Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование культуры межнациональных отношений как социально-педагогическая проблема 21
1.1. Характеристика этнокультурной ситуации на постсоветском пространстве в 1991-1997 гг 21
1.2. Научно-педагогические основы гуманных межнациональных отношений в современном полиэтническом обществе 42
1.3. Социальные стандарты культуры межнациональных отношений по международному и внутрироссийскому праву 57
Глава 2. Основные направления и тенденции этнопедагогической публицистики 1991-1997 гг. 79
2.1. Педагогическая публицистика в системе культурологического образования 79
2.2. Проблема воспитания межкультурной компетентности в условиях диалога культур 88
2.3. Формирование нравственной культуры и социальной этики в межнациональных отношениях 114
2.4. Этнопедагогические принципы редактирования публицистики. Педагогическое мастерство
публициста 130
Заключение и выводы 151
Список использованной литературы 156
- Характеристика этнокультурной ситуации на постсоветском пространстве в 1991-1997 гг
- Научно-педагогические основы гуманных межнациональных отношений в современном полиэтническом обществе
- Педагогическая публицистика в системе культурологического образования
Введение к работе
Исторической работой тысячелетий Россия создавалась как многонациональная, но единая, неделимая, независимая и великая держава. Российское государство объединяло народы не только силой, но и своей культурой, впитывающей в себя языки, культуру, традиции новых народов, вошедших в его состав. По последним данным министерства по делам национальностей и федеративным отношениям, в Российской Федерации в настоящее время проживает 176 народов, каждый из которых обладает особенностями материальной и духовной культуры /121,с.1/.
В концепции Государственной национальной политики РФ отмечается, что "преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов" /89,с.7/.
Идеи формирования и сохранения в обществе гармоничных и гуманных межнациональных отношений имеют глубокие корни в России (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.Н.Сорока-Россинский, И.Я.Яковлев и др.). Теория национального и интернационального воспитания активно разрабатывалась и после Великого Октября, когда был создан принципиально новый тип единой общеобразовательной политехнической трудовой школы. Основоположники советской школы Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.В.Луначарский и др. исходили из единой ин- тернационалистическои иделогии, что оказало решающее влияние на дальнейшее развитие теории воспитания. Интернациональное сознание взрослых определял советский образ жизни с его твердыми гарантиями для представителей всех народов. Эффективность советской национальной стратегии с большой силой проявила себя в ходе Великой Отечественной войны. К сожалению, в послевоенные годы интернационализм стал приобретать все более лозунговый и парадный характер. Однако нет веских причин утверждать, что именно издержки интернационального подхода стали причиной распада СССР.
В период существования СССР ни один народ не исчез, а в соответствии с ленинской национальной политикой многие крупные этносы получили ранее не имевшуюся у них государственность, и государство в целом производило значительные расходы на развитие национальной культуры. Однако, весьма спорная, по сути ассимиляционистская доктрина о формировании безнационального общества "советский народ" привела к негативным последствиям. Если в 1934 году учебники издавались на 104 языках народов Советского Союза, то в 1985 году - только на 44 языках. 60 этносов потеряли свою национальную школу /Н.М.Кузьмин,102,с.З/, а некоторые, например шапсуги, - даже национальный язык. По уникальнейшей из педагогических цивилизаций - народов России - и межнациональному согласию был нанесен тяжелейший удар депортацией 24 репрессированных народов в 40-е годы. Сохранить родное слово, традиции, историческую память, культуру они смогли лишь благодаря народным традициям воспитания /Г.Н.Волков, 38,с.35/.
В конце 50-х годов руководитель советского государства Н.С.Хрущев заявил: "Чем скорее сотрутся национальные различия, тем быстрее мы вступим в светлое будущее". Это в корне противоречило предостережению В.И.Ленина о том, что социалистическое содержание культуры не ликвидирует ее национальные формы. Начался сильнейший прессинг на национальную школу, проводилась необоснованная союзная централизация управления просвещением.
Стратегия на стирание национальностей, создание общества, говорящего только по-русски, потерпела поражение. Национальные особенности никуда не исчезли, их загнали вглубь, предоставив им возможность развиваться спонтанно. Национальная школа, народная педагогика, педагогическая публицистика в этих условиях не в полной мере могли быть инструментом гармонизации межнациональных отношений. Бумерангом это отозвалось в острейших межнациональных конфликтах и взрыве национального эгоизма и сепаратизма на рубеже 80-90-х годов.
К числу важнейших причин, которые обусловили деструктивное развитие событий, относится кризис культуры межнациональных отношений. В советской педагогической публицистике и исторической науке эта проблема специально не рассматривалась, она подразумевалась в аспекте интернационально-патриотического воспитания. Обоснованные учеными-обществоведами теоретические положения о расцвете и сближении наций и народов СССР, бесконфликтности их взаимоотношений, о создании единой общности безнационального типа - советского народа, единой социалистической культуры в новых исторических условиях оказались несостоя- тельными. То, что прогнозировалось в стабильном советском обществе, оказалось неприменимо к реалиям и практике постсоветского периода. Воспитание же немыслимо без научного предвидения его конечных результатов.
Самой острой культурологической проблемой наступившего периода, как было отмечено на форуме "Глобальные и национальные аспекты культур в ХХ1 веке" (Бишкек, 1997), стало сохранение национального своеобразия народов, впервые в своей истории вставших на самостоятельный политический путь развития, взаимодействие техногенной цивилизации и традиционной общественной организации этносов /83,с.З/. Однако процессы национального пробуждения таили в себе опасность национализма. Широкое распространение получило понимание суверенитета как права титульных национальностей на территорию, ее ресурсы, преимущественное политическое представительство и на официальный статус собственных культурных институтов - языка, религии, символики и т.д. Оборотной стороной процессов суверенизации стала национальная замкнутость. "На современную этнополитическую ситуацию оказывает существенное влияние наследие прошлого,- отмечается в концепции ГНП.- Тяжелый удар по всем народам страны, включая и русский, был нанесен депортациями, репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, порождавший основу и для нынешних противоречий" /89,с.8/.
События последних десятилетий показали ограниченность европоцентристского взгляда на культуру, когда техно- генная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим региональным и национальным культурам. В 90-е годы особо резкий контраст проявился между культурными идеалами демократии и действительностью. Деформации предшествующего периода, геополитические и психологические последствия разлома гигантского цивилизационного пространства, усугубленные хаосом и непродуманностью экономических реформ, отсутствием осмысленной национальной стратегии, едва не привели к крушению федерализма и распаду России. Напряженность в сфере межнациональных отношений характеризуется в этот период наличием зон кровопролитных конфликтов, феномена разделенных народов, выдвижением территориальных претензий на фоне неурегулированных земельных отношений, потоком беженцев и вынужденных переселенцев, массовой безработицей, резкой нехваткой жилья, ресурсов жизнеобеспечения, тяжелой криминогенной ситуацией.
Еще одну ключевую причину кризиса культуры межнациональных отношений - демографическую - выделяет А.Х.Галазов: "После 2000 года в трудоспособный возраст войдет поколение, спрос на рабочую силу которого будет критически мал. Уже сегодня в Чечне, Ингушетии, Дагестане из-за высокой рождаемости в послевоенное время перенаселенность и безработица создают огромное социальное напряжение. Именно в этом "тектоническом" факторе надо искать глубинные причины роста насилия, иррациональных сепаратистских настроений и эксцессов" /46,с.3/.
Откуда берут корни такие настроения и эксцессы? Эти вопросы еще в конце Х1Х века волновали крупного русского философа и историка, исследователя национального вопроса в России В.С.Соловьева: "Ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определение участия в общей жизни человечества" /181-2,с.42/. Взгляды Соловьева, изложенные в серии его статей и двух выпусках "Национальный вопрос в России" (1888-1891), с полным правом можно считать основополагающими для отечественной педагогической публицистики.
Значительными для нашего исследования явились труды отечественных философов, историков, педагогов, социологов и культурологов, освещающие вопросы соотношения национального, интернационального, общечеловеческого, соотнесенность национальной культуры с общемировой (Р.Г.Абду-латипов, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, Л.П.Буева, З.Т.Гасанов, Б.С.Гершунский, Л.М.Дробижева, С.И.Змеев, Т.Г.Исламишина, Н.С.Коган, Б.Т.Лихачев, В.А.Михайлов, М.И.Мухин, Г.С.Померанец, И.И.Серова, В.С.Соловьев, В.А.Тишков). Идеи народности воспитания, межнационального взаимодействия нашли отражение в фундаментальных работах по этнопедагогике, этнопсихологии отечественных ученых В.А.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, А.ШХашимова, А.Э.Измайлова, И.С. Кона, В.Г.Костомарова, В.М.Коротова, В.С.Мухиной, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова и др. Отдельные аспекты национально-патриотического, интернационального воспитания в условиях многонационального сообщества, в процессе взаимодействия национальных культур получили развитие в диссертационных исследованиях Ш.М.Авидокова, О.В.Аракелян, В.В.Амелина, Н.А.Асимовой, А. И. Вдовина, Е.М.Галкиной, Р.И.Изатуллоева, Х.Д.Ооржака, Ю.В.Павличенко, Р. К. Сана- басовой, М.И.Стельмаховича, К.И.Султанбаевой, Р.Г.Читаше-вой и других.
В новой России средствам массовой информации отводится важная роль в реализации государственной политики в сфере национальных отношений. "Трудно переоценить роль СМИ, которые могли бы больший акцент делать на освещении событий, явлений, идей, укрепляющих межнациональное согласие в стране",- считает доктор исторических наук В.А.Михайлов /139,с.9/.
Формирование культуры межнациональных отношений на фойе потрясений, которые имели место в постсоветской истории - это такая сфера человеческой деятельности, в которой активно ведутся поиски новых форм и содержания образования, разнообразных подходов к трансляции информации от субъекта к объекту обучения. Образовательные потребности личности и общества предполагают двойственную роль педагогической публицистики, как уникального средства распространения передового педагогического опыта среди профессионалов и педагогического воздействия на взрослую аудиторию. В последнем случае наше исследование представляет также интерес для андрагогики, т.е. теории обучения взрослых. Это новая ветвь знаний о человеке, одна из формирующихся наук об образовании.
Под публицистикой понимается род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Советский энциклопедический словарь /178,с.1077/ указывал, что публицистика играет важную политическую и идеологическую роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, агита- ции и пропаганды, способом организации и передачи социаль ной информации. Таким образом, педагогическая функция публицистики - факт общепризнанный. В нашем пониании пе дагогическая публицистика - это не только публицистика на педагогические темы. Это и публицистика великих педагогов, пусть даже на другие темы. Все то, что принадлежит их перу, несет на себе печать незаурядного педагогического мышле ния. Яркие примеры этому - "Не могу молчать" Л.Н.Толстого, сочинения Я.Корчака, А.Макаренко, В.Сухомлинского... Науч но-педагогической публицистикой не пренебрегали Я.А.Коменский и К.Д.Ушинский.
Несмотря на обострение межэтнических противоречий в РФ тема воспитания культуры межнациональных отношений занимает недостаточное место в педагогической публицистике. Она систематически поднимается только в журнале "Педагогика", эпизодически в газетах "Правда", "Правда-5Я, "Учительская газета", "Культура", "Российская газета", "Независимая газета" и др. Мы различаем два вида педагогической публицистики - научную (характерна для журнала "Педагогика", научных изданий и бюллетеней) и популярную (характерна для журналов и газет). Первый вид адресован преимущественно педагогам-профессионалам и, как правило, обобщает передовой опыт, транслирует новую методологию, раскрывает секреты педагогического мастерства. Второй вид, самый важный с точки зрения формирования в обществе культуры межнациональных отношений, представляет форму педагогического воздействия на массовую читательскую аудиторию. К сожалению, большинство газетных публикаций носит излишне политизированный и не вполне научный характер.
Чтобы указать наиболее перспективные пути гармониза-* ции культуры межнациональных отношений необходим критический анализ опубликованных по теме материалов в 1991-1997 гг. Попытка такого анализа предпринята в настоящей
Щ диссертации. В работе рассматривается только печатная | пресса (проанализировано 1123 публикации, полностью или \ фрагментарно касающихся нашей темы), роль теле- и радио- Е! коммуникаций требует отдельных исследований. І В 1991-1997 гг. наметилась устойчивая тенденция, свя-
I занная с оттеснением педагогической публицистики на пери- j ферию внимания прессы. "Появилась новая журнал истика,- отмечает А.Плутник /160,с.4/ - где хорошо пишет не тот, кто хорошо думает, а тот, кто быстр на руку и на ногу, у кого есть свои источники эксклюзивной информации. Иными словами, Ф теперь факт дороже мысли... Стали исчезать наиболее трудо- j емкие жанры,- анализ на конкретных примерах человеческих j судеб, социальных и нравственных процессов, протекающих в
9 обществе/ Еще более радикальную оценку дал известный педагог-публицист С.Л.Соловейчик. По его мнению отечественная педагогическая публицистика была сильна только одной стороной - отрицанием. Соловейчик высказал мысль, что идея всеобщего воспитания через прессу весьма опасна, а стереотип того, что пресса должна воспитывать, ошибочен. "Пресса не является воспитателем. Она обслуживает другие нужды людей. Пресса отвечает нужде в информации и общении" :*. /180,С.6/. ^ Мнение Соловейчика весьма характерно для этапа пере- хода прессы от преимущественно пропагандистских методов деятельности к преимущественно информационным. Однако практический опыт редакторской работы в газете, анализ связи информационных потоков с реакцией читательской аудитории на них позволяет нам утверждать, что и информация, подобранная и комментированная определенным образом, может нести воспитательную, идеологическую нагрузку.
Необходимо также учитывать, что в последние годы общество пережило информационный стресс. Вновь появилась нужда в публицистике - объясняющей и воспитывающей. "В России есть своя традиция,- напоминает писатель и публицист Л.С. Жуховицкий /62,с.4/ - Люди хотят не только услышать сообщение, но и узнать мнение пишущего человека". Поэтому не случайно, что публицистика на педагогические темы стала сегодня возвращаться на страницы газет.
В духовной жизни России идеи объединения людей различных национальностей, толерантности всегда преобладали над идеологией национального превосходства, отчуждения и нетерпимости. Богатство России в разнообразии культур. Важно обеспечить плюрализм культур. Признание этих реальностей означает и трансформацию цели исторического и педагогического развития. "Реальная историческая цель,- полагает культуролог Г.Померанец, - не евразийская цивилизация (она навсегда останется фантомом и призывом), а евразийский диалог. Это мыслимый вклад России в мировой диа-лог7166,с.54/.
На наш взгляд, такой подход наиболее близок к истине и задачам момента. Русская культура - полиэтнична. И если публицистика станет продолжать традиции русской культуры, то она станет фактором, объединяющим этносы. Поэтому необходимо восстановить и продолжить линию, на протяжении столетий отличавшую публицистическую и культурологическую мысль в России: стремление к консолидации людей разных национальностей и вероисповеданий, признание естественным, важным и плодотворным для государства сохранение и развитие всего многоголосья культур, языков, верований и традиций ее народов.
Важную роль в исправлении происшедших деформаций могла бы сыграть этнопедагогика - наука о педагогических традициях народов. Актуальными для нас являются исследования Г.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, М.Г.Тайчинова, Е.Л.Христовой, где показаны возможности этнопедагогики в гуманизации межнациональных отношений.
С.И.Григорьев и В.Л.Миронов /53.С.69/ отмечают парадоксальное положение наших вузов в системе педагогического образования в России - там отсутствует систематическая специальная подготовка по этнопедагогике и этносоциологии. Может быть, потому так противоречивы и разношерстны созданные в последнее время концепции национальных школ, моделей национально-регионального развития образования.
Важным шагом вперед стала деятельность межвузовского центра "Формирование культуры межнационального общения", созданный по решению Министерства образования РФ в мае 1994 г. в Дагестанском государственном педагогическом институте (г. Махачкала). Центром разработаны специальные курсы "Мир и дружба народов", "Педагогика межнационального общения" /47,с.13-15/. Заслуживает внимательного изучения опыт первой в Москве школы национальной культуры на Солянке, где обучаются дети 26 национальностей /11/. Однако в целом в системе народного образования весь пласт межнационального воспитания представлен недостаточно.
Изучение проблем культуры межнациональных отношений требует систематической междисциплинарной кооперации всех наук о человеке и обществе. Это соответствует духу Концепции деятельности Российской академии образования: "Задача состоит в том.., чтобы перейти к систематическому (мониторинговому) изучению актуальных и перспективных запросов практики с включением всего арсенала методов социологии, информатики, экспертных оценок, образовательно-педагогического прогнозирования." /172,с.4-5/.
Значимость вышеизложенного определила выбор темы нашего исследования "Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг."
Объектом исследования являются межнациональные отношения, а предметом - отражение проблем гармонизации межнациональных отношений в педагогической публицистике.
Целью работы является разработка научно-педагогических и методических основ освещения межнациональной проблематики в педагогической публицистике. Реализация поставленной цели становится возможной при соблюдении нами основных положений рабочей гипотезы: эффективность форми/рования культуры межнациональных отношений посредством педагогической публицистики обеспечивается, если: - публицисты освещают проблемы межнациональных отношений, опираясь на знания этнопедагогики и этнопсихологии, выступая таким образом гарантом благоприятных межнациональных отношений, по содержанию, формам и методам педагогическая публицистика адекватно соотносится с актуальными жизненными требованиями и тенденциями в межнациональных отношениях, стимулирует читателя к совершенствованию своей культуры, развитию образовательных потребностей; материалы педагогической публицистики в освещении конкретных тем объективно и непредвзято отражают историю этносов и особенностей их взаимодействия, ориентируя читателя на лучшие образцы культуры межнациональных отношений, используется передовой опыт различных этносов с учетом национально-культурных традиций, нейтрализуется негативное влияние националистических и шовинистических настроений, для обмена духовными ценностями народов России используются одновременно федеральные, региональные и местные СМИ с учетом национальных особенностей восприятия; публицисты владеют культурой педагогического общения, педагогическим мастерством; законодательная база в сфере межнациональных отношений поспевает за выводами педагогической науки и публицистики.
Для достижения выдвинутой цели и проверки рабочей гипотезы следовало решить следующие задачи: дать теоретическое обоснование исследуемой темы как научно-педагогической проблемы, актуальной для многонационального населения Российской Федерации, определить критерии и социальные стандарты культуры межнациональных отношений в обновляющейся России, - выявить актуальные тенденции педагогической публици стики; - исследовать и научно обосновать пути гармонизации культуры межнациональных отношений средствами педагогиче ской публицистики.
Обоснование и решение проблемы осуществлено с учетом гуманитари/зации образования в современном обществе на основе научно-методологических принципов системности, единства материального и духовного, конкретно-исторического изучения общественных явлений во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредствовании, эволюционного развития, единства общего и особенного в педагогических и межнациональных отношениях, воспитания и жизни, взаимосвязи и взаимозависимости педагогической теории и практики.
Методологическую базу исследования составляют концепции биосоци/ального развития личности, этноса, межэтнических отношений; труды отечествен/ных и зарубежных историков, философов, педагогов и психологов о роли СМИ в повышении культуры межнациональных отношений.
Ведущая роль и задачи исследования обусловили выбор методов: историко-теоретический анализ, анализ произведений педагогической публицистики, анализ социальных стандартов культуры межнациональных отношений по мировому и внутри-российскому лраву, изучение научно-педагогической литературы, мониторинг этнополитическои ситуации, обобщение опыта педагогической практики, педагогическое наблюдение, сбор экспертных оценок и социологических данных.
Научная новизна работы заключается в определении на-учно-педаго/гических основ и условий формирования гуманн**х межнациональных отношений спрлптйями прлягогичрпкой nvfi- лицистики. Впервые разработан научный подход к воспитанию публицистикой межкультурной компетентности в обществе, установлены основные принципы педагогического воздействия публицистикой на взрослую читательскую аудиторию, выявлены особенности читательского восприятия педагогической публицистики в плюралистическом обществе.
Теоретическая значимость работы.
Теоретически обосновано положение о том, что в межэтническом взаимодействии поликультурное образование членов общества, межкультурная компетентность, диалог национальных культур и педагогических традиций на основе признания ценностей гражданского общества наряду с комплексом социальных мер является основой воспитания гуманных межнациональных отношений; показано, что соединение творческого подхода с этнопедагогическим является условием и фактором формирования публицистами положительных установок на гармонизацию межнациональных отношений у читателей; установлено, что этот процесс требует фундаментальных междисциплинарных исследований, организации интегративного взаимодействия разных наук о человеке и обществе; впервые сформулированы и обоснованы понятия "этнопедагогическая публицистика", "педагогическое мастерство публициста".'
Практическая значимость исследования .
Выводы, методические указания и рекомендации могут быть использованы для повышения квалификации педагогов, в работе со старшеклассниками и студентами, в процессе самообразования, а также при подготовке и переподготовке творческих кадров для научно-педагогических изданий и средств массовой информации. Разработанные методические указания и рекомендации дают возможность публицистам и редакторам создавать, отбирать и оценивать материалы педагогической публицистики с учетом требований этнопедагогики, самостоятельно находить вариативные формы освещения межнациональной проблематики в научно-педагогических изданиях и средствах массовой информации.
На защиту выносятся положения:
Системное освещение межнациональной проблематики с учетом особенностей читательского восприятия, требований этнопедагогики, в интересах меж культур ного диалога в обществе, дружбы народов, межнационального согласия выступает условием и фактором формирования в педагогической публицистике культуры межнациональных отношений;
Основными направлениями педагогической публицистики по воспитанию культуры межнациональных отношений является формирование межкультурной компетентности в обществе, распространение объективных знаний об этносах и особенностях их взаимоотношений друг с другом, путях преодоления межэтнических конфликтов, сохранение и развитие духовных ценностей, создаваемых народным творчеством различных этносов, утверждение принципов культурного плюрализма при интегрирующей роли русского языка;
3) Гармонизации межэтнических отношений в обществе способствует высокий уровень знаний, эрудиции и педагогиче ского мастерства журналистов и редакторов, основанный на эт- нопедагогике и этнопсихологии.
Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается: широтой охвата источников, этнических зон поиска, многообразием собранного фактического материала, его сопо/ставительным
ЯНЯПИЯПМ ОІЛГ/ГРМЯТИЛЯМИЄЙ И ИНТРПППЄТЯІ1ИРЙ RhlROnKI ИССПЙ:- дования соответствуют его концептуально-теоретическим положениям, цели и задачам, подтверждают выдвинутые гипотезы.
Достоверность научных положений и выводов обеспечена применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, а также проверкой теоретической модели в практике освещения межнациональной проблематики на страницах газет "Правда" и "Правда-5".
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях лаборатории этнопедагогики Российской академии образования, в публикациях в журнале "Педагогика", других научно-педагогических изданиях и сборниках, в газетной периодической печати, в докладах и выступлениях на научных конференциях, собраниях педагогической общественности в Таджикистане, Абхазии, Нагорном Карабахе, использованием этнопеда-гогического подхода в процессе отбора текущей этнополитиче-ской информации для оперативной публикации в СМИ, а также в процессе редактирования этнопублицистических произведений.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии.
Характеристика этнокультурной ситуации на постсоветском пространстве в 1991-1997 гг
Анализ совокупности тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры российского общества на современном этапе его развития позволил авторам учебного пособия под ред. профессора А.Н.Марковой сделать вывод о том, что "сейчас в жизни России происходят сложные, неоднозначные, зачастую противоречивые процессы, связанные с первоначальным накоплением капитала, принимающим часто нецивилизованные формы и обусловливающим сложные отношения по поводу собственности. В условиях различного рода монополизма утверждаются рыночные отношения, что имеет самые уродливые последствия... Проявлением и следствием духовного освобождения личности явился отказ государства от монополизации и стандартизации системы образования и воспитания, появление различных новых форм дошкольного и школьного образования и культуры. В стране больше не существует государственной идеологии, единственной и обязательной для всех... Плюрализация средств массовой информации привела к ликвидации пропагандистской функции этих средств в пользу их информационному назначению" /104,с. 199-200/.
На изломе эпохи, когда многонациональное советское общество оказалось расколото, национальный фактор в политике и культуре стал доминирующим. По мнению Д.О.Рогозина /171,с.91/ национальный аспект играет решающую роль е укреплении безопасности России. Однако целый ряд политиков и лидеров национальных движений использовали возникшие проблемы для проповеди агрессивного национализма, подводя под него историческую, конфессиональную, психологическую и культурную базу, опираясь на допущенные в прошлом несправедливости и плохо проработанные решения, в настоящем, вроде закона о территориальной реабилитации народов.
В силу особого положения русского народа, определенного его численностью и необычно широким ареалом проживания, процесс национального возрождения, начавшийся у многих народов бывшего СССР, в ряде случаев стал развиваться е крайних формах - наступательно, даже агрессивно по отношению к русским. Например, в Казахстане русский язык и русская литература в школьных программах вытесняются государственным языком. История России остается лишь фрагментом всеобщей истории. Ученики отказываются отвечать по учебникам, где русские и Россия представлены поработителями коренных народов /А.В.Докучаева,58,с.2 /. Из системы школьного и вузовского образования в Белоруссии лишь в 1995 г. были исключены учебники и пособия образца 1992-1995 гг., где нет упоминания о главном для восточнославянской цивилизации факте -общности происхождения, духовной культуры русских, белорусов и украинцев, а весь процесс развития белорусской культуры преподносился как процесс русификации и удушения национальной культуры /О.А.Степаненко, 184,с.2/. Однако такие учебники и сегодня активно внедряются в систему образования на Украине /Г.Колизник.М.Одинец, 86,с.5/. Все принципы культуры межнационального взаимодействия вмиг оказались отброшены в странах Балтии, где сотни тысяч русских были объявлены "оккупантами 713/. Из регионов, где активно нарушаются права личности и права других наций (как правило в отношении так называемых русскоязычных), все громче звучат призывы к русским с требованием "покаяния за имперские замашки" и "великодержавный шовинизм",
В ряде случаев даже отрицается сам факт существования русской нации, часто в форме, оскорбительной для русского национального самосознания. Так, например, вся культура страны Х1Х века объявляется нерусской, национальная гордость - А.С.Пушкин, называется "космополитическим метисом", русский народ именуется "плебсом". Подобные ярлыки в отношении целого народа, совершенно недопустимые даже в быту, во много крат умножают свое поджигательское воздействие, будучи растиражированными в СМИ. Таким образом, по мнению доктора исторических наук А.В.Никоноеа /154,с.2/ в нашем обществе против нации, являющейся ее этническим ядром, развертывается массированная борьба, ее национальному самосознанию наносятся ощутимые удары.
Научно-педагогические основы гуманных межнациональных отношений в современном полиэтническом обществе
Поводом к настоящему исследованию послужило реальное жизненное противоречие между неблагоприятной картиной межнациональных отношений и потребностями общества и государства. В концепции государственной национальной политики Российской Федерации одной из важнейших признана задача национального развития и гармонизации межнациональных от-Ф ношений. Одним из центральных элементов поставленной задачи является воспитание культуры межнациональных отношений.
Основным законом воспитания, из которого исходит педагогическая наука, являемся закон обязательного усвоения новым поколением социального опыта прежних поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития каждой личности /по 5.Т.Яихачеву,128,с.87-89/. Гуманизация многонационального российского общества в сегодняшних конкретно-исторических условиях во многом зависит от того, насколько успешно педагогическая публицистика способна выполнить роль транслятора успешного опыта решения межнациональных проблем досоветского и советского периодов. Объективным за-і коном формирования гуманных межнациональных отношений является соответствие и обусловленность содержания, форм и методов воспитания политическому и идеологическому состоянию государства и общества. Обоснование и решение проблемы осуществлено с учетом гуманитаризации образования в современном обществе на основе научно-методологических принципов системности, единства материального и духовного, конкректно-исторического изучения общественных явлений во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредствовании, эволюционного развития, единства общего и особенного в педагогических и международных отношениях, воспитания и жизни, взаимосвязи и взаимозависимости педагогической теории и практики.
Для того, чтобы сформулировать поставленную задачу как научную педагогическую проблему, необходимо формализовать понятийный аппарат. В настоящей работе мы расшифровываем основные понятия исследования следующим образом:
Межнациональные отношения - это форма общественного сознания, выражения и обеспечения коренных интересов народов, взаимодействия национальных групп (этнических общностей) в общественно-политической практике.
Уровни межнациональных отношений в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, регионах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Условиями формирования гуманных межнациональных отношений являются непрерывность исторического развития, естественное право, природосообразность.
Педагогическая публицистика в системе культурологического образования
Претерпев значительную эволюцию, образование в постсоветский период значительно изменило свою .роль, значение и функции в жизни человека и общества.
Значительно многообразнее и богаче стали образовательные потребности человека. С.И.Змеев /69,с.64/ выделяет среди них три основные группы: 1) общеобразовательные (получение общего среднего образования); 2) социально-ролевые (приобретение или усовершенствование профессиональных знаний и навыков, участие в общественной жизни, со її вершенстзование семейных, межнациональных отношений); 3) общекультурные и общеразвивающие (досуг, здоровье, развитие личности). Удовлетворение второй и третьей группы по Ф требностей возможно посредством чтения педагогической публицистики. Это недооцениваемая пока форма недиретивного информационного обучения. Ряд доводов, изложенных ниже, дают основание предположить, что в формировании культуры межнациональных отношений у взрослых она может занять ведущее место.
Как отмечал еще выдающийся советский психолог Б.Г.Ананьев /8/, человек способен успешно обучаться до глубокой старости, используя огромные резервные возможности организма. современной педагогике под образованием понимается не некий законченный период в начале жизни, прекращающийся с окончанием школы или института, а постоянный процесс, длящийся в течение всей жизни человека. Обучение (самообучение) таким образом является одним из способов жизнедеятельности человека. Более того, многие науки об образовании - философия, экономика, социология образования, этнопедагогика эффективнее постигаются именно на базе предшествующего социального опыта, т.е. взрослым человеком. Содержание, формы и методы образования при этом вырываются из жестких унифицированных стандартов и становятся предметом выбора для всех лиц, желающих обучаться и обладающих определенным опытом.
Хотя межнациональное согласие в обществе признано сейчас одной из основополагающих ценностей, многие конкретные вопросы, касающиеся условий и механизмов его обеспечения в публицистике изучены недостаточно. Формирование культуры межнациональных отношений на страницах печати сталкивается с рядом сложных проблем как профессионального, так и более общего характера. Главная из них состоит в том, что читатель в современном плюралистическом обществе воспринимает публициста не как наставника, а как равноправного собеседника. Это требует радикальной корректировки средств педагогического воздействия. В Концепции деятельности РАО отмечена актуальная тенденция изменения тактики педагогического общения: "Сотрудничество, целенаправленное взаимодействие, а не диктат, не опека и наставления" /172, с.5/.
Другая сложность состоит в том, что обучающий (публицист) и обучаемый (читатель) находятся в непрямом опосредованном контакте. При этом "обучаемый" - как правило взрослый индивид - осознает себя самостоятельной самоуправляемой личностью, обладает мотивацией к повышению уровня своей компетентности, запасом жизненного профессионального и социального опыта, который становится все более важным источником развития личности читателя. Следует, однако, учитывать парадоксальный нюанс: в основе готовности к прочтению публицистического материала лежит не стремление обучаться - взрослые люди вообще не любят, чтобы их учили жить! - а желание получить познавательную информацию с тем, чтобы затем самостоятельно ее осмыслить. И чем менее выпукло будет подана дидактическая форма материала, тем больше доверия он вызовет.