Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Аманбаева Людмила Ивановна

Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях
<
Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аманбаева Людмила Ивановна. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2002 351 c. РГБ ОД, 71:02-13/285-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 14

1.1. Гражданское общество как социальный феномен (краткие положения) 14

1.2. Предпосылки развития гражданского общества в России и подходы к гражданскому воспитанию учащейся молодежи 23

Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 42

2.1. Философско-социологические основания гражданского воспитания 42

2.2. Психологические предпосылки гражданского воспитания 78

2.3. Анализ основных идей гражданского воспитания в отечественной педагогике и актуализация вопросов

нравственно-гражданского воспитания в зарубежной школе 114

2.4. Инновационные идеи гражданского воспитания учащейся молодежи 139

Глава III. ТЕХНОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (экспериментальное исследование) 151

3.1. Исходные положения организации экспериментального исследования 151

3.2. Основы технологии гражданского воспитания учащейся молодежи 164

3.2.1. Технология гражданского воспитания студентов 165

3.2.2. Технология гражданского воспитания школьников 181

3.3. Гражданское воспитание студентов в процессе общепедагогической подготовки 195

3.3.1.. Гражданская направленность лекционно-семинарских занятий...195

3.3.2. Организация общественно-значимой деятельности студентов 222

3.4. Гражданское воспитание школьников в современном социуме 231

3.5, Результаты экспериментального исследования 255

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 299

БИБЛИОГРАФИЯ 308

ПРИЛОЖЕНИЕ 327

Введение к работе

Проблема и актуальность исследования. Воспитание в конечном итоге
сводится к формированию гражданина, человека, чьи качества должны быть
направлены на служение обществу и Отечеству, в котором он проживает и
проявляет себя как деятельное существо. Во все времена на этот вопрос
обращалось самое пристальное внимание. Становление гражданина всегда
волновало умы прогрессивно мыслящих деятелей и педагогов России: М.В.
Ломоносова, А.Н.Радищева, Г.И.Пестеля, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.
Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.С.Соловьева,
В.В.Зеньковского, С.Л.Франка, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева и др.
Послеоктябрьский период развития теории и практики гражданского
воспитания ознаменов&пся новыми достижениями в духе идеологии
коллективизма и социалистических ценностей. Огромное значение имели
социально-педагогические опыты А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского,
которые по глубине поставленных задач и достижений не потеряли ещё
современного смысла. Интересен был опыт учителей-новаторов 70-80-х годов,
явившийся заметным шагом в возрождении демократических и

гуманистических начал в формировании гражданина. Общетеоретические положения, имеющие значение для гражданского воспитания, разрабатывались в 70 - 80-х гг. в трудах В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, А.В.Мудрика, Э.И.Моносзона и др.

Новый поворот в исследовании проблем воспитания начался в 90-х гг., когда внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества. Это особенно выразилось во взглядах К.А. Абульхановой, Е.В.Бондаревской, В.В.Давыдова, Б.Т.Лихачева, А.Ф.Никитина, Я.В. Соколова, Г.Н.Филонова и др. Однако, почти отсутствовали комплексные, теоретические исследования, что характерно и до наших дней. Причина этого общеизвестна. В этот период по проблеме гражданского воспитания

активизировались частные диссертационные исследования: Т.М.Абрамян, А.В.Беляева, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, И.М.Дуранова, Ю.А.Танюхина, М. А.Якобсон и др.

Ретроспективный взгляд на постановку и разработанность проблемы гражданского воспитания дает возможность отметить общие моменты; теоретические и практические основы гражданского воспитания были созданы на методологическом фундаменте марксизма и идеологии социализма; этот стереотип не преодолен до сих пор, хотя современные реалии требуют адекватных решений; преодоление не значит уничтожение, как верно подмечено Н.А. Бердяевым. Совершенно очевидно, что необходимо новое предметное осмысление теоретических основ гражданского воспитания.

В период системного кризиса, который переживает наше общество, как никогда актуализируется проблема разрешения возникшего противоречия между меняющимися общественными условиями и воспитанием, особенно воспитанием подрастающего поколения, его морали, нравственности, гражданской позиции. Это очень сложный процесс, тем более что в обществе не выработана четкая идеология. Однако, определились тенденции к активному использованию опыта западного гражданского общества, все чаще ученые задаются вопросом: возможно ли становление в России подобного общества или близкого к нему по существу. Как бы то ни было, налицо прозападные общественные и гражданские ориентиры в области развития экономики, идеологии, политики, культуры и образования.

Процессуально воспитание должно исходить из сложившейся ситуации и в то же время само влиять на ход этой ситуации. Если говорить более определенно, именно о гражданском воспитании, то становится очевидной необходимость проведения исследований, которые бы учитывали в целом особенности современной общественной ситуации, ориентированной на ценности гражданского общества. Такая направленность исследований имеет свои преимущества: во-первых, восполняет хотя и неполно, отсутствие

идеологических оснований воспитания, особенно гражданского (а без них не может быть и речи о формировании гражданских качеств); во-вторых, дает возможность более целенаправленного внимания к педагогическому осмыслению как опыта западного гражданского общества, так и отечественного опыта с позиции ценностного подхода, что более отвечает реалиям времени (складывающиеся прозападные ориентиры с вытекающими отсюда общественными предпосылками). Именно в этом заключается предмет нашего исследования.

Считаем, что специально должно быть оговорено два принципиальных момента. Мы вполне отдаем отчет в том, что, возможно, наши теоретические позиции не бесспорны, но в то же время надеемся, что его результаты будут восприняты как итог еще одного научного поиска. В исследовании преднамеренно не рассмотрен такой аспект, как категориальный анализ теории гражданского воспитания, поскольку считаем, что в условиях нестабильности общества и форм общественного сознания, а также и самой педагогической теории говорить об этом преждевременно. Более того, это должно быть предметом специального исследования.

В исследовании мы оперировали, главным образом, терминами «гражданские качества», «гражданственность», «гражданская позиция», придавая им примерно одинаковый смысл служения обществу, который, исходя из ориентированности исследования, определили как совокупность ответственности и активности человека, его умения адаптироваться к социальной среде и принимать решение на пользу себе и обществу.

Таким образом, современная актуальность исследования определяется особенностями социальных условий и присущими им требованиями педагогической практики.

Объект исследования: гражданское воспитание как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования: гражданское воспитание учащейся молодежи как педагогический процесс в новых социальных условиях.

Цель исследования: обосновать педагогические основы гражданского

воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях.

Гипотеза исследования выдвигается на основе возникшего противоречия между новыми социальными условиями и сложившейся сущностью гражданского воспитания как явления и процесса. Предполагается, что данное противоречие возможно разрешить (в качестве одного из вариантов), если:

— актуализируется феномен современного гражданского общества в целях анализа новых российских социальных условий;

- применяется сопоставление философско-социологических и
психологических теоретических положений как западных, так и отечественных
ученых на основании общечеловеческих (родовых) свойств личности;

- обосновываются инновационные подходы в организации процесса
гражданского воспитания учащейся молодежи: принципы, идеи, технология;

для чего существуют научные и практические предпосылки: во-первых, возможность плюралистического подхода в обосновании теоретических положений; во-вторых, теории гражданского и постиндустриального общества, определившие особенности развития стран Запада и человечества в целом; в-третьих, интеграционные процессы в развитии человеческого общества, углубляющиеся на современном этапе.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть феноменологическую сущность современного гражданского общества;

  2. проанализировать новые социальные условия в контексте возможного использования опыта гражданского общества и изменения подходов к организации гражданского воспитания учащейся молодежи;

3) теоретически обосновать и разработать педагогические основы и
технологию гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных
условиях;

4) экспериментально апробировать технологию гражданского воспитания
учащейся молодежи;

5) разработать научно-практические рекомендации по гражданскому
воспитанию учащейся молодежи в новых социальных условиях.

Методологической основой исследования является системный, междисциплинарный подход, позволивший использовать разнообразный спектр философских, социологических и психологических положений и взглядов. Опорными явились:

феномен «всеединства», соразвития западной и восточной цивилизаций В.С.Соловьева;

положения «русской идеи» о самобытной духовной культуре русского народа (Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов и др.);

диалектика всеобщего и единичного, изменчивость общественного сознания, сущность человека как совокупность всех общественных отношений (К. Маркс);

детерминированность развития личности от общественных условий (основополагание отечественной психологической науки);

эволюционная суть гражданского общества (Д.Белл); методологическое сходство постиндустриальной теории Д.Белла с теорией общественного развития К.Маркса (Д.Белл, В.Л. Иноземцев);

теории воспитания А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.

Кроме того использовались концептуальные идеи о развитии личности Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Н.Мяснщева, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядова, теоретические взгляды К.Юнга (архетипы памяти), А.Маслоу

(самоактуализация личности), В.Франкла (поиск смысла жизни), К.А.Абульхановой (имплицитная связь «Я - общество).

В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ учебно-методической документации, творческих работ студентов и школьников; непосредственное, опосредованное и свидетельское наблюдение; анкетирование; беседа; педагогический эксперимент; метод математической статистики (коэффицент корреляции).

Экспериментальная база включала средние школы №№ 14, 17, 31 г. Якутска, Бердигестяхскую среднюю школу им. С.П.Данилова Горного района Республики Саха (Якутия) с общим охватом учащихся до 1500 человек, а также биолого-географический факультет Якутского государственного университета с охватом студентов более 2000 человек. Таким образом, было выполнено основное требование постановки педагогического эксперимента: выравнивание условий эксперимента посредством вовлечения в него как можно большего количества учителей и учащихся (Л.В.Занков). В качестве критерия определения результатов эксперимента исходили из понятия «воспитанность», как совокупности достаточно устойчивых положительных нравственных качеств личности (М.И.Шилова).

Эксперимент проводился с 1991 по 2001 г., в студенческой среде он начался раньше, именно с 1991 г., а среди школьников - с 1994 г.

Первый, поисковый этап эксперимента охватил 1991 - 1993 гг. и был посвящен определению руководящей идеи, в соответствии с которой предстояло разработать его теоретическую основу и сделать критериальные «срезы» для их анализа и обобщения.

Второй, основной этап проводился в 1994-95 гг. и включил теоретическое обоснование технологии гражданского воспитания: анализ научной литературы, определение концептуальных подходов и технологической системы, а также проводилось апробирование экспериментального материала, в

процессе которого корректировались научно-практические положения, сопоставлялись и обобщались данные «срезов», уточнялись гипотеза и задачи исследования.

На этом этапе в эксперимент были включены школьники, в связи с чем проводилась планомерная методическая работа с учителями и студентами.

Третий, заключительный этап охватил 2000 - 2001 гг. и в содержательном плане представлял обобщение полученных результатов и подведение итогов всего исследования. Традиционной сложностью этого этапа было достижение корректности в применении количественной и качественной обработки результатов эксперимента. В целях ее разрешения были применены различные способы, взаимодополняющие друг друга и тем самым обеспечивающие объективность полученных результатов

На защиту выносятся следующие положения,

1. Актуализация идей гражданского общества в целях обновления
гражданского воспитания молодежи, поскольку в современном гражданском,
постиндустриальном обществе характерны такие качества и коммунитарные
признаки, как активность, инициативность, ответственность, взаимодоверие,
солидарность и взаимоподдержка фаждан, которые в феноменологической
сущности можно соотнести с нравственными ценностями отечественного
социального опыта.

2. Общий подход к обновлению гражданского воспитания -
взаимосочетание культурных ценностей фажданского общества и
отечественного социального опыта: глубокий интерес к индивидуальности
человека западной и русской, особенно религиозной, философии и
возможность возрождения субъектного отношения к воспитанию;
коммунитарные признаки, как «социальный капитал» фажданского общества и
коллективистская культура российского народа.

3. Принципы, идеи, технология фажданского воспитания учащейся
молодежи в новых социальных условиях, основанные на: 1) социальной памяти

народа, выраженной в архетипах памяти, имплицитной связи между личностью и обществом; 2) значимости личности от значимости самих общественных условий; 3) социализации и актуализации личности как ее адаптации к кризисным общественным условиям, одному из признаков психотерапевтической направленности западной теории личности; 4) востребованности духовных ценностей российского народа в сочетании с прогрессивным опытом гражданского, постиндустриального общества.

4. Интеллектуальная информация (как элемент технологичности),
наполненная новым содержанием и позволяющая говорить о постепенном
формировании нового типа «информированного гражданина» - личности,
владеющей не только сведениями глобального масштаба, но и стремящейся и
умеющей анализировать общественные события и явления, сопереживать им и
направлять свой интеллект в созидающее русло. В результате формируются
ответственность и активность как наиболее типичные гражданские качества.
Информация превращает знание в ресурс развития современного человеческого
общества.

5. Поликультурность, рассматриваемая как фактор развития
гражданственности, особенно у школьников с учетом того, что у них
предубеждения к другим народам и национальностям формируются уже в
детском возрасте. В современном противоречивом обществе, как никогда,
актуализируется проблема не только собственной национальной идентичности,
но и сочетания ее с терпимостью, уважением к национальному достоинству
других народов. Она может решаться посредством создания поликультурной
воспитательной среды.

С учетом положений, выносимых на защиту, научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Проанализированы, в основном, изменившиеся российские социальные условия в контексте современной сущности гражданского,

постиндустриального общества и возможных предпосылок формирования подобного общества в нашей стране.

  1. Проведен ретроспективный анализ философских положений: а) классических зарубежных систем; б) русской философии, особенно религиозной и эмигрантской волны 20 - 30-х гг. - с целью обоснования общего ценностного подхода к западному и российскому социальному опыту.

  2. Дано обоснование типу личности, в котором должны сочетаться гражданские качества, аккумулирующие положительные признаки отечественного и современного западного гражданского общества. При этом учтены достижения как зарубежной, так и отечественной теорий личности.

  3. На основе этого, а также выявленных учеными теоретических и практических аналогий между ориентированностью развитых западных обществ на духовные постиндустриальные ценности и сложившимся отечественным коммунитарным опытом обоснованы инновационные подходы (принципы, идеи) к гражданскому воспитанию учащейся молодежи в новых социальных условиях.

5. Разработана технология гражданского воспитания студентов и
школьников в новых социальных условиях, обеспечивающая
информационность, активность, инициативность, ответственность личности как
типичных гражданских качеств, что подтверждено экспериментальной
проверкой.

Практическая значимость исследования. Обоснованные в диссертации положения могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках по проблеме гражданского воспитания молодежи. Полученные результаты могут стать основой для концептуальных решений проблемы воспитания молодежи в изменившихся социальных условиях. Конкретные результаты исследования внедрены в практику обучения и воспитания студентов Якутского государственного университета, школьников Республики Саха (Якутия), повышения квалификации учителей региона.

Теоретико-методологиче-ские подходы и практические результаты использованы в обновлении всей системы общепедагогической подготовки студентов, в разработке новых спецкурсов, в частности, по сравнительной педагогике и экологическому образованию.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования доложены и одобрены на многочисленных научных, конференциях: международных и республиканских (Москва, Санкт-Петербург, Якутск, 1993 -2002 гг.) Но материалам исследования опубликовано 33 работы, в том числе 3 монографин, 3 учебных и научно-методических пособия. Под руководством соискателя защищена 1 кандидатская диссертация (мультикультурный аспект гражданского воспитания), ведутся исследования аспирантами и соискателями.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры педагогики .Якутского государственного университета и объединенного совета по гуманитарным исследованиям Академии наук Республики Саха (Якутия).

Достоверность исследования обеспечена реализацией научной методологии, длительным наблюдением и анализом педагогической практики, научно-обоснованной экспериментальной проверкой, анализом, обобщением результатов и итогов работы, использованием научно-педагогических методов, соответствующих предмету, задачам и логике исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальная избранной темы исследования, формулируются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, методологические основы и методы, теоретическая значимость и научная новизна, практическая значимость работы и апробация ее результатов.

В первой главе «Изменение общественно-политической ситуации и проблема гражданского воспитания учащейся молодежи» раскрыта основная суть

общественных изменений, происшедших в стране, ориентированность на западную модель развития, в связи с чем рассмотрены феноменологическая сущность современного гражданского общества и возможные предпосылки его формирования в России, что необходимо учесть в разработке новых подходов к гражданскому воспитанию молодежи.

Во второй главе «Теоретические основы гражданского воспитания в новых социальных условиях» дано философско-социологическое и психологическое обоснование гражданскому воспитанию учащейся молодежи, а также проанализированы основные идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике и их актуализация в зарубежной школе. На основе выводов двух глав обоснованы инновационные подходы к гражданскому воспитанию учащейся молодежи.

В третьей главе «Технология гражданского воспитания учащейся молодежи» раскрыты содержание методики и результаты экспериментального исследования в следующей логике: исходные теоретические положения проведенного педагогического эксперимента; технология гражданского воспитания учащейся молодежи (содержание проверяемых подходов) в двух частях, как теоретической основы и как практической ее реализации; результаты эксперимента и выводы по нему.

В заключении отражены итоги исследования.

Библиография составлена по алфавитному признаку и состоит из 273 наименований.

В приложении отражены: переработанная программа курса педагогики (в контексте идей гражданского общества); содержание педагогической практики студентов, ориентированной на гражданское воспитание школьников, теоретических занятий (фрагментарно) и статистические материалы.

Гражданское общество как социальный феномен (краткие положения)

В данном параграфе представляется краткий анализ основных современных положений по теории гражданского общества. Анализ носит социопедагогический характер, т.е. делается в целях выявления таких характеристик и особенностей гражданского общества, которые способствовали бы пониманию того, как возможно учесть складывающуюся в России общественную ситуацию в разработке основ гражданского воспитания молодежи.

Научные публикации по проблемам гражданского общества в России носят, в основном, публицистический характер, фундаментальных изданий не так уж и много. Среди них хотелось бы выделить следующие: Витюк В.В. «Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция» (1995; 61), «Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность» (1996; 81), «Гражданское общество России. Структуры и сознание» (1998; 79), - в которых наиболее полно отражены современное состояние проблемы и уровень ее теоретического разрешения. Интерес представляют публикации известных отечественных обществоведов: Гаджиева К.С. (68), Дилигенского Г.Г. (79, 81, 93), Голенковой З.Т. (75), Кравченко И.И. (119), Левина И.Б. (124), Перегудова СП. (173), Холодковского В.Г. (239), Хороса В.Г.(240), Шапиро И. (243), Яновского Р.Г. (263, 264) и др. Из зарубежных -популярны переводные статьи А. Арато (25) и Р. Патнэма (170).

Историческая эволюция сути гражданского общества сводится к двум основным ее интерпретациям: 1. гражданское общество, как особое общественно-государственное образование, в котором государством обеспечены и защищены основные права и свободы личности, в силу чего данное образование может считаться «цивилизованным», т.е. гражданским обществом; 2. как особая внегосударственная сфера социума.

Первая интерпретация (слияние функций государства и общества) получила распространение на Западе в связи с новым пониманием гражданства, как одной из фундаментальных категорий концепции гражданского общества.

Во-первых, после второй мировой войны, гражданство наполнялось социальным содержанием. Особенно сильный импульс это получило на рубеже 60 - 70-х годов, когда по Европе прошла мощная волна социального протеста: забастовок, антивоенного движения, «молодежного бунта» и т.д. Именно в этот период были заложены основы социального благополучия трудящихся в развитых европейских странах (124, с.110).

Во-вторых, технический прогресс и обеспеченная им производственная деятельность человека порождают множество сложных и противоречивых глобальных проблем, которые могут быть решены только с помощью государства. Вследствие этого встает проблема совершенно новых подходов к пониманию прав и обязанностей индивида. Многие авторы рассматривают гражданство как средство наиболее полного и справедливого включения личности в общественную жизнь.

Наибольшую популярность среди исследователей получила вторая интерпретация, подразумевающая усиление общественных институтов и объединений, за счет .чего общество становится автономным от государства и выполняет для своих граждан защитные функции от диктата государственной власти. Этому также есть объяснение с точки зрения диалектики развития общества и государства. Гражданское общество достигло расцвета в период индустриального развития, в период накопления крупного капитала, когда обострились социальные противоречия. В Великобритании, Германии, Франции, США стали возникать добровольные общественные объединения для защиты интересов собственников, профессиональных, экономических интересов граждан, для социальной защиты бедных. Эти объединения были сильны своей активностью, коллективной солидарностью, умением путем переговоров с властью добиваться поставленных целей. Например, такова история становления профсоюзов Запада, которые в настоящее время являются одной из самых эффективных общественных сил в борьбе трудящихся за свои права.

Начиная с 60-х годов, все боле отчетливей стала прослеживаться тенденция взаимопроникновения государства и гражданского общества. Этому способствовало мощное развитие коммуникаций, особенно телевидения. Стало возможным как никогда быстрое распространение не только идей, но и образов и стилей жизни, модели поведения, потребленческих стандартов и т.п. Реакция граждан на все это привела к возникновению разного рода низовых объединений (локальных сообществ), получивших в США название «гражданских комьюнити», в пространстве которого человек восстанавливает утраченное было ощущение своего права на отдельное от государства существование, на власть над собственной судьбой. В качестве теоретической основы данного явления считают концепцию «социального капитала», автором которого является Дж. Кроулмен, выпустивший в 1990 г. фундаментальный труд «Основания социальной теории». Одним из самых горячих поклонников и пропагандистов концепции «социального капитала» является американский исследователь Патнэм Р. Он отмечает, чем интенсивней практика кооперации и взаимовыручки, тем прочней и эффективней солидарность и взаимное доверие граждан, таким образом «социальный капитал» представляет жизненную суть гражданского общества (170).

Философско-социологические основания гражданского воспитания

Проблема воспитания напрямую связана с сущностью человека, тем более гражданского воспитания, когда речь идет о формировании таких человеческих качеств, которые определяют отношения человека с обществом и, в конечном счете, состояние самого общества.

Гражданское общество, основополагающие принципы и признаки которого, рассмотрены в предыдущих параграфах, - социальный феномен, вызывающий, по нашему мнению, особый интерес к родовой сущности человека. Это связано, прежде всего, с тем, что современное его состояние, несомненно, несет черты прогрессивного опыта, следовательно, актуализируются всечеловеческие свойства людей в их историческом развитии, иначе говоря всеобщая идея человека.

Родовая сущность человека - диалектический закон, наиболее полно обоснованный марксисткой философией. Любой человек есть индивидуальность и вместе с тем определенное родовое существо. Он относится к роду как к своей собственной сущности и к себе самому как к родовому существу. Это диалектика всеобщего и единичного. Диалектически родовая сущность человека есть совокупность общечеловеческих черт во всех людях и в каждом конкретном человеке в отдельности. Сущностные черты человека многообразны и сложны: природная сущность человека; труд и социальность; сознание и язык; человеческая чувственность; свобода, и т.д.

Все философские системы, получившие развитие в человеческом обществе вне зависимости от методологических основ так или иначе рассматривали эти сущностные черты человека.

Философско-социологические основания гражданского воспитания мы рассмотрим в следующей схеме.

В первой части анализа (А) представлены основные положения философских учений, которые мы определили как классические: прагматизм, позитивизм, феноменология, экзистенциализм - ядро философской мысли Запада, а также отдельные положения марксисткой философии. Все они рассматриваются с позиции родовой сущности человека.

Во второй части анализа (Б) рассматриваются положения современных социологических теорий по проблемам развития человеческого общества западных исследователей.

В третьей части (В) представлены философские воззрения русских мыслителей, в т.ч. эмигрантской волны 20-х годов, которых объединяет, так называемая, «русская идея», столь популярная в наше время в целях поиска идеологической опоры российского общества. Эта часть анализа представлена традиционно, по авторским позициям.

На наш взгляд, весьма подробный контент-анализ философско-социологических оснований гражданского воспитания позволит сделать более объективные выводы для понимания как сущности современного гражданского общества, так и принципов и условий организации гражданского воспитания молодежи в сложившейся социальной обстановке.

Исходные положения организации экспериментального исследования

Проблема педагогического эксперимента сложна и в научном плане разработана еще слабо. Это связано со многими причинами и прежде всего с недостаточной разработанностью методологии педагогической науки и особой сложностью педагогических явлений.

Мы коснемся ее только в той мере, в какой это требуется характером нашего исследования, то есть в порядке выбора определенной позиции, основанной на типично бытующих теоретических взглядах.

Значительные исследования и дискуссии по проблемам педагогического эксперимента проводились в 60 - 70-х годах Н.К. Бауманом, А.Д. Ботвинниковым, М.А. Даниловым, Л.В. Занковым, М.Н. Скаткиным и др. (52, 91, 166, 201). Методологические аспекты освещались в 80-х годах в исследованиях Ю.К. Бабанского, Н.К. Голубева, В.В. Монахова и др. (27, 76, 120, 142). Начиная с 90х годов исследования подобного характера почти сошли на нет, изредка появляются отдельные публикации, из которых, на наш взгляд, наиболее интересны статьи А.Я. Наина (152, 153, 154).

Наибольшие дискуссии возникают не столько по смыслу педагогического эксперимента, совпадающего с общенаучным, сколько по проблемам, связанным с условиями и измерения его результатов. Многофакторность педагогических явлений значительно осложняет закономерное соотношение между условиями и результатами эксперимента. В абсолютном большинстве это соотношение бывает положительным, что не может не вызывать сомнения, поскольку любое исследование предполагает и противоположный, отрицательный результат. Следовательно, особую значимость приобретает объективизация условий педагогического эксперимента. На наш взгляд, удачное научное решение этого было предложено выдающимся советским дидактом Л.В. Занковым, нашедшее отражение в его фундаментальном труде «Обучение и развитие» (169).

Хотя обучение и воспитание - отличные друг от друга педагогические явления и процессы, но между ними много и общего. Одним из главных в этом является то, что они включают деятельность учащихся и деятельность учителя. «Деятельность учителя, реализующего экспериментальную... систему, содержит в единстве существенные и несущественные для данного явления моменты. Существенное - это сама экспериментальная система: ее руководящая идея, принципы, ...программы... и др. Несущественные, индивидуальные признаки - это особенности работы каждого учителя. ...Задача состоит в том, чтобы выявить необходимое, существенное, изучая его в единстве с индивидуальным в практике учителя, реализующего экспериментальную систему» (166, с. 31). В связи с этим, отмечает Занков, необходимо включать в эксперимент как можно больше школ и классов, что служит условием проявления разнообразия индивидуальных особенностей учителей и разнообразия учеников. Таким образом решается и проблема невозможности выравнивания всех основных условиях эксперимента.

Однако, решение, предложенное Занковым, более приемлемо для широкомасштабного эксперимента, каким он был при исследовании фундаментальной проблемы связи обучения и развития в начальной школе (было охвачено 1200 экспериментальных классов в 52 краях и областях РСФСР и 8 союзных республиках (166, с. 31).

В зависимости от характера педагогического исследования, его задач и особенностей эксперимент может носить локальный характер. Но и в этом случае общий подход о вовлечении как можно большего количества учащихся и учителей должен соблюдаться, поскольку действует закон математической статистики - репрезентативность выборки (78).

Похожие диссертации на Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях