Введение к работе
Актуальность исследования. Современная система образования в России ориентирована на реализацию важнейшей цели - формирование человека культуры, способного понимать, активно воспринимать и создавать духовные и материальные ценности, имеющие как личностную, так и общественную значимость.
Законы Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.), «О дополнительном образовании» (2001 г.) подчеркивают роль духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого развития личности как необходимых условий ее жизненной и профессиональной самореализации. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) в качестве результата образования определено следующее: «Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур». Этим обусловлена необходимость перехода на новые образовательные стандарты, включающие развитие системы поддержки талантливых детей.
Большая роль в реализации данных целевых установок принадлежит детским художественным школам, учебно-воспитательный процесс которых базируется на ценностях отечественной и мировой культур и направлен на формирование духовности личности, развитие ее творческой индивидуальности. На этой основе происходит полноценная социально-культурная самоидентификация ученика, осознание принадлежности к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими требованиями и вкусами.
Перспективы социальной и культурной жизни российского общества должен определять творческий потенциал человека, в выявлении и развитии которого искусство и художественная деятельность играют огромную роль. Это объясняет необходимость разработки и практической реализации новых подходов к художественному образованию.
Художественное образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества имеет как личностную, так и общественную направленность. В истории отечественной педагогики содержание образования в той или иной степени было направлено на развитие художественных способностей обучающихся, познание художественной картины мира (Д. Кершентейнер, Л. Н. Толстой, К. Д Ушинский). Важное значение для нашего исследования имеет деятельность русских мастеров живописи И. Е. Репина, Н. Н. Ге, разработавших новые подходы к художественному образованию на принципах постепенности и поступенности, от первоначального простого к сложному профессиональному (П. П. Чистяков), от личностно значимого к общественно одобряемому. Последнее показывает социальную роль художественного образования.
В чувашском крае предтечей художественного образования детей и молодежи было включение в содержание образования в церковноприходских
школах и народных училищах дисциплин художественного цикла, таких как рисование, пение, архитектура. Изучение трудов чувашских ученых-педагогов (Г. Н. Волков, Н. В. Никольский, Т. Н. Петрова), искусствоведов (Ю. В. Викторов, А. А. Трофимов), опыта Симбирской чувашской учительской школы (А. Г. Григорьев, А. И. Иванов-Ехвет, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Краснов) позволяет увидеть общее и особенное в системах художественного образования детей.
Исследованию проблемы социально-культурной ориентированности системы дополнительного образования детей и молодежи как важного фактора развития их социальной активности посвящены труды А. К. Бруднова, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, А. П. Маркова и др.; научное обоснование функций дополнительного образования представлено в работах А. Г. Асмоло-ва, Л. Ю. Кругловой, Л. А. Николаевой, И. И. Фришман, Н. И. Фунтиковой и др. Новые подходы к художественному образованию в современных школах искусств и детских художественных школах рассматриваются в исследованиях В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Л. М. Предтеченской и др. Анализ современных научных и методических публикаций, диссертаций в контексте нашего исследования (К. А. Долгашев, М. В. Долгашева, Л. М. Харитонова,) позволяет выявить два основных направления исследований проблемы художественного образования детей. Первое направление - это теоретическая разработка содержания, форм и методов художественного образования, второе связано с обоснованием культурообразующей и социально-культурной функций деятельности детской художественной школы.
В Симбирской чувашской учительской школе, являющейся настоящим очагом культуры, в том числе художественной, ее основатель и руководитель, просветитель народов Поволжья И. Я. Яковлев заложил основы системы художественного образования будущих учителей. Уроки рисования, подготовка декораций для литературно-музыкальных композиций и спектаклей, оформительская работа (для интерьера школьных помещений), организация выставок - все это имело выраженный социально-культурный характер. Отражая образовательную и социально-культурную направленность, данная система способствовала сохранению и пропаганде как традиционной художественной культуры чувашского народа, так и русского и мирового искусства.
Анализ деятельности современных городских и сельских художественных школ (в том числе филиалов), рассматриваемой сквозь призму опыта художественного образования в Симбирской чувашской учительской школе, показывает, что в организации процесса обучения редко присутствуют те формы работы, которые показывали бы социально-культурную направленность их деятельности, включая организационные формы культурно-просветительной деятельности в сельском социуме. Зачастую их деятельность ограничивается лишь выставками для родителей и жителей микрорайона школы.
Таким образом, на основании анализа теории и практики в контексте проблемы исследования мы выделили следующие противоречия:
- между потребностью общества и государства в повышении культурного уровня населения и совершенствовании системы художественного образо-
вания детей и молодежи, выполняющего функции творческого развития личности обучающегося, социальной ориентированности его деятельности, и недостаточной разработанностью содержательных основ деятельности детских художественных школ по реализации этой потребности;
- между имеющимся богатейшим опытом социально-культурной ориен
тированности художественного образования детей в Симбирской чувашской
учительской школе и отсутствием соответствующего базиса историко-
педагогических знаний и научно-методического оснащения данного процесса
в современной художественной школе, не позволяющих использовать опыт
данной школы в полной мере.
Выявленное противоречие указывает на необходимость решения проблемы, которая формулируется следующим образом: каковы компоненты содержания художественного образования детей в Симбирской чувашской учительской школе, отражающие его социально-культурную ориентированность, и педагогические условия, обеспечивающие социально-культурную ориентированность образования в современной художественной школе на основе опыта данной школы?
Цель исследования состоит в раскрытии компонентов содержания художественного образования в Симбирской чувашской учительской школе, отражающих его социально-культурную ориентированность, и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих социально-культурную ориентированность образования в современной детской художественной школе на основе опыта Симбирской чувашской учительской школы.
Объектом исследования является образовательный процесс детской художественной школы.
Предмет исследования: социально-культурная ориентированность образования в детской художественной школе на основе опыта Симбирской чувашской учительской школы.
Гипотеза исследования: социально-культурная ориентированность образования в современной детской художественной школе может быть обеспечена на основе раскрытия компонентов содержания художественного образования в Симбирской чувашской учительской школе, определяющих его социально-культурную ориентированность, а также в создания педагогических условий осуществления преемственности данного опыта:
реализации в образовательном процессе художественной школы авторской программы «Мое творчество людям во благо»;
внедрения активных форм и методов художественно-творческой самореализации учащихся (создание социокультурных проектов, подготовка сценариев и оформление театрализованных представлений на основе интеграции видов искусств);
организации учащимися выставок, вернисажей в общественных местах;
проведения ярмарок произведений сувенирного и утилитарного назначения с благотворительной целью и др.;
проведения семинаров для педагогов на основе учебно-методического
пособия «Социально-культурная направленность образования в художественной школе».
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
-
Раскрыть сущностно-содержательную характеристику социально-культурной ориентированности художественного образования детей в истори-ко-педагогическом контексте.
-
Охарактеризовать систему художественного образования в Симбирской чувашской учительской школе и выявить компоненты его содержания, отражающие социально-культурную ориентированность данной системы.
-
Научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие социально-культурную ориентированность образования в современной детской художественной школе на основе опыта Симбирской чувашской учительской школы.
Методологической основой исследования является диалектическая теория познания, в основе которой лежат положения о целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности, принципы исторического и логического анализа, единства теории и практики, положения об исторических связях и необходимости исторического, аксиологического и культурологического подходов к анализу педагогических явлений. В исследовании использованы научные положения о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в деятельности; о диалектическом единстве актуального и потенциального в развитии личности и становлении ее творческой индивидуальности.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили: идеи преемственности (Б. Г. Ананьев, А. С. Арсеньев, Е. Н. Водовозова, А. М. Леушина, А. А. Люблинская, В. С. Мухина и др.); концепции системного понимания воспитания (Ю. П. Сокольников и др.); закономерности художественно-творческой деятельности (Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский); исследования по проблеме активизации самостоятельной и творческой деятельности личности (П. И. Пидкасистый, А. В. Тутолмин, А. В. Усова, В. А. Черкасов, Н. М. Яковлева и др.); теории развития творческих способностей личности (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, 3. И. Калмыкова, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.).
В данной работе использованы следующие методы исследования:
теоретические - анализ философской, культурологической, историко-педагогической и методической литературы, современных концепций и программ развития образования;
эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности обучаемых, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Этапы исследования:
- подготовительный этап (2007-2008 гг.) включал теоретический анализ
философской, культурологической, историко-педагогической,
искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; определение объекта, предмета, цели и задач исследования;
основной этап (2008-2010 гг.) состоял в выявлении социально-культурных ориентиров художественного образования в Симбирской чувашской учительской школе; проведении экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных педагогических условий, обеспечивающих социально-культурную ориентированность образования в современной детской художественной школе;
итоговый этап (2010 гг.) был посвящен обработке результатов экспериментальной работы, оформлению диссертационного исследования.
Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыта сущностно-содержательная характеристика социально-
культурной ориентированности художественного образования детей в истори-
ко-педагогическом контексте;
- выявлены компоненты содержания художественного образования в
Симбирской чувашской учительской школе, отражающие его социально-
культурную ориентированность;
- научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические
условия, обеспечивающие социально-культурную ориентированность образо
вания в современной детской художественной школе на основе опыта Сим
бирской чувашской учительской школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют и расширяют историю педагогики знаниями об истоках, тенденциях и перспективах художественного образования детей. В нем выявлены компоненты содержания художественного образования в Симбирской чувашской учительской школе, отражающие его социально-культурную ориентированность, обоснованы педагогические условия обеспечения социально-культурной ориентированности образования в современной детской художественной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации способствуют совершенствованию образовательного процесса в детской художественной школе, его социально-культурной ориентированности. Разработанные автором программа «Мое творчество людям во благо» и учебно-методическое пособие «Социально-культурная направленность образования в детской художественной школе» могут быть использованы преподавателями в целях совершенствования образовательного процесса в детских художественных школах и школах искусств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-культурная ориентированность современного художественного образования определяется как целостный процесс, направленный на активное включение детей в творческую деятельность, одобряемую и оцениваемую широким социумом, на основе развития мотивации к творческому воплощению художественных замыслов, а также приобретенных знаний и умений в области искусства. В художественной деятельности дети входят в куль-
туру социума, обогащая его новыми образцами творчества путем организации выставок и концертов, волонтерских акций и благотворительности, создания художественных произведений (изделий) интерьерного назначения и эстетического оформления среды, в основе которых лежит эстетика, художественный вкус. В историко-педагогическом контексте социально-культурная ориентированность художественного образования отражает целевые установки, лежащие в основе исторически и культурологически обусловленных систем художественного воспитания детей:
в эпоху античности - формирование эстетических представлений и идеалов в художественной деятельности (рисование) по законам красоты как важнейшего средства культурной социализации;
в средневековье - творческая деятельность учеников-подмастерьев у художников оценивалась с точки зрения выполнения заказов для церкви;
в эпоху Возрождения - гуманистический характер системы художественного образования; свобода творческого самовыражения, восприятие целостной картины мира и понимание места искусства в нем;
в эпоху Просвещения - воспитание творчески активной и социально ориентированной личности на основе развития чувств учащихся и эмоциональной отзывчивости на социально значимые явления окружающего мира;
в XIX в. - принцип народности и культуросообразности как социальные принципы.
2. Основными компонентами содержания художественного образо
вания в Симбирской чувашской учительской школе, отражающими его соци
ально-культурную ориентированность являются: интеграция различных видов
искусств при подготовке и проведении литературно-музыкальных вечеров,
спектаклей, праздников; практико-прикладной характер создания произведе
ний выставочных образцов, сувенирного и иного утилитарного назначения и
их направленность на удовлетворение потребностей населения; совместная
деятельность учащихся и педагогов в создании и обогащении предметной ху
дожественной среды школы и окружающего социума; моральное и материаль
ное стимулирование общественно полезной художественной деятельности де
тей.
-
Показателями социально-культурной ориентированности детской художественной школы выступают следующие: содержательное обеспечение (программно-учебно-методическое оснащение образовательного процесса в соответствии с социально-культурными целями); организационное обеспечение (разработка и реализация активных форм и методов художественно-творческой деятельности учащихся и педагогов, имеющей выраженную социальную значимость); готовность учащихся к социально-культурной художественной деятельности. Готовность учащихся к социально-культурной художественной деятельности, являющаяся главным результатом работы школы по данному направлению, определяется по следующим критериям: мотивацион-ному, когнитивному, практическому.
-
Социально-культурная ориентированность образования в современной детской художественной школе на основе преемственности опыта Сим-
бирской чувашской учительской школы может быть обеспечена созданием следующих педагогических условий:
реализацией в образовательном процессе художественной школы авторской программы «Мое творчество людям во благо»;
внедрением активных форм и методов художественно-творческой самореализации учащихся (создание социокультурных проектов, подготовка сценариев и оформление театрализованных представлений на основе интеграции искусств);
организацией учащимися выставок, вернисажей в общественных местах;
проведением ярмарок произведений сувенирного и утилитарного назначения и др.;
- проведением семинаров для педагогов на основе учебно-
методического пособия «Социально-культурная направленность образования
в художественной школе».
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; применением методов исследования, адекватных его цели и задачам; опорой на обширную научно достоверную источни-ковую базу; логикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на заседаниях кафедры теории, истории и методики музыки ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; конференциях докторантов, аспирантов и соискателей; на Международной научно-практической конференции «Пансофия этнопедагогики» (Казань, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы музыкального образования» (Чебоксары, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогака в современном образовательном пространстве» (Чебоксары, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии в художественно-эстетическом воспитании» (Чебоксары, 2011).
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в статьях и тезисах докладов, в разработанных автором и внедренных в образовательный процесс художественной школы учебно-методических пособиях «Социально-культурная направленность образования в детской художественной школе», «Художественное образование: основы изобразительной грамоты», а также в авторской программе «Мое творчество людям во благо». Материалы исследования отражены в 17 опубликованных работах.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных архивных источников и научной литературы, приложений.