Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках Койчуев Айтек Алим-Джашарович

Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках
<
Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Койчуев Айтек Алим-Джашарович. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Койчуев Айтек Алим-Джашарович; [Место защиты: ГОУВПО "Северо-Кавказский государственный технический университет"].- Ставрополь, 2008.- 326 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социальные, культурные и педагогические предпосылки использования педагогического потенциала ислама в светском образовании 23

1.1. Историко-педагогический анализ влияния ислама на этническую культуру 23

1.2. Социально-педагогическое значение ислама в современном мире 46

1.3. Ислам в зарубежных образовательных системах 60

1.4. Ислам в современном российском образовании 71

1.5. Ислам как духовная основа народной педагогики мусульманских этносов 86

Выводы по главе 1 100

Глава II. Теоретический анализ педагогического потенциала ислама 103

II. 1. Определение и характеристика педагогического потенциала ислама 103

П.2. Знание и обучение в исламской доктрине 125

П.З. Воспитание в исламе 139

Выводы по главе II 150

Глава III. Использование педагогического потенциала ислама в государственных образовательных учреждениях 152

III. 1. Концепция использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях 152

Ш.2. Педагогический потенциал ислама в деятельности общеобразовательной школы 173

Ш.З. Использование педагогического потенциала ислама в системе высшего профессионального образования 217

Выводы по главе III 245

Заключение 247

Список литературы 255

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. На рубеже ХХ-ХХI вв. актуализировались духовно-нравственные аспекты жизнедеятельности всего мирового сообщества. В России это отразилось в гуманитарном кризисе, в обострении воспитательных проблем, что обусловило поиск ответов на вопросы повышения нравственности и жизнеспособности современного российского общества. На переломных этапах развития общество обращается к вопросам своих исторических корней и культурных традиций. Религиозные идеи, на которых базировалось отечественное образование до 1917 г., были искусственно выведены за рамки социальной жизни и воспитания в советский период развития педагогики. Научно-педагогическое переосмысление возрождения веры в конце ХХ в. в работах В.А. Беляевой, Т.И. Власовой, А.Н. Кудряшовой, Н.Д. Никандрова, В.И. Слободчикова, И.А. Соловцова и др. ученых и практиков происходит на пути обращения к ее истокам и приводит к выводу о необходимости возвращения к диалогу между светским и религиозным воспитанием.

Сегодня ислам является второй по численности мировой религией. По разным оценкам, современная исламская умма (исповедующие ислам) объединяет от одного миллиарда трехсот миллионов до полутора миллиардов мусульман. В 40 государствах мира мусульмане являются религиозным большинством, а в 30 странах – влиятельным меньшинством. Мусульмане проживают почти в 130 государствах мира. Современный исламский мир обладает громадным человеческим потенциалом, значительными экономическими ресурсами. Ислам единственная из мировых религий, которая переживает своеобразный и сложный процесс возрождения, характеризующийся не только «реисламизацией» традиционно мусульманских стран, но быстрыми темпами роста числа новообращенных мусульман, пришедших в ислам представителей иной культуры и религии.

В современной России по некоторым данным проживает до 18-20 млн. мусульман – примерно 1/7 всего населения. На Северном Кавказе, куда ислам пришел в VII веке, в настоящее время проживает около 4,5 миллионов мусульман. Как русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства, так и познание культур мусульманских народов, населяющих Россию, предполагает знание и понимание ислама.

Исследования культурного наследия народов Северного Кавказа в современной педагогической науке ограничиваются реанимацией отдельных элементов народной педагогики, тогда как такая важная составная народной культуры, как религия и религиозная педагогика, являющиеся во многом основой этнопедагогики, еще недостаточно изучены. Между тем известно, что религия во многом сформировала духовный облик этносов и продолжает оказывать определяющее влияние на их духовность и жизнедеятельность. Конечно же, реалии современного мира и общества нашли свое отражение в жизни и культуре народов Северного Кавказа. Вместе с социально-политическими и экономическими переменами последних десятилетий появились и новые проблемы, разрешение которых требует не только социально-экономических и политических реформ, но и, что не менее важно, создания эффективных в данных условиях педагогических технологий, направленных на возрождение духовно-нравственных традиций народов Северного Кавказа, благодаря чему станет возможным духовное оздоровление общества, эффективное функционирование традиционной народной культуры, как главного условия сохранения этносов.

На наш взгляд, в современных образовательных практиках игнорируется один из самых существенных моментов, состоящий в том, что ислам как всеобъемлющая религия, в которой нет разделения священного и мирского, содержит в себе нормы, регламентирующие весь образ жизни мусульманина, ориентированный на достижение совершенства, как в «земном», так и в «последующем» мире, в существование которого верят мусульмане. Мусульмане видят в исламе общественное устройство, содержащее в себе все аспекты жизнедеятельности человека и общества, весь спектр их отношений, в том числе связанных с воспитанием и обучением. Большая часть мусульманских сообществ не принимает разделения священного и мирского, а сам ислам для мусульман – это не только ряд предписаний ритуального характера, но и набор правил, более того, законов общественной жизни. Современные светские образовательные практики, осуществляемые в мусульманских сообществах, должны учитывать эту сущностную особенность исламского учения - неразделения священного и мирского с тем, чтобы не вступать в противоречие с социокультурным контекстом жизнедеятельности воспитанников. В этом отношении стоит подчеркнуть, что целью нашего исследования является не религиозная пропаганда, в смысле навязывания идей исламского вероучения, а стремление дать объективный научный анализ педагогического потенциала ислама и определить возможности и условия его использования в современных светских образовательных практиках.

Степень научной разработанности проблемы.

Ислам до сегодняшнего дня изучается преимущественно историками (Гильмутдинов Д. Р., Дудова С. С., Чикурова О. В.), религиоведами (Гейдар Джемаль, Али Вячеслав Полосин, Прозоров С.М.), философами (Агамов А. А., Вагабов Н. М., Гайнутдинов Р. И. Измайлов Р. Г., Миримрва А. А., Ряжапов Н. Х., Эмирова Д. С.), социологами (Кошева С. В., Левшуков Р. А., Резникова А. В.), политилогами (Задорожный И. Н., Мухаметшин Р. М., Эсенаманова Н. С.).

Целостные исследования педагогической системы ислама в отечественной науке отсутствуют. Попытки исследовать педагогические аспекты исламского вероучения с научной точки зрения предпринимались еще в конце XIX-начале XX в. Вопросы воспитания и образования в исламе в разной степени затрагивались такими отечественными исламскими просветителями – Буби Г., Гаспринский И., Кандалы Г., Курсави, Марджани, Насыри К, Утыз Имяни, Фахретдин Р., учеными – Абдулатипов Р., Абдурахманов А., Бартольд В.В., Булатов А., Гуртуева М., Добродеев Д., Донго М., Ермаков Н., Жданов Н.В., Каймаразов Г., Крачковский И.Ю., Мец А., Муртузалиев С., Прозоров С., Рагимова П., Рамазанов М., Рамазанов Х., Султанмагомедов С.Н., Харисова Л., Юзеев А., Юнусова В., Яминова С., Ярлыкапов А., зарубежными учеными – Али Гедик, Ахмад Халил, Ахмад Фарид Мустафа, Беннаби М., Бюкай М., Гюлен М.Ф., Зарринкуб А., Кутайба, Мухаммад аль-Бути, Мухаммад ас-Сауф, Мустафа Махмуд, Мухаммад ал-Ашкари, Наузат Иалчынташ, Ратвен Мелайз, Раузентал Ф., Хаджия Б.Айша Лемму, Хайдар Баш, Холдун аль-Ахдаб, Шихабуддин Д., Юсуф Кардави и др.

Педагогическое содержание ислама рассматривали в своих трудах великие исламские ученые-богословы и наставники, основатели религиозно-правовых школ в исламе – имамы: Абу-Ханифа (Ну'ман ибн Сабит), Ахмад (Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани), Малик (Малик ибн Анаса), Мухаммад аш-Шафи'и (Мухаммад ибн Идрис); исламские ученые: Абу Хамид Аль-Газали, Абдуллах Абдуль Ганий Аль-Хайят, Абдурахман Ас-Сагдий, Абдул аль Халяуи, Абу Ахмад аль Аскари, Абу Исхак аш-Ширази, аз-Захаби, Аль Фахр ар-Рази, аль-Халиди, Асхат Ассахмурани, Ибн аль-Каийим, Ибн ан-Нафис, Аль-Миззи, Ибн Аскир ад-Димашки, ибн Джарир ат-Табари, имам Мансур аль-Багдади, ибн Таймийиа, Ибн Хаджар, Шейх Раджаб, Шейх Хасан Айюб и др.

Образовательные и педагогические модели, способные привнести религиозную духовность и нравственность в современную систему образования, на наш взгляд, будут способствовать решению задачи духовного и этнокультурного возрождения народов Российской Федерации, в частности, на Северном Кавказе. Обращение к педагогическому потенциалу ислама и исламскому образованию в настоящее время обусловлено повышением уровня этнического самосознания народов, стремлением к обретению ими полноценного национально-культурного облика, где религия является важнейшей социокультурной образующей, становится особенно важной и актуальной.

Традиционно у многих народов Северного Кавказа исключительно важным воспитательным институтом является семья, где и происходит формирование и развитие личностных качеств ребенка, а главной духовной образующей семьи является ислам, его установления, что не находит достаточного отражения в содержании современного образования и воспитательной деятельности образовательных учреждений в этом регионе. Несоответствие идейных, духовных основ воспитания ребенка в семье, школе и обществе является одним из главных противоречий современного образовательного и в целом педагогического процесса.

На рубеже ХХ-ХХI вв. в России происходят значительные изменения в отношениях между государством и конфессиями, между конфессиями и различными государственными образовательными учреждениями. В постсоветское время возникли и развиваются исламские негосударственные образовательные учреждения: медресе, колледжи, институты и университеты, университетские центры и др. В государственных вузах ведется подготовка бакалавров и специалистов по теологическим направлениям и специальностям. По инициативе Президента Российской Федерации в ряде государственных университетов начата подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Обсуждается вопрос о введении в средних общеобразовательных учреждениях наряду с основами христианской основ исламской культуры. Однако экстенсивное развитие религиозного исламского образования, отражающее активное обращение к исламу традиционно исламских российских этносов, возрастание интереса детей и молодежи к исламу остается пока без должного научного педагогического осмысления и научно-методического обеспечения. В то же время дают о себе знать противоречия, возникшие в связи с активным обращением к исламу людей разных возрастов, когда система образования и педагогическая наука оказались не вполне готовыми к этому вызову времени. Среди таких противоречий в качестве основных можно указать противоречия между:

- стремлением мусульманских народов Северного Кавказа к религиозно-духовному возрождению и низким уровнем религиозной культуры населения;

- потребностью личности в духовно-нравственном развитии и неспособностью современной системы образования наполнить духовными смыслами воспитательный процесс в условиях гуманитарного кризиса общества;

- необходимостью религиозного просвещения молодежи и не готовностью образовательных структур к этой деятельности на необходимом научном и методическом уровне;

- современным атеистическим содержанием светской образовательной среды и традициями семейного воспитания народов Северного Кавказа, где ислам является основой духовно-нравственного становления и развития личности;

- необходимостью педагогического диалога и сотрудничества светских и религиозных образовательных учреждений и их ограниченным, слабым реальным взаимодействием на сегодняшний день.

Среди диссертационных работ, посвященных педагогической и образовательной проблематике ислама, можно назвать немногочисленные исследования (Аргунова Г.А., Иммиев Р.К. Корецкая С.В., Семенова А.С. Шерукова А.А. и др.)

В работах исследуемой проблематики предпринимаются попытки найти ответы на вопросы, которые время поставило перед педагогической наукой и образовательной практикой в деле воспитания и обучения человека на стыке светского и религиозного мировоззрений.

Однако в этих работах не нашло отражения понятие «педагогический потенциал ислама». Требуют своего теоретико-методологического обоснования, дидактической и методической разработки проблемы использования педагогического потенциала ислама в образовательных учреждениях различных видов и уровней. Проработка этих проблем посредством разработки концепции реализации педагогического потенциала ислама в государственной системе образования поможет:

привести в определенное соответствие традиционное семейное воспитание мусульманских этносов Северного Кавказа и содержание современного светского образования и воспитания;

повысить качество религиозного просвещения и уровень религиозной культуры населения как эффективных средств противодействия экстремизму и укрепления межконфессионального согласия;

отразить в содержании образования наблюдающуюся у многих народов Северного Кавказа тенденцию к религиозно-этническому самопониманию и самоидентификации;

раскрыть идейные основы исламской педагогики;

активнее использовать исламскую трактовку приобретения знаний как религиозной обязанности каждого мусульманина;

более целесообразно и полно использовать педагогическое наследие ислама в светских образовательных практиках в Северо-Кавказском и других регионах России;

интенсифицировать возрождение светских традиций ислама, адаптации его к новым социокультурным реалиям российского общества, педагогическим и образовательным технологиям.

Сказанное обусловило выбор темы исследования «Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и условия реализации педагогического потенциала ислама в современных светских образовательных практиках.

Цель исследования: определить педагогический потенциал ислама и обосновать условия его реализации в современных светских образовательных практиках.

Объект исследования: педагогические ценности, идеи, содержание и методические средства ислама.

Предмет исследования: возможности и условия реализации педагогического потенциала ислама в современных светских образовательных практиках.

Гипотеза исследования: исламское вероучение обладает значительным педагогическим потенциалом, который является духовной основой воспитания у мусульманских народов. Реализация педагогического потенциала ислама возможна в современных образовательных практиках, если будут:

- выявлены и охарактеризованы основные педагогические ценности, идеи, содержательные и методические воспитательные средства ислама, которые можно использовать в светских образовательных практиках;

- теоретически обоснованы возможности и разработаны условия использования педагогического потенциала ислама в деятельности различных образовательных учреждений.

Задачи исследования:

1. Дать определение и охарактеризовать педагогический потенциал ислама.

2. Выявить социокультурные и социально-педагогические предпосылки реализации педагогического потенциала ислама в современных образовательных практиках.

3. Осуществить анализ исламского образования в России и за рубежом.

4. Разработать совокупность теоретических положений о возможности использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках.

5. Теоретически обосновать и разработать программы реализации педагогического потенциала ислама в светских общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.

6. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации педагогического потенциала ислама в различных светских образовательных практиках.

Ведущие идеи концепции исследования. Ислам обладает значительным педагогическим потенциалом, который стал духовной основой этнопедагогики мусульманских народов и религиозного исламского образования. Педагогические постулаты ислама базируются на его философской и социальной доктринах. Существуют социокультурные и социально-педагогические предпосылки реализации педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках. Осуществляемая модернизация российского образования должна быть осознана как не только практическая, но культурная необходимость и духовно-нравственная потребность. В этой связи научно обоснованная реализация педагогического потенциала ислама в современных образовательных практиках позволит восполнить дефицит духовности в процессе становлении личности растущего человека, гармонизировать воспитательные воздействия социокультуной среды мусульманских сообществ, семьи и светских образовательных учреждений посредством преодоления имеющихся в их взаимодействиях противоречий, что будет способствовать интеграции субъектов воспитательного, образовательного пространства не только в отдельных территориальных сообществах России, но и всего российского общества.

Общую методологию исследования составляют важнейшие положения социальной, философской, культурной, психологической и педагогической антропологии о целостности человеческой культуры, социальной и культурной обусловленности образования как социокультурного института. Антропологический подход выступает мировоззренческой, нравственной и методологической основой изучения представленности и понимания человека в исламском мировоззрении.

Методологической основой исследования выступают культурологический и аксиологический подходы. Культурологический подход, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал ее трансляции, дает основания рассматривать педагогический потенциал как важную составляющую исламской культуры, направленную не только на овладение обучающимися знаниями, но и на достижение более высокой цели – становление высоконравственной личности человека как носителя и творца культуры. Встраивание педагогического потенциала ислама в современные образовательные практики осуществлялось в соответствии с требованиями принципа культуросообразности, предполагающем создание такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой и российской цивилизации.

Аксиологический подход позволяет, с одной стороны, изучать место и роль воспитания и обучения в системе исламских ценностей, а с другой, искать пути интеграции воспитательных воздействий всех субъектов образовательного пространства с учетом их духовных ценностей.

В основу исследования положен также принцип единства логического и исторического в познании. В соответствии с этим принципом прослежена логика и динамика реализации педагогического потенциала ислама в единстве с изменениями социально-экономических и политических условий в период с момента прихода ислама на Северный Кавказ и до настоящего времени.

В соответствии с методологией системного подхода педагогический потенциал ислама рассмотрен в системе социальной, цивилизационной и философской исламских доктрин.

В интерпретации педагогического потенциала ислама автор исходил из герменевтического подхода как теории и практики истолкования педагогических знаний, зафиксированных в разного рода письменных текстах, имеющих целью наиболее полное осмысление и глубокое понимание этих знаний с учетом предмета и задач исследования.

Опора на структурно-функциональный подход способствовала выявлению основных структурных элементов педагогического потенциала ислама, составлению характеристик их воспитательных функций, что определяло теоретический и экспериментальный поиск условий его реализации в различных образовательных практиках.

Теоретическая база исследования сложилась из работ, раскрывающих философию и методологию образования (О.И. Артеменко, В.Г. Афанасьев, Н.Е. Боревская, Л.П. Буева, Б.Л. Вульфсон, Н.К. Гогчаров, М.Н. Кузьмин, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, а также работ по социальной педагогике (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, С.А. Расчетина, В.Д. Семенов и др.).

Системно-целостное осмысление истории и перспектив гуманистической образовательной политики и образовательных практик предпринято в работах М.Н. Берулавы, И.В. Бестужева-Лады, Е.Г. Оссовского, А.И. Пискунова, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, Ф.А. Фрадкина, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Шиянова и др.

Многие исследования философии образования посвящены проблемам обретения духовного смысла бытия; одни авторы обосновывают целесообразность соединения образования с религией (Б.С. Гершунский, С.В. Переверзенцев), другие – утверждение гуманистического мировоззрения как фундамента современного образования (Н.Б. Ромаева, Е.Н. Шиянов).

В истории отечественной педагогики культурологические основания образования рассматривались в работах С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др.

В современной педагогике все более утверждается тезис культуросообразности образования и взгляд на школу как открытый социокультурный институт: Е.В. Бондаревская, Е.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов и др.

Для наиболее полного понимания и обоснования педагогического потенциала ислама мы обратились к отечественным трудам, в которых рассматриваются исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития этносов (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, Л.Н. Гумилев, Ж.Т. Тощенко и др.), а также к работам зарубежных авторов по проблемам развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (А. Геллнер, Э. Кассирер, Г. Парсонс, Б.Дж. Сингер, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.)

Методы и база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов: методы теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, сравнительно-исторический, моделирование, анализ и синтез), методы сбора и анализа эмпирических данных (контент-анализ, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, беседа, анализ творческой деятельности обучаемых, изучение педагогического опыта).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Карачаево-Черкесской республике. Школьная фаза педагогического эксперимента проводилась преимущественно в средней общеобразовательной школе с. Джингирик Карачаевского района КЧР, в которой автор в течение ряда лет работал учителем. Отдельные фрагменты экспериментальной работы проведены в школах с многонациональным составом учащихся: СОШ №4 г. Карачаевска, СОШ № 7 а. Учкекен Малокарачаевского района, СОШ № 5 г. Усть-Джегута, СОШ ст. Красногорской Усть-Джегутинского района, СОШ № 1 ст. Зеленчукской Зеленчукского района КЧР. Исследования в рамках педагогического эксперимента проводились в семьях с людьми разного возраста и социального положения.

Вузовская часть опытно-экспериментальной работы осуществлялась на факультете педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.

Источниками исследования служила отечественная и зарубежная научная, религиозная и публицистическая литература дореволюционного, советского и постсоветского периодов, труды философов, религиоведов, этнологов, социологов, педагогов, историков педагогики; законодательные, директивные, нормативные и программно-методические документы по вопросам содержания дошкольного, общего среднего и высшего образования.

Организация и этапы исследования.

  1. Первый этап (2001- 2003) – поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проведен анализ педагогической, исторической, богословской литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, методология и методы, разработан понятийный аппарат. Итогом этого этапа стала разработка концепции исследования и программы опытно-экспериментальной работы по проверке ее основных положений, а также условий реализации педагогического потенциала ислама в различных образовательных практиках.

  2. Второй этап (2003 – 2006) – опытно-экспериментальный. Опытно-экспериментальная работа на этом этапе состояла в определении компонентов педагогического потенциала ислама, подлежащих использованию в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования, разработке примерных программ использования педагогических средств ислама в различных образовательных учреждениях и апробации условий педагогической деятельности в этом направлении.

  3. Третий этап (2006 – 2007) – обобщающий. Он состоял в анализе материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, коррекции отдельных положений концепции использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках, формулировке окончательных выводов исследования, литературном оформлении диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна. Результаты исследования содержат решение крупной научной проблемы определения педагогического потенциала ислама, теоретического обоснования и опытно-экспериментального доказательства возможностей и условий его использования в различных светских образовательных практиках.

В исследовании:

- впервые в педагогической науке определен педагогический потенциал ислама, охарактеризованы его основные содержательные компоненты, которые можно использовать в светских образовательных практиках;

- осуществлен историко-педагогический анализ использования педагогического потенциала ислама в этнопедагогике народов Северного Кавказа;

- раскрыты социальные, культурные и педагогические предпосылки использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках;

- создана концепция использования педагогического потенциала ислама в учебно-воспитательной деятельности государственных образовательных учреждений;

- осуществлен научный анализ религиозного исламского образования в России и за рубежом;

- определены условия реализации педагогического потенциала ислама в учреждения дошкольного, общего среднего и высшего образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в приращении теоретического знания общей педагогики, теории и методики профессионального образования состоящего в том, что:

- в педагогическую теорию введен термин «педагогический потенциал ислама»;

- теоретически обоснована возможность использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках;

- теоретически доказано наличие ценностного, содержательного и методического компонентов педагогического потенциала ислама, не противоречащих ценностям, содержанию и технологиям осуществления учебно-воспитательной деятельности в государственной системе образования;

- разработаны теоретические основания использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей и уровней образования воспитанников и обучаемых;

- теоретически обоснованы и разработаны программы реализации педагогического потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования с учетом их профиля.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- разработано программное и учебно-методическое обеспечение использования педагогического потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования;

- определены и экспериментально проверены условия использования педагогического потенциала ислама в учреждениях дошкольного, общего среднего и высшего образования;

- разработана программа подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к использованию педагогического потенциала ислама в учебно-воспитательных процессах;

- примерная программа использования педагогического потенциала ислама в вузе, имеющая инвариантную и вариативную части, может быть использована в вузах различного профиля;

- материалы и результаты исследования можно использовать в профессиональной подготовке и повышении квалификации педагогов и менеджеров образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогический потенциал ислама представляет собой совокупность средств (ценностных, содержательных, методических), позволяющих оказывать воспитательные воздействия на людей.

Ценностные педагогические средства ислама заключены в идеях о:

- духовных ценностях человека и человеческих сообществ,

- нравственности человека, его моральных качествах, отношениях и поведении,

- взаимодействии людей и отношений между ними.

Содержательные педагогические средства ислама представлены в:

- трактовке знания как ценности и познавательной деятельности человека,

- предписаниях, касающихся целей и содержания воспитания и обучения человека.

Методические компоненты педагогического потенциала ислама состоят в рекомендациях по воспитанию и обучению детей и самовоспитанию взрослых людей.

2. В современном российском обществе сложились социальные, культурные и педагогические предпосылки, способствующие использованию педагогического потенциала ислама в различных светских образовательных практиках. Социальные предпосылки состоят в том, что основные идейные положения ислама являются важными детерминантами конструирования социальных отношений представителей северо-кавказских народов, что проявляется в политике, деловых взаимодействиях, дизайне всех сфер жизнедеятельности коренных этносов Северного Кавказа. Культурные предпосылки заключаются в доминировании ислама в этнических культурах мусульманских народов Северного Кавказа, семейной педагогике, профессиональной культуре народов северо-кавказских республик. Педагогические предпосылки созданы в результате реализации образовательной политики российского государства, основными идеями и положениями которой являются принципы гуманизации, демократичности, общественно-государственного регулирования.

Наличие таких устойчивых предпосылок предоставляет возможность привести в соответствие воспитательные воздействия, осуществляемые педагогами в светских образовательных учреждениях, с воспитательными влияниями, оказываемыми на личность семьей и этническим сообществом, базирующихся на исламском вероучении, что усилит их педагогический эффект.

3. Концепция использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках представляет собой теоретическое обоснование (идеи и принципы) программ включения различных его компонентов в деятельность дошкольных, общеобразовательных и профессиональных (средних и высших) образовательных учреждений с учетом уровня развития и обученности воспитанников, созданных на основе базовой программы, отражающей общее содержание педагогического потенциала исламского вероучения.

  1. Теоретические основания и программы использования педагогического потенциала ислама в деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального образования представляют собой сочетание инвариантных (отражающих основные ценности и педагогическое содержание ислама) и вариативных компонентов, учитывающих как возрастные особенности и уровень образования воспитанников и обучаемых, так и профиль профессиональной подготовки студентов.

  2. Условия использования педагогического потенциала ислама в светских образовательных практиках дифференцируются в зависимости от вида образовательного учреждения. Концепция использования педагогических средств ислама содержит общие для всех образовательных практик условия данного вида учебно-воспитательной деятельности, а для общеобразовательных учреждений и вузов разработаны специальные (инструментальные) условия включения педагогических средств ислама в их деятельность с учетом особенностей обучаемых и профилей профессиональной подготовки студентов в вузах.

  3. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию педагогического потенциала ислама в государственных образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской республики показали возможности разных путей решения данной проблемы.

В общеобразовательной школе имеются возможности для использования педагогических средств ислама путем включения отдельных фрагментов, касающихся ценности знаний и познавательной деятельности согласно исламскому вероучению, в содержание тем по ряду предметов. Наибольшая востребованность в реализации педагогического потенциала ислама проявляется в духовно-нравственном, патриотическом, экологическом, трудовом воспитании, в подготовке учащихся к семейной жизни.

В вузах использование педагогического потенциала ислама возможно посредством: 1 – включения в учебные планы соответствующей дисциплины по выбору с учетом профилей профессиональной подготовки, 2 – «диффузного» включения отдельных тем в содержание дисциплин цикла общегуманитарных и социальных дисциплин, 3 – включения ценностных и содержательных средств ислама в воспитательную работу со студентами.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов и результатов исследования обеспечены строго научными исходными методологическими позициями автора в рассмотрении педагогического потенциала ислама, применением совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования, позволившим экспериментальным путем проверить теоретические положения авторской концепции в различных образовательных практиках.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в монографиях, научных статьях, докладах, тезисах и материалах конференций, общий объем которых составляет 60 печатных листов. Они обсуждались и были одобрены на 26 конференциях, среди которых: V Международный конгресс «Мир на северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2007), IV Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства (Казань, 2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурные проблемы Кавказского региона в контексте глобализации» (Нальчик, 2007), Международная научно-методическая конференция «Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультурной коммуникации XXI века: когнитивно-концептуальные аспекты (Пятигорск, 2008), Международная научно-практическая конференция «Социальные процессы в современном региональном сообществе» (Ставрополь, 2008) и др. Учебно-воспитательные программы использования педагогического потенциала ислама внедрены в образовательные процессы следующих образовательных учреждений Карачаево-Черкесской республики: лицей №1 г.Карачаевска, РОО Карачаевского и Малокарачаевского районов КЧР, СОШ №1 ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева.

Социально-педагогическое значение ислама в современном мире

К середине X века ислам прочно утвердился на территории Дагестана, хотя процесс исламизации всего Дагестана завершился в XV веке. В IX-X веках Дербент становится центром духовной культуры, научной жизни и крупным образовательным центром. Во многом этому способствовало возникновение и развитие «исламских центров» (аль маракиз аль-исламийа). В Дербенте создается разноуровневая и довольно широкая сеть образовательных учебных заведений, школы при мечетях, мактабы и медресе, в стенах которых, помимо собственно религиозных дисциплин, давались знания в области алгебры, геометрии, естествознания, астрономии и медицины. Желающие могли продолжить образование в своего рода университетах - высших учебных заведениях религиозных объединений и частных школах признанных духовных лидеров, ученых-священнослужителей и богословов.

Свидетельством функционирования в Дагестане, начиная с первых веков прихода сюда ислама, сети медресе с библиотеками и центрами переписки рукописей, по мнению историка В.Бобровникова, являются находки дагестанских археографических экспедиций 1990-х начала 2000 гг., среди которых более 500 частных и мечетных рукописных собраний, из которых несколько десятков восходят к XI-XVI вв. [45:145]

Даже поверхностное знакомство с источниками показывает, что почти за тысячелетнее существование медресе Северного Кавказа испытали нем ало взлетов и падений. В зависимости от эпохи и района менялись значение исламской школы, специализация и формы обучения. На Восточном Кавказе уже в средние века появились школы суфиев в обителях - ханака, входивших в систему оборонительных укреплений, так называемой Горной стены Дербента. В них учились, жили и сражались «воители за веру» (гази). [46:146] В.Бобровников считает, что в среде местного мусульманского населения на Северном Кавказе традиционная школа продолжала поддерживаться большинством, в связи с чем не получило общественной поддержки выступление отдельных улемов, таких как Суфийан Акаев и Али Кияев за реформу мектебов и медресе, предполагавшей ориентацию их на последние достижения европейской и мусульманской науки и педагогики. Традиционная мусульманская школа еще не исчерпала всех ресурсов для дальнейшего развития, которое продолжалось до уничтожения легального исламского образования в советское время. [47:147]

Ислам и его нравственные ценности были близки менталитету горцев и более других религиозных учений отвечали их чаяниям. Призыв ислама к социальной справедливости, отсутствие в исламе расовой, религиозной и национальной дискриминации, требование не подчиняться насилию и не совершать насилия является призывом к свободному развитию и совершенству. Ислам утверждает, что нет Господина кроме Господа, только Он Судья человеку и перед ним Одним ответ держать. Каждый мусульманин сам стоит перед Всевышним Аллахом и нет посредников между ними.

Значимость получения знаний, стремления к ним отражает один из постулатов Ислама - (Тот, кто идет на пути знаний, тот идет на пути Всевышнего), объявляющий учение и стремление к приобретению знаний одним из самых богоугодных дел человека.

В Дагестане получил большое распространение и развитие суфизм. По мнению алимов - исламских ученых, суфизм есть единое целое с исламом и понимать его как течение в исламе неверно. Суфизм является путем к достижению Божественной Истины. Развитие суфизма сопровождается возникновением мощного института наставничества. Наставники - шейхи, муршиды, пиры занимались воспитанием и обучением тысяч учеников -мюридов. Образование - передача «бараката» (благодати) от наставника к ученику, осуществлялось в ходе длительного обучения, по завершении которого с благословения наставника, ученик мог начинать самостоятельные проповеди.

Значительный вклад в развитие исламского образования и педагогики на Северном Кавказе внесли суффийские объединения. Многие наставники — суфии содержали школы, где обучали Корану, философии ислама, воспитывали в своих учениках исламскую нравственность. Как отмечает Дж.С. Тримингем, некоторые из них стали крупными образовательными заведениями, куда входили медресе с преподаванием обязательных мусульманских дисциплин. [203:277-278]

Согласно концепции суфизма, наставник — суфийский шейх, должен достичь высокой степени совершенства, что в свою очередь приводит к проявлению высших способностей - ясновидения, способности мысленного воздействия на какой-либо объект, абсолютного самообладания, во всех обстоятельствах, огромной физической мощи через умение концентрировать и мобилизовать физические и духовные возможности и ресурсы и т. д. В записках известного российского хирурга, ученого, педагога и общественного деятеля Н.И. Пирогова отмечается, что мюриды, получившие воспитание у шейхов и мюршидов в самых трудных условиях, проявляли присутствие духа, высокую степень самообладания и самоконтроля. В этом проявляется эффективность методики воспитательных воздействий наставников - суфистов.

Утверждение ислама сопровождается влиянием религии на все сферы жизни общества - право (начинает действовать шариат), экономику, политику, быт, науку и образование. Девизом жизнедеятельности общества становятся предписания ислама, гласящие: «Не совершайте насилия над другими и не допускайте насилия над собой», «Мусульманин обязан делать каждое дело умело», «Относись к людям так как ты хотел бы, чтобы относились к тебе», «Будь справедлив ко всем, независимо от их веры, расы, национальности и социального происхождения» и др.

Ислам как духовная основа народной педагогики мусульманских этносов

Стремление к знанию считается священной обязанностью мусульманина. Истинный мусульманин занимается всем, что развивает разум и логическое мышление и способствует глубокому пониманию истинной сути вещей. В исламе подчеркивается достоинство обладания знанием, его приобретение, а также достоинство обучения других людей. При этом акцент делается на стремлении продолжать учиться и приобретать новые знания до самого конца жизни, как это делали предшественники современных мусульман независимо от того, каких высот они достигали в сфере науки, поскольку считали, что знание живет и возрастает благодаря продолжению, увядая и засыхая вследствие оставления. [23:40-41]

Исламское вероучение определяет то, что обязан знать каждый мусульманин, дает характеристики плохих обладателей знания и знающих о мире вечном. [140:13-25] К плохим обладателям знаний ислам относит таких людей, цель которых состоит в том, чтобы получить возможность наслаждаться благами этого мира и занять высокое положение среди людей. В одном из хадисов Ат-Тирмизи говорится: «Аллах ввергнет в огонь того, кто стремится к знанию ради того, чтобы бахвалиться им перед знающими, или вести споры с неразумными благодаря ему, или привлекать к себе внимание людей с помощью (этого знания)». [141:23] Что касается знающих о мире вечном, то их основное свойство состоит в их знании о том, что мир этот (земной) является презренным, а мир вечный - благородным, и они отдают предпочтение миру вечному. К числу качеств знающих о мире вечном относится то, что в сфере знания о делах они больше всего занимаются поисками знания о том, что портит эти дела, замутняет сердца и внушает сомнения, ибо знание о том, как следует поступать, внешне близко и доступно, а трудность состоит в том, чтобы научиться совершать дела искренне. Как видим, и в сфере познания ислам основной акцент, делает на этической стороне этого процесса.

Мусульманину, специализирующемуся в одной из светских наук, необходимо знать хотя бы основы своей религии. Это значит, что в шариатских науках он должен быть осведомлен настолько, чтобы этого ему хватало для правильного исповедания религии. Мусульманину предписывается не только хорошо ориентироваться в своей области знания и стремиться, по возможности, черпать сведения из первоисточников. Он должен также стараться в совершенстве овладеть каким-нибудь иностранным языком, чтобы по новым журналам, книгам и другим источникам следить за развитием избранной им науки. Как подчеркивает М. А. аль-Хашими, «...ислам не только всегда побуждал людей к поискам знания и размышлениям о том, что было создано Аллахом на небесах, на земле и в самом человеке, но и объявил это средством приближения к Аллаху». [24:43]

Не меньшее значение в исламе уделяется трудовой деятельности мусульманина: «Человеку следует рассматривать свое ремесло или торговлю как одну из обязанностей, которую кто-то должен выполнять..., поскольку, если этим не станет заниматься никто, неоткуда будет получать пропитание и большинство людей погибнет. Дела, касающиеся всех, можно наладить только совместными усилиями, когда каждая группа людей занимается определенным делом». [142:202-203] Как и в познавательной деятельности, в труде ислам сосредотачивает внимание мусульман на побуждениях (мотивации) к труду и этических аспектах трудовых отношений между людьми. В одном из хадисов Ат-Табарани говорится: «... если вышел он в поисках (заработка) для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках (заработка) для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках (заработка) для себя самого, воздерживаясь (от всего дурного), то он на пути Аллаха, если же вышел он напоказ другим и ради похвальбы, тогда он на пути шайтана». [143:187]

Поскольку сподвижники Мухаммада, посланника Аллаха, занимались торговлей, путешествуя по суше и по морю, возделывали свои пальмовые рощи, а другие люди занимались в основном ремеслами, то и предписания ислама касаются того, как надо строить отношения в сфере обмена (намерения человека, решившего заняться торговлей, должны быть благими; рынок мира дольнего не должен отвлекать человека от рынка вечного, а рынками вечного являются мечети и др.).

Анализ исламских первоисточников показывает, что это вероучение не оставило без соответствующих указаний ни одну из сторон социальной жизни человека. Эти предписания для мусульманина характеризуются значительным количеством, емкостью, широтой охвата различных сторон общественной жизни и точностью, детальностью изложения. О большом социально-педагогическом потенциале ислама в деле подготовки детей и юношества к социальной жизни, выполнении основных социальных ролей и функций говорит тот факт, что в книге Мухммада Али аль-Хашими «Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны», выдержавшей в России в течение шести лет после ее перевода семь изданий, глава «Мусульманин со своим обществом» по объему составляет половину всего текста.

Другим подтверждением наличия социально-педагогического потенциала ислама является то, что в Наставлении верующим, представляющем собой краткое изложение шейхом Мухаммадом Джамиль ад-дина аль-Касими содержания труда Абу Хамида аль Газали «Воскрешение религиозных наук» есть глава о том, как следует поддерживать отношения согласия, братства и дружбы с различными категориями людей. [144:220-276] В данной главе наряду с общими правилами общения с разными людьми говорится о достоинстве любви, согласия и братства, а также о правах мусульман, родственников, соседей, родителей и детей.

Основными партнерами социального взаимодействия человека в исламском вероучении являются члены его семьи (родители, супруги, братья, дети, другие родственники), соседи, друзья. В сфере брачно-семейных отношений наставления ислама касаются побуждений (мотивации) к браку, качеств женщины, которые следует мужчине принимать во внимание, обязанностей мужа и жены, того, чего муж вправе требовать от жены и др.

Знание и обучение в исламской доктрине

С этой целью мы провели с учащимися экспериментального класса общие и индивидуальные беседы, в ходе которых было выяснено, что все ученики верят в существование Бога. Однако, что касается знаний учащихся о религии, то они были недостаточны или вовсе отсутствовали. Впоследствии мы выяснили, что часть учеников, будучи убеждены в существовании Бога, Его Воли, проявляла интерес к изучению, осмыслению религии, в данном случае ислама. Другая часть, большая, веруя в Бога, не проявляла выраженного интереса к овладению религиозными знаниями. Первая, меньшая, часть учащихся обладала определенными познаниями в области ислама, а знания в области ислама большей части учеников экспериментального класса были крайне незначительны.

Здесь важно отметить, что мы установили зависимость имеющегося у ребенка уровня религиозных представлений от общего уровня религиозности его семьи, познаний в области ислама старших членов семей учащихся. Так, наибольшую осведомленность об исламе показал сын эфенди, хотя следует отметить, что и он в большей степени знал лишь обрядовую часть.

Тогда же, в начале экспериментальной работы, мы провели собрание родителей учащихся, на котором ознакомили их с программой нашего педагогического эксперимента, обсудили различные аспекты участия родителей в планируемой нами педагогической работе. Как мы выяснили в ходе бесед с родителями, они в целом одобряли и поддерживали начатую нами работу с их детьми. Особое понимание родителей встретило наше стремление сформировать у учащихся знания в области ислама, привить им исламский гуманизм, тем самым постараться оградить их в будущем от влияния псевдорелигиозных экстремистских идей.

В работе с учащимися всех возрастов, согласно исламской педагогической традиции, которая полностью согласуется с соответствующими положениями научной педагогики, наиважнейшее значение мы отводим обеспечению участия родителей в проводимой нами педагогической работе, вовлечению их в процесс школьного образования и воспитания их детей. В ходе эксперимента мы проводили еженедельные занятия с родителями, ставящие целью дать им необходимый уровень знаний в области ислама, определить и направить их участие в проводимой работе и скоординировать наши педагогические усилия. Большую помощь в проведении религиозного просвещения родителей учащихся в ходе нашей экспериментальной работы оказала популярная исламская литература, такие издания как «Ислам для детей» Ахмада фон Денффера, «Образование наших детей» Фатимы Хирин, «Зов с минарета» доктора Исмаиля Балика.

В проведении педагогами воспитательной работы с использованием педагогического содержания ислама нами рекомендуется следующая литература: Аляутдинов Ш. Он и Она., [27] Любовь и секс в исламе., [121] монография автора данного исследования «Педагогика ислама: основные идеи, история и современность». [91] Труды иностранных авторов Айша Лему «Идеальный муж - мусульманин», Мухаммад Али-Кутб «Основа воспитания девочек в исламе»,. [134] Зухра Сагьб «Эволюция арабской (мусульманской) семьи в нашу эпоху» и др. Работая с указанной литературой арабо-мусульманских и других иностранных авторов, необходимо учитывать некоторое этнокультурное своеобразие жизни северо-кавказских мусульман, обусловленное иной, нежели за рубежом, общественно-политической, природно-климатической средой и социально-экономическими отношениями. Обратимся к различным групповым и индивидуальным формам и методам использования педагогических средств ислама в учебно воспитательном процессе в экспериментальном классе. Как уже отмечалось, одна из форм использования педагогического потенциала ислама в образовательном процессе состояла во включении отдельных познавательных фрагментов из истории и культуры ислама в преподавание учебных предметов. Содержание некоторых учебных поурочных планов включало исламский педагогический компонент, освещающий вклад ученых - мусульман в математику, геометрию, географию, естествознание, физику, химию, историю и другие области научных знаний, а также в культуру и искусство. Это делалось для того, чтобы учащиеся могли глубже познать и осмыслить созидательный потенциал ислама, состоящий в поощрении им изучения наук, стремления к духовному и физическому развитию на благо всего человечества как одну из главных обязанностей мусульман.

Рассмотрим некоторые моменты одного из наших уроков трудового обучения, проведенного в экспериментальном классе в качестве иллюстрации привнесения в содержание урока исламского педагогического компонента. Тема урока: Изготовление кормушек для подкормки зимующих птиц.

В ходе организации занятия, подготавливая инструменты и материалы к работе, напоминаем учащимся высказывание Пророка Мухаммада о том, что мусульманин обязан каждое дело делать хорошо, добросовестно и умело, для чего необходимо овладевать знаниями и навыками.

Объяснив тему занятия, обращаем внимание учеников на богоугодность, полезность предстоящей работы по изготовлению кормушек для подкормки зимующих птиц. Предложив примерную схему выполнения данной работы, уделяем время (до 10 мин.) для внесения учащимися творческих предложений, позволяющих сделать кормушки более долговечными, прочными, удобными и т.д. Обращаем внимание детей также на необходимость соблюдения правил техники безопасности в работе и безопасной рациональной для окружающей среды установки изготовленных кормушек.

Педагогический потенциал ислама в деятельности общеобразовательной школы

Для того, чтобы получить общее представление о степени религиозности студентов, поступающих на факультет педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета, мы опросили первокурсников, всего 69 человек. Все опрошенные нами студенты причисляют себя к верующим мусульманам. При этом, соблюдают все религиозные предписания только 8 человек, 61 студент делают это частично. По мнению опрошенных студентов-первокурсников, мусульманин должен быть, прежде всего, человечным, то есть честным, добрым, отзывчивым, чистым (в плане духовном и физическом), надежным, мужественным, сильным духом и телом. Все опрошенные студенты считают, что ислам, их вера, следование его указаниям очень помогает им в жизни вообще и в учебе, в частности.

С целью выявления уровня успеваемости и учебной дисциплины студентов данного курса мы провели опрос преподавателей. Согласно их отзывам, студенты этого курса в целом «сильные», «хорошо развитые», «дисциплинированные». В то же время, наряду с высоким уровнем религиозности студентов мы обнаружили их слабое владение религиозными знаниями, информацией об исламской этике, морали, истории, культуре.

Основная- экспериментальная работа по использованию педагогического потенциала ислама в подготовке учителей начальных классов велась на 4-ом и 5-ом курсах. Выбор четвертого курса объясняется тем, что, во-первых, студенты к этому периоду обучения уже имеют определенный уровень общих педагогических и других гуманитарных знаний, во-вторых, у них сложилось достаточно окрепшее мировоззрение, в-третьих, изучение студентами спецкурса перед выпускным и в первом семестре выпускного курса позволяет выявить из их числа наиболее

На четвертом курсе, в 8-ом семестре, мы реализовали первый раздел нашей программы, посвященный историко-культурным аспектам ислама, его сущностным характеристикам как вероучения, исламской этике и морали.

В качестве примера рассмотрим фрагменты нескольких проведенных нами аудиторных занятий по темам: «Ислам на Северном Кавказе (историко-культурологический обзор)», «Современное состояние исламского образования на Северном Кавказе», «Знание, нравственность и действие в Исламе».

Содержание занятия по теме: «Ислам на Северном Кавказе (историко-культурологический обзор)» было направлено на освещение истории, культуро - формирующей роли и значения ислама для народов Северного Кавказа и ставило целью сформировать у студентов знания в области истории ислама, его культурного влияния на Северном Кавказе.

Историю ислама на Северном Кавказе мы разделили на шесть периодов: первый период - VII-X вв. начало исламизации Дагестана; второй период - X-XVI вв. исламизация Центрального Кавказа; третий период — XVI-XVII вв. исламизация Западного и Северо-Западного Кавказа; четвертый период - XVIII-начало XX в. (до октябрьской революции); пятый период — «советский» (начало 20-х - первая половина 80-х гг. XX в.); шестой период -«постсоветский» (вторая половина 80- х гг. XX в. по настоящее время).

Исходя из хронологии каждого периода, нами рассматривались исторические, экономические, политические, культурные, социальные условия исламизации народов Северного Кавказа, проводился анализ роли и значения Ислама в истории, культуре, экономическом и социальном укладе народов Северного Кавказа.

Подробный анализ культурного влияния ислама на Северном Кавказе позволил нам сформировать у студентов понимание определяющей роли и значения ислама в становлении и развитии духовной культуры многих народов Северного Кавказа, в частности народов Дагестана, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, черкесов, значительной части осетин и др., а также в развитии материальной культуры народов Северного Кавказа через их приобщение к арабо-мусульманской культуре с ее богатейшим содержаним в области искусства, художественного творчества, архитектуры и др.

Особое внимание в ходе занятия нами уделялось раскрытию обучающих и воспитывающих возможностей, полученных студентами знаний из области истории ислама на Северном Кавказе и культуры ислама в работе со школьниками. Например, в формировании и развитии знаний в области краеведения, истории, культурологи, а также в духовно-нравственном, художественном, патриотическом и других видах воспитания учащихся.

Останавливаясь кратко на содержании занятия по теме «Современное состояние исламского образования на Северном Кавказе», следует указать, что занятие ставило целью охарактеризовать современное состояние исламского образования, выявить роль и значение современного исламского образования в воспитании и социализации молодых поколений этнических мусульман, а также сформировать у студентов понимание важности педагогического сотрудничества учреждений светского и религиозного, в данном случае, исламского образования как эффективного средства популяризации в обществе гуманистической сути и содержания ислама, а также средства противодействия распространению псевдорелигиозного экстремизма.

Занятие по теме: «Знание, нравственность и действие в исламе» ставило целью сформировать в студентах понимание духовно-формирующего, развивающего значения исламской концепции «знание + нравственность = действие», согласно которой созидательную, подлинную ценность и прогрессивность имеют только те знания, которые не противоречат нравственности, определяют и направляют действия человека. В ходе занятия мы подчеркиваем педагогическое значение данной концепции ислама в воспитании и обучении молодых мусульман.

Похожие диссертации на Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках