Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование творческой активности школьников как психолого-педагогическая проблема 12
1.1. Социально-педагогические предпосылки необходимости создания музыкально-эстетической среды дополнительного образования школьников 12
1.2. Сущность творческой активности личности и особенности ее формирования в музыкально-эстетическом дополнительном образовании 24
1.3. Анализ современного опыта организации музыкально-эстетического дополнительного образования 47
ВЫВОДЫ по главе 1 64
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение эффективности формирования творческой активности школьников средствами музыкально-эстетического дополнительного образования 67
2.1. Совершенствование содержания музыкально-эстетического дополнительного образования учащихся 67
2.2. Формы и методы организации творческой деятельности воспитанников в образовательных учреждениях 86
2.3. Дифференциация и индивидуализация процесса формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании 117
2.4. Особенности формирования творческой активности школьников с ограниченными возможностями 144
Выводы по главе 2 160
Заключение 162
Библиография 167
- Социально-педагогические предпосылки необходимости создания музыкально-эстетической среды дополнительного образования школьников
- Анализ современного опыта организации музыкально-эстетического дополнительного образования
- Совершенствование содержания музыкально-эстетического дополнительного образования учащихся
- Дифференциация и индивидуализация процесса формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании
Введение к работе
Актуальность исследования
Современная ситуация в России с ее преобразовательными тенденциями во всех сферах человеческой жизни выдвигает новые требования к гражданам страны, а следовательно, ставит перед образованием задачу формирования личности, отвечающей этим требованиям. Способность адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, оригинальность и самостоятельность принятия решений и ответственность за их выполнение, стремление к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта -вот качества, характеризующие творчески активную личность и максимально отвечающие требованиям современности. Поэтому проблема формирования творческой активности школьников как залог успешности их жизненной самореализации является в настоящее время чрезвычайно актуальной.
Основополагающим принципом государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей и признание необходимости создания специально организованной среды для творческого развития каждого, без исключения, ребенка и его активного участия в жизни своего детского творческого объединения, школы, города, страны, мирового сообщества. В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей, к которым относятся как самостоятельные внешкольные учреждения, так и формы дополнительного образования в школах, детских домах, интернатах. В этой связи перед педагогической наукой и практикой встают вопросы разработки личностно-ориентированных педагогических
4 технологий формирования творческой активности школьников в условиях дополнительного образования детей.
Исследованию возможностей дополнительного образования для
творческого развития детей посвящены работы В.П.
Голованова, Н.Б. Дворцовой, С.В.Евтушенко, А.Я.Журкинои,
Е.В.Леоновой, В.Ю.Лешер, Н.В. Погореловой, М.А. Фадеевой. Вопросы
активизации самоопределения детей и молодежи в учреждениях
дополнительного образования освещены В.А.Засовой, Е.Б.Плотниковой,
Ф.В.Повшедной, С.В.Сальцевой, Л. Н. Ходун о вой. Важность создания
дружественной среды для творческого развития школьников
подчеркивается В.А.Горским и А.Я.Журкиной. Средовому подходу в
образовании посвящены работы Б.М.Бим-Бада, Дж.Гибсона,
Ю.Я.Гончаровой, О.В.Гукаленко, В.А.Караковского, Д.Н.Кавтарадзе,
В.Л.Клевцовой, Г.А.Ковалева, С.В.Евтушенко, Н.П.Макаровой,
Л.И.Новиковой, А.В.Петровского, Г.А.Ферапонтова, В.А.Ясвина.
Возможности использования личностно-ориентированных психолого-
педагогических технологий, активизирующих творческий потенциал
ребенка, рассмотрены Г.С. Альтшуллером, Д.Б.Богоявленской,
М.А.Вику линой, И.П.Волковым, О.С.Газманом, И.П.Ивановым,
Е.В.Леоновой, Б.П.Никитиньш, С.В.Сальцевой, С.Н.Ждановой,
Т.А.Шипилкиной, И.Г. Андреевой.
Вопрос реализации активности в окружающей среде поднимался Л.И.Божович, В.Л.Хайкиным, С.Н.Ждановой.
Основы теории и практики формирования и развития активности
личности изучены в работах Д.Б.Богоявленской, М.Н.Братухиной,
Г.В.Гавришиной, В.Д.Максимовой, С.Е.Матушкина, Э.Ю.Мизуровой,
Н.В.Палеха, Е.Ю.Романовой, О.Г.Сущенко, А.П.Тряпициной,
В.П.Ушачева, В.В.Штепенко.
5 Развитие детей с ограниченными возможностями рассматривались И.Е.Горбылевой, И.В.Евтушенко, Т.В.Лобановой, Л.Г.Митряковой, А.Б.Чистовой, Л.Н.Кошелевой, Е.П.Кистеневой.
Пространством эффективного формирования активности личности является музыкально-эстетическое дополнительное образование. Оно обладает необходимыми условиями для всестороннего творческого развития школьников разного уровня физических возможностей, общих и музыкальных способностей. Именно доступная и привлекательная для ребенка внеучебная музыкально-эстетическая деятельность, проходящая в пространстве специально организованного дополнительного образования, формирует высшую потребность человека в творческой самореализации и ведет к самоопределению личности в творчестве.
В ходе теоретического анализа выявлены противоречия между:
растущей потребностью общества в творчески активных личностях и недостаточной разработанностью в педагогической теории механизма формирования творческой активности в образовательных средах разного содержания;
накопленным педагогами дополнительного образования богатым практическим опытом воспитания детей в музыкально-эстетическом дополнительном образовании и отсутствием научно-теоретического осмысления этого опыта;
возможностями музыкально-эстетического дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью его структурных и содержательных компонентов, влияющих на творческую активность школьников.
Актуальность проблемы формирования творческой активности школьников, выявленные противоречия и объективная потребность практики в разработке личностно-ориентированных педагогических технологий, определили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования творческой активности
школьников в музыкально-эстетическом дополнительном
образовании».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческой активности школьников средствами музыкально-эстетического дополнительного образования.
Объект исследования: музыкально-эстетическое дополнительное образование школьников.
Предмет исследования: формирование творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании.
Гипотеза исследования: формирование творческой активности школьников в дополнительном музыкально-эстетическом образовании будет эффективным, если:
проанализированы социально-педагогические предпосылки для организации музыкально-эстетического дополнительного образования как пространства формирования творческой личности;
охарактеризована сущность творческой активности школьников и особенности ее формирования в музыкально-эстетическом
дополнительном образовании.
*
проектируемое музыкально-эстетическое дополнительное
образование представляет совокупность содержания, форм организации и методов, направленных на формирование высшей потребности личности в творческой самореализации;
педагогические формы и методы активизации творческой
деятельности воспитанников разработаны с учетом: реализации
возможностей дополнительного музыкально-эстетического
образования детей; сочетания внешкольной эмоционально-
привлекательной образовательной, практической, игровой и
досуговой деятельности; использования коллективных, групповых и
индивидуальных форм работы.
Задачи исследования:
Проанализировать социально-педагогические предпосылки необходимости создания музыкально-эстетического дополнительного образования для творческого развития школьников.
Охарактеризовать сущность творческой активности школьников и определить возрастные и индивидуальные особенности ее формирования в музыкально-эстетическом дополнительном образовании.
Разработать программно-методическое сопровождение формирования творческой активности в дополнительном музыкально-эстетическом образовании школьников.
Разработать формы и методы активизации образовательной деятельности учащихся как условие формирования их творческой активности.
Разработать научно-практические рекомендации по формированию творческой активности школьников разного уровня развития в музыкально-эстетическом дополнительном образовании.
Методологическую основу исследования составили: психолого-
педагогические положения о сущности творческой активности человека
как важнейшем интегративном качестве личности, выражающемся в
стремлении к творческой самореализации и самоактуализации; принципы
гуманистической педагогики (А.Маслоу, К.Роджерс); подход к детскому
творчеству как необходимому условию развития всех без исключения
детей (Л.С.Выготский, В.П.Ушачев); концепция развития системы
дополнительного образования детей (В.А.Горский, А.Я.Журкина),
средово-ориентированный личностно-деятельностный подход,
позволяющий рассматривать педагогический процесс как активную целенаправленную деятельность, развитие и результаты которой зависят от возможностей образовательной среды и от личностных позиций
8 участников педагогического процесса (М.А.Викулина, И.П,Иванов, Л.И.Новикова, И.С.Якиманская); положение Л.С.Выготского об общих закономерностях развития детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач
использовались следующие методы: анализ философской и психолого-
педагогической литературы, изучение педагогического опыта;
диагностические методы (наблюдение, анкетирование); моделирование,
педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе детских учреждений г. Москвы: Музыкально-хоровой школы (МХШ) «Радость» и Детского дома-интерната (ДДИ) № 7.
Исследование проводилось в период с 1999 по 2002 год по следующим этапам:
Первый этап (1999-2000): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы; изучение философской и психолого-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта. Разработка программы «История музыкальной культуры» (ИМК) для МХШ и программы «Праздничный календарь» для ДДИ.
Второй этап (2000-2001): определение цели и задач исследования, формулирование гипотезы, диагностика сформированности творческой активности школьников разных категорий, продолжение работы над образовательной программой по ИМК. Моде л ирование, разработка педагогических форм и методов дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.
Третий этап (2001-2002): обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.
Научная новизна исследования: теоретически разработаны и
экспериментально проверены педагогические условия формирования
творческой активности школьников в музыкально-эстетическом
дополнительном образовании:
о разработано содержание музыкально-эстетического
дополнительного образования в детских учреждениях
различных типов с учетом характерных для данного
учреждения особенностей;
о апробировано методическое обеспечение формирования
творческой активности школьников при организации
коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с
детьми;
о разработана педагогическая диагностика развития творческой
активности воспитанников разного уровня физических
возможностей, общих и музыкальных способностей.
Теоретическая значимость: разработана модель творческой
активности школьников, включающая уровневую (низкий, средний,
высокий уровень) и содержательную (когнитивный, мотивационный,
деятельностный, коммуникативный компоненты) характеристики,
содержание, формы и методы ее формирования в музыкально-эстетическом дополнительного образовании.
Практическая значимость исследования заключается в
разработке образовательных программ «История музыкальной культуры» и «Праздничный календарь», педагогических средств активизации творческой деятельности детей разного уровня общих и музыкальных способностей, методических рекомендаций по проведению массовых и групповых форм музыкально-эстетической деятельности школьников, их апробации и эффективности реализации.
На защиту выносятся следующие положения:
10 о Творческая активность является необходимым социально востребованным качеством людей с разными возможностями и должна быть предметом целенаправленного педагогического внимания в условиях музы кально-эстетического дополнительного образования. Формировать это качество возможно в работе с детьми разного уровня общих и специальных способностей, физических и психических возможностей. о Формирование творческой активности школьников результативно обеспечивается следующими педагогическими условиями:
спроектированным содержанием музыкально-эстетического дополнительного образования личности, обладающей богатым духовным миром, этико-эстетическими чувствами, высоким уровнем развития общих и музыкальных способностей, широким культурным кругозором, сформированными умениями и навыками, отношением к творчеству, побуждающим совершать нравственно привлекательные поступки и проявлять творческую активность;
его программно-методическим обеспечением, которое включает программу деятельности детского творческого объединения, определяющую основное содержание дополнительного музыкально-эстетического образования школьников; дидактический и методический материал по ее активизации;
организацией различных форм коллективного, группового и индивидуального музыкально-эстетического дополнительного образования школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение: на заседаниях отдела дополнительного образования Института общего среднего образования Российской Академии образования (2000-2002); на педагогических советах музыкально-хоровой школы «Радость» и детского дома-интерната №7 г. Москвы (1999-2002);
конференциях: Научно-практической конференции молодых ученых
Института общего среднего образования Российской Академии
образования «Проблемы и приоритеты современного образования» (2002),
III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
вопросы развития образования и производства» (2002, Волжская
государственная инженерно-педагогическая академия); конкурсах
«Внешкольник года» (1997) и Окружном конкурсе методических материалов по дополнительному образованию (2001); на страницах журнала «Дополнительное образование» (2001-2002) и газеты «Радость» (1997-2001). Внедрение результатов исследования осуществлялось в детских учреждениях г. Москвы: МХШ «Радость» и ДДИ №7.
Социально-педагогические предпосылки необходимости создания музыкально-эстетической среды дополнительного образования школьников
Много веков назад древнегреческий ученый Протагор сказал: «Человек - мера всех вещей». Прошли столетия, но актуальность его слов стала еще острее.
Наше время выдвигает довольно жесткие требования к каждому человеку. Среди основных - умение не просто приспосабливаться, адаптироваться в этом мире, но и влиять на него, вносить существенные изменения в разные сферы человеческой жизни, проявлять самостоятельность, инициативу, творческую активность.
Одновременно наше время отмечено и большой работой мирового сообщества в области прав ребенка: ведь о гуманности человеческого общества правомерно судят по его отношению к наиболее слабым и уязвимым своим согражданам - старикам, инвалидам и детям. Это отношение во многом определяется политикой каждого государства, его социально-экономическими возможностями, состоянием системы образования. Утвержденная в 1959 году ООН Декларация прав ребенка определила, что каждый ребенок ввиду умственной и физической незрелости нуждается в охране, заботе и создании условий для полноценного развития.
Положения Декларации были углублены Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) - великой хартией вольностей для детей, «мировой конституцией прав ребенка», основные требования которой сводятся к обеспечению выживания, защиты, развития и создания условий для активного участия детей в жизни общества (ст.6). Во Введении к Стокгольмской декларации ООН подчеркивается значение активного участия самого ребенка в освоении своей жизненной среды: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» (178, с. 10-И).
Общемировые тенденции находят отражение в реалиях современной российской социально-педагогической ситуации, которая характеризуется ярко выраженным личностно-ориентированным, гуманистическим характером и актуализирует переосмысление и преобразование содержательных основ образовательного процесса в нашей стране, основным смыслом и целью которого становится Человек и его развитие.
В Национальной доктрине развития образования в России отмечается, что вопросы воспитания подрастающего поколения в нашей стране должны решаться «средствами построения дружественной образовательной среды вокруг самоопределяющейся личности» (ПО). Это характеризует российское образование как часть интенсивно развивающегося мирового образовательного пространства с его тенденциями к «объединению усилий в области образования», формированию глобальной стратегии образования, стремлению к воспитанию «гражданина мира и всей планеты» (43, с.37).
Поиски педагогических решений современного социального заказа подкреплены провозглашенной в Законе РФ «Об образовании» (1992, 1996) свободой выбора форм и содержания образовательных программ различных уровней. Так, Федеральная программа развития российского образования определяет, в частности, следующие цели: построение мировоззренческого проекта, определяющего смысловые и ценностные основания, а также принципы самоопределения молодежи в контексте перспектив развития российского общества; утверждение нового типа образовательных продуктов: самоопределяющаяся личность, самоорганизующийся и саморазвивающийся коллектив, жизнеспособная и жизнеподдерживающая общность людей; повышение качества образования путем совершенствования его содержания и обогащения практики; превращение образования в реальный фактор общественного развития регионов (44, с.46-47).
На уровне Московского региона одной из важных целей развития столичной образовательной системы выдвигается интеграция московского образовательного пространства в общероссийское и мировое с целью создания среды максимального благоприятствования формированию творческой личности. Достижению этой цели способствуют принятые Правительством Москвы программы
«Столичное образование-1», «Столичное образован ие-2», «Столичное образование-3», разработка и внедрение федеральных программ «Дети. Культура. Образование», «Дети на пороге 21 века»; городских проектов «Я - москвич», «Юные москвичи на пути в третье тысячелетие», целевых проектов Московского комитета образования «Юные таланты Московии», «Творчество юных: мир без границ», «Эстафета искусств», «Надежда», «Творческая одаренность», «Восхождение к истокам».
Анализ современного опыта организации музыкально-эстетического дополнительного образования
Формирование творческой активности личности как условие жизненной самоактуализации и самореализации человека является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. В настоящее время существует опыт создания музыкально-эстетических образовательных сред самых разных уровней (от федерального до микроуровня), нацеленных на творческое развитие школьников. Анализ современного опыта показывает, что их создание наиболее продуктивно в сфере дополнительного музыкального образования детей. Система дополнительного образования, метко названная системой «творческого образования» (С.В.Евтушенко, 49) - это особая область в российской образовательной системе, своеобразное «государство в государстве», способное создать необходимые достаточные условия для развития личности и формирования ее творческой активности.
Система эта имеет богатую инфрастуктуру во всех регионах страны, а в столичном образовании - и во всех микрорайонах. Ее важнейшее функциональное звено - учреждения дополнительного образования -играют решающую роль в формировании среды творческого развития ребенка и определяют позицию, характер и направление деятельности блоков дополнительного образования, функционирующих в школах, интернатах, детских домах.
Опираясь на представленную в 1.1. систему «встроенных сред», мы проанализируем опыт создания музыкально-эстетических образовательных сред Федерального (российские и международные фестивали детского творчества), Московского регионального (программы Московского Комитета образования «Юные таланты Московии», «Эстафета искусств») и локального (творческие организации и детские учреждения г. Москвы) уровней. Создание музыкально-эстетической образовательной среды федерального уровня в настоящее время связано с одной из острейших проблем современной российской педагогики, обусловленной социально-политической ситуацией в нашей стране: «разгром прежней идеологической базы образования; отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация... и это время, когда в обществе происходят брожение умов и смятение духа, отступление отечественной культуры под наглым напором мутной волны западной антикультуры... На недавнем общем собрании Российской Академии образования признано, что разрушение прежней воспитательной системы привело к образованию «черной дыры»; значит, остро необходимо создать воспитательную систему, адекватную новому времени» (63, с. 8-9).
Как отмечают ученые, «в самом начале 90-х годах с развалом СССР и его системы образования», российское образование встало на путь обновления. Не желая повторять разрушительный опыт экономики, политики, государственности, педагоги выбрали «мудрый путь -развиваться не разрушаясь, обновляться, не отказываясь от того «разумного, доброго, вечного», что накоплено педагогической историей» (63, с.4).
Яркая страница этой истории связана с традицией проведения детских форумов: фестивалей, пионерских слетов, смотров художественной самодеятельности. Эти праздники играли большую роль в жизни детских творческих объединений - участие в них было целью работы коллективов, стимулом творческого роста, мощным побудителем активности детей и педагогов. Несмотря на идеологическую и политическую подоснову, праздники эти являлись «позитивным пространством», обладающим условиями для удовлетворения детской потребности в новых впечатлениях, общении, успехе, самоактуализации и самореализации. С изменением ситуации в стране появилась необходимость в новых детских форумах и фестивалях. Одним из них стал Московский международный детский хоровой фестиваль (ММДХФ) «Звучит Москва», превратившийся с 1990 года в традиционный, популярный престижный детский праздник «Музыки, Мира, Дружбы» (146, с.2). Как отмечается в программном документе 7-го ММДХФ «Звучит Москва», фестиваль «является значительным событием в мировой культурной жизни, отвечая тем задачам, которые были декларированы в Обращении Генеральной Ассамблеи ООН к мировому сообществу». В нем подчеркивается «важность развития культуры мира, которая благодаря просвещению, науке и общению способна консолидировать мировое сообщество на основе уважения всех прав человека, терпимости, диалога, примирения и солидарности. Провозглашая основополагающую важность многообразия культур для развития богатой и гармоничной международной жизни, ООН выражает уверенность, что проведение подобных международных форумов будет... содействовать международному сотрудничеству и является стимулом для будущего развития» (146, с.2).
Анализ опыта организации и проведения ММДХФ «Звучит Москва» выявил ряд закономерностей, характеризующих фестиваль как педагогический проект музыкально-образовательной среды творческого развития школьников и взрослых:
Совершенствование содержания музыкально-эстетического дополнительного образования учащихся
Анализ современного опыта организации музыкально-эстетической образовательной среды для творческого развития школьников показал, что в ряде случаев разрабатываемое содержание создает условия: -для усвоения школьниками культуры и ее ценностей; -их духовного, интеллектуального, эстетического и музыкального развития; -коррекции имеющихся физических, психических и эмоционально-волевых нарушений; -социализации; -самоопределения и самореализации.
Наряду с основными целями и задачами, решается и ряд сопутствующих, среди которых - формирование творческой активности школьников. Однако востребованность этого важнейшего жизнеопределяющего качества личности в современном мире диктует необходимость разработки такого музыкально-эстетического образования, которое явилось бы средой наиболее эффективного формирования творческой активности школьников. Мы склонны утверждать, что творческая активность является необходимым качеством личности людей с разными возможностями - от творчески одаренных до умственно отсталых. Для проверки этой гипотезы мы разрабатывали содержание музыкально-эстетического дополнительного образования в двух детских образовательных учреждениях различных типов: в музыкально-хоровой школе «Радость» -учреждении дополнительного образования г. Москвы, где занимаются ребята музыкально одаренные, с определенными творческими задатками и с невыявленными музыкальными способностями; и в Детском доме-интернате № 7, где проживают дети-сироты, имеющие различные физические и психические отклонения в развитии. Образцовый коллектив музыкально-хоровой школы «Радость», создателем и бессменным руководителем которой является Лауреат премии мэрии Москвы, заслуженный деятель ВМО Жданова Т.А. -неотъемлемая часть системы дополнительного образования г. Москвы. Локальная образовательная среда школы является важным звеном в иерархии «встроенных» образовательных сред Северного округа столицы, Московского региона и России в целом. Разносторонняя и многогранная музыкально-образовательная деятельность школы определяется Образовательной программой МХШ, правомерность которой подкреплена положенными в ее основу нормативными документами общемирового, российского и школьного значения: Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка в РФ, Законом РФ «Об образовании» (1996 г.), Федеральной программой развития образования, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом МХШ «Радость», Программой деятельности МХШ «Радость», Программами отделов МХШ «Радость», Положениями об отделах МХШ «Радость», Программами педагогов МХШ «Радость». Образовательная программа МХШ решает широкий спектр организационных, развивающих, лрактико-ориентированных задач. Среди основных - «создание образовательной среды для освоения ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в культуре» (117). Опираясь на записанное в столичной программе «Образование-3» положение о том, что «образование - практически единственный постоянно действующий интеграционный и инновационный фактор», Образовательная программа МХШ «Радость» определяет «необходимость создания единого образовательного пространства школы, округа, города на основе сочетания форм общего, профессионального, дополнительного образования, взаимодействия региональных, окружных, муниципальных образовательных систем в условиях их программно-целевого развития, интеграции московской системы образования в общероссийское и мировое образовательное пространство» (II7).
Возможности решения задачи создания образовательной среды школы как части более крупных образовательных пространств предопределены положениями Образовательной программы МХШ. Особенностью ее является то, что она, по сути, представляет собой совокупность педагогических технологий «развития самодеятельности личности, формирующей механизм ее (личности) самоопределения и самореализации», то есть оригинальных педагогических технологий «развития личности в активной и интересной деятельности» (И 7). С другой стороны, локальная образовательная среда школы состоит из «встроенных» в нее музыкально-образовательных микросред, имеющих определенные развивающие, воспитательные и образовательные цели и задачи. Многообразие этих микросред предопределено структурой школы. Она состоит из 3-х ступеней: 1-я ступень - дошкольное отделение (дети 4-6 лет) - Школа раннего развития «Малышок». В программу обучения входят музыкальные (хор, сольфеджо/о, нотная грамота, слушание музыки, ритмика, индивидуальное вокальное воспитание, оркестр элементарных инструментов, груп повал скрипка и музыкальный инструмент по выбору) и общеразвивающие («Видеть, слышать, понимать, уметь» (ИЗО), английский язык, «Мир общения. Слово как предмет эстетики», «Учись учиться» (математика), кукольныйтеатр) предметы.
Дифференциация и индивидуализация процесса формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании
Для этого мы разработали маршруты индивидуального творческого развития школьников, предполагающие создание таких условий и ситуаций, в которых средствами музыкально-эстетической образовательной среды творческие способности и возможности ребенка были бы выявлены и получили бы максимально полное развитие.
Рассмотрим, как решалась поставленная задача в хоровых коллективах «Радуга» и «Старшим» музыкально-хоровой школы «Радость» в ее учебно-воспитательном процессе.
Образовательная среда школы включает в себя много различных компонентов (см. 1.1), обладающих разным педагогическим потенциалом. С точки зрения нашего исследования, богатыми возможностями для формирования творческой активности учащихся обладает xapatrar/ праф//лг ныи лагерь.
Его преимущества заключаются: в возможности тесного контакта с ребенком в различных ситуациях - в быту, во время учебы, на досуге; в возможности деления детей на группы «по интересам»; в необходимости за ограниченное количество дней сделать большой объем работы; в возможности создания серий «ситуаций успеха» и предотвращения «ситуаций неудач», а также использования этих ситуаций для разработки индивидуальных маршрутов творческого развития.
Именно работа с детьми в лагере показала, что между детьми приблизительно одного уровня творческой активности существуют глубокие различия.
Поэтому в хоровом лагере нами была начата диагностическая работа по определению уровней с формирован ности компонентов творческой активности и выработан поэтапный план экспериментальной работы, включающей: -формирование экспериментальной группы; - диагностику уровней сформированности творческой активности учащихся по каждому компоненту на начало лагерной смены (методами анкетирования и педагогического анализа) (лето 2001 г.); -разработку для каждого школьника экспериментальной группы маршрута индивидуального творческого развития; -работу по формированию и развитию компонентов творческой активности согласно разработанному плану в течение лагерной смены; -1-ый контрольный замер изменения уровня сформированности творческой активности участников экспериментальной и контрольной групп по окончании лагерной смены (сентябрь 2001 г.); -обработку и анализ полученных результатов. Определение плана индивидуальной работы на учебный год с участниками экспериментальной группы; -работу по формированию (развитию) компонентов творческой активности участников экспериментальной группы согласно разработанному плану в течение учебного года; -определение уровня сформированности творческой активности участников обеих групп на конец учебного года (2-ой контрольный замер) (май 2002 г.). В экспериментальную группу вошли учащиеся всех возрастных групп хоровых коллективов «Радуга» и « Старший».
Для проведения эксперимента нами было отобрано по 10 человек от каждого хора в экспериментальную группу (ЭГ) и столько же в контрольную (КГ). Учащиеся обеих групп находились в единой музыкально-эстетической образовательной среде - они вместе готовились и участвовали в праздниках, учились, посещали концерты и музеи. Однако для ребят экспериментальной группы нами были разработаны индивидуальные маршруты творческого развития, и для них нами целенаправленно создавались серии ситуаций, развивающие творческую активность в целом и ее отдельные компоненты. Разрабатывая для детей экспериментальной группы индивидуальные маршруты творческого развития мы обозначили основные условия для их успешной реализации.
-обеспечение педагогической поддержки в удовлетворении социальных потребностей ребенка (в любви, общении, признании) и в формировании высшей потребности в творческой самореализации и самоактуализации;
-создание максимально благоприятной среды для развития общих и музыкальных способностей ребенка, характерных для выделенной группы и каждого конкретного индивида.
Уровень сформирован ноет и творческой активности определялся в соответствии с разработанной нами «Диагностикой творческой активности школьников» (см. Таблица I), включающей 10-балльную шкалу оценки проявлений по каждому компоненту творческой активности: мотивация, знания, деятельность и опыт. Проявлениям низкого уровня соответствовали 1-3 балла, среднего уровня - 4-7 баллов, высокого — 8-Ю баллов. Результаты каждого замера фиксировались в «Индивидуальном оценочном листе развития творческой_активности школьника», наглядно отражающем изменение уровня сформированности исследуемого качества по каждому его компоненту.
По результатам первичной диагностики было установлено, что в экспериментальную группу вошли дети трех уровней творческой активности - высокого, среднего, низкого.