Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Магомедова Асият Садыковна

Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры
<
Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедова Асият Садыковна. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2004 177 c. РГБ ОД, 61:05-13/406

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры 11

1.1. Теоретико-методологический анализ проблемы воспитания патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в условиях диаспоры 11-31

1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в семье в условиях диаспоры 31-51

1.3. Роль национальной школы в воспитании патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в условиях диаспоры 51-69

Выводы по первой главе 69-71

ГЛАВА 2. Педагогическая система патриотического воспитания учащейся молодежи в диаспоре 72-74

2.1. Экспериментальная проверка модели воспитательного пространства в условиях диаспоры 74-94

2.2. Работа педагогического центра при представительствах диаспор по патриотическому воспитанию учащейся молодежи ... 94-110

2.3. Педагогическое руководство процессом патриотического воспитания учащейся молодежи в национальных школах диаспоры 110-120

Выводы по второй главе 120

Заключение 121-124

Список использованной литературы 125-140

Приложения 142-177

Введение к работе

Патриотизм является духовным достоянием гражданина, важнейшим элементом социального сознания, фундаментом общественной и государственной систем, основой укрепления единства федеративного государства.

Происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные резким переходом общества из одного состояния в другое, осложнили межнациональные и межконфессиональные отношения. С прекращением существования Советского Союза дестабилизировалась жизнь населения всего постсоветского пространства, разрушена система патриотического и интернационального воспитания, что составляло духовный фундамент сплочения страны. В условиях идеологической неопределенности обесценились сложившиеся в обществе морально-этические и социально-психологические ценности, что крайне осложнило исследование проблем воспитания.

Непрофессиональные, импульсивные призывы к упразднению советского воспитания (без внедрения нового) привели к негативному отношению органов власти к традиционно проводимой в стране воспитательной работе. В условиях нестабильности и отсутствия новых идеологических установок стало весьма сложным определить концептуально ориентированную перспективу, которая бы позволила знать, какого гражданина следует воспитать. В сложной и противоречивой обстановке происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирование у них российского патриотизма.

Все это требует глубокого методологического осмысления сложных психолого-педагогических, социокультурных и межэтнических процессов становления современной российской гражданственности, формирования у населения чувств и сознания российского патриотизма и дружбы народов.

Было допущено неоправданное упразднение отечественных ценностей, на смену которым не пришли новые, способные сплотить гражданское общество. Значительная часть молодежи не скрывает своего желания, уехать из России. Это прямое последствие охаивания всего отечественного, разрушения чувства патриотизма и национального достоинства.

Работники школ, вузов, широкая общественность с тревогой отмечают запущенность проблем воспитания. Воспитание чувств и сознания патриотизма и дружбы народов, по их мнению, является задачей государственной важности. В то же время они понимают, что ее решение осложняется из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, разработанной с учетом перемен, происшедших в России и других странах СНГ.

В обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Преподаватели школ и вузов, ученые, общественные и государственные деятели, служащие религиозных конфессий с глубоким удовлетворением восприняли намерение руководства Российской Федерации преодолеть существующий в стране идеологический вакуум и формировать новую общенациональную идеологию, в основу которой был бы положен патриотизм. Доказательством этому может служить Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122).

Разработка научно-теоретических основ воспитания населения в духе патриотизма приобрело тем более большое политическое и социально-педагогическое значение, что Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» отводит перво-

5 степенное место решению этой проблемы: «Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания».

В силу всего сказанного научно-теоретической основой нашего исследования являются вышеуказанные труды ученых Дагестанского государственного педагогического университета.

Следует отметить недостаточную теоретическую разработанность и отсутствие педагогического видения данной проблемы. С этих позиций необходимо провести научно-педагогический анализ имеющейся специальной литературы, материалов периодической печати, исторических очерков, архивных материалов, посвященных исследованию причин миграционных процессов и проблеме формирования этнического самосознания в условиях жизни диаспоры.

В имеющихся исследованиях нет фактического материала, свидетельствующего о многолетних наблюдениях за состоянием развития этносов, этнического самосознания у представителей национальных диаспор в условиях отдаленного проживания от своей исторической родины. В существующих работах представлен избирательный анализ отдельных аспектов становления и развития диаспор, что лишает возможности представить динамику и ретроспективу формирования национальных диаспор в мире, состояния образования и педагогической мысли, особенности воспитания. Эти исследования проведены в советский период, поэтому в них не отражены изменения, происшедшие в стране: смена системы социальных отношений, идеологический вакуум, распад системы патриотического и интернационального воспитания, что требует дальнейшей разработки данной проблемы, усиливая ее актуальность.

Противоречие между реальной потребностью национальных диаспор в самосохранении и этническом самовоспроизводстве в процессе воспитания патриотизма к исторической Родине и подверженность диаспор ассимилятивным процессам, усиление межэтнического и межрелигиозного противостояния в мире

обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования «Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры».

Цель исследования - раскрыть систему эффективных средств, форм и методов патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия, формы и методы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Гипотеза исследования основана на том, что патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры протекает более эффективно, если

провести научно-теоретическое обоснование сущности, содержания и структуры единого воспитательного пространства (через интеграцию усилий семьи, национальной школы, общественных и религиозных организаций по воспитанию патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в условиях жизни диаспоры);

использовать теоретическую модель единого воспитательного пространства как основу организации целенаправленной системной работы с педагогами, работниками общественных организаций, религиозными деятелями по координации их усилий, повышению педагогической и специальной квалификации с учетом особенностей воспитания патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в условиях жизни диаспоры;

создать при национальных представительствах диаспор педагогические центры;

определить условия эффективности педагогической системы патриотического воспитания учащейся молодежи в диаспоре.

Задачи исследования.

Провести анализ современного состояния проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Разработать теоретические (концептуальное моделирование) и прикладные аспекты организации патриотического воспитания («Положение о педагогическом центре» при национальных представительствах как программу патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры).

Выявить условия эффективности педагогической системы патриотического воспитания учащейся молодежи в национальной диаспоре.

Теоретико-методологической основой исследования являются общетеоретические положения педагогической науки по воспитанию патриотизма, теория воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, разработанная учеными Дагестанского государственного педагогического университета. [212]

В основу исследования положены следующие научно-теоретические принципы и положения:

взаимосвязь природных, социальных, культурных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира, их влияние на духовно-нравственное воспитание человека (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев);

философские положения о социальной сущности личности, теоретические постулаты о деятельности и системном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

психологические аспекты развития национального самосознания и межнационального восприятия (Л.И. Алексеева, Л.А. Алыневская, В.Ю. Хотинец);

теоретико-методологические положения об общечеловеческих ценностях, культуре как своеобразном феномене общества, о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого (Х.М. Асаев, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, В.Н. Демин, СВ. Лурье, Д.М. Маллаев).

Многоаспектный научный характер объекта исследования обусловил необходимость обращения к трудам историков, политологов, этнографов, социоло-

гов, демографов. Важное значение имеют труды дагестанских ученых: историка
P.M. Магомедова, этнографов А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой,

С.С. Агашириновой, М.М. Ихилова, педагогов Б.М. Багандова,

A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, известных краеведов республики М.М. Эльдарова, Б.И. Гаджиева.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования в работе использовались следующие методы: ретроспективный анализ литературы, обобщение отечественного опыта, наблюдения, опрос, анкетирование, тестирование, педагогическое моделирование, экспериментальные срезы по исследуемой проблеме.

Достоверность исследования обеспечена методологией системного подхода, опорой на теоретические положения философской и психолого-педагогической науки; использованием разнообразных методов исследования, их адекватности целям, задачам и сущности предмета исследования.

Результаты получены в процессе проведенного автором исследования в течение пяти лет.

База исследования: национальная школа дагестанской диаспоры в Москве. Исследованием охвачены 347 учащихся, 23 учителя, 87 родителей.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации разработаны теоретическая модель единого воспитательного пространства, «Положение о педагогическом центре» при национальном представительстве, спецкурс по исследуемой проблеме; обоснована эффективность педагогической системы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании концепции единого воспитательного пространства на основе координации деятельности социальных институтов воспитания по формированию чувств патриотизма и дружбы народов; осуществлении взаимосвязи и преемственности всех звеньев единого воспитательного пространства.

В диссертации разработаны концептуальные положения реализации теоре-

тической модели єдиного воспитательного пространства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлены и представлены к внедрению рекомендации по воспитанию патриотизма и дружбы народов (для родителей, педагогов); создана теоретическая модель единого воспитательного пространства; разработан и апробирован спецкурс по патриотическому воспитанию учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Получены данные, характеризующие зависимость уровня воспитанности патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи от активизации усилий социальных институтов воспитания, функционирования модели единого воспитательного пространства; совершенствования педагогического руководства процессом воспитания патриотизма и дружбы народов.

Исследование осуществлялось с 1998 г. по 2003 г. и включало несколько этапов.

На первом этапе (1998-1999) осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования; определялись его исходные параметры, объект и предмет, структура, формулировалась гипотеза, намечалась программа эксперимента, устанавливались основы исследовательской работы, методология, методы и понятийный аппарат.

На втором этапе (1999-2001) разрабатывалась теоретическая модель единого воспитательного пространства; осуществлялся констатирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывалась эффективность педагогической системы воспитания патриотизма и дружбы народов у молодежи в условиях национальной диаспоры.

На третьем этапе (2001-2002) обобщались результаты исследования, осуществлялись их анализ и систематизация, формулировались выводы, оформлялся текст работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на региональных, первой (Москва 16-17 ноября 1999 г.) и второй (Москва 14-15 ноября 2001 г.) Всерос-

сийских научно-практических конференциях «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости».

Апробация результатов осуществлялась автором в работе с учащимися национальной русско-дагестанской школы при Московском центре культуры «Дагестан».

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Теоретическая модель единого воспитательного пространства как важнейшее условие воспитания патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в условиях жизни диаспоры.

  2. Концептуальные положения создания педагогических центров при национальных представительствах, обеспечивающих координацию воспитательных усилий институтов массового воспитания и эффективность процесса патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях жизни диаспоры.

  3. Научно-методическое обеспечение национальных школ, способствующее эффективному функционированию педагогической системы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях диаспоры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем основного текста составляет 177 страниц.

Теоретико-методологический анализ проблемы воспитания патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в условиях диаспоры

Изучение специальной литературы по патриотическому воспитанию доказало наличие большого количества выдвигаемых точек зрения ученых разных лет в определении смысла понятий, олицетворяющих непреходящие ценности человеческого общества, общее и особенное в их мнениях.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Вопросы патриотического воспитания освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, Л.И. Лепелетье, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и других.

В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрас тающего поколения разрабатывалась такими учеными, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Каиров, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и другими.

Вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых и педагогов. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса. При этом решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный исторический период ее развития, чем обусловлено изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны.

Данная проблема приобретает особую актуальность на современном этапе многонациональной России. В целях восполнения этого пробела ученые Дагестанского государственного педагогического университета провели глубокий анализ происшедших в стране изменений и на этой основе разработали теорию воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

Всестороннее раскрытие теории воспитания патриотизма осуществлено в фундаментальном труде «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» (Гасанов З.Т.; Махачкала, 1998), получившем высокую оценку ученых Российской академии образования (Педагогика, № 2, 1999), а работа «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т.; М., 1999) рекомендована Министерством образования и науки России в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и университетов.

Педагогика межнационального общения как обязательная вузовская дисциплина вошла в Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Внедрение курса «Педагогика межнационального общения» в учебном процессе вузов страны занимает важное место в выполнении социального заказа государства в области образования и воспитания, отраженного в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [212].

Автору указанных трудов присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2001 год (Постановление Правительства РФ от 20. 08. 2002 г. № 647). Указанные труды стали научно-методической базой для подготовки и проведения трех Всероссийских научно-практических конференций по воспитанию граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (первая - Москва, 16-17 ноября 1999; вторая - Москва, 14-15 ноября 2001; третья - Москва, 26-27 ноября 2003), организованные Российской академией образования, Правительством Республики Дагестан и Дагестанским государственным педагогическим университетом.

Доклады автора данного исследования по проблеме патриотического воспитания учащихся в условиях диаспоры получили одобрение участников указанных конференций.

Воспитание патриотизма стало одним из приоритетных направлений современной педагогической науки. Это объясняется возрастанием внимания нашего государства к вопросам воспитания, что находит подтверждение в основополагающих государственных документах - Национальной доктрине образования, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и др.

В программе акцентируется внимание на том, что «...экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам» [65, с. 5]. Следует отметить, что данная программа имеет решающее значение для выработки единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующее этой политике отношение к согражданам, соотечественникам, по разным причинам, оказавшимся вне пределов исторической Родины.

Преобразования в области воспитания коснулись деятельности всех социальных партнеров: СМИ, общественных организаций, семьи, образовательных учреждений, кардинально изменилась государственная установка. В новом гимне Российской Федерации заложен глубокий смысл, объясняющий значимость любви к своему Отечеству, ценность дружбы людей разных национальностей:

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Для многонациональной России и Дагестана вопросы воспитания патриотизма приобретают особую значимость. Новое направление в педагогической теории получило дальнейшую разработку в диссертационных исследованиях авторской школы Гасанова З.Т. [8; 66; 93].

Воспитание патриотизма у учащейся молодежи в условиях диаспоры привлекло внимание автора исследования в связи с усилением процессов интернационализации всех сфер жизнедеятельности в обществе, что способствовало массовой миграции населения из стран экономически менее развитых - в страны развитые. Наряду с этой причиной указываются и другие факторы, стимулирующие смену места постоянного проживания людей: разочарование в жизни, преследование властей, дефицит условий для самореализации.

В результате распада Советского Союза численность российской диаспоры за рубежом значительно увеличилась. Так, 25 млн. русских и 11 млн. человек других национальностей, считающих русский язык родным, оказались вне пределов России. Значительное число бывших граждан СССР возвращается в Российскую Федерацию. Это вызвано экономическими трудностями и перекосами в национальной политике, проводимой в бывших союзных республиках. В новых социально-этнических условиях, сложившихся на постсоветском пространстве, необходимо разработать новые подходы к воспитанию населения стран СНГ в духе патриотизма и дружбы народов.

Психолого-педагогические особенности воспитания патриотизма и дружбы народов у учащейся молодежи в семье в условиях диаспоры

В условиях диаспоры дети и молодежь приобщаются к культурным ценностям народов, проживающих совместно с ними на одной территории, сохраняя при этом свою самобытность.

В новой стране у эмигрантов возникают психологические сложности с изучением нового, «чужого» языка, приобщением к новой культуре, образу жизни, адаптации в новой экологической нише. Конфликтные ситуации зачастую возникают именно по причине социокультурной изоляции, так как иммигранту (здесь мы имеем в виду и представителей диаспоры) часто дают понять, что он «чужой».

В обстановке болезненного восприятия новой социокультурной среды у членов иммигрантских семей формируется гипертрофированное чувство национального самосознания, являющееся средством психологической самозащиты и противостояния влиянию иноэтнической среды. Наблюдения показывают, что семья является эффективным рычагом возникновения и поддержания миграционных потоков в мире, так как вслед за главой семьи, покинувшей родину в поисках «лучшей доли», выезжают жены и дети.

Таким образом, институт семьи в условиях диаспоры - это социальное образование, «охватывающее» человека во всех проявлениях. Семейное воспитание, являясь сложной системой воспитания и образования, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и ближайших родственников. Семья является определяющим фактором сохранения этнической самобытности в условиях жизни диаспоры. Семья в условиях диаспоры нами рассматривается как эффективная форма педагогического воздействия на молодежь с целью воспитания патриотизма и дружбы народов.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что на семейное воспитание имеют влияние наследственность, биопсихологические особенности детей и родителей, социальный статус и место проживания. По результатам проведенного анкетирования мы выявили, что лишь половина представителей диаспоры имеет свой дом или квартиру; 70 % опрошенных - стабильную работу в государственных учреждениях или сфере бизнеса и предпринимательства. Эти социально-экономические показатели, безусловно, оказывают решающее влияние на морально-психологический микроклимат в семье, ее отношение к окружающей действительности и людям.

Семья призвана разъяснять детям равноценность национальных языков, культур; прививать им интерес к родному языку, к общению с детьми разных национальностей. По утверждению психологов, знание представителями диаспор языка коренной национальности, способствует благоприятному общению, развитию положительных эмоций; между тем, как непонятная, незнакомая речь, создает определенный дискомфорт в общении.

Известно, что этнические группы, компактно проживающие в другом государстве, в другой республике или городе, представляют собой национальные диаспоры со своим языком, традициями, культурой и с чувством Родины.

Понятно, что в перспективе такие диаспоры способны стать, к примеру, в бывших советских республиках серьезным внутриполитическим фактором, оказывающим позитивное влияние на отношения этих стран к России. В современном мире немало подобных примеров. Например, влияние дагестанской диаспоры в Турции, Сирии и других государствах на истинную информацию о событиях в Дагестане. Наши соотечественники стремятся к сохранению этнокультурной самобытности вдали от своей исторической родины. Реальная поддержка со стороны соотечественников, находящихся в ближнем и дальнем зарубежье, способствует укреплению межнациональных связей внутри нашей страны и за ее рубежом.

В этносоциальных условиях жизни диаспор особое значение имеет разъяснение детям и молодежи положения о том, что духовное единство и дружба народов во многом зависят от национального самочувствия каждого представителя народа на любой территории проживания. Задача социального воспроизводства народа, таким образом, обусловлена потребностью сохранения национальной самобытности каждой этнической единицей (этнофором). Ученые утверждают, что под воздействием множества факторов, среди которых и территориальная общность, у людей разных национальностей, проживающих в конкретном регионе, вырабатываются общие черты в условиях, стиле, уровне и образе жизни, основных ценностных ориентациях, уровне общей культуры и образования. У некоторой части людей вследствие этого ослабевает приверженность к национальным ценностям и усиливается внимание к созданным сообща ценностям. С другой стороны людям изначально присуще чувство принадлежности именно к данной социально-этнической общности и потому они стремятся к сохранению национальных особенностей, отстаиванию достоинств, отличительных черт и свойств своей общности [100].

Экспериментальная проверка модели воспитательного пространства в условиях диаспоры

Понятие «воспитательного пространства» в педагогической литературе обозначает классические закономерные связи между эффективностью процесса воспитания и объединением воспитательных усилий семьи, общественности и школы. У разных авторов можно встретить различные интерпретации данной дефиниции. Отдельные ученые отождествляют эту закономерность с понятием интеграции воспитательных усилий (Б.Т. Лихачев), единое воспитательное пространство (Л.И. Новикова), синергийными связями (А.Г. Бермус) и т. п.

Таким образом, мы имеем дело с модернизированным подходом к педагогической категории взаимодействия. Если анализировать воспитание как общественное явление, можно говорить о единстве взаимодополняющего влияния организованного педагогического процесса и спонтанного, стихийного воздействия окружения ребенка. Таким образом, эффективность воспитания как общественной подсистемы, реализуема при обеспечении четкого функционирования каждой воспитательной системы в едином воспитательном пространстве. Эффективность системы воспитания снижается воздействием различных факторов.

Весьма опасное, негативное влияние на воспитание детей и молодежи в ряде регионов современной России и в мире оказывают обострившиеся социально-политические межнациональные отношения. Следствием такого положения является социальный и национально-территориальный дискомфорт и дезадаптация представителей насильственно перемещенных народов. В этой связи вполне объяснимы такие явления среди населения и представителей национальных диаспор как социальная индифферентность и гражданская инфантильность по отношению к своей исторической родине и к стране проживания. Относительно России, следует отметить, это результаты ошибок в национальной политике в советский период. Велась полномасштабная практика обучения и воспитания детей не на родном языке. На традициях «псевдоинтернационализма» у детей с ранних лет взращивалось скептическое, даже пренебрежительное отношение к родному языку, национальным традициям, быту, национальным традициям воспитания. Подавлялось естественное стремление людей к сохранению родного языка, обычаев, культуры, менталитета своего народа [118, с. 37].

Интеграция воспитательных усилий социальных институтов воспитания предполагает такого рода деятельность, которая способствовала бы решению задач гармоничного развития личности с активной гражданской позицией, зрелостью нравственных чувств и отношения к окружающим людям, живой природе, родине. Процесс взаимодействия социальных институтов воспитания подразумевает взаимовлияние, приводящее к изменению и обогащению воспитательного потенциала каждого из них. Это влияние в итоге сказывается на формировании молодого человека.

Актуальность проблемы формирования единого воспитательного пространства отмечается многими учеными, которые видят сущность процесса интеграции социальных институтов воспитания в создании «единого воспитательного пространства как сбалансированной среды, воспитывающей ребенка» [158, с. 34-36].

В изученных нами работах, однако, отсутствует анализ воспитательного пространства (как было отмечено, оно может именоваться по-другому) как социально-педагогического органа, функционирующего в органическом единстве и иерархическом взаимодействии. С нашей точки зрения, новым в использовании понятия «единого воспитательного пространства» является его применение к условиям национальной диаспоры. Создание экспериментальной модели и ее апробация продиктована объективными условиями существования национальных диаспор, их различий, неоднородности и удаленности. Этим обусловлен выбор данного метода.

Методом моделирования называется общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания (диаспора), а его изображение в виде так называемой модели, при этом результат исследования переносится с модели на объект [112]. Построенная нами теоретическая модель в ходе эксперимента корректировалась в целях повышения эффективности ее функционирования.

Изучение проблемы воспитания патриотизма и дружбы народов у молодежи в условиях национальной диаспоры связано с необходимостью учета исторического характера, социально-классовой сущности и направленности процесса, обусловленного национальными традициями, уровнем развития языка и культуры, наличием различного рода общественных организаций. Очевидна зависимость эффективности воспитания от состояния экономики, культуры страны, форм общественного сознания, влияния средств массовой информации, что максимально учтено в нашей экспериментальной работе.

Социальная предопределенность воспитания заключается в необходимости присвоения опыта предшествующего поколения каждым последующим поколением. Если увязать это с воспитанием в условиях диаспоры, то следует констатировать определенный разрыв закономерных связей процесса воспитания, осуществляемого в условиях существования материнского этноса и в условиях диаспоры

Работа педагогического центра при представительствах диаспор по патриотическому воспитанию учащейся молодежи

Активизация миграционных процессов в последние десятилетия и потребность в сохранении национальной самобытности повлекли за собой поиск форм и методов социально-педагогической работы с мигрантами и представителями национальных диаспор, особенно с детьми и учащейся молодежью.

По последним данным после распада СССР за пределами Дагестана оказались более 700 тысяч дагестанцев, из них свыше 370 тысяч в странах СЫГ и 320 в субъектах Российской Федерации, что составляет 26% к общему населению Республики Дагестан.

В целях защиты интересов соотечественников, проживающих за пределами республики, содействия развитию внешнеэкономических, научно-технических, гуманитарных, этнокультурных и иных связей, решения гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав соотечественников активно практикуется открытие представительств Республики Дагестан в странах СНГ и субъектах Российской Федерации. Открытие представительств осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и Республики Дагестан, Указом Государственного Совета РД №137 от 19 июня 1996 года «О координирующей роли Министерств по делам национальностей и внешним связям РД в проведении единой внешнеполитической линии Республики Дагестан».

Государственный Совет Республики Дагестан придает решающее значение представительствам, видя в них структуры, способствующие укреплению экономических позиций и призванные достойно представлять Республику Дагестан за ее пределами, защищать интересы наших соотечественников, проживающих в странах СНГ и субъектах Российской Федерации.

Представительства Республики Дагестан уделяют значительное внимание развитию внешнеэкономических, научно-технических, гуманитарных и этнокультурных связей, решению текущих гражданских, политических, социально-культурных вопросов соотечественников, проживающих за пределами нашей республики, способствуют выходу на внешние рынки товаров и продукции, производимых в республике. Под руководством Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, представительств Республики Дагестан в странах СНГ и субъектах Российской Федерации созданы и активно функционируют десятки культурных и культурно-национальных центров и объединений, торговых домов, библиотек, школ выходного дня по изучению родного языка, проводится работа по оказанию гуманитарной помощи республике.

Практически во всех субъектах существуют национальные представительства, функционирующие на общественных началах. Согласно постановлению Госсовета Республики Дагестан такие представительства открыты в местах проживания дагестанских диаспор, в связи с которым соответствующие министерства и ведомства должны выезжать на места и оказывать поддержку в решении различных вопросов. Значительной была роль представительств во время различных событий: 1999 год, вторжение незаконных вооруженных формирований с территории Чеченской Республики Ичкерия; конфликт в Калмыкии; разногласия по переселению этнических дагестанцев (цунтинцев) из Кварель-ского района Грузии в Кизлярский район Дагестана; Ферганские события. Наряду с этими масштабными событиями дагестанские соотечественники сталкиваются с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдают от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Ущемляются их права при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности. Открытие представительств способствовало налаживанию взаимодействия с органами власти страны пребывания, национально-культурными центрами этнических дагестанцев.

В целом в 6 странах СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Украина, Республика Беларусь, Республика Туркменистан, Республика Киргизстан) и в 41 субъекте Российской Федерации, в 6 регионах России, в Москве функционируют постоянные представительства РД. В каждом представительстве правительством Республики Дагестан финансируется 3 единицы, что подтверждается Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан.

Похожие диссертации на Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры