Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке Нематов, Парвиз Сатторович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нематов, Парвиз Сатторович. Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Нематов Парвиз Сатторович; [Место защиты: Акад. образования Таджикистана].- Душанбе, 2013.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/330

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания студенческой молодежи 13

1.1 Исходные теоретические позиции в решении задач нравственного воспитания молодежи на современном этапе 13

1.2 Нравственная культура - основа формирования всесторонней гармонично развитой личности 33

1.3 Формирования национального самосознания у студенческой молодежи как социально-педагогическая проблема 49

1.4 Студенческий коллектив как социально-педагогическая система 63

Выводы по первой главе 91

Глава 2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 93

2.1 Характеристика нравственного становления личности студента в академической группе 93

2.2 Самовоспитание и нравственное становление личности студента 112

2.3 Критерии и показатели эффективности формирования нравственной культуры студента 129

2.4 Планирование процесса нравственного воспитания студенческой молодежи 140

Выводы повторен главе 153

Заключение 155

Список использованных источников 162

Введение к работе

Актуальность темы. В условиях национального суверенитета Республики Таджикистан, внедрения рыночной экономики и влияния глобализации особо стратегическую значимость приобретает процесс формирования адекватного типа нравственного сознания и культуры нравственного поведения у подрастающего поколения. Решение данной стратегической задачи напрямую зависит от нравственной культуры личности будущего учителя, ибо «воспитатель сам должен быть воспитан», а также от его профессионально-этической подготовки. Под последним подразумевается вооружение будущего учителя современной методологией и методикой, а также технологией нравственного воспитания подрастающею поколения. Анализ культуры нравственного поведения подрастающего поколения, теории и практики нравственного поведения свидетельствует о неэффективности используемых средств, методов и форм нравственного воспитания. Особую актуальность проблема нравственного воспитания приобретает среды учащейся молодежи, особенно студенческой, которые проявляют свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в нашей стране (1992-1997 гг.), где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечены и студенческая молодежь, где в результате обострения внутри этнических противоречий образовалось противостояние между молодежью, представляющими разные местности, кланы и регионы. Вовлечение молодежи, особенно студентов в гражданскую войну могло в будущем стать источником новых, более опасных столкновений на межрегиональной основе. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формирования нравственной идентичности молодежи, определить причины упадки нравственности, проявления местничества, неуважение к представителям других этнических групп и т.д.

Исходя из этого необходимо поиск и разработка новых, актуальных средств, методов и форм нравственного воспитания, адекватных решению современных задач нравственного воспитания молодежи. Принятие закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» также ориентирует на решение данной задачи.

В современных условиях необходимо интенсифицировать и оптимизировать процесс формирования национального сознания и самосознания подрастающего поколения с одной стороны, и совершенствования подготовки подрастающего поколения к межнациональному общению с другой стороны. В связи с этим духовно-нравственное воспитание молодежи предполагает использование в качестве содержания нравственного воспитания, как общенациональные духовно-нравственные ценности, так и общечеловеческие духовно- нравственные ценности. С учётом данных соображений необходимо, модернизировать теорию нравственного воспитания молодежи, а также профессионально-этическую подготовку будущих учителей, которые в первую очередь, наряду с родителями призваны воспитать современную молодежь в духе общенациональных интересов и общечеловеческого гуманизма. В этом смысле ведущую роль играют нравственное знания и убеждения, нравственные умения и навыки, которые составляют основу формирования активной жизненной позиции у молодежи.

Поэтому нравственные знания и убеждения составляют платформу формирования у молодежи нравственно-культурной направленности и активной жизненной позиции. Отсюда необходимость теоретической и методологической разработки данной проблемы приобретает сегодня исключительную социальную и политическую значимость.

Возникает объективная педагогическая потребность в переосмыслении содержательных сторон научных знаний о нравственности и культуре, критериев их отбора, которые предполагают гармоническое сочетание в сознании и поведении формирующейся личности общечеловеческих, гуманистических, патриотических и этно-специфических компонентов нравственной культуры.

Учет усложненных обстоятельств в сфере воспитания требует пересмотра и переосмысления исходных научных позиций, широкого охвата и всестороннего анализа научных данных философов, социологов, психологов, этнографов, демографов и педагогов и создание творческой модели нравственного воспитания, модели формирования нравственной культуры личности, которая по своей теоретической и практической конструкции удовлетворяла бы требованиям времени.

Степень разработанности проблемы.

В своём исследовании мы опирались на методолого-теоретические исследования видных ученых, в которых раскрываются проблемы единства сознания и деятельности, взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних факторов человека, связи развития личности и общества (Б.Г.Ананьев, Л.М.Архангельский, С.С.Битанес, В.А.Багинин, Л.П.Буева, О.Г.Дробницкий, А.К.Уледов); вопросы нравственности в философии Рудаки, Фирдоуси, Джами, Кайковус, С.Айни; идеи гуманизации воспитания М.Лутфуллоев, Ф.Шарифзода, И.Х.Каримова, К.Б.Кодиров, А.Нуров и др.). вопросы нравственности в философии (Аль-Фараби).

В анализе составных компонентов системы нравственно-культурного воспитания использовали труды системологов В.Г.Афанасьева, В.П.Кузьмина, Э.Г.Юдина и др.

При проведении исследования мы учитывали результаты анализа социально-психологических характеристик личности как системы ведущих отношений (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский); гуманизации и демократизации процесса воспитания (И.Х.Каримова, Г.Н.Гумницкий, А.В.Зосимовский); пути совершенствования педагогического руководства отношения нравственно-ответственной зависимости (А.С.Макаренко); роль ведущих видов деятельности и социальной ситуации развития в процессе онтогенеза как фактор формирования нравственной личности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); общение и деятельность как всеобщее условие формирования и развития личности, так и общества (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Л.Я.Коломинский, В.А. Ким и др.); этапно-циклическое становление личности, воспитание нравственных отношений (Н.Е.Щуркова).

Анализ становления и развития теории нравственного воспитания позволил выявить наличие ряда концепций: процесс нравственного воспитания как управление деятельностью школьника, включенного в социально-нравственные отношения (Е.В.Шадрина, А.Г.Ковалев); процесс нравственного воспитания через формирование опыта нравственных отношений (И.С.Марьенко, Л.И.Новикова, А.Т.Куракин и др.); формирование нравственной личности с позиции совершенствования нравственной направленности личности (Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский, В.В.Трифонов); нравственное становление личности как взаимодействие объективных и субъективных факторов М.А.Вейт, Л.И.Рувинский и др.).

Проблемы формирования нравственного сознания и нравственного поведения занимают особое место и в исследованиях ученых Республики Таджикистан (М.Лутфуллоев, И.Х.Каримова, Ф.Шарифзода, Ш.Шаропов, А.Нуров, Б.Маджидова. Г.Рахимова, Р.Маннонова и др.).

Многообразие концептуальных подходов к проблеме нравственного воспитания свидетельствует, с одной стороны, о настоятельных поисках педагогической мысли в этом направлении, а с другой стороны - наводит на мысль, что каждый из исследователей может «охватить» лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы в силу ограниченности собственных возможностей.

Однако усилия ученых в основном направлены на исследование процесса нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, а вопросу нравственного воспитания студенческой молодежи уделено недостаточно внимания, хотя об этом много пишут и говорят философы, экономисты, историки, психологии и педагоги вуза. При этом выделяют такие вопросы как: «Какова роль студенчества в развитии общества?» «Какова специфика формирования социально-активной позиции личности студента в стенах вуза?» Экономисты обращают внимание на качественную сторону подготовки специалистов в стенах вуза для успешного решения социально-экономических задач страны. Психологи акцентируют внимание на изучение специфики психофизиологических факторов в юношеском возрасте. А педагоги вуза указывают на недостаточную разработанность методики организации учебно-воспитательного процесса.

Практический анализ литературных источников по проблемам нравственного воспитания показал, что вопрос формирования нравственной культуры личности будущего учителя изучен недостаточно и является актуальной проблемой вузовской педагогики.

Отсутствие теоретических разработок и потребность практики в научно-обоснованных рекомендациях по формированию нравственно-культурных качеств у студенческой молодежи предопределили выбор темы диссертации: «Педагогические условия формирования нравственной культуры личности будущего учителя как фактор их профессионально – этической подготовки».

Целью исследования является теоретическое и методологическое обоснование путей оптимизации процесса формирования нравственно-культурных качеств у студентов.

Объект исследования: профессионально-нравственная культура личности будущего учителя.

Предмет исследования – педагогические условия и факторы формирования нравственной культуры личности будущего учителя.

Гипотеза исследования: мы предположили, что успех формирования нравственной культуры студенческой молодежи будет протекать успешно, если учитывать потребность молодежи в самоутверждении; если целенаправленно организовать самовоспитание морально-волевых качеств; если постоянно совершенствовать межличностные и личностно-групповые взаимоотношения; если своевременно вносить коррективы в развитие нравственно-культурных норм поведения в сфере межличностных отношений студентов.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи теоретического и прикладного характера:

-проанализировать состояние теории и практики формирования нравственной культуры студенческой молодежи;

-изучить и обобщить опыт формирования нравственной культуры личности студента в академических группах;

-путем опытно-экспериментальной работы выявить пути совершенствования нравственных взаимоотношений студентов;

-разработать методические рекомендации по планированию и управлению процессом нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ведущая идея исследования заключается в рассмотрении проблемы формирования нравственной культуры личности на основе общенациональных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей основанного на гуманистических идеях.

Высокий уровень нравственной культуры предполагает формирования активной жизненной позиции. Одновременно у личности должны быть развиты такие нравственные качества как: гуманизм, коллективизм, высокая требовательность к себе и окружающим людям, чувство патриотизма, сознательное отношение к своей будущей профессии и т.п.

Методологическую основу нашего исследования составляют диалектико-материалистическое учение о социальной сущности человека, о неразрывной связи мировоззрения и морали, единства нравственного сознания и поведения, о ведущей роли общения и деятельности в нравственном становлении личности.

Источники исследования: труды философов, социологов, психологов и педагогов по проблемам морали и этики, планирования и управления процессом нравственного воспитания, официальные документы и материалы: Конституция Республики Таджикистан, Концепция общеобразовательной средней школы Республики Таджикистан, Закон об образовании Республики Таджикистан планы воспитательной работы кураторов и деканата, а также собственный опыт работы в качестве куратора и выполнение разных видов общественной работы среди студенческой молодежи.

Научная новизна диссертационного исследования заключаются в следующем:

определена теоретическая концепция сущности формирования нравственно-культурной личности студента;

доказана целесообразность рассмотрения нравственной культуры как основы формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

разработана модель формирования нравственно-культурной личности будущего учителя;

сконструирована модель структуры личности студента как цель воспитательного процесса,

дана научно обоснованная интерпретация цели, средств, уровней и сфер нравственно-культурного воспитания студенческой молодежи;

охарактеризованы условия проявления нравственно-культурных норм поведения студента в сфере совместной деятельности и общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-определена теоретическая концепция формирования нравственной культуры личности студента;

-разработана теоретическая модель системного подхода к формированию нравственной культуры личности студента;

-сформулирована теоретическая основа объективной необходимости организации нравственного самовоспитания студенческой молодежи;

-внесен определений вклад в теорию и практикум нравственного воспитания студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

-разработанная система нравственного воспитания молодежи, основу которой составляют общечеловеческие нравственные качества (гуманизм, коллективизм, проявление требовательности к себе и т.п.), а также сконструированная модель формирования нравственно-культурного сознания и нравственно-национального самосознания молодежи могут быть использованы в совершенствовании процесса нравственного воспитания студентов;

-разработанная диагностическая методика выявления развития межличностных и личностно-групповых взаимоотношений в академической группе поможет педагогам вуза совершенствовать процесс нравственного воспитания студенческой молодежи;

-выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в ходе проведения лекционных и практических занятий по педагогике и при чтении спецкурса «Профессиональная этика».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются научной теорией и методологией, комплексом методов в соответствии с предметом (изучение литературы по теме исследования, обобщение опыта воспитательной работы кураторов, опытно-экспериментальная работа, анкетный опрос, беседа, тестирование), задачами и логикой исследования, репрезентативностью выборок, всесторонним анализом результатов опытно-экспериментальной работы, внедрением ее результатов в практику нравственного воспитания студенческой молодежи, а также обсуждением результатов исследования в различных научно-методических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

-в основу концепции формирования нравственной культуры личности положены философские идеи самоуправляемости человека, представлена система развития нравственно-культурных качеств, этических знаний и их соблюдения в сфере общения и совместной деятельности;

-показатели результативности системы формирования нравственной культуры, в которой критериями достижения частных задач воспитания гуманизма и коллективизма являются реализация более общих целей воспитания - воспитание нравственно-культурных качеств, нравственно-культурная позиция личности в сфере межличностных отношений;

-содержание и структура формирования нравственной культуры личности тесно связаны с организацией ее самовоспитания:

-совершенствование методики формирования нравственной культуры молодежи позволяет вывести межличностные взаимоотношения студентов на новый, высокий, совершенный уровень - проявление нравственно-культурных норм поведения.

Этапы и организация исследования.

Первый этап (2008-2009 гг.) был посвящен анализу уровня сформированности нравственного сознания и культуры нравственного поведения подрастающего поколения изучению и осмыслению состояния проблемы формирования нравственно-культурные качества студенческой молодежи в педагогической теории и практике. На этом этапе была определена стратегия и тактика исследовательской работы.

Второй этап (2010-2011 гг.) был направлен на разработку программы и методики опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры у студенческой молодежи. Проводились беседы, анкетирование, наблюдения, социометрический опрос, опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение условий, путей и средств, активно влияющих на нравственно-культурное развитие личности.

Третий этап (2011-2012 гг.) был связан с подведением итогов исследования, проводилась работа по осмыслению и теоретическому обобщению накопленного эмпирического материала, внедрению результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вуза, а также были разработаны методические рекомендации по изучению и формированию нравственно-культурных качеств личности студента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, включающего 250 наименований. Общий объем текста - 173 страницы. Работа иллюстрирована рисунками, диаграммами, графиками, таблицами, формулами.

Исходные теоретические позиции в решении задач нравственного воспитания молодежи на современном этапе

Научный подход к нравственному воспитанию требует при объяснении его социально-педагогического содержания, поиск генезиса, который исходит из системы организации деятельности и общения, и которые задают воспитанию нравственное содержание и направленность. В ином случае феномен общения и деятельности в нравственном воспитании выпадает из системы воспитания. Изучение нравственного воспитания принимает в этом случае крайне абстрактный и формальный характер, за его пределами не создаются реальные процессы нравственного воспитания. Нравственные нормы и ценности, регулирующие этот процесс, также не берутся во внимание.

Наиболее существенным для нравственного развития человека является общение в процессе разнообразных видов совместной деятельности, прежде всего в трудовой и учебной. В этих случаях необходимость общения в своей основе уже предопределена функциональными связями между людьми и в максимальной степени включает существенные личностные качества: способности, мотивы, ценностные ориентации, нравственные установки и т.д.

Положение философского учения о сущности человека, природе его психологии, сознания, направленности духовного мира, путей и средств его развития и изменения со всей очевидностью убеждает в том, что категории «деятельность» и «общественные отношения» принадлежат к разряду универсальных и фундаментальных абстракций философской, социальной и педагогической мысли, позволяющих наиболее глубоко проанализировать и осмыслить разнообразные социальные явления и процессы, в том числе и такой специфический сложный процесс, как общественное воспитание, формирование нравственной культуры личности.

Ценный научный смысл и методологическую значимость при анализе нравственного воспитания приобрели эти категории тогда, когда сущность человека впервые была определена как совокупность всех общественных отношений, а последние стали осмысливаться как способ, форма организации человеческой предметной деятельности и общения, выступавшей в качестве универсального средства развития и изменения сознания человека.

Категория деятельности и общения в применении к анализу процесса нравственного воспитания приобрела свое теоретико-методологическое значение, когда она стала рассматривать предметную деятельность и общение как с точки зрения ее предмета, объекта в соответствии с основополагающим положением материалистической философии о первичности предметного, материального начала, так и с позиции ее субъективной человеческой сущности, что соответствовало сознательному, целенаправленному характеру деятельности.

Субъективные элементы сознания и воли в деятельности и общении людей представляют собой отражение предметной деятельности, являются особой формой осознания объективности. Предметная деятельность не означает субъективное «разрушение» предметного мира, а представляет собой проникновение в его сущность, его освоение, использование его внутренних законов, а значит, бесконечный процесс внутреннего обогащения, осознания этой предметности.

Деятельность и общение необходимо рассматривать как постоянный процесс превращения субъективных сущностных сил человека, его нравственную активность, помыслы, направленность в мир новых предметов, новой социальной среды и нравственной культуры. Вместе с тем предмет опредмечивания есть создание новых объективных условий для будущей деятельности, содержания общественных отношений, общения людей, совершенствования нравственно-культурного наследия.

Характерной особенностью предметной деятельности, как целостной совокупности, так и всех ее основных разновидностей, является полуфункциональность, т.е. органически присущая ей способность вьшолнять одновременно множество различных прямых и косвенных функций. В частности, различные виды и формы деятельности, вьшолняя свои прямые материальные и социальные преобразовательные, познавательные, образовательные, нравственные, эстетические, патриотические и другие функции, реализуют одновременно и функции воспитательные и образовательные. Если конечной целью воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то вполне очевидно, что вне совокупности нравственно-предметной деятельности, опосредованной в свою очередь различными видами отношений, не существует процесс нравственного воспитания как социального и психологического феномена. Анализ трудов ученых философов, социологов и педагогов позволил разработать схему - модель формирования всесторонне гармонично развитой личности, которая может служить исходной позицией в изучении процесса нравственного воспитания (рис.1).

Главная особенность нравственного воспитания, отличающая его от других социальных явлений и процессов, заключается в том, что, обладая своими собственными целями и задачами, оно может решить их только через цели, функции, предметное содержание всех видов человеческой деятельности и общения.

Любой вид человеческой деятельности и общения имеет две стороны, две функции - предметную и воспитательную. Воспитательная функция может реализоваться только через содержание предметной стороны деятельности и общения.

Минуя предметное содержание деятельности, не может идти речи о «чистом воспитании», воспитательной деятельности. В этом русле предметная сущность нравственной деятельности и общения людей определяет содержание воспитания, представляет собой атрибутивную особенность его как социального фенамина и процесса. Беспредметное воспитание означает воспитание без материального, социального, морального и культурного содержания и потому оно - такая же абстрактная иллюзия, как и непредметное мышление, сознание, воля. Процесс нравственного воспитания включает в себя не только объект и субъект воспитательного воздействия, но и предметные средства этого воздействия, вне которьк не могут протекать любые формы общественных и индивидуальных воспитательных действий.

Воспитательная функция в сфере нравственной культуры деятельности в целом и таких ее разновидностей, как познавательная, идеологическая, занимает одно из ведущих мест, и она реализуется лишь на основе прямых предметных функций этой деятельности. В частности, главным назначением воспитательной функции является развитие и распространение нравственной культуры.

Воспитательная функция в этом направлении может быть успешно реализована лишь на основе ее нравственно-культурного содержания. На первый взгляд кажется, что педагогическая деятельность наиболее полно исчерпывает воспитательные функции. Однако воспитательные цели педагогической деятельности могут быть решены только на основе ее собственного предмета, каким является развитие, обучение, образование и воспитание людей.

Воспитывающий характер обучения и образования, т.е. формирование общечеловеческой культуры, морали, гражданской, поведенческой направленности личности, может быть реализован только на основе ее специфической деятельности, связанной с передачей и усвоением нравственно-культурных знаний, навыков и умений, педагогических приемов и средств.

Целостное понятие нравственная культура деятельности и общения включает в себя множество составляющих ее видов и форм, взаимодействующих друг с другом в различных вариациях. Наличие множества видов деятельности и человеческих отношений, далеко не означает их равнозначности, одинакового влияния на развитие нравственной культуры общества и человека, на содержание и # результаты воспитательного процесса. Материалистическая философия рассматривает в качестве генетически исходного материала всего многообразия видов и форм человеческой деятельности материально-производственную деятельность. Такой подход позволяет определить иерархию всех видов и форм человеческой деятельности и общения, установить закономерности их взаимовлияния, выделить присущие им предметные и воспитательные функции, предпосьшки и пути их реализации.

Воспитательная сущность и результаты всех видов нравственной культуры человеческой деятельности проявляется через общение, межличностные и общественные отношения, определяющие способ и характер этой деятельности.

Общественные и личностные отношения как важнейшая сторона человеческой деятельности и общения, представляют собой не только объективные конкретно-исторические формы взаимодействия людей в процессе производства, не только формы определенной экономической, социальной структуры общества. Они являются также специфической формой существования и проявления личностной структуры, социальной, нравственно-культурной сущности индивидов, составляющих данное общество.

Формирования национального самосознания у студенческой молодежи как социально-педагогическая проблема

Проблему формирования нравственной культуры личности нельзя рассматривать вне и независимо от проблемы формирования национального самосознания, тем более в условиях суверенитета и национальной независимости Республики Таджикистан.

Формирование нравственного сознания и поведения как ведущее звено формирования нравственной культуры личности предполагает решения проблемы формирования нравственного самосознания.

Республика Таджикистан эта страна, в которой проживают представители различных наций и народностей. Эти народы имеют свои специфические особенности в языке, культуре, традициях, обычаях, у них своеобразная духовная жизнь, свои национальные особенности. В условиях бывшего Советского союза эти народы жили в единой многонациональной стране. Однако, после приобретения суверенитета бывшими странами Советского союза, возросло национальное самосознание каждого из этих народов. Изменились отношения у народов бывшего Союза. Все это заставило урегулировать отношение между народами, усилить воспитательную работу в общеобразовательной школе и в вузе строить педагогический процесс на основе национально-культурных традиций.

В этой связи стало актуальной проблема формирования национального самосознания у молодёжи, потому, что именно им предстоит приумножать материальные и духовные ценности общества, оставить последующим поколениям в наследие культуру миротворчества и миролюбия как символ гордости. Следовательно от того каким будет нынешняя молодёжь зависит будущее каждого государства и нации.

Учитывая это положение, многие ученые стран бывшего Союза обратили внимание на эту проблему, и исследовали её с разных сторон: философской, социологической психологической и педагогической.

Есть объекты, которые являются многосистемными. Исследования каждого аспекта является прерогативой конкретной науки, т.е. каждый отдельный аспект должен быт исследован именно учеными данной области научного знания. В связи с этим исследование таких много аспектных системных и многомерных объектов предполагает интеграцию наук. Каждая отдельная наука должна опираться на результаты каждого исследования других наук. Поэтому изучение национального самосознания с педагогической точки зрения предполагает учёта результатов исследования философских, социологических, психологических и др. аспектов.

То есть проблема формирования национального самосознания молодёжи, в частности студенческой молодежи, стала комплексной и находится на стыке ряда гуманитарных наук. Хотя в данной диссертации эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания как философия, культурологи, история, социология, социальная психология, политология, этнология и т.д.

Теоретические проблемы этноса наиболее широко начали разрабатываться с середины 60-х годов прошлого века русскими учеными С.А.Токаревым, Н.Н.Чебоксаровым, В.И.Козловым. Особую роль в этом отношении сыграла концепция Ю.В.Бромлея, согласно которой этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых, а также концепция С.Т.Калтахчана, определившего этническое самосознание как порождение общности экономических, национальных особенностей психологии, культуры, обычаев, традиций (5).

Этнос как своеобразная система состоит из соответствующих этнических свойств, которые выступают как элементы данной системы: язык, культуры, этническое самосознание, этническое самопознание.

Исследование национального самосознания в Республике Таджикистан обусловлена, прежде всего, особенностями развития наций в конце XX века. Мы являемся свидетелями двух тенденций цивилизационного развития наций в современном мире. Проявления первой тенденции связаны с унификацией культур, становлением "нового мирового порядка", однополярного мира. Ускорению этих процессов способствует осуществление мондиалистского проекта, направленного на то, чтобы навязать народам мира единый стандарт жизни, западную систему ценностей. Реализация проекта "вестернизации" человечества влечет за собой размывание национального своеобразия, культурных традиций. Вторая тенденция прямо противоположна первой. Она связана со стремлением народов сохранить свое этническое и национальное своеобразие, защитить национальные традиции, ценности. Как правило, эта тенденция сопряжена с борьбой за национальную независимость, за политическое самоопределение нации.

Обе тенденции страдают односторонностью, и потому имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Положительный момент «вестернизации» заключается в объединении наций, о отрицательный момент данной тенденции заключается, в том, что нельзя игнроривать своеобразие нации. Более того, проект «вестернизации», т.е. навязывание западных ценностей другим народом ни чему хорошему не приведет. Положительным моментом второй тенденции заключается в сохранении национальной самобытности каждого народа, которая опирается на национальную независимость и политическое самоопределение. А отрицательный момент данной тенденции заключается в игнорировании интеграции с другими нациями. Новый мировой порядок должен быть таковым, каковым является оптимальное формирование системы, когда каждая нация сохраняя в определенной мере национальное своеобразие и как равноправный элемент системы должен интегрироваться с другими элементами исследуемой системы, т.е. системы объединения народов. В таком случае отпадает необходимость искусственного переделывания национальных особенностей. При этом каждый элемент системы сохраняет свое своеобразие, вместе с тем оптимально интегрируется с другими элементами. Вместе с тем, каждый элемент должен вносить в систему свои прогрессивные аспекты, а регрессивные аспекты и признаки должны быть устранены и ликвидированы со временем.

Прогрессивные аспекты политического, экономического, культурного, характера каждого элемента следуют распространить среди других элементов системы. При этом они должны заимствовать и усвоить данный положительный аспект творчески, т.е. исходя из своих неповторимых особенностей, а не механически.

Современное постсоветское общество переживает пробуждения национального духа, рост национального самосознания у коренных народов. Проблема национального самосознания непосредственно связанно с вопросом возникновения и развития наций. Вопросы возникновения и развития нации, её самосознания, её идеального мира в зарубежной научной мысли разработаны в исследованиях Э. Ренана, О. Бауэра, В. Бунда, К.Ясперса, М. Хайдеггера и др. Среди представителей западной социальной философии следует отметить работы по проблеме национального самосознания П.Бурдье, Э.Геллнера, Дж.Комароффа, Г.Калена, Н.Смелзера и других, в которых рассматриваются свойства национального самосознания, его проявления, структурообразующие признаки нации, теория нации и национализма.

Существенную роль в изучении таджикской нации оказал видный ученый стран ближнего и дальнего зарубежья академик Б.Гафуров.

Ученые внесли определенный вклад в разработку вопроса, однако следует констатировать, что даже в толковании понятия «национальное самосознание» имеются существенные различия в позициях названных авторов. Одни отождествляют его с сознанием нации, другие - сводят его содержание к национальному автостереотипу, национальным интересам, третьи - подразумевают национальную самоидентификацию личности.

Характеристика нравственного становления личности студента в академической группе

Понять истоки, причины явлений, пгюисходящих в академической группе, прогнозировать пути нравственного становления коллектива и его членов невозможно без осознания законов социально-психологической науки. Знакомство с основами теории малых групп вооружает формальных лидеров, профессорско-преподавательский состав и кураторов научными инструментами анализа и направлениями влияния на процессы, происходящие в коллективе.

Студенческая группа - сложное и многогранное социальное явление.

Это одна из разновидностей социальных групп, существующих в обществе, каждой из которых присуще не только свое неповторимое, своеобразное, особенное, отличающее ее от множеств других подобных объединений. Студенческая академическая группа - это живой социальный организм, который развивается по объективно существующим законам общества, законам совместной деятельности и общения.

Оптимальное руководство нравственно-культурным становлением коллектива и каждого его члена, важно знать эти общие законы, особенности протекания совместной деятельности и общения, в том числе особенности внутригруппового взаимодействия, необходимо учитывать значительное количество факторов, активно влияющих на межличностные и межгрупповые отношения в студенческой среде. Для того, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех в учебно-воспитательном процессе вуза необходимо знать все о студенческой жизни и деятельности. Ибо без знания законов развития социального организма, каким для профессорско-преподавательского состава, кураторов и формальных и неформальных лидеров является взаимодействие личности и группы, трудно рассчитьшать на успех в нравственном воспитании.

Необходимо отметить, что, проводя психолого-педагогический анализ становления академической студенческой группы, следует, с одной А стороны, рассматривать ее как целостную систему со своей структурой, связями, управляющими органами, с другой - как часть более широкой общности (курса, факультета, университета/института и т.д.). Рассматривать студенческую академическую группу вне ее связей с другими объединениями, точно так же, как изучать личность студента, игнорируя его положение в других структурах общения (в семье, среди товарищей, в спортивных секциях, художественной самодеятельности и т.п.) - значит допускать возможность ошибочных утверждений при объяснении многих важных явлений нравственно-культурной деятельности, отношений и общения студенчества.

Каждая личность находится в сложных взаимоотношениях с окружающим миром. Личность формируется не только специально организованными обществом приемами и формами педагогического воздействия, не только средствами массовой информации, но и нравственными нормами.

Важное место в становлении студента как личности занимает и влияние непосредственного окружения, в том числе так называемых малых групп, к которым могут быть отнесены и студенческие академические группы. Именно через эти малые группы личность входит в контакт с более широкими социальными общностями, где приобретает знания и опыт нравственно-культурного поведения.

В каждой из малых групп, как правило, существует своя система межличностных, личностно-групповых, межгрупповых отношений, эталоны нравственно-культурного поведения, морально-психологическая атмосфера. Опытные преподаватели и кураторы вуза, работающие в разных академических группах моментально фиксируют их очевидную непохожесть. И соответственно подбирают ключ к сердцу каждого студента.

Эффективность формирования нравственно-культурных качеств у студенческой молодежи в нашем исследовании изучалось с позиции гуманизации следующих процессов:

- включение студентов в такие виды деятельности и общения, которые обеспечивают приобретение нравственно-культурных качеств;

- стимулирование проявления нравственно-культурных качеств личности в различных видах деятельности;

- расширение нравственно-культурного содержания педагогической интерпретации нравственных норм и правил взаимоотношений между студентами и профессорско-преподавательским составом.

Сопоставительный анализ опыта работы кураторов позволил выявить особенности организации совместной деятельности, общения студентов в разных группах и курсах. Изучение опыта работы большого круга кураторов с разными подходами, стилем и педагогическим руководством позволил выявить общие закономерности успеха их совместной деятельности с формальными лидерами и студентами.

Наряду с изучением опыта работы кураторов мы проводили опытно-экспериментальную работу в качестве куратора, в которой использовались такие психолого-педагогические методы как наблюдение, беседа, изучение планов работы кураторов, анкетный опрос, социометрия (даны в приложениях).

В ходе опьггао-экспериментальной работы наши усилия были направлены, во-первых, на изучение изменения статуса у студентов разных курсов в зависимости от проявления ими нравственно-культурных качеств; во-вторых, организация совместной деятельности кураторов и студентов (официальных и неофициальных лидеров) с целью воздействия на сферу коллективной деятельности и общения группы.

Организуя опьпно-экспериментальную работу, мы предполагали возможность возникновения определенных сложностей, связанных с объективностью высказывания о нравственной атмосфере в студенческом коллективе.

Во-вторых, необходимо было проводить опытно-экспериментальную работу так, чтобы студенческая молодежь не знала о том, что с ними проводится экспериментальная работа и поведение студентов не противоречило истинным намерениям.

В-третьих, чтобы лучше подвергнуть обобщению результаты опытно-экспериментальной работы, ограничили количество академических групп по одной контрольной и по одной экспериментальной группе.

В основном проведенная опьггно-экспериментальная работа показала, что благодаря правильному подбору студенческих групп у нас появилась возможность научно-обоснованного обобщения и разработки рекомендаций по совершенствованию нравственно-культурных качеств у студентов.

В ходе опьггно-экспериментальной работы проверялась результативность рекомендаций «Примерного содержания работы куратора», которые были широко использованы в трех вузах города Худжанда, ТГУ ПБП, ХФТУТ, а затем переработанный вариант - в ХГУ

В ходе опьггно-экспериментальной работы нами была сделана попытка уравнивания экспериментальной и контрольной групп. Для этого мы использовали ситуации, когда по разным причинам менялись кураторы. Если менялся куратор в экспериментальной группе, то ее переводили в контрольную и наоборот, если подобное происходило в контрольной группе, то она переводилась в экспериментальную группу. То же самое происходило при анализе деятельности формальных и неформальных лидеров. Если при перестановке статуса экспериментальных групп эффект был одинаковым, то мы считали поставленную задачу в опытно-экспериментальной работе достигнутой.

При анализе количественных данных в ходе опьггно-экспериментальной работы мы исходили из того, что в педагогическом эксперименте они имеют как правило относительную, а не абсолютную значимость (Болдырев Н.М., Данилов М.Н.) /21. Они помогают сравнивать уровни проявления нравственно-культурных качеств двух групп, но не дают возможности определить абсолютную характеристику каждой из них.

Планирование процесса нравственного воспитания студенческой молодежи

Необходимость планирования воспитательной работы вытекает из потребности повышения ее эффективности. План позволяет наметить реальный путь достижения цели нравственно-культурного воспитания студентов. Его основные задачи сводятся к тому, чтобы обеспечить упорядочение существующей практики воспитательной работы, способствовать ее большей целенаправленности, внести последовательность, непрерывность и преемственность в воспитательньш процесс, направить деятельность системы воспитания на тесную связь и преодоление стихийности учебно-методической, научно-исследовательской, общественной и воспитательной деятельности в вузе, обобщить лучший опыт по нравственному воспитанию студентов, и в конечном счете рационализировать весь процесс нравственного воспитания в вузе, поставить его на научную платформу, повысить его эффективность.

В настоящее время перспективное планирование воспитательной работы, имевшее место в вузах бывшего СССР, незаслуженно забыто. Хотя подобная форма организации воспитательного процесса в стенах вуза имела свои положительные стороны. В частности она позволяла прогнозировать деятельность ректората, деканата, кафедр, кураторов, студенческого самоуправления и др. в формировании всесторонне и гармонично развитой личности будущего специалиста. Поэтому перспективная форма организации планирования воспитательного процесса на весь период обучения студента в вузе позволяла систематизировать эту работу.

Перспективное планирование, как показывает ретроспективный анализ опыта работы вузов, имело целый ряд существенных недостатков. В частности, планированием охватывались преимущественно отдельные стороны развития личности, и часто были ориентированы только на директивные партийные документы, которые не давали возможности проявления творческой инициативы работникам системы высшего образования. Как правило, большинство планов представляло собой несистематизированный перечень различных мероприятий, в которых не выделялись основные - ведущие направления нравственного воспитания с учетом застоя или прогресса коллектива, уровня нравственной воспитанности каждого его члена.

Естественно, что в настоящее время теория и практика нравственного воспитания вуза требует некоторой корректировки в планировании воспитательного процесса, в частности, изменения его формы и содержания, т.к. в нем раньше не находили отражения прогрессивные формы организации нравственного воспитания студентов, например, самоуправление и самоорганизация студенческой жизнедеятельности.

Анализ опыта планирования нравственного воспитания в вузе убеждает в целесообразности построения структуры плана таким образом, чтобы основные направления нравственного воспитания указывались внутри плана каждого курса, и задачи воспитательной работы рассматривались с учетом уровня развития коллектива. Традиционная форма планирования на весь период обучения студентов в вузе включала одно и то же содержание нравственного воспитания без учета развития потребностей коллектива, и часто формы и средства нравственного воспитания повторялись от курса к курсу. Для того, чтобы планы действительно заработали для успешного решения задач нравственного воспитания личности студента и способствовали развитию коллектива, необходимо избежать повторов в их содержании и учитывать специфику жизнедеятельности каждой студенческой группы.

Научно обоснованное перспективное планирование отражает и сводит воедино все основные стороны системы нравственного воспитания студентов и представляет собой основу для результативной деятельности всех звеньев вуза по формированию нравственно-культурной личности будущего специалиста. Перспективный план воспитательной работы содержит информацию в полном объеме, содержании и структуре деятельности по нравственному воспитанию, указывает цели нравственного воспитания, основные воспитательные задачи и место в их решении всех подразделений вуза. Он позволяет выявить взаимодействие различных коллективов вуза в процессе воспитания, направление, характер и последовательность их деятельности, определяет формы, методы и средства нравственного воспитания, обеспечивает необходимую комплексность в формировании личности современного специалиста.

Такое всестороннее содержание плана иногда служит причиной того, что он отождествляется со всей системой нравственного воспитания студентов. Но планирование представляет лишь одну из сторон системы и является только руководством для деятельности по воспитанию студентов, а не самой этой деятельностью, хотя для того, чтобы план эффективно выполнял свою функцию, он должен отражать деятельность всей системы нравственного воспитания в вузе.

Практика показала целесообразность планирования воспитательной работы на весь период обучения, т.к. процесс воспитания в вузе носит циклический характер, т.е. его основное содержание повторяется через определенный период - 4 года, разумеется, с учетом новых объективных требований и задач нравственного воспитания. Перспективное планирование дает возможность четко представить весь объем воспитательной работы в вузе и увидеть те конкретные задачи, которые будут решаться на каждом курсе. Оно позволяет рационально расчленить воспитательные задачи в соответствии с возрастными особенностями процесса подготовки специалиста на каждом курсе и т.д.

Перспективный план не может предусмотреть все возможные условия, конкретные ситуации, все разнообразие воспитательного процесса, и это не входит в его задачу. Даже наоборот, излишняя регламентация, жесткая запрограммированность содержания плана ведут к снижению творческого поиска, и ставит в жесткие рамки его текущее планирование. Это не оправдывает наличие в планах схематизма, нечеткости и расплывчатости в определении целей, средств и конкретных мероприятий, что ведет к неправильной ориентации воспитательной работы, к ошибкам и браку в воспитательной работе. Вредность излишней детализации плана не означает также, что он предполагает возможность упущений или невнимания к некоторым, даже незначительным сторонам, обстоятельствам, условиям воспитания студенческой молодежи.

Перспективный план воспитательной работы в вузе не может учесть специфику каждой группы, курса, факультета, так как он является общим стратегическим направлением воспитательной работы и в какой-то мере предполагает общие условия воспитания во всех звеньях. Только оперативное текущее планирование позволит учесть специфические особенности различных коллективов вуза. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сложность процесса воспитания,.масса субъективных и объективных его факторов, специфичность и неповторимость в нравственном развитии каждого отдельного студента совершенно определенно приводит к тому, что изложенная в плане система целей, задач, форм и средств воспитательного воздействия носит приблизительный общий характер.

Подобная условность плана проявляется и в том, что отдельные этапы нравственного развития личности студента могут не совпадать с дифференциацией форм и средств нравственного воспитания, планируемых по годам обучения. В условиях университетов или многопрофильных вузов к выпускникам различных факультетов общественное производство предъявляет специфические моральные требования. Поэтому в планах воспитательной работы этих вузов довольно сложно отразить специфические особенности воспитательного процесса на различных факультетах. Отсюда вытекает необходимость планировать воспитательную работу для каждого факультета, отделения и т.д. общий план, который должен иметь примерный характер.

Перспективный вузовский план воспитательной работы, как правило, является ориентиром планирования воспитательного процесса на факультетах, осуществляемого с учетом профиля подготовки специалиста. Он используется также для планирования воспитательного процесса на кафедрах, общественных студенческих организациях и др.

Необходимой предпосылкой правильной организации перспективного планирования является участие в этой работе всех звеньев вуза, которые, так или иначе, принимают участие в организации учебно-воспитательного процесса. Особенно велика роль кафедр общественных наук (прежде всего, психолого-педагогических), которые призваны оказывать активную помощь в грамотном планировании воспитательного процесса, т.е. правильно определить содержание и объем плана воспитательной работы. В настоящее время в основном разработкой перспективных планов занимаются кафедры педагогики и психологии. В некоторых случаях ответственность за создание планов возлагается на кафедры общественных наук с подключением ведущих специалистов в области морали и этики.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке