Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Дзуцева Залина Борисовна

Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения
<
Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзуцева Залина Борисовна. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2006 161 с. РГБ ОД, 61:06-13/2136

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования нравственно-эстетического воспитания средствами телевидения 15 - 70

1.1. Историография проблемы 15-39

1.2. Ведущие методологические подходы в исследовании нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи 39-55

1.3. Массовая культура и ее отражение в педагогической системе 55 -68

Выводы 68-70

Глава 2. Педагогические условия организации нравственно- эстетического воспитания учащейся молодежи средствами телевидения 71-130

2.1. Телевидение как фактор нравственно-эстетического воспитания 71 -95

2.2. Культурно-воспитательные задачи этнорегионального телевещания 96-109

2.3. Педагогические технологии опытно- экспериментальной работы современного североосетинского телевидения 109- 129

Выводы 129-131

Заключение 132- 140

Список литературы 141 - 156

Приложение 157- 161

Введение к работе

Во втором томе Российского энциклопедического словаря под редакцией А.М.Прохорова дается следующее определение: tele - даль, далеко; часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии, например, телевидение, телеграф [152, с. 1554]. В Латинско-

русском словаре И.Х.Дворецкого читаем: tela, telae - выдумка, замысел, план

(I

[92, с. 1000]. Заметим: люди всегда мечтали заглядывать в свое будущее,

видеть на расстоянии. В Нартском эпосе осетин самая мудрая из женщин

Сатана перед походами и сражениями нартов всегда заглядывала в небесное

зеркало (азрывайдан), чтобы предсказать будущие события [99, с.328].

Волшебное зеркало существует и в русской сказке.

^ В XX веке мечта человечества сбылась - появилось телевидение. Со

временем обнаружилось, что ТВ располагает целым рядом замечательных

свойств, качеств, возможностей, которыми не обладают другие виды

искусства. Его главное педагогическое предназначение, на наш взгляд, -

формирование и развитие человека будущего. Место и роль ТВ настолько

значительны в современном мире (и в российском обществе, в частности),

что не изучать, не анализировать это мощное средство воспитания молодежи

педагогика не имеет права.

В советское время задачи телевидения были четко сформулированы:

«...Основной задачей телевидения является его участие в

коммунистическом воспитании и расширении культурного кругозора

трудящихся.

...Телевизионные студии Советского Союза стремятся воспитать у

советской молодежи высокие моральные качества - патриотизм, честность,

трудолюбие, смелость, чувство коллективизма.

* ...Советские телевизионные студии широко знакомят зрителей с

деятельностью творческих организаций, пропагандируют лучшие

произведения советских, а также зарубежных композиторов, писателей, художников, творчество выдающихся артистов, коллективов художественной самодеятельности, успехи спорта...» [20, с. 176].

Актуальность исследования. Пожалуй, никогда и нигде в мире демократизация общества не развивалась столь стремительными темпами, как в постсоветской России. Резкое изменение политического курса страны в сторону открытости, гласности, свободы слова нашло свое отражение и в деятельности СМИ (телевидения в том числе).

В демократическом обществе государственное и общественное вещание ориентирует зрителя в окружающем мире не только информируя его, но и приобщая к художественным и нравственным ценностям человечества. Оно интегрирует общество, воздействует на аудиторию языком экранной речи, помогает войти в пространство духовности, становится художественным посредником, формирующим - сознательно или безотчетно - культуру общества. Вместе с тем сегодняшнее российское телевидение -это часто позорная практика эксплуатации всего темного, низменного, что загрязняет сознание людей, а самое тревожное - индоктринирует учащуюся молодежь разных категорий.

Провозглашенные Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» права и обязанности участников творческого процесса (рядовых граждан, руководителей, журналистов-профессионалов) ежедневно нарушаются. Игнорируется статья № 4 Закона, в которой прописано, что «не допускается использование средств массовой информации в целях ... распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости...» [162, с.7].

Последние десять лет показали, что этот путь может привести к деградации нации, к размыванию нравственно-эстетических устоев, выработанных человечеством. Передачи типа «Пусть говорят», «Дом-2», «Голод» демонстрируют уродливые, запредельные примеры

общекультурного падения человека, преступления без малейшего их

осуждения, что чревато весьма негативными последствиями, а именно:
поведенческой революцией.

21 апреля 2005 года Президент страны В.В.Путин, выступая с посланием Федеральному собранию Российской Федерации, отметил: «...Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось.

В России право и мораль, политика и нравственность традиционно
признавались понятиями близкими и соотносимыми. Во всяком случае, их
взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью. При всех известных
издержках уровень нравственности в царской России и в советские времена
являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей как на
ф рабочем месте, так и в обществе, в быту...» [141].

Нашему современному напряженному социуму нужны перемены, которые выполняли бы сотериологические функции. Имеется в виду педагогический аспект сотериологии, то есть науки о спасении. Назрела потребность в лечении красотой, идеальными устремлениями людей. Анализ европейской и российской классики убеждает, что красота - это единство меры, гармонии, ритма. Нарушение одного из этих параметров приводит к дисбалансу, следовательно, к уничтожению красоты. Телевидение -проекция будущей духовной культуры. Следовательно, оно должно планировать позитивный духовный результат своей деятельности, выраженный в нравственно-эстетическом идеале. Это одна из сложнейших функций телевидения.

Идеалом духовно-нравственной культуры личности будем считать интеллигентность. Следовательно, актуальная задача телевидения -воспитание интеллигентности. Выполнить ее могут только подготовленные

* соответствующим образом тележурналисты-интеллигенты.

И.В.Войсфельда, А.М.Гельмонта, И.Н.Гращенкова, Е.В.Жиринова. СН.Забаркина, Л.Р.Кабо, В.В.Ксенофонтова, И.С.Левшина, СН.Пензина рассматривались воспитательные возможности СМИ.

Проблемам функционирования телевидения в системе художественной культуры, его взаимодействию и взаимосвязи с театром, кинематографом посвящены работы Э.Багирова, Р.Борецкого, Ю.Воронцова, В.Вильчека, Д.Глуховской, Н.Григорянц, И.Кацева, Р.Копаловой, В.Саппака и др. Вопросам молодежного, детского и учебного вещания посвящены работы Л.Баженова, О.Белоцерковского, Е.Бондаренко, Э.Ефисова, В.Егорова, Н.Долдуновой, Р.Просолова, А.Серибабина, А.Степанова, Б.Фирсова и др. В последние годы было опубликовано множество статей, посвященных проблеме влияния телевидения на своего зрителя: Н.Авдеева, Т.Адамьянц, А.Вартанова, Т.Коломиец, Г.Кузнецов, Н.Маркова, А.Маркуша, О.Пиронкова, В.Собкин, Л.Фархшотова и др.

Однако все еще чрезвычайно редкостны работы, посвященные телевидению как соучастнику воспитательного процесса, как мощному средовому фактору нравственно-эстетического воспитания. Свободной остается ниша в системе нравственно-эстетического воспитания, которую должно занять этнорегиональное телевидение. Имея в своей основе мощные культурно-национальные, исторические корни, оно способно стать мощным средством возвышающего духовного воздействия на современную учащуюся молодежь.

В ходе исследования были выявлены следующие противоречия:

- между потребностью общества во всесторонне развитой личности и результатами деятельности телевидения;

между необходимостью изменения форм, идей, подходов телевещания и инертностью руководителей в их осуществлении;

И.В.Войсфельда, А.М.Гельмонта, И.Н.Гращенкова, Е.В.Жиринова. СН.Забаркина, Л.Р.Кабо, В.В.Ксенофонтова, И.С.Левшина, СН.Пензина рассматривались воспитательные возможности СМИ.

Проблемам функционирования телевидения в системе художественной культуры, его взаимодействию и взаимосвязи с театром, кинематографом посвящены работы Э.Багирова, Р.Борецкого, Ю.Воронцова, В.Вильчека, Д.Глуховской, Н.Григорянц, И.Кацева, Р.Копаловой, В.Саппака и др. Вопросам молодежного, детского и учебного вещания посвящены работы Л.Баженова, О.Белоцерковского, Е.Бондаренко, Э.Ефисова, В.Егорова, Н.Долдуновой, Р.Просолова, А.Серибабина, А.Степанова, Б.Фирсова и др. В последние годы было опубликовано множество статей, посвященных проблеме влияния телевидения на своего зрителя: Н.Авдеева, Т.Адамьянц, А.Вартанова, Т.Коломиец, Г.Кузнецов, Н.Маркова, А.Маркуша, О.Пиронкова, В.Собкин, Л.Фархшотова и др.

Однако все еще чрезвычайно редкостны работы, посвященные телевидению как соучастнику воспитательного процесса, как мощному средовому фактору нравственно-эстетического воспитания. Свободной остается ниша в системе нравственно-эстетического воспитания, которую должно занять этнорегиональное телевидение. Имея в своей основе мощные культурно-национальные, исторические корни, оно способно стать мощным средством возвышающего духовного воздействия на современную учащуюся молодежь.

В ходе исследования были выявлены следующие противоречия:

- между потребностью общества во всесторонне развитой личности и результатами деятельности телевидения;

между необходимостью изменения форм, идей, подходов телевещания и инертностью руководителей в их осуществлении;

- между неограниченными возможностями телевидения формировать
ценностный духовный мир своего зрителя и навязыванием интолерантности,
насилия, дестабилизации личностных ориентиров молодежи.

Тема настоящего исследования «Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения» ориентирована на поиск антикризисных, резервных, стабилизирующих мер в условиях дезинтеграции нравственных ценностей, смешения социокультурных ориентации, наступления духовного вакуума в молодежной среде. Эти аспекты весьма фрагментарно освещены в специальной литературе, но соответствуют социальному заказу и требуют безотлагательных реакций со стороны теоретиков и практиков этико-эстетической педагогики.

Проблема исследования: каковы возможности этнорегионального телевидения в формировании нравственно-эстетических качеств учащейся молодежи и педагогические условия их успешной реализации? Решение указанной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: телевидение как средство нравственно-эстетического воспитания молодого поколения.

Предмет исследования: нравственно-эстетическое воспитание учащейся молодежи посредством североосетинского телевидения.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нравственно-эстетическое воспитание учащейся молодежи будет более успешным, если:

- педагогика признает телевидение участником воспитательного
процесса, поскольку духовно-имманентное воздействие заложено в самой
природе телевидения;

- будут четко определены воспитательные задачи этнорегионального
телевидения с учетом национально-культурного наследия;

- психолого-педагогические кадры будут активно участвовать в
создании телепередач и распространении телекультуры (гигиенической,

психологической, педагогической, этической, эстетической) в молодежной

* среде.

Задачи исследования:

осуществить историко-ретроспективный анализ развития категории «нравственно-эстетическое воспитание»;

определить причины негативного влияния телевидения на учащуюся молодежь и обозначить содержание противоречия между классической педагогикой и телевизионной педагогикой;

сформулировать воспитательные задачи этнорегионального телевидения, выполняющие сотеориологическую (гуманно-действенную) и калокагатийную (этико-эстетическую) функции;

- выявить и экспериментально обосновать педагогическое возможности
^ регионального телевидения в нравственно-эстетическом воспитании

учащейся молодежи.

Методологической основой исследования являются: философское положение о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений реальной действительности, необходимости их рассмотрения с разных сторон и во взаимосвязях; психолого-педагогические положения о человеке, личности и индивидуальности; философские, социологические и психолого-педагогические положения о роли деятельности во всестороннем развитии личности; современные концепции социализации личности и перспективы духовного развития; теория поликультурного образования.

Теоретическими источниками исследования послужили:

* - теории личности и индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский,
Л.Б.Ительсон, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов,
Э.Фромм, Э.Эриксон, П.М.Якобсон и др.);

- положения о деятельности во всестороннем развитии личности

* (Г.С.Абрамова, Л.И.Анциферова, С.И.Архангельский, А.Г.Асмолов,

И.Л.Добротворский, Л.Н.Коган, Р.С.Немов, В.А.Сластенин, А.Г.Спиркин и

др.);

теория социализации личности и перспективы ее духовного развития (Г.М.Андреева, А.В.Мудрик, А.А.Радугин, С.И.Самыгин и др.);

теория духовно-нравственного и полихудожественного воспитания (П.П.Блонский, С.Г.Ваниева, Д.Б.Кобалевский, Н.Ф.Каптерев, В.П.Кащенко, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлин-

т ский, Б.А.Тахохов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.);

- теория поликультурного образования (В.С.Агеев, А.В.Барышников,
М.М.Бахтин, А.Ю.Белогуров, В.С.Библер, Л.Г.Ионин, З.К.Каргиева,
Г.Б.Корнетов, Ю.М.Лотман, З.Б.Цаллагова и др.);

- исследования по этнопсихологическим проблемам (В.И.Абаев,
. Т.А.Гуриев, А.А.Дзантиев, Х.В.Дзуцев, Т.Б.Кодзаев, В.А.Кузнецов,

Е.Е.Хатаев, С.Р.Чеджемов и др.);

- исследования по проблемам медиаобразования (Л.М.Баженова,
О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, И.В.Вайсфельд, А.М.Гельмонт, С.Н.Забаркин,
Л.Р.Кабо, И.В.Левшина, С.Н.Пензин, Л.П.Преесман, Ю.М.Рабинович,

Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-
методической литературы);

- социально-педагогические (анкетирование, социологический опрос,
* беседа, интервьюирование);

экспериментальные;

статистический.

База исследования и его организация. Исследование проходило на
^ базе 10-11 классов школ № 3 и № 42, лицея № 17 г.Владикавказа, студентов

І-ІП курсов Северо-Осетинского государственного университета имени
** К.Л.Хетагурова в 2000-2006 годах и включало три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2000-2003 гг.)-изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, медиаобразовательной, этнопсихологической литературы; накопление информации о средствах, методах и формах работы телевидения (Северо-Осетинского в том числе), выявление противоречий в работе телевидения и его взаимодействии с педагогикой.

Второй этап (2003-2005 гг.) - определение воспитательных
задач регионального телевидения; подготовка и осуществление цикла
передач на осетинском языке «Фыдалты фарн»; сбор и анализ анкетного
материала; участие в проведении социологического опроса, организованного
И отделом этнополитических исследований Северо-Осетинского института

гуманитарных и социальных исследований Владикавказского научного центра РАН под руководством кандидата исторических наук, доцента А.Б.Дзадзиева; организация встреч студентов с работниками кино и телевидения, заслуженными, известными людьми Северной Осетии; подготовка студентов к научно-практическим конференциям по темам исследования; написание научных статей; руководство творческими работами студентов, отражающими место и значение телевидения в нравственно-эстетическом воспитании молодежи.

Третий этап (2005-2006 гг.)-анализ и обработка теоретических и эмпирических данных, результатов исследования; уточнение методологического и понятийного аппаратов; обобщение научных выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования:

доказана необходимость создания гуманно-действенной,
^ сотериологической концепции средового воспитания современной молодежи,

построенной на принципах калокагатии;

- определены опережающая, духовно-нравственная роль телевидения в
fr воспитании современной учащейся молодежи;

- обоснована несостоятельность современного телевидения как
средства воспитания и показана необходимость кардинального изменения
телевизионного вещания;

сформулированы воспитательные задачи этнорегионального

телевидения и экспериментально доказана возможность их реализации на

С*

v основе национальной культуры.

Теоретическая значимость исследования:

- показана необходимость включения в структуру школьной,
педвузовской подготовки и профессиональной переквалификации учителей-
воспитателей элементов медиаобразования (в данном случае - телевизионной

-. педагогики);

выявлена необходимость углубленного изучения педагогики и психологии при подготовке кадров для СМИ;

сформулированы сотериологические задачи этнорегионального телевидения, имеющего уникальные возможности нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания в условиях современного духовного кризиса.

Практическая значимость исследования определяется его ориентированностью на решение проблем нравственно-эстетического воспитания средствами телевидения.

Теоретические положения и выводы, полученные в ходе исследования,
* создают предпосылки для переосмысления школьно-вузовской педагогики,

значительного усиления роли телевидения в духовно-нравственном и полихудожественном воспитании постсоветской молодежи.

Представленные в работе материалы могут быть использованы

^ учителями в общеобразовательных школах, студентами педагогических

факультетов и факультетов журналистики, учащимися школ, вузовскими

работниками, педагогами разных категорий. Их возможно применять в
^ теории и практике подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества школьников и студентов, участвовавших в опытно-экспериментальной работе; статистической значимостью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейший аспект
педагогического процесса переживает сегодня период стагнации, а значит

^ нуждается в способах финализации и стабилизации. В нашем исследовании

лидирует сотериологический подход (С.Г.Ваниева), востребованный временем, способный эффективно противодействовать асоциальным процессам, связанным с духовно-моральной криминализацией детей, подростков и молодежи.

2. В телевидении заключен огромный потенциал средств этико-

эстетического воздействия, следовательно, его нужно признать соучастником

воспитательного процесса, в котором все компоненты любой передачи (содержание, форма, речь, жесты, поведение человека перед камерой) приобретают огромный духовно-нравственный смысл.

3. Выполняя одновременно педагогические и прогностические
(опережающие) функции, телевидение должно быть гражданским,
эстетическим, калокагатосообразным (A3? .Лосев). Следовательно,
медиаобразование призвано основываться на принципах транспарентности,
элективности и нарративности.

4. Региональное телевидение, опираясь на национально-культурное

наследие, способно своими специфическими средствами не только

остановить индоктринацию молодежи, но и непрерывно выполнять превентивные функции.

5. Региональное телевидение обладает возможностями воссоздания и утверждения нравственно-эстетического идеала, которого сегодня не хватает молодому поколению.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования излагались и получили положительную оценку, на всероссийских (Владикавказ - 2002, 2003; Тамбов - 2003) и региональных (Владикавказ, Махачкала - 2004) научно-практических конференциях; ежегодно обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова (2000-2006 гг.).

Материалы исследования были внедрены автором в учебный процесс на историческом, географическом факультетах, факультете международных отношений Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, средней школе № 42, а также в цикле передач Северо-Осетинской телекомпании «Арт».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Историография проблемы

Взгляд в прошлое поучителен всегда. Это один из наиболее могущественных способов обеспечения связи времен в культуре. Этот взгляд ошеломляет, когда мы находим точно попавшие в цель современности прозрения великих прошлого. Если же проблема занимает умы сразу многих исследователей, то это говорит о ее «неизбежности», насущности и в грядущие времена. Если же только ее предощущение становится предметом пристального внимания задолго до своего появления на свет, то это уже уникальное, по сути, подтверждение того, что проблема является едва ли не решающей в будущей жизни человечества, его судьбе. Целесообразно начать рассмотрение проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи с анализа того, как эта проблема возникла исторически. Вопросы нравственно-эстетического воспитания не утрачивают своей актуальности на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, в известном памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата» (V в. до н.э.) легендарный носитель мудрости Бхишма дает перед смертью наставления: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям. Кто спутался с чужой женой, что может сказать другому? Но то, что он тогда сделал другому, для себя не захотел бы, кто для себя хочет жизни, как может убить другого? Надо позаботиться для других о том, что для себя желают» [109, с.354]. Вопросы нравственного воспитания звучат в изречениях Конфуция (VI-V вв. до н.э.), греческого мудреца Фалеса, в «Одиссее» Гомера, в «Истории» Геродота, а также в других источниках. Известны рассуждения Демокрита, Сократа, Платона о том, что лучше испытать несправедливость, чем совершить ее. Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45-127) написал многочисленные сочинения, объединенные названием «Моралии». Древнегреческий философ Платон (ок. 428-348 до н.э.), ученик Сократа, в своем главном труде «Государство» много внимания уделил нравственно-эстетическому воспитанию личности. «Каким же будет воспитание?.. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души -мусическое... И воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому» [54, с.151]. Как и Плутарх, Платон в качестве инвариантной величины предлагает духовно-нравственный элемент: «Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет - отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела...» [54, с. 152]. Платон предупреждает: роль прекрасного в духовном развитии человека должно быть в центре внимания воспитателей, ибо «в противном случае он навлечет на себя упрек в грубости и непонимании прекрасного» [54, с. 183]. Платон заключал, что надлежащее воспитание должно сделать тела и души «прекраснейшими» и «наилучшими». Аристотель (384-322 до н.э.) - великий древнегреческий философ и ученый, идеолог античного рабовладельческого общества. В своих трудах «Политика», «Поэтика» и других Аристотель настаивал на приоритете этики: «Для воспитания... нужно пользоваться мелодиями этического характера и соответствующими им ладами... Существуют две цели: возможное и пристойное, и каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно» [54, с.698]. И далее: «Что же касается характеров, то есть четыре пункта, которые надо иметь в виду: первый и самый важный - чтобы они были благородны... Характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли» [54, с.716]. Философ настойчиво формулирует тезис: красота, прекрасное, совершенное - это единство в многообразии. У него прекрасное выступает в единстве меры, гармонии и ритма. «А целое есть то, что имеет начало, середину и конец» [54, с.708]. Он утверждает, что «красота заключается в величине и порядке», в «единстве и целостности». Приоритет нравственности - это тема и Эпикура (341-270 до н.э.), древнегреческого философа, провозгласившего атараксию (безмятежность духа): «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» [54, с.773]. Заметим, кстати, что Эпикур отстаивал право свободно толковать различные явления, в том числе и относящиеся к духовному миру человека. Путь человеческой души - слияние с Единым. Такую космологическую позицию занимал основатель неоплатонизма, греческий философ Плотин (ок. 204-269). «Мы должны помнить, что красота неполной вещи не может быть идентична красоте целого, а несколько разных предметов не могут быть такими же величественными, как их соединение». Как и его великие предшественники, Плотин видел красоту в гармонии, единстве многообразия, системности: «... Где существует внутренняя красота, мы можем быть уверены, что внутреннее соответствует внешнему; там, где внутри поселилось зло, в соответствии с законом порочности основы все становится низким». Остаются актуальными, востребованными такие его идеи: «Ничто низкое внутри не может быть возвышенным снаружи - по крайней мере, если речь идет об источнике красоты, ибо существуют примеры, когда под красивой маской скрывается уродливая суть; внешне красивые, но безобразные внутри, красивы именно такой фальшивой и поверхностной красотой; если кто-нибудь скажет мне, что он встречал людей по-настоящему красивых, но злобных внутри, то я не поверю этому...

Ведущие методологические подходы в исследовании нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи

Современный кризис российского общества - это дезинтеграция определенного образа жизни и мышления. Реформируется прежде всего не экономика, а сознание людей. Поэтому наиболее остро ощущается кризис мировоззренческий, связанный, прежде всего, с кризисом системы ценностей, с размытостью духовных идеалов. Отсутствие новой парадигмы развития общества, новых целей, понятных и разделяемых большинством, приводит к тому, что подавляющая часть населения не понимает, каковы социальные задачи проводимых реформ. Духовная «потерянность» и активный поиск нового идеала характеризуют социокультурную ситуацию в современной России. Нравственные ценности находятся ныне в состоянии углубляющегося кризиса. Фактически в нашем обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров. Представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо, - все эти и многие другие важнейшие представления фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы. В социологии подобное состояние социальной системы обозначается понятием «аномия» (введено Э.Дюркгеймом, развито Р.Мертоном). Аномия - это дезинтеграция и распад системы нравственных норм, смешение ценностных ориентации, наступление духовного вакуума. Кризис духовности в современной России, о котором так много говорят, связан, на наш взгляд, с противоречиями между прозападной ориентацией власть имущих (которую многие отождествляют с модернизацией) и собственным национальным идеалом, который основан на уникальном историческом опыте, культурном наследии народов России. Здесь сформировалась собственная духовно-нравственная система, основанная на идеале всеобщего блага и гуманистического индивидуализма. Описывая современное общество, Н.Е.Покровский в работе «Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация» представляет следующую модель: «Ориентированность на материальные потребности, пусть даже самого низкого уровня. Постоянное сужение поля социального интереса вплоть до полной одномерности..., превращение людей в «плоскостные фигуры», лишенные глубинных измерений. Необычайная пластичность, способность адаптироваться к любым социальным изменениям... Население практически может выдержать все. Оно, в принципе, готово спускаться все глубже вниз по лестнице архаизации и примитивизации, но выживать в любом варианте... Виртуализация, т.е. чаще всего неосознанное вхождение в мир всякого рода «симуляторов» искусственных мифологий, не имеющих прямых связей с реальностью объективной; как внешнее проявление этого - подчиненность средствам массовой информации. Снятие любых нравственных вопросов, вообще отсутствие регулирующих функций нравственного сознания; аномия. Преклонение перед любой властью, даже в ситуации относительной свободы выбора альтернатив. Культурная нетребовательность и готовность потребить любой культурный эрзац» [140, с.52-53]. Представленная картина является тем социокультурным фоном, в котором происходит нравственно-эстетическое формирование молодежи сегодня. Итак, нравственное развитие - это путь совершенствования общества в целом. Это всестороннее возвышение человека. Нравственное воспитание является фундаментом, базой для эстетического. Каков же главный критерий нравственности человека и что считать наименьшей единицей поведения? «О нравственности человека, - пишет И.Ф.Харламов, - обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое... Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения, на наш взгляд, может служить поступок» [192,с.25].

Телевидение как фактор нравственно-эстетического воспитания

Вопрос о роли телевидения в нравственно-эстетическом воспитании молодежи, пожалуй, один из самых трудных и мало разработанных в педагогической литературе. Телевидение прочно вошло в нашу жизнь, став неформальным членом семьи, средством воспитания, расширения интеллектуального кругозора и заполнения свободного времени. Телевидение - это важнейшее средство массовой информации и пропаганды, канал культуры, новый вид искусства. Оно обладает огромными возможностями психологического влияния на личность и массы. Во многих случаях оно становится важным средством формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к тем или иным активным действиям. Общепризнано, что современное общество систематически базируется на информации, которая становится все более важным фактором социально-экономического развития. В эпоху «информационного общества» происходит гигантский рост власти информации, поскольку, где есть информация - там осуществляется управление. В связи с многозначностью термина «информация» надо ясно отдавать себе отчет в том, что управляющим воздействием обладает лишь то слово или изображение, которое, войдя в «контакт» с аудиторией, так или иначе «отложилось» в структурах сознания. К телевидению обращаются сегодня все, причем практически каждый день, а многие даже не по одному разу (см.табл. 1). Перед нами не только актуальный срез, а устойчивые тенденции второй половины 90-х годов. Так, согласно данным международного сравнительного исследования 2000 года (проведено в России, США, Польше, Чехии, Венгрии. Казахстане) наша страна лидировала по доле взрослых людей, которые относили себя к смотрящим телевизор «часто и очень часто» (58%), и была на последнем месте по доле «часто и очень часто» читающих (31%). По телевизору россияне больше всего смотрели (и хотели бы смотреть еще чаще) эстрадные концерты, юмористические шоу, зарубежные мелодраматические сериалы и художественные фильмы прошлых лет (в абсолютном большинстве советские). К телевидению у россиян было немало претензий (очень многим оно «не нравилось», а большинство «раздражало»), как информационному источнику ему доверяли крайне мало и т.п. Тем не менее свыше 85% опрошенных смотрели телевизор ежедневно по нескольку часов. Можно сказать, что это устойчивое недовольство и повседневная зависимость - способ существования, типовая установка сегодняшних жителей России не только к телевидению, но и к окружающим людям, собственной жизни, своей стране, фигурам и структурам власти. 51% опрошенных работающих горожан смотрит ТВ за ужином в будни и по выходным. Почти у трети опрошенных (31%) телевизор работает весь день. В выходные дни это постоянное «присутствие» телевизора как своего рода члена семьи отмечают 37%. Что касается 60% опрошенных горожан, то они обычно смотрят телевизор с кем-то из родных или близких (Общественное мнение. М., 2000. С.47; соответствующие сетевые материалы на сайтах wciom.ru и polit.ru). Это означает, что в сегодняшней России стандарты оценок, составляющих ядро общественного мнения, в преобладающей степени формируют и поддерживают не отдельные авторитетные лидеры или группы, а коммуникативные каналы, телевидение как организация. А это уже совсем другая композиция общества, иное устройство культуры. Телевидение не обладает ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Его «властные полномочия» лежат в сфере духовно-идеологической, в сфере влияния, действующей при помощи убеждения и обольщения. Не случайно СМИ называют «четвертой властью». «Четвертая» - потому что, располагаясь рядом с тремя государственными (представительной, исполнительной, судебной), по силе своих возможностей влияет на все социальные субъекты. «Пространство» ее активного вмешательства в дела общества широко и многообразно. Представляя и обсуждая явления жизни, СМИ явно или латентно выступают в роли общественного эксперта (формируют отношения, представления, мнения, взгляды, стремления) и в роли общественного консультанта для всех социальных субъектов. Как врачи, СМИ (материалами своих сотрудников) держат руку на пульсе жизни, ставят свой диагноз, предлагают стратегию и тактику «лечения» тех или иных «органов» общества. СМИ оказываются трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, поставленных жизнью, выдвинутых журналистами. При этом часто бывает необходимо организовать социальное взаимодействие на основе «переговоров» и «консультаций» во имя снятия напряженности в общественных отношениях, достижения социальной стабильности. СМИ выступают также в роли контролеров деятельности социальных институтов, официальных лиц самых разных сфер жизни общества. Чаще всего средством для этого являются журналистские расследования. Разумеется, от имени народа и во имя его интересов. Таковы СМИ как выразители общественного мнения, как институты «четвертой власти». Само это «событие» 90-х годов общественным сознанием все еще не отмечено и в должной мере пока не изучено. Целью телевидения, как мы это понимаем, является не просто информация, а коммуникация, т.е. объединение различных слоев населения в единую систему мышления, общения, отношений и действия. Из всех видов СМИ (радио, печать, кино, телевидение, компьютерные технологии) телевидение обладает наибольшими возможностями влияния на общественное сознание. Речь должна идти о своеобразной - по отечественным традициям и обстоятельствам - форме массового общества и массовой культуре. Комплекс связанных с этим исследовательских задач состоит в том, чтобы попытаться различными средствами оценить направление и масштаб педагогических, социальных, культурных перемен. Это связано с оформившимся центральным, доминантным местом телевидения в свободном времени современных россиян, в процессах формирования стереотипов общественного мнения, духовно-нравственных норм и оценок действительности как таковой.

Культурно-воспитательные задачи этнорегионального телевещания

Учитывая специфику XXI века, чрезвычайно важно определить цель и задачи культурно-воспитательной деятельности национально-регионального телевидения. Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами (возрастными, социальными, образовательными, профессиональными), что соответствовало ценностным ориентациям общества и государства, то в постсоветский период эта четкость утрачивается и исчезает. Картина, которую представляют наши медиа сегодня, аморфна, расплывчата. Существовавший ранее четкий образ подростка или молодого человека, «идеального» потребителя видеокультуры, на который ориентировались масс-медиа, оказался замененным далеко не лучшей системой ценностей Запада. Молодым сегодня приходится решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение квалификации, отрицание нынешних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования. В «Логическом словаре-справочнике» Н.И.Кондакова цель определяется как то, что «представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий» (М., 1975. С.662). Не ошибемся, если целью национально-регионального телевидения назовем формирование у широких слоев населения высокоразвитой культуры, при этом под культурой, как уже было сказано, вслед за Ю.М.Лотманом будем понимать некую духовно-нравственную субстанцию, слагающуюся из прогрессивных форм познания природы, жизни этносов, воспитания детей и молодежи. Сформированная высокоразвитая культура населения и прежде всего подрастающего поколения - это то, что должно быть достигнуто. Имеется в виду общепедагогическая программа-максимум телевидения. Что касается программирования культурно-воспитательных задач, целесообразно вначале соотнести термины «цель» и «задача». А.Н.Леонтьев в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» объединяет эти два термина понятием «сознательные операции»: «Их особенность состоит в том, что они отвечают не цели действия, а тем условиям, в которых дана эта цель, т.е. задаче (задача и есть цель, данная в определенных условиях). Как правило, операции, т.е. способы действия, вырабатываются общественно...» [31,266]. Если задача - это цель в условиях общественной жизни и деятельности, программирование комплекса образовательно-воспитательных задач национально-регионального телевидения возможно лишь с учетом тех или иных особенностей организации процесса формирования духовной культуры у детей, подростков, молодежи и взрослого населения. В данном случае предметом нашего внимания является воспитание высокоразвитой нравственно-эстетической культуры учащейся молодежи. Интерес к избранной проблематике объясняется тем, что молодежь в своей природе содержит код преемственности поколений. Особенностью рассмотрения проблемы на различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные характеристики и определения молодежи, ее индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Творческое осмысление молодежи как особой социальной группы всегда в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации. До конца XIX века проблемы молодежи рассматривались опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически-конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, западной философии XVII-XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создания самостоятельных концепций возраста пришлась на начало XX века и получила развитие в психологии, социологических характеристиках молодежи. Выделение молодежи в качестве особой субкультуры имело под собой объективную основу, под которой принято понимать те основные аспекты и отношения, которые определяют функционирование, направление изменения и развития всех других сторон данного социального образования. Молодая фаза жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институциализацией процесса подготовки к взрослым функциям, проявилась в ситуации перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществлялся путем передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество. В работах теоретико-методологического характера (Е.С.Баразгова. С.Н.Иконникова, Л.Н.Коган, И.С.Кон, В.Т.Лисовский и др.) выделены специфические черты молодежи, даны характеристики этой социально-демографической группы, обоснованы выходы на более широкое понимание ювентологических проблем. В работах по структурному анализу юношеской субкультуры (В.Г.Васильев, Ю.Е.Волков, В.Ф.Журавлев, В.Т.Лисовский, Б.С.Павлов, ЛЛ.Рубина, М.Н.Руткевич, Ф.Р.Филиппов и др.) рассмотрены особенности (в том числе и социокультурные) различных групп, слоев молодежи. Если в советском обществознании лидировала трактовка молодежи как монолитного целого, то сегодня очевидно, что и в обществе, и в юношеской среде преобладают процессы дифференциации.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения