Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Щербакова Татьяна Петровна

Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования)
<
Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щербакова Татьяна Петровна. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 1997 179 c. РГБ ОД, 61:98-13/660-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творческая деятельность как психолого-педагогическая проблема . 12-64

1.1. Роль и место творчества в деятельности человека . 12

1.2. Педагогические потенциалы творческой деятельности ребенка . 27-44

1.3. Возможности Центра дополнительного образования в реализации творческой деятельности подростков. 44 - 61

Глава 2. Условия эффективности творческой деятельности подростка в Центре дополнительного образования . 65 -131

2.1. Ход и результаты диагностического исследования творческой деятельности подростков . 65 - 88

2.2. Пути и средства организации творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования . 88 - 109

2.3. Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков. 109-126

Заключение. 132-140

Библиография. 141-154

Приложения. 155-179

Введение к работе

Современная ситуация в России обозначила целый ряд проблем, в частности, связанных с новым пониманием роли и места человека в государстве и обществе. Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу становится непременным условием существования человечества и каждого индивидуума.

Российское общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных создавать культуру, жить в ней, развивать её. Воспитание творческой индивидуальности означает, что растущий человек является носителем креативного начала, проявляет себя как подлинный субъект жизнедеятельности. Основной идеей при этом становится идея самоценности, уникальности ребенка. Это находит отражение и в нормативных актах страны. Общетеоретической основой обновления стала парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Основное и дополнительное образование призваны в единстве осуществлять полноценное развитие ребёнка, организовать разностороннюю его деятельность, обеспечивать самоопределение личности, стимулировать формирование системы творческих отношений к миру, с миром, к людям , к самому себе.

Однако при объективной потребности массовой педагогической практики в разработке путей и способов формирования творческой личности современного ребенка проблема эта требует конкретного изучения, осмысления, разработки и практического доказательства.

Проблема творчества давно привлекала внимание многих исследователей. Ее рассматривали античные философы Анаксагор, Аристотель; философы- рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Лейбниц; фи-лософы- эмпирики Ф. Бэкон, Д. Беркли; позднее - И. Кант,Г. Гегель, К. Маркс; представители неоклассической философии, основатели экзистенциа-лизма Ф. Ницше, С. Къеркегор; российские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др.

; В различных концепциях развития человека русскими философами Н.А.Бердяевым, Н.ОЛосским, П.А.Флоренским его сущность представлена как эпицентр культуры, ее высшая духовность.

О природе творческой деятельности и ее смыслах размышляли М.М. Бахтин, ЭЗ.Ильенков, Б.М.Кедров, М.К.Мамардашвили, В.СБиблер, А.Т.Шумилин, А.М.Коршунов, ЛАХерасимова, Ф.ТМихайлов, В.СШвырев, МХ-Ярошевский.

Психологические особенности творческой деятельности человека рас-сматриваются в работах Л.С .Выготского, СЛ.Рубиншгейна, АЛЛеонтьева, АЛЛука, Р.СНемова, AJC Сухотина.

Педагогические идеи развития творческих способностей детей исследовались многоаспектно (КЛЛентцель, И.П.Волков, В.И.Загвязинский, В.А.Караковский, Б.ТЛихачев, АЛЛикандров, В.СШубинский и др.). Некоторые аспекты творческой личности педагога представлены в работах ЮЛАзарова, Ю.К.Бабанского, ВАКан-Калика, Н.В.Кузьминой, Л ЛХаченко и др.

А.С.Макарешсо, ВЛ.Сорока-Росинский, ЛП.Иванов, В.А.Караковский Ч представили целостные системы, в которых воспитание рассматривается как многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой заботе.

Анализ диссертационных работ Т.С.Базаровой, ЕЛБалакиревой, Л.Е.Князевой, В.Ф.Мартыновой, ТЛЛевчевой, Н.И.Пилюгиной, АЗ.Скачкова, ААІОрикова и др. показал, что детское творчество рассматривалось в классно-урочной системе обучения, художественном и техниче-ском творчестве детей, в детских учреждениях дополнительного образования ив связи с изучением педагогического творчества.

Достойное развитие идей коллективно-творческого воспитания в условиях временного детского коллектива находим в трудах современных ученых.

Так, достаточно хорошо исследованы: система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (Ю. В. Бураков); формирование активной жизненной позиции старшего школьника в условиях временного детского коллектива (В. Д. Иванов, Е. В. Титова); организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении (Л. В. Ершова); педагогические основы профессиональной подготовки о і рядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа (С. И. Панченко) и др.

Всероссийский детский центр "Орленок" находится сегодня в поиске новых педагогических идей, нетрадиционных средств и технологий развития современного ребенка. В теоретическом обосновании и практической реализации педагоги-ІЄІ:КИХ идей "Орленка" обозначился ряд противоречий, которые, на наш взгляд, отражают тенденции в дополнительном образовании в целом:

- между требованиями российского общества, предъявляемыми к растущей личности и традиционной парадигмой воспитания, обслуживающими ее методиками и технологиями;

- между естественной потребностью ребенка в творческой самореализации и неумением найти способы, пространства социально творческой деятельности;

- между потребностью педагогов в профессиональном самовыражении и недооценкой систематической работы по внедрению образцов педагогического творчества как основы собственного развития и развития ребенка.

Вышесказанное обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях творческая деятельность, орга низуемая в Центре дополнительного образования, становится действенным фактором развития ребенка?

Объект исследования : деятгльногть учреждения дополнительного образования по развитию личности подростка.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие творческую самореализацию личности подростка в уч-реждении дополнительного образования.

Предмет исследования: влияние педагогических условий деятельности учреждений дополнительного образования на творческую самореализацию личности подростка.

Приступая к исследованию, мы предполагали, что условия, обеспечивающие творческую самореализацию ребенка в Центре дополнительного образования, будут эффективны, если:

- в детской среде имеют место ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха;

- обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной разносторонней, социально значимой деятельности;

- педагогическое творчество стимулирует подростков к участию в деятельности, имеющей креативную основу.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:

- исследовать особенности творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования;

- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние Центра дополнительного образования на творческую самореализацию подростков;

- разработать методические рекомендации по организации творческой деятельности в центре дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются идеи культурологического, деятелыюстиого подходов, гуманизации образования и воспитания. Теоретической основой послужили системный, деятельност-ный подходы в воспитании и образовании; концептуальное понимание личности как творческого субъекта, преобразующего мир и человеческие отношения, способного к диалогу во взаимодействии с педагогом и окружающими людьми.

Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных целям и задачам исследования : методы теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-педагогическая работа, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности. Частными методами являются интервью, метод экспертных оценок, включенное наблюдение, метод незаконченных предложений, рейтинг, изучение продуктов деятельности подростков (видеозаписи, слайды, фото, аудиозаписи, сочинения, альманахи, газеты и др.).

Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа.

На I этапе (1984-87) осуществлялось изучение научной и методической литературы по проблеме, определялись методологические подходы к проблеме; формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий, проводилось пилотажное обследование.

На II этапе ( 1987-93) проводилась работа по определению содержания, структуры, функций, показателей и критериев творческой дея-тельности педагогов и воспитанников в практике внешкольной воспитательной работы и работы Всероссийского детского центра "Орленок" в целом, уточнялись методика и инструментарий исследования творческой деятельности подростков, определялись пути и условия развития педагогического творчества, внедрялись отдельные положения исследования.

На III этапе ( 1993-96) проводилась опытно-педагогическая работа по повышению эффективности воспитывающего влияния творческой деятельности подростков и педагогов; вносились коррективы, связанные с изменением содержания и технологий дополнительного образования, проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, осуществлялось литературное оформ пение диссертационного материала, проводилась подготовка научно-методических материалов по организации творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования.

Базой исследования являлись детский лагерь "Звездный ", учебно-воспитательные подразделения ВДЦ "Орленок" и педагогический коллектив Всероссийского детского центрі "Орленок", где автор работал в качестве пионерской вожатой, ме годи ста центрального методического кабинета .Базой массового обследования детей и педагогов явились детские лагеря ВДЦ "Орленок".

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. С позиции культурологического подхода в исследовании выявлены и теоретически обоснованы:

- сущность и специфика творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования;

- определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих продуктивную деятельность Центра дополнительного образования по творческому развитию подростков: создание в детской среде ситуаций социального выбора, творческо -и с;д ч о -іределения и успеха, организация опыта самостоятельной социально значимой деятельности подростка по решению творческих задач, сотрудничество детей и педагогов в творческой деятельности;

- определены группы подростке::, и педагогов по уровню творческой самореализации, способы проявления педагогического творчества, активно влияющие на участие подростков в творческой деятельности.

Практическая значимость диссертации заключается в следующем :

- обобщен многолетний опыт Центра дополнительного образования по организации работы , направленной на развитие ребенка в процессе творческой деятельности;

- апробирована и внедрена диагностическая методика изучения творческой деятельности подростков;

- разработаны и внедрены педагогические условия, направленные на эффективную реализацию творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования;

- разработан и апробирован спецкурс "Проблемы творческого воспитания подростков" в педколледже "Орленок".

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексам теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, контрольной проверкой результатов опытной работы в массовом опыте детских лагерей ВДЦ "Орленок"; подтверждена позитивными изменениями в уровне развития субъективных качеств подростков, ростом интереса к творческой деятельности , преобладанием активной позиции подростков в детских коллективах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность творческой деятельности современного подростка в учреждении дополнительного образования повышается, если она организуется как процесс, обеспечивающий развитие как самого подростка, так и педагога, а, следовательно, влияющий на развитие дополнительного образования детей в целом.

2. Уровни творческой самореализации подростков и педагогов в деятельности существенно зависят от того, какой характер она имеет: репродуктивный, нормативный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную творческую деятельность подростков, предполагает организацию разносторонней социально ценной деятельности, имеющей креативное начало, включение подростков в ситуацию социального выбора, творческого самоопределения и успеха, обеспечение педагогического творчества, адекватного видам и уровням проектируемой творческой деятельности детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно- практических конференциях и педагогических советах Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" (1984-1989), на конференциях педагогических работников лагерей ЦК ВЛКСМ "Личность и коллектив: проблемы, поиск, опыт" (Артек 1989) , XIII (1995) и XIV (1996) Северо-Кавказских педагогических чтениях, научно-практических конференциях молодых ученых РГПУ (1995), заседаниях кафедры педагогики РГПУ (1993-1996), в школе педагогических работников

"Орленка"( 1982-1996), в педагогическом колледже "Орленок" (1994-1996), в выступлениях перед педагогическими работниками Российской Федерации и в ряде публикации автора . Отдельные положения диссертации внедрены в практику работы детских организаций Ростовской области, Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону.

Структура диссертации . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, степень ее разработанности в педагогической теории и практике, определена цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, характеризуются его методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы и база исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Творческая деятельность как психолого-педагогическая проблема" обоснованы роль и место творчества в развитии личности, сущность и специфика творческой деятельности детей; исследовано влияние дополнительного образования на сферу творчества детей; обобщен опыт и традиции Всероссийского детского Центра "Орленок" по организации коллективного и индивидуального творчества детей.

Во второй главе "Условия эффективности творческой деятельности подростка в Центре дополнительного образования " приведены ход и результаты диагностического исследования; обоснованы пути и средства развития современных подростков в творческой деятельности, показана взаимосвязь педагогического творчества и творчества детей.

В заключении работы представлены выводы исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложении дан инструментарий исследования и образцы литературного творчества подростков.

Роль и место творчества в деятельности человека

Большой энциклопедический словарь трактует деятельность как специфическую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей [145, с.381].

Научные исследования показывают, что деятельность есть специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе [109, с. 125].

Сущность деятельности человека сводится к следующему: 1. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. 2. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она "задана" в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. 3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. 4. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

Деятельность предполагает наличие субъекта, а творчество -субъекта - творца, деятельность целенаправленна, обусловлена потребностями человека, имеет осознанный характер.

Природа и закономерности творчества всегда были и остаются предметом исследования ученых, специалистов в различных областях наук. Существование человека как субъекта деятельности всегда будет обозначать новые аспекты проблем творчества. Творчество состоит в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности. Творчество может рассматриваться как форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности.

В основном творчество рассматривается в двух аспектах: философском и психологическом. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по -разному ставился в разные исторические эпохи [158, с.474].

Изучению творчества посвятили свои труды и исследования античные философы Анаксагор, Аристотель, философы - рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.Лейбниц, философы - эмпирики Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Беркли, позднее - И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс, философы неоклассической философии Ф. Ницше, С. Къеркегор — основатель экзистенциализма.

Определённым разрешением противоречий эмпиризма и рационализма явилось учение И. Канта. В "Критике чистого разума" И. Кант формулирует деятельностный характер познания. Человек не может непосредственно познавать мир, не ставя между собою и объектом познания средства этого познания. Человек познаёт мир только с помощью познавательных средств, и эти средства не пассивны. Они активно его модифицируют, и поэтому человек в познании никогда не сталкивается с объектом мира, то есть с тем, что существует самостоятельно, независимо от него. Таким образом, И. Кант открыл принципиально деятельностный характер познания; впервые креативность познания вошла в логику. У И. Канта в его работах появляется понятие "воображения" как креативной способности человека. Философ доказывает, что без этого невозможен акт познания.

Развивая Канта и одновременно критикуя его, Г. Гегель показал, что средства деятельности, о которых говорил И. Кант, во-первых, не все перечислены И. Кантом. Они значительно многообразнее. Средства деятельности человека есть не что иное, как духовный мир человека. Все это, утверждал Г. Гегель, составляет ту призму, сквозь которую человек смотрит на мир. И эти средства деятельности не являются врожденными у человека, они являются исторически преходящими, всегда связаны с тем или иным типом культуры.

Таким образом, Г. Гегель показал общественную природу познания. При этом он не отрицал, а развивал кантовское представление о том, что человек всегда активно познает исследуемый предмет. Средства деятельности при этом не являются врожденными , они определяются культурой, в которой живет человек. Но само развитие культур, их переход из одной в другую собственной деятельностью человека Г.Гегель объяснить не смог.

Для Г.Гегеля человек — всегда активный творец, но в рамках тех средств деятельности, которые ему заданы культурой. Поэтому гегелевская концепция была таковой: образование как приобщение человека к уже существующей системе культуры. Сама культура не являлась предметом изменения человека. Человек только пассивно приобщался к ней.

Педагогические потенциалы творческой деятельности ребенка

Содержательность и глубина каждого вида творческой деятельности объективно связана с индивидуальностью человека, природными возможностями его развития. К. Д. Ушинский утверждал, что общее развитие состоит в том, чтобы в педагогическом процессе решать не только формальные ("развитие умственных способностей - наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, рассудка"), но и содержательные цели ("дать средство извлекать полезные знания из предметов его (ученика) окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души"). По мнению К. Д. Ушинского, человек, обладая такой умственной слой, будет учиться и творить всю жизнь.[156, с.27]

П. Ф. Каптерев, рассматривая общие свойства личности, подчеоллул, что в качестве наиболее характерных черт подростка выступают те, которые формулируют мотивы включения ребенка в процессы творения, созидания, познания, что в конечном итоге является творческим процессом. [70, с.254]

В начале XX века русский прогрессивный педагог, сторонник идей свободного воспитания К. Н. Вентцель в своих трудах утверждал свободные, независимые, самобытные отношения между ребенком и педагогом. Последний должен "побудить" ребенка к смелому, самостоятельному пользованию своими духовными силами. "... Истинный педагог будет помогать ему самостоятельном творческим путем доходить до раскрытия законов нравственности, до открытия истины и воплощения красоты". На сегодняшний день актуальны мысли педагога о том, что существует естественный путь, на котором при помощи творческой работы над собой личность достигает преобразования живущей в ней "воли к власти" в "волю к освобождению".[38, с.93].

20-е годы XX века в отечественной педагогике отмечены тесной связью психологии и педагогики. Поэтому будет уместным обратиться к трудам Л.С.Выготского, особенно в аспекте изучения творчества.

В его психологической концепции находим идею о двух взаимосвязанных зонах развития ребенка: актуального и ближайшего.

В результате становления сфер психики человек получает возможность реализовать себя в многосторонней активной деятельности, в процессе которой он для себя закрепляет, совершенствует свои умения и способности, овладевает новыми навыками, а для общества создает материальные и духовные ценности. Это и будет вкладом человека в общечеловеческую культуру.

Знания о закономерностях зон развития ребенка являются базисными для науки и педагогической практики в связи с решениями проблем обучения и воспитания. Согласно теории Л.С. Выготского, необходимое развитие происходит, если процесс обучения опережает актуальный уровень возникающих потребностей и приводит в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития: "Педагогика должна ориентироваться не на ьчц-.аш-ний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет ;з процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас ле хат в зоне ближайшего развития".

Социальное творчество подростков стало предметом изучения и целью педагогической деятельности педагогов 20-30-х годов СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, П.П. Блонского. Все они разделяли мысль о том, что необходимо поддерживать у детей инициативу и интерес к творчеству, свойственные подросткам, предоставлять учащимся свободный выбор средств и способов деятельности, вырабатывать новые, постепенно усложняющиеся задачи с целью дальнейшего развития личности; включать детей в реатьные, общественно-значимые отношения.

П.П. Блонский уделял внимание воспитанию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Образование требует активного отношения к себе. Необходимо делать учение увлекательным, удовлетворяющим интеллектуальные запросы подростков. Одним из таких методов П.П. Блонский считал исследовательский метод, так как он способствует активному, критическому восприятию мыслей, воспитывает привычку к проверке общепринятых положений, вооружает подростков умением ориентироваться в окружающей действительности, способствует формированию у них творческих способностей и потребностей в творчестве. [24, С.119]

В работах Н.К.Крупской большое внимание уделялось содержательному наполнению работы с детьми. Она указывала на то, что у педагогов "сложилось представление, что приобретать знания можно только сидя над книгой, а как вглядываться в жизнь, изучать ее, наблюдать, как учиться жить творчески, — с этим у нас дело обстоит плохо. Нужно во внешкольной работе обратить внимание на творческий характер работы школьника". [86, с.556]

Можно выделить несколько качественно различных подходов к решению проблемы формирования творческой личности: 1) биогенетический , согласно которому все творческие силы и качества ребенка заложены в нем от природы, поэтому воспитателю нужно бережно относиться к ним, не мешая их развитию (биогенетическая теория, теория свободного воспитания); 2) социогенетический , в трактовке которого творческая личность — продукт социальной среды, поэтому задача воспитателя — создать среду, способствующую формированию качеств творческой личности ( социогене-тика).

В исследованиях указанного периода только намечаются пути разработки целостной теории творческого развития личности, есть указания на отдельные качества творческой личности (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, П.Ф.Каптерев и др.). Л.С.Выготский рассматривал проблемы развития творческого воображения и фантазии в художественной деятельности. С.Т.Шацкий, П.П.Блонский исследовали влияние социальной среды на развитие творческой личности.

Ход и результаты диагностического исследования творческой деятельности подростков

В начале нашего исследования мы предполагали, что творческая деятельность ребенка способствует активному проявлению его сущностных сил, если имеет место ситуация социального выбора, творческого самоопределения и успеха, обеспечено приобретение личностью опыта самостоятельной разносторонней деятельности, имеющей креативную основу, творческие возможности педагогов адекватны потребностям развития ребенка в процессе творческом деятельности. Опытно-педагогическая работа была построена на изучений возможностей Центра дополнительного образования в реализации творческой деятельности педагогов и подростков. Исследование проводилось в период с 1984 по 1996 гг. в процессе многолетней практической работы на базе детских лагерей Всероссийского дет-ского центра "Орленок" - центра дополнительного образования России. Все-, го было охвачено исследованием 2300 детей и около 350 педагогов. Разрабатывая основные идеи, подходы в организации творческой деятельности центра, его детских лагерей, мы исходили не только из теоретических положений, полученных в ходе исследований, но и из реальных возможностей и проблем современного детского центра, его лагерей (кадровая, финансовая, материально-техническая база). Изучение жизнедеятельности и атмосферы творческой деятельности происходило таким образом, чтобы практическая педагогическая и научно-исследовательская работа протекала в единстве, исходя из потребностей, основных функций, целей педагогической системы центра в целом и детского лагеря в частности. Особенностью исследования было то, что наряду со специальными методами использовались наблюдения и анализ реально протекающих ситуаций в разных сферах жизнедеятельности взрослых и детей, что потребовало поиска и применения разных способов получения информации, необходимой для выводов. В исследовании было три этапа. На I этапе (1984-1987) осуществлялось изучение научной и методической литературы по проблеме, определялись методологические подходы к проблеме; формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий, проводилось пилотажное исследование. На II этане (1987-1993) проводилась работа по определению содержания, структуры, функций, показателей и критериев творческой деятельности педагогов и воспитанников в практике внешкольной воспитательной работы и Всероссийского детского центра "Орленок"; уточнялись методика и инструментарий исследования творческой деятельности подростков, определя4 лись пути и условия развития педагогического творчества, внедрялись отдельные положения исследования. На III этапе (1993 - 1996) проводилась опытно-педагогическая работа по повышению эффективности воспитывающего влияния творческой деятельности подростков и педагогов; вносились коррективы, связанные с изменением парадигмы образования, теоретическое обобщение результатов исследования, осуществлялось литературное оформление диссертационного материала, проводилась подготовка научно-методических материалов по организации творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования. Исследование проводилось в рамках существующей модели педагогической системы отдельного детского лагеря и центра в целом, представляющей собой совокупность идей, принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия участников воспитательного процесса. Учитывая это, в ходе исследования мы осуществили: - изучение опыта и тенденций организации творческой деятельности во внешкольных детских учреждениях и в "Орленке" в частности; - анализ современной педагогической ситуации в творческой деятельности детских лагерей центра с выявлением основных проблем и развивающихся тенденций в данной деятельности; - изучение педагогических средств, включающих ребенка в творческую деятельность, основных сфер и содержания жизнедеятельности современного подростка, в которых осуществляется творчество человека; - обоснование подхода к методам организации творческой деятельности в условиях временного детского коллектива; - разработку основных подходов положений в организации творческой деятельности центра; - диагностику интересов, мотивов, ценностей ребенка, мотивации деятельности; - изучение способов, приемов, используемых в ходе творческой деятельности центра; возможностей педагогических средств, способствующих развитию ребенка в творческой деятельности; - изучение ребенка в процессе творческой деятельности, в реализации его субъектной позиции по отношению к собственному развитию; в приобретении им новых знаний о мире и новых способов деятельности и творческой самореализации; в освоении общечеловеческих ценностей через участие в творческой деятельности.

Пути и средства организации творческой деятельности подростков в Центре дополнительного образования

Опытно-педагогическая работа строилась на полученных в ходе исследования знаниях о том, что подросток включается в творческую деятельность во временном детском коллективе, если в детской среде имеют место ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха, обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной разнсспорон-ней, социально значимой деятельности; если ему помогли осознать ценность собственного развития себя как личности, предоставили разнообразные сферы творческой деятельности и их самостоятельный выбор, демонстрировали ему образцы творчества педагогов и сверстников; обеспечили практическую деятельность в социокультурной сфере, где существует и востребовано творчество; помогли осознать смысл реальных достижений и творческих результатов в жизни конкретного человека и сообщества.

В соответствии с особенностями социума, в котором организуется и происходит творческая деятельность подростков, сотворчество педагогов и подростков, мы определили три взаимозависимых и взаимосвязанных этапа опытно-преобразующей педагогической работы - начальный, основной, итоговый, что совпадает с логикой педагогического процесса и этапов включенности подростков в творческую деятельность в Центре.

В реально протекающем процессе жизнедеятельности и творческой деятельности подростков и педагогов детского лагеря параллельно проходят и находят свое соединение как индивидуальное, так и групповое творчество, находящее свое воплощение на всех трех этапах преобразующей деятельности.

На начальном этапе (в нашем случае - организационный период) педагогами обеспечивалось включение подростков в творческую деятельность не только через педагогическое исследование его творческих возможностей, потребностей и интересов, но и актуализацию последних для него самого с целью осознания необходимости, целесообразности собственного развития и в целях его социальной адаптации к новым условиям жизни. В первые дни ребенку предоставляется необходимая информация о детском центре, детском лагере, в котором ему жить 30 дней. Смысл и содержание такой информации в том, что в ходе творческой деятельности она будет использована для построения перепекти;? жизни детского сообщества и реализации личных целей ребенка.

Начало смены в детском центре связано с адаптацией ребенка в условиях нового, незнакомого ему пространства, а также с необходимостью определения собственных целей, перспектив жизни детского коллектива (малые группы, отряд, центр и детский лагерь). Ребенок, определяя собственную цель, пользуется помощью тех, кто рядом с ним. При этом он осознает, что его жизнь будет проходить в сообществе других людей - взрослых и сверстников, и, следовательно, его цель должна быть соотнесена с целями других людей.

Чтобы удовлетворить деятельностную и информационную потребности подростков как основу настоящего и будущего творчества во временном детском сообществе, нами предлагались варианты участия в специально сконструированных педагогических ситуациях как образцах будущего творчества и его сферах.

Стартовая игра "Путешествие по Звездному дому" проводилась в тематическую смену "Лидер". Педагогическая целесообразность игры определялась таковой: - знакомство с обшей культурой детей, участвующих в тематической смене "Лидер"; - диагностика подростков на позиционное самоопределение к деятельности (ценности, цели саморазвития, проявление творческих возможностей); - информационное обеспечение детей о возможностях центра "Орленок" для использования полученных знаний в ходе планирования пред стоящей деятельности; - создание работоспособного детского коллектива в процессе совместной работы на станциях игры; - подготовка детей к индивидуальному и отрядному планированию на уровне содержания идей; - знакомство детей с вожатыми других отрядов, педагогами детского лагеря с целью дальнейшего индивидуального и коллективного сотрудничества; - демонстрация культурных и творческих образцов в деятельности педагогического коллектива.

Игра представляла собой путешествие по станциям. Каждая станция в отдельности содержала комплекс обозначенных выше задач. Моделирование и содержание каждой станции строилось с учетом того, что приехали дети разного уровня готовности к участию в программе "Лидер".

В ходе игры действовало 5 станций. Педагоги детского лагеря выполняли роль ведущих станции, а также роль экспертов. Эксперты собирали и фиксировали результаты работы детей на станциях: варианты ответов, детских вопросов, предложений и т.д.

В игре приняли участие 25 делегаций, всего 489 человек. В каждой делегации около 20 подростков. Ребята показали достаточный уровень активности (87%), участвуя в игре. Отмечается положительная и активная направленность на деятельность, что стало основанием для дальнейшего творчества детей.

Игра носила еще и реабилитационный характер для основной массы подростков, попавших впервые в необычные условия "Орленка". Как только дети чувствуют к себе интерес взрослых, интерес сверстников, они активно задают вопросы, охотно выполняют задания, участвуют в играх и в другой предложенной им деятельности. Данная активность объясняется еще и той ситуацией, при которой невелик уровень межличностного общения среди подростков, и педагоги имеют возможность управлять настроением детей, субъективировать их в деятельности.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования)