Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Калнинш Людмила Михайловна

Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций
<
Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калнинш Людмила Михайловна. Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2003 262 c. РГБ ОД, 61:03-13/1850-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы использования воспитательных возможностей народных традиций в личностно-профессиональном становлении будущего учителя технологии 16

1.1. Философско-психологические основы воспитательных возможностей народных традиций и их использование в подготовке учителя технологии 16

1.2. Характеристика педагогического процесса личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе русских народных традиций 47

Глава 2. Педагогические условия обеспечения личностно-профессионального становления учителя технологии в вузе 91

2.1. Создание культурно-рефлексивной обучающей среды 91

2.2. Обеспечение творческой включенности студентов в образовательный процесс 104

2.3. Активизация позитивных изменений в отношении к профессии через актуализацию воспитательных возможностей русских на родных традиций 123

Заключение 147

Библиографический список 158

Приложения 178

Введение к работе

Пристальное внимание современного общества к проблемам образования и воспитания взывает к необходимости изменения личностно-профессиональной позиции учителя. Сегодня школе необходим учитель технологии, призванный приобщать школьников к освоению различных народных ремесел, способствующий творческому самораскрытию школьников в процессе овладения различными технологиями, способный привить учащимся трудовые навыки, а также общечеловеческие нормы и ценности. Реальный переход к гуманистической парадигме воспитания возможен при условии наличия у педагога таких личностно-профессиональных качеств, благодаря которым педагог, постоянно находясь в собственном творческом педагогическом поиске, сможет осуществлять фасили-тирующую деятельность - помогающую и вдохновляющую школьников на творческое саморазвитие, на интенсивное осознанное самоизменение в соответствии с личностными жизненными смыслами.

Перед высшим педагогическим образованием стоит задача подготовки учителей, обладающих развитыми способностями к созданию открытых помогающих отношений, ориентирующихся в первую очередь не на компонент предмета, а на духовно-нравственное развитие ребенка, способных преодолевать трудности в общении и принятии внутреннего мира другого человека, имеющих развитое самосознание, установки на изжитие агрессивности, на работу над собой, на усиление творчества в деятельности, стремление работать по специальности.

Необходимость изменения позиции учителя, ориентация его на идею, лично-стноразвиваюшую ребенка, выдвигает задачу переосмысления содержания, форм и методов подготовки учителя технологии в вузе, при которых обеспечиваются условия для развития личностных качеств, становящихся для современного учителя профессионально значимыми. Изучение процесса синергетического слияния современной гуманистической педагогики и воспитательных возможностей народных традиций расширяет возможности личностно-профессиональной подготовки учителя технологии.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса подготовки будущих учителей. Между тем воспитательные возможности народных традиций признавались особой системой, благодаря которой юные поколения включались в уже существующую общность и становились носителями определенного образа жизни, в них сконцентрированы непреходящие ценности, проверенные многовековым опытом приемы и методы воспитания. Освоение воспитательных возможностей народных традицийсогласуется с региональным компонентом в обучении и воспитании будущих педагогов, служит росту профессионального мастерства, т.к. является составной частью школьной программы по технологии. Воспитательные возможности русских народных традиций как часть общечеловеческой культуры имеют в основе своей особое отношение к культуре других людей и народов, именно в них выражается особый оптимизм, добродушие, уважительное понимание людей других национальностей. Осмысление этих традиций способствует освоению культуры других народов, постижению основ меж- и наднационального общения, что не противоречит модернизации концепции современного образования. Особенно важно использовать воспитательный потенциал народных традиций в подготовке учителя технологии.

Специальных исследований по проблеме личностно-профессиональной подготовки учителя технологии на основе народных традиций не проводилось. Однако в педагогике и смежных науках наработаны идеи, способные служить предпосылкой для разработки нашей концепции.

Так, в отечественной и зарубежной философии сложилась совокупность идей, которые помогают осмыслить воспитательные возможности народных традиций в личностно-профессиональном становлении будущего учителя технологии.

Опорными для нашего исследования стали философские идеи об экзистенциальной сущности человека, уникальности его внутреннего мира, о самоценности каждого человека, о свободе выбора, о духовной сущности и ценностных основах его жизни, отраженные в работах Н.А. Бердяева, К.Н. Вентцеля, А. Камю, Л.А. Когана, Н.О. Лосского, М.К. Мамардашвили, Ж. Сартра, B.C. Соловьева,

П.А. Сорокина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И. Фихте, П.А. Флоренского, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Важное значение для нашей работы имели философские положения о культуре народных традиций с точки зрения духовно-нравственного воздействия на взрослеющего человека (Н. А. Бердяев, К.Н. Вентцель, М.А. Лобок, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, К. Ясперс) как среды, "растящей и питающей личность" (П.А. Флоренский), идеи, которые позволили увидеть внутренний смысл и содержание народных традиций, их смысловую основу (М.А. Лобок, П.А. Сорокин и др.); идеи Л.И. Гордона, Л.К. Кругловой об адаптационной и человекотворческой функциях народных традиций.

На основе философских идей Н.А. Бердяева, П.С. Гуревича, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина нами осмыслены ценности народных традиций как осознанное, жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие, характеризующее человеческое измерение общественного сознания, "пропущенное" через личность, через ее внутренний мир; как "интегральная" культурная сверхсистема, направленная на гармонизацию энергии людей, отданная на службу Истине, Пользе, Красоте и Добру.

Проблемы "непереводимости" языков различных народных традиций, проблемы "со-бытия, со-присутствия равного себе другого", герменевтический взгляд на загадочность того, что принадлежит другой культуре, другой культурной принадлежности, другой системе семантических шифров, в которых рождается личностное "Я" человека, рассмотрены нами на основе работ М.А. Лобока, А.Ф. Лосева, В. Франкла и др.

Идеи Ж. Бодрийяра, М.А. Лобока, А.Ф. Лосева и др. о способности предметов как бы излучать из себя "человеческий смысл", служить человеку его собственным отражением, идеи существования виртуального мира предметов, находящегося параллельно с миром физических предметов, на наш взгляд, являются важными при подготовке будущего учителя технологии.

Философские работы М.М. Бахтина, B.C. Библера позволили нам рассматривать идею воспитания и обучения на основе народных традиций как диалог и

взаимопорождение прошлых, настоящих и будущих культур, осознать народные традиции как продукт открытой человеческой природы.

Обосновать наш подход к содержанию понятия личностно-профессионального становления нам помогли работы Б.Г. Ананьева, Г.М. Код-жаспировой,Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и

ДР-

В своем исследовании мы опирались на ведущие идеи зарубежных и отечественных психологов, раскрывающих сущность и развитие личности, самоценность студенческого периода как особого этапа становления будущего педагога (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А. Адлер, Т.Н. Андреева, Р. Берне, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Э. Гусинский, В.П. Зинченко, Л.А. Коган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, М.К. Мамардашвили, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В. А. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн, Д.Н. "Узнадзе, Э. Фромм, Э. Эриксон).

В аспекте общей педагогической психологии нами устанавливались связи между личностно-профессиональным становлением будущего учителя технологии и его личностными характеристиками, такими как коммуникативная компетентность, самооценка, рефлексия, творчество, любовь, толерантность, эмпатия (Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Л.С. Выготский, В.П. Зимняя, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Менегетти, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, А.В. Петровский).

В осознании психологического механизма глубинного воздействия народных традиций нам помогли философскиеработы Н.А. Бердяева, М.А. Лобока, А. Менегетти, В. Франкла, которые находили в народных традициях сферу выстраданных и пережитых смыслов, своего рода генетический код, чем определяли большую глубину их воздействия.

Важными для нашей работы стали идеи, выдвинутые Л.С. Выготским, Л.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Э. Фроммом, Д.Б. Элькониным, о творческой деятельности как способе личностного становления и через творческую деятельность как выход сущности человека за свои пределы.

Психологическое осмысление диалога как специфической формы обмена внутренними смыслами мы осуществили с опорой на труды Г.С. Батищева, М.М.

Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера. Диалог как специфическую форму взаимного обогащения потенциалов, как способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности педагогов и воспитанников мы изучали по работам А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева и др.

Личностно-профессиональное становление будущих педагогов в условиях вуза рассматривалось нами по трудам П.Ф. Каптерева, Г.Н. Коджаспировой, Н.В. Кузьминой, А.С. Макаренко, Л.М. Митиной, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского; личностно-профессиональное самоопределение будущих педагогов - по работам А.Г. Асмолова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Идеи развития личности студента в вузовском образовании как саморазвитие, движение будущего профессионала к духовной и профессиональной зрелости осмыслены нами на основе работ В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Куликовой, В.В. Серикова, В.И. Слободчиковаи др. Педагогическая значимость создания "помогающих" отношений в условиях гуманистической воспитательной среды изучалась нами по работам современных педагогов Ш.А. Амона-швили, Л.В. Гаврилина, В.А. Караковского, Л.Н. Куликовой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой.

В качестве базовых в нашем исследовании использовались педагогические идеи ученых, известных деятелей, признававших большой воспитательный и развивающий потенциал народных традиций, - К.Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а также современныхис-следователей - З.П. Васильцовой, Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, Д.И. Латыши-ной, Л.И Маленковой, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Наше понимание гуманистического подхода к воспитанию и личностно-профессиональному становлению будущих педагогов выстраивалось на основе идей личностно-ориентированного образования, обращенного к человеку и наполненного человеческими смыслами, что мы рассматривали на основе работ отечественных педагогов прошлого П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, а также современных ученых Ш.А. Амонашвили,Е.В. Бондаревской,Н.Б. Крыловой, В.В. Серикова, Н.Е. Щурковой, И.А. Якиманской.

Мы опирались на исследование целостной личности будущего педагога (Ю.П. Азаров, Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Е.В. Шишмакова), различных технологий подготовки будущих учителей (Д.В. Григорьева, Н.Б. Крылова, Л.И. Маленкова, Л.М. Митина, Н.Е. Щуркова). Опорой для разработки содержания опытно-экспериментальной работы стали работы В.Ю. Бабайцевой, Д.А. Белухина, А.С. Прутченкова, Н.И. Козлова.

Изучение работ А.В. Батаршева, Г.С. Батищева, А.А. Бодалева, СИ. Вос-
труктова, Е.Г. Врублевской, Б.З. Вульфова, Г.П. Звенигородской, Д.Ю. Осягина
послужило нам основанием признать значимость развития коммуникативных и
рефлексивных способностей, а также важность использования интерактивных
форм и методов в личностно-профессиональном становлении будущего педагога
(Ш.А. Амонашвили, В.Ю. Бабайцева, Н.Б. Крылова, A.M. Митюшкин, А.В. Муд-
рик, Н.Е. Щуркова).

В основу диссертационной работы положена концепция Л.Н. Куликовой о саморазвитии личности педагога в его сложном движении к вершине своего профессионального "Я", которой утверждается влияние целостного личностно значимого учебного процесса как гуманистической среды на становление будущего педагога.

Анализ широкого круга философской, психологической и педагогической литературы показал, что в науке наработана существенная теоретическая основа для изучения проблемы использования воспитательных возможностей народных традиций для личностно-профессионального становления будущего учителя технологии. В то же время личностно-профессиональная подготовка учителя в вузе на этой основе не нашла своего отражения в исследованиях ученых. В научном поиске вопросы народных традиций рассматриваются чаще всего как культурологическая проблема, а вопрос воспитания через элементы народных традиций обойден стороной. Отсутствует целостная концептуальная позиция использования воспитательных возможностей народных традиций в личностно-профессиональном становлении будущих учителей технологии, что позволяет считать эту проблему принципиально новой.

Таким образом, в современных условиях объективно назрела необходимость разрешить противоречия:

-между необходимостью качественно новой личностно-профессиональной подготовки будущих учителей как непременного условия для гуманистических преобразований школы и реальным содержанием образования в высшей школе;

-между потребностью в педагогах, способных передавать, сохранять и развивать народные традиции, воспитывать школьников на основе педагогических возможностей этих традиций, и отсутствием соответствующей теории и практики их подготовки.

Отмеченные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: выявление концептуальных основ и обоснование комплекса эффективных путей и средств успешного личностно-профессионального становления будущих учителей технологии в вузе на основе использования воспитательных возможностей народных традиций.

Обозначенная проблема особенно актуальна для подготовки учителя технологии. Именно посредством глубокого воспитательного воздействия народных традиций через самоутверждение в освоении ремесел, расширение коммуникативных навыков общения, понимание внутреннего смысла действий, поступков других людей происходит осмысление и принятие профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов.

Потребность восполнить указанный пробел в научном знании, социальная, научная и практическая актуальность, личная заинтересованность автора обусловили выбор темы: "Педагогическиеусловия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций".

Объект исследования - подготовка учителя технологии в педагогическом процессе вуза.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий личностно-профессионального становления будущих учителей технологии в вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии с использованием воспитательных возможностей народных традиций, разработать ком-

плекс путей и средств соответствующей практики в высшем педагогическом образовании.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи работы: -выявить концептуальные основы использования воспитательных возможностей народных традиций в личностно-профессиональном становлении будущих учителей технологии;

-определить критерии и уровни личностно-профессионального становления будущих учителей технологии;

-обосновать для практики совокупность эффективных путей и средств личностно-профессионального становления будущих учителей технологии с учетом использования воспитательных возможностей народных традиций.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:

В процессе педагогического воздействия русских народных традиций, которые сами по себе являются естественной средой обучения и воспитания, в молодых людях взращиваются такие личностные качества, которые для будущих педагогов становятся профессионально значимыми: умениеслушать и слышать, понимать внутренний мир других людей, сопереживать, творчески трудиться, оказывать поддержку и др. Они лежат в основе становления коммуникативных качеств, профессионального самосознания, позитивного отношения к профессии. Овладение русскими народными традициями актуализирует личностно-профессиональное становление будущих учителей технологии, готовность компетентно осуществлять обучение, воспитание и развитие школьников на основе народных традиций.

Личностно-профессиональное становление будущих учителей технологии на основе освоения и осмысления воспитательных возможностей народных традиций будет протекать эффективно, если в педагогическом процессе будут обеспечены следующие условия: -культурно-рефлексивная обучающая среда; -творческая включенность студентов в образовательный процесс;

-активизация позитивных изменений в отношении к профессии через актуализацию воспитательных возможностей народных традицій.

Методологическую основу нашего исследования составляют:

- идеи о целостности человека; единстве личностной и социальной детерминант развития, совокупность философских, психологических и педагогических подходов, раскрывающих сущность гуманистических представлений о воспитательных возможностях народных традиций;

-концепции личностно-ориентированного подхода к организации целостного образовательного процесса, идеи личностно-деятельностного подхода, с опорой на деятельность, наполненную внутренними смыслами;

-идеи сензитивности студенческого возраста личностно-профессиональному становлению будущих педагогов;

-идеи диалогизации образовательного процесса, обеспечивающие культурно-рефлексивное развитие студентов- будущих педагогов, с опорой на рефлексию как главный движитель личностно-профессионального становления; синергетиче-ский и герменевтический подходы, позволяющие расширить возможности куль-туросообразного воспитания, межнационального общения и общекультурного развития будущего учителя.

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования, применяемые в единой системе: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме; обобщение опыта педагогической деятельности; моделирование и прогнозирование результатов исследования.

В опытно-экспериментальной работе нами использовалось педагогическое наблюдение, изучение студентов в различных ситуациях и видах творческой деятельности: анкетирование, интервьюирование; анализ результатов учебных педагогических и летних практик, тематики и результатов исследовательских работ студентов; переосмысление педагогического наследия русских народных традиций; анализ освоения студентами различных видов народных ремесел. Наряду с перечисленными в работе использовались психодиагностики и тренинги личностного роста, способствующие становлению личностно-профессиональных ка-

честв будущих педагогов, тестовые методики с целенаправленным мониторингом учебно-воспитательного процесса подготовки в педагогическом вузе, педагогическое моделирование, методика незаконченных предложений, ролевые игры, сочинения-размышления, сочинения-отношения как способ осмысления своего опыта, сравнительный анализ результатов и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался также анализ работы учителей, изучение результативности экспериментальной работы через обсуждение на консультациях, семинарах и конференциях. Главным методом явилась опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

-введен термин "личностно-профессиональное становление учителя на основе использования воспитательных возможностей народных традиций";

-обоснованы целесообразность, необходимость и возможность педагогического обеспечения личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе осмысления и освоения воспитательных возможностей русских народных традиций;

-исследованы сущность воспитания на народных традициях; установлены и обозначены общие грани между современными гуманистическими подходами в воспитании и воспитательными возможностями русских народных трідиций;

-обоснованы педагогические условия личностно-профессионального становления, исследованы сущность воспитания на народных традициях, совокупность факторов и предпосылок этого процесса, выявлены критерии, степень выраженности и диапазоны проявлений, уровни личностно-профессионального становления современного учителя, выявлены основные зависимости и на их основе его педагогические принципы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами выявлен и разработан для практики комплекс педагогических условий личностно-профессионального становления будущего учителя технологии в период вузш-ской подготовки; даны научно обоснованные методические рекомендации по pea-

лизании этих условий; доказана эффективность внедрения разработанных научно-методических материалов в образовательный процесс вуза.

В работе определены критерии и диапазоны их проявлений, позволяющие констатировать уровни личностно-профессионального становления будущих учителей технологии в современной вузовской практике.

Разработана и апробирована программа спецкурса "Русские народные традиции в подготовке учителя технологии", актуализирующего их личностно-профессиональное становление. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров, в подготовке учителей начальных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования.

Достоверность основных выводов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса диагностических методик. Проведение контрольных промежуточных срезов, сравнение результатов с состоянием проблемы в массовом опыте и обнаруженная при этом устойчивая повторяемость фактов способствовали достоверности полученных результатов. Кроме того, необходимо отметить, что достоверность подтверждается анализом результатов многолетнего практического опыта профессиональной деятельности соискателя в качестве мастера производственного обучения ПТУ, учителя средней школы, ассистента, старшего преподавателя, заведующего кафедрой технологии и предпринимательства БГПУ. На защиту выносятся следующие положения:

-личностно-профессиональное становление будущего учителя технологии представляет собой разноуровневое проявление личностно-профессиональных качеств в разнообразных видах учебной педагогической деятельности: мастерском освоении ремесел; успешной учебнойдеятельности; коммуникативной компетентности; становлении профессионального самосознания; позитивном отношении к профессии;

-основными факторами, влияющими на личностно-профессиональное становление будущего учителя технологии, являются: культурно-воспитательная атмосфе-

pa, "проживание себя" в культурных практиках, актуализация воспитательных возможностей народных традиций;

- педагогическими условиями, обеспечивающими личностно-профессиональное становление будущих учителей технологии на основе освоения народных традиций, являются: создание культурно-рефлексивной обучающей среды; обеспечение творческой включенности студентов в образовательный процесс; активизация позитивных изменений в отношении к профессии через актуализацию воспитательных возможностей народных традиций;

-внутренними, психологическими предпосылками проектируемого педагогического процесса являются следующие: желание стать учителем; предшествующий опыт общения; собственная система ценностей. В качестве внешних, педагогических предпосылок нами обозначены следующие: доверительные и открытые отношения между преподавателями и студентами в педагогическом вузе; включение студентов в разнообразные виды творческой деятельности; профессиональная компетентность преподавателя;

-критериями эффективности л ичностно-профессионального становления будущего учителя технологии являются: коммуникативная компетентность; профессиональное самосознание; отношение к профессии;

-в процессе исследования нами выявлены следующие закономерности: чем открытее и доверительнее отношения между преподавателем и студентом, тем больше возможностей для вызревания гибкости в общении, понимания своего внутреннего мира и мира других людей, а также собственного саморазвития; чем богаче субъектный опыт проживания и переживания в культурных практиках, тем более осмысленным, личностно значимым становится знание, приобретенное в процессе обучения, тем больше возможности целенаправленного личностно-профессионального становления; чем богаче и глубже знания студента о сущности и воспитательных возможностях народных традиций, тем активней он включается в творческую деятельность, осознанней относится к будущей профессии, тем продуктивней происходит самоизучение и становление личностно-

профессиональных качеств;

-принципами организации проектиру емогоучебного процесса являются: принцип создания гуманистической среды, принцип культуросообразности, принцип взаимосвязанного саморазвития студентов и преподавателей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе многолетней экспериментальной работы автора в Благовещенском государственном педагогическом университете, средних школах № 25, 16 г. Благовещенска. Ход, основные положения и результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства, лаборатории гуманистической педагогики, на Совете индустриально-педагогического факультета БГПУ, на заседаниях кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета, докладывались и сообщались во время выступлений на методических семинарах учителей технологии г. Благовещенска (2002г.), на областных методических семинарах педагогов дополнительного образования (2000-2002гг.), на научно-практических конференциях преподавателей и студентов (Благовещенск, 1997-2002гг.), на региональных конференциях в ХГПУ (2001-2002гг.), межвузовских конференциях в БГПУ (1997-2001гг.), международной научной конференции "Запад - Восток" (г. Хабаровск, 2001 г.), международной научно-методической конференции "Современные технологии в образовательном пространстве вуза" (г. Благовещенск, 2002г.), межрегиональной научной конференции (г. Чита, 2001 г.).

Содержание исследовательской работы отражено в статьях и тезисах автора в сборниках научных трудов БГПУ, ХГПУ, ЗабГПУ.

Материалы исследования внедрялись автором в процесс педагогической деятельности в качестве учителя обслуживающего труда, преподавателя БГПУ.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Философско-психологические основы воспитательных возможностей народных традиций и их использование в подготовке учителя технологии

Современное российское образование вступает на путь модернизации, и основная работа в этом направлении связана с изменением менталитета общества, поиском новых возможностей для воспитания подрастающего поколения, способного строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.

В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народным традициям - это возможность обеспечения "общекультурного интеллекта личности", приближение личности к природе как "началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции" и обретение "планетарного сознания, милосердия, терпимости, уважения к человеку" [229].

Благодаря своей необычной емкости народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точек зрения. Осмысление и освоение основ народных традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего учителя.

Наконец, народные традиции как никакой другой вид учебно-творческой деятельности обеспечивают естественную среду для полноты личностного развития школьников, позволяют воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивают творческие качества личности, способствуют становлению готовности наследовать духовные ценности народных традиций, вести диалог культур разных эпох и народов мира [229]. Воспитание и обучение учащихся на уроках технологии - лишь часть работы в этом направлении, она предполагает освоение различных рукоделий и творческое самораскрытие школьников через различные виды деятельности, освоение традиций семьи и проведение праздников, изучение ведения домашнего хозяйства, познание основ межличностного и межнационального общения.

В сегодняшних условиях человек поставлен в ситуацию, предполагающую усвоение ценностей, норм, образцов поведения и деятельности, связанных с рыночными экономическими отношениями. В этих условиях народные традиции, "выполняя человекотворческую функцию, способствуют созданию социального типа личности, соответствующей требованиям современных социально-исторических условий", помогают противостоять негативным явлениям в обществе, обеспечивают "...формирование личности творца на основе общечеловеческих ценностей и норм" [217, 162]. В условиях рыночной экономики народные традиции помогают подготовить человека к активным новаторским действиям, развивают и совершенствуют его способности чутко реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию и помогают адаптироваться к ней.

Сегодня именно школа призвана решать проблемы личностного становления будущих граждан России. От того, насколько будущий учитель проникнется пониманием воспитательных возможностей народных традиций, зависит, сможет ли он передать духовный опыт поколений, нравственную силу и красоту народных традиций, ввести школьников в мир целостности этих традиций, почувствовать свою связь с народом. Школе сегодня нужен учитель -"носитель" народных традиций, который посредством содержания своей профессиональной деятельности в урочное и внеурочное время, стилем своего поведения, внешним видом эти традиции привносит, учит им детей.

С этой точки зрения подготовка будущего учителя технологии на народных традициях направлена на то, чтобы и содержание (освоение различных ремесел, осмысление воспитательных возможностей народных традиций), и форма обучения, и среда межличностных отношений во время занятий соответствовали бы духу народных традиций, служили воспитанию людей, осознающих свою принадлежность к России, ответственность за нее. Обращаясь к справочной литературе, мы не обнаружили ни одной трактовки понятия "воспитание на народных традициях", что послужило основанием рассмотрения этого феномена в философии, психологии и педагогике и с этих точек зрения возможностей использования его в личностно-профессиональном становлении будущего учителя технологии.

Исследование феномена "воспитательных возможностей народных традиций" привело к необходимости рассмотрения философских понятий, таких как "народные традиции", "ценности культуры", а также различных подходов в осмыслении вопросов культуры с точки зрения воспитания человека и его становления.

Философский словарь под ред. И.Т. Фролова [227] рассматривает народные традиции как специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, представляющую собой отражение действительности в художественных образах. Специфическим предметом народных традиций является эстетическое отношение к миру, его задача - художественное освоение окружающей действительности. Именно поэтому в центре народных традиций оказывается человек, его жизнь и деятельность. В свою очередь, народные традиции - жизнь народа во всем ее многообразии - осваиваются, перерабатываются и отражаются в художественных образах, представленных разнообразными видами народных традиций.

Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи - через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре - через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике - через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке - через звукоинтонации; главной особенностью народных традиций является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Эстетическое и воспитательное воздействие народных традиций отмечал в толковом словаре русского языка СИ. Ожегов: "Предмет и форма отражения действительности в народных традициях обусловливают ее специфическую функцию - удовлетворение эстетических потребностей людей, путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и, вместе с тем, пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единственную эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется идейно-воспитательное воздействие на людей" [228, 174-175].

Характеристика педагогического процесса личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе русских народных традиций

Наметившийся сегодня кризис системы воспитания с ее функциональным, административным подходом к человеку как объекту воздействия, отстраненность от основной цели - дать человеку самовыразиться в соответствии со своим внутренним миром в творческой деятельности, влечет за собой разрушение нравственных устоев общества, отчуждение человека от самого процесса воспитания, его целей и средств.

Процесс преобразования системы воспитания, ориентированной на гуманистические цели и ценности, лежит в основе научной теории, связанной с разработкой философских, этических, психологических основ воспитания.

Именно перед системой вузовской подготовки как перед институтом ин-культурации и социализации, наделенным веером социальных возможностей для личностно-профессионального становления будущего учителя технологии, общество поставило задачу - подготовить такого учителя, который помог бы маленьким гражданам России творчески раскрыться, научиться понимать и сопереживать, сочувствовать и помогать, используя воспитательные возможности народных традиций.

Рассматривая роль учителя как носителя культуры других поколений и через культуру народных традиций воспитание и развитие школьников, мы понимаем личностно-профессиональное становление будущего учителя на основе воспитательных возможностей народных традиций как становление основы его профессиональной готовности.

Таким образом, задачей данного параграфа исследования является рассмотрение сущности и специфики использования воспитательных возможностей народных традиций в педагогическом процессе личностно-профессионального становления будущего учителя технологии в вузе.

Ведущим звеном педагогических возможностей русских народных традиций является их созвучие с гуманистическими идеями воспитания и образования. Народная педагогика, лежащая в основе народных традиций, ставит в центр внимания человека как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована, прежде всего, на развитие внутреннего мира человека, на межличностное общение, на диалог, на помощь в личностном росте, на деятельность, наполненную личностными смыслами бытия. Наша задача состоит в том, чтобы выделить совокупность идей гуманистической педагогики, значимых для нашего исследования, с точки зрения определения сущности педагогического обеспечения лич 49

ностно-профессионального становления будущих учителей технологии на основе русских народных традиций.

Определение сущности воспитательных возможностей русских народных традиций базируется на анализе этой проблемы в работах известных педагогов прошлого, а также в работах современных исследователей гуманистической школы. Это позволяет рассматривать воспитание и образование как целостную систему рефлексивного, гуманистического взаимодействия педагогов и студентов (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, Л.Н. Толстой и др.). Первостепенным в педагогическом процессе такого рода является отношение к обучаемому как главной ценности, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь, выведение на первое место человека, его личной свободы, отмечаемое западными и отечественными гуманистами (Ш.А. Амо-нашвили, П.Ф. Каптерев, А. Маслоу, М. Монтессори, К.Р. Роджерс, К.Д. Ушинский).

В нашей работе используются идеи обучения и воспитания как поддержка внутренней личностной активности, опора на внутренние личностные смыслы, которые отмечались педагогами прошлого (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, И.Г. Песталоцци) - и отмечаются педагогами-современниками (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Л.Н. Куликова, СВ. Кульневич, В.Ф. Шаталов, Е.В. Шишмакова, Н.Е. Щур-кова).

Воспитание мы рассматривали через деятельность, базирующуюся на свободном саморазвитии личности, на культурном и нравственном взаимодействии и сотрудничестве, педагогический смысл которых заключается в том, что помогать и поддерживать можно то, что уже имеется в наличии, но не на достаточном уровне развито (О.С. Газман).

Основоположником идей народной педагогики, идей воспитания на народных традициях является К.Д. Ушинский, который считал, что народные традиции несут самое необходимое и доступное обучение, призванное развивать любовь к Родине, чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам, веру в собственные творческие силы, духовно-нравственное развитие. С большим уважением к народному опыту воспитания относились общественные деятели русского просвещения - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский.

Среди современных идей об использовании народной педагогики в образовании заслуживают особого внимания идеи воспитания на народных традициях, обеспечивающие заслон бездуховности, как основание для развития нравственности и духовности (З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, Т.Д. Латышина, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Создание культурно-рефлексивной обучающей среды

Теоретическое исследование проблемы личностно-профессионального становления будущих учителей технологии показало, что одним из условий эффективного содействия профессиональному становлению учителя технологии в вузе является создание в педагогическом процессе культурно-рефлексивной среды его развития.

Для проверки первого условия гипотезы необходимо было обеспечить подготовительный этап экспериментальной работы. С этой целью была определена выборка - студенты индустриально-педагогического факультета Благовещенского государственного педагогического университета - будущие учителя технологии. Проводимый эксперимент лонгитюдного характера осуществлялся на протяжении нескольких лет в группе студентов, последовательно обучающихся на 3, 4 и 5-м курсах, в период с 1997 по 2002 учебный год. В эксперименте участвовали две группы студентов: 126 человек - в экспериментальных и 82 - в контрольных. Необходимо отметить, что в этот период студенты прошли два вида педагогических практик: учебную и летнюю, выполнили три курсовых проекта, выбрали тему и начали работу над дипломным проектом, т. е. занимались такой деятельностью, по результатам которой можно судить о динамике профессионального становления учителя.

Для практической проверки эффективности данного условия личностно-профессионального становления будущих учителей технологии нами была проделана следующая работа: - выявлен первоначальный уровень личностно-профессионального становления, для чего проведен первый срез; - проведена преобразующая часть эксперимента по включению в учебный процесс тренингов личностного роста; - проведен повторный срез для проверки результативности выдвинутого условия.

Для проведения первого среза нами был проведен социометрический замер. Совокупность субъективных и объективных показателей, характеризующих группу и положенных в основу исследования, позволила определить состояние социально-психологического климата и педагогических отношений в коллективах групп.

К субъективным показателям мы относим особенности восприятия и понимания поведения и деятельности членов группы друг к другу, а также отношения к критериям личностно-профессионального становления будущих учителей технологии и соответствующим психолого-педагогическим характеристикам, проявляющимся в каждом из них.

Методом социометрии нами был определен уровень межличностных отношений в коллективе, наличие явных и неявных лидеров. В ходе исследования нами были заданы вопросы на выявление эмоциональных, интеллектуальных лидеров и лидеров-организаторов: 1) с кем бы вы хотели провести свое свободное время? 2) к кому вы можете обратиться, если испытываете трудности в учебе? 3) как вы считаете, кому из группы можно поручить ответственное дело? 4) с кем из группы вы могли бы поделиться своими радостями или проблемами?

В ходе исследования нами было выявлено, что эмоциональных лидеров в экспериментальной группе 3 человека, контрольной - 7; интеллектуальных лидеров - 4 человека и 9 - в контрольной; лидеров организаторов - 1 человек в экспериментальной и 3 - в контрольной; желание поделиться с кем-нибудь сокровенным как показатель открытости и доверительности отношений равен 3 и 5 выборам.

К объективным показателям, характеризующим группу, мы отнесли следующие: осознанный выбор профессии при поступлении в университет, успеваемость в группе и качество знаний, дисциплина (нарушения общественной дисциплины, пропуски занятий без уважительных причин), освоение различных видов русских народных ремесел и творческая деятельность студентов. Большинство студентов экспериментальной группы объединяет общая цель - стать хорошим учителем. Общее число студентов, сознательно выбравших профессию учителя технологии, 61 %, в их числе 52 % обучающихся на договорной основе, у остальных 49 % выбор был случайным или соответствовал желанию родителей; успеваемость в группе по итогам предыдущей сессии составила 92 %, качество знаний 47 %; имели место нарушения общественной дисциплины, пропуски занятий без уважительной причины в предыдущем семестре составили 1208 часов, были частые опоздания.

Исследование субъективных и объективных показателей, характеризующих группу накануне эксперимента, показало следующие результаты: личностно-профессиональное становление на основе русских народных традиций - явление реальное, природосообразное человеку; без реальной организации педагогического обеспечения воспитательное значение народных традиций не глубоко осознается, хотя ценность этого процесса признается, однако в педагогическом вузе и в преподавании школьного курса технологии реализуется недостаточно эффективно, так как не целенаправлен. На основании вышесказанного предлагается рассмотреть действенность педагогического обеспечения личностно-профессионального становления будущего учителя технологии при создании педагогических условий.

Анализ проведенной работы показал, что в экспериментальной группе показатели замера были ниже, чем в контрольной, а эмоциональные связи в экспериментальной группе слабее, чем интеллектуальные. Организаторские способности членов группы проявляются слабо и в меньшем количестве выборов, чем в контрольной, что определило выборку.

На следующем этапе при проведении первого среза нами были использованы различные методики по определению степени выраженности критериев личностно-профессионального становления. В качестве инструментов диагностики использовались следующие методики: анкеты, тесты, интервьюирование, методики незаконченных сочинений-размышлений, ранжирование качеств личности педагога-профессионала, тренинги личностного роста и сочинения-отношения к ним, результаты сессий и аттестаций (приложения № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13).

Обеспечение творческой включенности студентов в образовательный процесс

Теоретическое исследование проблемы личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе использования воспитательных возможностей русских народных традиций доказало, что следующим педагогическим условием обеспечения эффективности проектируемого педагогического процесса является творческая включенность студентов в образовательный процесс.

Соответственно, задачей данного параграфа был анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке следующего педагогического условия нашей гипотезы - влияния творческой включенности студентов в учебный процесс на личностно-профессиональное становление будущего учителя технологии. Реализация данного условия осуществлялась на основе спецкурса "Русские народные традиции в подготовке будущего учителя технологи".

Отправным моментом при проверке второго педагогического условия гипотезы явилось принятие результатов после реализации первого условия как констатирующих (таблица № 3). В качестве инструментов диагностики использовались те же методики, которые применялись по первому педагогическому условию.

Будущий педагог - это молодой человек, имеющий определенный уровень личностных, в том числе относящихся к профессиональным, качеств. Обучить высокому уровню проявления личностно-профессиональных качеств, как требует современная политика в образовании, невозможно, их можно выстроить на основе внутреннего опыта самого человека. Поэтому, задаваясь целью подготовки творческой личности педагога, способного к фа-силитирующей деятельности, способствующей саморазвитию учащихся, необходимо создать условия студенту для самореализации, саморазвития, самовоспитания.

Для будущего учителя технологии очень важным является развитие таких личностно-профессиональных характеристик, как коммуникативная компетентность, профессиональное самосознание и позитивное отношение к профессии. Все перечисленные профессиональные характеристики выстраиваются на основе разностороннего творческого самоосуществления.

Такая возможность предоставляется в активном обучении в рамках спецкурса, где студент может занять активную личностную позицию, в полной мере раскрыться, получить личный опыт общения и "проживания себя" в конкретных ситуациях. В использовании интерактивных форм и методов обучения мы видим цель создания условий для развития коммуникативной компетентности, профессионального самосознания, позитивного отношения к будущей профессии.

Опыт сотрудничества гуманистического взаимодействия в процессе овладения спецкурсом, взаимовлияние и взаимодетерминирование личностей каждого в образовательном процессе - и студента, и преподавателя - становится основой реализации второго условия. Для проверки второго педагогического условия гипотезы нам необходимо было обеспечить творческую включенность студентов в обучение посредством организации совместной деятельности в малых группах. В рамках такой работы мы предлагали освоение приемов поисковой деятельности - поиск и отбор фольклорных текстов для использования на уроках технологии, их интерпретация как осмысление педагогического воздействия пословиц и поговорок; отбор народных традиций как ознакомительный материал для урока, с их рефлексией и выбором объектов труда для соответствующих уроков. Самостоятельно выбирая и предлагая народные традиции для изучения как теоретический материал для уроков, студенты выполняют главный принцип русских народных традиций - идеалосообразность. Например: теоретический материал русских народных традиций - "Чествование матери и ее первенца" как идея, основа для теоретической части урока, а изготовление открытки-поздравления и одежды для новорожденного - практическая часть урока или организация урока в форме девичьих посиделок.

Особое внимание уделялось изучению студентами региональных особенностей народных традиций, так как это подразумевало изучение культуры, традиций своего края, что способствовало актуализации духовно-нравственных сил студентов, становлению культурно-рефлексивных возможностей личности студентов.

В процессе работы над творческими проектами студенты пользовались искусствоведческой литературой, посещали краеведческий музей и выставки декоративно-прикладного творчества, получали консультацию преподавателей. После окончания выполнения заданий, мы организовывали уроки-тренинги с использованием творческих работ студентов, что стимулировало качество выполнения студентами проектов, поиск новых идей и их реализацию. Практически каждый студент получал коллективный отзыв о своей работе, что являлось дополнительным стимулом в работе. В результате совместной деятельности активизировались процессы творческой самостоятельности, субъектности, самобытности студентов, познания своих возможностей и уверенность в своих способностях и их реализация. Разнообразие совместной творческой деятельности требовали от студентов выработки собственного мнения, собственного взгляда на проблему с одной стороны, а с другой - условия коллективной деятельности актуализировали потребность договариваться, принимать точку зрения другого, находить то общее, что сделает выполнение задания возможным.

Похожие диссертации на Педагогические условия личностно-профессионального становления будущего учителя технологии на основе народных традиций