Введение к работе
Актуальность исследования. Возрождение общечеловеческих ценностей, широкая обращенность к духовной личностной сфере человека характеризует современные педагогические поиски, решения, концепции. Активизируется процесс глубокого осмысления роли искусства в воспитании личности. Это находит отражение в ряде публикаций последних лет, в современных концепциях образования.
Усиление влияния гуманитарного цикла предметов на воспитание учителя связано с последствиями потери общечеловеческих ценностей,отсутствием духовной основы у молодежи,отходом от принципов высокой морали и этики. Современный этап в развитии общества характеризуется заполнением бездуховного вакуума всевозможными формами псевдоискусства развлекательного, фонового, рекламного характера. Потребление такого рода дешевой духовной продукции оттесняет на задний план движение к истинной художественности а ценности, личность будущего учителя в период учебы находится в е«адиа формирования, у юношей и девушек происходит сложный процесс переоценки ценностей и выбора правильной ориентации в них. Будущей профессиональной деятельности нугша прочная основа общечеловеческих идеалов. Поэтому важным и необходимым является восстановление утраченного духовного богатства в педагогической системе подготовки учителей. В этом смысле музыкальное образование является значимым звеном в решении данной проблемы. Издавна в музыкальной подготовке учителя существовало уникальное средство воспитания, способное дать мощный толчок к возрождению музыкальной культуры в общем педагогическом образовачии. Таким средством, отражающим активную, музыкальную деятельность является искусство хорового пения. Высокая воспитательная значимость этого вида искусства, его историческое развитие, многообразие проявления в контексте художественных просветительских и профессиональных традиций глубоко раскрыто-Б.В.Асафьевым, В.Л.Ильиным, В.Л.Локшиным, А.Б.Свешниковым, С.С.Скребковым, В.А.Черкушенко и др.
Обширную область исследования влияния хорового пения на музыкальное развитие личности в детском и юношеском возрасте представляют работы Ю.Б.Алиева, Л.Б.Бартеневой, Е.Я.Гембицкой, К.Ф.Никольской-Береговой, В.С.Попова.и др.
Проблемам вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов посвящены работы авторов периода до 1917 года В.А.Булы-чева, Н.М.ловина, А.В.Никольского, С.В.Смоленского и др. и после-
дующих периодов - 0. А. Апраксиной, Б.В.Асафьева, Т.л.Беркмш, К.С.Грищенко, В.Н.Шацкой и др.
Хоровые занятия издавна являлись основным предметом в комплексе музикальних дисциплин педагогических учреждений. Однако в современный период в области вокально-хоровой подготовки будущих учителей начальных классов педагогических вузов слоашлась неблагоприятная ситуация. Хоровое занятие как самостоятельный предмет не имеет статуса обязательной музыкальной дисциплины на факультета и проводится факультативно в условиях резко ограниченного учебного времени, а в ряде мест оно отсутствует вообще. Наблюдается дисбаланс между основными компонентами существующего учебно-воспитательного хорового процесса: взаимное несоответствие цели, задач, содержания, форм и методов. Страдает качество учебно-хоровой работы а уровень вокально-хоровой подготовки оту-дентов. Положение.усугубляется отсутствием глубоких теоретических современных исследований в этой области. Не выяснены причины возникшей ситуацій, не проанализированы обстоятельства функционирования системы вокально-хорового образования учителей в исторической последовательности ее развития, не изучены педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей относительно усовершенствования ее организации, постановки цели, задач, содержания, фэрм а методов. Актуальность исследования обусловлена высоким воспитательным предназначением искусства хорового пения, необходимостью осмысления педагогических условий вокально-хоровой подготовки учителей и нахождения возможных оптимальных путей для повышения значимости хоровых занятий в общеобразовательной системе факультета начальных классов.
Проблема исследования заключается в том, чтобы определить, каково состояние вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов и педагогические условия ее совершенствования. Решение данной проблемы составляет цель, исследования.
Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка будущих учителей начальных классов, а предметом исследования - педагогические условия организации вокально-хоровой подготовки будущих учителей начальных классов.
Г. и д о т є з н исследования: 1. Хоровые, занятия являются высокоэффективным музыкально-педагогическим средством духовно-нравственного обогащения будущих учителей.
2. Успешность ^уивдшкврованая хоровых занятий на факультете начальных жааесов, повышение уровня вокально-хоровой подготовки студентов аавасит от следующих педагогических условий:
обеспечения организационных мероприятий по повышении значимости хоровых занятий в общеобразовательной сиотеме факультета на Зровна восстановления их в цикл обязательных музыкальных дисцип-лИЦ я, изменения названия предмета на "искусство хорового пения";
учета единства, и взаимосвязи основных компонентов учебно-воо-лататеяьаого хорового процесса - цели, содержания, форл и методов на основе высокого уровня требований, предъявляемых к каждому из них.
Задачи исследования:
-
Уточнить духовно-нравсгванныз возможности искусства ходового пения и его роль в системе общемузыкального образования идущих учителей начальных классов.
-
На основа ретроспективного, сравнительного и анкетного анализа уточнить а раскрыть состояние вокально-хоровой подготовка учителей начальных классов.
-
Сформулировать педагогические условия совершенствования организации хорового учебно-воспитательного процесса.
-
Провести апробацию, проварку эффективности выявленных педагогических условий в практике учебно-воспитательной работы. Методологической и теоретической основой исследования являются ваивейиао положения философской науки об искусстве как специфической форме общественного сознания, о человеке как о высшей ценности общества; теория эстетического воспитания, концепции педагогика, о развитии личности, гуманизации и демократизации в сфере образования, целостности педагогического процесса. Методы исследования. Изучение научно-теоретической и методической литературы по проблемам вокально-хорового воспитания, программных и исторических документов. Методы сравнительного анализа, анкетирования, опроса, беседа, экспериментального исследования, экспертной опенка, математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка воссоздать целостное представление о процессе вокально-хорового зоспитания учителей начальных классов в системе народного образования путем историко-педагогзческого сравнительного анализа, уточняются духовно-нравственные возможности хорового пения и преимущества хо-
ровых занятий в условиях факультета начальных классов. В работе применяется исследование представлений студентов о хоровом пении и фактических данных преподавателей хоровых дисциплин об условиях функционирования хоровых занятий путем метода анкетного анализа, дающего возможность выявить реальные педагогичвскиа условия и состояние вокально-хоровой подготовки. На основе теоретического обобщения выявленных педагогических условий вокально-хоровой подготовки студентов предложены конкретные рекомендации и пути совершенствования хорового учебно-воспитательного про- цесса на факультета начальных классов.
ПряктичАпкяя значимость исследования заключается в том, что сформулированы педагогические условия совершенствования хорового учебно-воспитательного процесса на факультете начальных классов, разработана и апробирована программа предмета "Искусство хорового пения", нацеленная на духовно-нравственша обогащение студентов средствами хорового искусства. Предложен метод "Параллельного изучения двух произведений контрастной степени сложности одного -композитора" на основа исполнения и активного восприятия. Эта мероприятия могут быть использованы в работе преподавателей хоровых дисциплин.
Положения, выносимна на защиту.
-
Высокий статус искусства хорового пения в общеисторическом развитии культуры,, его духовная, гуманистическая направленность позволяет определить роль вокально-хорового воспитания и обучения студентов факультета начальных классов как эффективного средства их культурно-образовательного и духовно-нравственного совершенствования.
-
Ретроспективный и анкетный анализ вокально-хоровой подготовка учителей начальных классов показал ярко выраженные негативные тенденции в области вокально-хорового воспитания студентов, сведения многообразия воспитательных возможностей хоровых занятий
к узкометодической ориентации на школьный предмет "пение"(музыка), что привела к утрате авторитетности хорового пения и его qqhqbhqu функша - духовно-нравственного обогащения человека.
3, Расширение воспитательного потенциала хоровых занятий, наце
ленных на индивидуально-^щчностное, духовное обогащение студен
тов возможно при соответствующих педагогических условиях органи
заций этих закатай ка факультете начальных классов:
1) Повышение значимости хоровых занятий в общеобразовательной «модеме факультета*.
а) восстановление хоровая занятий в цикле обязательных
Музыкальных дредмэхёгв;
б) изменение названия'предмета на "Искусство хорового пения'.'
2) Учет единства и взаимосвязи между основными компонентами хорового учебно-воспитательного процесса на основе высокого уровня требований, предъявляемых к каждому из них -
а) ц е л ь - духовно-нравственное обогащение студентов;
б) задачи- усвоение наибольшего объема высокохудожествен
ных сочинений и качественное индивидуально-личностное их преоб
разование студентами;
в)содеряанне- построение учебно-воспитательного хорового процесса на основе принципов историзма и тематизма;
г) ф о р м ы музыкальной деятельности - хоровое исполнение
в «вязи с активным восприятием музыки;
д) м в і о д - "Параллельного изучения двух хоровых сочинений
контрастной степени сложности одного композитора".
4. Единство и взаимосвязь всех структурных компонентов, высокий уровень требований к каждому из них. обеспечивает целостность педагогического хорового процесса, позволяет достичь положительных результатов вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов.
Достоверность подученных результатов обеспечивается правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, соответствием методик исследования выдвинутым задачам, тщательностью анализа хода и результатов опытной работы, взаимодополняемостью исследовательских методов.
Алробапия исследования. Результаты апробировались: в процессе внедрения программы "Искусство хорового пения" на педагогическом факультете КЕШ щі.И.Крянгз(г.Кишинев) в 1987-89 гг., на факультета начальных классов МШУ им.В.И.Дешша(г.Москва) в 1991-92 гг., на итоговых научных конференциях КГШ имЛ-Крянтэ в 1988-90 гг., МИГУ им.В.ИЛенана в 1990 г, в процессе обсуждений на заседаниях кафедры эстетического и трудового воспитания МШУ им. В.И.Ленина в 1992 г.