Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН с.14
1.1. Сущность гуманистической профессиональной позиции педагога с.14
1.2. Характеристики педагогической позиции как профессионального феномена .40
1.3. Слагаемые становления профессиональной позиции педагога с.65
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА с.98
2.1. Содержание процесса формирования гуманистической профессиональной позиции педагога с.98
2.2. Методика организации учебных занятий по формированию гуманистической профессиональной позиции педагога с. 129
2.3 Динамика формирования профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа с.156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ с.181
ЛИТЕРАТУРА с.187
- Сущность гуманистической профессиональной позиции педагога
- Характеристики педагогической позиции как профессионального феномена
- Содержание процесса формирования гуманистической профессиональной позиции педагога
Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями, происходящими в мире социальных отношений. Провозглашение человека наивысшей ценностью, практическая реализация гуманистической парадигмы во всех сферах социальной жизни и гуманизация отношения к ребенку составляют одну из ключевых проблем современного мира и нашего общества и воспитания детей в условиях современного социального развития.
Провозглашенная Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка отразили гуманистический путь, который избрал современный мир, но движение по избранному пути оказывается чрезвычайно сложным. Особые сложности в гуманистических преобразованиях возникают в странах прошлого авторитарного режима жизни. В российском обществе смена социально-политического устройства, распад идеологической системы, с одной стороны, открыли свободу к реализации гуманистического принципа, а с другой - затруднили в условиях духовного вакуума формирование реальных гуманистических отношений между людьми. Усложнена реальная действительность и процессом внедрения рыночных отношений, оказывающих сильное дегуманизирующее влияние на взаимные отношения между людьми и отношения к человеку как таковому.
Освобожденный от принудительного следования доктринам, сегодняшний педагог поставлен в ситуацию выбора стратегии собственной деятельности. Это сопряжено с объективной необходимостью определять для себя цели и смыслы, принимать ответственность за глобальные последствия педагогических деяний.
Гуманистическая профессиональная позиция педагога базируется на философском признании человека наивысшей ценностью бытия, на отношении к каждому человеку как представителю и уникальной единице человечества, творцу социальной жизни. Это отношение, опосредствованное личностью педагога, детерминирует всю его профессиональную деятельность, делая педагогическую позицию фактором гуманистического воспитания.
Развитие темы человека в трудах философов (Сократ, Платон, Аристотель, Монтень, Руссо, а также Кант, Фейербах, Маркс и позже - Ортега-и-Гассет, Бердяев, Бубер, Фролов и др.) позволяет проследить эволюцию гуманистического отношения к человеку в связи с изменением экономико-политических условий и знаний о мире, показывает, что только гуманистический взгляд на человека имеет перспективу в будущем.
Как показал анализ современных исследований по вопросам педагогики и психологии, проблема формирования профессиональной позиции педагога приобрела особую остроту в последнее десятилетие. По всей вероятности, это связано с уже отмеченной выше необходимостью выбора, возникшей после крушения системы, в которой все педагогические решения и действия были регламентированы и предписаны, хотя в советской психолого-педагогической литературе разработаны многие вопросы гуманизации воспитания.
Необходимо отметить вклад, который внесли в разработку вопросов личности выдающиеся отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн. Их труды заложили основания для представления позиции человека как целостного психологического образования, обусловливающего деятельностные проявления личности и базирующегося на возникающих в процессе деятельности психологических связях-отношениях. В формирование психологической теории личности существенный вклад внесли А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.
Однако, приходится констатировать, что реальность педагогического бытия остается весьма далекой от своих научно-теоретических оснований. Проблема ответственного выбора собственных действий, осознанного принятия целесообразной позиции зачастую даже и не встает перед педагогом. Это происходит, с одной стороны, вследствие дефицита личностного потенциала, а с другой - из-за неразвитости технологического инструментария, могущего способствовать эффективному воплощению позиции.
Впервые в широком плане вопросы формирования позиции проявились в период, когда стала актуальной в идеологическом плане «активная жизненная позиция личности». Разработке этой темы были посвящены исследования многих философов, психологов, педагогов, в том числе Л.М. Архангельского, А.Г. Ас-молова, Б.З. Вульфова, Э.Ш. Камалдиновой, Т.Н. Мальковской, B.C. Рахманина, М.М. Ященко и др.
В исследованиях по педагогике высшей школы были определены общие закономерности процесса формирования личности педагога (О.А. Абдуллина, СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Т.И. Ша-мова, А.И. Щербаков и др.), особенности подготовки педагогов с точки зрения их личностного развития (В.И. Загвязинский, СБ. Елканов, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.).
В современных исследованиях, посвященных формированию педагогического профессионализма, профессиональная позиция выступает как специфическое личностное образование (Г.С Абрамова, Е.П. Белозерцев, Е.Ф. Зеер), как характеристика определяющая выбор субъектом своего профессионального пути, осуществление деятельности, поведения, общения (О.Л. Берак, А.В. Мудрик, З.А. Несимова).
В теории педагогического образования профессиональная позиция рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности (СГ. Вершловский, И.А. Колесникова, А.К. Маркова), как составляющая педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Пилюгина), как необходимое условие осуществления педагогической деятельности (Е.С. Заир-Бек, СВ. Кульневич, Л.А. Струценко).
Отдельные аспекты категории «позиция» раскрыты в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.И. Войтко, И.С Кона, В.Н. Маркина, В.И. Сперанского и др.
В психолого-педагогической литературе рассматриваются такие проявления личностной позиции как позиция ненасилия (В.А. Ситаров и В.Г.Маралов) граж-
данская позиция (О.С. Газман, Л.Л. Хоружая), позиция активного гуманизма (О.А. Журавлева), моральная позиция личности (С.А. Манукова) и ряд других.
В государственном образовательном стандарте среднего и высшего педагогического образования «профессиональная позиция» фигурирует в ряду обязательных профессиональных характеристик педагога.
Категория «профессиональная позиция педагога» достаточно прочно укоренилась в современной психолого-педагогической литературе как неотъемлемый компонент личности педагога, ее интегральная составляющая, отражающая профессиональный аспект жизнедеятельности субъекта.
Особо следует отметить ряд диссертационных работ, появившихся в последние годы, и напрямую связанных с поисками путей гуманизации профессиональной позиции педагога и общей гуманизации профессиональной деятельности педагога (Г.И. Аксенова, М.И. Алексеева, Н.М. Борытко, Т.Г. Галактионова, А.В. Гуторова, Л.В. Занина и др.).
Эти работы посвящены исследованию вопросов формирования профессиональной позиции педагога в контексте современной образовательной ситуации. В них впервые обоснованно доказывается необходимость целенаправленного формирования профессиональной позиции в процессе подготовки педагогов высшего и среднего звена.
Вместе с тем, приходится все еще констатировать противоречие между теоретическим решением проблемы гуманистической позиции педагога и практикой дегуманизирующего воспитания ребенка в современных учебно-воспитательных учреждениях. Педагогу-практику не свойственна гуманистическая профессиональная позиция в непосредственной работе с детьми, несмотря на педагогические декларации о гуманистическом отношении к ребенку.
Еще не преодолен «административно-ролевой» подход, представляющий субъектов педагогического процесса как «учитель-ученик», «педагог-воспитанник», «педагог-ребенок».
Констатируя дегуманизирующее влияние на детей, исходящее от учителя, следует подчеркнуть, что, несмотря на общепризнанность этого факта, все усилия изменить отношение к ребенку пока не дают результата.
Многочисленные беседы при проведении занятий с учителями школ разных регионов показывают, что большинство из них понимают необходимость гуманистических оснований во взаимодействии с воспитанниками и готовы изменить свою позицию, но не могут реализовать гуманистические намерения из-за слабой методической и технологической разработанности вопроса.
В контексте данного исследования особое значение приобретает работа В.Б Ежеленко, который подчеркивает: «В конечном счете объект педагогики -Человек: человек - ребенок, человек - юноша, человек - взрослый» [69, 12].
Слабое воплощение идеи гуманистического воспитания, отсутствие ее действительной реализации послужило фактологической основой нашего исследования и стало исходным для постановки проблемы исследования и формулирования темы исследования.
Проблема нашего исследования заключается в следующем: каково основное условие преодоления противоречия между декларированием гуманистического характера воспитания и дегуманизирующей практикой профессионального поведения педагога.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Тема исследования: «Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа».
Объект нашего исследования - гуманистическая позиция как социально-психологический и психолого-педагогический феномен профессиональной деятельности педагога.
Предмет исследования - процесс формирования гуманистической профессиональной позиции будущего педагога в условиях педагогического колледжа.
Задачи исследования:
установить область определения профессиональной позиции и выявить сущностную характеристику гуманистической профессиональной позиции педагога;
создать рабочую модель профессиональной подготовки будущего педагога к овладению гуманистической профессиональной позицией;
разработать методику формирования профессиональной позиции педагога в системе педагогического образования педагогического колледжа;
провести опытно-экспериментальную проверку разработанной методики;
разработать практические рекомендации в адрес системы образования студентов педагогического колледжа.
Гипотеза. Гуманистическое воспитание обретает свое практическое воплощение лишь при условии формирования у педагога гуманистической профессиональной позиции. Основанием гуманистической позиции педагога является ключевое отношение к ребенку в его основной социальной роли Человека. Становление этого отношения может быть обеспечено, если:
в содержание и методику преподавания учебных дисциплин психолого-
педагогического цикла будут введены представления о гуманистической сущ
ности профессиональной позиции педагога с рассмотрением ее конкретных
аспектов применительно к изучаемому курсу;
методика формирования профессиональной позиции будет иметь ин
тенсивный характер за счет вычленения из всего спектра отношений, форми
рующих позицию, ключевого ценностного отношения - принятия ребенка как
уникальной духовной сущности и выстраивания на этом основании собствен
ной деятельности студентов;
профессиональная подготовка педагогов будет включать в себя развитие личностного, когнитивного, апперцептивного, конструктивно-аналитического и коммуникативного компонентов;
в системе психолого-педагогической подготовки будет выделено дополнительное синтезирующее звено - спецкурс, обеспечивающий переход накопленных психолого-педагогических знаний в личностные качества будущего педагога.
Общую методологию исследования составляют философские положения: о Человеке как наивысшей ценности современной культуры, о деятельности как человеческом способе существования, о взаимодействии людей как способе социальной жизни, о человеке как субъекте отношений, о деятельной сущности развития личности, о единстве формы и содержания.
Теоретической основой исследования являются психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); теория установки Д.Н. Узнадзе; теория отношений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); теория восприятия человека человеком (А.А. Бодалев, А.У. Хараш и др.), теория формирования личности педагога (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Для решения задач и проверки гипотезы в исследовании использовались следующие методы:
теоретического уровня - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, теоретический анализ и синтез, интерпретация;
эмпирического уровня - опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, психолого-педагогические наблюдения, анализ художественного материала, опытно-экспериментальная работа, в рамках которой размещались проективные диаг-
ностики, анализ экспериментального материала, графические методы обработки материалов. Опытно - экспериментальной базой исследования выступили Московский педагогический колледж № 15 (кафедра педагогики и психологии), школы г. Москвы, институты повышения квалификации педагогических кадров гг. Москвы, Тюмени, Петрозаводска Челябинска. В эксперименте участвовали педагоги городов Москвы (56 человек), Петрозаводска (135 человек), Тюмени (152 человека), Челябинска (114 человек), студенты педагогического колледжа №15 г. Москвы (первый курс - 78 человек, выпускные курсы - 107 человек).
Всего в эксперименте приняло участие 457 педагогов и 185 студентов. Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1997-1998), подготовительный - анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, программ профессиональной подготовки, постановка проблемы, цели, задач, гипотезы, осмысление методологии и методов исследования.
Второй этап (1998-2001), теоретико-экспериментальный - разработка содержания и определение методики формирования гуманистической профессиональной позиции педагога в условиях ограниченности времени и педагогических ресурсов, построение теоретической модели, ее апробация в экспериментальных условиях, поиск и проверка технологий и методик профессионального обучения будущих и работающих учителей.
Третий этап (2001-2002), обобщающий - анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна работы:
расширено теоретическое представление о содержании гуманистической профессиональной позиции педагога как социально-психологического и
психолого-педагогического феномена, формирующегося на основании ключевого отношения к ребенку в его социальной роли Человека;
введены в научно-педагогический аппарат категории «профессиональная позиция педагога», «гуманистическая и педанистическая профессиональная позиция», «позиционное пространство», «стратегическая позиция», «тактическая позиция», «профессиональное поведение», «позиционное педагогическое решение»;
теоретически обоснованы структура, содержание и сущностные характеристики гуманистической профессиональной позиции педагога;
разработана теоретическая модель профессиональной подготовки будущего педагога в условиях колледжа по выстраиванию гуманистической педагогической позиции;
модифицирована методика процесса формирования профессиональной позиции студента педагогического колледжа как будущего педагога;
выделены специфические условия формирования гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа.
Практическая значимость исследования:
разработаны содержание и методика учебных занятий по формированию гуманистической профессиональной позиции педагога в условиях педагогического колледжа;
созданы практические рекомендации по формированию профессиональной позиции педагога в системе воспитательного процесса.
Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены четкостью методологических позиций, использованием совокупности методов исследования, соответствующих природе изучаемого явления, его логике, экспериментальной проверкой теоретических положений и воспроизводимостью результатов.
Апробация работы, внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на засе-
даний кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования педагогического колледжа № 15 г. Москвы, на научно-методических конференциях гг. Москва (2001-2002 г.г.), Тюмень (2001 г.), Челябинск (1999 г.). Материалы диссертации нашли отражение в статьях и коллективных сборниках (7 публикаций). Основные идеи исследования внедрялись в систему профессиональной подготовки будущих специалистов Московских педагогических колледжей №№ 15, 9, 7 (2001 г.) и систему профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов образовательных учреждений г. Москвы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Профессиональная позиция педагога как социально-психологический и психолого-педагогический феномен» - представлен теоретический анализ имеющихся исследований по проблеме, определены основные понятия исследования, приводится историко-философское обоснование взгляда на человека как наивысшую ценность, выявлено содержание позиции как социально-психологического и психолого-педагогического феномена, определены структура и сущностные характеристики профессиональной позиции педагога, предложена модель формирования гуманистической позиции педагога.
Во второй главе - «Методика формирования гуманистической позиции педагога на учебных занятиях педагогического колледжа» - анализируются особенности вхождения в профессию на этапе обучения в колледже; рассматриваются возможности дисциплин психолого-педагогического цикла с точки зрения формирования профессиональной позиции педагога; анализируются результаты опытно-экспериментальной проверки; раскрываются содержание и методика ор-
ганизации учебных занятий по формированию у педагогов гуманистической профессиональной позиции.
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные теоретические выводы, намечены пути дальнейшего исследования данной проблемы.
Список литературы содержит 192 наименования.
На защиту выносятся следующие положения:
профессиональная позиция педагога как социально-психологическое и психолого-педагогическое явление является интегральным образованием личности педагога и представляет собой сложную иерархическую систему отношений, возникающих между педагогом и объектами его деятельности;
характер профессиональной позиции педагога определяется характером ведущих, стержневых отношений педагога к воспитаннику: гуманистическая позиция в качестве стержневого выделяет отношение «Человек-Человек», традиционная «педанистическая» позиция - отношение «Педагог-Дитя»;
стратегическая профессиональная позиция педагога содержит цель профессиональной деятельности и обеспечивает ее гуманистический характер;
тактическая профессиональная позиция педагога конструируется на основании профессионального овладения системой специальных профессиональных умений и обеспечивает реализацию гуманистической стратегии;
методической основой формирования структурных компонентов гуманистической позиции является профессионально-педагогический тренинг в его разнообразных модификациях;
методическая специфика занятий по формированию профессиональной позиции педагога заключается в непосредственном проживании ведущего, стержневого отношения в процессе тактических педагогических взаимодействий как обязательного условия интериоризации гуманистической идеи.
Сущность гуманистической профессиональной позиции педагога
В контексте рассматриваемой нами проблемы понятие позиции носит специфически социальный характер, так как подразумевает проявления личности субъекта в его отношениях с другими людьми, с представителями определенных слоев общества, групп, возрастов и т.п. Занимая некоторую позицию, человек всегда имеет дело с Человеком: как с самим собой, поскольку это его позиция как субъекта, так и с Другим, который есть объект направленности его возможных действий или суждений, следовательно он должен знать себя и уметь понимать Другого. В разных исторических обществах в глобальном масштабе характер взаимоотношений между людьми определяется, в том числе, и господствующими представлениями о смысле существования человека и человечества, о связи его со всем живым и неживым миром, о его месте во Вселенной. В последнее время все громче звучит мысль о том, что на рубеже тысячелетий назревает перелом и в развитии самого человека, все более острым становится вопрос о выживании человечества, одним из главных условий которого является изменение представлений человека о себе самом.
Кризисное состояние современного общества и системы образования заставляет искать новые подходы к осмыслению проблем педагогической действительности. Эволюция земной цивилизации подошла на рубеже веков к кардинальной переоценке миссии человека, а, значит, и миссии тех, кто занимается педагогической деятельностью. «Коэволюция природных, социальных и культурных систем должна сменить парадигму «господства» человека над природой, обществом и самим собой; в отношениях же между людьми, сообществами, группами, этносами и т.п. должна возобладать культура диалога и согласия, согласования разнообразных интересов, терпимости к плюрализму ценностей, но отнюдь не всеядности и нравственного хаоса» (44, 14). Не потерявшие ощущения времени педагоги - ученые и практики - настойчиво ищут перспективу становления образования и воспитания, ориентируясь в первую очередь на возрождение значительно утраченной духовности. В контексте этих поисков первостепенную важность приобретает подлинная гуманизация педагогической деятельности, обращение ее к Человеку, как к уникальной духовной сущности, сопричастной мирозданию.
Традиционная педагогика «...убрала проблематику человека, его жизни, бытия, целостности из поля зрения учительства, оставив лишь фрагменты, кусочки, отдельные события. ... Наличие четкого социального заказа на долгие века сделало ненужным для конкретного педагога вопрос "qvo vadis?" - «куда идешь?», и, соответственно, куда ведешь? (90, 13). К.Д. Ушинский говорил: «Ясно, что основная идея народного образования есть прежде всего идея глубоко философская и идея психологическая. Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек по нашему мнению, что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека. ... Если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке; согласитесь, что если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде сознать эту цель.» [176, 230]. Цель воспитания, его идея, - писал К.Д. Ушинский, - должны быть приняты педагогом, должны воплотиться в его убеждениях, а это требует специального внимания от общества и государства. «Вот почему, пока не будет у нас такой среды, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки формировались педагогические убеждения, находящиеся в теснейшей связи вообще с философскими убеждениями, общественное образование наше будет лишено основания, которое дается только прочными убеждениями воспитателей.» [там же, 468]
Характеристики педагогической позиции как профессионального феномена
Диапазон употребления понятия «позиция» весьма широк и охватывает самые разные стороны жизненных проявлений человека, в том числе и педагогическую деятельность. Проведенный нами анализ публикаций по этой тематике позволил выявить различные подходы как к интерпретации терминов «позиция», «позиция педагога» и «профессиональная позиция педагога», так и к использованию их в контексте проблем, рассматриваемых авторами. Вместе с тем, существует ряд общих для всех моментов, вытекающих из сущностного содержания указанных понятий. Эти моменты, по нашему мнению, могут послужить основанием для определенной классификации и упорядоченного рассмотрения употребляемых понятий.
Обратимся сначала к принятым в справочной литературе толкованиям слова «позиция». Позиция (лат "positio" - «положение») - расположение кого, чего-либо, положение, обычное для какого-либо действия; точка зрения, принципы, положенные в основу поведения, действий кого-либо, чего-либо; устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.
Позиция социальная - статус личности - положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.
Интересно обратиться к отдельным профессиональным толкованиям, например, в хореографии позиция - это основные положения ног и рук в классическом танце. Позиции обусловливают единое для всех танцовщиков правильное исполнение каждого па, способствуют гармоничному расположению фигуры в пространстве, определяют грацию и выразительность танца. Подчеркнем последнее: определяют качество профессиональной деятельности.
Обобщая приведенные определения, выделим основные сущностные признаки понятия «позиция»:
Во-первых, это - положение, расположение человека, личности в некотором «пространстве» (хотя это слово и не фигурирует в дефинициях, но где еще можно располагаться, как не в пространстве?);
Во-вторых, для личности таким «пространством» является пространство отношений, которые образуют определенную систему;
В-третьих, позиция является исходным моментом, основанием, детерминантой для последующих плодотворных действий.
Наиболее важным фактором, отмечаемым в приведенных определениях и помогающим объяснить природу феномена позиции, является генетическая связь «позиции» с «деятельностью». Позиция возникает как предпосылка деятельности, обнаруживается, реализуется, только через деятельность, актуализируется в ней. Даже в том случае, когда она лишь декларируется на вербальном уровне, за ней все же прослеживается некий потенциал возможных деятельностных проявлений. Таковы, например, политическая и гражданская позиции. Всякая деятельность, совершается с некоторой исходной позиции.
Неразрывность взаимосвязи позиции с деятельностью лаконично выражена в следующей формулировке С.Л. Рубинштейна: деятельность - это не внешнее делание, а позиция - по отношению к людям, к обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющемся и формирующемся утверждает [151, 9].
С другой стороны, характеризуя деятельность, С.Л. Рубинштейн замечает: «...Действия человека и его деятельность в целом - это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова...» [там же].
Если сопоставить оба определения, получим логическую цепочку: деятельность - позиция -» отношение. Прочитанная в обратном порядке, она определяв ет место, которое принадлежит позиции в структуре деятельности человека: отношение рождает позицию, а позиция реализуется в деятельности
В подтверждение этого вывода приведем мысль А.Н. Леонтьева: «...реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей» [106, 201]. Здесь также выстраивается взаимосвязь: совокупность отношений -личность - деятельность.
Таким образом, позиция как характеристика личности вырастает из накопленных личностью отношений к определенному объекту воздействия для того, чтобы выразить, реализовать эти отношения в деятельности. Следовательно, по= зиция - это всегда отношение.
Содержание процесса формирования гуманистической профессиональной позиции педагога
В соответствии с представленной выше моделью формирования профессиональной позиции педагога нами были выделены три основных составляющих, которые, согласно нашему предположению, обеспечивают реальное воплощение модели:
категориальный аппарат, включающий основные понятия, в качестве обеспечения «когнитивного блока» и «апперцептивного блока»;
система профессиональных умений по выстраиванию и реализации тактической позиции педагога адекватно ведущему отношению стратегической позиции, обеспечивающих, в основном, «коммуникативный блок» и «конструктивно-аналитический блок»;
система личностных отношений, и, в первую очередь, отношение «Человек-Человек», обеспечивающих содержательное развитие «личностного блока».
Усвоение студентами системы основных понятий призвано способствовать формированию минимально необходимого объема знаний, обеспечивающих организацию мыслительной деятельности студентов в процессе занятий, и содействовать их дальнейшим усилиям по личностному принятию изучаемой проблемы. Это своего рода смысловой каркас учебного курса. Многие из используемых нами категорий изучаются в различных дисциплинах, преподаваемых в колледже, и знакомы студентам. Это в определенной степени облегчает задачу их рассмотрения. Ниже мы остановимся на категориях, без понимания которых не может быть раскрыта сущность проблемы гуманистической профессиональной позиции педагога и обеспечено продвижение в направлении формирования умений гуманистического взаимодействия.
Изучаемые категории и понятия должны быть рассмотрены в философско-этическом, социально-психологическом и этико-педагогическом планах, так как в контексте нашей проблемы эти планы неразрывно увязаны друг с другом.
Философско-этические понятия ориентированы на обоснование гуманистической ценностной мотивации, на формирование уважения к человеку, на приоритетность его духовности и свободы. Они несут главную смысловую нагрузку и проходят через все содержание курса. В первую очередь рассмотрению подлежат философские категории «гуманизм» и «человек».
При изучении категории «гуманизм» необходимо подчеркнуть, что это понятие характеризует целостную систему взглядов и имеет мировоззренческий характер. Гуманизм (от лат. «humanus» - «человечный») - мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Гуманизм означает признание человека наивысшей ценностью бытия, утверждение его права на индивидуальность, свободное творческое развитие и самосовершенствование. «Гуманистический» - построенный на принципах гуманизма, проникнутый духом гуманизма, утверждающий человеческое в человеке. Рассматривая категорию «гуманизм», необходимо развести понятия «гуманистический» и «гуманный», которые в педагогической реальности смещаются и взаимозаменяются. «Гуманность» обычно трактуется как «человеколюбие», забота о ближнем, отношение к человеку с позиции непричинения зла. Здесь «человек» в качестве объекта отношения представлен, скорее, как «индивид». Пафосный посыл понятия «гуманистический» гораздо выше; он обусловлен представлением о бытийном предназначении человека как сотворца духовности, о его причастности к мирозданию. Гуманизм предполагает безусловное отношение к человеку как к цели и никогда - как средству. Гуманистическое отношение предполагает содействие человеку в максимальной реализации его возможностей, самоактуализации, свободу выбора им собственного жизненного пути. «Гуманное» же отношение может быть расположено вне поля гуманистического отношения, ограничиваясь, «заботой», «жалостью», «добротой», «сочувствием». Такова, например, гиперопека ребенка со стороны взрослого, когда «во имя его блага» человек лишается свободы проявления своей индивидуальности. Как показывает практика, интеллектуальная работа по разведению и уточнению данных понятий воспринимается студентами колледжа с некоторой растерянностью, так как они, в большинстве своем, не видят обозначенного нами различия, трактуя оба понятия в одном ключе.
В силу многомерности и непознанное всего заключенного в ней содержания, категория «человек» не может быть истолкована в нескольких простых определениях. Рассматривать ее следует в контексте особенностей, которые придают человеку как феномену бытия исключительный характер. «Человек» должен быть представлен как уникальное наивысшее творение природы, обладающее принципиальными отличиями от всех живых существ на земле в силу своей способности отражать мир в преломленном виде, обладающее автономным индивидуальным миром и наделенное, тем самым, высочайшим предназначением конструировать собственный социальный мир (культуру) в лоне природы. Необходимо отметить также, что человек обладает сознанием и самосознанием, глубинной сутью которых является духовность, определяющая его представления о смысле жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания. Интегральной характеристикой общественных связей и отношений человека выступает его личность. Становление личности происходит в совместной с другими людьми деятельности человека, направленной на воспроизведение и выработку образцов материальной и духовной культуры, ценностей и норм отношений человека к человеку. В деятельности человек выступает как субъект, самостоятельно и ответственно определяющий свое развитие, обладающий творческой свободой. Высшей формой уникальности и самобытности личности является индивидуальность человека.