Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основания и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации 13
1.1. Философские основания духовно-нравственного развития учащихся 13
1.2. Сравнительно - педагогический анализ направлений духовно-нравственного развития учащихся 35
1.3. Структура и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации 67
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации 88
П. 1. Самоопределение учителей в деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся 90
И.2. Формы и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации 119
П.З. Диалогический метод как условие подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
- Философские основания духовно-нравственного развития учащихся
- Самоопределение учителей в деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся
- Формы и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации
Введение к работе
Современное духовно-нравственное состояние значительной части россиян и, прежде всего, молодого поколения вызывает серьезную озабоченность психологов . и . учителей: размывание нравственных ориентиров, крайний релятивизм моральных норм, отсутствие внутренней свободы и ответственности личности, потеря смысла жизни и, как следствие, неумение отличить истинные ценности от ложных, безответственное следование собственным материально-биологическим потребностям. О наличии и серьезности данной проблемы говорят результаты многих социологических исследований (В.Т.Лисовский, С.П.Парамонова, А.Л.Салагаев, И.Н.Староверова, Г.Г.Силласте, Л.Н.Шабатура, Ч.А.Шакеева и др.). При этом важнейшую роль в ориентации подрастающего поколения на тот или иной уровень потребностей играет окружающая их социокультурная среда, характер самоопределения в духовно-нравственной сфере значимых для них взрослых.
В связи с этим принципиальным для образования является развитие подходов, обращенных к личности ребенка и учителя, ставящих в центр внимания духовно-нравственную сторону образовательного процесса. В настоящее время среди этих подходов наиболее заметны такие, как гуманизация образования и обращение к духовным традициям отечественной культуры, возникшие как реакция на технократическую, авторитарную, дидактоцентрированную педагогику XX века. В русле этих подходов корректируется содержание, базисного учебного плана общеобразовательной школы (вводятся элементы культурологического и антропологического содержания). При этом, как показывают исследования (Г.В. Лунина, Л.Айзерман, М.В. Богуславский и др.), современное содержание образования, связанное с духовно-нравственным, личностно-
ориентированным, культурологическим направлениями педагогической деятельности, вызывает серьезные затруднения в его осуществлении у учителей. Усугубляет эту ситуацию рост числа организаций, как правило, неорелигиозного направления, стремящихся взять на себя "заботы" по духовно-нравственному развитию учащихся российских школ. Базовая подготовка современных учителей не позволяет им выработать профессиональную отношение к деятельности данных организаций.
Результаты нашего исследования, согласующиеся с аналогичными исследованиями в других регионах России (B.C. Безрукова, СЮ. Дмитриев и др.) говорят о том, что современный («постсоветский») педагог еще не обрел точку -опоры, его в мировоззренческих пристрастиях «бросает» из крайности в крайность: от атеизма к религиозности и оккультизму, нетрадиционным духовным учениям и сектантству и т.д. Как правило, они ведут за собой и детей, которых обучают.
Это усугубляется отсутствием в педагогической теории согласованного четкого ответа на вопрос о принципах, основаниях, подходах к духовно-нравственному развитию учащихся в современной школе.
При всем обилии и разнообразии работ, посвященных нравственному воспитанию в современной отечественной педагогике: по педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, Л.К.Рахлевская); по философии воспитания (Л.А.Беляева, Б.Т.Лихачев и др.); по воспитанию человека культуры (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова); по этнопедагогике (Г.Н.Волков, А.С.Метелягин) по православной педагогике (прот. А.Владимиров, прот. А.Гармаев, прот. Б.Пивоваров, В.И.Слободчиков, Л.В.Сурова, игумен Иоанн (Экономцев) и др.), осуществление духовно-нравственного развития учащихся представляется достаточно сложным для практической реализации. Это связано еще и с тем, что большинство педагогических разработок в области нравственного воспитания предыдущих лет оказались
сегодня несостоятельными и многое необходимо разрабатывать с учетом современной ситуации. Так, в настоящее время в понятие нравственного воспитания, помимо необходимой в любом обществе социализации личности, стало входить и иное содержание, включающее вопросы духовности, ценностей личности, ее самоопределения.
Это ставит серьезные задачи по подготовке учителей, занимающихся деятельностью по духовно-нравственному развитию учащихся, как перед высшей школой, так и перед системой повышения квалификации. При этом, несмотря на множество теоретических работ, посвященных проблеме подготовки и повышения квалификации учителей (В.Г.Воронцова, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Э.Никитин, В.Г.Онушкин, Ю.Панасюк и др.) и диссертационных исследований (И.Ю.Алексашина (1997), В.В.Богамов (1995), Е.Н.Богданов (1995), И.Г.Богуславская (1992), С.В.Кульневич (1995), Г.А.Федотова(1994), В.Л.Ширяев (1995) и др.), как в теории, так и в практике образования такое направление, как подготовка учителей к духовно-нравственному развитию учащихся, разработано пока недостаточно.
Учитывая большую устойчивость и консервативность системы высшего педагогического образования по сравнению с системой дополнительного профессионального образования, более гибкой и оперативной, можно утверждать, что решение проблем, возникающих в переходный период, когда учителя еще не обеспечены необходимым содержанием базового профессионального образования, в первую очередь ложится на систему повышения квалификации.
Таким образом, в настоящее время возникла потребность общества в обеспечении системы образования квалифицированными педагогическими кадрами, которые могли бы осознанно осуществлять духовно-нравственное развитие учащихся, создавая определенную развивающую среду. Для этого сами учителя, как минимум, должны иметь устойчивую систему ценностей
для личностного и профессионального самоопределения в условиях современной поликультурной ситуации. Проблема, которую мы фиксируем, заключается в том, что при наличии объективной социальной потребности в таких специалистах, большинство учителей в настоящее время не готовы к необходимому осознанному самоопределению в духовно-нравственной сфере, имеют слабое представление, о типах ценностных ориентации, недостаточный опыт анализа собственных духовных потребностей и мотивов.
Актуальным становится выявление и реализация педагогических условий подготовки и повышения квалификации учителей, занимающихся деятельностью по духовно-нравственному развитию учащихся, выбор принципов, форм, методик и содержания такой подготовки. Данная проблема и определила выбор темы исследования: «Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся (на материале института повышения квалификации)».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить педагогические условия подготовки учителей по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации к деятельности.
Объект исследования: процесс подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в условиях системы повышения квалификации.
Гипотеза исследования: связана с предположением о том, что эффективность подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации определяется их готовностью к данной деятельности, которая формируется при соблюдении следующих педагогических условий:
деятельность преподавателей института повышения квалификации будет направлена на формирование у учителей самоопределения в сфере духовно-нравственного развития личности;
содержание и формы подготовки будут соответствовать принципам личностно-деятельностного и аксиологического подходов, учитывающим представления о системе педагогической деятельности и о педагоге, как субъекте деятельности, строящем ее на основе собственных ценностей.
усвоение содержания подготовки будет происходит в процессе диалога и полилога слушателей с преподавателями, культурой, наукой, философией, с самими собой; при этом учитывается субъект-субъектный характер отношений между ними;
методика подготовки учителей будет включать в себя организацию рефлексивного самоанализа слушателей, являющегося важнейшим условием самопознания, духовно-нравственного развития личности учителя и дальнейшей его готовности к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся;
в процессе подготовки учителей будут создаваться возможности для профессиональных проб в деятельности по духовно-нравственному развитию .учащихся, приобретения учителями практико-ориентированных знаний о содержании данной деятельности; что обеспечивается очно-заочным характером подготовки.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
провести анализ существующих в отечественной теории и практике основных направлений духовно-нравственного развития учащихся и подготовке учителей к данной деятельности;
выработать критерии и уровни готовности учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся;
3. разработать научно-практические рекомендации по подготовке учителей в системе повышения квалификации, относящиеся к структуре и содержанию подготовки учителей по духовно-нравственному развитию учащихся.
Методологической основой исследования являются основные положения системного подхода; учения о ценностях, как предпочитаемых благах, значимых для человека и являющихся основой его жизнедеятельности; концепция диалога М.М. Бахтина, - включенные в логику деятельностного похода (Б.Г.Ананьев, О.С.Анисимов, Г.П.Щедровицкий).
Для решения поставленных задач данного исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: системный анализ философской и психолого-педагогической литературы, и периодических изданий по теме исследования, анализ эмпирического материала; синтез, обобщение и систематизация полученных результатов. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперименты; диагностическое анкетирование; опрос, наблюдение, сравнительный анализ экспериментальных данных, их систематизация.
Основной экспериментальной базой исследования явился Новокузнецкий институт повышения квалификации. Исследованием было охвачено около 400 учителей разных общеобразовательных учреждений города.
Исследование теории и практики подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся проводилось с 1996 по 2000 годы и включало в себя несколько этапов:
/ этап - 1996-1997 гг.: этап теоретического исследования духовно-нравственного развития личности и процесса подготовки учителей в теории и практике отечественного образования, выявление противоречий,
постановка проблемы исследования, определение цели, задач исследования, разработка программы эксперимента;
этап - 1997-1999 гг.: выработка критериев готовности учителей, разработка диагностических методик, проведение констатирующего эксперимента; построение гипотезы относительно педагогических условий подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию личности, разработка структуры и содержания соответствующей подготовки учителей в условиях системы повышения квалификации и ее проверка в ходе формирующего эксперимента.
этап - 1999-2000 гг.: систематизация и обобщение результатов исследования, их обработка и оформление текста диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
выявлена специфика педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся, заключающаяся в прямой зависимости выбора ее направления от характера самоопределения учителей, осуществляющих данную деятельность; деятельностном характере духовно-нравственного развития учащихся и его культурной детерминированности;
на основе выработанных критериев готовности, разработаны структура и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в условиях системы повышения квалификации;
выявлены педагогические условия подготовки учителей в системе повышения квалификации к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: организация личностного и профессионального самоопределения учителей в сфере духовно-нравственного развития; комплексное сочетание принципов личностно-деятельностного и аксиологического подходов, диалогичность взаимодействия в процессе
подготовки; включение в подготовку учителей элементов рефлексивного
самоанализа и профессиональных проб.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций по реализации духовно-нравственного развития учащихся общеобразовательных школ; программы курса повышения квалификации учителей «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» и методических рекомендаций по подготовке учителей к духовно-нравственному развитию учащихся в условиях системы повышения квалификации.
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. специфика педагогической деятелъносщи по духовно-нравственному развитию учащихся заключается в следующем:
опоре на демократический стиль отношений, признание ценности и равноправности личностей учителя и учащегося, принятие учащимся учителя, его установок и ценностей в качестве значимых для себя;
построении данной деятельности на основе актуализации и осознания духовно-нравственных ценностей и установок, ставших собственными в результате самоопределения;
использовании механизма самоопределения учащихся в выборе форм и методов духовно-нравственного развития учащихся (самопознание, диалог, рефлексивный самоанализ в процессе духовно-нравственной деятельности); могут быть использованы и информативные методы, но лишь как вспомогательное средство;
результаты данной педагогической деятельности не носят явного характера, они проявляются опосредованно в мотивах тех или иных поступков учащихся, в отношении их к себе, другим, в характере их предпочтений и т.д.;
2. структура и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся включают ориентационный,
философско-антропологический культурологический, педагогический и методический блоки подготовки, разработанные на основе критериев готовности учителя к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся (мотивационно-потребностные, когнитивные, операционно-деятельностные), опирающиеся на принципы личностно-деятельностного и аксиологического подходов; 3. педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации:
- основания построения процесса подготовки учителей на
формирование у них самоопределения в сфере духовно-нравственного
развития личности;
выбор содержания и форм подготовки учителей в соответствии с принципами личностно-деятельностного и аксиологического подходов;
усвоение содержания подготовки в процессе диалога и полилога слушателей с преподавателями, культурой, наукой, философией, с самими собой; при учете субъект-субъектного характера отношений между ними;
включение в методику подготовки учителей организации рефлексивного самоанализа слушателей;
создание для слушателей возможности профессиональных проб в собственной деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных его предмету, цели и задачам; опорой на современные данные педагогической науки, сочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного результатами опытно-экспериментальной работы; положительными результатами апробации структуры и содержания
подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в условиях системы повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования; Основные идеи и результаты исследования были изложены и получили положительную оценку на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Современные стратегии образования и духовное развитие личности» (Томск, 1996); «Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы» (Кемерово, 1996); «Молодежь. Духовность. Творчество» (Томск, 1997); «Традиции православной педагогики и гуманизация образования» (Новокузнецк, 1-999); Духовно-исторических чтениях памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (Томск, 1997, 1999). Ход и результаты диссертационного исследования периодически заслушивались на заседаниях кафедры педагогики Томского государственного педагогического университета, Центра духовно-нравственного воспитания и образования и Ученом Совете Новокузнецкого института повышения квалификации в 1996-2000 годах. Разработанные в ходе исследования научно-практические рекомендации по духовно-нравственному развитию учащихся используются в деятельности школы №14 и гимназии №76, программа подготовки учителей «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» с 1997 года апробировалась в учебном процессе Центра духовно-нравственного воспитания и образования Новокузнецкого института повышения квалификации.
Основные идеи и результаты теоретического и экспериментального исследования нашли отражение в 7 публикациях автора.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.
Философские основания духовно-нравственного развития учащихся
В качестве реперных точек, выбираемых нами для педагогического анализа направлений педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся, мы взяли следующие компоненты, позволяющие, на наш взгляд, выявить специфику данного направления: цель, идеал, потребности, ценностные установки, методы педагогического воздействия, процесс развития личности.
По гипотезе исследования, опирающейся на теорию деятельности и аксиологическое учение о личности, учитель, соотнося собственные ценности с ценностями, лежащими в основе направлений педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся, самоопределяется в одном из них. Таким образом, сравнительно-педагогический анализ данных направлений является содержанием и средством подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся.
Социоцентрическое направление педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся рассматривается нами применительно к социально-историческим условиям нашей страны и поэтому специфической особенностью будет ориентация на условия советского социума, когда данное направление педагогической деятельности было особенно развито. Поскольку, благодаря тоталитарности существовавшей тогда государственной системы, единственно возможным методологическим основанием педагогической деятельности являлась марксистско-ленинская философия, при анализе данного педагогического направления мы будем опираться на ее основные положения. А именно: положение марксизма о «первичности» материи перед сознанием (духом); положение о бытии как единственном источнике развития личности; отрицание значимости духовной сферы (надстройки) в развитии личности и общества [135; 190, 258, 277]. Несмотря на это, и в этой парадигме понятия «дух», «духовность», «духовно-нравственное развитие» присутствуют, приобретая определенную специфику.
Известно, что в конце XIX - нач. XX веков время материализм становится ведущим как в академической науке [244; 5-7], так и постепенно в педагогике и психологии, имеющих непосредственное отношение к человеку, его развитию и воспитанию. Меняется представление о человеке, являющееся основой построения социально-педагогических теорий. Если прежде человек был «образом и подобием Божиим», то в наступающем периоде он стал, субъектом и объектом беспристрастного научного исследования, соответственно, исчезла одухотворенность человеческого образа. Покров таинственности и благоговения перед чем-то сокровенным в душе человека снят. Да и само существование души ставится под сомнение, по крайней мере, в прежнем, религиозно-идеалистическом понимании. Психология превращается из науки о душе в «физиологическую психологию»[42;14]. В основу данных наук положены утверждения марксизма-ленинизма, согласно которым «Сущность человека /т.е. дух/ не есть абстракт, присущий каждому отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»[155; 128]. На этих основах строилась принципиально новая, советская педагогика. Известный педагог П.П. Блонский писал в 20-е годы: «мы должны создать психологию без души, ... без «явлений» или «способностей» души, без «сознания»[34; 40-41]. Такой подход к развитию личности вообще был естественным для данного мировоззрения. Для педагогики того периода, также как и для любой другой науки, человек был лишь объектом воздействия.
Теория воспитания, прежде всего, стала ориентироваться на внешнюю, социальную сторону. Не случайно в 20-е годы активно развивается социальная педагогика, делающая акцент на социализации детей, освоение ими общественных норм. На это же была ориентирована концепция единой трудовой школы: связь с производством, с жизнью стала приоритетным педагогическим направлением. Была разработана концепция «социального воспитания», в русле которой желательно чтобы «государство взяло на себя воспитание детей целиком» [147; 236-238]. В основном, этот подход воспитания был реализован: семья, по сути, была устранена от воспитания собственных детей, всю заботу о них взяло на себя государство.
Характерной для данного периода является педагогическая попытка запретить преподавание детям сказок, поскольку «школа должна готовить рационалистов», а «все эти Кощеи и Змеи Горынычи нам абсолютно не нужны» [131; 18]. Это был, по преимуществу, такой подход, который ориентацию даже на «душевное», не говоря о «духовном», в педагогической деятельности считал «буржуазным излишеством».
В материалистической парадигме, на основе которой только и можно было последовательно развернуть социоцентрический подход к человеку, благодаря его самодостаточности, нет места морали. Этим оправдывается его гносеологически - практический подход к делу. Жизнь и смерть человека - лишь медицинский факт, не более того[71; 300].
Самоопределение учителей в деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся
Исходя из представления о самоопределении учителей в деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся как интегральной характеристике их готовности к данной деятельности, мы понимаем самоопределение учителя как процесс и результат его соотнесения представлений о сути педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся со своим идеально-потребностным представлением о себе как деятеле и ценностным представлением о собственной личности в связи с данной деятельностью. Опираясь на данный тезис, мы исследовали мотивационно- потребностный, когнитивный и операционально-деятельностный уровни готовности учителей, т.к. каждый из них может возникнуть только в результате самоопределения. В соответствии с этим, процесс формирования готовности мы рассматриваем как последовательную цепь самоопределений: в собственных мотивах и потребностях к данной деятельности; в направлении данной педагогической деятельности; в формах и методах духовно-нравственного развития учащихся, в направлении и путях собственного духовно-нравственного развития. Причем, результат личностного самоопределения учителя должен проявиться не позднее его самоопределения в формах и методах духовно-нравственного развития учащихся, иначе не сможет произойти реального самоопределения учителя в данной деятельности.
Как показывает опыт проводимой работы, педагоги, так или иначе самоопределившиеся в вопросах духовно-нравственного развития личности (направлениях и способах) уверенно и с желанием берутся за духовно-нравственное развитие учащихся. Но это лишь одна сторона проблемы, так как при ее решении сразу возникает следующая: о моральном праве и ответственности учителя за направление детей в ту или иную сторону духовного развития. Поскольку, несомненным является факт, что педагог, выбравший для себя то или иное направление собственного духовного развития, ориентирует на него и детей. Так А.Л. Дворкин [76; 159] приводит пример о том, как учительница - «мунистка» привела в свою секту 20 детей из примерно 60, обучавшихся у нее. И это случай далеко не единичный: (например, школа №13, г. Новокузнецк, секта «Страна Анур», школа № 4, баптисты - пятидесятникии т.д.)
Решающую роль в данном случае играет наличие знаний и собственных убеждений у педагогического коллектива. Если убеждения не сформированы, то учителей достаточно легко склонить в любом направлении на уровне эмоционального «заражения». Многие школы, опираясь на атеистические убеждения большей части учителей, закрыли доступ для всех духовно-религиозных учений, что на данном этапе, пока собственных знаний для самоопределения недостаточно, можно признать в целом как положительный факт.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявляли общую картину исходной готовности учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в начале 1997/98 учебного года в 10 образовательных учреждениях города Новокузнецка. Было изучено состояние готовности к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся путем анкетирования около 200 учителей этих школ (см. Приложение 1). Кроме того, в это же время велась диагностическая работа методом опроса с группами учителей (общим количеством около 100 человек), проходивших курсовую подготовку в Институте повышения квалификации (учителя начальной школы и преподаватели литературы). Помимо этих основных методов исследования, проводилось наблюдение за развитием. воспитательных, систем школ города и работой отдельных учителей в процессе экспертизы их деятельности.
Целью опытно-экспериментальной работы было выявление и обосмнование условий подготовки учителей в системе повышения квалификации к осуществлению деятельности по духовно-нравственному развитию личности учащихся.
Процедура эмпирического исследования представляла из себя последовательность следующих шагов: 1. выбор баз исследования, изучение специфики каждой из выбранных баз исследования; 2. организация и проведение входной диагностики в соответствии с выбранными критериями подготовки учителей к осуществлению деятельности по духовно-нравственному развитию личности учащихся; 3. проведение курсовой подготовки с учетом специфических особенностей групп и в соответствии с выбранным содержанием и формами работы, в процессе которой периодически проводится промежуточная диагностика и тактическая коррекция с целью достижения намеченного результата; 4. итоговая диагностика, ознакомление с ее результатами участников курсовой подготовки; 5. построение программ дальнейшей работы группы и(или) отдельных слушателей по проблеме духовно-нравственного развития личности в соответствии с их потребностями; 6. рефлексия формы и содержания курсовой подготовки с целью подтверждения (или опровержения) имевшейся у исследователя гипотетической схемы подготовки учителей и выявления необходимости принципиальной или частичной коррекции данной схемы.
Формы и содержание подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся в системе повышения квалификации
Безусловно, в процессе описываемой здесь подготовки учителей мы опираемся на имеющийся у них педагогический опыт и знания, но учитываем и тот факт, что знания, полученные учителями много лет назад, «морально устарели» и требуют серьезного переосмысления с позиций современной философии образования. В связи с этим особое внимание в содержании подготовки учителей, имеющих базовое педагогическое образование, отводится тем элементам, которые не находили отражения в базовой подготовке. Этим объясняется особое внимание философско-антропологическому и культурологическому содержанию.
В связи с нашим исследованием начального уровня готовности учителей и нашим представлением о специфике деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся мы в параграфе 1.3 уже описали гипотетическую структуру и содержание подготовки учителей к данной деятельности. Здесь мы конкретизируем, по необходимости, данное содержание и формы, и опишем реально возникавшие проблемы, изменения и дополнения содержания, связанные со спецификой групп учителей, участвовавших в подготовке.
Итак, в философско-антропологическом блоке мы рассматриваем такие базовые для подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся понятия, как: «дух», «душа», «тело», «духовность», «нравственность», их содержание, принципы взаимосвязи и взаимодействия; сравниваем представления об этих понятиях разных философских учений. В процессе анализа и усвоения данного содержания и самоопределения к нему, видя принципиальные различия в понимании человека, его сущности, учителя приходят к ясному осознанию зависимости педагогического направления деятельности по духовно-нравственному развитию личности от выбранных философских оснований.
Из предыдущего параграфа видно, что, в зависимости от специфики группы .учителей, участвующих в курсовой подготовке, смещаются акценты в понятии духовно-нравственного развития учащихся в ту или иную сторону. Это вносит определенные коррективы в работу по содержанию философско-антропологического блока.
Например, в данном случае в первой группе это направление -эмоционально-чувственная сфера (развитие души); во второй группе -моральное развитие и развитие интеллекта; в третьей группе - связь духовно-нравственного развития с фактором национальной культуры.
Кроме того, во второй группе, где было достаточно большое количество учителей, считавших себя атеистами, необходимо было подробно остановиться на атеистическом представлении о человеке и его месте в мире, рассмотреть воспитательные концепции, развивавшиеся в данном направлении (прежде всего, концепцию коммунистического воспитания). В этой группе, где педагоги уповают на развитие интеллекта и имеют достаточно высокий уровень самооценки, с ними чаще приходится работать в режиме семинара, предлагать им подготовить самостоятельные сообщения по данной проблеме, опираясь на авторитетных для них авторов. И затем на основе предложенной ими информации организуется обсуждение, анализ проблемы духовно-нравственного развития с опорой и на другие источники, также авторитетные, но. имеющие отличающийся взгляд на эту же проблему. Например, особенно «любимым» авторами представителей данной группы учителей являются А.С.Макаренко и И.ГТ.Иванов - его последователь и автор «коммунарской методики». Полезно более подробно рассмотреть взгляды на проблему духовно-нравственного развития
В.А.Сухомлинского, также опиравшегося в воспитании на «моральный кодекс строителя коммунизма», но в то же время имевшего принципиально иную точку зрения. Кроме того, данная аудитория хорошо относится к идеям Н. Гумилева («От Руси к России» и «Этногенез и биосфера Земли»), С.И.Гессена, Н.И. Бердяева, И.А. Ильина, русских космистов.