Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей Шурдумова, Эльмера Мусабиевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шурдумова, Эльмера Мусабиевна. Формирование нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шурдумова Эльмера Мусабиевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2013.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/367

Введение к работе

Актуальность исследования. Безусловно, реализация Болонского договора в системе образования России обеспечит включение России в единое образовательное и культурное пространство Европы.

Вместе с тем противодействие педагогической общественности, вхождению в Болонский процесс остается значительным. И это связано с опасениями потери самобытности и самостоятельности образовательного пространства. Следует согласиться с тем фактом, что формальное расширение возможностей и свободы самоопределения личности на основе доминирования рыночных отношений обернулось необходимостью для многих людей определять свой социально-профессиональный выбор, исходя не из интересов Отечества и внутренних потребностей, а из диктата конъюнктуры рынка труда.

Преодоление этих негативных явлений, на наш взгляд, связано с потребностью регионализации отечественного образования как основной противоположности глобализации, единство и борьба которых обеспечит решение проблем интеграции России в экономическое и образовательное пространство Европы при сохранении национальных интересов. Закон РФ «Об образовании» (2012 г.) создал такую образовательную модель, которая позволит интегрировать личность студентов в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду.

Таким образом, обозначен социальный заказ общества в области нравственного воспитания, что и обуславливает необходимость разработки педагогических подходов, обеспечивающих его выполнение.

Формирование нравственной позиции личности в контексте нравственной личности как базового новообразования, тесно связано с концептом «национальные ценности». Однако в ходе практической реализации этого вопроса приходится сталкиваться со многими трудностями: как с гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности, подменой ее национализмом, так и недооценкой роли историко-культурных традиций народа в выработке идеалов и ценностных ориентиров для молодого поколения.

Ориентация образовательной политики на социо – и этнокультурные региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации. Особенно важным представляется регионализация системы воспитания гражданственности и патриотизма (Н.М. Ахмерова, Н.В. Бородина). Необходимо подчеркнуть, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. В то же время в России наряду с негативными явлениями наблюдаются процессы возрождения национальных культур, традиций, духовных основ жизни народов. И в этой связи особенно остро встает проблема воспитания личности на основе нравственных, духовно значимых норм и ценностей, направленных на этнокультурную ориентацию, самоопределение в поликультурной среде, предполагающей толерантное отношение к представителям других культур.

Поиск новых приоритетов в системе воспитания идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение (Н.М. Ахмерова, Б.М. Бим-Бад, Л.П. Валицкая), и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека (В.И. Байденко, В.М. Филиппов, К.Д. Чермит).

Основные положения нравственного воспитания и формирования нравственной позиции личности на основе этнокультурного опыта народов России раскрыты в исследованиях: Г.М. Борликова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Д. Киекбаева, А.Н. Киреева, А.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, З.Г. Нигматова, А.Б. Панькина, З.И. Равкина, Ю.А. Рудь, А.М. Сафина, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хантибидзе, Ф.Ф. Харисова.

Феномен «образование» как сфера формирования нового типа мышления и миропонимания, культурных ценностей, доминирующих в данном обществе раскрывается в работах Н.М. Ахмеровой, Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, В.А. Караковского. Под образованием понимается «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга» (Х.Г. Тхагапсоев); «стержнем содержания образования должна являться национальная культура» (И.А. Арабов, А.Д. Койчуев, С.У. Пазов).

Миграционные процессы в России, негативное влияние на подрастающее поколение СМИ, интернета многими учеными рассматриваются как факторы, противодействующие нравственному воспитанию молодых людей на разных возрастных этапах (В.В. Макаев, З.А. Малюнова, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова). Поэтому обращение к национальным ценностям поликультурного пространства России стало условием эффективного нравственного воспитания, в котором учитываются ментальные, культурные, этнические традиции российского общества.

Таким образом, можно констатировать, что в педагогической науке сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки формирования нравственной позиций студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.

Анализ научных исследований показал, что, несмотря на внимание к проблеме нравственного воспитания личности, не выявлены педагогические условия эффективного формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей; не определены теоретико-методологические основы решения проблемы, а также каким образом осуществлять содержательное и процессуальное обеспечение формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.

Исходя из этого, можно заключить, что актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими противоречиями:

– между объективной потребностью общества в воспитании личности, обладающей нравственной позицией, позволяющей ориентироваться на всех уровнях социального взаимодействия, и недостаточной направленностью системы воспитания высшей школы на ее реализацию;

– между необходимостью разработки научно-методических и содержательных сторон формирования нравственной позиции студентов вуза и отсутствием содержательных и процессуальных его основ;

– между значительными потенциальными возможностями формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей и их низкой реализацией на практике системы воспитания в высшей школе.

Таким образом, указанные противоречия, актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность с учетом современных реалий позволили сформулировать проблему исследовании: каковы теоретико-методологические подходы к формированию нравственной позиции на основе императивов национальных ценностей; какие педагогические условия формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей; каковы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания студентов вуза.

Объект исследования – нравственное воспитание студентов вуза.

Предмет исследования – процесс формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.

Задачи исследования:

1. Выявить воспитательный потенциал императивов национальных ценностей в процессе формирования нравственной позиции студентов вуза.

2. Определить педагогические условия использования императивов национальных ценностей в воспитательном процессе вуза, реализация которых приводит к формированию нравственной позиции студентов вуза.

3. Обосновать принципы взаимодействия институтов воспитания для обеспечения резонирующего воспитательного воздействия на студента вуза в условиях актуализации императивов национальных ценностей.

4. Теоретически разработать и экспериментально апробировать модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование нравственной позиции студентов вуза будет эффективным, если:

– выявлены и актуализированы императивы национальных ценностей как инвариантные культурные образования национальных ценностей;

– определены базовые, частные, конкретные педагогические условия использования императивов национальных ценностей в воспитательном процессе вуза, реализация которых приводит к формированию нравственной позиции студентов вуза;

– обоснованы принципы взаимодействия институтов воспитания для обеспечения резонирующего воспитательного воздействия на студента вуза в условиях актуализации императивов национальных ценностей;

– разработана и апробирована модель системы воспитания студентов вуза на основе императивов национальных ценностей, включающая в себя ценностно-ориентированный, функционально-деятельностный компоненты.

Методологическую основу исследования составляют философские и педагогические концепции, рассматривающие категории «нравственная позиция», «императивы», «национальные ценности» в целостном воспитательном процессе личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающего общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи.

Теоретическую основу исследования составляют научные идеи общей теории этнокультуры (А.П. Валицкая, B.C. Кукушин, В.П. Тугаринов, Х.Г. Тхагапсоев, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиев); теории деятельности (Л.С Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); теории личностно ориентированного образования (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов); теории нравственного воспитания (Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов, Г.А. Аргунова, Л.М. Архангельский, Б.М. Джандар, Г.Б. Жанбуршина, Н.Н. Макарцева, Л.И. Тогузова); положения концепции поликультурного образования (В.В. Макаев, П.В. Жуковский; Г.А. Станчинский; М.Г. Тайчинов); концепции развития российского образования в постиндустриальную эпоху (Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, Ф.М. Филиппов.), о нравственных императивах национальных ценностей народов (А.Г. Абсалямова, Г.И. Батурина, Н.Н. Макарцева, О.Д. Мукаева, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова,) и в том числе народов Северного Кавказа (С.Х. Бгажноков, Б.Х. Мафедзев, И.А. Шоров); регионализации образования (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, К.Д. Чермит, Е.Е. Хотаев); концепции реализации педагогического потенциала этнопедагогики (Н.М. Ахмерова, Х.Х.-М. Батчаева, К.И. Бузаров, М.Б. Гуртуева, А.Э. Измайлов, К.Б. Семенов).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация (создание идеального объекта) как мысленный эксперимент; эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опросно-диагностическое (анкетирование, беседа); общие для теоретического и эмпирического исследования методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение; статистические: количественная и качественная обработка результатов методами математической статистики.

Этапы исследования

На первом этапе (2008-2009 гг.) – изучались и анализировались философские, педагогические, культурологические, этнопедагогические, этнографические источники, проводился анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность в системе высшего образования; обоснована степень разработанности проблемы. Определены исходные параметры работы: объект, предмет, цель, гипотеза, методология, методы исследования, разработан понятийно-категориальный аппарат, основные задачи исследования.

На втором этапе (2009-2012 гг.) – выявлялись концептуальные положения, составляющие теоретико-методологическое основание концептуальной модели, осуществлялась разработка модели и экспериментальное апробирование ее эффективности, проводились диагностические процедуры.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) – завершался педагогический эксперимент. Анализировались и систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

– обоснованы социально-политические предпосылки воспитания: вхождение России в Болонский процесс в контексте процессов глобализации в мире, опора на общечеловеческие ценности, опасность «стандартизации» воспитательного идеала, миграционные процессы, трансформация национальных ценностей на фоне религиозного радикализма;

– выявлены императивы в национальных ценностях народов Северного Кавказа как инвариантные культурные образования (гуманность, вежливость, благожелательность, гостеприимство, доброта, этикет внутрисемейных отношений, скромность, совесть, патриотизм, культура межнационального общения);

– определены принципы организации (активность, гуманность, поликультурность, толерантность) взаимодействия субъектов воспитания для обеспечения резонирующего воспитательного воздействия на студента вуза в условиях актуализации императивов национальных ценностей;

– разработана и апробирована концептуальная модель формирования нравственной позиции студентов вуза в условиях их включенности в активное взаимодействие в процессе моделирования адыгских, балкарских, русских традиций, обычаев с использованием системы форм и методов воспитания (беседы, ролевые игры, проведение народных праздников, выполнение творческих заданий, тематические встречи в национальном музее), организации общественных акций (день весеннего равноденствия, день толерантности, фестиваль «Мир на Кавказе через диалог культур», спецкурс «Национальные ценности как основа нравственного воспитания студентов вуза», проекты «Молодежь. Толерантность. Мир», «Кавказ - наш общий дом»; выставки национальных костюмов народов Северного Кавказа (подбор элементов национальной атрибутики, обычаев, обрядов).

Теоретическая значимость состоит в том, что:

– обозначены направления воспитательной работы в вузе на основе императивов национальных ценностей – нравственное, патриотическое, гражданское;

– определено, что формирование нравственной позиции личности является концептуальным и методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальных ценностей;

– установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах формирования нравственной позиции студентов вуза.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторского подхода к формированию нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.

Результаты исследования послужили основанием для разработки спецкурса «Национальные ценности как основа нравственного воспитания студентов вуза». Методические разработки исследования стали основой воспитательных проектов университета – проекты «Мир на Кавказе через диалог культур», «Молодежь. Толерантность. Мир», «Кавказ - наш общий дом».

Материал диссертации может оказать существенную помощь преподавателям гуманитарных и специальных дисциплин университетов России для реализации нравственной, гражданской, патриотической направленности читаемых ими курсов. Содержание диссертации, положения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших учебных заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений.

Выявленные педагогические условия позволяют экстраполировать предложенную модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей для повышения эффективности нравственного воспитания в других регионах и возрастных группах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; успешным внедрением результатов исследования в практику.

Апробация результатов исследования осуществлялась автором в процессе целенаправленной научно-исследовательской работы в качестве соискателя кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; на Всероссийских региональных научно-практических конференциях: Нальчик (2006-2012 гг.), Карачаевск (2007 г.), Ростов-на-Дону (2008г.), Черкесск (2009 г.), Сочи (2011 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства» (Майкоп, 2008-2013 гг.). Материалы по результатом исследования одобрены и внедрены в практику работы Нальчикского института кооперации филиала Белгородского университета кооперации экономики и права, в Кабардино-Балкарском государственном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитательный потенциал национальных ценностей народов Северного Кавказа заключен в традициях (институт взаимопомощи как элемент традиций этнической нравственной культуры существует у всех северокавказских народов с такими названиями, как щихаху, изей, бульхъа, зиу, маммат – взаимопомощь, уважительное отношение к старшему), обычаях (аталычества, гостеприимства), общественном мнении как регулятиве нравственного поведения.

2. Основными педагогическими условиями формирования нравственной позиции студентов на основе императивов национальных ценностей являются создание воспитательной среды вуза в условиях актуализации национальных традиции, обычаев, ценностей, интегрированное и единонаправленное взаимодействие всех институтов воспитания с использованием этнокультурных средств и традиций, создание возможностей для практического участия студентов в моделировании адыгских, балкарских, русских традиций, обычаев с использованием форм и методов воспитания.

3. Модель формирования нравственной позиции студентов, процессуальной составляющей которой являются такие компоненты, как однонаправленность воздействия (формирование мотивов на принятие нравственных императивов как ценностей), задачи процесса (преобразование личности на основе познания национальных и общечеловеческих ценностей), средства воздействия (потенциал, заключенный в истории народа, государства, региона, традиции народа; народная мудрость, заключенная в устном народном творчестве; традиционные народные средства нравственного воспитания и др.), и структурные компоненты, которые представлены целью, задачами, принципами, условиями, может быть определена за счет мотивированного, познавательного, коммуникативного, деятельностного компонентов.

4. Модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей обеспечивается в процессе освоения общечеловеческих и национальных ценностей, создает системность и комплексность воздействия, формирования национальной идентичности и является эффективной, так как обеспечивает преобразование личности студентов и понимание ими императивов как ценностей культуры народа.

Объем и структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертации составляет 180 страниц, в состав которого входят диаграммы, рисунки, таблицы. Список использованной литературы содержит 259 источников.

Похожие диссертации на Формирование нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей