Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Козлова Людмила Карловна

Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся)
<
Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся) Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова Людмила Карловна. Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Козлова Людмила Карловна;[Место защиты: ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"], 2014.- 235 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Комплексное использование образовательного потенциала школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся как педагогическая проблема 14

1.1 Музейная педагогика как особая отрасль педагогической науки 14

1.2. Исторический аспект становления и развития образовательной деятельности школьных музеев 37

1.3. Анализ опыта деятельности музеев образовательных учреждений по патриотическому воспитанию молодежи в России и за рубежом 60

1.4 Моделирование комплексного использования потенциалов школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся 99

Выводы по первой главе 109

Глава 2 Опытно-экспериментальное обоснование комплексной реализации образовательного потенциала школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся 113

2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию учащихся в образовательном пространстве школьного музея 113

2.2. Организация педагогического сопровождения деятельности школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся 135

2.3. Реализация базовых форм образовательной деятельности школьного музея по патриотическому воспитанию молодежи 148

2.4. Исследование эффективности деятельности музея образовательного учреждения в патриотическом воспитании учащихся 181

Выводы по второй главе 194

Заключение 198

Библиографический список

Исторический аспект становления и развития образовательной деятельности школьных музеев

В последнее время возрастание роли музея в обществе и образовании способствовало выделению в педагогической науке особой области - музейной педагогики. В основе данной тенденции лежит существенный потенциал музеев в сфере образования, гражданского и патриотического воспитания учащихся. Предпосылкой зарождения музейной педагогики явилось осознание музея как института образования, что получило свое отражение в трудах ученых различных стран и в деятельности конкретных музеев уже во второй половине XIX века. Однако сам термин появился значительно позднее.

Термин "музейная педагогика" впервые появился в начале 1930-х гг. в Германии, а в середине 1970-х гг. немецкими музееведами была выдвинута гипотеза о становлении музейной педагогики в качестве научной дисциплины. [100].

Представление о музее как об образовательном институте зарождается в начале 20 века. На конференции в Мангейме в 1913 году А. Лихтварк, директор Гамбургской картинной галереи, подчеркнул в докладе, что "к университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XX век присоединил новое высшее воспитательное учреждение - музей. Все эти 3 рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала. Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума" [189]. Заслуга Лихтварка заключается не только в осмыслении образовательного пространства музея, но и в том, что им предложен новый подход к посетителю как участнику диалога.

Как показано в работах Е.Б. Медведевой, основополагающие идеи музейной педагогики связаны также с именами таких немецких педагогов и музейных деятелей, как Г. Кершенштейнер, Г. Фройденталь и А. Рейхвейн. Г. Кершенштейнер внес большой вклад в развитие принципа наглядности, разработав теорию построения музейной экспозиции на педагогической основе [98]. Основные принципы образовательной деятельности музея Г. Кершенштейнер сформулировал следующим образом: 1. Методика музейно-педагогического процесса должна определяться логикой содержания образования, психологическим состоянием объекта образования и целями образовательного процесса. 2. Музейно-педагогический процесс должен быть структурирован по принципу школьного учебного плана, с той разницей, что он оперирует не описанием вещей, а самими вещами" [157].

Соколова М.В. отмечает особый вклад в становление музейной педагогики А. Рейхвейна "Он положил в основу своей деятельности принцип мастерской, в которой каждый ребенок получал возможность для самостоятельной работы" [151].

По мнению исследователя, именно в педагогическом наследии Рейхвейна обнаруживаются те черты, которые свойственны современной музейной педагогике: творческий и активный характер работы ребенка в музее, когда к визуальному наблюдению добавилась мануальная деятельность.

Следует отметить, что в современной научной литературе содержится противоречивая информация о времени появления термина "музейная педагогика" и об его авторе. Одни исследователи - Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич считают, что впервые термин музейная педагогика употребил Г. Фройденталь в своей книге "Музей - образование - школа" (1931) [99], который уделил много внимания проблемам взаимодействия музея и школы. Им была разработана методика работы музея со школьниками, включавшая несколько этапов - подготовку к посещению музея, работу в музее и закрепление на уроке полученных знаний и впечатлений.

Б.А. Столяров, Н.В. Нагорский считают, что термин введен немецким ученым К. Фризеном в 1934 году [157,106]. Таким образом, появление термина "музейная педагогика" относится к 30-м гг. XX вв., в Германии первоначально под ним подразумевали участие в учебном, воспитательном процессе школе, создание образовательных программ для детей, т.е. музейная педагогика была ориентирована на работу со школьниками.

Однако, как отмечает Юхневич М.Ю., в послевоенное время в Западной Германии произошел окончательный отказ от трактовки музейной педагогики в контексте использования музеев в целях обучения. Этим термином стали обозначать новую научную дисциплину, рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации. Согласно трактовке западногерманских специалистов, в поле зрения музейной педагогики должно быть создание комфортных условий для общения посетителей с культурным наследием, активация их восприятия музейного материала, выявление и развитие творческих склонностей и способностей [189].

В послевоенное время сотрудники музеев ГДР, занимающиеся проблемами образования, приходят к выводу о необходимости интеграции педагогики и музееведения. В работе "Музейная педагогика в ГДР", изданной в 1983 году, музейная педагогика определяется как "пограничная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук" [189, с.9].

В разработку теории и практики музейной педагогики на современном этапе включились специалисты музейных и образовательных учреждений Франции, Италии, Испании, Польши, Чехии, Дании, Канады, Японии, ряда других стран. Сегодня особую роль в развитии музейно-педагогической деятельности играет Россия.

В России эта дефиниция появилась в 1970-е гг. Впервые на семинаре "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников" прозвучало предложение о необходимости разработки музейной педагогики, которая бы обеспечила научный подход к интерпретации музейных собраний посредством методов педагогики и психологии. При этом традиционные методы обучения и воспитания использовались в России музейными педагогами еще в 20-е годы XX века. А.В. Бакушинский - видный ученый, педагог, искусствовед, разработал методику проведения уроков-экскурсий с целью закрепления учебного материала с привлечением к деятельно стному участию в них школьников, сделав акцент на эмоциональном восприятии, творческом сопереживании, которое противопоставляется пассивному созерцанию. А.В. Бакушинский заложил основы теории эстетического воспитания и методы ее практического применения, которые не потеряли актуальности и в современное время [8]. Музейно-педагогические идеи можно выявить в работах А.У. Зеленко, выдающегося педагога, автора проекта Дворца - Музея ребенка.

В 1905 году А.У. Зеленко, вместе с педагогами СТ. Шацким и Л.К. Шлегер открыли первый в России клуб для детей, в котором прослеживались черты музея. Идеи музейной педагогики изложены А.У. Зеленко в книге «Школьный музей», специфика которого выявлена на основе изучения опыта музеев США[24].

Отличительной особенностью Музея детской книги, который возглавил Я.П. Мексин, стало то, что он был первым научно-исследовательским центром, в котором разрабатывались методы работы с детьми, основанные на интерактивности, игре, театрализации.

Основанный в 1919 году Н.Д. Бартрамом Музей игрушки был спроектирован с учетом особенностей детской психологии и ориентирован на развитие творческой активности ребенка.

Формированию музейной педагогики как научной дисциплины способствовала ситуация, сложившаяся в области культурно-образовательной деятельности музея данного периода, считает исследователь данной области Юхневич М.Ю. [189]. Эту ситуацию она характеризует следующим образом:

Во-первых, формируется новая образовательная концепция отечественного музея, т.е. система представлений о его общественном предназначении и сущности работы с посетителями. Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок. Основой его культурно-образовательной деятельности становится аксиологическая концепция, согласно которой сущностью этой деятельности является формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Во-вторых, меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Одновременно музейная аудитория перестает рассматриваться как сумма абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируется по возрастным, образовательным и иным признакам. В-третьих, впервые серьезно стала рассматриваться проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм.

В-четвертых, обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Этот специалист мог бы подключиться к созданию экспозиций (в том числе специализированных экспозиций для детей и детских музеев), разрабатывать и проводить в жизнь программы работы с посетителями, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с детьми, осуществлять социально-психологические исследования аудитории.

Моделирование комплексного использования потенциалов школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся

Несмотря на то, что паспортизацию прошли 273 музея, ставки освобожденного руководителя музея введены не во всех учреждениях (особенно это касается сельской местности). Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования и педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

Указывая на существующие проблемы, участники региональной научно-практической конференции, на тему "Музейный аспект в инновационной деятельности образовательных учреждений", отмечают, что развитие и широкое использование потенциала музейной педагогики - одно из перспективных направлений деятельности образовательных учреждений Новосибирской области.

О развитии музейно-педагогической деятельности в Кемерово дает представление музейный педагог В. Горбунов.

В отличие от Москвы в городе Кемерово созданы музеи во всех школах, в 2005 году их стало 76. Началось движение по созданию мини-музеев в дошкольных учреждениях. По мнению автора, это связано с тем, «что руководители учреждений образования увидели в музее эффективную форму организации детского коллектива, способствующую становлению системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков» [39].

Интенсивное развитие сети школьных музеев в Кемерово, - отмечает В. Горбунов, не случайно: музей - это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план.

Большое внимание в Кемерово уделяется работе Совета школьного музея. Совет разрабатывает направления и программу деятельности, поисковые задания, утверждает темы экскурсий, сценарии коллективных творческих дел музея, осуществляет учебу актива и подготовку его к участию в городских смотрах, олимпиадах и праздниках. Совет анализирует работу музея и ежегодно подводит итоги.

Таким образом, по свидетельству В. Горбунова, в общественно полезной деятельности, организуемой музеем, участвуют почти все школьники. На сегодняшний день только Советы музеев в школах города Кемерово насчитывают 1340 членов [39]. Следует отметить, что в музейно-педагогической работе города Москвы такого результата мы пока не достигли.

В 2006 году в Кемерово был создан городской штаб активистов школьных музеев. Итогом работы штаба стал возросший уровень знаний и умений школьников по вопросам музееведения и организации массовых дел. Члены штаба не только сами приобрели новые знания, но уже применили их при оценке работы во время смотров и конкурсов по музееведению, в работе жюри олимпиады. По наблюдению музейных педагогов, ребята приобретают навыки и умения организаторской работы, повышается их ответственность, активность жизненной позиции, формируется и закрепляется умение руководить, работать в команде.

При школьных музеях города Кемерово на основе поисковых заданий создаются патриотические клубы по интересам, которые способствуют объединению членов одного конкретного класса, систематизации воспитательного процесса в классе. У каждого клуба есть положение и программа деятельности, отражающая основные дела и акции членов клуба. Создание патриотических клубов помогает расширить сферу деятельности школьного музея и вовлечь в общественно полезную деятельность большинство учеников школы.

Мы разделяем мнение В. Горбунова о том, что школьный музей способствует возрождению старых и созданию новых школьных традиций: тимуровское движение, проведение уроков мужества, уроков города, уроков мужества на дому у ветерана и др. Школьный музей рассматривается руководителями образовательных учреждений города Кемерово, с одной стороны, как средство гражданско-патриотического воспитания, а с другой - как условие для создания педагогических ситуаций, развивающих три стороны личности школьника: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую.

Интерес с нашей точки зрения, представляет разработанная автором городская комплексная программа деятельности школьных музеев "Я -кемеровчанин", первая часть которой: "Чтоб Родина любимая жила", - это программа гражданско-патриотического воспитания [39].

Состоит она из четырех тематических периодов, каждый из которых соответствует учебной четверти: первая четверть - "Стань гражданином своей школы"; вторая четверть - "Все начинается с семьи"; третья - "Я - гражданин России"; четвертая - "Поклонимся великим тем годам". В каждом тематическом периоде представлены различные формы организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе.

Вторая часть: "Я - кемеровчанин", - программа поисково-краеведческой работы школьных музеев. Ее содержание неразрывно связано с первой частью, поиск музеи ведут в соответствии с темами периодов, результаты поисковой работы становятся материалом для проведения мероприятий, для создания воспитывающих педагогических ситуаций.

Большую роль в выполнении положений программы играет продуманное педагогическое руководство деятельностью школьных музеев. В Кемерово организуется методическая учеба музейных педагогов, работа с которыми за последние пять лет приобрела системный характер. Результатом системной методической работы стало повышение профессионального уровня руководителей школьных музеев. Об этом свидетельствуют итоги смотров-конкурсов школьных музеев, в ходе которых происходит своеобразный творческий отчет руководителя о работе музея. Если по итогам смотра-конкурса 2000 г. 14 музеям из 29 присвоены почетные звания ("Народный музей", "Отличный школьный музей"), то по итогам смотра-конкурса 2005 г. из 65 музеев уже 28 имели эти почетные звания. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне организационно-методической работы руководителей музеев.

Организация педагогического сопровождения деятельности школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся

Как институт образования, школьный музей должен стремиться к тому, чтобы примеры героического прошлого, выраженного в памятниках, хранимых музеем, способствовали формированию исторического знания подрастающего поколения. В музее ученик должен получить не только знания, но и эмоциональное представление об истории Отечества - такой, какой она была: героической и тяжелой, с завоеваниями и потерями, с героями и врагами. Для того чтобы экспозиция школьного музея стала для молодежи источником знания, базой для формирования личности, она должна объективно отражать историю. Встречи школьников с ветеранами на экспозиции усиливают объективное восприятие страниц Великой Отечественной войны и способствуют борьбе с искажением истории в различных печатных изданиях как в нашей стране, так и за рубежом. Одним из эффективных методов получения достоверной исторической информации является учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников в

педагогической науке понимается «процесс решения ими научных проблем, имеющий целью приобретение ими субъективно нового знания» [163]. В определении исследовательской работы, данной И.Я. Лернером, она рассматривается как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности [79]. В решении коллегии Минобразования России предлагается следующая трактовка данного понятия: «Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования» [114].

Исследовательские работы учащихся можно классифицировать по схеме, предложенной А.В. Леонтовичем: художественно-графические, технического творчества, литературно-художественные, информационно-реферативные, экспериментально-иллюстративные, исследовательские [78]. Все эти работы учащихся представляют собой вид познавательной деятельности, которая осуществляется с применением специально разработанных методик.

Следует заметить, что исследовательская работа обучающихся близка по структуре и содержанию к научному исследованию: здесь присутствуют доказательства актуальности темы, определение проблем, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. В результате исследовательской деятельности школьники иногда способны совершить подлинные научные открытия.

Поскольку школьный музей организуется в образовательных целях, необходимо создать условия для добровольного и творческого участия школьников во всех направлениях музейной деятельности.

В процессе комплектования фондов музея начинается изучение справочной литературы, исследование исторических источников, а также исследование музейных предметов. Такая работа способствует приобщению учащихся к основам научно-исследовательской работы. Приобретенный опыт оказывает содействие школьникам в экспозиционной и экскурсионной работе.

Участие детей в создании экспозиции музея способствует формированию исторических знаний, предполагает не только знакомство с историческими источниками, но и разными подходами, оценками в интерпретации исторических событий. Это учит школьника обосновывать собственный взгляд на исторические факты и явления. На 1м этапе работы над исследованием школьники учатся работать с историческими источниками, научно-справочным аппаратом, анализировать информацию и делать выводы, выбирают тему исследования. При этом выполняется одно из главных требований организации учебно-исследовательской деятельности: тема должна быть личностно значима для ее разработчика. Работа в архивах, музеях, библиотеках по исследуемой проблеме создает научную атмосферу. На 2м этапе осуществляется систематизация и анализ накопленного материала. Итогом учебно-исследовательской работы становится ее защита. Музейная экспозиция дает возможность погрузиться в особую историческую среду, прикоснуться к истории, встретиться с живым экспонатов.

В музеях образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, изучение истории семьи в контексте общей истории организовано с помощью исследовательских проектов. Работа по проекту «Великая Отечественная в судьбе моей семьи» заключается в том, чтобы ученик провел исследовательскую работу и, используя различные источники: устные воспоминания, письма, документы, написал об участии членов своей семьи в событиях войны. Методика работы включает запись воспоминаний участника событий или его родственников, изучение документов, детализацию информации. Автор учебно-исследовательской работы «Горячий снег Сталинграда» (Сталинградская битва в судьбе моего прадедушки), ученик 7 класса школы №479 провел разностороннее исследование значения Сталинградской битвы в изменении хода второй мировой войны. В работе показан героизм и стойкость рядовых бойцов на примере судьбы его прадедушки. Важность работы состоит, прежде всего, в том, что она заставляет других посмотреть на трагические события в истории Отечества через призму участия в них своего рода, своих предков. Позволяет увидеть огромную роль обычных людей в Великой Победе

Исследование эффективности деятельности музея образовательного учреждения в патриотическом воспитании учащихся

Использование инновационных форм музейно-педагогической работы позволяет внести в нее как творческий, так и соревновательный элемент, углубляет их знания не только фактического материала, но и материалов музейной экспозиции.

3. Внедрять в уже сложившиеся традиционные, а также во вновь созданные формы, методы и средства музейно-педагогической работы по патриотическому воспитанию учащихся самые последние достижения в области инновационных музейных технологий.

Их внедрение позволит интерпретировать статичные музейные предметы и комплексы в привычном для современного подрастающего поколения формате электронной анимации.

Будущее школьного музея связано с максимально широким использованием аудио-визуальных средств коммуникации. Технологическим сопровождением традиционных музейных экспозиций становятся широкоформатные экраны, аудиогиды, информационные киоски, "говорящие этикетки", специальное оборудование, синтезирующее звуковые и световые эффекты, позволяющие усилить эффект погружения в эпоху или событие.

Каждый ребенок должен иметь доступ к базам данных по интересующей его теме через информационные киоски, персональные компьютеры, видеоэкраны.

Внедрение компьютерных информационных систем с базами данных по тематике музея, включающих в себя исторические и биографические справки, фото и графические изображения, слайд-шоу, документальную хронику позволяет существенно расширить экспозицию, что особенно важно, учитывая дефицит свободных площадей в образовательном учреждении.

Изложенный материал позволяет нам сделать вывод о том, что развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм педагогической работы и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса.

Исследование эффективности деятельности музея образовательного учреждения в патриотическом воспитании учащихся

В ходе экспериментальной работы было проведено исследование эффективности деятельности военно-исторического музея образовательного учреждения.

В представлении Л.М. Шляхтиной, "музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этих исследований в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. При этом учитываются итоги социологических исследований, наблюдения за поведением посетителей" [178, с.79].

Мы разделяем мнение Л.М. Шляхтиной о том, что решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер. В экспериментальной работе особое внимание было уделено разработке эффективных форм и методов использования экспозиций военно-исторических музеев образовательных учреждений для патриотического воспитания обучающихся. Военно-исторические экспозиции, рассказывающие о героическом прошлом и настоящем нашей Родины, обладают широкими возможностями для работы в этом направлении.

Посредством проведения социологических исследований мы установили, в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своего образовательного потенциала.

В работе изучались различные формы учебно-воспитательной работы в аспекте их воздействия на учащихся. На основе проведенного анализа были выработаны общие принципы и конкретные рекомендации по созданию педагогических условий комплексного использования образовательного потенциала школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся.

В целях исследования эффективности модели комплексной реализации образовательного потенциала школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся нами проведен мониторинг в школах, участвующих в городской экспериментальной площадке "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях". Для оценки успешности деятельности педагогов школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся использованы количественные и качественные критерии: количество созданных музеев, экспозиций, выставок и др., а также когнитивные, мировоззренческо-ценностные, деятельностно-поведенческие критерии.

Экспериментальная работа, проводимая в военно-исторических музеях образовательных учреждений, направлена на создание оптимальных условий для использования образовательного потенциала школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.

Проведенный мониторинг позволяет сделать вывод о том, что в школах -участниках эксперимента, работа в военно-исторических музеях в период с 2006 по 2012 год активизировалась (рисунок 6). Созданы новые музеи и экспозиции.

За 6 лет педагогическим коллективом и учащимися школы создано 12 музеев: музей истории района и города "Моя малая родина", музей музыкальных инструментов "Соловушка", музей игры и игрушки "Забавушка", литературный музей "В гостях у сказки", музей "Наследие великих городов", музей истории вычислительной техники, музеи "Мир природы", "Компьютерный век", музей "Город мастеров", музей международного сотрудничества "Мир без границ", музей "Эпоха СССР", музей физкультуры и спорта "Олимп", музей "Азбука здоровья", которые объеденены в культурно-исторический комплекс "Мое Отечество". Кроме военно-исторического музея, все музеи школы созданы в учебных кабинетах.

Как отмечает директор средней общеобразовательной школы №384 Выступец Н.П., "благодаря музейному комплексу в школе сложилась единая интегративная система воспитания учащихся, объединяющая практически все направления работы с учащимися, родителями, ветеранами, общественностью. Не случайно, воспитательная тема школы звучит так: "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики и системы дополнительного образования" [29].

Помимо постоянных экспозиций, в музее создаются и временные экспозиции - музейные выставки. Они имеют значимость для школьного, зачастую небольшого музея. Посредством выставок пополняются фонды музея, освещаются актуальные вопросы современности, юбилеи, важные события прошлого и настоящего. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по обозначенной теме, зачастую тема может выходить за пределы профиля музея.

Похожие диссертации на Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания учащихся)