Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа 13
1.1. Философско-педагогическое обоснование проблемы формирования экологической культуры 13
1.2. Сущность понятия "экологическая культура" 25
1.3. Экологическое образование - основа формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов 42
Выводы 78
Глава 2. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения 81
2.1. Содержание экологического образования в педагогическом колледже 81
2.2. Педагогические технологии формирования экологической культуры студентов в процессе обучения 98
2.3. Организация опытной работы и анализ её эффективности 116
Выводы 138
Заключение 141
Библиография 145
Приложения 158
- Философско-педагогическое обоснование проблемы формирования экологической культуры
- Экологическое образование - основа формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов
- Содержание экологического образования в педагогическом колледже
Введение к работе
Актуальность исследования. Нарушение экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой современности. Решение её невозможно без формирования экологического сознания, экологической культуры, гармонизации взаимоотношений человека и природы. Одним из социокультурных регулятивов изменения отношений между обществом и природой является экологическое образование.
Экологическое образование — это новый смысл и цель современного
образовательного процесса, результатом которого выступает экологическая
культура с её ценностным отношением к миру живой природы и всему
окружающему. ' .
Новая социально-экологическая функция образования актуализирует проблему формирования экологического сознания в процессе профессиональной подготовки педагога, поскольку от качества подготовки специалиста зависит дальнейшее социально - экономическое развитие общества. Речь идёт о подготовке специалистов, отдающих приоритет общечеловеческим ценностям.
Об актуальности проблемы формирования экологической культуры свидетельствуют многочисленные работы философов, исследователей, педагогов-практиков.
Исследования взаимосвязи человека и природы связаны с именем В.И. Вернадского, в работах которого развиты идеи о космической и геохимической роли биосферы, трансформации биосферы в ноосферу, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Непреходящее значение имеют идеи антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, в центре которой - человек, его будущее.
Общефилософские вопросы экологического образования и формирования
4 экологической культуры находят отражение в трудах Э.В. Гирусова, В.И. Данилова-Данильяна, Н.Н. Моисеева, Н.М. Мамедова, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула, А.В. Яблокова и др.
В исследованиях Н.Ф. Винокуровой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной и др. раскрываются методологические и общетеоретические аспекты экологического образования. В научно-педагогической и методической литературе основы становления культуры, в том числе экологической, рассматриваются в работах Л.И. Божович, С.Н. Глазачева, И.Н. Пономарёвой, А.А. Плешакова и др.
Исследования И.Д. Зверева, В.В. Пасечник, И.Т. Суравегиной, В.В. Червонецкого, Н.М. Черновой и др. посвящены разработке дидактических принципов экологического образования, рационального и гуманного отношения к природе, выявлению условий, способствующих успешному овладению экологическими знаниями.
Исследования В.М. Базарного, В.В. Гузеева, А.Н. Дахина, В.А. Игнатовой, Г.П. Сикорской обосновывают создание новых педагогических технологий, способствующих переходу экологического образования на качественно новую ступень на основе гуманистической парадигмы.
Во второй половине 80-х годов появляется ряд работ посвященных формированию экологической культуры школьников. Этот вопрос рассматривался как необходимое условие рационального природопользования (Н.Ф. Виноградова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев).
Проблемы экологического образования и воспитания разрабатываются педагогами более полувека, но исследования учёных и педагогов-практиков не были в достаточной мере сосредоточены на экологическом образовании студентов педагогических колледжей, педвузов, учителей, социально-экологическая функция педагога не была проявлена. (Н.С. Дежникова, СМ. Лаврушин, В.И. Шанда и др.).
Подготовке учителя к экологическому образованию школьников посвящены работы А.А. Вахрушева, С.Н. Глазачева, В.П. Голова, B.C. Ильина,
5 А.А. Иноземцева и др. Анализ педагогического опыта подтверждает высказанную многими учёными мысль о том, что экологическая и образовательная доктрины России предъявляют новые требования к эколого-профессиональной подготовке учителя.
Новые цели образовательной системы, формирование ценностного мировоззрения и экологической культуры, требуют новых средств (содержания, педагогических технологий, диагностики).
Ряд исследований отражает проблему эколого-педагогической подготовки учителя начальных классов (Е.М. Алексахина, Т.С. Иванова, A.M. Миронов и
др.)-
Большая часть исследований ориентирована в основном на школьный возраст и студентов вузов. Признаётся, что развитие экологической культуры является актуальной проблемой в контексте экогуманизации образования, но понятие "экологическая культура" не раскрыто как целостный, личностно-ценностный феномен, а процесс её развития как системный, поисково-творческий. Не систематизированы педагогические условия формирования экологической культуры. Учитывая разные возрастные особенности школьников и студентов, нежелательно механически переносить положения и выводы некоторых авторов на студенческий возраст. Как показал анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме, до настоящего времени практически нет специальных исследований, посвященных формированию экологической культуры студентов педагогических колледжей в учебном процессе. Особенно важно проследить, какова роль разных форм процесса обучения для осуществления экологического образования студентов. Анализ состояния изучаемой нами проблемы выявил наличие ряда противоречий между:
новыми целями и старыми средствами обучения;
требованиями общества к экологической культуре человека и невысоким уровнем экологического образования студентов педагогического колледжа;
высокими потребностями педагогической практики и низким уровнем эколого-педагогической готовности будущих педагогов;
репродуктивным характером подготовки учителя и требованиями к его экогуманитарной культуре.
Преодоление названных противоречий легло в основу осмысления
проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа в соответствии с требованиями современного общества?
Недостаточная разработанность проблемы определила выбор темы
исследования: "Формирование экологической культуры студентов
педагогического колледжа в процессе обучения".
Цель исследования: построение модели формирования экологической культуры студентов и выявление педагогических условий, обеспечивающих ее эффективность.
Объект исследования: формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования: экологическое образование в педагогическом колледже.
Основанием для выдвижения гипотезы послужили следующие положения:
экологическая культура отражает уровень духовной культуры общества и человека;
формирование экологической культуры протекает под воздействием объективных факторов социальной, природной среды, условий образования и направлено на изменение ценностных отношений личности;
формирование экологической культуры студента определяет основу его внутреннего, субъективного восприятия природы, актуализируется и изменяется через формы деятельности, реализуется в практической
7 жизни.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры студентов будет осуществляться более эффективно если:
содержание подготовки будущего учителя имеет экологическую направленность;
определены требования к уровню экологических знаний и экологической культуры студентов;
естественно-научная подготовка включает формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа на основе экогуманитарной парадигмы;
осуществляется личностная направленность процесса формирования экологической культуры, ценностное самоопределение личности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
провести анализ проблемы формирования экологической культуры личности в педагогической и философской литературе;
уточнить сущность, содержание и структуру экологической культуры личности;
создать опыт формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа, определить критерии и уровни ее сформированности;
оценить эффективность формирования экологической культуры студента, как субъекта процесса обучения посредством использования современных технологий обучения в колледже.
Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о связи, взаимообусловленности и целостности мира отечественных философов (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьёв, Н.Ф. Фёдоров); концепция об органичном и противоречивом единстве человека, общества и природы (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс); концептуальные положения о месте и роли
8 экологической культуры в жизни личности и общества (С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, О.Н. Козлова, Б.Т. Лихачёв); законодательные акты и нормативные документы по организации учебно-воспитательного процесса в системе среднего специального педагогического образования.
Исходными теоретическими основаниями исследования послужили: теория экологического образования в педагогике (Б.Т. Лихачёв - исследования в области экологической культуры, И.Т. Суравегина - экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе, И.Д. Зверев - экологический аспект школьного образования, А.Н. Захлебный - цели, задачи и принципы экологического образования и др.), в психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Левин), философские исследования экологии общества и личности (Э.В. Гирусов, Л.Н. Коган, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс и др.), теория формирования личности учителя (СИ. Архангельский, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и другие), психологическая теория личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), исследования в области педагогических технологий (А.Н. Дахин, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов, Г.К. Селевко, Г.П. Сикорская и др.), теория личностно-ориентированного педагогического образования (B.C. Безрукова, Л.А. Вербицкий, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Для решения поставленных задач и проверки достоверности гипотезы исследования нами применялся комплекс методов исследования с учётом специфики каждого этапа работы:
теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме;
изучение и обобщение передового педагогического опыта в области экологического образования;
анализ программно-методической продукции, отражающей учебно-педагогическую деятельность среднего специального педагогического учреждения;
диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа,
9 наблюдение и др.);
экспериментальные методы, включающие констатирующий этап для выявления уровня сформированности экологической культуры у студентов колледжа и формирующий этап для проверки эффективности системы формирования экологической культуры;
статистические методы обработки данных опытно-экспериментального обучения;
- графическое представление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
уточнено содержание и структура экологической культуры студентов педагогического колледжа, включающая ценностный, интеллектуально-познавательный, деятельностный компоненты;
предложены критерии и уровневые показатели сформированности экологической культуры студентов;
обоснован комплекс педагогических условий, средств и методов, способствующих формированию экологической культуры студентов, которые дополняют современную теорию и практику экологического образования;
спроектирована и апробирована система формирования экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
расширены представления об экологической культуре;
разработаны эффективные виды эколого-методической работы по формированию экологической культуры студентов;
определены основные формы и методы обучения студентов по развитию их готовности к формированию основ экологической культуры младших школьников;
обоснованы диагностические методики оценки сформированности эколого-педагогической готовности студентов.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении в
10 практику среднего специального педагогического образования авторских методических рекомендаций, технологий обучения, опыта организации эколого-педагогической деятельности студентов. Материалы исследования могут использоваться при разработке вариативных программ образовательной области "Экология" в практике средних специальных педагогических учебных заведений, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
Теоретические выводы и положения были использованы на занятиях со студентами специальности 0312 "Преподавание в начальных классах", студентами заочного отделения педагогического колледжа.
Достоверность и обоснованность выводов, сформулированных в диссертации, обеспечена логикой исследования, опорой на современное достижение базисных наук, результатами количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе опытной работы. Теоретические положения опираются на анализ значительного списка используемой литературы (176 источников), на современные методы исследования, адекватные целям и задачам, корректирующие друг друга в обработке полученных данных, а также представительностью выборки анализируемых документов. Проведено 30 экспериментальных уроков в курсах естествознание, биология, экология и география, проанализировано более 300 работ студентов и протоколов их устных ответов, 35 анкет учителей начальной школы, 120 анкет студентов выпускного курса специальности 0312 "Преподавание в начальных классах".
На защиту выносятся следующие положения:
Понимание экологической культуры как стержневого качества личности, как цели новой образовательной системы, как обобщенной характеристики личности, в основе которой лежит экоцентрическая система взглядов на мир, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой.
Теоретическая модель процесса обучения по формированию
экологической культуры студентов педагогического колледжа,
которая включает три уровня: информационно-познавательный,
операционно-деятельностный, практически-ориентированный и
реализуется через алгоритм "знания плюс отношения".
3. Совокупность необходимых и достаточных педагогических условий
становления экологической культуры студента, которыми являются:
использование экологического потенциала базового и среднего
специального образования, разработка дополнительных спецкурсов,
модульное обучение, учебные факультативы в группах по
специальности 0312 "Преподавание в начальных классах", внедрение
новых педагогических технологий.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
базе государственного педагогического колледжа г. Железноводска. Основные
положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях
методического совета, предметно-цикловой комиссии биологии
государственного педагогического колледжа г. Железноводска (1999 — 2003 г),
на семинарах-практикумах для учителей и директоров образовательных
учреждений г. Железноводска.
Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях: Северо-Кавказской региональной конференции "Экология детства", Ставрополь, 2000 г.; международной научно-практической конференции "Непрерывное педагогическое образование: состояние, перспективы, тенденции развитие", Липецк-Москва, 2000 г,; межвузовской научно-практической конференции "Педагогическая наука и практика -региону", Ставрополь 2001г.; в ежемесячном теоретическом и научно-методическом журнале "Специалист" № 6. 2001г.; в сборнике "Организация учебно-исследовательской работы студентов", Ставрополь 2001г.; межвузовской научно-практической конференции "Современные психолого-педагогические технологии в системе подготовки педагогических кадров" МГОПУ филиал в г. Железноводске, 2003 г.
Организация и основные этапы исследования.
На первом этапе работы (1999-2000 годы) осуществлялось изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, анализ практического состояния и существующих подходов к формированию экологической культуры, уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывалась рабочая гипотеза, происходил отбор содержания опытного материала для проведения уроков экологической направленности в курсах естествознание, биология, экология, география, разрабатывались анкеты, тесты и другой диагностический материал.
На втором этапе (2000-2002 годы) проводились констатирующий и обучающий этапы опытной работы с целью выявления эффективных средств и методов формирования экологической культуры студентов, внедрялись результаты исследования в учебно-воспитательный процесс колледжа.
На третьем этапе (2002-2003 годы) проведён анализ и обобщение результатов опытной работы, формулирование выводов и внедрение в практику научно-методических рекомендаций, литературное оформление результатов исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Библиографический список включает 176 источников.
Приложения включают: программу опытно-экспериментальной работы, анкеты для студентов, вариант деловой игры, вариант экологической экскурсии, вариант заданий для полевой практики.
Философско-педагогическое обоснование проблемы формирования экологической культуры
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней часто обращались крупнейшие мыслители прошлого, последователи различных философских направлений и школ. В истории философских и педагогических идей, системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного единства. Идеи сопричастности человека всеобщему порядку космоса проходят через всю историю философской мысли. Уже в древности они получили классическую форму выражения - в трактовке соотношения человека и природы как микрокосмоса и макрокосмоса.
В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество человека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом. Космологическая культура античности рассматривала мир как Космос, как законченное и прекрасное целое, имеющее определенные границы, элементы мира - как естественные организмы, образующие космическую гармонию.
У древнегреческих философов понятием космоса охватывалась вся доступная человеческому разуму природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Впервые сочетание "микрокосмос" ("человек — это малый мир") встречается у древнегреческого философа Демокрита. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с космосом, природой. Таким образом, античное сознание устраняло противопоставление человека и природы. Чем естественнее жизнь человека, тем ближе она к природе, само тело человека принадлежит при роде (эпикурейцы). Естественно то, что разумно, ибо разумна сама природа с её космической необходимостью, разумом человек связан с природой (стоики).
Хотя в философских представлениях древнего греко-римского мира господствовала нравственная концепция природы, в рамках которой человек понимался и как часть природы, и как привилегированное, выделенное из нее существо, тем не менее, эта концепция не спасла человечество от экологических проблем. Нравственное отношение человека к природе было ограничено средствами его труда.
Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами.
Эта модель и определяла особенности средневековой эпохи. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие: специфически средневековое понимание Вселенной, где Бог выступает главной мировой творческой силой, вмешательство человека в божественное дело было недопустимо.
Культура Возрождения возвращается к истокам античности и раннему христианству. Мир объясняется из него самого, без Бога, сверхъестественных сил. Центральным событием новой модели мира становится человек. Это означало фактический переход из бытия культуры в состояние цивилизации.
Эпоха Возрождения, освобождая человека от религиозных догм, способствовала утверждению примата человека над природой, который послужил идеологической основой усилившегося давления на природу и дошел до наших дней. Возрождение выдвигает положение доступности человеческому познанию всех явлений и закономерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в соответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельности. Человек предстает центром мироздания. Природа отходит на задний план, становится фоном. В Новое время Ф. Бэконом выдвигается девиз "Знание - сила". Р. Декартом утверждается абсолютная ценность человеческого разума, провозглашается призыв стать хозяевами и властителями природы путем познания и овладения ее силами и действиями.
Французское Просвещение в лице Ж.Ж. Руссо устанавливает два уровня во взаимодействии человека и природы. На уровне отдельного индивида человек гармонично связан с природой.
Ж.Ж. Руссо противопоставлял культуре цивилизацию, которая выступала как утверждение принципиально иной модели мира - модели, в которой главным событием выступает человек. Стремление к цивилизованным ценностям, по мнению Руссо, губит человека, разрушая его естественность. Поэтому задачу культуры и образования он видел в возвращении человека и общества в природное бытие, "назад к природе". Уроки с детьми в природе он называл "уроками космографии". Цивилизация же, по мнению Руссо, противоречит сущности природы и человека, ибо она "искусственно" порождается историей человека [122].
Русские философы - космисты Н.А. Бердяев [4,5], B.C. Соловьёв [138,139], Н.Ф. Фёдоров [154], П.А. Флоренский [157] исходили из того, что и человек и всё, что его окружает — едино и неразрывно; более того они вместе и порознь есть части Вселенной. Без перехода от эксплуатирующей цивилизации к восстанавливающей конец человечества неизбежен. Космисты попытались соединить заботу о Земле, биосфере, космосе с насущными запросами и возможностями конкретного человека.
Вопросы взаимодействия природы и общества нашли свое отражение в трудах Ф. Энгельса, который, в частности, писал: "Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых" [171, С. 495].
Исследования взаимосвязи человека и природы связаны с именем В.И. Вернадского. В работах известного мыслителя развиты идеи о космической и геохимической роли биосферы, трансформации биосферы в ноосферу, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой [14,15].
В.И. Вернадский в своём учении о ноосфере развивает идею единства человека и природы. Сфера человеческого разума, считал Вернадский, не должна превращаться в орудие насилия над природой, а призвана показать пути рационального использования заложенных в ней возможностей на благо человека [15,16].
В мировой литературе, посвященной данной проблематике, наряду с В. И. Вернадским упоминается, как правило, имя французского ученого Пьера Тейяра де Шардена, одного из родоначальников комплексного подхода к вопросам взаимоотношений природы и человека. Основное, к чему стремился Тейяр, разрабатывая свою концепцию человека, была реабилитация древней идеи абсолютной ценности человека на базе совершенно нового уровня знаний и иного подхода. При этом исключено было воззрение на человека как на "центр", около которого группируются существующие для него и ему подчиненные остальные виды.
Экологическое образование - основа формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов
Экологическое образование, как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы, стало развиваться на рубеже 60 - 70 годов и характеризовалась включением экологических и природоохранных знаний в учебные программы по биологии. С течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развития экологической культуры. Экологическое образование формируется как новая область педагогической теории и практики всех образовательных систем различного уровня. С начала 90-годов ему отводят приоритетное место среди факторов решения экологических проблем с помощью образования. Это признание утверждается в решениях ряда международных форумов и в нашей стране (в частности, в Законе об экологической безопасности России, 1993) [152].
Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор приоритет экологического образования видит в том, что его следует "...ставить...в центр всех учебных программ, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями, наряду с подготовкой учителей" [118, С. 16].
Экологическое образование глубоко проникает в педагогическую науку и практику. Как нельзя планировать различные виды деятельности человека, уклоняясь от необходимости постоянно согласовывать их с возможностями природы, так нельзя и организовать различные виды деятельности студентов: -учебу, труд, общение, отдых, спорт и т.д., игнорируя цели формирования экологической культуры.
Одно из центральных направлений в экологическом образовании связано с определением его целей и задач, важнейшей из которых, по мнению многих учёных (И.Д. Зверев, И.Н. Пономарёва, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова), является развитие биоцентрического экологического мышления. Экологическое образование строится на новой парадигме экологических и традиционных ценностей. Их можно представить в следующем виде (см. таблицу 1):
А.А. Вербицкий под экологическим образованием понимает процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием - обогащение его экологической культуры на протяжении жизни [13].
Академик РАО И.Д. Зверев суть экологического образования выражает в следующем виде: "Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды" [118, С. 17].
И.Д. Зверев подчеркивает, что необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности:
1) гуманизации образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни;
2) активизации экологического движения; 3) применения знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры;
4) преодоления разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью;
5) создания вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях [54].
По мнению A.M. Галеевой, экологическое образование — это психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, определенных ориентации и активной социальной позиции в области охраны природы, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов [20].
Д.Н. Кавтарадзе считает, что главное в экологическом образовании формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания [60].
Д.Н. Кавтарадзе подчеркивает, что необходимо "вернуться к природе" в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделейности с ней. Эта воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ [60].
Г.Д. Гачев считает, что "на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и "окружающую среду", то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект" [21].
При определении основной цели экологического образования мы придерживаемся точки зрения, изложенной в концепции экологического образования (под ред. И.Ю. Зверева, И.Т. Суравегиной). Мы согласны с авторами и считаем, что основной целью экологического образования является развитие экологической культуры личности [55].
Под экологическим образованием мы понимаем целостное единство процессов обучения, воспитания и развития личности, направленное на развитие экологической культуры.
Таким образом, ключевым понятием, напрямую связанным с формулированием цели и сущности экологического образования, является понятие экологической культуры.
Содержание экологического образования в педагогическом колледже
Проблема формирования экологической культуры в процессе профессиональной подготовки учителя волнует многих. Это привело к созданию образовательных предметных стандартов для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Эколого-профессиональная подготовка будущего учителя - это сложный интегральный процесс, требующий понимания межпредметной сущности экологического образования и современных педагогических технологий, творческое использование их в работе.
Наша опытная работа была направлена на реализацию возможностей учебного плана 0312 - "Преподавание в начальных классах" к формированию экологической культуры будущего учителя. Содержание определенных учебным планом курсов "Естествознание", "Методика преподавания естествознания", "Возрастная анатомия, физиология, гигиена" располагают определенными экологическими материалами для формирования экологического сознания и мышления, но недостаточно внимания уделяется вопросам организации экологической деятельности. В курсе "Методика преподавания естествознания" в ознакомительном порядке упоминаются задачи экологического воспитания.
"Возрастная анатомия, физиология, гигиена" знакомит студентов с гигиеническими нормами, предъявляемыми к состоянию окружающей среды, однако, они выделены в программе недостаточно чётко. Анализ существующих программ по дисциплинам естественно-научного цикла вскрыл ряд недостатков в подготовке студентов педагогического колледжа в учебном процессе к формированию у них экологической культуры.
Наблюдения за студентами-первокурсниками показали, что они слабо ориентируются в вопросах экологии, экологической культуры, экологического образования. Результаты констатирующего эксперимента с помощью тестов и анкетирования показали низкий уровень экологических знаний, экологической культуры.
При анализе ответов 46 студентов первого курса по анкете (см. приложение 2) получены следующие результаты сформированности у первокурсников понятий "экология", "экологическое образование", "экологическая культура" (см. таблицу 3).
При определении понятия " экология" процент правильных ответов, как видно из таблицы, составил 39,13 %, что значительно ниже показателя неправильных ответов - 47,82 %. Цель экологического образования осознаётся студентами по - разному. Большинство из них видят её в необходимости понимания экологических проблем и лишь 26,08 % связывают эту проблему с подготовкой к правильному поведению в природной среде и эколого -природоохранной деятельностью.
Правильно и полно понимают сущность экологической культуры 13,05 % студентов, 47,81 % студентов не понимают этот термин. При ответе на четвёртый вопрос 10,86% студентов к международным экологическим организациям относят "Гринпис", 17,39 % такими организациями считают заповедники.
Непонимание значимости экологического образования и экологической культуры студентами отразилось в том, что 41,32 % считают, что для изучения экологии для них будет достаточным курс по телевидению, а не освоение такого курса в колледже. Это говорит о недостаточной осознанности опрошенными важности экологической грамотности для учителя начальной школы.
Таким образом, можно сказать, что студенты не стремятся целенаправленно, самостоятельно повышать уровень своих экологических знаний, а поэтому никто из них не смог указать специальной литературы по экологии, подтверждением сказанного может служить и тот факт, что студенты практически не смогли назвать ученых, работающих в области экологии.
Узко и однозначно первокурсники понимают глобальные экологические проблемы, 34,65 % не имеют чётких представлений о важнейших экологических проблемах, актуальных для всей планеты.
Констатирующий этап опытной работы подтвердил недостаточный уровень экологической культуры студентов, недооценку колледжем работы общеобразовательной школы по формированию экологической культуры школьников. По его результатам наблюдается низкий уровень экологических знаний, умений и общей экологической культуры первокурсников по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах".