Введение к работе
Актуальность темы. Социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, сопровождаются духовно-нравственными изменениями российского общества: разрушением ценностных ориентации, отсутствием духовных, нравственных и эстетических идеалов. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей, Россия занимает первое место в мире.
Кроме того, большое количество детей, родители которых не могут или не хотят создать нормальные условия для их гармоничного развития, обеспечения безопасности и создания нормальных жизненных условий, помещены государством в детские дома. Это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей алкоголиков и осужденных, дети-беженцы, дети из семей эмигрантов и безработных, а также дети, пострадавшие при вооруженных конфликтах, в межнациональных войнах и экологических катастрофах. Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными (Е.В. Бондаревская, Д.М. Гришин, В.Е. Гурин, Л.В. Зосимовский, О.И. Рут, Ю.В. Селиванов и др.), показали, что значительная часть детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, имеют серьезные проблемы в личностном и физическом развитии, совершают безнравственные проступки из-за отсутствия этических знаний и путаницы в моральных понятиях.
Дезориентированность и дезадаптированность личности ребенка из-за несовершенства воспитательной системы в учреждениях для детей-сирот приводит к низкой духовности. Вышеперечисленные проблемы требуют особых педагогических подходов к воспитанию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социально-культурных ценностей и развитию нравственных эстетических навыков. Однако руководство и педагоги порой, из-за сложившихся стереотипов в подходах к организации образовательной деятельности, отсутствия специально разработанных педагогических технологий, оказываются не готовыми по-новому строить отношения с детьми. Система нравственно-эстетического просвещения, способствующая конструкции и реконструкции отношений на основе сознательно усвоенных или самостоятельно выведенных из опыта поведения новых знаний и понятий, находится на низком уровне.
Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, формирование системы нравственно-эстетических взглядов приобретает особое значение. В этой связи актуальным становится поиск способов организации педагогического процесса, при котором возможно реализовывать права ребенка на понимание, защиту и поддержку.
Ряд исследователей в качестве психологических особенностей детей-сирот отмечают множественные деформации эмоциональной сферы (В.А. Аверин, Б.Н. Алмазов, С.Н. Беличева, Т.В. Валицкас, А.И. Грошен-ков, Ю.В. Клейберп В.В. Кондратьев, ЕА. Медведева, В.Ф. Пирожков, М.И. Рожков и др.), обусловленные неудовлетворением базовых потребностей личности в материнском тепле, отсутствием любви в раннем детстве, неправильным воспитанием, школьной дезадаптацией и некоторыми другими факторами. Это затрудняет развитие личностных сфер, нарушает процесс социализации ребенка, открывает путь поведенческим отклонениям.
Важным средством развития эмоциональной сферы ребенка, как известно, является музыка, - самый эмоциональный вид искусства. Нравственно-эстетическое воспитание музыкальными средствами, сориентированное на общечеловеческие духовные ценности, является одним из ведущих институтов социализации. Проблема формирования эстетической культуры личности средствами искусства являлась предметом исследований философов (Ю.А. Борев, А.И. Буров, Н.Л. Лейзеров, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, В.И. Ка-никовский, Н.И. Киященко, А.И. Комарова, НА. Крылова, А.И. Сохор), психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.), педагогов (Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий). Роль искусства в формировании эстетической культуры рассматривалась в исследованиях по музыкальной педагогике (АА. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, Е.М. Торшиловой, Ю.У Фохт-Бабушкина). Теоретические и методические проблемы формирования эстетической культуры средствами музыкального искусства разработаны в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.В. Алиева, ОА. Апраксиной, Б.В. Асафьева, НА. Веглугиной, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.А. Школяр, Л.В. Школяр, НА. Терентьевой и др.
Рассматривая вопросы формирования эстетической культуры в русле психологических проблем, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, АА. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон доказали, что эффективность процесса приобщения детей к искусству зависит от таких их особенностей, как высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, сензитивность, способствующая восприятию искусства, повышенный интерес и склонность к различным видам художественной деятельности, эмоциональная впечатлительность.
Значительный интерес для исследования представляют работы Б.В. Асафьева, МА. Глинки, К. Орфа, В.Н. Шацкой, Л.Д. Вавиловой, ША. Гусейновой, Н.Ф. Зайнетдиновой, К).Д. Кулакова, ГГ. Лексвешвили, в которых рассмотрены возможности формирования личности ребенка средствами национального музыкального искусства. Вопросы психологии искусства
и художественного воспитания рассматривались в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Т.С. Злотниковой, А.А. Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкин-ского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др. В работах по музыкальной психологии (А.В. Ражников, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин) затрагиваются отдельные стороны психологического воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. В педагогике музыкального образования к настоящему времени накоплен богатый материал, связанный с воспитательными возможностями музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.А. Пиличаускас и др.). Однако проблема развития эмоциональной сферы социально деприви-рованных детей в процессе музыкального образования специально не исследовалась.
Таким образом, анализ научно-теоретической литературы позволяет говорить о том, что среди самых разнообразных воздействий на ребенка трудно переоценить возможности искусства, в частности музыки. Положительные эмоции и чувства, которые она может вызвать, вводят человека в состояние внутренней гармонии.
Следует отметить, что в учебном плане детских домов существует предмет «Музыка», но не разработано научно-методическое обеспечение этого предмета, учитывающее специфику и особенности контингента, что затрудняет работу учителей и воспитателей и не позволяет им в полной мере использовать потенциал музыкального искусства в целях социально-культурного развития детей-сирот
Все это позволило определить следующие основные противоречия между:
требованиями общества к организации деятельности детских домов в новых условиях и их неготовностью к изменениям в данной деятельности;
ростом числа детей-сирот с социальными и эмоциональными проблемами и неготовностью педагогов к оказанию поддержки таким детям;
большим потенциалом музыки как фактора развития личности и неразработанностью педагогических средств музыкального образования детей в условиях детских домов.
Выявленные противоречия определили проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия и средства нравственно-эстетического развития детей-сирот в процессе музыкального образования?
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий и средств развития социально-культурной личности воспитанников детского дома в процессе музыкального образования.
Объект исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования: педагогические условия и средства нравственно-эстетического воспитания детей-сирот в процессе музыкального образования.
Гипотеза исследования: Слаборазвитая эмоциональная сфера детей-сирот негативно влияет на развитие личности воспитанников детских домов, что требует психолого-педагогической коррекции. Данный процесс будет протекать наиболее эффективно, если использовать все средства музыкального искусства, создать следующие условия:
актуализировать внутренние позитивные ресурсы для личностного роста ребенка,
рассматривать постижение им музыкального языка как естественного способа коммуникации;
включать ребенка в процесс идентификации при условии ситуативной определенности музыкального произведения.
Задачи исследования:
Проанализировать и обобщить основные положения научных разработок теории нравственно-эстетического воспитания личности с целью их применения в исследовании.
Определить возрастные и индивидуальные особенности детей-сирот, находящихся в условиях детского дома, их социально-культурную природу, особенности эмоциональной сферы, составить социально-психологический портрет воспитанника детского дома Республики Северная Осетия-Алания.
Охарактеризовать возможности музыки для развития эмоциональной сферы социально депривированных детей.
Обосновать, разработать и экспериментально проверить наиболее эффективные направления, условия и методы развития эмоциональной сферы воспитанников детских домов в процессе музыкального образования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие научные положения и теории: деятельностный подход к изучению психологических процессов и явлений, согласно которому человеческая психика, ее эмоциональная сфера не только проявляются, но и формируются в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.); гуманистические идеи образования (Ю.П.Азаров, Ш.А. Амо-нашвили, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.); теория социального и педагогического взаимодействия (К).К. Бабанский, Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.); теория социализации человека (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков); идеи педагогики индивидуальности (Б.Г. Ананьев, ОС. Гребенкж, Т.Б. Гребенкж и др.); музыкально-педагогические концепции (Д.Б. Кабалевский, А.А. Пиличаускас и др.); психоаналитическая
теория К. Юнга; исследования о сущности эмоциональной сферы (Дж. Боулби, Ф.Е. Василюк, И.В.Дубровина, К. Изард, И.Л. Лернер и др.); исследования об особенностях эмоциональной сферы социально депривиро-ванных детей (Ю.А. Клейберг, В.В. Новиков, В.Ф. Пирожков, М.И. Рожков, Л.В. Фомина); теории музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические (анализ психологической, педагогической, музыковедческой, музыкально-психотерапевтической литературы в аспекте изучаемой темы, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование); эмпирические (включенное наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, диагностические беседы, изучение музыкальных дневников, тестирование), констатирующий и формирующий эксперименты. Обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики.
База исследования и его организация. Исследование проходило на базе 5 детских домов Северной Осетии, на констатирующем этапе эксперимента было задействовано 253 воспитанника в возрасте от 7 до 17 лет. На этапе формирующего эксперимента была сформирована контрольная группа из 196 человек (воспитанники 4 детских домов). Экспериментальная группа в количестве 57 человек была представлена воспитанниками детского дома «Хуры Тын».
Исследование проходило в период с 2000 года по 2009 год и включало гри взаимосвязанных этапа:
I этап - (2001-2003 гг.) - теоретический анализ научной, научно-
методической литературы по проблеме исследования, обобщение отече
ственного и зарубежного опыта развития и формирования эмоциональных
особенностей детей-сирот; накопление и осмысление личного педагогиче
ского опыта по применению музыкально-педагогических методов в коррек-
ционной работе с детьми-сиротами в условиях детского дома. Определение
исходных параметров исследования: цели, гипотезы, задач, методологии и
методики опытно-экспериментальной работы.
этап - (2004-2007 гг.) - разработка и апробация музыкально-педагогических средств, способствующих развитию эмоциональной сферы детей в условиях детских домов.
этап - (2008-2009 гг.) - подведение итогов экспериментальной работы, обобщение полученных в ходе эксперимента результатов, завершение литературного оформления материалов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- на основе выявленных индивидных, личностных и музыкально-
эстетических особенностей составлен социально-психологический портрет
воспитанника детского дома Республики Северная Осетия-Алания, разра
ботаны наиболее благоприятные условия для развития его эмоциональной
сферы, определены этапы последовательного изучения ребенком элементов
системы музыкальных знаков как единиц формо структуры музыкального
языка, включения детей в процесс идентификации и актуализации внутрен
них ресурсов;
- разработан комплекс педагогических средств, обеспечивающих разви
тие эмоциональной сферы детей в детских домах в процессе музыкального
образования (отбор содержания музыкального материала на основе ситуа
тивной определенности, эмоциональной насыщенности, доступности для
их восприятия; комфортность среды общения участников реабилитацион
ного процесса; индивидуализация психологической поддержки; организа
ция успешной, социально полезной практической деятельности; формиро
вание рефлексивной позиции).
Теоретическая значимость исследования:
1.Теоретически и эмпирически обосновано значение социальной де-привации в формировании особенной жизненной среды учреждений для детей-сирот, причины ее возникновения в подобных учреждениях, расписаны структура и виды деятельности детского дома.
2.Охарактеризованы функции, цели и задачи детских домов, участвующих в воспитании социально депривированных детей.
3.Выявлена специфическая роль нравственно-эстетического воспитания как одного из ведущих институтов социализации личности, ориентированного на формирование у детей-сирот средствами музыкального воспитания общечеловеческих духовных ценностей.
4.Определены возможности музыки как средства формирования личности, разработаны средства психоэмоциональной реабилитации социально депривированных детей-сирот в процессе музыкального образования;
Практическая значимость диссертационного исследования:
1.Составлен комплекс диагностических методик для определения индивидных показателей, уровней сформированности ведущих качеств личности и тревожности, эмоциональной активности, развитости чувств социально-эстетического развития детей воспитанников детского дома, необходимый для создания программы нравственно-эстетического воспитания детей-сирот средствами музыкального искусства.
2.Предложены музыкально-педагогические методики, позволяющие развивать в процессе социальной адаптации эмоциональную сферу детей, воспитывающихся в детских домах.
3.Разработанная авторская программа по предмету «Музыка», методика преподавания данного предмета, предлагаемые формы, методы и средства обучения, учитывающие психолого-педагогические особенности развития детей-сирот, могут быть использованы в специальных учебных заведениях педагогической направленности, при подготовке воспитателей и преподавателей музыки, на курсах повышения квалификации работников образования, детских домах семейного типа и приемными родителями.
На защиту выносятся:
Нравственно-эстетическое воспитание детей-сирот музыкальными средствами в условиях детского дома сориентарованное на общечеловеческие духовные ценности, является одним из ведущих институтов их социализации.
Данное направление воспитания детей-сирот предполагает предварительное изучение индивидных, личностных, субъектно-деятельностных свойств их личности.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей-сирот состоит из: отбора содержания музыкального материала на основе ситуативной определенности, эмоциональной насыщенности, доступности для восприятия; этапов последовательного постижения ребенком системы значений музыкального языка; подключения механизма идентификации при наличии ситуативной определенности музыкального произведения; актуализации внутренних ресурсов, комфортности среды общения участников процесса; индивидуализации психологической поддержки; организации успешной, социально полезной практической деятельности; формирования рефлексивной позиции.
Совокупность педагогических средств развития эмоциональной сферы, должна включать: создание ситуации успеха; постановку реальных и достижимых целей; разные виды музыкальных игр и творческих заданий, работу с музыкальными дневниками; организацию музыкальной и творческой деятельности с использованием приемов музыкальной драматургии, проблемного изложения материала, активного управляемого воображения, свободных ассоциаций, самонаблюдения.
Достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью исходных методологических и теоретических положений, разнообразием применяемых методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования, многолетней опытно-исследовательской деятельностью автора исследования, экспериментальной проверкой гипотезы и положительным результатом эксперимента.
Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры пе-
дагогики высшей школы ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им К.Л.Хетагурова», научно-практических и методических семинарах для учителей и воспитателей, организованных Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования, международных, всероссийских и региональных научных конференциях (Рязань-2003, Харьков-2005, Владикавказ-2007). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс детских домов и учебных заведений интернатного типа Республики Северная Осетия-Алания.
Объем и структура диссертации. Диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (325 наименования) и приложений.