Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Авдеева Татьяна Ивановна

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин
<
Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдеева Татьяна Ивановна. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Авдеева Татьяна Ивановна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2009.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1121

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки формирования духовно-эстетических ценностей студентов технического вуза 13

1.1. Духовно-эстетическая ценность как категория современной науки ... 13

1.2. Общее состояние культурологической подготовки студентов технических вузов России 70

1.3. Педагогические условия формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза 103

Глава II. Содержание и методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза при освоении культурологических дисциплин 120

2.1. Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза 120

2.2. Цель, задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы 135

Заключение 164

Библиография 165

Приложение 183

Введение к работе

Актуальность исследования. С уровнем духовно-эстетического развития личности и общества в целом, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты, закономерно связан прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, в том числе — в областях связанных с развитием промышленного производства. Иными словами, формирование духовно-эстетических ценностей у будущих инженеров - студентов технического вуза — условие эффективного развития личности формирующегося специалиста, что вполне соответствует целям, которые поставлены перед российским образованием со стороны ведущих стратегических документов федерального уровня (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»).

Как известно, задача духовно-эстетического воспитания всегда стояла в качестве одной из ведущих задач отечественного образования. Однако этой проблеме стали уделять все меньше внимания. Так, руководство многих вузов отказалось от института кураторства, а профессорско-преподавательский состав поставлен в условия осуществления лишь учебной работы, при этом оставляя воспитательную работу вне поля своей деятельности, в том числе работу по духовно-эстетическому воспитанию.

В настоящее время, как показывает анализ учебно-воспитательной работы в технических вузах, преподаватели культурологии в большинстве случаев не учитывают техническую специфику вуза, а содержание гуманитарных дисциплин профессионально не ориентируют с учетом профиля и будущей деятельности выпускника. Поэтому перед современной высшей школой технического профиля стоят задачи реанимирования положительных аспектов воспитательной работы со студентами, повышения уровня их духовно-эстетической культуры, которая, в свою очередь, характеризуется степенью приобщения молодых людей к высшим духовно-

нравственным традициям России, к отечественной духовной культуре как способу передачи от поколения к поколению духовно-эстетических и нравственных ценностей.

Следует подчеркнуть, что именно в русской художественной культуре накоплены огромные эстетические богатства высокодуховного предназначения во всех видах искусства, способные привносить в жизнь людей радость общения, эстетическое наслаждение, истину, добро и красоту. Поэтому важнейшим средством приобщения студентов к духовно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыки и архитектуры.

Не отрицая необходимости освоения великих гуманистических традиций зарубежных культур, мы убеждены, что в современном техническом вузе России следует, прежде всего, обратиться к русскому культурному наследию.

Актуальность диссертационного исследования определяется противоречием между потребностью духовно-эстетического и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений на основе отечественных культурных традиций и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях России, соответствующие уровню современной культурологической науки.

Выявленное противоречие позволяет констатировать особую актуальность педагогических исследований научной проблемы, суть которой сводится к тому, чтобы изучить теоретические и методические основы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения русской художественной культуры.

Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и ее важная практическая значимость определили тему настоящей работы:

«Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин».

Цель диссертационной работы изучение теоретических и методических основ формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин и проверка их эффективности в ходе опытно-экспериментального исследования.

Объект исследования - культурологическая подготовка студентов в техническом вузе.

Предмет исследованияформирование у студентов технического вуза духовно-эстетических ценностей в процессе освоения русской художественной культуры.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического -вуза в процессе культурологической подготовки будет более эффективным при следующих педагогических условиях:

разработке и включение в содержание культурологической
подготовки спецкурса «Русская художественная культура»

структурировании учебного материала спецкурса вокруг основных духовно-эстетических проблем русской художественной культуры; выделение доминантных сквозных тем, способствующих формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза;

включении студентов в творческую деятельность, основанную на активном восприятии художественных произведений в контексте духовно-эстетических традиций России;

формировании активности восприятия, которое зависит от
ценностных установок;

применении специальных методов обучения (выявление духовно-
эстетических ценностей эпохи, анализ духовно-эстетической позиции автора,

ассоциативного соотнесения художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и др.), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать и охарактеризовать аксиологические теории,
сформулировать понятие «духовно-эстетическая ценность», в контексте задач
культурологической подготовки студентов технического вуза.

2. Разработать целостную систему формирования духовно-эстетических
ценностей у студентов технического вуза, включающую курс
«Культурология» и спецкурс «Русская художественная культура».

3. Разработать методы, способствующие наиболее эффективному
формированию духовно-эстетических ценностей у студентов технического
вуза на занятиях по спецкурсу «Русская художественная культура».

4. Разработать программу формирования духовно-эстетических
ценностей у будущих инженеров и проверить ее эффективность в ходе,
опытно-экспериментального исследования в условиях, аудиторной и
самостоятельной работы студентов технического вуза.

При определении духовно-эстетических ценностей мы исходили из того, что наработано и сформулировали основные понятия.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает.

Эстетические ценности - это особый класс ценностей, характеризующийся значимыми для субъекта объектами с точки зрения меры организованности и упорядоченности, ориентированными на непосредственное, „ чувственно-духовное, бескорыстное восприятие, направленное на познание и оценку содержательной формы, структуры.

Духовно-эстетическая ценность - это духовный капитал личности,
включающий работу мысли и чувства, созданные человечеством образцы
ценностных идеалов, высших заповедей любви, красоты, добра. I

Методологическую основу исследования составили:

концепции отечественных философов (К.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский,-В.С. Соловьев, Л.Н. Столович, А.С. Хомяков и др.), посвященные рассмотрению ценностей, имеющих значение для всех видов искусства;

исследования по культурологии и эстетике (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Борев, М.С. Каган, И.В. Кондаков, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, и др.), в которых раскрываются вопросы воспитательной направленности искусства;

труды по аксиологии (П.П. Гайденко, Б.Т. Григорян, А.В. Гулыга, Ю.Н. Давыдов, М.С. Каган, М.А. Киссель, Л.Н. Коган, Ю. А. Лукин, Т.Б. Любимова, И.С. Нарский и др.), в которых раскрывается природа ценностей и представлена их классификация;

- психолого-педагогические работы ((Э.Ю. Абдуллин, О.А. Апраскина,
Л.Г. Арчажникова, С.Н. Глазачев, А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Д.Б.
Кобалевский, B.C. Кузин, А.Н. Малюков, В.А. Разумный, Э.И. Сокольникова,
Б.М. Теплов, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Э.А. Шиянов, И.С.
Якиманская), раскрывающие проблемы формирования духовно-эстетических
ценностей;

- труды и учебники по русской художественной культуре (Н.А.
Горяева, Г.Е. Гуров, В.П. Журавлев, Т.В. Ильина, Т.С. Комарова, Е.А.
Конькова, Б.М. Неменский, Т.Д. Полозова, Л.А. Рапацкая, Л.Г. Савенкова,
Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Н.И. Яковкина и др.), раскрывающие
способы передачи духовно-эстетических ценностей и всего культурного
наследия.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании использованы следующие методы:

— изучение и анализ литературы: культурологической, аксиологической,
психолого-педагогической, методической, действующих учебных программ
по художественной культуре;

анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

теоретическое моделирование;

— педагогический эксперимент, включающий качественный и
количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составило Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» (филиал в городе Орехово-Зуево, Московской области).

Организация опытно-экспериментальной работы и этапы исследования.

Первый этап (2005 2006) ~ изучение и анализ культурологической, аксиологической и психолого-педагогической литературы; определение объекта, предмета, гипотезы, целей и задач исследования; проведение констатирующего эксперимента по выявлению духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Второй этап (2006 — 2007)проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения, направленных на формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Третий этап (2007— 2008) — подведение итогов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Проанализированы и охарактеризованы аксиологические теории в контексте задач культурологической подготовки студентов технического вуза;

  1. разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Русская художественная культура» для студентов технического вуза, доказана целесообразность осуществлять формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза, используя русское культурное наследие;

  2. раскрыты особенности освоения духовно-эстетических ценностей студентами технического вуза художественных произведений на стадии «художественного последствия»;

  3. обоснована роль ценностных установок для активизации творческой духовно-эстетической деятельности студентов;

  4. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия (структурирование учебного материала вокруг духовно-эстетических ценностей, воплощенных в произведениях русского искусства; специально организованного восприятия художественных произведений, в процессе которого активизируется оценочная деятельность студентов, их творческая активность, способность к самореализации и самоанализу);

6. подобран комплекс специальных методов обучения (метод
выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, метод анализа духовно-
эстетической позиции автора и др.), обеспечивающих формирование
духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза при
освоении русской художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования. Внесены дополнения в определение категории «духовно-эстетическая ценность» с позиции культурологического образования студентов: знания о духовно-эстетическом потенциале художественной культуры; умения избирательно относиться к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимость; опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий студентам ориентироваться как в эстетических проблемах искусства, так и окружающей жизни.

Получило подтверждение, выдвинутое в диссертации теоретическое положение о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению актуальных воспитательных задач, и более широко — профессионально-личностному становлению специалиста технического профиля, важными факторами, которого являются духовность, эстетика, высокие нравственные качества: любовь к Отечеству, доброта, терпение, подчинение личных интересов общественным.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами спецкурс «Русская художественная культура» и комплекс методов его освоения способствует формированию духовно-эстетических ценностей у студентов, дает возможность педагогам значительно повысить уровень духовно-эстетического развития студентов, а студентам повысить уровень компетентности в профессиональной деятельности.

Достоверность и объективность результатов исследования. Научные положения и выводы диссертации основываются на фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов, адекватных задачам исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на научно-практических конференциях (Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования высшего заочного образования» (Москва, 2007); Международная научно-практическая конференция «Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем» (Севастополь, 2007); Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы текстильной промышленности» (Москва, 2008)). О результатах исследования докладывалось на заседании кафедры музыкальных инструментов Московского государственного

гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, а также нашли отражение в публикациях [1; 2; 87; 88; 89; 90; 91; 92].

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская художественная культура - носитель высоких духовно-
эстетических ценностей - рассматривается нами как важнейший компонент
содержания культурологической подготовки студентов технических вузов
России, в процессе которой воспитываются патриотизм, гуманизм,
нравственное чувство сопричастности к отечественной истории и культуре
предшествующих поколений, чувство единения с природой, поэтика
природы, поэтика художественного творчества.

2. Духовно-эстетические ценности студентов представляют собой личностное
качество, составляющими которого в условиях освоения спецкурса «Русская
художественная культура» являются:

а) знания и представления о духовно-эстетических ценностях русского
искусства;

б) умения избирательно относиться к художественным образам,
понимать их в соответствии с духовно-эстетическими ценностями;

в) опыт творческой оценочной деятельности, позволяющей выявлять в
художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их
современную духовно-эстетическую ценность.

3. Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического
вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура»
осуществляется при следующих педагогических условиях:

а) структурировании учебного материала вокруг категорий,
отражающих духовно-эстетические ценности русского художественного
наследия;

б) специально организованного художественного восприятия на основе
духовно-эстетических ценностей, с помощью которых активизируются

способности студентов к творческой самореализации и духовно-эстетическому самоанализу.

4. Эффективность формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» зависит от применения традиционных и специальных методов обучения (выявления духовно-эстетических ценностей эпохи, анализа духовно-эстетической позиции автора художественного произведения, ассоциативного соотнесения художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей и др.), актуализирующих духовно-эстетические ценности произведений искусства, а через них — проблемы окружающей жизни.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (263 источника) и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования; дан анализ современного состояния проблемы; рассматриваются основные характеристики научного аппарата: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования; определены его теоретические и методологические основы; раскрыты организация и этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация и внедрение результатов исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки формирования духовно-эстетических ценностей у студентов в условиях культурологической подготовки. Вторая глава посвящена разработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное формирование духовно-эстетических ценностей при освоении спецкурса «Русская художественная культура», а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования. В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы.

Духовно-эстетическая ценность как категория современной науки

В настоящем разделе нами рассмотрены исходные категории гуманитарной науки, положенные в основу настоящей работы. Необходимость подобного анализа вызвана тем, что степень сформированное духовно-эстетических ценностей личности зависит от взаимосвязи культурологических и педагогических факторов. Подчеркнем, что творческий потенциал студента, формируемый в процессе обучения, становится механизмом дальнейшего продуктивного развития его творческих способностей, влияет на становление ценностного отношения к будущей профессии.

Обратимся к категориям науки в контексте формирования духовно-эстетических ценностей. Данные категории, на наш взгляд, могут быть раскрыты в нескольких аспектах. Во-первых, необходимо проанализировать историю и современное состояние категории «ценность». Во-вторых, обосновать положение духовности в ценностном отношении. В-третьих, исследовать вопрос об эстетической природе ценностей.

Рассмотрим эти положения последовательно. Анализ литературы показал, что в гуманитарных науках можно выделить несколько подходов для определения понятия «ценность».

В философии понятие «ценность» рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты). Несмотря на то, что суждения о различных видах ценностей о благе, добре, красоте, святости и т.п. - встречаются у классиков античной философии, у теологов средневековья, у ренессансных мыслителей, у философов Нового времени, обобщающего представления о ценности как таковой и, соответственно, о закономерностях ее проявления в каких-либо конкретных формах не было до середины XIX века.

Лишь в конце Х1Х-начале XX в. сформировалось философское учение и собственно наука о ценностях и их природе, которая называется аксиологией (от греч. axios - ценность и logos — учение). В научный обиход это понятие было введено французским ученым П. Лони в 1902 году.

Прежде чем сложиться в современном виде, теория о ценностях прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. Рассмотрим последовательно основные этапы в развитии аксиологической мысли, выделив положения имеющие отношение к категории «ценность».

В античной философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие [3; 10; 38; 72; 78; 118; 212; 226 С. 91-93; 247; 250]. Античные философы по-разному подходили к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона [167], высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов (Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт), все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля [8], который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относится человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, «ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям». В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер [4; 5; 26; 143].

Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма [29; 36; 119; 120; 132; 145; 146; 154 С. 350; 192; 193; 194; 210]. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяет и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей [16; 17; 18; 33; 40; 51; 52; 54; 59; 60; 73; 74; 75; 76; 79; 93; 138; 154;165; 191; 220; 228]. Поэтому единая теория ценностей не сложилась и в XVII—XVIII вв., ибо представления о красоте, добре, справедливости, социальном прогрессе оставались периферийными для того типа сознания, доминантой которого стало вместо религиозной веры познание природы и которое должно было опираться на силу человеческого разума, на вытеснявшее мистику научное мышление. Только в середине XVIII в. стала осознаваться рационалистически-сциентистская ориентация культуры, и начались поиски альтернативного взгляда на человека, его духовный мир, его связи с другими людьми и природой.

Впервые понятие «ценность» в узком, специальном смысле употребил немецкий философ И. Кант [107]. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности - это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Г. Гегель [44] так же уделяет особое внимание разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Вторые - связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».

Основатель натуралистического психологизма Дж. Дьюи [117 С. 160] рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связан с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения, любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Один из основателей Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд под ценностью понимает не объективную реальность, а идеальное бытие [39]. Ценности он рассматривает как независимые от человеческих желаний: добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Наука, правопорядок, искусство, религия рассматриваются как ценности (блага) культуры, без которых человечество не может существовать. Таким образом, ценность по В. Виндельбанду - это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще, т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект». Кроме того, он рассматривает ценности и как нормы, которые не зависят от человека, образуют общую основу конкретных ценностей и культуры. Таким образом, В. Виндельбанд приходит к выводу, что ценности управляют не только нравственными действиями, но и лежат в основе теоретической и эстетической деятельности.

Общее состояние культурологической подготовки студентов технических вузов России

Курс «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного значения федерального блока государственного образовательного стандарта второго поколения высшего образования Российской Федерации. Изучение курса дает возможность студентам познать основные процессы и закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, установить взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, выявить общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрыть историю, особенности современной цивилизации, так и перспективы ее культурного развития.

Министерством образования Российской Федерации 3 июля 2000 г. утверждена примерная программа дисциплины «Культурология». Она составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. Однако между ними есть противоречия, и весьма существенные. Новый государственный стандарт по культурологии делает акцент на анализ понятийного аппарата культурологии, а примерная программа дисциплины «Культурология» - на историческую культурологию, особенно отечественную. Очевидно, что при разработке рабочих программ по дисциплине «Культурология» необходим синтез государственного стандарта и примерной программы, утвержденной Министерством образования РФ. Главное же состоит в понимании того, что и стандарт, и примерная программа задают фактический материал. Излагать же его можно с точки зрения разных парадигм.

Так, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2000 года позволяет преодолеть имевшуюся до сих пор известную однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке специалистов естественнонаучного и технического профиля. В нем говорится: «Благодаря реализации изложенной концепции государственных стандартов будет ... создана такая структура образования, которая поможет готовить специалистов, ориентированных на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих». Именно с этой целью в основные профессиональные образовательные программы подготовки специалистов негуманитарного профиля предусмотрено включение цикла культурологических дисциплин.

В настоящее время в ряде вузов созданы кафедры культурологии (чаще истории и культурологии). Главной составляющей в работе кафедр является организация и проведение учебного процесса. Что касается организации учебного процесса, то следует отметить, что дисциплина «Культурология», как правило, преподается на первом курсе в течение года. Предмет «Культурология» был введен в учебный план большинства вузов в 1997-1998 учебном году для студентов всех специальностей.

В Государственном Образовательном Учреждении Высшего Профессионального Образования «Российском Заочном Институте Текстильной и Легкой Промышленности» (далее ГОУ ВПО «РосЗИТЛП») кафедра истории и культурологии разработала учебную программу курса «Культурология» [121].

Цель преподавания дисциплины «Культурология» для студентов технического вуза заключается в формировании у будущих специалистов (инженеров) научного представления об основных принципах культуры, человеческой цивилизации, умения эффективно и достоверно применять данные знания в повседневной жизни, вырабатывать свою гражданскую позицию и аргументировано отстаивать ее, осознавать основные положения и ценности личности, индивида, цивилизации и науки. Курс «Культурология» направлен на повышение уровня и качества подготовки выпускников технического вуза в гуманитарной части, получение, дополнение и систематизацию знаний по культурно-цивилизационной сфере общественных отношений.

Основными задачами курса являются: - дать студентам научные знания о месте и роли культурологии в системе гуманитарного знания, сформировать представления об основных современных культурологических школах, направлениях, теориях; - научить понимать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; - знать исторические и региональные типы культур, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, достижения культуры в XX веке; - понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация»; - рассмотреть взгляды на место культуры в социуме; - рассмотреть историко-культурный материал, исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие; - раскрыть студентам историю культуры мировой цивилизации, место и роль России в системе мировой культуры. В ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» на прочтение курса «Культурология» студентам отводится 26 лекционных часов, 12 семинарских часов. А также выполнение контрольной работы, написание реферата и самостоятельная работа студентов.

Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза

Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения спецкурса «Русская художественная культура» предполагает использование силы воздействия различных видов искусств в их взаимосвязи на личность студента, формирование его эстетических и идейно-нравственных убеждений, составляющих основу жизненной позиции. Путь к достижению выдвинутой цели лежит через правильную организацию занятий, направленных на приобщение к духовно-эстетическим ценностям и нравственному опыту, запечатленному в памятниках русской художественной культуры. Это предполагает развитие художественного восприятия студентов, их заинтересованности в общении с высоким искусством, и, самое существенное - активности в обсуждении духовно-эстетических проблем.

Организация общения студентов технического вуза с произведениями русской литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра требует применения специальных методов обучения, направленных на формирование духовно-эстетических ценностей.

Известно, что содержание и методы преподавания любой гуманитарной дисциплины ориентированны во многом на изучение социальных отношений и закономерностей. Так, ни история, ни общественно-философские дисциплины не могут в полной мере удовлетворить потребности студента в формировании духовно-эстетических ценностей, носящих сугубо личностный характер. Только на основе личного опыта, духовного, эмоционального, нравственного, отождествляя себя с героями художественных произведений, сопереживая им, эмоционально реагируя на художественный образ, студент может сформировать в себе соответствующие психологические установки, нравственные ориентиры и ценности.

Так, отечественный культуролог Ю.М. Лотман в своих трудах утверждал, что собственная жизненная практика отдельного человека ограничена в пространстве и историческом времени и в силу этой ограниченности не может в достаточной мере удовлетворять его духовные запросы. При этом существует важнейший путь формирования духовного мира человека - постижение образов искусства, через которые личность может реализовать жажду познания жизни, человеческих отношений, тайн природы и самого бытия. Иначе говоря, произведение искусства несет в себе именно тот необходимый .материал, в котором наиболее остро нуждается студент, тот идейно-нравственный духовный потенциал, который стимулирует работу ума и сердца, готовит студента к самостоятельной жизни.

При соответствии организации и применения необходимых методов обучения спецкурс «Русская художественная культура» предполагает вполне конкретный путь реализации воспитательной цели - формирование духовно-эстетических ценностей через постижение художественных образов, созданных русскими мастерами, - поэтами, живописцами, драматургами и композиторами. Принцип историзма, лежащий в основе изучения спецкурса, делает возможность провести студентов теми нелегкими тропами, которыми шли наши соотечественники в поисках высшего смысла жизни, идеалов добра и справедливости.

Интегративное содержание данной дисциплины позволяет студентам стать соучастниками тех сложных процессов, в результате которых рождались самые разные художественные картины мира - древнерусская (XI-XVII вв.), классициская (XVIII в.), реалистическая (XIX-XX вв.), романтическая (XIX в.) и др. Студенты начинают видеть сквозь призму образов разных видов искусств ту духовно-эстетическую цель, которую преследовали мастера, создавая то или иное художественное произведение.

Разрабатывая содержание занятий, оперируя теми или иными методами работы со студентами технического вуза, невольно задаешься вопросом: какие этапы развития русской художественной культуры наиболее близки им? Думается, что учащемуся, пытающемуся найти духовные «точки опоры» в жизни, безусловно, должны быть близки произведения художественной культуры Древней Руси: иконопись Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, песнопения Федора Христианина, архитектурные образы древнего Новгорода, летописные сочинения Епифания Премудрого, поведавшего о житии преподобного Сергия Радонежского - великого русского святого.

Не менее интересными могут быть и сочинения авторов, творящих в эпоху Просвещения. Искусство XVIII в. удивительно созвучно поискам рациональных жизненных решений; оно противопоставляет себя идеалам аскетичного средневековья, но вместе с тем вовсе не порывает с высокой христианской нравственностью. Достаточно взглянуть в лица, изображенные на портретах художников-классицистов Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, в скульптурах Ф. Шубина, чтобы убедиться, насколько сильны в искусстве России XVIII в. идеалы добра, красоты, честного служения Отечеству, гражданственности. Произведения искусства века Просвещения утверждают в качестве высших духовно-эстетических ценностей патриотизм, верность долгу, гуманизм.

Думается, что искусство XIX в. является еще более сильным средством формирования духовно-эстетических ценностей. В русской классике, будь то музыка или живопись, в полной мере звучит голос совести, сострадания, взывающий к уму и сердцу соотечественников, говорящий о бесконечно мучительных поисках правды, жажде справедливости. Призывы к борьбе с социальным злом, столь характерные для середины XIX в., сменились в русской художественной культуре глубоким пониманием самооценки человеческой личности, в душе которой ведется вечная борьба добра и зла.

Таким образом, содержание программы спецкурса «Русская художественная культура» создает все предпосылки для формирования духовно-эстетических ценностей. Огромный духовный потенциал русского искусства и богатый материал, представленный в указанном курсе, открывают перед студентами технического вуза все возможности для освоения высоких духовно-эстетических ценностей, выработанных отечественной культурой в ходе ее исторического развития. Следовательно, методы преподавания «Русской художественной культуры» должны быть адекватными поставленной цели и способствовать воздействию образного строя произведения искусства на внутренний мир студентов.

Цель, задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы

Теоретический анализ проблемы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза на занятиях русской художественной культуры привел нас к необходимости организации и проведению опытно-экспериментальной работы, цель которой - изучение становления и развития художественных впечатлений и формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза.

Для измерения результатов обучения студентов технического вуза были выбраны следующие критерии: 1) знания и представления о высоком ценностном потенциале русского искусства; 2) умения избирательно относиться к художественным образам, понимать их в соответствии с системой духовно-эстетических ценностей; 3) опыт творческой оценочной деятельности, позволяющий выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-эстетическую значимость.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях учебного процесса в период 2005-2008 гг. на базе ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» (филиал в г. Орехово-Зуево, Московской области). Основной эксперимент включал в себя два этапа, реализующих цели и задачи в определенной последовательности. Первый - констатирующий, второй -формирующий. Результаты экспериментов заносились в таблицы, которые наглядно отражают формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза на занятиях по русской художественной культуре. Опытно-экспериментальное обучение студентов технического вуза осуществлялось в естественной обстановке, не нарушая логики и хода учебного процесса и не требуя дополнительного учебного времени. В эксперименте принимали участие студенты первого и второго курсов электромеханического факультета, факультета менеджмента текстильных технологий , факультета экономики и управления ( всего более 500 человек).

Первый этап исследования (констатирующий эксперимент) был посвящен анализу духовно-эстетических ценностей студентов, специфике их направленности, оценке состояния общей художественной культуры студентов.

Цель констатирующего эксперимента - выявить исходный уровень духовно-эстетических ценностей, а также выяснить факторы, влияющие на их формирование. В задачи констатирующего эксперимента входило: 1. Анализ содержания различных программ по русской художественной культуре, учебно-методической литературы. 2. Анализ духовно-эстетических ценностей студентов технического вуза на начальном этапе (т.е. исходный уровень знаний студентов). 3. Изучение духовно-эстетических ценностей, бытующих в среде современных студентов технического вуза (т.е. существующие предпочтения у студентов). В процессе экспериментального исследования на данном этапе мы использовали следующие методы: - анкетирование; - тестирование; - наблюдение; - беседы со студентами технического вуза и педагогами с целью получения информации о состоянии духовно-эстетических ценностей у студентов, направленности и степени развития их художественных впечатлений.

Наблюдения за студентами 1-2 курсов технического вуза убедило нас в том, что сложившееся в нашей стране техническое образование не способствует становлению личности, ориентированной на восприятие духовно-эстетических ценностей. Большинство студентов не обладает сформировавшимся запасом духовно-эстетических ценностей.

В целях подтверждения этих выводов нами было проведено специальное анкетирование студентов технического вуза, которое было направленно на выяснение основного вопроса: каковы знания студентов в области теории и истории художественной культуры. Материалом для анкетирования служили произведения литературы, изобразительного искусства и театра, относящиеся к различным историческим эпохам (от древности до наших дней).

Вопросы, включенные в тесты №1 (в тестировании участвовало 160 человек) и №2 (в тестировании участвовало 158 человек), предполагали ответы, основанные на знании теории и истории художественной культуры, авторов конкретных художественных произведений и, наоборот, художественные произведения конкретных авторов (см. Приложение II тест №1 и тест №2).

Для оценки исходного состояния духовно-эстетических ценностей студентов технического вуза полученная информация была разбита на четыре уровня показателей: первый («низкий»), характеризуется низким уровнем знаний в области теории и истории художественной культуры (три и менее правильных ответов); второй («ниже среднего») - четырех - шесть правильных ответов; третий («средний») уровень - семь - девять правильных ответов; четвертый («высокий») — десять и более правильных ответов. Соответственно этой градации уровень духовно-эстетических ценностей оценивается в два, три, четыре и пять баллов.

Похожие диссертации на Формирование духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза в процессе освоения культурологических дисциплин