Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки 16
1.1. Определение сущности понятия «духовные ценности» 16
1.2. Духовная музыка как средство развития духовных ценностей ...47
1.3. Технология развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки 70
Глава 2. Анализ хода и результатов эксперимента по внедрению технологии развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки 89
2.1. Анализ и результаты констатирующего этапа эксперимента 89
2.2. Формирующий этап эксперимента, анализ его результатов 113
Заключение 153
Библиографический список использованной литературы 157
Приложение 177
- Определение сущности понятия «духовные ценности»
- Духовная музыка как средство развития духовных ценностей
- Анализ и результаты констатирующего этапа эксперимента
- Формирующий этап эксперимента, анализ его результатов
Введение к работе
Постсоветское общество переживает переходный период. Он характеризуется противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. В этих условиях развитие духовных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе педагогической подготовки будущего специалиста.
Признавая реальные трудности российской действительности, многие ученые и политики видят выход в изменении духовной культуры и нравственной жизни нашего общества. Духовная ситуация характеризуется нестабильностью общих установок, противоречивостью мнений, эклектичностью
rf оценок. В настоящее время, когда разрушаются, утрачиваются ценности, ко-
торые раньше казались незыблемыми, происходит трансформация ценностных ориентации индивидов, истинные ценности подменяются ложными.
[ Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и раз-
рушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их идеей, устойчивыми духовными ценностями. С.Б.Крымский подчеркивал, что «Кризисные процессы в духовно-идеологической сфере, подрыв нравственно-этических норм и идеалов и, как
j следствие - тяжелая ситуация в области экономики и экологии - все это за-
I ставляет людей обратиться к подтвержденным многовековой историей не-
тленным ценностям национальной культуры, самосознания, национальной психологии России». [126] Приблизить человечество к мировой гармонии -гармонии Духа, Человека и Природы возможно лишь при активном исполь-
\ зовании духовных и культурных сил народа; признать наряду с материаль-
ной, полноценность идеальной субстанции духовного мира и души человека,
^ личностного принятия высшего смысла человеческого бытия, как бытия ду-
ховного.
Путь в будущее лежит через духовное образование нашего общества, воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей, часть из ко-
торых была утрачена в годы коммунистических идеалов и норм. Как писал известный философ И.А. Ильин: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, вооружает проти во духовные силы, развивает и поощряет в человеке "волка". [97] Поэтому истинную ценность мы должны видеть в воспитании духовно богатой и нравственной личности.
Приоритетной задачей современного высшего образования в демократических условиях становится подготовка учителя, владеющего не только определённым багажом знаний, умений и навыков, но и педагога, обладающего духовными ценностями, способного нестандартно мыслить, творчески работать.
Национальная доктрина образования в РФ указывает, что стратегические цели образования должны быть "тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая преодоления социально-экономического и духовного кризиса". [90] В создавшихся условиях проблема подготовки высококвалифицированных кадров через развитие у них истинных духовных ценностей, являющихся основой творческой личности будущего учителя приобретает особую актуальность. В связи с этим значительно возросла потребность в разработке специальных технологий, ориентирующих развитие студентов педагогического вуза духовных ценностей, служащих реальной основой социального общества, так как ход и направление его дальнейшего прогресса во многом детерминируется ими. Иными словами духовные ценности не только являются индикаторами характера общества, но и важнейшими факторами его развития, которое предполагает разностороннюю профессиональную подготовку, базу потенциального творчества в последующей, профессиональной деятельности.
Избранная тема исследования выражает внутреннюю тенденцию развития современной педагогической и философской мысли к возрождению и развитию тех тем образования, которым ранее не уделялось должного вни-
мания. Первые философские работы по ценностной проблематике появились в начале 60-х годов. После выхода в свет книги В.П. Тугаринова "О ценностях жизни и культуры" [237] к этой проблеме было привлечено внимание многих ученых: А.В.Медведев, П.В.Симонов, Л.Н. Столович, В.Н. Щерда-ков. [173,212,223,270]
Проблема развития духовных ценностей у молодежи принадлежит к числу вечных проблем, интерес к которой проявляли философы, психологи, учёные, представители педагогической теории и практики (Б.В. Асафьев, А. Дистервег, Б.М. Теплое, П. Флоренский, В.Н. Шацкая). [15, 76, 232, 248, 266]
В современных условиях общим вопросам воспитания и развития человека культуры, реализации потенциала личности, творчества посвящены работы В.И.Андреева, Л.Г.Вяткина, О.С.Гребнюка, Н.Б.Крыловой, Е.В.Квятковского, Л.А.Левштна, В.И.Писаренко. [6, 57, 67, ПО, 124, 125, 133,180]
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов Л.С. Выгодского, Е.А. Климова, Л.Н. Леонтьева, С.Д.Смирнова, И.В.Страхова, Б.М. Теплова, и других. [56, 114, 134,217,224,232]
В своей работе мы обращались к трудам русских философов, где творческий потенциал постановки и решения вопросов философских проблем решён через аксиологическую интерпретацию. Это труды Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева, Вл.С. Соловьёва, С.Л. Франка.[25, 38, 138, 221, 250, 251] Связь аксиологии с философией, несомненно, обнаруживается в идеях Х-Г. Гадамера, Э. Фромма, Ц.Франка, которые с различных методических позиций занимались разработкой теории ценностей.[60, 253, 252]
Важное место в развитии духовных ценностей студентов занимает искусство. Искусство позволяет человеку реализовать свои возможности, всесторонне развивает его, приобщает к накопленному человеческому опыту, устремлениям, идеалам, ценностям.
Наиболее интенсивные разработки проблемы развития личности сред-
ствами искусства начали вестись с конца 70-х годов, когда появились диссертационные исследования И.Г. Реверс, Г.А. Поличко, Л.В. Котенко, В.П. Анисимова, В.И. Кулова, МО. Батиашвили и других.
В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и развития духовных качеств личности рассматриваются в работах, А.В.Панкратова, Ю.В.Петрова, Л.А.Попова, О.П.Рудницкой, И.А.Терентьевой.[175, 178, 187, 208, 234] Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь духовно-нравственных и эстетических аспектов развития и воспитания.
Серьезный идейный пласт, питывающий наше исследование составляют труды Л.Ю.Василевской, Л.Т. Вяткина, Г.И. Железовской, В.А.Караковский.[48, 58, 59, 87, 108, 109] В их работах рассматриваются разнообразные пути и средства развития творческой личности. К вопросам "духовности" в разные годы обращались психологи: Л.С. Выгодский, Л.Н. Леонтьев, И.В. Страхов, Б.М. Теплов.
Изучению всестороннего развития личности будущего учителя музыки, его духовных устремлений в процессе профессиональной подготовки посвящены исследования отечественных учёных — Л.Г. Арчажниковой, Л.В.Овчинникова, Л.А. Рапацкой, Н.А. Терентьева, И.Н. Немыкиной.[11, 170,198,234]
В ряде научных работ, посвященных духовной культуре личности, рассматриваются особенности музыкально-ценностного развития будущих учителей. В исследованиях А.В.Елисеевой, Л.П.Илларионовой, М.С.Толмашовой [82, 95, 236], и других выявляются характерные черты социокультурной ситуации, ее влияние на развитие духовных ценностей; Т.В. Лазорева, В.П. Матонис, В.В.Медушевский изучают формирование и развитие духовных ценностей в определённой музыкальной среде.[130, 141, 143]
В многочисленных работах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Т.Е.Вендрова и И.В.Пигарьевой, Д.Б. Кабалевского и других, рассматривается проблема развития духовных ценностей через призму музы-
кальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, композиция). [1,9, 10,55, 103]
Изучению духовной деятельности в контексте развития духовных ценностей личности посвящены исследования Б.В. Асафьева, В.Кандинского, А.Д.Косичева, Г.В.Платонова, В.Ц.Розанова, Н.З.Чавчавадзе, Н.Е.Щурковой, Т.П.Шевченко.[14, 106, 181, 203, 262, 275, 268]
Анализ проведённых в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития духовных ценностей студентов (В.В. Алеева и И.В. Кошмина, Н.А. Терентьева) показывает что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных методик, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения.[120, 234] Поэтому, как справедливо отмечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Конников, несмотря на широкий спектр методических разработок, педагогические вузы по-прежнему ориентируются на развитие отдельных компонентов духовной культуры студента (в основном внимание уделяется научному аспекту).
Н.А.Терентьева, М.С.Толмашова [236] считают, что одна из причин этого кроется в отсутствии теоретически разработанной и научно обоснованной технологии обеспечения развития духовных ценностей студентов и, прежде всего, средствами духовной музыки. Духовная музыка - сочинения «на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту» [155], несущие в себе ценностно-этические характеристики, в которых зафиксированы критерии социально-признанных ценностей.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований следует подчеркнуть, что в научных поисках ещё не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития духовных ценностей, тем более средства, применяемые нами (введение изучения духовной музыки в учебный материал) лишь в последнее десятилетие рекомендованы официально для изучения, как часть учебного репертуара.
При всей несомненной теоретической и практической значимости ис-
s следований следует подчеркнуть, что в них еще не накоплен достаточный материал, необходимый для решения проблемы развития духовных ценностей.
Таким образом, имеются противоречия между:
потребностями школы в опытных педагогах, обладающих сформированными духовными ценностями и недостаточным вниманием педагогических вузов к этой проблеме;
потребностями в методологическом обосновании процесса развития духовных ценностей личности и слабой теоретической разработанностью исследуемой проблемы;
отсутствием соответствующих технологий и важностью технологического обеспечения процесса развития духовных ценностей студентов.
Актуальность исследования определяется рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на педагога-профессионала, обладающего целым комплексом духовных ценностей, способного в своей педагогической деятельности формировать и развивать их (ценности) у учеников; потребность в разработке и внедрении технологии, обеспечивающей достижения высокого уровня ценностных ориентации студентов в период обучения в институте.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование теории и практики развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки.
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки»,
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.
Предметом исследования является процесс развития духовных ценностей студентов педагогических вузов посредством духовной музыки.
Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки.
Гипотеза — развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза будет более успешным, если:
они, являясь одним из приоритетных направлений высшего педагогического образования, интерпретируются с аксиологических позиций и задействуют духовную музыку как одно из основных средств выработки значимых правил профессионального поведения;
обоснована специфика духовных ценностей студентов в контексте личностно-ориентированного образования, уровень развития которых достигается в результате объединения умений профессионально-направленного характера (приобретать знания, самостоятельно применять их на практике, вносить элементы новизны в свою педагогическую деятельность);
разработанная технология направлена на гармонизацию учебно-воспитательного процесса в решении общих и частных задач профессионального становления студента, главной из которых является духовное обогащение будущего учителя;
обоснованы уровни развития духовных ценностей студента и методика их диагностики в соответствии с его иерархией ценностных ориентации в образовательной и будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи;
проанализировать сущность и содержание духовных ценностей, определить понятие «развитие духовных ценностей студентов»;
определить возможности духовной музыки, ее роль в формировании духовных ценностей молодежи;
обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития духовных ценностей посредством духовной музыки;
определить критерии и уровни развития духовных ценностей студентов педагогического вуза;
Теоретико-методологической основой исследования являются:
положения отечественной философии о сущности духовности (Н.А.Бердяев, Н.А.Лосский, Вл.Соловьев, И.А.Ильин, П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, В.Г.Федотова, В.В.Селиванов);
концептуальные идеи духовно-ценностных отношений
(В.П. Тугаринов, Л.Н.Столович, В.Н.Щердаков, Б.И.Додонов,
А.Г.Здравомыслов, Г.В.Платонов, А.Д.Косичев);
теория высшего педагогического образования (О.А.Абдулина, Ю.К.Бабанский, В.И.Андреев, Б.С.Гершунский, Л.Г.Вяткин, В.В.Краевский, В.А.Сластенин);
концепция развития духовных ценностей (Е.Барабаш,
В.В.Боброва, В.В.Весолова, Л.П.Илларионова, Т.Г.Исламшена,
Ц.А.Караковский, Е.В.Квятковский, В.А.Захарчук, Е.В.Есликова);
теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдул-лин, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Цы-пин, В.Н.Шацкая);
концептуальные идеи христианского подхода к педагогическому процессу (Н.Н.Баркова, И.А.Гарднер, В.В.Зеньковский, Т.П.Гурина);
теория разработки педагогических систем и технологий (В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, М.В.Кларин, Г.К.Селевко).
В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической, религиозной литературы по проблеме развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки и обобщения собственного педагогического опыта; системно-структурный анализ фундаменталь-
II ных понятий; анализ учебных программ, рабочих планов, методических пособий; формирование выводов. Опытно-экспериментальная работа включала: опросы, анкетирования, тестирование; педагогическое моделирование технологии развития духовных ценностей; статистическую обработку материалов эксперимента.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на научный терминологический аппарат, использованием теоретических и экспериментальных методов соответствующих целям, задачам, предмету исследования; логически выдержанной структурой эксперимента исследования; всесторонним качественным и количественным анализом полученных данных; опорой на двадцатилетний опыт работы в качестве преподавателя дирижер-ско-хоровых дисциплин в вузе; результатами внедрения исследования в практику работы образовательных учреждений Саратовского региона.
Экспериментальной базой исследования явился музыкальный факультет педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1994 по 2002 годы.
На первом этапе (1994-1998) определялось состояние разработанности проблемы в науке и практике, осуществлялось изучение, анализ и обобщение теоретического материала по теме исследования. На основе полученной информации создавался банк данных, что позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, обосновать теоретическую модель технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки. При этом использовались методы, как теоретического анализа, так и эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов.
На втором этапе (1999-2001) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению авторской технологии развития духовных ценностей студентов. Были выявлены уровни развития духовных ценностей.
На третьем этапе (2001-2002) проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретически углублены представления о сущности исследуемого понятия, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, характеризующий развитие духовных ценностей студентов посредством духовной музыки как процесс, ведущий к накопления личностных достижений на основе принятия системы общечеловеческих ценностей.
Панорамно представлен исторический аспект проблемы становления духовной музыки, которая в силу особенностей социокультурной ситуации приобретает особое значение сегодня в развитии духовных ценностей студентов.
Научно обоснована и разработана технология развития духовных ценностей студентов средствами духовной музыки (на материале учебных дисциплин стандарта образования на музыкально-педагогическом факультете).
Обоснован критериально-диагностический аппарат определения уровней развития духовных ценностей студентов.
Экспериментально исследован процесс включения студентов в последовательные этапы работы, развивающие их духовные ценности на основе системы обобщенных знаний о духовной музыке, ее использования в педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку теории формирования ценностных ориентации студентов, проблемы профессионально-личностного становления будущих специалистов, методов и средств развития их духовных ценностей. Совокупность полученных в исследовании результатов содержит решение научной проблемы -развитие духовных ценностей посредством духовной музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
апробирована технология развития духовных ценностей студентов средствами духовной музыки, комплекс методик по определению уровней развития духовных ценностей;
представлена авторская программа «Развитие духовных ценностей студентов средствами духовной музыки», которая включена как специальный курс в программу музыкально-педагогического факультета;
материалы исследования используются преподавателями вузов, школ г.Саратова, в практике работы Саратовского институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
разработанная технология позволяет не только эффективно развивать духовные ценности студентов, но и способствует повышению профессионально-педагогической направленности будущих учителей;
результаты предлагаемого исследования имеют практическую значимость при разработке учебных программ, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций для учителей. На защиту выносятся следующие положения;
Авторское определение сущности развития духовных ценностей студентов предполагает устойчивую, духовно-волевую готовность к оптимальной саморегуляции поведения, необратимые качественные и структурные преобразования, способность личности к накапливанию изменений, самосозидание на основе высших гуманистических ценностей. Содержательная сторона процесса развития духовных ценностей заключается в единстве и взаимосвязи информационно-репродуктивного, мотивационного, моделирующего, действенно-практического, творческого периодов.
Технология развития духовных ценностей студентов, в основе которой лежит идея целенаправленного порождения в их внутреннем мире новых ценностных образований, представлена совокупностью способов и приемов, охватывающих исследуемый процесс от постановки цели до анализа его результатов.
3. Критериально-диагностический аппарат определения уровней развития духовных ценностей студентов, позволяющий проследить динамику их духовного роста на различных этапах становления будущего учителя, включает каучно-обоснопанные показатели и многообразные методы диагностики.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходило на базе музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского, Саратовского и Вольского педагогических колледжей, Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, теории и методики музыкального образования педагогического института СГУ, на межрегиональной научной конференции «Проблемы девальвации ценностей общества и системы образования» (Волгоград, 1995), межвузовской научно-практической конференции «Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества» (Саратов, 1999) всероссийских научных конференциях по музейной педагогики (Саратов, 1996, 1997, 1999), областной научно-практической конференции «Христианство и образование» (Саратов, 2000).
На основе результатов исследования подготовлены методические рекомендации, разработан спецкурс «Развитие духовных ценностей студентов средствами духовной музыки». Материалы исследования использованы при чтении лекций, проведении практических занятий и семинаров, в ходе руководства педагогической практикой студентов и дипломными работами. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значения, содержатся в авторских публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения» двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Структура работы определилась задачами исследования, их логиче ской связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
Определение сущности понятия «духовные ценности»
Как показывает анализ литературы духовные, ценности явились предметом исследования различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, поэтому определение их сущности возможно только на междисциплинарном уровне.
Перед тем как перейти к педагогическому аспекту данной проблемы духовных ценностей студентов необходимо рассмотреть трактовку понятий "духовность", "духовные ценности" в философии, психологии и социологии.
Философский поиск представляет "духовность как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступное ни животным, ни моделирующим действия человека машинам11 [246].
Понятие "духовность", как указывают философы (С Л.Франк, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв, П.Флоренский, П.В.Симонов, П.Ш.Ершов, Ю.П.Вяземский, В.П.Федотова, З.В.Фомина и другие) непосредственно связано с понятием "духа", которое генетически производно от понятия "душа", но сущностно отлично от него. [250, 98, 221, 247, 248, 244, 249] Дух есть сущность духовного, так же, как духовное - сущность душевного. В самом общем смысле душа— принцип жизни. В христианской догматике "Душа" и "Дух" различаются как личностное и надличностное начала. "Дух" - совокупность и сосредоточение всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности для воздействия на неё и, в конце концов, для её преобразования, усовершенствования. "Дух" не есть только простая совокупность функций сознания, что делало бы пассивным орудием, но он - активная действующая сила человека. "Душа" — понятие, выражавшее исторически изменившиеся воззрения на психику человека и животных, в религии и идеалистической философии, а также в психологии — это особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало. Понятие "духовность" и "душевность" близки по своему значению, но вместе с тем не тождественны. Под "душевным" следует понимать сиюминутные устремления человека. "Духовность" же, как качественная характеристика сознания, - это попытка личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью.
С позиций социологии духовность определяется как специальное качество человеческой психики, характеризующееся системой возвышенных потребностей индивида, его самореализации на основе высших социальных ценностей.
В психологическом аспекте "духовность" обозначает индивидуально выраженную систему мотивов личности в двух фундаментальных потребностях: идеалистической потребности познания и социальной потребности жить и действовать "для других". Духовность - это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности.
Рассмотрим подробнее каждый из представленных аспектов проблемы. Философская мысль предполагает, что человек обладает неистребимой потребностью к расширению рамок индивидуального существования, то есть к бесконечному. Духовность понимается "как обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу — одухотвориться" (Р.Г. Апросян, А.А. Гусейнов) [73]. Реализовать такой способ бытия можно лишь через жизнь духа. "Духовность — идеальная форма инобытия социального, особый социокультурный способ аккумулировать достижения исторического развития и результаты многообразия человеческого опыта" (В.П. Зинченко) [93]. Определенный Образ бытия духовности определяется как совокупность конкретных норм и ценностей, которые составляют смысл жизни, как отдельного человека, так и человечества в целом, связывая поколения в культурном и историческом пространстве.
Наличие конкретных духовных норм и ценностей, несомненно, выражено в практической деятельности индивида, посредством которой субъект осуществляет в себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. (В.П.Зинченко).
В современных исследованиях разработаны два взаимодополняющих типа духовности человека - сакрально-религиозный и научный (светский). Первый тип означает признание высшего идеального начала — Бога: "Христианство есть духовность... Духовность есть преображение всего человека Духом Божиим. Вы не по плоти живете, а по духу, если Дух Божий живет в Вас" [92]. В религиозном понимании понятию "духовность" противопоставляется понятие "грех". Истребляя в себе Любовь и Добро к Богу, человек разрушает в себе основы духовности, совершает грехопадение. Сам человек за свои мысли и дела отвечает согласно религиозной духовности, только перед Богом, который всё видит и знает.
Духовная музыка как средство развития духовных ценностей
Высшая педагогическая школа России представляет собой вполне сложившуюся систему образования. За последние годы наметилась устойчивая тенденция роста численности студентов и выпускников по специальностям педагогического профиля. Тем не менее, в подготовке педагогических кадров происходят существенные изменения.
Каждый учитель обучает и воспитывает учеников средствами своей дисциплины, через познание истории развития, особенностей и закономерностей, свойственной только этому предмету. Следовательно, фундаментальность предметной составляющей должна быть правилом при подготовке учителя.
Важнейшим условием становления личности будущего учителя является его духовное развитие, то есть не что иное, как система высших потребностей, интересов, ценностных ориентации человека, в которых выражено его отношение к миру и самому себе. Вот почему актуальным среди всех существующих подходов становится выдвижение на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно не только обеспечить усвоение профессиональных знаний и умений студента, но и развить его ценностное сознание.
Аксиология, как философская теория природы ценностей, обнаружения ценностей, а так же их связи между собой и социально-культурными факторами общественного бытия, особым образом проявляется в духовной музыке.
Музыкальные художественные произведения несут в себе ценностные этические характеристики, включенные в само понятие реальности. Духовную музыку можно отнести к культурно-историческим ценностям, так как каждая исторически конкретная эпоха может рассматриваться с точки зрения той системы ценностей, которая исполняет роль определенного уровня социальных регулятивов. В духовной музыке зафиксированы те критерии социально признанного, на основе которых развертывается более конкретное и специализированное проявление ценностей.
В современных условиях образовательного процесса мы предлагаем в учебном плане новый цикл ценностных взаимоотношений между преподавателем и студентом, студенческим хором и слушателями, студентами-практикантами и их учениками в школе, который базируется на изучении духовной музыки.
Духовная музыка, в основе которой - высшие ценности человеческого бытия, выдержавшая испытание временем, ныне представлена в программах педагогического вуза, в которых предусматривается её исполнение студенческими хорами, использование в материалах педагогической практики, написания на данную тему курсовых и дипломных работ. Благодаря духовной музыке студенты обогащаются новым ценностным выбором, что влияет на их ценностную ориентацию, как в педагогической деятельности, так и в жизненных ситуациях.
Таким образом, в ходе обучения студентов, будущих учителей, единовременно реализуются гуманистические и профессиональные функции педагогического образования. В условиях демократизации происходит не только возрастание роли каждой из функций, но их органическое совпадение.
Сегодня аксиология, психология и педагогика сосредотачивают внимание на формирование и развитие ценностного отношения к миру как основной задаче образования, так как общечеловеческие и профессиональные установки формируются на основе широкого спектра всех духовных отношений личности. Аксиологический подход к педагогическому образованию требует существенного изменения его содержания и способов организации педагогического процесса в вузе, в основу которых могут быть положены принципы, предлагаемые Н.Н. Никитиной [164]; принцип единства личности и профессионального развития учителя, который означает, что формирование духовных отношений личности, её ценностного сознания и самосознания приоритетны по сравнению с вооружением студентов определенной суммой профессиональных знаний и умений. Следовательно, начинать педагогический процесс надо с общекультурной подготовки студента; принципы интеграции философского, психологического, педагогического знания в единую духовную антропологию, предполагает ориентацию на сознание будущего учителя своей высокой миссии и призвания, осмысления ценности человеческого бытия и личности каждого конкретного ребенка. Будущий учитель обязан не только понимать и осознавать их взаимосвязь, но и обрести методологическую базу для построения собственной философии образования; принципы комплементарности (дополнительности) и компаративно-сти при отборе различных философских, педагогических и психологических идей, концепций, теорий. Анализируя определить в них тождественное (общее) и различное (особое); принципы избыточной ценностной информации, без погружения в которую не возможен диалог между читателем и автором, в процессе которого рождаются собственные идеи и взгляды, возникает ценностное отношение к жизненным и педагогическим явлениям; принцип единства сознания и деятельности определяет специфику процесса формирования ценностного сознания и ориентации личности. Педагогические идеи становятся для учителя своими только тогда, когда он в практической деятельности обнаруживает и осознает их значимость и ценность. Решение данной проблемы видится в максимальной направленности процесса обучения на решение конкретных практических задач, обеспечивающих соединение в сознании будущего учителя и принятие им не только ценностей-целей (педагогических идей), но ценностей-средств (способ их реализации).
Анализ и результаты констатирующего этапа эксперимента
1. Проведение констатирующей диагностики уровней развития духовных ценностей студентов музыкально-педагогического факультета.
На первом констатирующем этапе эксперимента использовались такие методы исследования, как изучение учебной документации (методических разработок уроков, дневников наблюдений практикантов), анализ письменных работ (аннотаций и рефератов по дирижерско-хоровым дисциплинам), анализ педагогической деятельности студента, анкетирование, которые позволили определить различия в уровнях развития духовных ценностей студентов, структурное содержание данных уровней развития.
Анализ развития духовных ценностей проводился по специальной разработанной программе, основу которой составляют личностные характеристики индивида, приведенные в исследованиях О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, К.П.Португалова.[9, 10, 11, 188] Исследования развития духовных ценностей проводилось по следующим направлениям, отражающим результативную сторону технологии: - система ценностных ориентации - сформулированность умений ориентироваться в потоке получаемой информации, отличить истинные ценности от мнимых; - уровень обобщения — показатель, характеризующий мыслительную деятельность, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; - объективность самооценки - умения объективно оценивать качества своей личности, проявляя при этом самокритичность в отношении собственного духовно-нравственного развития; - эмоциональная отзывчивость - как качество личности, предполагающей богатство, глубину, целостность чувств, облагораживающий внутренний мир человека.
Проведение целенаправленного предварительного наблюдения и анкетирования позволило выявить начальные данные о развитии ДЦ студентов. 2. Создания определенных условий для экспериментальной работы, что выразилось в специальном подборе объектов для экспериментальной работы и группы, занимающиеся в обычном режиме, в результате чего были созданы экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) (по 25 человек в каждой в пединституте и аналогично в консерватории) на основе полученных и обработанных данных анкетирования студентов и экспериментальной группы. Анкетирование (диагностические картограммы) было направлено на выявление уровней развития духовных ценностей личности студента.
В процессе исследования было организовано две серии анкетных опросов, получено и обработано в общей сложности более 300 анкет. На основе полученных данных были составлены таблицы, дающие представления об исходном уровне развития духовных ценностей студентов, а в дальнейшем о процессе развития названных ценностей в течение обучающего эксперимента. 3. Проведение систематической регистрации основных результатов этапов процесса развития духовных ценностей студентов посредством констатирующих срезов и рейтинга, которые позволили определить изменения уровней развития духовных ценностей в целом на всех этапах эксперимента исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского, были задействованы в эксперименте (участие в педагогической практике) МОУ 62, 37, 67, гимназии 1 в период с 1996 по 2002 учебные годы и состояло из 3-х периодов. 1 период - констатирующий (3 курс обучения) проходил в процессе педагогической практики студентов в 1996-1998 учебном году; 2 период - апробации и внедрение технологии развития духовных ценностей студентов (4 курс) на занятиях хорового практикума и в спецкурсе "Развития духовных ценностей средствами духовной музыки" в 1999-2001 учебном году; 3 период - заключительный (5 курс обучения) в процессе прохождения студентами учебно-воспитательной практики в 2001-2002 уебном го ДУ В эксперименте принимали участие, 200 студентов. Нами из них представлены только две группы (одна - контрольная, другая - экспериментальная), так как во всех остальных группах наблюдались одинаковые тенденции в развитии духовных ценностей. Студенты были распределены в контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ), причем, участники КГ обучались по действующей программе, а в ЭГ - в соответствии со специально разработанной технологией. В каждую группу вошло по 25 человек с приблизительно равным уровнем развития духовных ценностей.
В первый период, констатирующий, ставилась задача: дать характеристику студентов, участвующих в эксперименте с целью определения у них исходного уровня духовных ценностей, выяснения их отношения к необходимости организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит духовное развитие, разработка соответствующей обучающей технологии.
Число участников составило, как и на последующих этапах, 70 человек - 50 студентов с привлечением 20 опытных преподавателей-методистов музыкально-педагогического факультета и учителей музыки базовых школ, которые работали по составленному экспериментальному плану.
На этом этапе было проведено анкетирование, вопросы которого соответствуют технологии развития духовных ценностей. Анкета представлена на стр. 88. Кроме того, констатирующий этап предполагал проведения ещё 2-х анкет, с целью определения коэффициента наличия аксиологических устремлений на уроках музыки. Вопросы анкет даны на стр. 96.
Формирующий этап эксперимента, анализ его результатов
Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили необходимость развития духовных ценностей студентов в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете, а так же дали возможность перейти к следующему формирующему этапу экспериментальной работы, на котором была осуществлена реализация технологии развития духовных ценностей студентов с экспериментальной группой. На формирующем этапе эксперимента необходимо было решить следующие задачи: - апробировать технологию развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки; - проверить действенность и надежность критериев уровней развития духовных ценностей. В соответствии с целями на данном этапе эксперимента для реализации технологии развития духовных ценностей студентов педвуза была составлена программа, включающая последовательные этапы: 1-й этап - информационно-репродуктивная стадия предусматривает целенаправленное развитие духовных ценностей на уровне определения, целеполагающей мотивации, освоение сущности духовных ценностей. Осуществление данного этапа проходило на лекционном материале спецкурса «Развитие духовных ценностей средствами духовной музыки». 2-й этап - мотивационная стадия включает наблюдение, восприятие, осознание студентами действий школьников в различных ситуациях, а также усвоение соответствующих образцов поведения, которые закрепляются в сознании в виде готовых стандартов духовных ценностей средствами духовной музыки. Результаты данного периода анализировались при следующей документации студента-практиканта: - методические разработки уроков; - разработки внеклассных мероприятий; - педагогических дневников. 3-й этап - репродуктив но- м одел ирующая стадия развития духовных ценностей. На этом этапе осуществляется «проживание» студентом отношений во взаимодействия с реальной действительностью, «вочеловечивание» протекающей жизни, окружающих предметов и свершающихся событий. Происходило осмысление самим субъектом содержания и форм проявления ценностно-ориентированной деятельности, На этом этапе происходит трансформация теоретических знаний а практическую деятельность. Занятия проводились на семинарских занятиях спецкурса. 4-й этап - дей ствен но-практичес кая стадия развития духовных ценностей. На этом этапе осуществлялось осознание студентом себя как лидера определенной группы, который в духовном и нравственном отношении стоит выше своих сокурсников. Впервые ощущая себя дирижером (управляющим), неся на себе бремя духовных ценностей, студент должен стремиться передать их группе. Занятия проводились на хоровом практикуме. 5-й этап - творческая стадия предусматривает стремление к развитию духовных ценностей на осознанном уровне участника процесса - композитор -исполнитель - слушатель. Занятия проводились на заключительных уроках педагогической практики. Рассмотрим подробно каждый из этапов формирующего эксперимента. Первый этап работы предусматривает актуализацию первого и второго компонентов технологии, а именно, отбор преподавателем и усвоение студентами учебного материала, обеспечивающего осознанное целеполагание и мотивацию развития духовных ценностей, а также систему теоретических знаний, сущности, задач, содержания и методов развития средствами духовной музыки. Для этого студенты включаются в информационную деятельность через традиционные и нетрадиционные формы обучения. На формирующем этапе нашей технологии было предусмотрено чтение лекций по авторскому спецкурсу «Развитие духовных ценностей средствами духовной музыки», который обеспечивал включенность студентов в деятельность по изучению теоретического материала развития духовных ценностей. Данный спецкурс раскрывает специфику и особенности духовных ценностей, уточняется сущность и отличительные признаки духовных ценностей, объясняется технология организации методов, форм и средств технологии, рекомендации на предстоящую педагогическую практику. Представим тематический план спецкурса «Развитие духовных ценностей средствами духовной музыки».asd При изложении первой темы были даны определения понятий «ценности», «духовной ценности», компоненты духовных ценностей, показаны методы и формы освоения ценностей. Вторая тема данного спецкурса была направлена на изучение понятий «духовность», «душевность», тождественность и различность этих качеств. Понятие духовность в светском и сакральном значениях высвечиваются новыми гранями в человеке благодаря взаимодействию с миром искусств. Непреложность развития духовного облика студента средствами духовной культуры, специфическое художественно-эстетическое мировоззрение, личностная трактовка художественного образа, развитие творческой инициативы, активизация фантазии, воображение будущих педагогов - действенные механизмы воздействия на становление духовных ценностей молодого человека. Содержание третьей темы предусматривало раскрытие значения духовной музыки православной культуры России, где первостепенное значение принадлежит не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними, ощущению прекрасного, которое они рождают, тому отзвуку в душе которое они вызывают. В данной лекции предусматривалось раскрытие значения хорового пения для развития духовных ценностей студентов: 1. Хоровая музыка самый доступный вид музыкальной деятельности, где в соборных качествах не скрыт человек, а расцвечивается всеми творческими гранями. 2. Хоровая музыка древнейшая историческая традиция коллективного исполнительства в нашей стране, где осознание ответственности за дело ставит личность поющего над индивидуальным. 3. Параллельное развитие духовного пения и народной песни, когда одними и теми же людьми создавалась хоровая музыка (безымянная на ранних стадиях и композиторская в дальнейшем), внося элемент светской и сакральной духовности в разные виды творчества. 4. Духовная музыка являясь носителем многообразия чувственного и духовного мира включает в себя основные человеческие ценности: доброта, терпимость, благородство, уважение к старшим и многое другое.