Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза как актуальная педагогическая проблема 12
1.1. Теоретико-методологические основы формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза 12
1.2. Этические ценности студентов в подготовке будущего учителя 24
1.3. Специфика образовательного пространства педагогического вуза в формировании этических ценностей будущего учителя 45
Выводы по первой главе 64
Глава 2. Формирование этических ценностей студентов в образовательной практике педагогического вуза 66
2.1. Диагностика уровней сформированности этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза 66
2.2. Опыт формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза 75
2.3. Этические ситуации как средство формирования этических ценностей в образовательном пространстве педагогического вуза 100
Выводы по второй главе 122
Заключение 124
Библиографический список 126
Приложения 149
- Теоретико-методологические основы формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
- Этические ценности студентов в подготовке будущего учителя
- Диагностика уровней сформированности этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
- Опыт формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Ценности, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны бытия, носят общечеловеческий и общенациональный характер. Однако, фиксируется расхождение между официально провозглашенными ценностями и идеалами с реальностью. В современном обществе имеет место притупление нравственных чувств у молодежи, особенно в студенческой среде, и как следствие этого - одиночество, неверие, пессимизм, нечеткие жизненные ориентиры, этические установки.
Исходя из стратегии развития России, повышаются требования к высшей школе как социальному институту, формирующему компетентностного специалиста, способного быть транслятором этических ценностей в молодежной среде.
Общие проблемы этики в ее различных аспектах отражены в трудах М. Аврелия, С.Ф. Анисимова, Р.Г. Апресяна, Л.П. Буевой, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, И. Канта, И.С. Кона, М.В. Ломоносова, М. Монтеня, Г.Л. Парсонса, Платона, К.Р. Поппера, А.Н. Радищева, А.В. Разина, Б. Спинозы и др.
О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Д.М. Гришин, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др. выделяли этические категории в нравственном просвещении молодежи.
Ряд исходных методологических вопросов, связанных с этической подго товкой будущего учителя, поставлен СИ. Архангельским, В.П. Беспалько, Т.С. Буториной, Е.Ю. Васильевой, В.Б. Ежеленко, А.Г. Козловой,
Т.В. Лодкиной, В.А. Сластениным, В.А. Ситаровым, И.Ф. Сюбаровой, Н.Е. Щурковой и др.
Формирование ценностей в студенческой среде исследовали Е.А. Байер, В.А. Беляева, З.А. Демченко, Р.В. Картушов, Л.А. Коробейникова,
Т.В. Лодкина, В.А. Макарова, В.М. Пустовалов, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов и др.
Изучение этической проблематики в условиях вуза освещено В.И. Андреевым, Е.П. Белозерцевым, В.Г. Ивановым, В.Т. Лисовским, Н.В. Рыбаковой, В.П. Тугариновым и др. Союз этики и педагогики в воспитании личности представлен Я.Г. Якубсоном.
Анализ теоретической литературы по проблеме и современное состояние реальной практики позволили выявить основные противоречия между: изменяющимся отношением к ценностям в современном обществе, их девальвацией и потребностями общества в устоявшихся традиционных ценностях; растущими требованиями общества к уровню сформированности этических ценностей личности будущих учителей и отсутствием опыта формирования в образовательном пространстве вуза; необходимостью формирования этических ценностей у будущих педагогов и недостаточной разработанностью теоретического и научно-методического обеспечения формирования этических ценностей в образовательном пространстве вуза.
Данные противоречия обусловили выбор темы исследования и позволили сформулировать его проблему: при каких педагогических условиях эффективно осуществляется формирование этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза?
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Объект исследования: формирование этических ценностей студентов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Гипотеза исследования. Формирование этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза будет эффективным, если: доминантой содержания учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности является этический компонент подготовки студентов; мотивационное обеспечение совместной деятельности преподавателей и студентов по приобщению к здоровому образу жизни ориентировано на нравственный идеал; этические ситуации выступают как ведущее средство формирования этических ценностей студентов при активном рефлексивном воздействии педагога на их эмоционально-чувственную сферу; - поэтапное формирование этических ценностей будущих специалистов предполагает вариативность личностно-ориентированных креативных техноло гий в диалоговом режиме.
В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
Раскрыть теоретико-методологические основы формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Рассмотреть сущностные характеристики понятия «этические ценности».
Разработать модель формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Выявить педагогические условия эффективного формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Методологическую основу исследования определяют положения о ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личности (О.С. Анисимов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); трактовка человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (А.Г. Асмолов, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.); аксиологический (Н.А. Бердяев, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.); системный (Б.Г. Ананьев, П.А. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.А. Ганзен, Ф.Ф. Королев, Б.Т. Лихачев, Т.В. Лодкина, В.А. Сластёнин, Л.Ф. Спирин и др.); личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий,
Д.Б. Эльконин); культурологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Т.С. Буторина, А.Г. Козлова, Н.Б. Крылова, Т.В. Лодкина, А.А. Реан, B.C. Швырев и др.) и компетентностный (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, A.M. Новиков, A.M. Павлова, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской, П.М. Эрдниев, И.С. Якиманская и др.) подходы.
Теоретической основой исследования являются теория ценностей (А.В. Архангельский, С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, С.Г. Дробницкий, В.А. Блюмкин, Г.Н. Гусейнов, И.Т. Фролов и др.); теория мотивов и потребностей личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.); идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.), где нравственно-этический компонент - важнейшая сторона деятельности человека; концепции современного высшего образования (В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, В.Т. Лисовский, В.А. Сластёнин и др.); когнитивно-эволюционная концепция (Л. Кольберг).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта, моделирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, анализ документации, наблюдение, беседа, ранжирование, обработка экспериментальных данных, сравнение и обобщение); математической статистики (многомерные методы статистического анализа данных).
База исследования: ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет», НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса.
Этапы исследования:
Первый этап (2001-2003гг.) - изучение литературы и определение общей методологии исследования, цели, задач и гипотезы.
Второй этап (2004-2006 гг.) - диагностика сформированности этических ценностей студентов; проведение опытно-экспериментальной работы, в ходе
7 которой проверялась и корректировалась модель формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Третий этап (2007-2009 гг.) - обработка, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; внедрение результатов исследования в практику и литературное оформление диссертации.
Основные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что разработаны концептуальные основы формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза, определены уровни сформированности этических ценностей студентов, выявлены педагогические условия формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Уточнены сущностные характеристики понятия «этические ценности». В содержание педагогического образования включены этические ситуации, способствующие формированию этических ценностей.
Научная новизна исследования состоит в следующем: - теоретически обоснована и апробирована модель поэтапного формиро вания этических ценностей студентов в образовательном пространстве педаго гического вуза, где ресурсами выступают содержание учебно-воспитательного процесса, формы организации внеучебной деятельности студентов; - определены критерии (потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный), показатели (ценностные ориентации; эмоциональ но-чувственная сфера; волевые качества будущего педагога; общекультурная компетентность; интеллигентность; здоровый образ жизни; самостоятельность; самореализация; этические знания) сформированности этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза; - выявлены и экспериментально доказаны педагогические условия, обес печивающие эффективность процесса формирования этических ценностей сту дентов: доминантой содержания учебно-воспитательного процесса и внеучеб ной деятельности является этический компонент подготовки студентов; моти- вационное обеспечение совместной деятельности преподавателей и студентов
8 по приобщению к здоровому образу жизни ориентировано на нравственный идеал; этические ситуации выступают как ведущее средство формирования этических ценностей студентов при активном рефлексивном воздействии педагога на их эмоционально-чувственную сферу; поэтапное формирование этических ценностей будущих специалистов предполагает вариативность личностно-ориентированных креативных технологий в диалоговом режиме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет этической составляющей личностно-ориентированное образование.
Теория педагогики обогащается современным знанием о: концептуальных основах формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза; уточнении понятия «этические ценности»; сущности и структуре этических ценностей; уровнях сформированности этических ценностей; - специфике образовательного пространства педагогического вуза, на правленного на формирование этических ценностей будущего учителя.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: расширено в рамках национально-регионального компонента содержание курса «Педагогическая этика»; представлены авторские программы курсов «Педагогическая этика», «Формирование этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза» для студентов педагогических вузов, аспирантов и соискателей; содержание педагогического образования дополнено этическими ситуациями, составленных автором, которые способствуют формированию этических ценностей; разработан и внедрен в образовательный процесс ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» спецкурс «Формирование этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза», к которому прилагается пакет ситуаций этического содержания; - материалы исследования могут быть использованы студентами при подготовке выпускных квалификационных и курсовых работ; в научной дея тельности аспирантов и соискателей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, его методологической базе; апробацией исследовательских методик и корректностью их применения; подтверждается данными опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
Этические ценности представляют собой упорядоченные поведенческие стандарты и эталоны, являющиеся результатом развития культурной традиции, присущей данному сообществу, регулирующие мотивацию и действия личности, направленные на удовлетворение универсальных человеческих потребностей и дающие представление о нравственном идеале.
Модель формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза включает в себя три взаимосвязанных блока: теоретико-методологический, психолого-педагогический, технологический. Данная модель базовая, так как ориентируется на массовый отечественный опыт, интегрирует в себе поэтапное формирование этических ценностей студентов и основана на триединстве целей: стратегическая (формирование профессионально-педагогической направленности); тактическая (формирование этических ценностей в становлении педагогической позиции); - оперативная (интеграция в образовательном пространстве вуза всех общеобразовательных и специальных дисциплин, внеучебной деятельности в формировании этических ценностей).
3. Ведущее средство формирования этических ценностей студентов в об разовательном пространстве педагогического вуза - разнообразные этические ситуации, при решении которых в процессе смыслостроительства студенты проявляют свойства субъекта и результат их разрешения определяет морально-
10 нравственный выбор, отбор ценностного содержания педагогического образования происходит на основе личностно-деятельностного подхода.
4. Эффективность формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза обеспечивается следующими педагогическими условиями: доминантой содержания учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности является этический компонент подготовки студентов; мотивационным обеспечением совместной деятельности преподавателей и студентов по приобщению к здоровому образу жизни ориентировано на нравственный идеал; этические ситуации выступают как ведущее средство формирования этических ценностей студентов при активном рефлексивном воздействии педагога на их эмоционально-чувственную сферу; поэтапное формирование этических ценностей будущих специалистов предполагает вариативность личностно-ориентированных креативных технологий в диалоговом режиме.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их публикации в печати; выступлений на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях: IV международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2007); V международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2008); XI научная конференция аспирантов и докторантов МосГУ в рамках IV Международной научной конференции «Высшее образование для , XXI века» (Москва, 2007); «Перспективы развития гуманитарных наук XXI века: теория и практика» (Владимир, 2007); «Добровольчество. Молодежь. Общество» (Москва, 2007); международная научно-практическая конференция «Ле-денцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование» (Вологда, 2009); «Философия и практика ненасилия» (Санкт-Петербург, 2005); «Вузовская наука - региону» IV, V Всероссийские научно-технические конференции (Вологда, 2006; 2007); «Взаимодействие науки, образования, экономики и права - фундамент подготовки конкурентноспособного специалиста» (Вологда, 2005); научно-практическая конференция молодых ученых Северо-Запада РФ «Исследова- тельская культура: теория и практика» (Вологда, 2005); VI межрегиональная научно-практическая конференция «Современный бизнес: актуальные проблемы экономики, организации и управления» (Вологда, 2006); 2-я научно-практическая конференция молодых ученых Северо-Запада РФ «Исследовательская культура: теория и практика» (Вологда, 2006); III конференция молодых ученых Северо-Запада РФ «Исследовательская культура: проблемы терми-новедения» (Вологда, 2008); Северо-Западный образовательный консорциум «Молодые исследователи в сфере педагогики» (Санкт-Петербург, 2006); «Профессиональное становление специалиста в вузе» (Москва-Вологда, 2004); на областных: «Актуальные проблемы современной педагогики» (Москва, 2004); научно-практическая конференция, посвященная 25-летию факультета физической культуры (Вологда, 2004); ежегодная сессия аспирантов и молодых ученых (Вологда, 2007) и других конференциях.
В семинарах международных, российских и региональных уровней: «Развитие культуры предпринимательства специалистов торгово-экономического профиля» Россия-Великобритания (Вологда, 2005); «Дидактика высшей школы: современные технологии» (Вологда, 2006); «Методика духовно-нравственного воспитания и преподавания в общеобразовательной и воскресной школе» (Вологда, 2006); «Ценностное отношение молодого преподавателя вуза к профессионально-педагогической деятельности в условиях изменяющейся России» (Архангельск, 2006); «XI Дмитриевские чтения» (Вологда, 2007), а также обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ; кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ; кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ; кафедры педагогики, психологии и профессионального образования Вологодского института бизнеса. Материалы исследования включены в образовательный процесс в Вологодском государственном педагогическом университете и Вологодском институте бизнеса.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретико-методологические основы формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации", принятой на Всероссийском совещании работников образования в Москве от 14-15 января 2000 года подчеркивается необходимость "привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, воспитывать в обучающихся духовность и нравственность" [38, с. 3].
Основой содержания реформ в национальной доктрине образования должно стать развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий. Высшей школе принадлежит ведущая роль в любой социальной реформе как центру образования и науки, подготовки кадров высшей квалификации.
Мотивационно-ценностный и целевой компоненты профессиональной деятельности, от которых зависят все остальные, остаются невостребованными. Все сущностные силы учителя должны быть гармонично задействованы при решающей роли духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления.
Следовательно, ценностное сознание учителя включает в себя и самосознание, без которого невозможны его самосовершенствование, творческий рост. Ценностное сознание и самосознание становится стимулом к действию, оформляясь и закрепляясь в ценностных ориентациях учителя. Необходимо уделять особое внимание формированию этических ценностей при подготовке будущих педагогов. Данный процесс исследуем с позиций аксиологического, системного, гуманистического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов.
Аксиологический подход рассматривает человека как высшую ценность общества, воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, поэтому необходимо формировать, прежде всего, этические ценности студентов [29; 50; 81; 89; 103].
В рамках аксиологического подхода ценности освещаются с точки зрения потребностей и интересов людей с целью последующих предметно - преобразующих действий О.С. Анисимовым, А.Г. Асмоловым, Е.Н. Ильиным и другими. Ценностное отношение в деятельности и поведении было предметом изу чения в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Э. Фромма и других. В них дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются механизмы их формирования и присвоения ценностей. Большое значение для понимания их действия и взаимодействия в деятельности имеют работы Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, В.А. Сластёнина и других. Вопросами взаимодействия ценностей и оценок занимались В.А. Блюмкин, Г.Н. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.Т. Фролов и другие. Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, З.И. Васильева, А.В. Кирьякова определили ориентацию на ценности как сложный многоступенчатый социально-педагогический процесс формирования общественно-значимых ценностей и норм, гарантирующий право каждого человека на свободный выбор собственного пути овладения образцами и нормами поведения, деятельности и отношений, и как интегральное личностное качество, в состав которого входят когнитивно-оценочный, эмоционально-мотивационный, рефлексивно деятельностный компоненты.
Проблема включения ценностей в содержание образования и их использование стала особенно актуальной на современном этапе (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, В. Оконь, И.М. Осмоловская и другие). Опыт эмоционально 14 ценностного отношения к миру предполагает воздействие на эмоциональную сферу студентов, формирование мотивации, системы ценностей личности. При этом содержание базового образования определяется как минимальный инвариант, необходимый и достаточный для всех студентов.
Теориям ценностей посвящены работы современных авторов Н.Н. Андреевой, С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, В.Т. Лисовского, Т.В. Лодкинои, Л.Г. Новиковой, М.Н. Руткевича, В.А. Ядова и других. Исследования ценностей проводятся на двух уровнях анализа: - на уровне личности (индивидуальных различий); - на уровне культуры (различий в социальной культуре).
Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта [94].
Вклад в основание теории ценностей внесли зарубежные ученые: Ф. Адлер, Г.У. Олпорт, У. Каттон, К. Клакхон, Г.Д. Лассвелл, Ч. Моррис, Т. Парсонс, Д. Рисмен, М. Рокич, Л.Л. Терстоун, П.Е. Верной и другие. Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича. В его теории под ценностями понимается вид убеждений (beliefs), имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться [246].
Ряд педагогических исследований по проблемам формирования ценностей будущих учителей опирается на классификацию М. Рокича, включающую в себя терминальные и инструментальные ценности (Б.С. Круглов, И.Ф. Фролов, Т.И. Юферов, Е.Ф. Ященко).
В 60-х годах ХХ-го века в отечественной философии получает активное развитие аксиология — учение о ценностях, о формах ценностного освоения человеком мира. Активную роль в развитии аксиологии сыграли такие ученые как В.П. Тугаринов, В.Ф. Сержантов, О.Г. Дробницкий, В.А. Василенко, А.Т. Москаленко, А.А. Ивин, В.Я. Ельмеев, Г.П. Выжлецов, В.Н. Сагатовский, и другие. А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантов указывали, что представление о системах ценностей будет неадекватным, если не учитывать, что ее «существенный компонент образуют материальные ценности», принимающие «вид орудий и средств потребления» (А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов, 1984) [201, с. 16].
Аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В подготовке будущего учителя именно студент является высшей ценностью. Формирование этических ценностей студентов в образовательном процессе вуза должно рассматриваться как система.
В воспитательной политике образовательного учреждения важен системный подход, суть которого в формировании целостного взгляда на мир. Сама целостность раскрывается как сложная организованность исследуемых объектов с их внутренней активностью и детерминизмом П.К. Анохиным, В.Г.Афанасьевым, И.В. Блаубергом [11; 15; 28], в психологии -Б.Г. Ананьевым, М. Вертгеймером, Л.С. Выготским, В.А. Ганзеном, В.Н. Карандашевым [6; 42; 48; 53; 93] и др., в педагогике - Ф.Ф. Королевым, Б.Т. Лихачевым, Т.В. Лодкиной, В.А. Сластениным, Ю.Г. Сокольниковым, Л.Ф. Спириным [99; 114; 122; 178; 190; 193] и другими.
Этические ценности студентов в подготовке будущего учителя
Духовная сфера жизни общества - одно из важнейших проявлений бытия человека, направленная на внутренний его мир, позиционирование в его сознании идей, формирование взглядов и ценностей через различные социальные институты. Важной составляющей этих процессов являются «этические ценности».
В русле диссертационного исследования возникла необходимость выяснить смысловое содержание термина «этические ценности». Энциклопедический словарь дает следующее определение: «...понятие «этический», от которого происходит «этика», образовано на основе слова «этос», обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Оно выделяло тот особый срез человеческой реаль ности (индивидуальные качества, соотнесенные с привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. По аналогии с термином «этический» и для его точного перевода было образовано слово «моральный» (moralis); он говорит о моральной философии. От прилагательного возникло существительное «мораль». ... Вопрос о предмете этики не имеет однозначного, бесспорного решения: как философская наука этика в значительной мере сама определяет свой предмет - отсюда многообразие и инди-видуализированность этических систем» [240, с, 573-581].
Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп. Она служит ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, определяет пути достижения целей, формирует моральное сознание человека.
С этой точки зрения А.И. Шемшурина рассматривает следующие аспекты нравственных ценностей: аксиологический — обращение личности к высшим духовным ценностям; гносеологический — включение личности в процесс познания высших ценностей; когнитивный — познание личностью через призму высших ценностей самой себя, своих возможностей; ориентационный — выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе; результативный — механизм становления структуры человеческого Я [230].
Формирование этических ценностей студентов построено на осмыслении и реализации данных аспектов в педагогическом ключе, когда содержание и методика этического воспитания студентов объединены целенаправленной логикой включения человека в процесс осознания и переживания общечеловеческих нравственных ценностей в качестве важнейших потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров.
Ценности - это представления о том, что жизненно важно для человека, группы, класса, общества в целом. Ценности сомнению не подвергаются (в отличие от знаний, которые требуют проверки); они служат эталоном, идеалом для всех людей. Ценности — это то, что связывает, объединяет людей в сообществе. Различают ценности культуры, социальные и общечеловеческие» [107].
С.Ф. Анисимов утверждает, что «...ценность, — есть положительное значение. А значение вообще - любое качество ценностного отношения, состоящее в способности (или отсутствии) удовлетворить какую-либо потребность действующего субъекта этого отношения. Значимость - количественная мера этой способности, то есть значения» [9, с. 64].
Так, по мнению Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю., ценность -идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества [97, с. 382].
Разные точки зрения ученых дают возможность судить о многогранности свойств, неоднозначности употребления термина «ценности». Считаем более объективным взгляд В.Н. Кунициной, где просматривается анализ мотивов и поступков отдельной личности, раскрывающий с позиции теории деятельности как содержательную, так операционную и социально-регулятивную стороны дефиниции [105, с. 256-264].
Многие ценности, представленные в общественном сознании, непосредственно относятся к системе отношений, необходимых для воспроизводства социальных норм. Например, в ценностях современного общества защищаются нормы, гарантирующие основные права и свободы граждан. Без ценностей невозможно раскрыть смысл многих нравственных добродетелей (трудолюбие, мужество, щедрость, великодушие и другие). В разъяснении добродетелей обязательно производятся суждения, связанные с утверждением некоторых ценностей (ценностного приоритета выживаемости рода, или, наоборот, ценности индивидуальной жизни, ценности труда как способа поддержания жизни и развития самого человека и так далее).
Ценность - это идеал, цель, а мотив - внутреннее, личностное побуждение к достижению этой цели [47, с. П.]. Ш. Шварцем и У. Билски были разработаны теоретические обоснования природы, функций ценностей, их взаимосвязей в структуре личности. Ценности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоотношение). Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Ш. Шварцем и У. Билски, включает пять формальных признаков: 1) ценности - это понятия или убеждения; 2) имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению; 3) превосходящие специфические ситуации; 4) управляющие выбором или оценкой поведения и событий; 5) упорядоченные по относительной важности. Помимо формальных признаков был выделен содержательный признак: мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение универсальных человеческих потребностей: 1) потребностей индивидов как биологических организмов; 2) потребностей в координировании социального взаимодействия; 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски на две большие группы: 1) ценности, выражающие интересы индивида Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция; 2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность. Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы.
Общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье), внут-ригрупповые (политические, религиозные), индивидуальные, личностные. Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни.
Диагностика уровней сформированности этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
Опытно-экспериментальная работа по формированию этических ценностей студентов осуществлялась в ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет». Участие в исследовании принимали 400 человек: 200 человек на факультетах физико-математическом, социальной работы и психологии ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»; на экономическом факультете НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса; на гуманитарном факультете ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет». В экспериментальную группу вошли 200 студентов факультета физической культуры Вологодского государственного педагогического университета.
В процессе опытно-экспериментальной работы была поставлена цель: апробировать разработанную модель на практике и выявить педагогические условия формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе - констатирующем - проводилась диагностика формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Второй этап — формирующий - включал проектирование и реализацию в педагогическом процессе условий формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Третий этап - аналитико-обобщающий - был посвящен анализу полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов и обобщению опыта формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Методом анкетирования выяснялось отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию; к негативным привьикам; к здоровому образу жизни; общественной активности; формам проведения свободного времени и досуга; степени материальной обеспеченности и удовлетворенности жизнью. Анкеты (см. Приложения 1, 2) составлялись с учетом необходимости наиболее полного выяснения интересующих вопросов, сведя к минимуму элементы субъективности в ходе исследования. Перед началом анкетирования проводился инструктаж, сообщались цели и задачи исследования. В ответах студентов нас интересовало их представление об этических ценностях, понимают ли они сущность данного понятия и его значение для успешной профессиональной самореализации.
Данные анкетного опроса показали, что имеют представление о понятии этические ценности 14% (ЭГ) и 21% (КГ) студентов, недостаточно понимают 24% (ЭГ) и 18% (КГ); затрудняются ответить более 60% в той и другой группах. Таким образом, мы видим, что в обеих группах большинство студентов имеют затруднения, только одна треть понимают его суть.
Интересно содержание, которое вкладывают студенты в эту категорию "важные качества для человека" (Александр И.), "правильное поведение" (Сергей Ш.), "ценности, характеризующие поведение человека в обществе" (Наталия А), "ценности, которые присущи благодаря воспитанию человека в семье, образу его жизни" (Николай К.). Из этого следует, что часть студентов имеет представление об этических ценностях, но не осознает их значение.
Изучение удовлетворенности жизнью студентов (см. Приложение 3. Анкета 3) показало, что студенты контрольной группы в большей степени не удовлетворены своей жизнью - 36%, в экспериментальной группе этот показатель в 6 раз меньше.
Вопрос о характере использования свободного времени выявил, что стал нормой активно - развлекательный характер досуга (см. таблицу 6).
Преобладающий жанр художественного чтения - детективы, фантастика, любовь. Тема искусства, поэзии, истории молодежь мало интересует. Удовлетворены тем, как проводят свое свободное время студенты - 60% (ЭГ), 62% (КГ); не удовлетворены - 40% (ЭГ), 38% (КГ).
Эти данные дают основание утверждать, что в свободное время студенты, как контрольной, так и экспериментальной групп, мало интересуются историей, искусством, учебой и не задумываются о своей духовно-нравственной сфере. Студенты практически не читают художественную литературу. Большинство из них предпочитают приятно проводить время с друзьями на дискотеках, в барах, хотя они не удовлетворены своим времяпрепровождением.
Нами рассмотрено отношение студентов к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам). Полученные данные показывают, что отношение студентов к курению отрицательное лишь 56% (ЭГ) и 48% (КГ), а остальные курят, либо пробовали.
Результаты опроса показывают, что среди студентов отрицательно относятся к курению 66%, к употреблению алкоголя 26%, а употребляли однократно наркотики из любопытства 22%.
Для более детального определения отношения студенческой молодежи к наркотикам была использована анкета В.И. Андреева, включающая в себя 36 вопросов (см. Приложение 3. Анкета 3). В результате анкетирования мы выявили, что отношение студентов контрольной и экспериментальной групп к употреблению наркотиков в целом отрицательное, хотя в обеих группах есть студенты, употреблявшие наркотики. 30% студентов всерьез задумываются о проблеме наркотиков, однако они получают мало информации о наркотиках от специалистов. Эти данные подтверждают исследования Ю.Р. Вишневского, Л.Н. Ворониной, А.Я. Пучкова в Уральском государственном техническом университете (г. Екатеринбург) [46] и И.Н. Гуревич, Л.А. Цветковой, Н.В. Щур в студенческой среде молодежи Санкт-Петербурга [126].
Исследования, проводимые И.В. Юстус в 2001 году в городе Ульяновске, позволили определить, что недостаточно внимания студенты обращают на значение духовной сферы человека в его будущей профессиональной деятельности, что также подтверждается данными нашего исследования. Анализ результатов типа нравственной ориентации личности (см. Приложение 3. Тест 1) свидетельствует о том, что 30% испытуемых до начала обучения имели показатели слабо выраженного альтруизма. Для них были характерны бездушие, черствость, себялюбие, нежелание помогать другим. Только 3% испытуемых проявляли сильно выраженную степень альтруизма, характеризуемую как готовность к самопожертвованию, бескорыстность, душевность. 67% - среднюю степень выраженности альтруизма, характеризуемую как терпимость, чуткость, понимание и принятие поступков и поведения других.
В разработанной модели процесса развития духовной культуры студентов г. Ульяновска [242] И.В. Юстусом показано, что знаниям соответствует духовная деятельность общества, потребности определяют внешние условия, в которых находится общество, а способностям отвечают технологии, которые достигнуты на данном этапе развития.
Опыт формирования этических ценностей студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
На данном этапе мы опирались на основные положения нескольких воспитательных концепций, так как именно они позволяют эффективно формировать этические ценности студентов: «Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи» И.М. Ильинского и П.И. Бабочкина, «Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности» Е.В. Бондаревской, «Концепция модели выпускника педагогического вуза», разработанной Т.В. Лодкиной, Ф.И. Кевля, М.Н. Ивановой, Т.П. Бровой, В.А. Горбуновой.
Итак, в основе концепции воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи И.М. Ильинский и П.И. Бабочкин предполагают определить цели воспитания в соответствии с интересами самой личности и требованиями общества по отношению к личности. Предлагается формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой. Задача жизнеспособной личности - сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее [87].
Е.В. Бондаревская рассматривает воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Общая цель образования — возрождение интеллектуального духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к преобразовательной продуктивной деятельности и жизнетворчеству [33].
В «Концепции Модели выпускника педагогического университета», разработанной Т.В. Лодкиной, Ф.И. Кевля, М.Н. Ивановой, Т.П. Бровой, В.А. Горбуновой, основная идея профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Проблема качества образования ориентирована на более высокие требования к специалисту как Человеку, Гражданину, Профессионалу. Основными компонентами модели выпускника педагогического вуза являются: здоровье; ценностные ориентации (духовность); культурный уровень; личностные качества; профессиональные знания (компетентность); профессиональные умения [119].
Не безинтересна точка зрения В.А. Ситарова, Л.В. Романюк, Э.В. Онищенко. Они полагают, что цель воспитательной работы со студентами, как и всей образовательной деятельности вуза, обусловлена миссией развития духовно-нравственных, физических и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Содержание воспитательной работы составляют, во-первых, дополнительные образовательные программы, не входящие в учебные планы специальностей и направлений подготовки, удовлетворяющие культурным запросам и познавательным потребностям студентов, повышению их конкурентоспособности на рынке труда; во-вторых, целевые программы пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании и аддиктивного поведения, физического оздоровления, развития туризма и спорта в институте; в-третьих, целевые программы адаптации первокурсников в новой образовательной среде [176].
Считая, что формирование этических ценностей студентов осуществляется в воспитательной системе, рассматриваем её, используя подходы И.А. Колесниковой и Е.Н. Барышникова, как «упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности» [23].
Основные черты воспитательной системы даны Е.Н. Степановым: - это система социальная, обусловленная общественной потребностью в создании условий для развития у человека способностей жить и работать в социуме, осваивать и выполнять необходимые социальные роли; - система педагогическая, функционирующая с целью реализации педагогических задач; - система ценностно-ориентированная, в основу которой положены личностно значимые, гуманистические ценности, обеспечивающие условия для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности студента; - целостная система, функционирующая как единое целое и обладающая системными интегративными качествами; - открытая система, имеющая множество связей и отношений с окружающей и социальной средой; - система целенаправленная, в которой цель играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора; - система сложная и вероятностная, обусловленная большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов; - система саморазвивающая и самоуправляемая [196].
Существует несколько взглядов на характеристику внутреннего строения воспитательной системы. Так, Л.И. Новикова к числу основных компонентов (элементов) воспитательной системы относит: цели; деятельность, обеспечивающую достижение целей; субъекты деятельности; отношение субъектов, рождающееся в деятельности и общении; среду системы; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов [147].
Система, как полагает В.П. Беспалько, представляет собой взаимосвязанную совокупность таких инвариантных компонентов, как студенты; цели; содержание; процессы обучения, воспитание; педагоги; организационные формы работы. Е.Н. Барышников и И.А. Колесникова выделяют три компонента и несколько составляющих частей, которые, по их мнению, отражают существенные особенности воспитательной системы: 1) ценностно-смысловой - система значимых ценностей; цели; принципы; содержание жизнедеятельности; методики; 2) пространственно-предметный - индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные формы различных видов деятельности; 3) координацион но-педагогический компонент - совокупность педагогических технологий, воспитательные функции педагогического коллектива, система повышения квалификации педагогов, система просвещения родителей, управление [23].
Е.Н. Степанов отмечает следующие составляющие воспитательной системы: индивидуально-групповой компонент (студенты, родители, педагоги); ценностно-ориентированный компонент (ценности, цели, принципы, идеи); функционально - деятельностный компонент (системообразующий вид деятельности; формы и методы организации; функции; управление); отношенческо - коммуникативный компонент (отношения детей и взрослых; внутренние и внешние связи воспитательной системы); диагностико - результативный компонент (критерии и показатели эффективности воспитательной системы; формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки) [195].
Согласно данным положениям рассмотрим воспитательные системы вузов, практику работы преподавателей, где накоплен опыт формирования этических ценностей студенческой молодежи.