Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей
1.1. Основные понятия исследования 13
1.2. Сущность этнопедагогической культуры будущих учителей 29
1.3. Обоснование комплекса условий формирования этнопедагогической культуры студентов 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности комплекса организационных и дидактических условий в формировании этнопедагогической культуры будущих учителей
2.1. Выявление уровня сформированности этнопедагогической культуры будущих учителей 59
2.2. Система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей на основе организационных и дидактических условий 88
2.3. Динамика развития этнопедагогической культуры будущих учителей 113
Заключение 126
Библиография 129
Приложение 144
- Основные понятия исследования
- Сущность этнопедагогической культуры будущих учителей
- Выявление уровня сформированности этнопедагогической культуры будущих учителей
- Система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей на основе организационных и дидактических условий
Введение к работе
Актуальность исследования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования самосознания и самоидентичности.
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Только в Мурманской области сейчас проживают представители около 120 национальностей2, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. Именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодежи этнической культуры.
В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Реализация новой образовательной стратегии невозможна без педагога, способного не только успешно работать в новых социально-экономических условиях, но и соответствовать представлениям общества об
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Наука и школа.- 2003.- №1.-С.3-19 2 По данным переписи населения 1989 года.
4 интеллектуальном и культурном потенциале, принимать и усваивать систему общегуманистических ценностей, знать основы национальной и мировой культуры (В.А.Николаев).1
Подготовить будущих учителей к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности можно только при соответствующем подходе к организации образовательно-воспитательного пространства вуза.
В настоящее время многие исследователи обращаются к разработке моделей образования этнической направленности. Этнопедагогическая подготовка студентов отражена в работах Г.В.Давлекамовой, О.И.Давыдовой, Р.В.Комракова, Е.В.Кузнецовой и др.
Феномен этнопедагогической культуры и этнической культуры личности рассматривается в диссертационных исследованиях В.Н.Латыпова, Н.А.Матвеевой, И.О.Поповой, Г.А. Станчинского и др.
В свете настоящего исследования особый интерес представляет докторская диссертация ВА-Николаева, в которой представлен и теоретический анализ, и методический аспект формирования этнопедагогической культуры.
В контексте исследования существенное значение имеют работы в области поли культурного образования и подготовки будущих учителей (В.А.Ершов, В.И.Матис, Г.В.Палаткина и др.).
Моделируя целостный образ выпускника вуза ученые едины в том, что это - человек культуры - свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде (Е.В. Бондаревская).
Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс. ...д-ра пед, наук /В.А.Николаев.- М., 1998,- С.3-11
2 Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро ванного воспитания //Педагогика.-1995.- №4. -С.29-36
Все это побуждает исследователей к проектированию моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, что составляет одну из актуальных задач современной педагогики.
Подготовить будущих учителей к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности можно только при соответствующем подходе к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Этнопедагогическое содержание профессиональной педагогической культуры педагога должно стать равнозначным, а не выступать в качестве дополнительного к научно-педагогическому содержанию. В настоящее время в психолого-педагогической науке недостаточно освещенными остаются вопросы, связанные с выявлением необходимых условий формирования этнопедагогической культуры студентов.
Таким образом, возникает противоречие между актуальностью формирования этнопедагогической культуры будущих учителей и отсутствием научно обоснованных и разработанных условий ее формирования.
В этой связи необходим специальный анализ путей разрешения сложившегося противоречия между требованиями общества к этнопедагогическому воспитанию будущих учителей и реальным состоянием вузовской подготовки, что и определило проблему исследования.
Тема диссертационного исследования: «Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущего учителя».
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.
Объект исследования - процесс формирования этнопедагогической культуры студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза.
Предмет исследования - комплекс организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов в образовательно-воспитательном пространстве вуза будет эффективным, если:
формирование этнопедагогической культуры как профессионально значимого личностного образования выдвигается в качестве одной из целей педагогической подготовки;
разработана система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей с учетом возможностей образовательно-воспитательного пространства вуза;
в условиях этнопедагогически направленной учебно-познавательной и социально-воспитательной деятельности в вузе у студентов развиваются когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты этнопедагогической культуры;
реализуется комплекс организационных и дидактических условий;
* учитываются уровни этнопедагогической культуры студентов.
Определение объекта, предмета, цели и выдвижение гипотезы
исследования позволило сформулировать следующие задачи:
1 .Охарактеризовать сущность, содержание и структуру этнопедагогической культуры.
2.Изучить состояние проблемы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в психолого-педагогической науке.
3.Выявить динамику развития этнопедагогической культуры будущих учителей с учетом обоснованных уровней.
4.0пределить и обосновать комплекс организационных и дидактических условий, позволяющих эффективно формировать этнопедагогическую культуру студентов в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза.
5.Разработать и апробировать систему формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.
б.Обобщить опыт деятельности Мурманского государственного педагогического университета по формированию этнопедагогической культуры будущих учителей.
Методологическую основу исследования составляют:
культурологический (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, А.ФЛосев и др.); аксиологический (М.С.Каган и др.); средовый (И.С.Кон, А.В.Мудрик, С.Т.Шацкий, В.А.Ясвин и др.) подходы; идея культуросообразности образования (С.И.Гессен, С.Н.Иконникова, Э.В.Ильенков, К.Д.Ушинский, Е.Н.Шиянов, В.Д.Шадриков и др.).
Теоретическую базу исследования составили: концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.); работы о воспитательном потенциале этнокультуры и народной педагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Н. Зимина, В.А.Николаев, Ю.А.Рудь, Г.А.Станчинский и др.); исследования по проблемам профессионально-педагогической деятельности и культуры учителя (И.Ф.Исаев, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.).
Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (изучение и анализ психолого-педагогической, философской, кул ьтурол отческой, этнологической и методической литературы по проблеме исследования, анализ действующих в педагогическом вузе учебных программ); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка и самооценка, организация и проведение педагогического эксперимента); праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта).
Опытно-экспериментальная база исследования - Мурманский государственный педагогический университет. Исследованием было
8 охвачено 250 студентов 3 курса. Экспериментальную группу составили обучающиеся по специальностям: «русский язык и литература», «физика с дополнительной специальностью «информатика», «культурология», «социально-культурная деятельность», «изобразительное искусство», «педагогика и психология» - в количестве 120 человек. В контрольную группу входили студенты исторического, математического, искусствоведческого, музыкального отделений, потенциальные социальные педагоги и художественные руководители творческих коллективов. Контрольная группа насчитывала 130 респондентов.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001 гг.) -характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы концепции исследования, определением цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2001-2004 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни этнопедагогической культуры студентов, обоснованы организационные и дидактические условия этнопедагогической подготовки будущих учителей, разработана методика опытно-экспериментальной работы, обобщен опыт деятельности этнической направленности Мурманского государственного педагогического университета, уточнена рабочая гипотеза.
Третий этап - обобщающий (2004-2006 гг.). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения; проверены выводы, полученные на предыдущих этапах эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - дана характеристика компонентов этнопедагогической культуры -когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного, профессионально-личностного;
охарактеризованы уровни сформированности этнопедагогической культуры;
разработана методика диагностики оценки уровней сформированности этнопедагогической культуры;
выявлен комплекс условий, способствующих формированию этнопедагогической культуры студентов - организационных (сохранение национальной идентичности в контексте этнического ренессанса и глобализации общественной жизни; создание в вузе атмосферы толерантности и поликультурности; этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе; организация педагогической практики в многонациональных коллективах); дидактических (этнопедагогическая компетентность преподавателей вуза; усиление межпредметных связей в обучении; приобщение студентов к народным традициям).
разработана система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза, включающая в себя методологический, технологический и оценочно-результативный блоки.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в уточнении содержания понятия «этнопедагогическая культура» в контексте интегрирования профессиональной и этнической культуры будущего учителя;
в выявлении сущностной и критериально-уровневой характеристики этнопедагогической культуры студентов как профессионально значимого личностного образования;
в научном обосновании организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры в условиях образовательно-воспитательной среды вуза.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
разработанная и апробированная система формирования этнопедагогической культуры в условиях образовательно-воспитательного
пространства вуза позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки будущих учителей;
программа специального курса «Этнопедагогика» используется в Мурманском государственном педагогическом университете;
методика оценки уровней сформированности компонентов этнопедагогической культуры может быть использована в диагностике профессионального уровня будущих учителей.
Достоверность полученных результатов обеспечивается единством философских, культурологических и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей исследования; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, адекватных поставленным в работе цели и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной работы в условиях практической деятельности преподавателя кафедры педагогики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнопедагогическая культура будущего учителя - это сложное личностное
образование, которое включает в себя: нравственно-этническую
направленность сознания, способность к культурной идентификации и
самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности;
профессиональную образованность и владение этнопедагогическими
технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие
гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся.
2. В структуру этнопедагогической культуры будущего учителя входят
четыре компонента: когнитивный (система знаний этнического характера:
этнологических, этнокультурологических, этнопсихологических, знаний
народного этикета, народного искусства, этнической педагогики (основных
явлений и процессов народного воспитания, сущности народного идеала
человека, педагогических воззрений и воспитательного опыта народа,
средств, методов и факторов народной педагогики); образованность в сфере
преподаваемого предмета, профессионально-деловая подготовленность);
II эмоционально-ценностный (нравственно- этническая направленность сознания (потребность и интерес к этнопедагогической деятельности, интериоризация этнических ценностей, культурная идентификация); деятельностиый (система этнокультурных и этнопедагогических умений и навыков; стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию; опыт этнопедагогической деятельности; способность разработать авторский образовательный проект); профессионально-личностный (этнические качества (эмоциональная отзывчивость, толерантность, миролюбие, чувство сопричастности к судьбам «малой» и «большой» родины); морально-психологическая воспитанность (эмпатия, педагогическая интуиция, профессиональное мышление); нравственно-волевые качества (гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям, целеустремленность, активность, настойчивость, педагогический оптимизм).
3. В рамках образовательно-воспитательного пространства вуза реализация комплекса условий - организационных (сохранение национальной идентичности в контексте этнического ренессанса и глобализации общественной жизни, создание в вузе атмосферы толерантности и поликультурности, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе, организация педагогической практики в многонациональных коллективах); дидактических (этнопедагогическая компетентность преподавателей вуза, усиление межпредметных связей в обучении, приобщение студентов к народным традициям) - способствует формированию этнопедагогической культуры будущих учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры педагогического проектирования и образовательных технологий Мурманского государственного педагогического университета; в докладах на международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы регионального образования и
этнопедагогики» (Мурманск, 2002), межвузовской научно-практической конференции «Перспективы развития начального образования России» (Мурманск, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), региональной научно-практической конференции «Образование в условиях севера: актуальные проблемы, тенденции развития (Мурманск, 2005), международной научно-практической конференции «Культурное разнообразие в эпоху глобализации» (Мурманск, 2006), на ежегодных научно-практических конференциях преподавательского состава и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (1999,2000,2001,2002,2003 гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе преподавания курса «Этнопедагогика».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Основные понятия исследования
Для определения понятия «этнопедагогическая культура будущих учителей» и выявления педагогических условий ее формирования необходимо утвердиться в содержании и структуре таких исходных категорий, как «этнос», «этническое самосознание», «этнизация», «этническая культура», «этническая педагогика», «этнопедагогическая культура» и др. Представляется целесообразным начать анализ с понятия «этнос» и логически перейти к рассмотрению других категорий исследования.
Термин «этнос» в современном человекознании используется довольно давно и широко. Однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло лишь в последние десятилетия XX века в результате возрастания интереса ученых к проблемам этногенеза и этнической истории, ко всем этническим процессам в целом. В то же время в науке не утвердилось общепринятое определение данного феномена. Сложность состоит и в том, что зачастую исследователи отождествляют категории «народ» и «этнос», «народ» и «нация», что естественно, отражается и на понимании этнической культуры.
В теории этногенеза Л.Н.Гумилева этничность рассматривается как объективная, изначально данная характеристика человечества. Он практически исключает использование понятия «народ» и определяет реальную этническую целостность как «динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями».1 В ракурсе данной установки этнос мыслится им не как совокупность личностей, а как «коллектив особей». Этнос он трактует как «этносоциальный организм», высший тип которого называется нацией.
Мы разделяем позицию Л.И.Михайловой, что этнос является исторически более ранним и родовым понятием, народ формируется на основе различных этнических групп, а нация - еще более позднее образование, включающее в себя характеристики и этноса, и народа. Считается, что нация возникла в период укрепления централизации и развития капиталистических отношений. Ее основными признаками являются социальное происхождение, экономические связи, общность территории, языка, национальные особенности культуры и психологии, национальное самосознание. Таким образом, этнос, народ и нацию можно рассматривать как три слоя, уровня или типа в историческом процессе развития родоплеменной общности.2
В настоящее время в этнологии существуют несколько дефиниций в определении этноса. Он трактуется как; форма развития и существования человечества (С.М.Широкогоров); исторически сложившаяся группа людей, обладающих общими особенностями языка, культуры и психики (Ю.В.Бромлей); исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием (В.Г.Крысько).
К названным характеристикам целесообразно добавить национальное (этническое) самосознание, которое предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы, а также с исторической и социокультурной перспективой. Проблемы формирования национального самосознания освещаются в контексте изучения отношения «нация - личность» при рассмотрении его как элемента этнической психологии (А.О.Бороноев, Н.А. Джандильдин, В.Г.Крысько, В.Ю.Хотинец и др.).
Национальное самосознание как основной признак народа исследовалось в трудах Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, И.С.Кона, Ф.Ф.Харисова и др. Суть национального самосознания авторы видят в осознании автохтонным населением своего единства с одним народом и его отличия от других, в самоидентификации людей с определением этнической общности.
Б.Ф.Поршнев утверждает, что с древних времен базу национального самоощущения составляет различение «Мы» и «Они». Большинство исследователей национального самосознания в современных условиях приходят к выводу, что главным его признаком является не обособление, а межэтническая интеграция. В этой связи понятие «национальное самосознание» стали рассматривать как феномен не только одного этноса, а и метаэтнической общности.
В контексте сказанного этнос является соотносительной категорией, лишенной смысла вне полиэтнической системы отношений. Инструментами выражения национального самосознания и источниками народного воспитания являются ментальность, язык, быт, народное творчество, родная земля и природа. «Страна, - писал Д.СЛихачев, - это единство народа, природы и культуры».
Исходя из вышесказанного, этническое сознание мы определяем как: путь понимания человека человеком (гуманистическая составляющая); осознание себя как представителя определенной культуры, языка, этноса (этническая идентификация); осознание механизмов культурного развития (этническое самовоспитание).
В современной этнологии в контексте методологических подходов существуют различные теории этноса. В пассионарной теории этноса Л.КГумилева история человечества рассматривается как последовательная цепь многочисленных этногенезов.1 Согласно дуалистической теории Ю.В.Бромлея, в этносе сочетаются собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание) и те характеристики, которые рассматриваются в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые).
Сущность этнопедагогической культуры будущих учителей
Выделение этнопедагогической культуры как особого феномена обусловлено спецификой педагогической деятельности и требованиями, предъявляемыми к учителю в современных условиях. На наш взгляд, только системно-культурологический подход к изучению этого явления позволит полнее представить понятие «этнопедагогическая культура» во всех ее связях и структурных элементах. Понятие «этнопедагогическая культура» мы связываем с такими составляющими, как «педагогическая культура» и «этническая культура учителя». Согласно мнению ряда исследователей, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих им педагогических цивилизаций, историю педагогической науки и образования, смену образовательных программ (Е.В.Бондаревская, Г.А.Виленский, Е.Н-Шиянов). Педагогическая культура предстает в различных ракурсах: - как социальная сфера общества, способ сохранения межличностных и межчеловеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта (М.С.Каган, В.В.Розанов); - сфера человеческого знания, объемлющего систему педагогических концепций, теорий, ценностей, идей (О.А.Абдуллина, Е.В. Бондаревская ); - сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания культурных образцов общественной и педагогической практики (Е.Ю.Захарченко, И.Ф.Исаев, Е.И.Рогов); - личностное качество учителя, интегрирующее профессиональную направленность, образованность, профессиональные умения, воспитанность, индивидуальные достижения (Э.Б.Абдулин, А.В.Барабанщиков, Ю.В.Васильев, Н.Б.Крылова). Е В. Бондаревская, рассматривая педагогическую культуру в качестве основополагающей характеристики личности, деятельности и педагогического общения учителя, выделила существенные показатели педагогической культуры: - гуманистическую педагогическую позицию учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем; - психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление; - образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; - опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, способность разработать авторский образовательный проект; - культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения. Культурологический подход в педагогике активизировал исследования профессионально-педагогической культуры учителя (И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Л.А.Рапацкая, В.А.Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Ряд работ посвящен отдельным аспектам профессионально-педагогической культуры учителя: методологическому (В.В.Краевский и др.); коммуникативному (А.В.Мудрик, В.А.Кан-Калик и др); технологическому (В.В.Сериков и др.); духовному (Н.Е.Щуркова и др.) и др. По утверждению А.П.Ситника, профессиональная культура учителя включает такие составляющие, как общая культура, педагогическая культура, этическая культура, эстетическая культура, философская культура, этническая культура и т.д.2 Автор определяет ее как совокупность общей культуры личности, профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности - теории и методике преподавания предмета, педагогике как науке о воспитании, возрастной и социальной психологии, психологии педагогического труда, возрастной физиологии, основам этики и эстетики, философии и социологии, народной педагогики и т.д. - и умений применять эти знания в педагогической практике. Данное определение не раскрывает сущность и структуру рассматриваемого феномена. Представляется целесообразным исходить из профессиограммы специалиста (в нашем случае - учителя), которая воплощает объективные требования к его подготовленности и содержит единство общих характеристик выпускника вуза, которыми должен обладать любой по современному образованный человек, и специфические, необходимых учителю профессиональных и личностных качеств. В свете сказанного профессионально-педагогическая культура включает в себя следующие компоненты: профессиональную направленность (мотивы, интересы, взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации); профессионально-деловую подготовленность и образованность (система знаний, умений и навыков, педагогическая техника, развитые профессиональные способности); морально-психологическую воспитанность (эмпатия, педагогическая интуиция, профессиональное мышление, нравственно-волевые качества -любовь к детям, целеустремленность, активность, настойчивость, педагогический оптимизм). Систематизируя вышесказанное, приходим к выводу, что педагогическая культура - это качественный показатель педагогической деятельности учителя, отражающий процесс его постоянного самосовершенствования и самообразования.
Выявление уровня сформированности этнопедагогической культуры будущих учителей
Педагогический эксперимент проводился со студентами факультетов Мурманского государственного педагогического университета: историко-филологического, физико-математического, дошкольного воспитания, культуры и искусств. Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении исходного уровня этнопедагогической культуры студентов. В качестве задач были определены: 1) разработать методики изучения у будущих учителей уровней этнопедагогической культуры по ведущим структурным компонентам - когнитивному, эмоционально-ценностному, деятельностному и профессионально-личностному; 2) составить обобщенную характеристику уровней этнопедагогической культуры испытуемых. В ходе диагностики было задействовано 250 студентов 3 курса. Экспериментальную группу (далее ЭГ) составили обучающиеся по специальностям: «русский язык и литература», «физика с дополнительной специальностью «информатика», «культурология», «социально-культурная деятельность», «изобразительное искусство», «педагогика и психология» - в количестве 120 человек. В контрольную группу (далее КГ) входили студенты исторического, математического, искусствоведческого, музыкального отделений, потенциальные социальные педагоги и художественные руководители творческих коллективов. Контрольная группа насчитывала 130 респондентов. Компоненты этнопедагогической культуры студентов нами рассматривались как критерии диагностической процедуры. Опишем ход опытно-экспериментальной работы. Изучение когнитивного критерия этнопедагогической культуры будущих учителей осуществлялось через исследование глубины, объема и системности этнопедагогических знаний, а также широты кругозора в области региональной этнической культуры. В этой связи испытуемые экспериментальной и контрольной групп в письменной форме доказывали определенные положения этнической педагогики. Данный метод мы назвали «сочинение-доказательство». Материал заданий был адаптирован к будущей специальности респондентов, что отражено в соответствующей таблице 3. Глубина, объем и системность этнопедагогических знаний студентов оценивались по аргументированности и логике суждений, умению проводить аналогии, апеллировать к опыту сравнительной педагогики. Количественные результаты обследования представлены в таблице 4. Глубокие знания в области этнопедагогики показали будущие социальные педагоги (КГ), менеджеры социально-культурной деятельности (ЭГ), режиссеры любительского театра (КГ), учителя культурологии (ЭГ). Это объясняется спецификой учебных планов названных специальностей, в которых должное место отводится этнопсихологии, этнопедагогике, этнологии, этнокультурным технологиям, а также практической реализацией программы специализации «Руководитель этнокультурного центра», введенной на ряде отделений факультета культуры и искусств. Когнитивный компонент этнопедагогической культуры будущих учителей и педагогов дополнительного образования изучался и в ракурсе кругозора респондентов. Осведомленность студентов в сфере региональной этнической культуры проверялась серией экспериментальных заданий. Задание I проводилось в форме теста: «Соедините стрелками название сказки народов Севера с этносом, которому принадлежит данный образец фольклора». Задание 2 было направлено на изучение осведомленности студентов о костюмах этносов Кольского Севера. С этой целью респондентам демонстрировались куклы в национальных костюмах. Требовалось определить географию костюма. Задание 3 представляло тест, согласно которому из фотографий народной игрушки следовало отобрать изображения игрушек народов Кольского Севера, Вниманию студентов предлагались игрушки определенных промыслов: дымковская, филимоновская, гжельская, каргопольская, мезенская, богородская, семеновская, городецкая, терская. Терская (поморская) игрушка была представлена различными вариантами: шаркуньками, куклой-паньей, щенными оленями, хлебными козулями, тряпичной куклой - закруткой, Задание 4 являло собой анкету и проводилось с целью корреляции кругозора студентов в области этнической региональной культуры. Качественный анализ результатов комплексного обследования показал следующее. Студенты слабо ориентируются в вопросах региональной этнической культуры, не знакомы с костюмом как атрибутом национальной материальной культуры. Пять разновидностей поморской игрушки назвали 20 представителей ЭГ, в том числе будущие психологи (2 студента), учителя культурологи (8 студентов), менеджеры социально-культурной деятельности (10 студентов). К высокому уровню наличия этнокультурного кругозора нельзя было отнести (при выполнении задания 3) ни одного студента-филолога и студента-физика, В группе КГ лидировали испытуемые специальностей «народное художественное творчество» и «искусствоведение» (10 и 8 точных ответов о поморской игрушке). Обращение к материалам задания 4 свидетельствует почти о полном незнании респондентами представителей региональной культуры. Студенты-филологи называют писателей и поэтов Кольского Края, включая саамских -О.Воронову и А.Баженова. Будущие учителя изобразительного искусства называют по 5-Ю Мурманских художников, в том числе заслуженных художников России: В.Бубенцова, А.Морозова, А.Сергиенко и др. Студенты-музыканты указывают на композиторов Заполярья: А.Адамовского, Е.Ефремову, В.Колбасу, В.Попова, КХХабарова, Е.Чугунова и др. Студенты-историки располагают широкими знаниями об ученых и общественных деятелях региона, называя персоналии Н.П.Большаковой, Р.ПКуруч, АА.Кисилева, Е.А.Пации, И.Ф.Ушакова, Н.Н.Харузина, В.В.Чарнолуского и др.
Система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей на основе организационных и дидактических условий
Цель формирующего эксперимента заключалась в проверке эффективности влияния комплекса организационных и дидактических условий на формирование этнопедагогической культуры студентов. В соответствии с поставленной целью решались две задачи: 1. Моделирование системы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза. 2. Реализация комплекса выявленных условий в процессе формирования этнопедагогической культуры студентов. В ряде исследований по аналогичной проблеме говорится об этнопедагогической подготовке будущих учителей (О.ИДавыдова, Р.В.Комраков, Е.В.Кузнецова, Г.В.Палаткина, И.О.Попова и др.), которая трактуется как «часть целостного педагогического процесса, объединяющего содержание, средства и методы образования, направленные на формирование этнопедагогической культуры».1 Нам представляется целесообразным утвердиться в методологических ориентирах и вести речь о системе формирования исследуемого феномена в контексте образовательно-воспитательного пространства вуза. Под образовательно-воспитательным пространством вуза понимается этнопедагогическая образовательная среда и система социально-воспитательной работы, обеспечивающие формирование этнопедагогической культуры будущих учителей. Этнопедагогическая образовательная среда (как часть педагогической среды, окружающей личность будущего учителя) рассматривается нами как совокупность институциональных (учебно-познавательная деятельность, педагогическая практика, досуг), социальных и духовных факторов и условий. При моделировании системы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза в качестве стратегических были взяты следующие идеи и подходы: - системообразующий аспект (В.Д.Шадриков и др.); - деятельностный подход к построению модели специалиста (Н.Ф.Талызина и др-); - модель образовательного пространства как социально-культурная среда обитания человека (А.С.Запесоцкий и др.); - средовой подход в педагогике (И.С.Кон, С.Т.Шацкий, В.А.Ясвин и др.); - связь процессов социализации и этнокультурной трансмиссии (Г.Н.Волков, А.В.Мудрик и др.); - теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Д-ГЛевитес и др.); - концепция интеграции учебных дисциплин в антроповедческом блоке с тремя модулями: «Человек - человеческие общности - человечество» (Т.И.Бакланова). В ходе анализа проблемы нами разработаны блоки и компоненты системы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза: 1. Методологический блок (концептуальные основы, цель, принципы, задачи, содержание, основные направления деятельности). 2. Технологический блок (взаимосвязь средств и форм формирования этнопедагогической культуры будущего учителя, методы, организационные и дидактические условия). 3. Оценочно-результативный блок (критерии и показатели этнопедагогической культуры, мониторинг сформированное исследуемого феномена). В нашем исследовании концептуальную основу формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза составляет междисциплинарный синтез культурологических и психолого-педагогических дисциплин на метанаучном уровне. Строительным материалом является этнокультурология, которая монообъектна (единый феномен - культура), полипредметна (специфика культурологической рефлексии состоит в ее многоракурсности). Этнокультуролог способен изучать свой объект извне, с позиции природно-вселенского подхода (мегауровень), изнутри, с позиции экзистенциально-индивидуального подхода (микроуровень), а также в рамках социально-планетарного подхода (макроуровень). В силу полипредметности высвечиваются три ипостаси феномена этнокультуры, что и позволяет обозначить стратегические ориентиры подготовки будущего учителя в ракурсе этнокультурной политики и формирования этнопедагогической культуры. Методологический, технологический и оценочно-результативный блоки системы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза представлены в схемах 1, 2,3. В соответствии со второй задачей формирующего этапа эксперимента обобщался опыт Мурманского государственного педагогического университета по реализации комплекса организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза. В контексте глобализации общественной жизни создание в вузе атмосферы толерантности и поликультурности является методолого-педагогическим условием профессионального общения студентов и преподавателей, их совместное участие в международных проектах развивает этнокультурную и этнопедагогическую компетентность будущих учителей. Педагогически ценным представляется опыт международного сотрудничества стран Баренц-региона, начало которого положила подписанная 11 января 1993 года специальная Декларация. Органы сотрудничества Баренц-региона активно занимаются проблемами культуры, коренного населения, науки и образования. С 1995 года учеными Мурманского государственного педагогического университета и Высшей школы г.Тромсе (Норвегия) разрабатывается совместный научно-образовательный проект «Обучение и воспитание в условиях Арктического региона». Цель проекта - изучение условий социализации детей и молодежи в условиях Арктического региона.