Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко-теоретические основы использования традиций народной педагогики в подготовке учителей
1.1. Исторические предпосылки использования народного опыта воспитания в педагогических учебных заведениях 12
1.2. Возможности использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования 31
Глава 2. Технологии использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования (на курсах повышения квалификации)
2.1. Методы применения народного опыта воспитания в процессе учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации 55
2.2. Формы использования традиций народной педагогики во внеаудиторной работе со слушателями 78
2.3. Педагогические технологии подготовки слушателей к использованию традиций народной педагогики в образовательном процессе школы 95
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию традиций народной педагогики на курсах повышения квалификации учителей 118
Заключение 136
Библиографический список использованной литературы 148
Приложения 64
- Исторические предпосылки использования народного опыта воспитания в педагогических учебных заведениях
- Возможности использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования
- Методы применения народного опыта воспитания в процессе учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации
- Формы использования традиций народной педагогики во внеаудиторной работе со слушателями
Введение к работе
Актуальность исследования» Педагогические традиции как социально-историческое богатство народов в нынешних условиях приобретают особый смысл. С одной стороны, новое время призвано возрождать, сохранять и обогащать прогрессивные традициии народов, населяющих тот или иной регион. С другой - приобщение новых поколений наших соотечественников к этим ценностям есть тот вклад в историю, который придает им устойчивость, надежность, непрерывность. Народная педагогика, содержащая в себе надежно проверенные временем и историческим отбором традиции человечества, представляет сегодня для многих этносов России предмет социальной востребованности и актуальности.
В настоящее время мы являемся свидетелями острейшего противоречия между стремительным раскрепощением общественного сознания (в первую очередь сознания молодого поколения) и не менее стремительной девальвацией гуманитарного знания, призванного сыграть нравственно-стабилизирующую роль в обществе. Одним из ключевых направлений выхода из этого кризиса должно стать повышение социально-культурного и мировоззренческого статуса учебных дисциплин в процессе формирования национальной культуры и национального самосознания молодежи.
В решении этой проблемы значительная роль принадлежит образовательным учреждениям, которые призваны восстановить этнокультурные и этносоциальные функции. Наверное, пришло то время, когда учитель снова должен нести культуру в массы, но не массовую, а народную, так как на этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народа большое практическое значение приобретает проблема нравственного воспитания молодежи на традициях народной педагогики. Подтверждением этому могут служить слова академи-
ка, доктора педагогических наук, профессора Г.Н.Волкова: "Очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ" (118, с.45).
Изучение состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях, анализ программ по учебным дисциплинам, учебно-тематических планов курсов повышения квалификации, беседы с ведущими преподавателями, родителями показали, что педагогический опыт народа, его средства, формы и методы воспитания еще не стали полностью предметом серьезного внимания как при подготовке учителей, так и при повышении квалификации педагогических кадров.
Обращение к теории вопроса показывает, что значение народного педагогического наследия в воспитании детей подчеркивали К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Насыри. В современных исследованиях проблемам народной педагогики посвящены работы Г.Н.Волкова (28, 29, 30, 31, 32, 33), В.Ф.Афанасьева (6), Я.И.Ханбикова (182, 183, 184), З.Г.Нигматова (122, 123, 124, 125, 126, 127, 128), Р.А.Низамова (114, 129), А.Ф.Хинтибидзе, Ф.Х.Арутюнян, А.Ш.Гашимова, А.И.Шорова (198), А.Э.Измайлова (71), Г.Г.Мунзук (112), К.Ш.Ахиярова (9), В.И.Баймурзиной (11), Х.Х.Батчаевой (12). В них освещаются педагогические воззрения отдельных народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым.
Оценка педагогического наследия, выяснение его соотношения с педагогической культурой настоящего и будущего татарского народа продолжает оставаться одной из важнейших проблем. За последние двадцать
лет появились исследования по использованию традиций татарской народной педагогики в гуманистическом (З.Г.Нигматов) (122, 124), эстетическом (С.И.Раимова) (148), патриотическом и интернациональном (Г.В.Мухаметзянова) (ИЗ), нравственном (Р.А.Низамов) (114, 129), физическом (Э.Х.Галиев) (44, 45) воспитании. В работе Н.Х.Халитовой раскрываются особенности использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов (181). Анализ научно-педагогической литературы показывает, что во всех работах объектом педагогического воздействия являются главным образом учащиеся общеобразовательной школы, а не студенты педагогических институтов и не учителя, пришедшие на курсы повышения квалификации.
В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования, посвященные использованию народного опыта воспитания в подготовке учителей в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации.
Вместе с тем, освоение народного опыта воспитания и внедрение его в практику способствовало бы достижению положительных результатов и в вопросах повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимостью использования народного опыта воспитания в процессе переподготовки учителей на курсах повышения квалификации и неразработанностью педагогических технологий использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей.
Отсюда проблема исследования: каковы педагогические технологии использования традиций народной педагогики на курсах повышения квалификации педагогических кадров?
Цель исследования: выявить потенвдтльные воспитательные возможности традиций народной педагогики и разработать педагогические
технологии их использования в процессе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет исследования: педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей с целью подготовки их к практической деятельности.
В нашей гипотезе мы предположили, что результативность подготовки учителей в процессе организации курсов повышения квалификации повысится, если будут разработаны:
+ технология специальной подготовки профессорско-
преподавательского состава института к использованию традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей; + технология формирования содержания подготовки слушателей в
области народной педагогики; Ф вариативные личностно- и социально-ориентированные технологии использования традиций народной педагогики в процессе аудиторной и внеаудиторной подготовки слушателей; Ф специальные формы и методы обучения, позволяюгцие формировать знания и опыт практической деятельности по применению народных традиций в образовательном процессе школы.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание и выявить возможности использования народ
ных традиций, обычаев в процессе повышения квалификации педаго
гических кадров.
2. Разработать критерии, выявить уровень знаний и методической
подготовленности слушателей курсов повышения квалификации по
использованию традиций народной педагогики,
3. Разработать педагогические технологии использования народных
традиций в процессе повышения квалификации педагогических кадров.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности ис
пользования народных традиций на курсах повышения квалификации
и в практике учреждений образования.
Методологической основой являются положения философской науки о роли народа в создании духовной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни народа, о своеобразии и самобытности педагогических культур различных народов, о воспитании средствами народной педагогики.
В своей работе мы опирались на концептуальные идеи историко-
педагогических исследований по этнопедагогике (С.М.Абрамзон,
В.Ф.Афанасьев, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов,
А.Э.Измайлов, З.Г.Нигматов, К.Д.Ушинский, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров), дидактические концепции формирования личности (Д.В.Вилькеев, М.И.Махмутов, Н.А.Половникова, М.Н.Скаткин), формирование гуманности (Л.А.Волович, Э.И.Моносзон, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов), психологии личности (В.В.Давыдов, Р.С.Немов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн), социальной психологии управления (А.А.Леонтьев, А.В.Петровский, Р.Х.Шакуров, Ю.А.Шерковин).
Такой подход к исследованию определил выбор методов при ведущей роли педагогического эксперимента', изучение и анализ философской, исторической, социологической, психологической литературы по проблемам исследования; педагогическое наблюдение за деятельностью преподавателей с целью изучения состояния проблемы в практике работы школ и курсов повышения квалификации; анкетирование, интервьюрование преподавателей, классных воспитателей, родителей; беседы с целью выяснения их отношения к проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта работы школ и его анализ.
Собственный опыт работы диссертанта в качестве учителя, заместителя директора, заведующего лабораторией народной педагогики и анализ учебно-тематических планов дали возможность осознать актуальность избранной проблемы, рассмотреть ее с различных позиций.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап {1991-1992 гг). Сбор, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по исследуемой проблеме; осмысление и анализ понятийного аппарата. Изучалась научно-педагогическая, психологическая литература, накапливался фактический материал, определялись исходные позиции, намечались цель, гипотеза и задачи исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (1993-1996 гг). Проводился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, уточнялись исходные данные положения исследования; читались лекции и проводились семинары, конференции для учителей и воспитателей, участвующих в экспериментальной работе; разрабатывались новые спецкурсы по проблемам народной педагогики; составлялись анкеты, тесты, вопросники с целью изучения уровня знаний и мотивов слушателей курсов по вопросам народной педагогики. В эксперименте принимали участие 284 учителя, в том числе 64 учителя начальных классов, 72 - татарского языка, 70 - технологии, 78 - физической культуры.
Работа велась в естественных условиях, когда диссертант работал заведующим лабораторией народной педагогики Института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны и имел возможность в повседневных ситуациях экспериментировать с гипотетическими предположениями.
Третий этап (1997-1999 гг). Систематизировались и обобщались материалы формирующего эксперимента, осуществлялось литературное
оформление диссертационного исследования, начиналось внедрение результатов эксперимента в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:
Ф- раскрыты особенности образовательного процесса на курсах повышения квалификации с целью выявления возможностей использования в них прогрессивных народных традиций; + выявлены и обоснованы педагогические условия использования народного опыта воспитания на курсах повышения квалификации педагогических кадров; Ф разработаны критерии определения уровня знаний и методической подготовленности слушателей курсов повышения квалификации по проблемам использования народной педагогики в образовательном процессе; Ф разработаны научно-обоснованные технологии использования народного опыта воспитания в процессе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров с целью подготовки их к применению в практической деятельности. Практическая значимость выполненного исследования состоит в составлении учебно-тематических планов курсов повышения квалификации, ориентирующих слушателей на использование народной педагогики в практической деятельности; разработке и внедрении технологий использования народного опыта воспитания в процессе повышения квалификации педагогических кадров, которые позволяют проводить целенаправленную работу по переводу слушателей курсов на более высокий уровень знания народных традиций, способствуют сохранению и развитию традиций национальной культуры.
Выводы и рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей, а также в практике подготовки будущих педагогов, в процессе организации педагогической практики студентов. На защиту выносятся:
4- совокупность критериев (интеллектуальных, мотивационных, поведенческих) определения уровней знаний по народной педагогике у слушателей курсов и сформированности методических умений по их использованию; Ф педагогические технологии использования традиций народной педагогики в содержании курсов повышения квалификации; + формы и методы подготовки слушателей к использованию традиций
народной педагогики в образовательном процессе школы, Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на международных и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях (г.Казань, 1994, 1995, 1997 гг.); на заседаниях ученого совета Института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны (1997 г.) и Казанского государственного педагогического университета (1999 г.), на августовских совещаниях учителей РТ (1994-1999 гг.).
Разработанный диссертантом спецкурс "Народная педагогика и ее роль в организации образовательного процесса" читается на всех курсах повышения квалификации в Институте непрерывного педагогического образования города Набережные Челны и используется в практике подготовки будущих учителей в Набережночелнинском педколледже и пединституте.
Достоверность и объективность результатов исследований обеспечиваются методологическими положениями, основанными на устоявшихся и общепризнанных идеях философов, социологов, педагогов и психологов, разрабатывающих проблемы народной педагогики; прогнозированием
тенденций развития школы в новых социально-экономических, культурно-национальных условиях; проведением многолетней опытно-экспериментальной работы по внедрению идей народной педагогики в организацию образовательного процесса школ; использованием комплекса эмпирических и теоретических методов исследования; целенаправленным системным анализом массовой практики и передового опыта, а также выводов, полученных в ходе исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Исторические предпосылки использования народного опыта воспитания в педагогических учебных заведениях
Вопросы повышения квалификации в педагогической науке нашей страны длительное время относились к ряду чисто организационных и по этой причине не включались в планы и тематику исследовательских работ, в связи с чем глубоких разработок по определению целей, содержания, методики учебного процесса в формирующейся системе основных учреждений повышения квалификации в институтах усовершенствования учителей не проводилось. Лишь с конца 50-х годов стали появляться первые диссертационные исследования, отражающие отдельные аспекты совершенствования профессионального мастерства учителей на школьном и районном уровне. Проведенная нами исследовательская работа посвящена проблемам использования народных традиций в повышении эффективности курсовой подготовки учителей.
Не останавливаясь на анализе всех определений, мы придерживаемся понятия "традиция", данного в философском словаре: "Традиция (передача, предание) - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы согщалъно-кулътурного наследия, сохраняющиеся в обществе іти в отдельных социальных группах в течение длительного времени" (177, с.216). С традициями связаны обычаи, которые имеют ряд общих признаков: устойчивость, повторяемость, опору на общественное мнение. В традициях выражаются общие идеи, суждения, взгляды народа, а обычаи сопровождают традицию, более детально конкретизируют, регламентируют поведение человека в соответствии с общими идеями традиции. Традиции охватывают почти все стороны общественной жизни гораздо шире, чем обычаи.
Мировая педагогическая мысль высветила многие сильные стороны традиций, объективно влияющих на жизнь, судьбы как отдельных людей, так и целых народов. К.Д.Ушинский указывал, что "воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитывать сильных характеров" (173, с.98).
Указания о механизме воздействия традиций на формирование личности мы находим в работах Г.Н.Волкова, который писал, что "народные традиции сильны логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых" ( 30, с.204).
Представляя собой многогранное, сложное явление, традиция может классифицироваться по различным признакам. Нам представляется важным прежде всего выделение таких признаков, как соответствие или несоответствие поступательному развитию общества. Прогрессивная направленность адекватно отражает объективный ход общественного развития, служит целям прогрессивных сил, тогда как реакционная направленность традиции мешает поступательному развитию общества.
Сохранение и развитие самобытной народной педагогической культуры положили начало формированию великого процесса межличностного и межнационального синтеза, ибо именно в традициях содержатся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Традиции по своим функциям могут быть "бытовыми, трудовыми, семейными, местными (деревни, районы, республики), национальными, общенациональными и общечеловеческими" (162, с. 15).
Таким образом, традиции - это главный элемент социального и культурного наследия, через них и их взаимосвязи передаются из поколения в поколение сохранившиеся в определенных социальных группах общечеловеческие ценности. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды. Традиции сами по себе не переходят механически из поколения в поколение. Их надо развивать, изучать, осознавать в их взаимосвязи и доводить до сознания слушателей курсов повышения квалификации и студентов педагогических вузов и колледжей, многие из которых знают только советские политические традиции.
Хотя в 70-е годы исследования по совершенствованию курсовой подготовки и периодизации в развитии системы повышения квалификации продолжались, однако они в значительной степени были идеологизированы, поэтому в них нет ни слова о народных традициях.
Наиболее актуальные исследования в системе повышения квалификации стали проводиться с конца 80-х годов. Предлагаемая работа, на наш взгляд, тоже относится к данному разряду. Мы считаем важным исследовать народные традиции как средство повышения эффективности курсовой подготовки педагогических кадров. Это поможет использовать все лучшее из истории, перенести из прошлого в настоящее и будущее оправдавшие себя на практике содержание, формы и методы народных традиций и экспериментально разработать целую педагогическую технологию их использования в системе последипломного образования педагогических кадров по проблемам народной педагогики.
Чтобы лучше понять проблему, поднятую нами в исследовательской деятельности, необходимо совершить краткий экскурс в историю образования нашей страны.
Традиционная система образования, практика воспитания, хотя и называлась народной, на самом деле обслуживала все массы населения в однотипных учебных заведениях на основе единого содержания, одними и теми же средствами, методами. К сожалению, в педагогической теории и практике отсутствовало должное внимание к использованию народных традиций в процессе обучения и воспитания.
Следует отметить, что отношение к традициям народов в нашей академической педагогике и практике воспитания было неоднозначным. Процесс изучения педагогики народов по Р.А.Низамову (129, е.81) имеет несколько этапов:
1 этап. До 1917 года. Этот этап характеризуется отсутствием внимания в педагогике к проблемам народных традиций. Б то же время раз
личные религии довольно основательно изучали и использовали в своихучениях о воспитании идеи народной педагогики, наследие народной мудрости.
2 этап. 1917-1950 гг. Этап создания социалистической педагогики. Появились отдельные работы, обратившие внимание на практические аспекты народной педагогики. В них определялись роль и значение народной педагогики как средства передачи культурного наследия одним поколением другому поколению.
Возможности использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования
Век научно-технического прогресса характеризируется небывалым ростом научной информации, генерализацией знаний, усилением интеграции и одновременно дифференциации наук. Сегодня от педагога требуется глубокое усвоение ведущих идей, концепций, основных законов, понятий, характеризующих современное состояние ряда научных отраслей. Он должен обладать высокоразвитым аналитическим мышлением, интеллектуальными умениями и навыками, высоким творческим потенциалом. Быстрое старение и обновление научных знаний, техники и технологии в условиях современной научно-технической революции ставит задачу формирования у специалистов умения постоянно пополнять и обновлять знания, повышать свою профессиональную квалификацию. "Профессиональная подготовка учителя должна стать составной частью непрерывного педагогического образования и способствовать формированию умения самостоятельно учиться", - пишет О.А.Абдуллина (1, с.5). Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый учитель определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению квалификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта, то есть стал активным субъектом процесса непрерывного педагогического образования.
Непрерывное педагогическое образование - это качественно новое интегративное направление развития профессионального образования педагогических кадров. В Республике Татарстан настало время создать единую систему образования с использованием ценностей и традиций национальных культур населяющих ее. народов в формировании целостной личности. Профессия педагога требует такого содержания и методов обучения, которые обеспечивали бы реальное сочетание:
Ф специальных научных знаний и умений на уровне современного развития науки; Ф психолого-педагогической подготовки, ориентированной на повышение образования современных школьников; Ф творческих умений и личностных качеств, необходимых для развития индивидуальности каждого ученика. Предшествующие исследования проблем подготовки педагогических кадров на факультетах педвузов и в педучилищах (В.А.Сластенин, О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, З.Ф.Есарева и др.) показали, что существуют значительные недостатки педагогического образования, а именно:
Ф на практике нередко механически соединяется подготовка учителя-специалиста и подготовка педагога без необходимой корректировки учебных планов и программ педучилища или педвуза; Ф учителя-выпускники педагогических вузов и училищ испытывают больше затруднений в решении задач обучения и воспитания учащихся экспериментальных школ; Ф подготовка учителей далеко не всегда ориентирована на решение актуальных задач практики непрерывного педагогического образова-ния; Ф подготовка педагогических кадров ведется, как правило, на эмпирической основе и не имеет психолого-педагогической теории. Опираясь на рассмотренные выше теоретические основы, нам необходимо было установить в ходе опытно-экспериментальной работы правильность выдвинутой гипотезы по использованию народных традиций на курсах повышения квалификации педагогических кадров, так как игнорирование народных основ воспитания, испытанной мудрости народной педагогики привело к тому, что в течение десятилетий в национальных республиках сформировались поколения, не знающие своей родной культуры, истории и языка. Да и учебные планы педагогических училищ и институтов носили уницифированный характер и не учитывали региональных и национальных особенностей. Национальный компонент и его удельный вес, оставаясь весьма незначительным, менялся в зависимости от общественно-политических ситуаций в стране,
Вот почему на современном этапе в ходе переоценки ценностей народная педагогика, лучшие народные традиции, обычаи, которые выросли из конкретных национальных родников, могут стать надежной опорой и основой для стабилизации процесса воспитания и обучения в обществе, так как многие сотни лет народы создавали искусство педагогики, отражая в нем свой опыт. В Республике Татарстан настало время создать единую систему образования с использованием ценностей и традиций национальных культур населяющих ее народов в формировании целостной личности.
Анализируя посещенные уроки с целью определения уровня сформированности национальной культуры учащихся, следует отметить те негативные моменты, которые влияют на данный процесс.
Методы применения народного опыта воспитания в процессе учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации
Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано с успехами научно-технического прогресса и внедрением его достижений в самые различные области знаний и практики. Этапы формирования понятия педагогической технологии можно проследить по звеньям взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий, таких, как педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, нот учителя и школьника, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, модульное обучение. Отметим, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С.Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Б.Блум, Д.Брунер, Г.Гейс, Дж.Керролл, В.Коскарелли, Д.Хамблин. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина, Л.Я.Зориной, Л.Н.Ланда, И.П.Раченко, А.Г.Ривина, Н.Ф.Талызиной, П.М.Эрдниева и др. Итак, что же такое педагогическая технология? Технология от греческого "техне"-мастерство, "логос"- учение, то есть учение о мастерстве. Применяется обычно в производственной сфере. Например, технология обработки металла, технология приготовления пищи, технология обработки земли и т.д. Но при этом всегда предполагается качественное изменение обрабатываемого объекта с целью обязательного получения заданного результата, а любое нарушение технологического процесса ведет к производству брака. В последнее время данное понятие прочно вошло и в педагогическую науку. Вот несколько наиболее распространенных определений: Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющая специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический- инструментарий педагогического процесса ( Б. Т.Лихачев), Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Под дидактической технологией мы понимаем трансформацию абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельность, перед выполнением которой обязательно ставится определенная дидактическая цель или перед которой решается данная дидактическая задача (И.Кучинов, ДШопова). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чогианов). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учагцихся и учителя(В.М.Монахов). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Таким образом, под педагогической технологией многие понимают: совокупность методов, способов педагогического воздействия; процесс разработки и оценивания эффективности педагогических систем; проектирование и реализацию учебного процесса; систему действий, повышающих эффективность обучения на основе изменения целей, способа тестирования альтернативных стратегий, оценивания системы; внедрение в практику системного способа мышления. В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов.
Формы использования традиций народной педагогики во внеаудиторной работе со слушателями
Помимо учебной деятельности в повышении эффективности курсовой подготовки педагогических кадров огромную роль играет внеаудиторная работа, в которой Институт непрерывного педагогического образования города Набережные Челны совместно с управлением образования выступает в роли организатора. Идет активный поиск путей совершенствования содержания, методов и организационных форм внеаудиторной работы с той целью, чтобы обеспечить непрерывность и постоянство педагогического руководства по использованию народных традиций в условиях татарско-русского двуязычия. При организации внеаудиторной деятельности по исследуемой теме, чтобы добиться эффективности, используются следующие показатели: периодичность участия педагогов во внеаудиторных мероприятиях, основанных на народных традициях (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, каждую четверть, ежегодно); характер взаимодействия педагогов со школьниками, родителями (при ведущей роли учителя, совместном сотрудничестве, полной детской самостоятельности); многообразие организационно-педагогических форм и средств воспитательной работы с учащимися с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей учащихся.
Но фундаментальным показателем при проведении всех форм работы со слушателями курсовой подготовки было обогащение их новыми знаниями о народных традициях и использование этих знаний в организации образовательного процесса в школе.
Внеаудиторная работа, на наш взгляд, может стать органической составной частью целостного образовательного процесса и должна способствовать активному формированию личности слушателя с учетом задач повышения квалификации на идеях народной педагогики.
Внеаудиторная работа включает различные аспекты: нравственно-эстетический, профессионально-педагогический, общекультурный. Она способствует формированию организационных умений работника образования. В широком смысле внеаудиторная работа понимается "как совокупность мероприятий определенной направленности" (141, с.76). В отличие от образовательного процесса, она обладает следующими взаимосвязанными особенностями: отсутствием жесткой зависимости обязательных программ и большей, по сравнению с учебным процессом, свободой выбора тем, видов деятельности, форм и методов работы; точным соответствием образовательным целям, задачам, условиям педагогического процесса с учетом особенностей контингента слушателей, степени их профессионально-педагогической подготовленности, интересов конкретной категории слушателей.
Как показывают наблюдения и опыт, внеаудиторная работа способствует повышению профессионального и культурного уровня, сплочению коллектива учебной группы и тем самым воспитанию коллективизма, необходимого в работе педагогических кадров. Внеаудиторная работа приобщает к организации массовых мероприятий, улучшает нравственно-психологический климат в коллективе, содействует лучшему взаимопониманию, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу дружелюбия. В процессе внеаудиторной работы у слушателей усиливаются навьпси самоуправления, необходимые им для руководства образовательным процессом учащихся.
Личный опыт диссертанта по организации этой работы и руководству ею среди различных категорий работников образования показывает, что действенность может быть достигнута лишь при соблюдении ряда требований: построением определенной системы внеаудиторной работы; четкой организацией работы слушателей в период курсового обучения; учетом профессиональных и личных интересов и потребностей слушателей; высокой ответственностью куратора или методиста за порученный участок культмассовой работы.
Во внеаудиторное время совершается обмен передовым опытом, что содействует внедрению коллективного стиля работы, в результате которого слушатели вдохновляют коллег, оказывают взаимную помощь. Внеаудиторная работа стимулирует учебную деятельность. Такая работа требует научного, планового подхода.