Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Никифоров Лука Григорьевич

Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе
<
Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никифоров Лука Григорьевич. Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе : 13.00.01 Никифоров, Лука Григорьевич Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе (на примере Республики Саха (Якутия)) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Якутск, 2006 142 с. РГБ ОД, 61:07-13/531

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы ноосферного образования 11

1.1. Концептуальные подходы к феномену ноосферного образования 11

1.2. Педагогические подходы к осуществлению ноосферного образования 25

1.3. Элементарная школа как основа реализации ноосферно-экологического образования 41

Выводы по главе 53

Глава II. Модернизация ноосферно-экологического образования в элементарной школе 56

2.1. Модель элементарной школы в ноосферно-экологической системе образования 56

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по осуществлению ноосферного образования в 1-6 классах и ее результаты 73

Выводы по главе 114

Заключение 117

Список использованной литературы 122

Приложение 137

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу с рыночной экономикой, наряду с экономическими и политическими трудностями, стали актуальны специфические проблемы, связанные со сменой ценностей и социальных приоритетов. В связи с этим к образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, характеризующиеся мобильностью, конструктивностью, динамизмом, способностью к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание. Эта задача возлагается на систему образования как фактора гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Будущее человечества определяется многими обстоятельствами, но среди них основополагающим является то, что люди должны знать законы развития биосферы, возможные причины её деградации, знать то, что людям дозволено, и где та роковая черта, которую человек не должен переступать. Ещё в начале прошлого века В.И.Вернадский говорил о том, что человечество стало основной геолого-образующей силой планеты, и однажды наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и природы, и человека. Сегодня деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу. Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. Для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их в практической жизни [22].

Используя терминологию Э.Леруа, подобное состояние биосферы, в котором человечество играет роль управляющей подсистемы, реализующей программу (стратегию) по обеспечению дальнейшего развития общества, Вернадский В.И. назвал ноосферой. В конце 1944 г. в своей последней статье Вернадский В.И. подчеркивал, что человечество уже вступает в эпоху ноосферы [21].

Радикальное изменение массового сознания, пораженного вирусом потребительства, возможно только при условии, если место ценностей, признанных обществом потребления в качестве единственно реальных, займут ценности иные, входящие в состав историко-культурной парадигмы. Содержательным ядром этого состава сегодня становится идеология и практика ноосферного развития.

Теория ноосферного развития заложена в трудах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Э. Леруа, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Федорова, П. Тейяр ДеШардена, Э.К.Циолковского и др. [8, 11, 22, 83, 146, 152, 2]. Однако для формирования такой теории как завершенной системы научных взглядов и практических действий необходимы совместные усилия современных ученых и практиков, философов и психологов, достигших достаточно высокого уровня ноосферного мышления [19, 31, 23]. Отсюда и актуальность ноосферного образования как фактора модернизации всей образовательной системы, что может быть достигнуто при интеграции разных научных школ и направлений.

В своих трудах В.Л. Аверкин, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев,
А.Я. Анцупов, В.П. Беспалько, С.Г. Вершловский, В.В. Гузеев,

А.А. Джуринский, Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко, М.И. Шилова,

В.Д. Щедровицкий, Н.Е. Щуркова, И.С.Якиманская и др. [1, 3, 13, 14, 34, 35, 128, 164, 5, 12], хотя непосредственно не касаются содержания и технологии ноосферного образования, поднимают вопросы совершенствования современного образования с концептуальных позиций формирования личности

ноосферного человека. Вопросы модернизации региональной системы образования в Республике Саха (Якутия), используя отдельные идеи и положения ноосферного образования, рассматривают местные авторы Ф.В. Габышева, Р.Е. Тимофеева, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, В.Г. Иванов, А.Г. Корнилова, Н.Д. Неустроев, Т.И. Степанова, В.М.Анисимов и др. [28, 29, 141, 39, 40, 41,44, 51, 56, 88, 4].

Согласно точке зрения Н.Ф.Федорова, современная философия должна быть проективной, поэтому вполне справедливо утверждение о том, что образование также должно строиться на проективной основе [147]. Образование должно проектировать ноосферное сознание человека, принципы ноосферного поведения человека в биосфере. Важнейшей характеристикой ноосферного сознания считается видение и понимание всего, что происходит на планете и с человечеством, осознание динамики мира, его разнообразия и взаимозависимостей. Отсюда культурная позиция ноосферного человека - это максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовно-нравственной жизни, активная, действенная ответственность за все, что

«

происходит на планете.

Поднять уровень ноосферного сознания сегодня можно только через хорошо организованную образовательную деятельность, центральное место в которой должно занять ноосферное образование, связанное с высшими целями человечества. Экологическое воспитание является частью ноосферного образования учащихся, что актуализирует модернизацию содержания ноосферно-экологической системы образования в элементарной школе (в 1-6-х классах).

Изучение состояния исследуемой проблемы позволило выявить противоречия:

- между социальной потребностью в формировании у учащихся ноосферного сознания и мировоззрения и слабой разработанностью его положений в педагогической теории и практике;

между актуальностью ноосферно-экологического образования в современных условиях развития человечества и недостаточным уровнем готовности системы образования в его осуществлении:

между необходимостью заложить в школе основы для развития планетарного представления науки о земле и мире и слабой связью друг с другом учебных предметов.

Таким образом, очевидная общественная значимость ноосферного образования, отсутствие целенаправленных исследований, рассматривающих закономерности и условия его осуществления, обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе (на примере Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования - процесс совершенствования образовательной деятельности в современной школе.

Предмет исследования - пути и способы осуществления ноосферно-экологического образования в элементарной школе с учетом региональных этносоциальных условий.

Цель исследования - определить концептуальные основы педагогического обеспечения ноосферно-экологического образования в 1-6-х классах и разработать пути его реализации с учетом региональных условий Республики Саха (Якутия).

На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы и в соответствии с поставленной целью нами сформулирована гипотеза: модернизация содержания ноосферно-экологического образования в элементарной школе будет возможной при наличии следующих условий:

разработка педагогического обеспечения ноосферно-экологического образования в 1-6-х классах элементарной школы;

обеспечение в содержании образования целостной картины мира на основе взаимосвязи естествознания и гуманитарных наук;

- определение технологии реализации ноосферно-экологического
образования, способствующей формированию у учащихся ноосферного
сознания и мировоззрения.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой определены задачи исследования:

уточнить сущность понятия «ноосферное образование» применительно к модернизации образовательного процесса в современной школе;

систематизировать ведущие идеи и направления ноосферного образования учащихся на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы и обобщения практики;

разработать и опытным путем апробировать структурно-функциональную модель элементарной школы ноосферного образования;

разработать научно-методические рекомендации, программы, учебно-методические пособия и учебники для реализации ноосферно-экологического образования учащихся.

Методологическую основу исследования составляют философские, педагогические, психологические положения:

о ноосфере (А.К. Адамов, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, В.В. Зеньковский, Н.А. Моисеев, А.Д. Урсул и др.);

о социальной обусловленности образования (А.И. Арнольдов, Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, Л.А. Степашко, B.C. Степин и др.);

о роли и месте человека в природе и обществе (А.Я. Анцупов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, П.И. Гнатенко, Л.Н. Коган, B.C. Соловьев, П. Тейляр де Шарден, Н.Ф. Федоров и др.);

о соотношении общечеловеческого и национального в образовании (Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; обобщение педагогического опыта; диагностический (анкетирование, устные и письменные опросы, беседа); обсервационный (прямое и косвенное наблюдение, ретроспективный анализ практики); опытно-экспериментальная работа; метод статистической обработки эмпирических данных.

Базой исследования является Эльгяйская общеобразовательная средняя школа им. П.Х. Староватова Сунтарского улуса (района). Исследование проводилось с 1991 по 2005 гг.

Этапы исследования:

На подготовительном этапе (1991-1993 гг.) изучалась научная литература по ноосферологии, разрабатывались принципы формирования системы ноосферно-экологического образования, осуществлялось теоретическое осмысление проблемы.

На констатирующем этапе (1994-1996 гг.) обобщался имеющийся в стране опыт осуществления ноосферного образования, изучались региональные этносоциальные условия Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) для организации ноосферного образования, выявлялись педагогические условия для его осуществления, разрабатывалась программа исследования, определялись концептуальные основы и технология организации исследования.

Формирующий этап (1997-2003 гг.) состоял в проведении опытно-экспериментального исследования по проверке эффективности разработанных теоретических положений структурно-функциональной модели ноосферно-экологического образования, оптимальности выявленных педагогических условий, оценке рациональности разработанной технологии педагогического процесса, а также по определению направлений дальнейшего исследования проблем ноосферного образования.

На заключительном этапе (2004-2006 гг.) осуществлялись: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; уточнение теоретических положений и формулировка научно-педагогических выводов; оформление результатов исследования в виде диссертации; подготовка и публикация автореферата.

Научная новизна исследования:

уточнена сущность понятия «ноосферное образование» применительно к модернизации образовательного процесса в современной школе;

выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия осуществления ноосферно-экологического образования учащихся;

разработана структурно-функциональная модель ноосферно-экологического образования учащихся 1-6-х классов;

определены содержание и технология ноосферно-экологического образования учащихся элементарной сельской национальной школы.

Теоретическая значимость исследования:

обоснованы концептуальные подходы к организации ноосферного образования в региональных условиях сельской школы;

разработана авторская технология осуществления ноосферно-экологического образования в элементарной школе;

определены критерии эффективности разработанной технологии организации и проведения ноосферного образования в условиях сельской национальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны учебные пособия по ноосферно-экологическому образованию учащихся, а также программы для переподготовки учителей, методистов, психологов, способствующие раскрытию интеллектуального и духовного потенциала личности учащегося. Разработанные и апробированные образовательные технологии могут быть использованы в общеобразовательных школах при реализации ноосферно-экологического образования, что позволит

добиться определенного успеха в становлении развитой, разумной ноосферной личности и общей интеллектуальной подготовки учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются опорой на данные современной психолого-педагогической
науки, разнообразными источниками ноосферно-экологической,

педагогической, дидактической информации, совокупностью использования научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам проводимого исследования, результатами опытно-экспериментальной работы и многолетним опытом работы соискателя в качестве учителя и руководителя в системе общего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на январских и августовских совещаниях учителей улуса и республики по модернизации содержания образования в элементарной школе ноосферно-экологической системы (1994-2004гг.), на слете-конкурсе учителей-новаторов Сибири и Дальнего Востока (г.Чита, 1996), на республиканских и межрегиональных, международных научно-практических конференциях (1993-2004 гг.).

На защиту выносятся:

структурно-функциональная модель элементарной школы (1-6 классы) в ноосферно-экологической системе образования;

педагогическое обеспечение модернизации содержания образования в элементарной школе с введением интегрированного курса «Природа и человек», в котором закладываются основы ноосферного сознания и ноосферного мировоззрения ученика;

технологии и результаты осуществления ноосферного образования в элементарной школе как средства обеспечения физического, психического, нравственного и духовного здоровья растущего человека.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Концептуальные подходы к феномену ноосферного образования

Данный раздел посвящен анализу сущности ноосферного образования и обоснованию концептуальных положений его осуществления. Прежде чем перейти к сущности ноосферного образования, вкратце остановимся на дефиниции понятия «ноосфера».

Гипотеза о ноосфере (от лат. noos - разум; sphere - оболочка) была разработана В.И. Вернадским [21]. В ней речь шла о создании эпохи разума -эпохи ноосферы.

Истоки теории ноосферы лежат в идеях православной религии. В Х1-м в. митрополит Илларион Киевский написал труд «Слово о Законе и Благодати», в котором проповедовались идеи разумности, справедливости, добра и любви к человеку. Митрополит поднимал вопросы равноправия всех народов, значения образования и знания в жизни людей, нравственного совершенства людей и др. Интерес представляет в ракурсе рассматриваемого то, как он нравственное совершенство ставил выше законов, контролирующих действия и деятельность людей [57].

Идеи православной философии о праведной жизни, основанной на постоянном труде, на знаниях божественных законов, впоследствии заложены в основу философских исследований о жизни человечества, о роли и возможностях в ее процветании науки, техники и человека. В XIX веке жил и творил философ и писатель В.Ф. Одоевский. Им написаны произведения-повести, романы, где он обращает внимание на будущую организацию жизни человечества, когда люди овладели знаниями, как управлять природой, регулировать климат и т.д. Ценным можно считать его вывод о том, что ученые должны объединить все сферы науки в единую науку о человеке и Вселенной чтобы человечество не погибло,. Как видно, во взглядах В.Ф. Одоевского четко прослеживаются истоки науки о ноосфере [105, 106].

Идеи В.Ф. Одоевского широко развиты в трудах Н.Ф. Федорова. Он также для жизни общества, выживания человечества считал важными разум и труд, соединенный с наукой. Центральная идея его трудов состоит в том, что развитие человечества обусловлено разумом людей, когда они смогут изменить трудом, организованным на основе научных знаний, все, что дает природа, не разрушая ее [147]. В.Ф. Одоевский, Н.Ф. Федоров являются основоположниками одного из направлений в философии - русского космизма.

Изучая труды Н.Н. Моисеева, А.Г. Назарова, А.И. Субетто и др., мы находим, что приверженцы ноосферизма указывают на его тесные связи с русским космизмом [83, 85, 136]. Так, А.И. Субетто выделяет неразрывную связь ноосферизма и русского космизма, подчеркивая, что учение о ноосфере генетически вытекает из сферного учения русского космизма. Автор, выводя генеалогию русского космизма из язычества, отмечает, что русский космизм должен быть оценен как феномен мировой культуры, однопорядковый с достижениями культуры древней Греции и эпохи Возрождения и не имеющий аналогов в европейской культуре XIX-XX веков. А.И. Субетто также особо подчеркивает, что русский космизм в главных своих теоретико-концептуальных построениях входит в теоретическую систему ноосферизма, что он как мощнейший пласт мировых духовных исканий оплодотворен русской культурой, корни которого не только в культуре Киевской и Московской Руси, но и в дохристианской эпохе жизни наших пращуров, с их видением Малого Сварожья, с их глубоким пониманием единства Космоса и Жизни, с их фрактально-голографическим видением устройства космического миропорядка [136].

Читая труды А.Г. Назарова, находим, что сама «ноосферная идея» - это идея слияния человека с миром во всех его многообразных проявлениях. Он определяет ноосферу как «сферу разума», отмечая, что «каждый, кто с ним соприкасается, привносит в него свой особый, личностный смысл, свое понимание и чувствование. Каждый в своем внутреннем видении, воображении и чувстве по-своему слышит «музыку ноосферы», по-особенному воспринимает палитру ее красок». А.Г. Назаров указывает на субъективность и, по сути дела, оккультность понятия «ноосфера»: «...новое великое единство создается не только материально-энергетической деятельностью человечества. Человеческая сфера, как следует из смысла понятия «ноосфера», есть ... сфера духа. Это тоже реальность, но реальность для каждого человека своя, сокровенная» [85, с. 128].

Аналогичные идеи развивали B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев и др. [132, 148, 11]. B.C. Соловьев считал человечество посредником между Богом и материальным бытием, обустраивающим Вселенную. Он обосновывал идею о том, что человек создан для эволюции природы и развития Вселенной, и для этого он должен быть адекватно умным и подготовленным разумом и своей деятельностью [132]. Данная идея всецело поддерживалась П.А. Флоренским, который в своих трудах развивал значение разума и творчества людей в развитии человечества. Он считал нужным и важным развивать науку и технику, более того, желал, чтобы у человека образовались органы, которые могли бы заменить инструменты, созданные им как орудия труда [148]. Синхронные идеи находим и в трудах Н.А. Бердяева, который также считал творчество человека необходимым для жизни феноменом, направленным на создание новой природы и жизни. И он утверждал, что когда человека в своих творениях найдет совершенство, наступит новая эпоха, эпоха Духа [11].

Вышеназванные идеи православных философов подводят к пониманию целостности Земли и Космоса, взаимосвязанности происходящих в них явлений, роли человека в развитии в них жизни. И они стали основой дальнейшего изучения данной проблемы известными мыслителями, специалистами. Среди них особо выделяются К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и др.

К.Э. Циолковский развивал идеи, прежде всего, о совершенствовании быта, жизни людей на основе развития их умственной деятельности, которая позволяет разумную организацию жизни человечества, а также о расселении людей в Космосе, предложив при этом его техническое решение - космические ракеты [153, с. 95].

Главным достижением В.И. Вернадского в ракурсе рассматриваемого следует считать то, как он своими исследованиями обосновал наличие биосферы на планете, которую образуют все живые организмы, что живое вещество, трансформируя солнечную энергию, вовлекая неорганическую материю в непрерывный круговорот, образует на планете тонкий слой биосферы и осуществляет на Земле эволюционный процесс [20].

Все это, по утверждению В.И. Вернадского, обусловлено деятельностью человека. Задача, стоящая перед человеком в этих условиях, разумно, на основе достижений научных изысканий управлять всем этим процессом. Он еще в начале прошлого века говорил о том, что человечество стало основной геолого-образующей силой планеты, и однажды наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу планеты и человека. Подобное состояние биосферы он стал называть ноосферой. И заслуга В.И. Вернадского состоит в научном обосновании неизбежности эпохи разума. Отсюда состояние биосферы, управляемое разумом, в науке предложено назвать ноосферой, эпоху разума - эпохой ноосферы.

Педагогические подходы к осуществлению ноосферного образования

Выше мы рассмотрели сущность ноосферного образования и концептуальные основы его осуществления. В данном разделе мы остановимся на феномене ноосферного образования с точки зрения философии образования и определим педагогические подходы и позиции его организации.

Если подойти к оценке современной цивилизации с позиций рассматриваемой проблемы, то XX век принес человечеству не только выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, прорыв в космос, величие человеческого духа, обогащение культурного наследия, но и следствия неумелого использования выдающихся открытий, низкой духовности и уровня осознания своей роли и места в этом мире отдельных личностей, возомнивших о себе как о властелинах всего земного, принесли глобальные катастрофические экологические коллапсы, разрушительные мировые войны и революции, тоталитаризм, сброс атомной бомбы на Хиросиму, реальную опасность ядерного взаимоуничтожения, попирание элементарных прав человека, репрессивные подавления инакомыслия и демократических свобод.

Все это в определенной степени связано и с развитием образования. Образование и материальное производство во все времена были связаны между собой силой человеческого знания. Непрерывно развиваясь, образование уже на заре цивилизации выделилось из сферы производственной деятельности людей в относительно самостоятельную область в системе общественного разделения труда. Способность человека изменять мир собственными усилиями непосредственно зависела от уровня накопленных знаний, а способ и границы его применения - от уровня духовных ценностей, принятых в обществе.

Посредством образования общество: осуществляет социальную адаптацию нового поколения (приобщение к труду, нормам общежития, к высшим ценностям общественного бытия); решает экономические задачи (создание производительных сил, освоение новых сфер производства и жизнедеятельности, передача материальных традиций и др.); решает социальные задачи (обеспечение социальной стабильности, формирование и утверждение социальных отношений, обогащение сфер социальной жизни новыми качествами, подготовка специалистов, регуляция демографических и социальных процессов); управляет общественным сознанием (передача духовных традиций, формирование и передача высших духовных ценностей, формирование мировоззрения, формирование и изменение мотивации социальной деятельности, создание интеллектуального потенциала общества); определяет возможность использования опыта и успеха соседей, а также соответствие мировому уровню социального развития.

Как видно, развитие личности во многом обусловлено образованием. В этой связи, обращаясь к трудам известного философа-педагога И.А. Ильина, написанным более полувека назад, мы нашли в них ценные мысли о том, что новой России предстоит выработать себе новую систему национального образования: «Когда мы помышляем о грядущей России, то мы должны, прежде всего, поставить перед собой основной вопрос: на чем мы будем строить грядущую Россию - на личности или на обезличивании человека. Этим определяется и предрешается многое, основное, может быть - всё» [58, с.304]. При этом мыслитель подчеркивает важность, прежде всего, воспитания духовности: «Человек как природный организм должен стать духовной личностью» [59, с. 310].

В трудах известного мыслителя И.А. Ильина, таким образом, мы находим идеи и положения, подкрепляющие наше видение рассматриваемой проблемы. Суть их заключается в том, что именно духовное начало, по его убеждению, дает человеку нечто такое, из-за чего стоит жить, стоит воспитывать себя и других, нести страдания.

Воспитанию духовной личности обращал серьезное внимание и отец русской педагогики К.Д. Ушинский. Его мысли во многом синхронны с тем, что убежденно доказывает И.А. Ильин. Оба рекомендуют начинать воспитание с пробуждения детской души к национальному духовному опыту. При этом у обоих изучение таких предметов, как язык, литература, история, пробуждающие дух ребенка, были национальными, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа. В этой связи интересны и весьма современны их суждения о том, что духовностью должен быть проникнут весь учебно-воспитательный процесс, когда каждый учебный предмет по-своему, с присущей ему спецификой реализует задачу духовного формирования личности. По этому поводу И.А. Ильин писал, что образование без воспитания не формирует человека, а портит его, создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. К.Д. Ушинский сравнивал образование без воспитания с безголовым уродом.

Особое место в воспитании духовности К.Д. Ушинский придавал изучению истории. Его высказывания по этому поводу весьма современны в нынешних условиях. Нельзя не согласиться с его утверждением о том, что нигилизм в оценках прошлого и настоящего (ежедневно пытаются сегодня внушить всем, как было плохо в советское время, как нынче мы строим новое современное общество), и связанные с ним национальное самоуничижение и самобичевание, равно как и ложное возвеличивание достоинств, болезненно гипертрофированное самолюбование не способствуют воспитанию духовной личности. Указывая на это, великий педагог подчеркивает, что при воспитании историей должны формироваться как атрибутивные качества духовной личности объективность и честность, правдивость и самокритичность. Он порицал тех, кто всячески стремился показать, будто бы «в истории нашей все достойно насмешки и презрения», что «ни в нашем прошедшем, ни в нашем настоящем нет ничего такого, на чем могла бы остановиться юная душа с любовью и уважением» [145, с.58 ].

Мы остановились на утверждениях великих наших мыслителей-педагогов, чтобы показать, как можно формировать духовную личность в образовательном процессе школы, где образование призвано формировать и развивать целостную духовно богатую личность. В основе формирования такой личности лежит определение содержания, форм и способов педагогического процесса в соответствии с принципом интеграции [42, 110]. Известно, что традиционная система образования не дает целостного планетарного представления основ наук, ибо она раздроблена на не связанные друг с другом отдельные предметы, даже математика раздроблена на арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, или биология - на ботанику, зоологию, анатомию и общую биологию. Такое раздробление мешает интеграции знаний, приобретаемых разными учебными предметами как основе формирования мировоззрения, духовности личности.

К тому же традиционная система обеспечивает получение лишь знаний, умений и навыков. Одновременно в обществе расширилось информационное пространство учащихся, они с малых лет получают различного рода сведения и информации через радио, телевидение, периодическую печать. В этой информации превалирует нарушение взаимосвязи природы и человека. Вся мировоззренческая идеология направлена на подчинение законов развития природы только для своих нужд - «брать как можно больше от природы, не думая о последствиях». Научно-технический прогресс помог насильному вмешательству в первозданную природу, что привело к экологической катастрофе, которую только начинаем осознавать. Все это усугубляется тем, что программы, содержание учебников не учитывают научную основу, философию, мифологию понятий, явлений, что затрудняет формирование у учащихся мировоззрения, мироощущения, культуры в широком смысле. Этим современная система образования нарушает экологию души ученика. К тому же авторитарная система обучения, и на ее основе и принципах установившиеся организационные формы обучения, не учитывая желания, эмоции и чувства ученика, нарушают психику ребенка, затрудняют процесс саморазвития, саморефлексии.

Модель элементарной школы в ноосферно-экологической системе образования

Приняв во внимание вышеизложенное на основе изучения систем образования ряда зарубежных стран, мы установили целесообразность следующей четырехступенчатой структурной модели общего образования: дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7 лет), элементарная ступень (1-6 классы), основная ступень (7 - 10 классы), профильно-целевая ступень (И - 12 классы). Наше видение младшей шестилетней ступени образования (1-6 классы) объясняется следующим.

В России дети в 10 лет, после окончания начальной школы (1-3 или 1-4 классы), переходят в средние классы. А в США, Японии и многих других странах большинство детей после окончания элементарной школы в средние классы переходят в 12 лет. Это свидетельствует о том, что административное деление школы на младшую и среднюю в разных странах происходит по-разному, что не соответствует законам физиологического и психологического развития ребёнка [104]. У всех детей, независимо от национальности, младшее детство кончается примерно в 12-13 лет и начинается отрочество. Врачи, физиологи, психологи считают, что на одиннадцатый год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности: это неустойчивость настроений, летучесть и в то же время интенсивность волнения, грусти, гнева и других эмоций, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, именуемый переходный возраст. В этот ответственный период жизни между 10 и 12 годами - концом детства, началом отрочества - российская система образования бросает ребёнка от одного первого учителя («второй мамы») ко многим учителям, к большому новому социуму. Учителя младшей ступени выпускают детскую руку раньше чем растущий человек готов к учебной и социальной самостоятельности, детей перебрасываем из начальной ступени в среднюю в нежном, легко ранимом возрасте.

В первые месяцы учебы в средней школе жизнь пятиклассников окрашена прелестью новизны, повышения в ранге, к ним приходят разные новые учителя! Учатся в разных кабинетах, их считают взрослыми, но это продлится не долго. Постепенно дети начинают ощущать то, о чём написано в учебниках по возрастной психологии и педагогике: учителя-предметники строят со своими учениками гораздо более взрослые, дистантные отношения, не в состоянии построить близкие тёплые отношения с детьми, т.к. видят класс 2-3 раза в неделю. У всех разные характеры, темпераменты. У пятиклассников резко падает самооценка, растёт тревожность, усиливается склонность к депрессиям, падает интерес к учёбе, нарастает апатия, напряженность, начинаются дисциплинарные срывы, возникает проблема, которую неправильно считают следствием возрастного развития.

Американские психологи, по данным Г. Цукерман, доказывают, что этот стресс вызван не возрастом, а условиями обучения, переходом с одной ступени обучения на другую. Они провели многолетнее уникальное исследование, в котором сравнивали две системы образования американских школ («восемь-четыре» и «шесть-три-три») по целому ряду тестов, характеризующих поведение, особенности личности, интеллект и академические достижения учащихся. В начале эти тесты не выявили каких-либо значимых различий у обучающихся в 6-х классах разных типов школ. Через год выяснилось, когда дети учились в 7-х классах, как в типе «8-4», так и в «6-3-3», что во втором типе системы обучения происходит понижение самооценки, успеваемости, увеличение количества дисциплинарных проблем, выявляется негативное отношение к школе, что мы и наблюдаем у наших пятиклассников. При этом, адаптация американских 7-классников проходит в более короткий срок и с меньшей психической травмой для ребёнка, чем у наших пятиклассников.

Американские школы к новому типу «6-3-3» перешли с 1910 года и этот 90-летний опыт работы показывает комфортность шестилетнего начального образования. Долгое сохранение тёплых отношений между одним первым учителем и учениками создаёт благоприятные условия для дальнейшего становления личности [121].

Далее, в первые годы Советской власти ставилась задача - быстрыми темпами за короткое время включить громадную неграмотную Россию в ряды образованных стран. На этой основе без учёта психологических, физиологических, интеллектуальных, возрастных и природных задатков ребёнка выбрали 4-летнее начальное образование. Прошедшее 80-летнее развитие нашей жизни показало, что дети за 4 года не овладевают общеучебными умениями - навыками грамотного письма, чтения, счёта, и навыками самостоятельной работы. Все это проявляется когда они переходят в 5 класс, многие с трудом адаптируются, не находят своего места, так как у детей еще не сформировалась самостоятельность, недостаточно окреп организм для всей нарастающей учебной и интеллектуальной нагрузки. Отсюда вытекает необходимость шестилетнего начального образования.

Очень трудно в рамках одной конкретной страны экспериментировать с различными инновациями, а мир как педагогическая лаборатория дает возможность посмотреть, что произойдет, если мы введем шестилетнее начальное обучение, как это новшество может повлиять на результаты обучения. Чтобы наиболее полно понять картину начального образования в нашей стране, мы начнем с анализа планируемого уровня образования. Планируемый уровень образования обеспечивают законодательные документы, законы об образовании, его структура и содержание, представленные в предметно-деятельностных категориях.

В нашей модели предлагается следующая структура образования: 1-я начальная ступень - дошкольное воспитательное учреждение [89]. Первая ступень - дошкольное воспитание - от 3 до 7 лет.

Содержание образовательной деятельности организуется в соответствии с философскими постулатами «Бэйэни билинии» («Человек, познай себя»), «Человек - Чудо Природы», а также открытие и раскрытие загадки «Киьи -айыл5а ерегейе» («Человек - Венец Природы»). Главный принцип педагогической деятельности на этой ступени: не вреди Экологии - Природе ребёнка. Ребёнок есть Замысел, Чудо Природы. В соответствии с этим ставится цель - разгадать и помочь осуществиться этому Венцу Природы.

На основе комплексной диагностики силами медиков, психологов, дефектологов, логопедов, опытных учителей, методистов с трехлетнего возраста определяется личностно-ориентированная, индивидуализированная траектория и динамика развития каждого ребёнка в развивающем и коррекционном режиме, направленном на обеспечение объективной и субъективной психологической готовности к обучению в элементарной школе с 7 лет [107,108].

С помощью системы развивающих ситуаций, в ходе игровой деятельности достигается сенсорное и когнитивное развитие, развитие коммуникативных навыков, навыков раннего чтения, вычислительных умений. Расписание, занятие, оценивание результатов в сегодняшнем смысле исключаются, отсутствуют жесткие программы, учебные планы, воспитание и развитие направлено на эмоциональную сферу ребёнка.

Воспитание и образование основаны на антропософии, изучающей ребёнка в единстве телесного, душевного и духовного мира.

Группы создаются не по возрастной периодизации, как сейчас, а по уровню развития или по интересам и способностям, или по психологическим особенностям, или по астрологическим признакам, или по родословным группам, генетическим задаткам.

Содержание опытно-экспериментальной работы по осуществлению ноосферного образования в 1-6 классах и ее результаты

Опытно-экспериментальная работа прошла определенные этапы [96]. На подготовительном этапе (1991-1993 гг.) изучалась научная литература по ноосферологии, разрабатывались принципы формирования системы ноосферно-экологического образования, осуществлялось теоретическое осмысление проблемы. Этот этап был направлен на осознание необходимости ноосферного образования и поиск путей его организации. Необходимость такого подхода к образовательной системе обусловлена жизненной практикой в регионе. В соседнем Мирнинском районе развернулось промышленное освоение алмазных месторождений. Через определенное время как следствие добычи алмазов жители вилюйской группы районов, в том числе в первую очередь близлежащего Сунтарского района, стали ощущать негативные воздействия индустриальной цивилизации на природу, окружающую среду данного региона. Это выражалось в отрицательном воздействии на растительный и животный мир региона, в загрязнении воды р. Вилюй - главной жизненной артерии данных районов, что привело к гибели и мутации живности в реке и распространению разных тяжелых форм заболеваний среди населения. Все это сопровождалось тем, что в процессе перехода на индустриальное общество жители региона не стали обращать внимание и стали забывать вековые традиции народы бережного отношения к окружающей среде, к хрупкой северной природе, ее живому и неживому миру.

Все это обусловило нас в процессе педагогической деятельности глубже обратиться к идеям В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере и принципах ее сохранения и развития.

На констатирующем этапе (1994-1996 гг.) обобщался имеющийся в стране опыт осуществления ноосферного образования, изучались региональные этносоциальные условия Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) для организации ноосферного образования, выявлялись педагогические условия для его осуществления, разрабатывалась программа исследования, определялись концептуальные основы и технология организации исследования.

Наша первая практическая идея заключалась в повышении квалификации учителей с тем, чтобы они усвоили сущность ноосферного образования, технологию формирования ноосферного сознания, поведения учащихся, рациональные пути и способы экологического воспитания [97]. В результате созданы творческие группы учителей-ноосферитов, которые поддерживали и проводили идею ноосферного образования в школе. В процессе обсуждения путей осуществления ноосферного образования возник вопрос об элементарной школе. Поскольку Эльгяйская средняя школа по своей структуре традиционная, состоящая из трех ступеней, не нарушая принятой в России стандартизации образования, в школе 1-6 классы мы отнесли к группе элементарного образования с соответствующим уровнем общего образования, сущность которого раскрыта в предыдущем разделе диссертации.

Таким образом, на первом этапе опытной работы в школе создана ступень 6-летнего элементарного образования и подготовлена группа учителей для осуществления ноосферного образования в 1-6-х классах элементарной школы

Формирующий этап (1997-2003 гг.) состоял в проведении опытно-экспериментального исследования по проверке эффективности разработанных теоретических положений структурно-функциональной модели ноосферно-экологического образования, оптимальности выявленных педагогических условий, оценке рациональности разработанной технологии педагогического процесса, а также по определению направлений дальнейшего исследования проблем ноосферного образования.

На этом этапе нами осуществлена апробация и корректировка основных положений разработанной модели, проверялись пути, способы ноосферного образования, в разработке которых, по программе опытно-экспериментальной работы, принимали участие учителя-экспериментаторы. В соответствии с профессиональными возможностями и интересами каждый из них основное внимание уделял внедрению той или иной технологии работы с учащимися по ноосферному образованию [98]. В частности, Е.И. Ким разработала технологию привития основных учебных умений и навыков младшим школьникам, К.И. Филиппова - технологии самостоятельной работы с дополнительной литературой, В.Н. Федорова - технологии целостного представления о мире в процессе изучения языка, растительного и животного мира и т.д. Естественно, оптимальные и эффективные технологии обменивались между коллегами, чтобы представить целостную картину опытной работы. В целом, речь идет о модернизации естественнонаучного образования младших школьников, чтобы в содержании, педагогической технологии природа звучала как объект, как доминанта, как исходная и отправная точка, вокруг которой и строится ноосферно-экологическое образование и воспитание.

На заключительном этапе (2004-2006 гг.) осуществлялись: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; уточнение теоретических положений и формулировка научно-педагогических выводов. Определены пути дальнейшей работы по совершенствованию ноосферного образования в школе, главным результатом которого является сформированность у выпускников школы ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

В процессе опытной работы на ее формирующем этапе проверялось решение следующих задач в системе элементарного образования в 1-6-х классах Эльгяйской средней школы:

- устранение перегруженности содержания преподаваемых предметов сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, обращая внимание на практическую направленность усваиваемых знаний и не снижая требуемого уровня стандарта образования;

- повышение роли коммуникативных дисциплин для развития речи, прежде всего, якутского, русского, английского языков с широким использованием информационных технологий;

- усиление дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе путем внедрения вариативных учебных программ, ориентированных на индивидуальную траекторию развития обучающихся;

- расширение времени на самостоятельную познавательную деятельность учеников, включая в нее такие формы работы, как реферирование, проектирование, экспериментальную работу;

- широкое использование технологии, формирующей практические навыки анализа информации, самообучения и взаимообучения.

На формирующем этапе опытная работа направлена на модернизацию элементарной ступени образования (1-6 классы). Элементарная ступень является начальным звеном систематического непрерывного образования, предоставляет всем детям реальные возможности для получения воспитания и обучения в соответствии с его способностями, интересами и призваниями, складом ума, природного, астрологического дара и родословных задатков. Она обеспечивает первоначальное становление личности, выявляет и развивает его способности, формирует желание и умение учиться, помогает приобретать прочные навыки чтения, письма, счета на родном и русском языке, обеспечивает овладение одним иностранным языком на уровне обиходной разговорной речи, с этой целью иностранный язык изучается со 2 класса. Эта система в конечном итоге направлена на воспитание личности, имеющей чувство собственного достоинства, духовность, самоуважение, ощущающую внутреннюю свободу и свою значимость.

В элементарной школе ставятся и решаются следующие задачи: а) в области обучения - формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких всесторонних представлений об основах наук, обучение навыкам мыследеятельности, навыкам самообразования и исследовательского труда; б) в области воспитания - формирование нравственных основ личности, гуманистического отношения к окружающему миру, внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании; в) в области развития -всестороннее развитие природных способностей, выявление и развитие специальных и творческих способностей обучающихся, развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию, ведущих психологических навыков (коммуникативных, рефлекторных и т.д.).

Похожие диссертации на Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе