Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методология патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования 19
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема 19
1.2. Патриотизм как явление общественного сознания 41
1.3.Феномен патриотизма в условиях регионального образования 71
1.4. Основные тенденции изменения патриотических ценностей учащейся молодёжи 84
1.5. Военно-патриотическое образование учащейся молодёжи 100
Выводы
Глава 2. Моделирование процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования 119
2.1.Региональная модель патриотического воспитания учащейся молодёжи 119
2.2. Концепция патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования 155
2.3. Система работы педагога по воспитанию патриотизма учащейся молодёжи 167
Выводы 188
Глава 3. Технология патриотического воспитания учащейся молодёжи в процессе педагогического эксперимента 193
3.1. Технология патриотического воспитания в экспериментальных профильных группах 193
3.2. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в общеобразовательной школе 215
3.3. Военная кафедра как системообразующий компонент патриотического воспитания студентов в вузе 23 О
3.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 244
Выводы 278
Заключение 282
Библиография
- Патриотизм как явление общественного сознания
- Военно-патриотическое образование учащейся молодёжи
- Концепция патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования
- Патриотическое воспитание учащейся молодежи в общеобразовательной школе
Патриотизм как явление общественного сознания
Государственный деятель и ученый XVIII в. Ф.И. Саймонов в составленном им экстракте русской истории "верхом славы Отечества" называл эпоху Петра І. В то же время к проблеме человека обращались многие русские просветители (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.В. Попугаев). Так, М.В. Ломоносов считал, что "воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать целью педагогического процесса". Он невольно сблизил понятия "гражданин" и "патриот", дав им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. На основе этого в диссертации мы используем понятие "гражданин-патриот Отечества". У А.Н. Радищева в философском трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" и в статье "Беседа о том, что есть сын Отечества", мы находим мысли о формировании человека с высоким уровнем гражданского сознания, искренне любящего своё Отечество [217, С.284]. В проектах декабристов о социальном переустройстве одно из ведущих мест занимает воспитание, а его содержание определяется как патриотическое и народное. Столь же ярко патриотизм звучит в прошведениях Н.М. Карамзина: "Любовь к собственному благу прошводит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотшма". В.Г. Белинский подчёркивает что "патриопгзм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом". Чувство глубокой любви к России пронтывает страницы "Былого и дум", и согревает воспоминания великого патриота А.И. Герцена о далекой Родине. Н.А. Добролюбов отмечает, что "в недавнее время патриотшм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в Отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом". Н.Г. Чернышевский говорит, что "историческое значение каждого... человека шмеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотшма" [239, С.68-69]. К.Н. Вент-цель, работая над книгой "Эволюция нравственных идеалов", проводит мысль о необходимости преодоления политики — этикой, политической мифологии — нравственным идеалшмом, возрождением патриотического воспитания. Г.Г. Пирогов, говоря о патриотизме, поясняет: "...Так воин, в минуту опасности по пргоыву Родины покидающий семью и идущий навстречу врагу, спасает её вернее, чем, нежели бы он поддался групповому эгоизму и остался возле неё. Только отказ от группового эгоизма в целях служения более высоким ценностям может обеспечить выживание в современных условиях такого "сообщества " как народ, а в целом - Отечества" [38, С.69].
В этой связи имеет смысл обратиться к наиболее характерным моментам этой эволюции идей патриотизма в России в русле русской идеи. В далёком прошлом в основе русской идеи было мессианство - быть главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, а после падения Византии -и православной государственности. На протяжении веков силы этой государственности были направлены на самосохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов русская идея трансформируется в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, то есть русская идея, как отмечает К.А. Воробьев, "...стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю" [46, с.64].
Аналігз русской идеи основывается на взглядах отечественных мыслителей, в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотгому и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотшма в тесной связи с русской идеей в её общем русле. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в существе их идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма имеются общие, объединяющие моменты. Когда после петровских преобразований и разгрома Наполеона Россия включилась в европейский процесс общественного развіггия на качественно новом уровне, обострились проблемы занимаемого ею положения в міфе и сосуществования с западной цивилшацией. В рамках русской идеи обострилась борьба двух тенденций - западничества и славянофильства. Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - XX вв., оказался непростым. К его осмыслению подключились лучшие умы нации - Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен, И.В. Киреевский, Н.Е. Данилевский и др.
Обобщая вклад отечественных мыслителей, разрабатывавших русскую идею в дореволюционный период развития России, мы отмечаем, что в рассмотрении ими формирующих начал национального самосознания, путей приумножения блага Отечеству значительное место занимал патриотшм. Это проявилось, прежде всего, в трёх принципах становления и развития Русской идеи. К этим принципам относятся: религиозный (православие, Киевская Русь), политический (самодержавие, "священное царство", Московская Русь) и социальный (европейская цивилшация, Российская империя). С.С. Уваров, министр образования в правительстве Николая I, определял "народность", как соединение самодержавия с православием. Самодержавие вытекает из православия: царь — помазанник божий [206, С.72].
Несмотря на большое количество литературы, написанной о "русской идее", она остаётся тайной не только для иностранцев, но и для самих русских, которые её разгадывают уже не одно столетие. Те определения, которые даются "русской идее", как правило, не раскрывают её содержания (например, у Н.К. Бердяева [26] "русская идея" - "замысленное Творцом о России", причём, эта неопределённая дефиниция является явным продолжением схожего понимания "русской идеи" B.C. Соловьёвым) [245] и, в конечном счёте, сводятся к противопоставлению России и Европы, к констатации того, что Россия - это не Запад, а возможно - и сверх Запад. Многие исследователи, отвечая на упрёки в неопределённости самой концепции "русской идеи", говорили о том, что она не сводится к рационально понятым ценностям, присущим западной цивилизации. К.Д. Ушинский, как человек хорошо знающий европейскую цивилизацию и особенно, что связало с воспитанием и образованием, отмечал: "Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но и полуобразованный, всегда более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным его языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится" [260, С.279]. К.Д. Ушинский - один їв создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитание гражданина — патриота, который тесными узами связан с трудящимися массами, с народной, демократической культурой, предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной язык, любовь к своему Отечеству. Он ор-ганшовал стройную педагогическую систему, а теоретические положения её" реализованы в учебниках, по которым учились многие поколения россиян. После революции его взгляды были углублены А.С. Макаренко, В.А. Сухомлннским и другими советскими педагогами.
Военно-патриотическое образование учащейся молодёжи
В педагогике, как и в любой науке, одним из ведущих методов научного исследования в настоящее время становится метод моделирования, который предполагает изучение объекта (оригинала) по его модели. Моделирование -это исследование явлений, процессов на основе мысленно созданных эталонов, стандартов, адекватно выражающих сущность изучаемого объекта [95, 127].
В качестве инновационного подхода к исследованию процесса патриотического воспїггшпія учащейся молодёжи в условиях регионального образования мы избрали метод моделирования [127], позволяющий создать модель, аналогичную структуре процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования, его деятельность в динамике, что позволит определить пути повышения эффективности данного процесса [95]. Это положение явилось важной методологической предпосылкой к определению содержания моделирования.
Итак, рассмотрим понятие "модель", которое используется во многих областях науки. В философии под моделью подразумевается некоторая материальная и мысленная система, которая сходна с объектом исследования и способна заменять его в познавательном процессе. В логике и методологии науки модель (франц. modelc, от лат. modulus - мера, образец, норма) - аналог (схема, структура, знаковая система) определённого фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. — оригинала модели. Этот аналог служит для храпения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. С гносеологической точки зрения модель - это "представитель", "заместитель" оригинала в познании и практике [289, С. 123-129].
Построение модели — это системное описание существенных сторон объекта исследования [213] (в нашем исследовании — процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи), охватывающее факторы, влияющие на его функцию. При разработке модели нами рассмотрены разлігчньїе подходы к моделированию процессов в педагогике: теоретические основы и практическая реализация педагогического моделирования Е.А. Ямбурга [289], методы исследования педагогической деятельности Н.В.Кузьминой [134], дидактические основы моделирования в педагогике И.Я. Лернера [150], теория педагогического проектирования В.М. Монахова [181], которые учитывались при проектировании модели. При этом мы исходили го определения модели В.В. Краевским как "системы элементов, воспроизводящей определённые стороны, связи, функции предмета исследования, го концептуальных идей, положений, определяющігх направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотгома учащейся молодёжи в образовательном пространстве" [127, С.96]. Кроме того, при создании концептуальной модели мы опирались на системный подход к патриотическому воспитанию учащейся молодёжи (Д.А. Аргазин, А.Н. Вырщиков) [15, 49]; структуру и компоненты системы патриотического воспитания (Н.М. Конжиев, А.А. Аронов) [17, 124]; целостность модели (В.А. Караковский, Я.Е. Идельгин ) [103]; научные подходы к моделированию педагогических явлений и процессов (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько) [22, 31].
Результаты разработки и исследования модели при определённых условиях, выясняемых в логике и методологии и специфических для различных областей и типов моделей, распространяются на оригинал. При этом, как правило, непосредственное шучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. Принято условно подразделять модели натри віща [184]: - физические (имеющие природу, сходігую с оригиналом); - вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); - логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов. В педагогике моделируют как содержание образования, так и учебно-воспитательную деятельность [181]. Это положение использовано нами при определении оргашпациошю-дсятелыюстного компонента модели патриотического воспитания, в который мы включили составляющие учебно-воспитательной деятельности: учебную, внеучебную и внеаудиторную работу.
У педагогического моделирования есть "термин-партнер", часто сопровождающий его в научных текстах, - проектирование. В некоторых публикациях эти термины используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо, синонимами [181]. Слово "проект" имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект -это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Выше мы уже встречались с этим вариантом применения термина "проект" [181, С.203-206]. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности. И третье значение проекта - деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели. Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит, достаточно, относительный характер. Но все же отличие видится в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности. Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления) [181]. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы, процесса (там же). В качестве функциональных узлов, объединяющих совокупность элементов мы тбрали компоненты, которые рассмотрим ниже.
Концепция патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования
Поскольку чувства всегда конкретны, то на занятии целесообразно приводить факты, документальные материалы, показывающие ученикам действия воинов, в том числе их сверстников, в сложных ситуациях Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чеченской республике, при выполнении интернационального долга в других государствах.
Затем педагог приступает к важнейшему моменту проектирования учебного занятия - разработке его конкретного содержания и организационной структуры. Под содержанием мы понимаем не только материал программы и учебников, но и дополнительные сведения, приводимые педагогом и учащимися. Естественно, одну и ту же цель занятия можно достигнуть различными средствами. При этом педагог принимает во внимание не только возможности учащихся, но и собственные методические возможности.
Важнейший момент занятия - создание проблемной ситуации, где требуется большое искусство педагога. Благодаря этому учащиеся осознают, что в мире идут позитивные процессы - формируется новое отношение к международному терроризму. Международное сообщество единодушно осудило террористические акты, совершенные в 2001 года в США, в Москве, Грозном, Беслане в 2003-2005 гг. Большие усилия затрачены рядом государств для того, чтобы Афганистан из оплота мирового терроризма превратился в миролюбивую страну. В этих условиях политика нашего государства отнюдь не сводится к паші 174
фистским призывам, а сочетается с твердой опорой на военную мощь Вооружённых Сил. При решении этой проблемы целесообразно организовать дискуссию, обмен мнениями, добиться правильного понимания изменения в международных отношениях после террористических актов в России, США и других странах, а также после развязывания агрессии англо-американской коалиции против Ирака в марте 2003 г. и продолжающейся оккупации этого государства в 2006 г. Задача педагога на этом этапе занятия - помочь учащейся молодёжи осознать несовместимость агрессии и мирного образа жизни, доказать это историческими фактами.
Во время занятий, проводимых начальником цикла-старшим преподавателем военной кафедры ГОУ ВПО "Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова" В.Г. Владиміфовьім, учащиеся знакомятся с военно-прикладными задачами, решение которых требует применения современной вычислительной техники. Как правило, такого рода занятие проходит в виде ролевой (деловой) игры, где учащиеся соревнуются в достижении различных боевых целей, т е. имеет место имитация современного боя. Преподаватель с помощью компьютера "имитирует" на занятии ситуации, в которых учащиеся на пересечённой местности вычисляют баллистические параметры стрельбы, управляют современной военной техникой. Учащиеся составляют алгоритмы для решения такого рода задач, самостоятельно обосновывают необходимость принятия определённых решений. Как правило, такого рода задания вызывают большую зашггересованность молодёжи, проходит с высоким уровнем активности по решению задач воинской деятельности, смоделированной на компьютерах. Изучение опыта В.Г. Владимирова позволяет отнести данные занятия ко второму типу, потому что там преобладают практические ситуации.
В качестве примера урока, реализующего преимущество духовно-ценностных сіггуаций, можно привести урок-размышление, проведенный в 11 классе средней общеобразовательной школы № 33 г. Якутска учіггелем литературы Л.В. Дьячквской.
Учитель поставил в качестве целей урока: - расширить кругозор учащихся в области поэзии, посвященный Великой Отечественной войне; возбудить на этой основе чувство внутреннего отклика по проблемам, поставленным в рассматриваемых произведениях; - утверждать в сознании учащихся неприятие забвения прошлого; - совершенствовать навыки вьіразіггельного чтения, рецензирования, умение видеть изучаемый материал в системе межпредметных связей, опираться на жшненный опыт.
Для достижения поставленных целей была выбрана своеобразная форма урока - урок-размышление. Проведение данного урока показало, что в большей мере ученик переживает, осознаёт не только информационно-практическую, но н духовную ценность изучаемого материала, тем более разносторонне и глубоко урок влияет на развитие школьников. И потому, как большая часть учшщкея проявила гражданскую зрелость, заинтересованное, высоконравственное отношение к содержанию урока и поставленным задачам, можно отметить, что урок прошел эффективно.
По вполне понятным причинам проведение такого урока нельзя запрограммировать. Это результат сложного взаимодействия учащихся с объектами, имеющими духовную ценность. Учитель как организатор этого взаимодействия стремится связать воедино отдельные знания, чувства, переживания учащиеся с их собственной готовностью к защите Родины, предавая им интегратнвную патриотическую направленность [49, C.77J.
Резюмируя сказанное, мы в соответствии с изложенными ранее положениями сформуліфовали следующие критерии оценки патриотической функции того или иного урока:
Связь занятия со всей системой патриотического воспитания данного класса, группы: выявление возможности и места своего предмета, данной темы в патриотическом воспитании учащихся, учёт логики (этапов) формирования готовности к выполнению конституционного долга по защите Отечества, уже имеющегося у молодежи опыта патриотической деятельности, обеспечение преемственной связи с ранее изученным материалом, с другими предметами.
Конкретная и педагогически обоснованная постановка цели урока. Общие цели, которые ставятся в обучении предмету, зафиксированы в объяснительной записке к программе. Учителю необходимо их конкретизировать, сохранив единство обучения патриотическим знаниям и умениям с развитием качеств личности, выражающих готовность к защите Отечества. Для этого приходится дополнять установки обязательными записками. Так, в пояснительной записке к школьной программе по иностранным языкам сказано: "Обучение должно способствовать формированию у школьников патриотических убеждений, нравственной чистоты, трудолюбия, стремления самостоятельно пополнить свои знания, воспитанию в духе любви к нашей многонациональной Родине и готовности к ее защите". Эти цели относятся к любому предмету и специфических возможностей иностранных языков применительно к формированию защитника Родины не отражают. Но в большинстве современных школьных программ необходимость реализации задач патриотического воспитания, подготовки молодежи к защите Родины вообще не просматривается.
Патриотическое воспитание учащейся молодежи в общеобразовательной школе
Направленность характерологических особенностей по фактору L (подозрительный - доверчивый) к положительному полюсу (L+) у студентов обеих групп свидетельствуют о подозрительности, недоверии и настороженном отношении к другим. В коллективе они держатся обособленно, с завистью относятся к успехам других, считают, что их недооценивают, не признают их достижения. Однако, у студентов с гуманитарной специализацией эти качества более выражены.
Более высокие показатели по шкале М говорят о том, что студенты с гуманитарной специалшацией - люди с развитым воображением, более мечтательные и немного рассеянные, чем студенты второй группы.
Студенты первой и второй групп обнаружили направленность характерологических особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это говорит о том, что они - люди проницательные, склонные к поиску логики, в поступках, эмоциональных реакциях окружающігх и собственных переживаниях.
Высокие показатели по фактору О (пшотимия - гипертимия), направленные к положительному полюсу, говорят о склонности студентов с гуманитарной специализацией к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрёкам, недооценивают свои возможности, пришгжают свою компетентность, знания и способности. В обществе они замкнуты и обособленны. У студентов с шгженернои специалюа-цией эти качества менее выражены.
Аналю результатов по фактору Q1 (радикалшм - консерватизм) показал, что для студентов первой группы более характерны разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению новой информации по патриотическому воспитанию, склонность к экспериментированию, чем для студентов второй группы (Q1+). Студенты второй группы в большей степени доверяют авторитетам.
Анализ результатов по фактору Q2 (р = 0.025) показал, что студенты с гуманитарной специалшацией, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они не нуждаются в "чувстве локтя", в одобрении и поддержке со стороны. У второй группы более выражена склонность работать и принимать решения вместе с другими людьми. Поддержка и одобрение окружающих для них во многом решающий фактор (Q2-). Более высокие показатели у студентов первой группы по шкале Q3, направленные к положительному полюсу (Q3+), говорят об их органігзованности, умении контролировать себя, упорно и планомерно следовать поставленной цели в патриотическом воспитании. Анализ результатов по фактору Q4 (напряженный - невозмутимый) свидетельствуют о напряженности, озабоченности неудовлетворенности стремлений. Для студентов второй группы характерна в большей степени некоторая фрустрировашюсть (Q4+). Они более напряженны, эмоционально неустойчивы, раздражительны и нетерпеливы.
Таким образом, для гуманитариев характерны следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, лёгкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жшнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряжённость, озабоченность планами. Студенты инженерной специализации обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность.
В целом, выявленный нами профиль по тесту Кеттелла не соответствует известным типовыми профилями педагогов средней школы. Педагоги, в отличие от других специалистов, работающих с детьми (медиков, органшаторов образования), характеризуются выраженной конкретностью мышления (среднее значение по фактору В), нормативностью поведения и суждений (значения по фактору G выше среднего) и, скорее, практичностью, чем склонностью к применению своего воображения (фактор М). Сопоставление этих факторов с тем, что мы наблюдали у студентов с гуманитарной специализацией, в данном случае у студентов педагогического института, позволяет заключить, что качества, составляющие основу предрасположенности к патриотическому воспитанию, у студентов с данной специалгоацией до конца не сформированы. Над этим мы работали в ходе эксперимента в соответствии с разработанной нами технологией патриотического воспитания.
Однако, в этом есть и положительный момент. Описанные качества личности, внутренне организуют мотивацию к занятиям патриотической деятельностью, которая в будущем усилит, обострит, акцентирует их, приближая к такой степени выраженности, когда эти личностные свойства будут оценены в социуме. Это в последующем было учтено в плане работы по патриотическому воспитанию военной кафедры, где нашла отражение патриотіпеская деятельность студентов в работе по патриотическому воспитанию школьников, которая явилась одним ю элементов технологии патриотического воспитания.
Если обратиться к спискам выделенных в анкете студентами привлекательных и нежелательных качеств личности педагога (прилож. 11), на основании сказанного можно заключить, что таким образом доброта (+), отзывчивость (+), обаяние (+), вырождается в имеющую защитный характер злость (-), нервозность (-) или в равнодушие (-), невнимание к укісникам (-), любовь к детям (+) - в любовь к любимчикам (-) и т.д..
Выявленный профиль Кеттелла для студентов-инженеров частично совпадает со стандартным профилем Кеттелла. В литературе отмечают, что для инженеров характерно развитое лопіческое мышление (В+), они должны быть эмоционально устойчивыми (С+), склонны к лидерству (Е+), проявлять такие качества как трезвость и серьезность (F-). Для успешного ведения исследовательской работы инженеры должны быть практичны и реалистичны, они верят больше рассудку, чем чувствам (І-). По фактору М они должны проявлять средние показатели, т. е. они должны быть как мечтательными, с развитым воображением, так и прагматичны. Инженеры должны проявлять как консерва-тшм, уважать традиции, так и стремиться проверить все самостоятельно (Qi средний).