Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Лазарев Николай Андреевич

Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности
<
Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лазарев Николай Андреевич. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Сочи, 2001 209 c. РГБ ОД, 71:02-13/109-8

Содержание к диссертации

введение

Глава I. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ' ОСНОВ ПОЗИТИВИСТСКОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ

I. Гуманистические основы религиозного мировоззрения

личности 20

2. Бихевиоризм как основа позитивистской образовательной

парадигмы 36

3. Влияние психоаналитического направления в образовании

на гуманистические идеи развития личности 55

4. Теоретические основы гуманистической образовательной
парадигмы 88

Глава II. ВЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Значение феномена веры в формирована мировоззрения

студентов 115

2. Из истории развития соотношения веры и знания \±i

3. Место веры и знания в процессе формирования личности
студентов 13 5

Глава III. СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

1. Модели интеграции религиозного и светского воспитания

в историк образования 150

л J

5 2. Содержание гуманистических религиозно-духовных

ценностей студентов 159

Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УБЕЖДЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ

1. Экспериментальное исследование содержания и структуры

религиозных ценностей студентов 172

2. Экспериментальное исследование влияния учета
религиозных ценностей студентов на эффективность
учебного процесса 176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

В течение последних десятилетий образовательная теория и практика в значительной степени базировались на естественнонаучной парадигме, в соответствии, с которой считалось, что истинно научное знание должно носить строго объективный характер, то есть быть независимым от индивидуального социокультурного опыта обучаемого, во имя которого эта деятельность осуществляется. Такое отношение к личности как субъекту познания породило тенденцию отчуждения человека от продуктов его труда, что привело к дегуманизации производства, экономики, политики, науки и образования.

Проводимая в системе образования работа по идейно-нравственному воспитанию личности не давала большого эффекта, поскольку исключала главную составляющую воспитательного процесса - духовность. С другой стороны, само воспитание студенчества оказалось на втором плане после обучения, как необязательный компонент данной работы. Все это, в конечном счете, привело к определенному пренебрежению самой личностью студента, его насущными жизненными проблемами, а в итоге - к заметной деформации в развитии его личностных качеств.

После смены общественно-политического и экономического курса в России возникла острая необходимость в глубоких реформах экономического, политического и социального характера, направленных на демократизацию и укрепление государственности с последующим переходом к гражданскому обществу, как наиболее гуманной организации существования человечества.

Естественно, что все эти начинания не могут быть реализованы без радикальных реформ в системе высшего образования, особенно в части формирования у студенчества мировоззрения, отвечающего требованиям нового социально-экономического курса. В этот переходный период педагогика

должна стать более динамичным фактором развития личности с опорой на се духовные, в том числе и религиозно-гуманистические ценности.

Нарушив устойчивые традиции, веками и тысячелетиями складывающиеся в эволюционном развитии общества под непосредственным влиянием религии, человечество оказалось в безграничном океане различных эмпирически не проверенных социально-политических инноваций, способных повлечь за собой непредсказуемые глобальные последствия. В этой связи роль духовности, как стабилизирующего фактора в упрочении всеобщего мира, должна значительно возрасти.

Ретроспективный историко-генетический анализ понятия духовности позволяет выделить несколько направлений его развития. Первое направление, наиболее распространенное и получившее признание среди педагогического сообщества, связано с теологической концепцией развития человека. С точки зрения данного направления понятие «духовное» рассматривается как производное от «духа» и означает стремление к Богу и соединение с ним. Быть духовным - значит исполнять закон Божий.

Второе направление - психологического характера и связано с психическим феноменом иррационального в человеке.

Третье направление - светское, обыденное, связывает духовность личности с гуманизмом и с нравственными ценностями, с включением личности в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, моральных, правовых и других взглядов на человека и окружающий его мир.

Понятие духовности за последнее время все шире употребляется в концепциях «духовного возрождения России», в исследованиях процессов «духовного производства», «духовной культуры» и т. д. Последний съезд учителей в объем понятия духовности включил все, что связано с интеллектуальной деятельностью человека: литературу, искусство, науку и т. д.

За последние пять лет данное понятие все чаще стало использоваться и в специальной психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.).

Существуют различные направления исследования места феномена духовности в структуре личности.

Первое направление ориентировано на поиск истоков духовности не столько в самом человеке, сколько в продуктах его жизнедеятельности, как объективации высших проявлений субъективного человеческого духа в процессе приобщения индивида к общечеловеческим ценностям.

Второе направление связано с изучением ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний, при которых он сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей. В таких сопереживаниях в сознании личности появляется нечто большее, чем физический образ или модель внешних феноменальных явлений, но их внутренний ноуменальный смысл.

В рамках третьего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития, самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям формирования личности, к духовному высшему «Я».

Четвертое направление - религиозное. В нем духовное выступает как Божественное откровение, что значительно ограничивает функцию духовности.

Мы же считаем, что духовность является медиатором сопереживания человеком внутреннего мира других людей и мифологических символов, которые нашли свое отражение во всех дорелигиозных формах верований, во всех религиозных конфессиях, мистических и эзотерических учениях древности, с опорой на которые формируются гуманистические ценности личности.

l, изменением вектора своего развития, Россия, расставшись с тоталитарным режимом, жестко регламентирующим все сферы жизнедеятельности общества, оказалась в другой крайности - в жестоком беспределе и вседозволенности. В такие «маятниковые» ситуации наша страна попадала неоднократно в результате пренебрежения историческим социокультурным опытом народа, благодаря которому формируется мировоззрение личности, наряду с организованным обучением и воспитанием.

Недостаточный учет отечественной педагогикой роли индивидуального эмпирического опыта был обусловлен утрированным преувеличением роли науки в процессе формирования личности. Такое абсолютизирование (сциентизм) науки в системе культуры, в идейной жизни общества, взявшее в качестве образца естествознание и математику с их достижениями, породило противоположное отношение к науке, которое на Западе получило название антисциентизма, оценивающего науку как силу, враждебную человеку.

Истина, как всегда, посредине, а именно, в признании значения науки, как важнейшего фактора общественного прогресса, с одновременным учетом роли других форм общественного сознания, включая эмпирические, религиозные представления и духовный опыт, что в своей совокупности формирует целостное мировоззрение личности. Из этого следует, что наука является важнейшим, но далеко не единственным способом создания целостного образа мира и его познания.

За последнее время роль науки в образовании стала испытывать существенную переоценку. Она стала сдавать свои позиции перед глобальными проблемами современности, перед трудностями самого человеческого бытия, что подтверждается отечественными и зарубежными специалистами в области истории, философии и науковедения (А.В. Ахутин, B.C. Библер, П.П. Гай-денко, Л.А. Микешина, М.А. Розов, B.C. Степин, И.Т. Фролов, М. Хайдеггер, B.C. Швырев и др.). Анализ трудов вышеперечисленных авторов показал, что

даже точные науки делают гораздо больший акцент на осознании личностной ценности их предназначения.

Религиозные убеждения и представления, как духовные ценности, всегда обеспечивали гуманистическую нравственную ориентацию и избирательную регуляцию предметной деятельности человека, включая педагогическую практику. В силу особенностей развития человеческой цивилизации, в России учение о ценностях (аксеология) начало развиваться сравнительно недавно и было связано с именами таких философов, социологов и культурологов, как С.Ф. Анисимов, О.Г. Доброницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.В. Кортева, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Я.А. Розин, Л.Н. Столович, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.

В современной психолого-педагогической литературе наряду с основными пятью потенциалами личности, обеспечивающими формирование мировоззрения личности, (познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим) исследуются аксиологический и духовный потенциалы. Заслуживают особого внимания работы, в которых исследован духовный потенциал личности (Е.А. Глуховская, СР. Евинзон, Н.В. Клопова, В.Ф. Колосова, A.M. Матюшкин, Л.В. Мещерякова, В.Ф. Овчинников, В.Г. Рындак и др.).

Значительный вклад в решение проблемы развития личности с опорой на ее духовные, религиозные ценности внесли: античная философия в лице Платона и Аристотеля, Гераклита и Сократа, которые рассматривали явление духовности с космологической точки зрения; раннехристианские философы -с точки зрения антиинтеллектуализма; философы эпохи Просвещения (Ф. Бэкон и Р. Декарт) - с интеллектуалистической, рациональной точки зрения; представители восточной философии (Ауробиндо Гхош) - с точки зрения «расширения сознания»; представители русского космизма (Н.А. Бердяев, Е.П. Блаватская, В.Н. Вернадский, Г. Гурджиев, Е.И. Рерих, П.Д. Успенский,

Н. Федоров и др.) - с точки зрения универсальных основ космического творчества Абсолюта.

Проблемам теоретико-методологических основ развития личности с опорой на ее эмпирические представления были посвящены труды философов и социологов (Батищева Г.С., Баффорда Т., Берроу Р., Бестужева-Лады И.В., Библера B.C., Божович Л.И., Брента А., Буевой Л.П., Дьюи Дж., Зиль-бермана К., Косберга П., Питерса Р., Питерсона П., Страйка К., Франка Л.В., Фромма Э., Харриса А., Херста Т., Шепель В.М.; Шугермана Б.); психологов (Аверьянова А.Н., Ананьева Б.Г., Бабанского Ю.К., Берулавы Г.А., Дубровиной М.В., Зимней И.А., Зинченко В.П., Зотовой О.И., Кубанова И.Н., Маслоу А., Райснера М.А., Семенова И.Н.); педагогов (Амонашвили Ш.А., Берулавы М.Н., Бондаревской Е.В., Ветрова Ю.П., Гинецинского В.И., Григоряна Б.Т., Никандрова Н.Д., Оза Л.А., Рувинского Л.И. и др.).

За последнее время заметно акцентировалось внимание отечественных ученых непосредственно на проблемах духовно-нравственного воспитания молодежи. Значительный интерес в связи с этим представляют работы, посвященные:

а) гуманизации образования (Батищев Г.С., Берулава М.Н., Бестужев-
Лада И.В., Библер B.C., Бодалев А.А., Бондаревская Е.В., Ветров Ю.П., Дуб
ровина И.В., Зимняя И.А., Зинченко В.П., Кан-Калик В.А., Караковский В.А.,
Коломинский Я.Л., Лежников В.П., Леонтьев Д.А., Мелик-Пашаев А.А., Му
хина B.C., Никишина И.В., Петровский В.А., Рувинский Л.И., Сергеев Н.К.,
Сластенин В.А., Тубельский А.И., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.);

б) развитию духовно-нравственного потенциала личности (Акбашев
Т.Ф., Андреев В.И., Вахтомин Н.К., Гладышев В.Н., Калмыкова З.И., Квят-
ковский В.А., Кудрявцев Т.В., Матюшкин A.M., Пономарев Я.А., Рахимов
А.З., Рувинский Л.И., Тряпицина А.П., Фомина Т.А., Хайрулин Ш.Ш., Черка
сов В.А., Чистяков Г.Д., Шубинский B.C., Шумилин А.Т. и др.);

в) разработке проблем религиозного воспитания (Братусь Б.С, Зин-ченко В.П., Зиньковский А.И., Золиченко А.И., Исаев Е.И., Слободчиков В.И. и др.).

Известно, что обществу, лишенному мировоззренческих ориентиров, всегда угрожает опасность ввергнуться в хаос и разложение. Под мировоззрением, при этом, мы понимаем систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на его отношение к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Существуют три основных типа мировоззрения: обыденно-житейское, научно-философское и религиозно-мистическое, которые составляют некоторое единство, охватывая собой определенный круг вопросов аксеологического, онтологического, гносеологического, нравственно-нормативного, морально-волевого и жизненно-практического уровня.

Ориентация педагогики на социализацию личности, как приоритетное направление ее развития, оставила в тени понимание человека как индивидуального, уникального духовного существа, обладающего не только внешними атрибутами человеческого рода - телесностью и сознательной практической деятельностью, но и своей внутренней трансцендентной сущностью.

Сегодня вся система образования в высшей школе должна быть более гибкой и самоорганизующейся, способной интегрировать в свое содержание новые компоненты, связанные с тенденциями будущего развития индивидуальности, через раскрытие в ней внутренних, скрытых ресурсов. Без этого целые пласты духовной жизни студентов могут оказаться закрытыми для педагогического вмешательства.

В доперестроечный период студент в значительной степени был отлучен как от участия в своей индивидуальной духовной жизни, так и от надындивидуальной, под которой мы понимаем всю совокупность культурных цен-

ностей, включая религиозные, созданные человеческим родом, с помощью которых человек, как демиург, творит свою картину мира.

В педагогической литературе понятие «картина мира» (Г.С. Абрамова, Н.А. Ерина, Е.А. Климов, В.Ф. Петренко и др.) часто употребляется в семантическом значении близкого к нему понятия «образ мира» (А.Н. Леонтьев). Вместе с тем, объективное содержание, которое несут в себе конкретные события и явления, то есть то, что они значат для общества, может существенно не совпадать с тем, что в них открывает для себя студент, поскольку отражение им объективного содержания событий осуществляется под углом зрения его индивидуальных интересов и переживаемых им эмоций. В данном случае «образ мира» как параметр, характеризующий особенности индивидуального смыслового поля, с помощью которого студент отражает окружающий мир, выступает в качестве ориентировочной основы его поведения и деятельности. Нет смысла формировать или корректировать личность обучаемого, не имея представления о его жизненных целях и ценностях, поскольку прежде всего они детерминируют поведение молодого человека. Педагог должен понять эти цели и то, как сам учащийся осознает их.

Несмотря на то, что образ мира постоянно корректируется, корреспондируясь со значительными и малозначительными событиями, он на уровне своей сущности - достаточно стабильное психическое образование, что и позволяет ему оказывать непосредственное влияние на поступки студентов. Следовательно, образ мира функционально, генетически и онтологически оказывается первичным по отношению к любому конкретно-субъективному чувственному переживанию.

Процесс такой модификации образа мира не может осуществляться без учета роли эмпирического знания, поскольку абстрактно-логический, дискурсивный подход в обучении лишен личностного компонента. Наука не в состоянии заменить собой не только художественное и нравственное освоение мира, но и всю его духовную жизнедеятельность.

Различные типы знания (мифологическое, мистическое, религиозное, эстетическое, научное, философское) представляют собой широкий спектр единой духовной культуры. Эмпирический социокультурный опыт также имеет сложную структуру, важное место, в которой занимают религиозные представления.

Если определяющим фактором истинности научных открытий в естествознании является логическая аргументация, то в религии - вера. Наука, основанная на чистом разуме, не может обойтись без включения в свои изыскания таких элементов бессознательного, как воображение, догадки, импульсы-озарения и даже фантазии. Религия хотя и зависит от веры, разум является ее стабилизирующим фактором. В этом и обнаруживается их необходимость друг в друге. Ни научные, ни философские, ни религиозные методы, взятые каждый в отдельности, не в состоянии справиться со своими задачами, если они не включены в общую систему образования и воспитания гуманистической ориентации.

Вместе с тем до настоящего времени остается малоисследованной проблема выявления теоретико-методологических основ развития личности с опорой на ее религиозно-духовные гуманистические ценности.

Ее актуальность определяется противоречиями между:

общей потребностью в возрождении российской духовности и невостребованностью в образовательных учреждениях духовного потенциала студентов;

ценностно-нормативной системой общества и индивидуальными человеческими ценностями, идеалами современного студенчества, его мировоззрением;

социальным заказом, предъявляемым системе образования, который в общей форме выражается как формирование инициативной, предприимчивой самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, открытой для самообразования, готовой к инновациям, способной свободно

ориентироваться в социокультурном пространстве ценностей, и духовно-нравственным кризисом, который находит отражение во всех сферах общественной жизни;

- интенсивным развитием самосознания студентов, их мыслительных способностей, общим возрастанием их субъективных ресурсов и невостребованностью обществом этих психических новообразований, что часто приводит студентов к пассивному самосозерцанию, возникновению депрессивных состояний и, как следствие, к антисоциальному поведению.

Отсутствие исследований по проблеме развития личности студента с учетом его религиозно-духовного мировоззрения обусловили необходимость исследования проблемы «Теоретико-методологические основы развития личности с опорой на ее религиозно-духовные гуманистические ценности».

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических основ развития личности студентов в вузе на основе интеграции их религиозных представлений и убеждений в содержание образования в высшей школе.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания студентов в вузе.

Предмет исследования: организация процесса воспитания студентов вузов с опорой на их религиозно-духовные ценности.

Гипотеза исследования: Процесс развития личности студентов в вузе станет более эффективным, если он будет опираться на сложившийся эмпирический опыт студентов, включающий в себя все три его составляющие: обыденно-житейскую, научно-философскую и религиозно-духовную, что предполагает необходимость пересмотра современных образовательных технологий, основу которых составила бы не сегодняшняя традиционная аристотелевская линейная логика развития личности, понимаемая как передача знаний от одного поколения другому, ведущая к количественной репродукции себе подобных, а диалектическая логика спиралевидного характера, позволяющая возвратить индивидуума как вид в исходную точку развития че-

ловеческого рода, то есть на качественно новый виток духовности, и приобщить его к той надындивидуальной сфере, которая делает человека самоорганизующейся, инициативной, самосовершенствующейся личностью, способной не только иждивенчески потреблять продукты, добытые предшествующим поколением его рода, но и вносить свой личностный вклад в общечеловеческую сокровищницу духовных ценностей. Реализация данной программы развития будет эффективной при условии: а) опоры в процессе обучения и воспитания студентов на сформированные у них религиозные представления и убеждения; б) использования технологии развития личности, предполагающей взаимодополняемость современных принципов гуманистического развития личности и традиционных христианских заповедей, ставших общечеловеческими духовными ценностями в сознании студентов. Методологической основой исследования явились:

  1. методология и философия современного образования (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, Э.В. Ильенков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, В.В. Розанов, Г.П. Щедровацкий и др.);

  2. современные концепции высшего образования (А.А. Вербицкий, О.Н. Голубева, В.Т. Кинелев, В.В. Кондратьев, А.П. Моисеев, О.Н. Полещук, В.П. Сергиевский, А.И. Субетто, А.Д. Сухов и др.);

  3. теоретические основы гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Ю.П. Ветров, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, В.А. Пономаренко, Л.И. Рувинский, Н.К. Сериков, В.А. Су-хомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.);

  4. педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность общенаучных категорий духовности (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, В.В. Знаков, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Л.И. Рувинский, В.Д. Шадриков).

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставятся следующие задачи исследования:

  1. Разработать основы нового теоретико-методологического подхода к развитию личности студентов, опираясь на сформированный у них духовный потенциал.

  2. Выявить модели интеграции светского и религиозного воспитания в истории образования, содержание которых могло бы стать предпосылкой разработки новых технологий формирования более целостной личности студентов.

  3. Выделить содержание и структуру религиозных ценностей студентов, которые целесообразно интегрировать в систему обучения и воспитания в высшей школе.

  4. Выявить иерархию христианских заповедей, являющихся психологической основой для более эффективной реализации принципов гуманизации образования.

  5. Разработать технологию развития личности студентов, предполагающую взаимодополняемость современных принципов гуманистического развития личности и традиционных христианских заповедей.

  6. Определить место и роль феномена веры в формировании мировоззрения студентов и ее связь с научным знанием в процессе обучения и воспитания в высшей школе.

  7. Выявить влияние ассимиляции религиозных представлений студентов в содержание образования на эффективность учебного процесса в вузе.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы: критический, теоретический и экзистенциональный анализ; обобщение отечественного и зарубежного опыта духовного воспитания; наблюдение, констатирующий эксперимент в форме анкетирования студентов с целью определения содержания и структуры сформированных у них духовных ценностей; обучающий эксперимент, методы математической статистики.

База исследования.

Студенты юридического, психологического и экономического факультетов Института экономики, права и социологии (г. Сочи).

На различных этапах экспериментально-опытной работы принимали участие более 1000 студентов вузов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. теоретически обоснована необходимость новых методологических подходов к развитию личности студентов с опорой на ее религиозно-духовные гуманистические ценности;

  2. выявлены модели интеграции светского и религиозного воспитания в истории образования, опираясь на которые стало возможным разработать новые технологии развития личности студентов;

  3. раскрыты содержание и структура религиозных ценностей студентов, непосредственно влияющих на формирование у них гуманистических качеств личности;

  4. на основе взаимозаменяемости принципов гуманизации образования и традиционных христианских заповедей разработана новая технология развития личности;

  5. определена роль веры в формировании мировоззрения студентов и ее связь с научными знаниями в процессе развития личности;

  6. разработан научно-учебный комплекс образования и воспитания (учебные программы, учебные пособия и методические рекомендации для преподавателей и студентов по гуманитарным дисциплинам), направленный на использование эмпирического социокультурного опыта личности, в части ее религиозных представлений, с целью воспитания гуманистических качеств личности у студентов вузов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что разработана новая теоретико-методологическая концепция развития личности студентов за счет интеграции религиозно-духовных гуманистических ценно-

стей в содержание гуманитарных дисциплин в вузе, что вносит дополнительный вклад в педагогику высшей школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, многоаспектным рассмотрением проблемы, опытно-экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; системностью обработки данных, включая качественные и количественные оценки.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе совокупности разработанных теоретических положений апробирована технология развития личности студентов, опирающаяся на взаимодополняемость современных принципов гуманистического развития личности и традиционных христианских заповедей.

Концепция развития личности с опорой на ее гуманистические религиозно-духовные ценности составила основу разработки новых учебных программ общественно-гуманитарных дисциплин в высшей школе.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, республиканских, региональных и межвузовских научных и научно-практических симпозиумах, конференциях и семинарах.

Внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования внедрены в практику работы всех факультетов Сочинского института экономики, права и социологии. Разработан научно-учебный комплекс: учебные программы, учебные пособия и методические рекомендации для преподавателей и студентов по следующим дисциплинам: педагогика, философия, религиоведение, культурология и социология.

На защиту выносятся следующие положения:

1.В истории образования существовали четыре модели интеграции светского и религиозного воспитания: эмпирическая, позитивистская, куль-

турологическая, гуманистическая, последняя из которых является наиболее эффективной для целостности развития личности.

  1. Динамика углубления процесса гуманизации образования и воспитания будет более положительной, если содержание гуманистической парадигмы образования будет соотноситься с духовными ценностями христианской традиции, дополняющими гуманистические принципы воспитания студентов.

  2. Основываясь на принципе диалектического единства веры и знания в процессе развития личности студента, педагогическая практика обретает мощное средство положительного воздействия на трансцендентную сущность личности и тем самым ускоряет процесс ее самосовершенствования.

  3. Учет иерархической структуры религиозно-духовных ценностей, являющихся специфическими для каждого студента, выступает в качестве необходимого условия индивидуализации обучения в вузе.

  4. Современная технология гуманизации образования должна основываться на взаимодополняемости современных принципов гуманистического развития личности и традиционных христианских заповедей.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. В конце прилагается список авторских публикаций, где нашли свое отражение идеи и результаты исследования.

Похожие диссертации на Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности