Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Евдокимова Маргарита Вульфовна

Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам
<
Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Евдокимова Маргарита Вульфовна. Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Великий Новгород, 1999 167 c. РГБ ОД, 61:99-13/351-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогическая культура как объект теоретического исследования. 13

1.1. Сущность и структура педагогической культуры 13

1.2. Аксиологический подход к определению типов педагогической культуры 42

1.3. Объективные и субъективные условия развития педагогической культуры 59

Выводы к первой главе 77

Глава 2. Дидактические условия развития педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам 81

2.1. Особенности культурной среды колледжа 81

2.2. Модель развития педагогической культуры студентов колледжа 99

2.3. Эффективность модели развития педагогической культуры студентов в процессе обучения музыкальным дисциплинам 110

Выводы ко второй главе 123

Заключение 125

Библиография 129

Введение к работе

В последнее десятилетие в России происходят уникальные по интенсивности и масштабу перемены, которые сказались и на всей системе образования. На наших глазах коренным образом меняются педагогические идеалы, нормы и ценности, которые составляют основу педагогической культуры общества. Демократизация, гуманизация всех сторон жизни общества принципиально изменяют взгляд на учебный процесс в новой системе образования. Ориентиром образования становится не передача знаний, а создание условий для выращивания необходимых качеств, формирования способности к самоорганизации и саморазвитию воспитанников. Наряду с позитивными тенденциями глобальные социокультурные сдвиги приводят к обострению кризисных явлений в обществе. Нестабильность, меняющееся законодательство, крах привычных жизненных установок и идеалов, рыночная ориентация на сиюминутные потребности индивида, коммерциализация, прагматизм, все более усиливающиеся противостояние "высокой" и "массовой" культуры затрудняют решение задач гуманистической перестройки системы образования. В этих условиях особенно значимыми становятся вопросы культуры, средства ее развития в образовании. Растёт число исследователей, придерживающихся точки зрения, что именно от уровня культуры педагогов, их подготовленности к творческому освоению и трансляции культурных ценностей зависит нравственный и духовный прогресс общества, его вклад в общечеловеческую культуру (17, 19, 24, 45, 50, 57, 64).

Это нашло отражение в современных нормативных документах в сфере образования:

Законе Российской Федерации "Об образовании", в котором при внесении изменений в 1996 году, на первое место вышло требование обеспечивать "адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества" (128);

новом Государственном образовательном стандарте среднего профес
сионального образования, в котором среди видов деятельности специалиста
выделена культурно-просветительская (59);

Концепции дошкольного воспитания, где обновление работы дошколь
ного учреждения связано с совершенствованием профессионального мастер
ства и ростом общей культуры педагога, с их влиянием на повышение педа
гогической культуры родителей (131).

Смена приоритетов в системе педагогических ценностей образования влечет за собой концептуальную перестройку профессиональной подготовки будущих учителей, воспитателей. Усложнение современной системы образования, характеризующееся появлением новых звеньев, усложнением их связей, требует повышения профессиональной и общекультурной подготовки специалистов на каждой ступени целостной системы непрерывного педагогического образования. В современных условиях общекультурная подготовка становится необходимым условием и неотъемлемой стороной профессионального образования. Совершенствование подготовки педагогических кадров связано с формированием духовной культуры будущего воспитателя, с развитием его гуманистических ценностных ориентации и педагогического мышления, ориентированного, на развитие себя и своих будущих воспитанников. Развитие педагогической культуры становится стратегической задачей профессиональной подготовки педагогических кадров.

Особенно значима проблема культуры в колледже как первой ступени профессионального педагогического образования, где закладываются основы профессиональной педагогической культуры будущих педагогов, специалистов для дошкольных учреждений и начальной школы, способных обеспечивать формирование фундамента культуры у своих воспитанников. В соответствии с концепцией непрерывного педагогического образования, представленной в исследовании профессора P.M. Шерайзиной, одной из задач базового уровня педагогического образования (среднего профессионального или

неполного высшего) является комплексное обеспечение (организационно-педагогическое, научно-методическое, информационное и др.) овладения субъектами педагогической культурой (198).

Современные научные исследования свидетельствуют о важности дошкольной ступени в образовании, где начинается закладка фундамента культуры, определяющего интеллектуальное, физическое, нравственное развитие личности, её творческие возможности (47, 49, 52, 63, 92, 127). Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др., утверждена в 1989 году) наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию на основе гуманизации и приоритета общечеловеческих ценностей. В ней подчеркивается особая роль искусства в ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности, в расширении их кругозора, в воспитании вкуса, помогающего "адекватно относиться в дальнейшем к массовой кчлыу-ре, противостоять её негативным влияниям" (131). Именно культурный воспитатель, умеющий использовать разнообразные формы руководства самостоятельной деятельностью детей в повседневной жизни дошкольных учреждений, может открыть для ребёнка ценность искусства и гуманных отношений, т.к. семья часто не в состоянии это сделать.

Потребности времени (общий кризис, упадок культуры в стране), статус образовательного учреждения (гуманитарно-педагогический колледж в структуре университета), новый подход к использованию потенциальных возможностей раннего возраста выдвигают развитие культуры на приоритетное место среди задач образования в колледже. Общая потребность в подготовке профессионала нового поколения ощущается педагогами колледжа, но не удовлетворяется в полной мере. Введение новых курсов (МХК, эстетика, и т.д.) не решает проблемы приобщения студентов к культуре, из-за отсутствия в процессе обучения этим дисциплинам взаимосвязи между формированием общей и профессиональной культуры. Наше многолетнее исследование ценностных ориентации студентов колледжа, проводившееся в рамках обуче-

ния музыке, показало снижение интереса к получению педагогической профессии, к развитию музыкальной культуры как составной части их педагогической культуры.

Решение перечисленных проблем осложнено рядом трудностей:

сложности переходного периода, смена техногенной цивилизации антропогенной;

длительность процесса совершенствования культуры и трудность измерения результатов этого совершенствования;

- несоответствие декларированных гуманистических ценностей с
практикой образования, где господствуют консервативные традиции, нормы
и ценности объектного подхода;

отсутствие отлаженной системы подготовки педагогов для колледжа (в основном это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов);

отсутствие обновленных образовательных программ, в которых прослеживалась бы взаимосвязь культурологической и психолого-педагогической подготовки студентов;

- недостаток общей культуры, необходимой для формирования про
фессиональной культуры, у большинства студентов (особенность континген
та колледжа - не поступившие в ВУЗ).

Анализ опыта профессиональной подготовки в колледже и научной литературы по данной проблеме показывают, что развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения является труднорешаемой и недостаточно исследованной проблемой. Для конструктивного решения этой проблемы необходим глубокий анализ условий развития педагогической культуры студентов в колледже.

В последнее время приобрела актуальность целостность мировоззренческих знаний. Системное исследование взаимосвязей общей, общей гуманитарной и педагогической культуры, обобщение новых достижений философии, культурологии, педагогики, психологии способствует интеграции раз-

личных компонентов деятельности педагога в более широкое интегративное понятие "педагогическая культура", на базе которого шире и глубже можно анализировать педагогическую действительность.

К проблеме педагогической культуры исследователи начинают активно обращаться в 80-90-х годах - О.С. Анисимов, А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, Б.С. Гершунский, Е.Ю. Захарченко, Г.А. Качан, Т.Е. Ковина, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, Н.Ю. Посталюк, Г.И. Ризз, Н.В. Седова, В.А. Сухомлинский и др. Разработчики теории педагогического управления выделяют педагогическую культуру как составляющую организационной культуры образовательного учреждения - В.Ю. Кричевский, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Т.Н. Шамова и др.

Таким образом, актуальность исследования определяется возникшими в современном обществе противоречиями:

между повышением роли культуры в нравственном и духовном развитии общества и снижением социокультурного уровня в стране, падением уровня культуры у абитуриентов и выпускников педагогических учебных заведений;

между значением культуры педагога в структуре его профессиональной деятельности и отсутствием системных знаний о её формировании и развитии у студентов;

между требованиями современных нормативных документов сферы образования и содержанием действующих учебных программ, не предусматривающих формирование мотивов саморазвития педагогической культуры.

Некоторые теоретические предпосылки разрешения этих противоречий содержатся в педагогических исследованиях, в которых анализируются:

- совершенствование сущностных основ педагогического образова
ния, вопросы разноуровневой подготовки педагогов, в частности в педагоги
ческих училищах, колледжах (С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, Ю.В.

Громыко, ЮН. Кулюткин, А.Е. Марон, В.А. Сластёнин, Г.С. Сухобская, P.M. Шерайзина и др.);

- взаимосвязь профессиональной и общекультурной подготовки педа
гога (О.С. Анисимов, Т.Г. Браже, А.А. Вербицкий, В.В. Краевский, В.Ю.
Кричевский, А.П. Ситник, РЕ. Тимофеева, Е.П. Тонконогая, Е.И. Шулёва и

др);

- факторы, способствующие становлению творческой деятельности
(А.Г. Асмолов, В.А.Бухвалов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузь
мина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Н.Ю. Посталюк, М.М. Поташник, А.И.
Субетто и др.).

Вместе с тем, проблема развития педагогической культуры как один из путей повышения качества подготовки студентов ещё не достаточно представлена в педагогических исследованиях. Не выявлены возможности осуществления взаимосвязи развития общей и педагогической культуры в содержании блока общекультурной и предметной подготовки студентов. Ещё не определены условия, обеспечивающие целостность и системность развития педагогической культуры у студентов колледжа в процессе обучения любому предмету, в том числе и музыкальным дисциплинам.

Актуапьность проблемы и недостаточное её раскрытие в науке определили тему исследования: "Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам".

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, способствующие развитию педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения предметам музыкального цикла.

Объект исследования: процесс развития педагогической культуры студентов колледжа.

Предмет исследования: условия развития педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам.

Гипотеза исследования. Развитие педагогической культуры студентов в

і процессе обучения музыкальным дисциплинам будет протекать более эф-

фективно, если:

- цели обучения студентов предусматривают развитие педагогической культуры;

to - содержание обучения включает представления о компонентах педа-

гогической культуры и способах её развития;

* - организация педагогического процесса направлена на формирова-

і ниє мотивов саморазвития педагогической культуры через воздействие на ду-

ховный мир обучаемых и включение их в рефлексивную деятельность;

і - в основе взаимодействия субъектов педагогического процесса ле-

жит согласование их ценностно-смысловых позиций.

Задачи исследования:

г 1. Проанализировать сущность педагогической культуры, её взаимосвязи с

общей и профессиональной культурой.

J 2. Выявить роль объективных и субъективных условий развития педагогиче-

| ской культуры.

І 3. Разработать и теоретически обосновать модель развития педагогической

культуры студентов колледжа.

і 4. Экспериментально проверить эффективность спроектированной модели в

I процессе изучения музыкальных дисциплин.

Теоретико-методологические основы исследования составляют сис-

1 темный и личностный подходы к анализу профессионального педагогическо-

f го образования и педагогической культуры, единство философского, культу-

' рологического, психологического и социально-педагогического подходов к

решению проблемы; гуманитарно-аксиологические вопросы образования
і-
[ (ГС. Батищев, М.В. Богуславский, ВТ. Воронцова, С.Г. Вершловский, Г.П.

Выжлецов, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, З.И. Равкин, К.В.

Романов, В.А. Сластенин и др.); концепции современной педагогики по проблеме развивающего и личностно-ориеитированного обучения (О.С. Аниси-

мов, B.C. Библер, К.Я. Вазина, В.В. Давыдов, Г.Д. Кириллова, Л.М. Лузина, В.А. Петровский, В.В. Сериков, Г.П. Щедровицкий и др.); концепция педагогической культуры учителя, разработанная Е.В. Бондаревской и сотрудниками Ростовского государственного педагогического университета.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, моделирование структуры педагогической культуры личности и процесса развития педагогической культуры студента колледжа, педагогический эксперимент, анкетирование, интервьюирование, "включённое" наблюдение, диагностические беседы, проективные методики, ранжирование ценностей, самоанализ и самооценка студентами своей деятельности и метод экспертных оценок, изучение продуктов деятельности студентов, количественный и качественный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Гуманитарно-педагогического колледжа (ГПК). В эксперименте приняло участие 218 студентов и 46 педагогов.

Основные этапы исследования:

/ этап (1991-1994) - Анализ литературы и определение концепции исследования. Пилотажные исследования ценностных ориентации, профессиональной направленности студентов колледжа. Проведение констатирующего эксперимента по изучению уровня развития педагогической культуры студентов.

// этап (1994-1997) - Разработка авторской учебной программы по предмету "Музыка". Проектирование и экспериментальная реализация модели обучения, направленного на развитие педагогической культуры студента. Организация совместной работы всех преподавателей дошкольного отделения колледжа по согласованию ценностных позиций, обмен опытом по использованию педагогических технологий обучения, способствующих разви-

тию творческой активности студентов и формированию мотивов саморазвития педагогической культуры.

III этап (1997-1998) - Систематизация и оформление результатов педагогического эксперимента, обобщение опыта развития педагогической культуры студентов в процессе обучения дисциплинам музыкального цикла в колледже. Внедрение методических рекомендаций в практику работы учреждений дополнительного профессионального образования.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивается использованием методологии системного и личностного подходов к предмету исследования, опорой на современные научные идеи философии, культурологии, психологии и педагогики; взаимодополнительностью использованных методов исследования, адекватных задачам научного поиска; одновременным использованием качественного и количественного анализа фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы; сопоставимостью результатов с выводами других исследований.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что по-новому представлены цели обучения дисциплинам музыкального цикла за счёт включения в них целей развития педагогической культуры. Выявление сущности педагогической культуры и способов её развития вносит определённый вклад в модель выпускника педагогического колледжа. Показано, что в структуре учебного процесса возможно сформировать мотивы саморазвития педагогической культуры через воздействие на духовный мир студентов и включение их в рефлексивную деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе открывается возможность совершенствования программы подготовки студентов колледжа по дисциплинам музыкального цикла. Выявлены условия организации обучения студентов, способствующие развитию их педагогической культуры. Авторские разработки (программа курса "Музыка", дидактическая модель, диагностические методики) могут быть использованы на всех

ступенях непрерывного педагогического образования в качестве средств развития гуманистических ценностных ориентации и творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

Основные положения, выносимые на защиту:

сущность личностной педагогической культуры как динамичной системы ценностей и способов творческой деятельности;

модель условий развития педагогической культуры студентов колледжа;

дидактическая модель обучения предметам музыкального цикла, направленного на развитие педагогической культуры студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились через выступления на педагогических советах и предметно-цикловых комиссиях ГПК, на методических объединениях учителей музыки г. Новгорода, на международных и региональных научно-практических конференциях ("Кабалевский - композитор, учёный, педагог", Москва, 1994; "Становление и развитие региональных систем педагогического образования", Новгород, 1996, "Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования", Новгород,1997;); через организацию лекций и семинаров для преподавателей ГПК; через публикации материалов исследования. Методические разработки автора использованы при создании концепции развития педагогического колледжа (ГПК НовГУ) и в практической работе его преподавателей.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Сущность и структура педагогической культуры

Первый параграф посвящен обзору подходов к пониманию сущности педагогической культуры. В нём представлен анализ философской и педагогической литературы, рассмотрены различные позиции авторов, исследующих данную проблему. Изучая литературу, мы выявили, что нет единых определений опорных научных понятий нашего исследования. В современных педагогических источниках представлены различные точки зрения при рассмотрении взаимосвязи общей и педагогической культуры, педагогической культуры и педагогического мастерства.

Первоначально феномен педагогической культуры исследовался только на личностном уровне. А.В. Барабанщиков, И.В. Гребенников, МИ. Кондаков, В.А. Сухомлинский понимают под педагогической культурой личностную культуру педагога (учителя, пропагандиста, родителя), важную составную часть его общей культуры, в которой воплощён опыт воспитания детей. Эти авторы рассматривают педагогическую культуру как сложное системное личностное свойство, определяющее устойчивые особенности сознания, поведения, деятельности (16, 99, 162, 174).

Осознавая важность изучения индивидуальных проявлений педагогической культуры, дальнейшее теоретическое осмысление данного феномена обогащалось за счёт рассмотрения более широкого культурного контекста, включающего тип образовательного учреждения, национальную общность, общество в целом. В исследованиях В.Л. Бенина, Е.В. Бондаревской, И.А. Колесниковой, Г.й. Ризза проблема педагогической культуры представлена многоаспектно, на индивидуальном и общественном уровнях. Эти авторы относят к педагогической культуре часть общечеловеческой культуры, включающую все достижения общества в сфере педагогического труда, педагогические теории, педагогические навыки воспитателей и весь комплекс материального обеспечения педагогического процесса (21, 30, 31, 50, 89, 154).

Так В.Л. Бенин трактует педагогическую культуру как деятельность людей, а также специфических институтов по передаче накопленного социального опыта и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений и навыков. Труд педагога не охватывает всей совокупности педагогической деятельности, происходящей в обществе, т.к. в известной мере обучением и воспитанием занимаются не только педагоги-профессионалы, но и такие социальные институты, как семья, трудовой коллектив, театр, кино и др. При рассмотрении педагогической культуры в таком широком смысле (присуща всем общественным субъектам в различные моменты передачи человеческой культуры), ее функцией становится - сохранение, передача, стимулирование, развитие человеческой культуры в целом (21).

Большое значение в разработке указанной проблемы имеет исследование Е.В. Бондаревской и её последователей (31, 85, 193). Авторы концепции используют целостный подход при рассмотрении педагогической культуры. Сущность этого концептуального подхода заключается в том, что педагогическая культура рассматривается как универсальный феномен, присущий всем общественным субъектам на разных этапах их жизнедеятельности и отношений, а уровни её функционирования представлены в общественно-историческом и индивидуально-личностном аспектах. В соответствии с этим, педагогическая культура является качественной характеристикой не только личности отдельных педагогов, родителей и других людей, занимающихся обучением и воспитанием, но и жизнедеятельности и воспитательных отношений общества в целом.

Как явление общественной жизни педагогическая культура охватывает всё многообразие проявлений педагогической действительности и представляет собою сложно иерархизированную динамическую систему, компонентами которой выступают различные уровни педагогической практики, в том числе и семейного воспитания. В индивидуально-личностном плане авторы рассматривают педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, как процесс творческого воспроизводства педагогических ценностей, осуществляющийся в теоретической и практической педагогической деятельности. Суть этого процесса состоит в том, что педагогический опыт общества, общечеловеческие ценности педагогической культуры становятся внутренним достоянием личности, превращаются в педагогические способности и творческие возможности, внутренние регуляторы профессиональной деятельности и поведения. Качественными характеристиками педагогической культуры, по мнению авторов, могут выступать такие черты, как гуманность, творчество, саморазвитие, педагогическая рефлексия (39).

Особенности культурной среды колледжа

На основе теоретического анализа в первой главе диссертации было показано, что педагогическая культура студента в современных условиях имеет определенные объективные и субъективные, внешние и внутренние предпосылки своего развития. В данной главе изложены результаты и анализ специально организованной экспериментальной работы, позволяющей определить, при каких УСЛОВИЯХ возрастают возможности развития педагогической культуры студента, каковы тенденции развития ее регуляции в колледже. С учетом интегрированных критериев педагогической культуры обосновывается логика анализа эффективности подготовки студентов на дошкольном отделении гуманитарно-педагогического колледжа новгородского университета, где автор преподает музыку.

Прежде чем разработать конкретную экспериментальную программу по предмету, мы изучили сегодняшнюю социокультурную ситуацию в колледже. Анализ мнений студентов, выпускников, администрации, руководителей практики по поводу условий обучения был необходим нам для определения существенных условий, решающим образом влияющих на развитие педагогической культуры студентов. В соответствии с этим, в рамках констатирующего эксперимента были проведены исследования, выявляющие состояние общей культуры, ценностных ориентации, творческого потенциала студентов - первокурсников и преподавателей колледжа. А также был организован опрос педагогов и выпускников колледжа для анализа существенных, по их мнению, условий развития педагогической культуры.

Общая тенденция упадка культуры в стране находит отражение в результатах анализа уровня общей культуры выпускников школ, решивших продолжить своё образование в педагогическом колледже. Это показывает проводившееся нами в течение шести лет анкетирование студентов дошкольного отделения первого года обучения в рамках предмета "Музыка", Проследим это на примере экспериментальной и контрольной групп.

Изучение педагогической культуры студентов проводилось с помощью известных и специально разработанных методик, опросников самооценки. Результаты самодиагностики использовались как материал для экспертной оценки. В начале обучения в каждой группе был проведён опрос с целью выявления интересов, потребностей в области искусства как показателей уровня развития общей культуры. Были заданы открытые вопросы для выявления ценностных предпочтений по предмету "Музыка". "Какое место в вашей жизни занимает музыка?", "Любите ли классическую музыку?". В качестве показателя достоверности ответа использовался дополнительный вопрос: "Назовите любимое классическое произведение". Достоверность ответа на вопрос: "Чему хотели бы научиться на занятиях9" - подтверждалась соответствием мнения об ожиданиях от уроков музыки.

Ответы распределились следующим образом. Большинство студентов отметили значимость музыки в их жизни: в экспериментальной группе 22 чел. (91,7 %), в контрольной - 23 чел. (95,8 %). Причём, среди этих студентов 4 чел, (16,7 %) в экспериментальной группе и 6 чел. (25 %) в контрольной группе считают, что музыка занимает первое место ("Самое огромное", "Это и есть моя жизнь", "Девиз - с песней по жизни"). Среди ответов преобладали такие характеристики музыки: "Очень люблю; вызывает радость; помогает в жизни; поднимает настроение в горе; затрагивает душу". Важное, но не главное место среди жизненных ценностей занимает музыка у студентов, видящих в ней утилитарное назначение ("Люблю танцевать, делать домашние дела под быструю музыку, расслабляться под спокойную") - 9 чел. (37,5 %) и 5 чел. (20,8 %). Только 3 чел. (12,5 %) в экспериментальной группе и 4 чел. (16,7 %) в контрольной оценили своё отношение к музыке как безразличное ("Не главное место; никакое; никогда не задумывался; не знаю"). Из всех опрошенных студентов только 2 чел. (8,3 %) и 3 чел. (12,5 %) из каждой группы связали вопрос с классической музыкой, остальные подчеркнули в своих ответах, что оценивают только "современную, популярную" музыку. Такое отношение к классической музыке подтвердили ответы о любимом музыкальном произведении. Назвавших хотя бы одно (в основном это "Лунная" соната Бетховена) было 4 чел. (16,7 %) в экспериментальной группе и 6 чел. (25 %) в контрольной. Перечислили имена композиторов 5 чел. (20,8 %) и 6 чел. (25 %). Откровенно признались, что не любят слушать "классику" 12 чел. (50 %) и 11 чел. (45,8 %) ("Не интересуюсь; не разбираюсь; очень редко, случайно слушаю; скучное занятие").

Модель развития педагогической культуры студентов колледжа

В данном параграфе отражены этапы разработки модели развития педагогической культуры студента. Под термином "модель" мы понимаем изображение, схему, описание исследуемого объекта, отображающее в более упрощенном виде его структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами. Вначале нами была построена функциональная модель, дающая представление о структуре и основных элементах педагогической культуры личности. Спроектированная в результате экспериментальных поисков прогностическая модель отражает желаемое, прогнозируемое состояние объекта исследования и условия, обеспечивающие его развитие в этом направлении. В соответствии с требованиями системного подхода, при ее разработке мы рассматривали объект проектирования целостно, с учетом его связей с внешней средой (гл.1, ).

Сложность проектирования в сфере культуры вызвана необходимостью учета, с одной стороны, современной социокультурной ситуации, основных тенденций культуры, с другой стороны, - специфики субъектов. Логикой такого концептуального подхода был продиктован поиск неиспользованных возможностей социально-педагогической сферы при регуляции педагогической культуры, выявление неиспользованного потенциала педагогического колледжа и изучение особенностей студенческого контингента.

Анализ теоретических подходов и практического опыта профессиональной подготовки в колледже, позволяющий выделить механизмы, условия и тенденции развития педагогической культуры, помогли наметить дальнейшие пути решения данной проблемы. С учетом теоретического обоснования условий развития педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки и исследования методов и форм такой подготовки, были раскрыты концептуальные основы построения дидактической модели.

При этом мы исходили из теоретического представления о механизмах развития педагогической культуры (гл.1, 3) и гипотетического предположения, что студентов педагогического колледжа можно подготовить в русле идей гуманистической педагогики, сформировать их гуманистические ценностные ориентации и соответствующие профессиональные установки, если в колледже создана целостная система, учитывающая развитие всех компонентов педагогической культуры. Такой взгляд на педагогическую культуру позволяет выделить в качестве основного методологического подхода к организации образовательного процесса теорию развивающего обучения.

При проектировании дидактической модели мы использовали ключевые моменты и особенности организации педагогического процесса, основанного на идеях развивающего обучения. Это - вариативный характер образования, широкая возможность самостоятельного выбора вариативных программ деятельности, дифференцированных заданий для самостоятельной работы; личностно ориентированная направленность, учет интересов и индивидуальных особенностей студентов, использование гибких технологий для реализации индивидуально-творческого подхода в подготовке специалиста; субъект - субъектный тип взаимоотношений, усиление роли самостоятельной работы студентов, сочетание контроля и самоконтроля.

Следующий этап нашей исследовательской работы заключался в разработке модели обучения, ориентированной на развитие педагогической культуры студентов, средствами одного предмета "Музыка". В ней мы хотели опробовать принципы, которые могли бы стать системообразующими при построении целостной профессиональной подготовки, решающей задачу развития педагогической культуры. В модели выделены три основных блока: А -целевой блок; Б - обеспечивающий блок; В - критерии результативности (схема №1).

В целевой блок включены, помимо традиционных целей обучения по предмету, цели развития педагогической культуры и отдельных её компонентов до более высокого качественного состояния. С учетом социокультурной ситуации в стране, объективных требований времени мы сделали акцент на развитии гуманистического типа культуры.

Похожие диссертации на Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам