Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан Яковлева, Раиса Федоровна

Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан
<
Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева, Раиса Федоровна. Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Яковлева Раиса Федоровна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2011.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1174

Введение к работе

В Национальной доктрине образования в качестве важнейшей цели ставится обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Отсюда задачами образования определены сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

В центре образовательного процесса стоит человек как уникальное самоценное образование, природой определенное к развитию своих сущностных сил, имеющее историко-генетическую основу и природно-социальный опыт родовых, национальных культурных традиций. В этой связи важнейшей задачей общего начального образования является развитие и формирование качеств личности, необходимых для жизни в согласии с миром и с самим собой, готовности к самореализации и выбору жизненных ориентиров. Эти установки в педагогической науке рассматриваются в преемственности традиций гуманистической педагогики (Д. С. Лихачев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

Воспитание цельной, гармонически развитой личности требует создания условий, не разрушающих природную цельность человека, а приращивающих новые качественные образования в совокупности факторов, воздействующих на него. Таким условием является среда, в которой личность развивается целостно (П. П. Блонский, Л. И. Новикова, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий), среда культуротворческая (В. С. Библер, Б. Т. Лихачев), среда национально-культурно ориентированная (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев), среда художественно-творческая . (Д. Б. Кабалевский, Г. Кершенштейнер, Б. М. Неменский).

Школа как положительно консервативный институт несмотря на инновации в образовании обращается к опыту поколений, к народным традициям воспитания, в которых нравственность ставилась превыше всего.

Важным аргументом приобщения младших школьников к духовным ценностям своего народа, в целом России, гражданами которой они готовятся стать, является то, что в основу нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) начального общего образования (2009 г.) положена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Исходя из ФГОС важнейшим результатом начального образования определены такие личностные ориентации, как ценностно-смысловая в социальных ролях и межличностных отношениях и морально-этическая. Это указывает на важность нравственного воспитания, из этого же посыла возникла необходимость введения в 4 классе (итоговом для начальной школы) специального предмета по выбору «Основы светской этики», «Основы православной культуры». Не случайно в этом выборе

родители играют главную роль, кому, как не им, в первую очередь, заботиться о том, чтобы ребенок вырос добрым и честным, любящим свою семью и Родину, трудолюбивым и умеющим дружить.

Для формирования личности чрезвычайно важна организованная взрослыми среда - семья, в которой национальные педагогические традиции имеют решающее воспитательное значение. Традиционно семья выступает хранительницей и транслятором нравственных ценностей вне зависимости от этнической принадлежности, таких, как честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье и др. В нравственном воспитании младших ижольников эти ценности обусловливает тесную связь начальной школы с родителями учащихся.

Исследованиям нравственных основ семейного воспитания посвящены работы Е В. Бондаревской, Т. Н. Мальковской, Н. Д. Никандрова, 3. И. Равкина, В. А. Сластёнина и др.).

Воспитание детей на основе нравственных семейных традиций народов рассматривается в историко-педагогических исследованиях Г. Н. Волкова, 3. Г. Нигматова, Т. Н. Петровой, Э. И. Сокольниковой и др.

Ученые Н. И. Ашмарин, В.Ф.Каховский, В.К.Магницкий, Н.В.Никольский, А. Г. Салмин, исследуя материальную и духовную культуру чувашского народа, определили роль и значение этнических ценностей в процессе воспитания как этнообразующую и этносохраняющую. Народные традиции воспитания в различных аспектах рассматриваются в трудах В. Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, Л. В. Кузнецовой, Т. Н. Петровой и др.

- В диссертационных исследованиях последних лет остро ставится проблема нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях взаимодействия культур (М. Б. Насырова, Л. Э. Пасмурова и др.). В них обосновываются научные подходы и педагогические условия, способствующие естественному усвоению детьми, в том числе младшими школьниками, нравственных ценностей своего народа (Г. С. Виноградов, А. Б. Панькин, М. Г. Харитонов).

Особый интерес исследователей представляет проблема нравственного воспитания младших школьников национальной диаспоры в поликультурном регионе, в частности, чувашской национальности в Республике Башкортостан.

В этом полиэтническом регионе сложились особые социокультурные условия функционирования чувашской семьи, объясняемые многовековой историей края: единое государственное образование - Волжская Болгария; падение Волжской Болгарии в начале ХШ века в результате татаро-монгольского ига; начало формирования чувашского этноса с конца XIV и начала XV в.; формирование этнической общности - волго-закамских чувашей (на территории современной Республики Башкортостан) с XVII века. Живя в иноязычном и инокультурном окружении, чуваши Башкортостана сохранили многие культурные традиции, в том числе традиция воспитании детей в семье.

Эти традиции, основу которых составляет нравственность, имеют как выраженную этническую окраску (характер взаимоотношений поколений взрослых и детей, ментальные, этикетные и тендерные особенности и др.), так и общечеловеческое значение: Родина, семья, честь, труд, дружба, взаимопомощь, благодаря чему многонациональная Россия смогла выстоять во всех бедах и войнах.

Однако отметим, что в научной литературе проблема нравственного воспитания младших школьников на традициях чувашской семьи, составляющей диаспору Республики Башкортостан, не получила достаточного отражения.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

между потребностью общества и государства в воспитании нравственности у подрастающего поколения - будущих граждан многонациональной России и отсутствием должного внимания различных социальных институтов к данной потребности;

между значительным воспитательным потенциалом традиционных семейных ценностей у чувашской диаспоры Республики Башкортостан и недостаточной научно-методической разработанностью комплекса педагогических условий его реализации в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан?

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании педагогических условий нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан.

Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан.

Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан обеспечивается:

выявлением и реализацией в учебно-воспитательном процессе начальной школы нравственного потенциала этих ценностей;

- культивированием этнопедагогического диалога традиционного семейного воспитания у чувашей и башкир;

а также реализацией следующих педагогических условий:

учебно-методическим оснащением образовательного процесса начальной школы, включающим практические рекомендации для учителей, сборники чувашского детского фольклора, аудио и видео- полевые фольклорные материалы;

применением активных форм приобщения детей к этническим семейным ценностям (конкурсы сочинений, стихов, рисунков, поделок, составление генеалогического древа и др.);

организацией этнопедагогического просвещения родителей на основе лектория «Этнические ценности традиционной культуры чувашской семьи».

Задачи:

  1. Раскрыть особенности нравственного воспитания младших школьников национальной диаспоры в поликультурном регионе.

  2. Выявить нравственный потенциал традиционных семейных ценностей чувашской диаспоры Республики Башкортостан.

  3. Обосновать этнопедагогический диалог традиционного семейного воспитания у чувашей и башкир как средство нравственного воспитания младших школьников.

  4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан.

  5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан.

Методы исследования: общетеоретические - анализ философской, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы, нормативно-правовой документации, архивных материалов, фольклорных произведений); эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, изучение и обобщение этнопедагогического опыта, опрос, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности; статистические -качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Источники исследования:

труды по истории педагогической мысли, традиционного воспитания и этнопедагогике чувашей и башкир;

фонды Центрального архива Чувашской Республики;

фонды Центрального архива Республики Башкортостан;

рукописные фонды ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы», ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой».

Методологической основой исследования являются: теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; принципы исторического и логического в педагогическом познании, научности и объективности; диалектического единства общего, особенного и единичного; положения о социальной природе деятельности человека и роли личности в ее развитии и формировании, о взаимосвязи и взаимообусловленности этносоциальных, экономических, культурологических, историко-педагогических факторов в воспитании личности; диалектика общечеловеческих ценностей и национальных интересов, взаимосвязи общечеловеческой и национальной культур.

Теоретическую основу исследования составили: -философская теория ценностей (М. М. Бахтин, Б. Н. Вышеславцев, И. Кант, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, М. Хайдеггер и др.);

концепция народности в воспитании (Я. А. Коменский, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);

труды по семейному воспитанию как части общего воспитания (И. А. Ильин, И. С. Кон, Н. К. Крупская, Н. И. Пирогов, Э. И. Сокольникова, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др.);

этнокультурный, этнопедагогический подходы к нравственному воспитанию (М. В. Абдрахманова, С. А. Кикеева, Л. В. Кузнецова и др.); этнопедагогические труды (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, 3. Я. Якубов и др.);

теории гуманистической этнопедагогики (3. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков и др.), этнокультурной социализации детей (М. Б. Кожанова, Л. В. Кузнецова), социальной и духовной преемственности поколений (Г. В. Мухаметзянова, 3. И. Равкин);

труды по этнографии чувашского народа (В. П. Иванов, В. К. Магницкий, С. М. Михайлов, Н. В. Никольский, Н. М. Охотников, Г. Тимофеев, П. П. Фокин и др.).

База исследования: СОШ с. Бишкаин и с. Чуваш-Карамалы Аургазинского района Республики Башкортостан. Всего в эксперименте принимали участие 30 учащихся.

Эксперимент проходил с 2005 по 2010 г. в три этапа:

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизирована и проанализирована историко-педагогическая, психолого-педагогическая, краеведческая и этнографическая литература; выявлен нравственный потенциал традиционных ценностей семьи чувашской диаспоры Республики Башкортостан; определен научный аппарат исследования; разработаны педагогические условия эффективности нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан; проанализировано программное и методическое обеспечение педагогического процесса в начальной школе; выявлены типичные трудности учителей начальных классов в контексте проблемы исследования; определены адекватные формы и методы воспитательной работы; разработаны различные занятия и мероприятия, а также комплекс творческих заданий.

На втором этапе (2006-2009 гг.) проведен формирующий эксперимент, целью которого была реализация выявленных педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан; осуществлен количественный и качественный анализ и обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) обобщены результате! экспериментальной работы, сформулированы общие выводы, оформлен текст диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит втом, что в нем:

раскрыты особенности нравственного воспитания младших школьников национальной диаспоры в поликультурном регионе;

выявлен нравственный потенциал традиционных семейных ценностей чувашской диаспоры Республики Башкортостан;

дана характеристика этнопедагогического диалога традиционного семейного воспитания у чувашей и башкир как средства нравственного воспитания младших школьников;

научно обоснованы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теорию воспитания школьников. В нем дана систематизация традиционных семейных ценностей национальной диаспоры поликультурного региона России Республики Башкортостан в исторической ретроспективе в контексте нравственного воспитания младших школьников; с позиции культурного релятивизма научно обоснованы критерии нравственной воспитанности младших школьников на традиционных семейных ценностях национальной диаспоры и педагогические условия эффективности данного процесса.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные выводы и положения могут применяться в образовательном процессе начальной школы, педагогического вуза в курсах истории педагогики, педагогики семьи, этнопедагогики, также в системе повышения квалификации работников образования. Разработанная соискателем программа лектория для родителей «Этнические ценности традиционной культуры чувашской семьи», созданные коллекции «Нартукан юррисем» (76 песен с. Бишкаин Аургазинского района), 350 фотографий образцов этнических семейных ценностей чувашской диаспоры (9 районов, 27 сельских поселений Республики Башкортостан) могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается последовательной реализацией методологических и теоретических основ, логической непротиворечивостью положений и идей, составляющих его теоретическую базу, целенаправленным использованием системы взаимодополняющих методов научно-педагогического исследования, адекватных проблеме, цели, объекту, предмету, задачам данного исследования; многолетней результативной работой автора в качестве учителя начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений на научно-практических конференциях: всероссийских -«Актуальные проблемы чувашского языка и литературы» (Стерлитамак, 2004; 2006; 2007), III Всероссийских этнопедагогических чтениях, посвященных педагогическому наследию Г. Н. Волкова «Этнопедагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса образовательных систем» (Стерлитамак, 2009), «Этнопедагогика в современном образовании» (Чебоксары, 2010); Всероссийских Николаевских чтениях (Чуваш-Карамалы Республики Башкортостан 2011); региональных -«Культура народов Башкортостана: история и современность: Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003), «Проблемы нравственного воспитания в педагогике» (Стерлитамак, 2005); республиканских - форуме «Фестиваль народного творчества» (Салават, 2006 г.); конкурсе «Детский сад 2009» (Уфа, 2009), фестивале чувашской народности - празднике родословной «Йах-несёл уявё (Стерлитамак, 2010), телевизионной передаче «Бабушкин сундучок» (Уфа, 2010); также через проведение мастер-классов -«Тухьяпа хушпу» (с. Бишкаин Республики Башкортостан, 2008), «Чаваш-халах терри» (Аургазинский район Республики Башкортостан, 2009). Основные результаты исследования отражены в 17 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Нравственное воспитание младших школьников национальной диаспоры в поликультурном регионе определяется как процесс усвоения и присвоения общечеловеческих нравственных ценностей (Родина, семья, природа, труд, дружба и др.), обусловленных как этническими семейными традициями, так и поликультурной средой, в которой происходит нравственное становление личности в единстве нравственного сознания, нравственного мышления, нравственных поступков. Источниками и средствами нравственного воспитания на традиционных ценностях чувашской семьи являются фольклор (сказки, пословицы, поговорки, песни, частушки, хороводы, подвижные и соревновательные игры), трудовые традиции (народные помочи, труд во благо семьи), традиционные праздники, народные ремесла. Критериями нравственной воспитанности младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан являются: эмоциональный (нравственные чувствах интеллектуальный (нравственное сознание), деятельностный (нравственные поступки), уровнями - низкий, средний, высокий.

  2. Нравственный потенциал ценностей традиционной культуры воспитания в чувашской семье заключается в возможности установления гармонии в отношениях детей со сверстниками разных национальностей, воспитании чувства уважения и интереса к другим народам, их обычаям и традициям, в целом - в развитии межнациональной и этнокультурной толерантности. Он отражается в таких традициях, как безусловное почитание родителей и старших и крепость родственных связей (семья), трудолюбие и бесспорная готовность трудиться в любых условиях (труд), гостеприимство и глубокая верность дружбе, родству, соседству (дружба).

  1. Этно педагогический диалог традиционного семейного воспитания у чувашей и башкир заключается в гармоничном сочетании позитивного этноцентризма (проявляется в силе сплочения людей, в чувстве патриотизма и уважения к истории и настоящему своего народа) и культурного релятивизма (означает признание за иными культурами своих образцов и ценностей). Он является действенным средством установления межэтнических взаимоотношений и сохранения этнических ценностей культуры воспитания.

  2. Эффективность нравственного воспитания младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

учебно-методическим оснащением образовательного процесса начальной школы, включающим практические рекомендации для учителей, сборники чувашского детского фольклора, аудио и видео- полевые фольклорные материалы;

применением активных форм приобщения детей к этническим семейным ценностям (конкурсы сочинений, стихов, рисунков, поделок, составление генеалогического древа и др.);

организацией этнопедагогического просвещения родителей на основе лектория «Этнические ценности традиционной культуры чувашской семьи».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан