирует свои исследования на культурологический, личностный подходы, на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Необходимо формирование у студентов осознания того, что образование выступает основой понимания, рефлексирования окружающего мира: природы, культуры, истории.

Выдвижение в ряд педагогических приоритетов общечеловеческих ценностей и смыслов доказывает необходимость воспитания и образования в духе отечественных культурных традиций, отраженных в образах классического и народного искусства. Глубокое гуманистическое содержание народного творчества связано с природой, трудом, искусством как источником гармоничного развития личности. Это одна из существенных сторон профессиональной подготовки будущего учителя, воспитателя дошкольных учреждений.

В ходе переориентации педагогического процесса на первый план сегодня должны выступить именно те предметы, которые по самому содержанию человеческого опыта могли бы стать ведущими в воспитании личности студента, его духовно-нравственных ценностей, эмоциональной тзывчивости, интеллектуальности, творческого и ответственного отношения к жизни. Это, прежде всего, предметы художественного цикла: мировая художественная культура, литература, музыка, изобразительное искусство, история театра, художественное движение, факультативы по искусству.

Искусство способствует развитию личности как духовной целостности благодаря обращенности ко всем способностям человека - познавательным, нравственным, художественным, эстетическим.

Искусство это великий инструмент познания и эстетического освоения окружающего мира. Б. Брехт утверждал, что все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле.

Приобщение к искусству - это целостное художественно-образное творческое постижение окружающего мира через чувства. Обращенное ко всему богатству человеческой чувственности, искусство способствует развитию эстетического сознания личности.

Художественные дисциплины в школе и в педагогическом колледже направлены на формирование внутреннего мира человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяется особая возможность предметов художественного цикла на пути гуманизации образования.

Одной из важнейших задач эстетического воспитания молодежи является развитие художественно-эстетического вкуса в процессе освоения искусства. Молодые люди, как правило, ищут в искусстве ответы на интересующие их проблемы, подлинную красоту, выразительность, радость творчества. Если предпочтением в развитии художественно-эстетического вкуса становится псевдоискусство, где нет художественной глубины, подлинного эстетического творчества, происходит дезориентация молодежи. При этом вкусы стандартизируются или сохраняют примитивный уровень.

Занятия по искусству в педагогическом колледже должны опираться на освоение подлинных ценностей искусства, на полихудожественный и культурологический подходы к воспитанию и обучению студентов, так как целостное отношение личности к окружающему миру формируется различными видами художественной деятельности (MX. Каган, Л.И. Новикова, Б.П. Юсов и др.).

Категория вкуса является пограничной категорией по отношению к «эстетическим» и «художественным» феноменам культуры. По мнению эстетика В.IX Шестакова «с одной стороны, вкус выступает как признак достижения совершенства, как качество полноценного эстетического развития личности, независимо от того, занимается ли эта личность творчеством в области искусства или нет. С другой стороны, на протяжении многих веков во вкусе видели признак художественного таланта». ( 208, 317)

Анализ опыта показывает, что в едином воспитательном процессе между художественным и эстетическим компонентами нет строгого деления на первичные и вторичные причинно-следственные отношения, скорее нужно подразумевать взаимосвязь того и другого, поэтому мы пользуемся составным термином «художественно-эстетический вкус».

Художеств енно-эстетический вкус - важнейший компонент эстетического сознания, формируется при воздействии подлинных ценностей. Развитию ценностных художественных ориентации студентов педагогического колледжа должно в полной мере способствовать усвоение художественных образов, понятий и представлений о красоте, прекрасном и выразительном в искусстве и окружающей действительности. Развитый художественно-эстетический вкус является противовесом негативному ВЛИЯНИЮ псевдокультуры, ориентиром в освоении искусства и явлений окружающей действительности и, в конечном итоге, фактором совершенствования духовной культуры будущего педагога и его учеников, воспитанников.

Развитию художественно-эстетического вкуса посвящены работы А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева, В.П. Костомарова, А.С, Молчановой, Аспекты проблемы, обращенной к развитию эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства, отражены в трудах И.Ф. Гончарова, Л.В. Горю-новой, Е.В. Квятковского, Г.Г. Нейгауза, БЛ1 Немепского, В.Ф, Мозгота, Г.М. Цыпина, Б.П. Юсова и др. Особую значимость как источники оснований для разработки избранной темы представляют работы Ю.Б. Борева, Е.В. Бондаревской, А.И. Бурова, М.С. Кагана, А.Ф. Павловского, Л.П, Печко, Е,М. Торшиловой, В.П. Шестакова, Л.В, Школяр, ЕГ. Яковлева и др,, где рассматриваются наиболее общие и специфические проблемы развития искусства во взаимосвязи с общественным сознанием, философские аспекты формирования личности, теоретические проблемы, выступающие в качестве научных оснований изучения природы вкуса, а также методологические аспекты научного анализа эстетического сознания и его составляющих.

Проблемам эстетического сознания и его развития в педагогическом аспекте посвящены труды А.И. Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киящеико, Л.Н. Когана. Н.Л, Лейзерова, А.С. Молчановой, Л.ТТ. Печко и других авторов.

Формирование эстетического отношения подрастающего поколения к действительности, искусству, к внутреннему миру личности раскрыто в работах Б.В. Асафьева, Л .А, Баренбойма, А.В. Бакушинского, Е.А. Боди-ной, Д.Б. Кабалевского, А.И. Комаровой, E.R Коротеевой, И,В, Кошми-ной, И.В. Крупиной, Н.А. Кушаева, А.Н, Малюкова, Н,Н. Фоминой и др.

Необходимость совершенствования будущих педагогов, а также поиск различных путей и условий этого совершенствования рассматривается

в исследованиях психологов и педагогов; В.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, Е.В. Квятковского, MB, Кларина, В.Н. Мясшцева, Н.Д, Никандрова, MJG. Новицкой, Л.П. Печко, П.И. Пидкасистого, В .А. Сластенина и других.

По теории искусства и культуры наиболее значительны труды М,В. Алпатова, С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, И,И. Долгополова, Д.С, Лихачева, Ю.М. Лотмаиа, А.Н. Сохора, В. Татаркевича и др., которые дают образцы творческого анализа явлений мирового и отечественного искусства.

Работы ученых-психологов (А.А, Бодалев, Л.С, Выготский, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.М Якобсон и др,) посвящены различным подходам к изучению эстетического развития личности. Имеются труды по музыкально-эстетическому воспитанию подростков, студентов, молодежи, затрагивающие вопросы вкуса, интересов, взглядов, восприятия (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, М.С. Кра-сильникова, Е.Д. Критская, В.В, Медушевский, Е.О, Назайкинский, Н.А. Никольский, В.И. Петрушин и др.). Исследуется система формирования эстетических вкусов (ВЛ. Гущина, Л.Н. Коган, А.С. Молчанова, А.Ф. Павловский, В.К, Скатерщиков и др.).

В ряде диссертационных исследований раскрыты основы формирования эстетического отношения к искусству и подчеркивается его воспитательная роль (Г.И. Аверьянова, Е.А. Бодина, Л.В. Горюнова, Н.Г. Куприна, М.А. Недумова, Е.Е, Шувалова),

Для данного исследования наибольший интерес представляют следующие работы: «Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности» - О.А- Васильченко -Ташкент, 1991; «Влияние научно обоснованной ориентировки в произведениях искусства на формирование эстетических вкусов учащихся»- ЮЛ.

Питерин - М, 19SS; «Воспитание эстетического вкуса старших подростков» - Е.М, Сафрояова - Волгоград, 1992.

Особого внимания заслуживает разработка этой проблемы в процессе обучения и воспитания будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей.

Изучение состояния проблемы выявили педагогическое противоречие между наличием развернутых представлений о сущности вкуса и развитии художественно-эстетических вкусовых ориентации и стихийном, эклектичном его развитии в практике педагогической подготовки будущего педагога.

Исследования показали, что у большинства студентов I курса педагогических колледжей не сформированы основы художественно-эстетического вкуса. Отсутствие общепринятых программ по эстетической культуре в старших классах школ, отмена уроков музыки, мировой художественной культуры, факультативов по искусству не дают опоры для полноценного формирования культурного человека, препятствуют эстетическому развитию личности.

Педагогический эксперимент реализовывался в условиях преподавания музыки, истории мировой художественной культуры, музыкальной литературы, проведения занятий на факультативах по искусству и во вне-учебной деятельности в педагогических колледжах г. Северодвинска и г.Твери на I-III курсах школьного и дошкольного отделений немузыкального профиля.

Исследование показало, что причинами неразвитого, недостаточно удовлетворительного художественно-эстетического вкуса студентов Северодвинского педагогического колледжа являются:

а) социальные и климато-географические условия проживания участников эксперимента (условия Крайнего Севера, которые характеризуются сезонными колебаниями погодных условий, сильными ветрами, холодом, высокой влажностью воздуха в сочетании с низкой температурой, неблагоприятными экологическими факторами Севера, ломкой физиологических ритмов в период полярной ночи, что снижает работоспособность организма, ускоряет утомление и отрицательно влияет на здоровье и продолжительность жизни людей);

б) вынужденная отчужденность от центров культуры, филармоний, музеев, театров и т.д.;

в) недостаточный объем искусствоведческих знаний и умений;

г) отсутствие общепринятых программ по мировой художественной культуре, по эстетической культуре (например, не востребована программа «Основы эстетической культуры» ИХО РАО);

д) отмена уроков музыки, занятий по искусству, курсов эстетического профиля в старших классах не создают возможности для формирования выпускника школы как человека культуры, затрудняют эстетическое развитие личности будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений;

с) преподаватели музыки, мировой художественной культуры, курсов эстетического профиля общеобразовательных школ, педагогических колледжей вследствие методической неподготовленности испытывают трудности в работе;

ж) занятия по искусству не рассматриваются как занятия, способствующие развитию ориентации художественно-эстетического вкуса;

з) основное внимание уделяется формированию «навыков и умений».

Результаты исследования студентов Тверского педагогического колледжа показали, что их качество развития художественно-эстетического вкуса выше, чем у студентов Северодвинска, Это обьясііяется тем, что Тверь - крупный культурный областной центр, расположен недалеко от Москвы, имеет сеть театров, музеев, киноконцертных залов, филармонию и т.д. Студенты Твери находятся в более выгодных условиях, способствующих развитию их ценностных художественных ориентации по сравнению с будущими педагогами Северодвинска. Но некоторые причины недостаточно сформированных художественно-эстетических вкусов те же (вэ г, д).

В последнее время все чаще говорят о развитии художественно-эстетического вкуса педагогов, но вне конкретного анализа.

Таким образом, разработка темы исследования является необходимой для повышения методической компетентности преподавателей в применении современных подходов к преподаванию предметов искусства, а также для повышения уровня их педагогических знаний в области эстетического воспитания.

Объект исследования. Процесс освоения искусства на занятиях и во внеучебной художественной деятельности в педагогическом колледже.

Предмет исследования. Педагогические условия развития ориентации художественно-эстетического вкуса будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений на занятиях, факультативах по искусству, курсах эстетического профиля и во внеучебной деятельности.

Цель исследования. Теоретическая разработка и экспериментальная реализация педагогических моделей развития ориентации художественно-эстетического вкуса студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства.

Задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы художественно-эстетического вкуса личности в научной литературе и определить педагогические основы развития личностных вкусовых ориентации в области искусства в современной педагогике.

2. Раскрыть влияние развития художеств енно-эстетического вкуса личности на общегуманитарную подготовку учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

3. Провести экспериментальное формирование ориентации художественно-эстетического вкуса у студеятов педагогического колледжа в процессе освоения искусства.

4. Выделить условия, способствующие развитию ориентации художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства на основе анализа практических результатов и подготовить рекомендации для преподавателей эстетико-культурологического цикла учреждений педагогического образования.

Гипотеза исследования. Развитие ориентации художественно -эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа школьного и дошкольного отделений немузыкального профиля (при наличии ограниченного учебного времени І-ІІ семестра) проходит успешно при реализации в преподавании искусства культурологического подхода как личност-но-ориентированногоэ полихудожественного, направленного на общегуманитарную подготовку будущего учителя, воспитателя дошкольных учреждений в процессе освоения классических произведений художественной культуры, лучших образцов народного и современного искусства, шедевров искусства, если:

а) занятия по развитию художественно-эстетического вкуса будут построены с учетом закономерностей искусства и личностных ориентации учащихся;

б) создание эмоционально-эстетической направленности в гтсяхолого- педагогической среде на занятиях будет стимулировать творческое развитие студентов;

в) преподаватели эстетико-культурологического цикла будут использовать активные методы преподавания, способствующие формированию эстетических, нравственных, ценностно-художественных предпочтений и установок студентов.

Методологической основой исследования явились научно-теоретические положения философии, эстетики, культурологии, искусствознания, психологии, педагогики о развитии личности в процессе освоения искусства; положения о структуре вкуса, о герменевтической природе художественно-эстетического вкуса и его связи с другими компонентами эстетического сознания; современная концепция культурной, эстетической и профессиональной деятельности учителя, воспитателя дошкольных учреждений, положения о его значении в развитии художественного и эстетического сознания учеников, воспитанников.

Методы исследования: - теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме развития художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства;

- ретроспективный анализ собственной 20-летней педагогической деятельности в качестве преподавателя музыки, истории мировой художественной культуры в Северодвинском педагогическом колледже;

- педагогический эксперимент, анализ практики педагогического процесса;

- целенаправленное наблюдение за познавательной и эстетической деятельностью студентов - анкетирование; беседы; опрос; интервьюирование; статистические методы обработки полученных данных.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретико-поисковый (1993-1995 г,г,): включал анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике работы педагогических колледжей; обоснование педагогических моделей развития художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства.

Второй этап - экспериментальный (1995-1998 г.г,): исследовались условия реализации разработанных моделей: выявлялись наиболее эффективные методы, активизирующие процесс развития ориентации художественно-эстетического вкуса студентов Б процессе освоения искусства; осуществлялся процесс проверки эффективности разработанных моделей.

Третий этап - систематизация и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертации (1998 - 1999 г.г).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась:

1) с 1987 по 1998 год в педагогическом колледже г. Северодвинска со средним ежегодным охватом 360 студентов;

2) с 1995 по 1997 год с учителями эстетического цикла школ №№ 133 17, 23 г. Северодвинска.

3) с 1998 по 1999 год в педагогическом колледже г. Твери с охватом 60 студентов.

К опросам привлекались студенты, преподаватели педагогического колледжа и Северодвинского филиала Поморского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (360 студентов, 83 преподавателя). Тематическое наполнение занятий осуществлялось в течение 1996-1999 годов с учетом следующих программ: программа педагогических училищ для специальности № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях», утвержденная Управлением учебных заведений Министерства просвещения СССР в 1987 году (под редакцией Н.А. Ветлугиной); программа «Основы эстетической культуры» под научной редакцией Л.П. Печко (1998); примерная рабочая программа элективного курса «Шедевры классической и популярной музыки» Е.А. Малыгиной (1995).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования, Разра-ботаиы и апробированы новые педагогические модели развития художественно-эстетического вкуса студентов в процессе освоения искусства. Даны рабочие определения понятий художеств енно-эстетического вкуса и ого ориентации. Раскрыта структурная модель художественно-эстетического вкуса, включающая в себя готовность и способности к его педагогическому функционированию: готовность к эстетическому восприятию искусства и явлений действительности; готовность к эмоционально-чувственному соощущению, сопереживанию (эмоционально-сенсорной отзывчивости относительно произведений искусства и явлений действительности) и эстетической рефлексии; готовность к эстетической оценке произведений искусства и явлений действительности относительно нормы, образцов и своего вкусового предпочтения; готовность к простым формам творчества и сотворчества в искусстве- Определены показатели сформированное™ профессиональной готовности к развитию и саморазвитию художественно-эстетического вкуса; готовность к постижению авторской мысли и способность к ассоциативному, творческому мышлению в процессе эстетической деятельности; готовность к размышлению, осмыслению себя как эстетической, действующей, оценивающей личности, к выбору и вкусовым предпочтениям в произведениях искусства и явлениях действительности; готовность аргументированно доказать свои вкусовые предпочтения в суждениях, примерах, анализе соотнесения норм, образцов с индивидуальным выбором, оригинальностью, готовность к определению формы, жанра, стиля; готовность к участию в любительском художественном творчестве.

Выявлены педагогические условия повышения качества ценностных художественных ориентации и установок студентов; создание на занятиях по искусству в колледже эмоционально-эстетической и психолого-педагогической среды, стимулирование творческого результата, полихудожественный подход, акцент на раскрытие творческих качеств студентов, учет народных корней и традиций, ориентация тем занятий на гуманистическое содержание искусства, включение занятий по искусству в систему работы педагогического колледжа по художественно-эстетическому воспитанию.

Практическая значимость. Разработан специальный курс «Шедевры классической и популярной музыки», способствующий развитию ориентации художественно-эстетического вкуса студентов. Предложены рекомендации по преподаванию предметов искусства в педагогических колледжах и общеобразовательных школах на основе разработанных и апробированных путей и методов целенаправленного развития художественно-эстетического вкуса на занятиях по искусству, на курсах и факультативах эстетического профиля и во внеучебной деятельности.

Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом к решению выбранной проблемы; логикой научно -теоретических оснований исследования; анализом материалов педагогических занятий, работ студентов; проведением педагогического эксперимента в условиях реального педагогического процесса; охватом широкого контингента студентов, старшеклассников, преподавателей; положительными результатами анализа статистических данных экспериментальной работы, проводившейся автором в течение ряда лет.

Апробация проводилась на заседаниях лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования РАО при обсуждении материалов диссертации ( в период с 1995 по 1999 г.г.); в докладах автора на традиционных Ломоносовских чтениях, а также на научно-практических конференциях по проблемам гуманитарного знания в Северодвинском филиале Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (в период с 1997 по 1999 г.г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке» (к 70-летию Института художественного образования РАО) в г. Москве (1999 г.).

Внедрение проводилось; в процессе преподавания на занятиях по искусству в педагогических колледжах г. Северодвинска и г, Твери на уроках музыки и мировой художественной культуры в старших классах школ №№ 13, 17, 23 г, Северодвинска; при организации преддипломной практики по внеучебной воспитательной работе студентов Северодвинского филиала Поморского государственного университета им МБ, Ломоносова; в публикациях (журналы «Дошкольное воспитание», «Учитель», «Клуб» ) для преподавателей эстетического и культурологического циклов педагогических учреждений.

Положения,, выносимые на защиту:

1. Развитие ориентации художественно-эстетического вкуса является одним из важнейших условий целостного формирования личности будущего педагога.

2. Преподавание предметов искусства (музыки, музыкальной литературы, истории мировой художественной культуры, курсов и факультативов эстетического профиля) обеспечивает развитие ориентации художественно-эстетического вкуса5 необходимых для целостного художественно-образного творческого постижения мира через чувства. Под ориентацией художественно-эстетического вкуса мы понимаем локальные формы художественно-эстетических вкусовых проявлений в области искусства и действительности, которые формируются на основе применения методов; а) драматургии; б) перевода восприятия массового искусства в восприятие классического искусства; в) творческого создания художественного контекста, направленного на развитие художественно-эстетических вкусовых ориентации - при интеграции различных видов искусств; г) вовлечения студентов в любительское художественное творчество.

3. Успешность общегуманитарной подготовки будущих учителей, воспитателей возрастет при условии создания на занятиях по искусству и во внеучебной деятельности эмоционально-эстетической и психолого-педагогической среды, способствующей эстетическому развитию и саморазвитию личности.

Историко-теоретический аспект проблемы развития художественно-эстетического вкуса личности

Развитие художественно-эстетического вкуса является одним из важнейших условий формирования целостной личности студентов педагогического колледжа. Учитель, воспитатель дошкольных учреждений с развитым художественно-эстетическим вкусом отличается не просто усвоенными им эстетическими и общими нравственными нормами, но яркой, творческой индивидуальностью, гуманистическим настроем, свободой выбора духовных ценностей, эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью. Такой педагог способен повысить качество и содержательность духовно-эстетической развивающей среды в школе, детском саду и развить ценностно-художественные ориентации ребенка.

Вкус рассматривается в эстетике как способность к оценке, понимание прекрасного и выразительного в жизни и в искусстве, как пристрастия и склонности, которые определяют культуру человека в мыслительной и трудовой деятельности, в поведении, в том числе и речевом. Под вкусом понимают систему идейных, психологических, нравственных, ценностно-художественных установок человека или общественной группы в отношении явлений действительности и произведений искусства (В. Костомаров). Вкус - сложный сплав социальных требований и оценок, а также проявлений индивидуальности человека, его художественных задатков, воспитания, образованности. Однако эта индивидуальность формируется в ходе усвоения общественных знаний, норм, правил, традиций. Поэтому вкус всегда имеет конкретно социальную и конкретно историческую основу.

Важнейшее условие вкуса - так называемое чувство, или чутье прекрасного и выразительного в искусстве, языке, моде, окружающей действительности, являющееся с одной стороны природным биологическим свойством, а с другой - результатом воспитания личности, общесоциального опыта и усвоения знаний. Во вкусовом чутье отражена культурно-национальная память, растворены пласты разных наследий, разных исто-рико-культурологических концепций на уровне развития культуры общества- Таким образом вкус - это внутренняя, имманентная самой действительности тенденция обогащения многосторонних достижений духовной цивилизованности личности и общества.

Художественно-эстетический вкус - один из самых широких и всеобъемлющих компонентов эстетического сознания.

Формирование развитого художественно-эстетического вкуса осуществляется во взаимосвязи с другими компонентами эстетического сознания, к которым относятся: эстетические эмоции, чувства, суждения, интересы, потребности, идеалы, ценностные ориентации и др. Их неразвитость приводит к примитивному вкусу личности. В свернутом обобщенном виде вкус содержит прошлый опыт эстетического восприятия, переживания и эмоционально-образного мышления. При общении с искусством многообразие опыта актуализируется, что является основанием для вкусовой оценки; «Мне нравится» или «Мне не нравится» и их модификаций. Суждение вкуса не может быть сведено ни к чистой эмоции, ни к чистой мысли (А,И, Буров, О.В. Дивненко, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, А.С. Молчанова, Л.П Печкоэ Е.Ґ, Яковлев). Оно отражает эстетическое восприятие - чувственное и эмоциональное: какое из них первично, а какое вторично для каждого определяется индивидуально, так как вкус несет в себе характеристику личности в целом. Эстетическое сознание и его формы имеют чувственно-оценочный характер. В художественно-эстетическом вкусе отдельного человека отражаются как уровень культуры общества, его социальные ориентации, так и индивидуальные качества и предпочтения личности. Художественно-эстетический вкус развивается в процессе освоения искусства и явлений его сферы, что является основой общего и эстетического развития личности.

Профессиональное воспитание будущего учителя, воспитателя дошкольных учреждений необходимо связать с его эстетическим развитием, формированием общегуманитарной культуры (подробно это положение будет раскрыто в и.З данной главы).

В задачи данной главы входят: анализ научных подходов, существующих в теоретических исследованиях сущности, структуры и содержания развития художественно-эстетического вкуса личности, имеющих принципиальное значение для педагогики; выявление роли искусства в процессе развития ценностно-художественных ориентации студентов; определение значения развития художественно-эстетического вкуса в общегуманитарной подготовке учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

Педагогические основы анализа художественно-эстетических вкусовых ориентации в процессе их развития

Анализ проблемы развития художественно-эстетического вкуса личности в научной литературе приводит к выводу о необходимости определить педагогические основы развития этого свойства эстетического сознания. Так как вкус - целостная характеристика личности, имеющая и дифференцированные функции, то развитие художественно-эстетического вкуса нельзя рассматривать в отрыве от задач воспитания и обучения.

Теоретическое наследие ученых в области педагогики 20-30-х годов легло в основу современных программ по музыке и изобразительному искусству (Д.Б, Кабалевский, Б.М. Йеменский), Д.Б. Кабалевский объяснял основные принципы и методы своей программы по музыке для общеобразовательной школы, указывая на необходимость тщательного отбора музыкальных произведений, звучащих в классе. Эти произведения должны быть подлинными произведениями искусства и способствовать развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, студентов. Воспитание музыкальной культуры личности Д,Б. Кабалевский рассматривал как часть общей духовной культуры,

Б.М. Неменский в своей концепции художественного образования как фундамента системы эстетического развития декларирует воздействие искусства на «формирование целостной личности, возмоясность воспитания искусством качеств, необходимых для ответственного человеческого существования в мире (совесть, сопереживание, душевность, человеческое достоинство)»(123, 4), Главной функцией искусства он называет формирование эмоционально-ценностных критериев личности, которые помогут ощутить «смысл жизни» и послужат стимулом к действию в любой деятельности.

Лейтмотив этих двух программ восходит к развивающейся идее педагогики 20-30-х годов - воспитанию личности молодых людей через освоение искусства, художественной культуры. Л.В. Горюиова, верный последователь Д.Б. Кабалевского, видела в задаче музыкальной педагогики как процесс и результат воспитания эмоционально-образного мышления, интереса, вкуса личности, так и воспитание человека, его духовности.

Концепции выдающихся деятелей педагогики, искусства, чьи мысли, рассуждения (о воспитании средствами искусства, о необходимости освоения подлинных произведений искусства, о важности развития эстетического вкуса и о формировании эмоционально-ценностных критериев личности) были приведены выше, составляют основание нашего педагогического исследования и предположения о структуре художественно-эстетического вкуса.

Рассмотрим определения художественно-эстетического вкуса с позиции известных ученых-психологов, философов, педагогов.

Б.Т. Лихачев дает следующее определение эстетическому вкусу как обобщенной способности личности: «Эстетический вкус - это топкое умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное, выразительное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его» ( 104, 321), Ученый выделяет во вкусе способности личности к восприятию эстетического, к эмоционально-сенсорной отзывчивости и эстетической оценке произведений искусства и явлений действительности.

В своей работе «Художественный вкус» (1966) Л.Н, Коган определяет вкус «как относительно устойчивую систему оценок эстетической значимости явлений в соответствии с определенными эстетическими взглядами, чувствами и идеалом человека. При этом рациональное основывается на эстетических взглядах и идеале человека, а эмоциональное - на эстетическом чувстве» (88, 41). Коган видит во вкусе синтез чувства, идеала и взглядов личности, а также способность к эстетической оценке.

Исследователи по-разному подходят к определению «эстетический» («художественный») вкус, но единым является отношение к нему как оценочной категории,

ВХ Скатерщиков отмечал, что «в основе вкуса лежит непосредственное восприятие эстетического объекта, предмета, взятого в его цельности и полноте, восприятие его содержания через форму, ощущение его совершенства (или несовершенства)» (170, 37). Ученый выделял во вкусе способность восприятия личности и ощущения совершенства эстетического объекта.

Е.Г. Яковлев считает, что «эстетический вкус заключается с одной стороны, в способности высказывать суждение об эстетических достоинствах предметов и явлений природы и общества, продуктов материального и духовного производства, с другой - в выражении переживания, благодаря чему реализуется субъективное начало личности, ее индивидуальная неповторимость» (223, 3). Философ выделяет во вкусе способность суждения и переживания личности.

А.С. Молчанова рассматривает вкус «как определенную культуру, а его воспитание - как воспитание способности восприятия ... Вкус является способностью личностной реакции на эстетическое, в которой обнаруживается личность в целом» (113, 19). Она считает основными компонентами вкуса способность восприятия и личностную реакцию на эстетическое.

Преподавание дисциплин эстетико-культур о логического цикла в педагогическом колледже как основа развития вкусовых ориентации и эстетического сознания студентов

В главе I нашего исследования, исходя из научного анализа содержания развития художественно-эстетического вкуса личности как педагогической проблемы, выявлены многогранность вкусовых художественно- эстетических ориентации вкуса как глубинного механизма социализации личности, воздействующего на общий уровень культуры, побуждающей будущего педагога к стремлению в совершенствовании во всех видах деятельности; возможности влияния предметов эстетико-культурологического цикла на формирование общегуманитарной культуры учителя, воспитателя дошкольных учреждений.

Личностно-ориентированныи подход к преподаванию музыки, истории мировой художественной культуры определен как методологический, гармонизирующий мышление в единстве рационально-логической и образно-эмоциональной форм познания мира личностью.

Для раскрытия особенностей развития художественно-эстетических вкусовых ориентации студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства нам необходимо определить пути развития основ педагогического функционирования вкуса будущих учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

При определении путей развития вкусовых ориентации художественно-эстетического вкуса студентов педагогического колледжа нами будет сделано следующее:

- выявлено состояние художественно-эстетического вкуса студентов и их ориентации в произведениях художественной культуры:

- соотнесены Б этом аспекте возможности учебных занятий и факультативов по искусству, общие и специфические стороны их как предметов искусства эстетического профиля, влияющих на формирование ценностно-художественных ориентации студентов;

- выявлена характеристика художественно-эстетического вкуса студентов относительно произведений искусства на начальном и конечном этапах эксперимента;

- раскрыта методика организации роста вкусовых предпочтений студентов в процессе освоения искусства;

Разработаны практические рекомендации, выделены условия, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса студентов.

Соотнесение теоретической модели развития художествен но-эстетических вкусовых ориентации студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства с ходом и результатами эксперимента позволит полнее понять сущность данного процесса, уточнить систему необходимых педагогических условий и практических рекомендаций по реализации данной модели в учреждениях педагогического образования.

Преподавание дисциплин эстетико-культурологаческого цикла в педагогическом колледже как основа развития вкусовых ориентации и эстетического сознания студентов,

В теоретическом обосновании построения педагогических моделей развития художественно-эстетического вкуса студентов педагогического колледжа средствами искусства мы исходим из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей в себя цели, содержание, способы и средства, а также результаты образовательного процесса ( КХК. Бабанский, Л,В. Поздняк, Л.Г. Семушина и др.) В концептуальном построении педагогических моделей развития художественно-эстетического вкуса мы руководствовались трудами эстетиков: М.М. Бахтина, А.И. Бурова, МС. Кагана, Н.И. Киященко, НЛ. Лейзерова, достижениями психолого-педагогической мысли B.C. Библера, Л.С. Выготского, С.Л, Рубинштейна, БАЇ Теплова, исследованиями ученых, работающих в области художественно-эстетической педагогики - труды Б.В, Асафьева, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, ЕВ. Квятковского, Т.С. Комаровой, RA. Кушаева, Б.Н. Неменского, Л.П Печко, В.Н, Шацкой, Л.В. Школяр, Б.П. Юсова и др.

Педагогическая модель реализации развития ориентации художественно-эстетического вкуса включала комплекс способов и средств, направленных на развитие готовности к профессиональному функционированию вкуса.

Повышение качественных характеристик содержания вкусовых ориентации личности рассматривалось как цель обучения, а содержание способов организации учебно-воспитательного процесса - как средство ее реализации.

Развитие художественно-эстетических вкусовых ориентации на основе разработанной педагогической модели

Для усиления успешного развития ориентации художественно-эстетического вкуса студентов нам необходимо в соответствии с моделью опытного формирования определение личностных особенностей будущих педагогов, знание их позиций по отношению к учению, духовных ценностей, мотивов интересов и убеждений. Выше (в п,2,гл, 1) было показано место интереса в модели развития художественно-эстетического вкуса личности.

Интерес в обучении можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности учащихся и его положительного отношения к учению, к преподавателю, к процессу обучения и результатам учебного труда (Г.И. Щукина). Интерес является ядром познавательного процесса. Эстетический интерес - это особое внимание, желание узнать больше об эстетическом объекте. Познавательный эстетический интерес связан с развитием интеллекта, психических основ деятельности студентов, ее практических выражений: прилежания, работоспособности, увлеченности.

Современная педагогика рассматривает познавательную активность как приобщение к отечественной и мировой культуре, как социокультурную адаптацию личности, формирование общечеловеческих, нравственных ценностей; самоопределение в национальных традициях; развитие духовных потребностей, имеющих гуманистическую направленность, инновационные процессы в современных школах, педагогических образовательных учреждениях ( B.C. Библер, О.С. Газман, В.А, Петровский, А.Н. Тубельский, FJ,E. Щуркова, Б,Д. Эльконин, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.).

С целью развития творческой познавательной активности, художественно-эстетического вкуса в контексте музыкальной культуры и в целом духовной культуры студентов школьного и дошкольного отделений Северодвинского педагогического колледжа нами был разработан элективный (развивающий курс) «Шедевры классической и популярной музыки». Курс основан на художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского о воспитании личности через освоение музыкальной культуры, которая в слоншых и противоречивых условиях развития современного общества, является актуальной. Музыкальная культура личности включает в себя культуру восприятия музыки, представленную в нашем курсе лучшими образцами зарубежной и отечественной классики, шедеврами народной и популярной музыки, культуру исполнения произведений на доступном для студентов уровне в различных формах творческой деятельности. Вместе с тем, личная музыкальная культура включает отношения к окружающей действительности, познаваемой через мир художественных образов. Сюда же мы относим культуру диалога воспринимающего искусство с создателем музыкального сочинения - композитором и его исполнителями, а также культуру формирующегося эстетического сознания, самовыражения, самооценки своей творческой деятельности в простых формах искусства.

В процессе учебной эстетической деятельности на занятиях по искусству у студентов формируются способности к эстетическому предпочтению, вкусовому выбору, вербальной (устной и письменной) характеристике произведений искусства, эмоционально-оценочной отзывчивости относительно эстетических объектов и мотивации к собственному творчеству и сотворчеству в простых формах искусства.

На основе целевой установки курса нами разработана рабочая учебная программа. Ее главная задача - образовательно-просветительская, сочеталась с другими задачами, а именно: - формировать ценностно-художественные вкусовые ориентации студентов Б процессе освоения искусства; - способствовать эмоционально-образному постижению музыкального искусства; - приобщить студентов к лучшим образцам народной, классической и популярной музыки;

Этим подходом обусловлены принципы построения и преподавания курса, основанные на теоретичесішх позициях известных ученых, мастеров искусства, искусствоведов, педагогов, психологов.

1. Обращение к подлинным произведениям искусства, шедеврам народной, классической и популярной музыки (А.Н. Бенуа, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, М.Ю. Новицкая, Л.П. Печко, В.Н. Шацкая, Б.П, Юсов), Этот принцип предполагает включение в рабочую учебную программу лучших музыкальных произведении отечественной и мировой классики, народно го искусства с целью воспитания «иммунитета» против «пошлости» (Д.Б, Кабалевский), что достигается развитием художественно-эстетического вкуса.

2 Использование активных методов преподавания для формирования позна вательного эстетического интереса к искусству (Л.В, Горюнова, А, Пили- чяускас, ЕШ. Шацкая); 1) метод драматургии; 2) метод перевода воспри ятия массового искусства в восприятие классического искусства; 3) метод создания художественного контекста, направленный на развитие художе ственно-эстетического вкуса через интеграцию различных видов искусств; 4) метод вовлечения студентов в любительское художественное творчест во. Принцип использования активной методики предполагает создание эмоционально-эстетической среды на занятиях, способствующей эмоцио нально-образному «погружению» в искусство через переживания.

3, Накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к ЖИЗНИ и к искусству (Б.В, Асафьев, В В. Медушевский, Е.В, Назайкинский, А, Пи-личяускасэ В.Н, Шацкая., Л.В. Школяр и др,). Этот принцип способствует обогащению жизненного опыта и знания, о мире через накопление слуховых музыкальных впечатлений (Б.В. Асафьев).

Похожие диссертации на Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера)