Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Серебренникова Юлия Александровна

Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства
<
Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серебренникова Юлия Александровна. Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 163 c. РГБ ОД, 61:04-13/1499

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование влияния искусства на формирование духовного мира ребенка 13

1. Сущностная характеристика понятия духовности 13

2. Значение искусства в формировании духовного мира ребенка 22

3. Воздействие современных видов массового искусства на внутренний мир ребенка 35

Выводы к первой главе 43

Глава 2. Психолого-педагогические факторы взаимодействия детей и взрослых в становлении духовности ребенка 45

1. Психологические условия развития внутреннего мира 6 - 7-летнего ребенка 45

2. Влияние родителей на становление духовного мира ребенка 59

3. Современные подходы педагога к обогащению внутреннего мира детей средствами искусства 69

Выводы ко второй главе 77

Глава 3. Экспериментальное обоснование эмоционально-чувственного отношения к средствам искусства как фактора развития духовного мира детей 6-7 лет 80

1.Диагностика духовного развития детей 6-7 лет 80

2. Организация опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей с искусством 87

3. Педагогические условия активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка 104

4. Динамика духовного развития детей в процессе освоения произведений искусств 115

Выводы к третьей главе 130

Заключение 133

Список литературы 136

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования.

Произошедшие за последнее десятилетие социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентации. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации ее творческих возможностей. Особо остро в настоящее время стоит задача формирования духовного мира ребенка.

Многолетнее отчуждение от подлинной духовной культуры, веры, национальных корней и традиций привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере - обострении криминогенной обстановки, росте преступности (в том числе детской), насилия, пропаганде распущенности нравов. В то время как направленность на нравственное и физическое совершенствование, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка ведет к достижению гармонии в его развитии, духовному росту.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Знакомство с различными видами искусств, занятия искусством во многом способствуют общему психическому, нравственному, творческому развитию ребенка, его способностей, индивидуальности, раскрепощению духовных потребностей, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Проанализировав ситуацию в школе, мы выяснили, что у большинства сегодняшних учеников уровень эмоционально-чувственного проявления недостаточно высок. Одна из основных проблем современной

педагогической практики заключается в том, что художественные пути познания через искусство представлены в большинстве школьных программах недостаточно. Преподавание заполнено научными элементами, плохо объединенными в единое целое, учебные предметы обращены к разуму ребенка, знания представляют собой сухие правила, определения, схемы, понятия, лишенные эмоциональной окраски, детям невольно навязывают неэстетический тип восприятия. Значительная часть программ эстетического цикла, рассчитана на репродуктивную деятельность, не предусматривая развития творческих способностей учащихся. Отсюда существует потребность в научном, теоретическом и практическом обосновании воспитания искусством.

На сегодняшний день проблема специфики духовного развития детей 6-7 лет, подразумевающего активизацию их эмоционально-чувственной сферы, осознание внутренних переживаний средствами искусства исследована недостаточно глубоко и требует своего педагогического осмысления.

К настоящему времени в педагогике исследованы проблемы полифункциональности предметов образовательной области «Искусство» (С.А. Андреева, М.В. Каменева), развития художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания (Н.М. Сокольникова), формирования эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств (Е.В. Кузина), воспитания художественных вкусов в процессе ознакомления с различными видами искусств (Л.Л. Литвиненко), педагогического руководства формированием эстетических чувств (Т.Н. Иванова).

Авторы философских учений (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский) обращают внимание на истоки человеческого бытия, духовность и духовные ценности жизни и культуры, рассматривают духовную потребность как побудительную силу нравственной деятельности.

В современной отечественной философии диапазон исследования данной проблемы довольно широк и разнообразен, имеются интересные и содержательные работы (В.Д. Шадриков, М.С. Каган, Н.К. Бородина, B.C. Барулин, С.Ф. Анисимов).

Также вопросами исследования влияния искусства на формирование личности занимались такие прогрессивные педагоги и психологи 19 и 20 столетий, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Б.П. Юсов, Ш.А. Амонашвили, Б.М. Неменский, А.Д. Артоболевская, Т.Г. Казакова, B.C. Кузин, Н.А. Ветлугина и ряд других. Ученые убедительно доказали, что деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости от специфики возрастного развития и определяется ею. Эта специфика позволяет считать, что дошкольный и младший школьный возраст- это прежде всего период накопления основ знаний, влияющих на духовное развитие. Успешному выполнению этой жизненно важной функции способствуют повышенная впечатлительность, чувственно-образный характер мышления, доверчивое подчинение авторитету взрослого.

В современной педагогической литературе довольно широко освещаются проблемы воспитания искусством с рассмотрением вопросов как воспитания средствами синтетических искусств, так и отдельных его видов (Е.Г. Ванслова, А.А. Грибовская, О.Л. Князева, С.К. Кожохина, О.А. Куревина, М.Д. Маханева, Э.И. Медведь, Т.В. Морозова, Л.В. Пантелеева, Т.И. Смирнова, Е.М. Торошилова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Все вышеизложенное позволяет выделить противоречие, которое возникает между необходимостью и потребностью современной школы в целенаправленном совершенствовании эмоционально-чувственной сферы ребенка, развитии его духовного мира и отсутствием теоретически разработанной стратегии и условий реализации этого процесса на практике.

На основании изложенного научная проблема, принятая нами к рассмотрению, заключается в разработке научных основ духовного развития детей 6-7 лет средствами искусства в условиях учебно-воспитательного процесса.

Поэтому была выбрана тема исследования: «Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства».

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить пути развития духовного мира ребенка 6-7 лет средствами искусства.

Объект исследования: духовное развитие детей в образовательном процессе.

Предмет исследования: педагогические условия духовного развития детей 6-7 лет средствами искусства в условиях дополнительного образования.

Гипотезой исследования послужило предположение:

Обогащение духовного мира ребенка 6-7 лет средствами искусства возможно и необходимо в условиях:

принятия за основу гуманно-личностного, комплексного подходов, объединенных идеей духовного развития личности ребенка;

развития у детей потребностей, интересов, вкусов, ценностного отношения, творческих способностей средствами искусства, а также умения замечать красоту в окружающей действительности, переживать ее, чувствовать произведения искусства, высказывать свои суждения о воспринятом;

- активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка, путем
включения в дополнительное образование детей 6-7 лет занятий по
ознакомлению с искусством;

-реализации таких педагогических условий, как

создание положительного эмоционального фона обучения;

построение занятий на принципах содействия и сотрудничества
с детьми;

нахождения доступных данному возрасту форм работы,
ориентированных на самовыражение детей и выявление их
природных задатков и способностей.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой в работе потребовалось решение следующих научных и научно-практических задач:

Сущностная характеристика понятия духовности

Понятие «мировоззрение» отражает особую реально существующую сферу духовной жизни общества. Мировоззрение - это внутренний духовный мир индивида, содержание которого каждый человек создает для себя сам, включая в него основные взгляды на окружающую действительность и взирая с этой точки зрения на происходящее. Слово «мировоззрение» состоит из двух слов: «мир» и «воззрение». Отсюда ясен смысл этого слова: мировоззрение есть взгляд на мир, отношение человека к миру. Оно имеется у каждого человека и складывается под влиянием обучения и жизненных обстоятельств, в которые он попадает. Мировоззрение имеет также особую структуру, включающую ценности, нормы, моральные установки, убеждения и поступки, определенную идеологию, все это, в свою очередь, воздействует на поведение человека, мышление, сознание и творчество (26, с. 16).

Объектом нашего исследования является духовное воспитание маленьких детей, поэтому наше внимание будет направлено на анализ и изучение проблемы духовности.

В настоящее время много говорится о духовности. Это, несомненно, заслуживает положительной оценки, но подчас в большом количестве публикаций совершенно размывается внутреннее содержание этого понятия.

Природа понятия «духовность» тесно связана с религиозно-церковной жизнью. Религиозная точка зрения на человека настаивает на необходимости видения человеческой природы - в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни. Для верующего человека «духовность» - это связь с Богом, стремление искупить греховную природу человеческой души, достижение ее безгрешной чистоты. Конкретное содержание духовности было определено еще Библией. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Поел, к гапатам 5:22-23)». В центре духовности лежит любовь, которая является основой заповедей Христа -«возлюби ближнего своего как самого себя».

Своеобразие духовности рассматривали выдающиеся русские философы С.Л.Франк, И.А.Ильин, В.Зеньковский, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский. В духовной жизни они видели некий особый мир, своеобразную реальность, в своей глубине связанную с космическим и божественным началом.

С.Л.Франк основными характеристиками духовности считал её бесформенность, непротяжённость и вневременность. Духовную жизнь человека он считал основой бытия общества, именно в ней видел отличие человеческого существа от животного: «Человек есть существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого - таково самое точное определение человека, усматривающее своеобразный признак, которым человек отделяется от всех других существ на свете... Только духовное начало в нем, принципиально отличное от всех эмпирических качеств (в том числе и интеллектуально-психических) и выходящее за пределы его эмпирической природы вообще, есть нечто присущее одному человеку и определяющее его подлинное своеобразие» (144, с.76). Из всех сил, движущих обществом, наиболее могущественной оказывается духовно-нравственная сила. Духовность Франка прежде всего религиозная. Через причастность к Богу философ видел возможность объединения со всеми людьми, «слияния» с ними, всеобщей любви.

Значительное место в истории русской философии занимает И.А.Ильин. В его работах духовность представлена с позиции внутреннего мира человека. Философ также описывает пути воспитания духовности, которые он видит в том, чтобы выявить истоки живой духовности, расчистить их, соединить их в единую и совместную работу. С помощью любви и одухотворения доступно и претворение в жизнь принципов добра. По его мнению, воспитание человека начинается с его инстинктивных корней. Оно не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни. Его основа не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца.

В.Зеньковский писал: «Духовность... есть творческая сила, определяющая новое качество жизни. Духовная жизнь есть живая жизнь, она полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится сверхвременным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем «развитии» души» (50, С.48-49).

Интересна точка зрения на понятие «духовность» Н.А.Бердяева, который усматривал источник духа, духовности в божественном начале. Духовность, в понимании философа, есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Это качество особенно проявляется в творческой активности человека, в свободе. Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими.

В.С.Соловьев духовность понимает как нравственную сущность, как высокое назначение человека. Он считает, что человек живет, чтобы творить добро. Основой нравственного поведения является осознание долга человека перед предками, передавшими ему культурные ценности прошлого, а также понимание ответственности перед потомками, которым он должен передать эти ценности в обогащенном виде.

П.А.Флоренский считал, что воспитывать духовность необходимо исключительно на базе культуры той страны, где проживает человек.

Можно сделать вывод, что основным содержанием духовности для русских философов выступали нормы общечеловеческой нравственности, наиболее полно представленные в религии христианства. Не случайно многие из них были сторонниками религиозного (христианского) мировоззрения, которое отражало общечеловеческие духовные ценности. Результатом развития духовности является обретение ценности жизни, её осмысление и воплощение в Вечности.

В современной отечественной философии диапазон исследования проблемы духовности довольно широк и разнообразен, имеются интересные и содержательные работы.

Духовность, по мнению Н.К.Бородиной, это «внутренняя сфера самоопределения человека, его априорная способность строить свой собственный мир притязания и оценок и отражать через свой интеллектуальный и нравственно-психологический потенциал действительность (мир вещей и мир людей) в соответствии со своим идеалом жизни и человеческим достоинством» (18, с. 12).

В.С.Барулин в понятие духовности включает все содержание интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой деятельности человека, весь сложный комплекс его психики, нравственно-этических и религиозных помыслов и переживаний, науку и искусство.

Значение искусства в формировании духовного мира ребенка

«Воспитание - это постоянное духовное обогащение ребенка», - писал В.А.Сухомлинский (132, с.39). Дети воспитываются не только на уроках. На протяжении периода детства происходит как перестройка органических потребностей, так и усвоение материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом.

Духовный мир ребенка - это его внутренний мир, включающий систему ценностных ориентации, стремление к изучению окружающего мира, умение видеть и чувствовать прекрасное, нравственные качества (доброту, отзывчивость, справедливость).

Внутренний духовный мир ребенка рассмотрел Ш.А.Амонашвили. Исследуя этот вопрос, он делает важный вывод о том, что развитие духовного мира не поддается непосредственному наблюдению, но это не значит, что этот мир не существует. Ш.А.Амонашвили говорит, что «это величайший дар природы, что духовный мир каждого человека непроницаем для чужого вторжения, грубого вмешательства. Но нельзя ведь действовать по принципу: чего не вижу, того не признаю... Именно потому, что он скрыт от нас, мы должны тревожиться за него и заботиться о нем» (4, с.371).

Существуют два основных способа воспитания души - это религия и искусство. Они являются носителями нравственного начала. Но основная роль, на наш взгляд, отводится искусству, воплотившем в художественной форме нравственные ценности. Истинное искусство всегда воплощает в себе категории добра и именно поэтому искусство - носитель духовности (121, с.84). Мировые художественные шедевры являются кладезем духовности.

Воспитание духовности - это воспитание высоких нравственных качеств, создание у ребенка системы ценностных ориентации, умение видеть и чувствовать прекрасное. О воспитании духовности можно говорить лишь на уровне догадки, предположения. «Духовная жизнь ребенка, - пишет Ш.А. Амонашвили, - не поддается непосредственному наблюдению и мы не можем «контролировать», «проверять», что он там думает, делает, с кем он там общается» (4, с.370).

Духовность измерить невозможно, но можно выделить общие основы воспитания духовности в ребенке: эмоционально-положительное отношение к людям; эстетические впечатления и эмоции, умение радоваться возвышенно-прекрасному; стремление выразить свои впечатления в творческой деятельности; воспитание нравственных качеств (доброты, справедливости, сочувствия, готовности прийти на помощь; развитие интеллектуальных потребностей, желания познать высшие человеческие ценности; формирование представлений о красоте и гармонии окружающего мира.

Важным для нашего исследования представляется рассмотрение некоторых взглядов педагогов на духовное воспитание детей.

Василий Иванович Водовозов, русский педагог, последователь К.Д.Ушинского, считал, что духовность базируется на внутренней свободе ребенка, основанной на бурном источнике жизненной силы. Во второй половине XIX века он-писал: «...прекрасные предметы живо пробуждают наше воображение; вспоминая о чем-нибудь прекрасном, будь это песнь, или светлый ручеек, или виденное вами прекрасное лицо, мы тотчас живо представляем, что слышали и видели: мы начинаем про себя напевать звуки слышанной песни; нам хотелось бы опять увидеть этот ручеек, это лицо хоть на картинке. Таким образом, прекрасное побуждает человека к тому, чтобы самому созидать, творить. Ничто не доставляет такого удовольствия ребенку, как сделать хоть отдаленное подобие вещи, которая ему понравилась» (24, с.244).

В.А.Сухомлинский видел очень важные задачи духовного воспитания в том, чтобы «научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное», чтобы «красота стала могучим средством нравственного воспитания, источником подлинной человечности именно уже в детстве, в период младенчества нервной системы, когда душа ребенка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов - всего, что ребенок видит, воспринимает, о чем он думает» (128, с.149-152).

Искусство создает конкретно-чувственные образы, которые вызывают у человека способность живо мыслить, творческую фантазию, чувственно-созидательную энергию. «Лечение красотой» - так назвал В.А.Сухомлинский одну из граней своей педагогической системы. Раскрывая перед ребенком красоту природы, музыки, живописи, великий педагог учил слушать музыку природы, ощущать оттенки красоты, тем самым, показывая «многогранность тонких духовных влияний на чувства, на сердце, а через сердце и на разум» (128,с.32).

В.А.Сухомлинский в практику преподавания ввел такие методы, как обучение грамоте с помощью рисования, рассказывания сказок, пения на уроках и декламации. Предметы искусства должны быть представлены на всех ступенях обучения. Именно предметы художественного цикла определяют духовность и душевность, доброту и красоту жизни.

Ш.А.Амонашвили считает, что «духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес;», но «насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву» (4, с.370).

В начале XX века были проведены экспериментальные изучения воздействия искусства на организм человека. По инициативе В.М.Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную (11, с.11). Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (в первую очередь страх) блокирует функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей его жизни в целом (11, с.6-18).

Из сказанного выше можно сделать вывод, что духовная жизнь человека отражается в искусстве. Искусство, как одна из форм общественного сознания, имеет свои особенности, заключенные в способности не просто отражать (как наука) действительность, но выявлять эстетическое значение событий, предметов, явлений, их роль в жизни человека, выражать отношение к ним художника, утверждать эстетический идеал. Через искусство человек стремился выразить собственное представление об окружающем мире, в своем творчестве хотел излить страдания и прославить красоту, достоинство, героизм, воплотить свои мечты. К сфере искусства относится все то, что интересует человека в природе и социальной жизни. Содержанием искусства становится общеинтересное, общечеловеческое, художественные образы помогают воспроизводить, познавать и оценивать эстетическое в окружающей действительности. Предметом исследования каждого вида искусства является сам человек, его духовный мир и его жизнь в целом.

Психологические условия развития внутреннего мира 6 - 7-летнего ребенка

«Искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание. Искусство отличается от науки только своим методом, то есть способом переживания, то есть психологически» (31, с. 190).

В 6 - 7 лет ребенок интенсивно познает окружающий мир, начинает чувствовать себя частью этого огромного мира. Поэтому для процесса освоения реальной действительности необходимо приобщить ребенка к культуре и искусству.

Возраст 6-7 лет выбран нами не случайно. К подростковому возрасту (12-13 годам) ценностные ориентации детей трудно поддаются воздействию. Созревает способность к самостоятельному мышлению, которая до этого опиралась на авторитет взрослого. Также наблюдается приоритет материальных ценностей. Поэтому в 12-13 лет целенаправленные занятия уже не дадут полной отдачи, на которую можно рассчитывать в более раннем возрасте. В средних классах сформировать мир эмоций уже намного сложнее. При знакомстве с искусством подростки воспринимают информационный аспект, а в возрасте 6-7 лет восприятие идет через область чувств (108, с.87-88, 116). Поэтому, заложив почву в младшем школьном возрасте для восприятия искусства, познавательный курс в средней школе будет раскладываться уже на подготовленную почву.

Другой причиной, обосновывающей выбранный нами возраст, является особенности мышления 6-7-летнего ребенка. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, мышление ребенка остается образным, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое.

У 6-7-летних детей педагог способен пробудить и активизировать творческие способности при восприятии произведений искусства, заложить основы эстетического вкуса и художественной культуры, выработать иммунитет к псевдоценностям, сформировать основы нравственных критериев. Для 6-7-летнего ребенка любой взрослый -авторитет, и любая просьба выполняется беспрекословно. Именно в начальной школе дети особенно легко усваивают широкие взгляды. К подростковому возрасту в них появляется достаточно скептицизма, они считают себя уже слишком взрослыми и многие предложения педагога (например, поиграть) воспринимаются с иронией.

В 6-7-летнем возрасте начинается перестройка его познавательного развития, психические процессы находятся на пике активности, и заложенное остается на многие годы. Некоторые впечатления, восприятия, подействовав в этот особо чувствительный период, становятся очень стойкими и подсознательно действующими в последующей жизни.

6-7-летний ребенок может находиться в детском саду, либо обучаться в школе. Это пограничный возраст, переходный от дошкольника к школьнику. 6-7-летний дошкольник отличается от 6-7-летнего школьника большей непосредственностью, открытостью, он более отзывчив, доверителен в отношениях с педагогом, нежели в школе. Дошкольник находится в условиях семьи или детского сада, где обращенные к нему требования сознательно соотносятся с его индивидуальными особенностями. Школа - это другие условия. Она определяет неукоснительность требований со стороны учителя, усиливает психическую напряженность ребенка. «Подрастая, дети утрачивают непосредственность, но обретают ту самую вторую реальность, которая и есть культура» (86, 215). В школе происходит стандартизация условий жизни детей, в результате в большей степени проявляются имеющиеся отклонения в развитии: гиперактивность или заторможенность, страхи, повышенная утомляемость. И именно здесь искусство приходит на помощь в преодолении этих испытаний. Оно помогает снять напряжение, преодолеть трудности в обучении.

Изучение и анализ современных исследований (Ш.А. Амонашвили, В.И. Ашиков, О.Л. Князева, С.К. Кожохина, О.А. Куревина, М.Д. Маханева, Б.М. Неменский, М.Скребцова, Т.И. Смирнова, Л.В. Пантелеева, А.И. Шемшурина) позволил выделить педагогические средства развития духовного мира ребенка 6-7 лет:

1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка, его интуиции.

2. Личный пример учителя и родителей, а также нравственные образы произведений искусства.

3. Изучение произведений искусств, овладение культурными духовными ценностями человечества, дающее возможность соизмерять свои поступки с общепринятыми нормами нравственности.

4. Творческая деятельность детей, развитие их воображения.

5. Использование в процессе духовно-нравственного развития детей комплекса различных форм деятельности (игровая, познавательная, эстетическая, творческая, общение).

Тема нашего исследования связана с активизацией эмоционально-чувственной сферы ребенка. Рассмотрим более подробно особенности эмоционального развития детей.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.). Помимо этого узкого понимания понятие "эмоция" используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональный процесс включает три основных компонента (146, с. 149-151):

1.Эмоциональное возбуждение. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для человека, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов.

2.3нак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное.

3. Степень контроля эмоции (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, страх, стыд, вина и т.п.).

Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна), то чувства - это эмоциональные процессы более высокого уровня. Они выражают целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. (146, с.161)

Под влиянием эмоций и чувств меняется течение всех познавательных процессов: одним они способствуют, другие тормозят. Так эмоциональное возбуждение улучшает выполнение легких заданий и затрудняет - более трудных.

Воспитание через эмоционально-чувственное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается в том, чтобы направлять и регулировать их через посредство деятельности, в которой они проявляются и формируются.

Для детства характерно развитие эстетической жизни. Все дети любят рисовать, лепить, сооружать. Искусство позволяет проявляться творческой активности ребенка. В эстетическом чувстве находят выход эмоции, которые переполняют ребенка. А эмоции - это окна души, «через которые душа рассматривает мир» (139, с.151).- Недостаточно развитая воля и непосредственность восприятия позволяют детям глубоко переживать каждое событие своей жизни. Недостаток опыта проявляется в творческом воображении. Импрессионизм - естественная среда ребенка. В работах детей непроизвольно отражается их душевное состояние.

Дети запоминают прежде всего то, что ими пережито и оставило впечатление. Л.С.Выготский считал, что процесс восприятия искусства и творчества сопровождается «очень важным волнением».

То или иное произведение искусства дети по-разному воспринимают в зависимости от индивидуальных качеств ребенка: от типа нервной системы и соответствующей ей темперамента, от уровня эстетического и общего интеллектуального развития. В соответствии с этим будет неодинаковой степень отражения образов прошлого, возникновение представлений в процессе восприятия.

Организация опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей с искусством

В процессе духовного воспитания эстетическое развитие обладает огромным эмоционально-чувственным, нравственным, познавательным потенциалом. С целью проверки гипотезы исследования, выявления системы средств, оптимальных для развития внутреннего мира младшего школьника, активизации эмоционально-чувственной сферы и творческих сил ребенка в процессе обучения, нами была создана и реализована программа духовного развития детей 6-7 лет средствами искусства «Познаем прекрасное».

Опыт работы с детьми позволил сформулировать несколько наиболее важных образовательных направлений курса. Необходимо отметить, что апробированная в течение шести лет программа «Познаем прекрасное» для детей 6-7 лет является начальным этапом понимания постижения искусства, ориентированна на самовыражение детей и выявление их природных задатков и способностей.

На занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства, соприкасаются с народным и декоративно-прикладным творчеством. Ребята знакомятся в основном с русскими шедеврами. Искусство других стран и народов дается для сравнения и начального ознакомления.

Беседы об искусстве развивают творческие способности ребенка, воображение, образное мышление, фантазию, речь, художественный вкус, целостное видение окружающего мира, формируют интерес к различным областям знаний в области искусства и потребность в более глубоком познании окружающего мира.

При составлении программы ставились следующие задачи:

- совершенствовать духовный мир ребенка эстетическими эмоциями;

- заложить основы эмоционально-положительного отношения к человеческому обществу;

- понимать язык искусства, развивать умение смотреть, видеть и рассказывать о своих впечатлениях; активизировать проявления личных отношений детей к произведениям искусства, умения осознавать свои внутренние переживания;

- познакомить детей с творчеством русских художников, музыкантов, поэтов и с некоторыми произведениями мирового искусства;

- развивать у детей навыки эстетического восприятия и художественный вкус;

- научить детей различать виды и жанры искусства, выделять выразительные средства творений художников;

- стимулировать творческую деятельность.

Задачи реализовывались с учетом возрастных особенностей, уровня интеллектуального, психического и физического развития детей. Основная цель занятий заключается в формировании потребности в общении с культурным наследием, с бесценными шедеврами искусства, готовности к самостоятельному освоению подлинных художественных ценностей, в приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям, к материальной и духовной культуре многих поколений.

Содержание бесед направлено на активизацию эмоциональной памяти детей, они включают в себя рассказ педагога, записи музыкальных фрагментов. В беседах используются репродукции, слайды, видеопрограммы, фотографии, диафильмы, изделия декоративно-прикладного искусства. Монолог учителя на занятиях сведен к минимуму, постоянно прерываясь вопросами и обращениями к детям, побуждающими их к рассуждению, самостоятельному нахождению правильного ответа. Вопросы закрепляют эмоционально-познавательное впечатление, формируют потребность к повторному обращению к заданной теме. По ответам детей, их реакции можно судить об эффективности проведенного занятия. (Приложение №4)

Предлагаемая система художественно-творческих занятий является результатом многолетней экспериментальной работы и педагогических наблюдений за деятельностью детей 6-7-летнего возраста. В процессе обучения сложились основные принципы работы, методические приемы, новые формы обучения.

Курс предполагает прикосновение к мировым шедеврам и закладывает фундамент для их изучения в будущем. В возрасте 6-7 лет для детей главное не запомнить, изучить что-либо, а прочувствовать эмоционально полученные впечатления. Поэтому при практической реализации программы была сделана опора на непосредственную реакцию ребенка на произведение искусства. Программа рассчитана так, чтобы искусство максимально развивало чувственную сферу ребенка, активизировало его эмоции, художественное мышление, сформировывало особую шкалу духовных ценностей.

За год обучения проводится 36 занятий, рассматривается 12 тем. Основной вопрос курса: «Что такое искусство?» затрагивается почти на всех занятиях.

Каждый урок оценивался критически, насколько объем и содержание информации соответствуют возраст}' и как материал усваивается детьми. В ходе проведенного эксперимента пришлось убрать некоторые темы, а на некоторые расширить количество часов.

Попытаемся кратко изложить содержание курса, отмечая методы преподавания, использованные пособия, творческие задания.

На первом, вводном, занятии мы вместе с детьми выясняем, что есть искусство, красота, какое место отведено этим понятиям в нашей жизни. Очень часто дети понимают эти слова в самом узком смысле. Под искусством они понимают только рисование, а художник - это человек, который рисует. Музыка, балет, театр, литература не ассоциируется с искусством, слово «архитектура» не знакомо. На уроке дети, направляемые учителем, выясняют основные виды искусства. Педагог рассказывает о том, когда появилось искусство, демонстрирует древние наскальные рисунки. В конце занятия делается вывод, о чем мы будем говорить на занятиях.

Следующие три занятия будут посвящены искусству Слова. При изучении литературы перед педагогом стоят следующие задачи: - познакомить детей с миром словесного искусства; - показать многообразие языка, обогатить исходный словарный запас; -формировать умение слушать, понимать содержание художественного произведения и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.

Сначала дети знакомятся с былиной. Многие ребята никогда не слышали былин, не знают, кто такие богатыри. На уроке рассматривается картина В.Васнецова «Три богатыря», обсуждается одежда, оружие богатырей. Художник создал прекрасные, очень убедительные образы былинных героев в неразрывном единстве. Они во многом дополняют и обогащают друг друга, но каждый имеет нечто свое, особенное. От их могучих фигур исходит спокойствие и уверенность. Почти все видели эту картину раньше, но никогда не обращали внимания на детали. На занятии дети высказывают свои предположения о предназначении оружия, одежды, иногда выдумывают предполагаемые подвиги, нередко сочетая в своих рассказах былинных богатырей с героями современных мультипликационных фильмов (Например, при описании сражения Ильи Муромца с покемонами, щит богатыря в рассказе ребенка служит источником мощного электрического заряда, который поражает противника). Задачей учителя в этом случае становится не только рассказ о богатырях, но и разделение подобного смешения. Педагог рассказывает об исполнителях сказаний, читает пример былины про центрального героя -Илью Муромца.

Похожие диссертации на Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства