Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Пермякова Наталья Вячеславовна

Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа)
<
Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пермякова Наталья Вячеславовна. Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 164 c. РГБ ОД, 61:04-13/2453

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях

1.1 Основные принципы и этапы развития научного управления 16

1.2 Управление образовательными учреждениями сферы культуры и искусства как организационно-педагогическая проблема 30

1.3 Взаимосвязь культуры и воспитанности личности: социально-педагогический и управленческий аспекты 45

1.4 Структура и специфика образовательного пространства сферы культуры и искусства в округе 54

Глава 2. Опыт инновационного управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства в округе

2.1 Сохранение культурно-педагогических традиций — приоритетная задача управления в образовательной сфере 65

2.2 Структура и специфика деятельности цикловых комиссий 74

2.3 Цель, задачи и структура деятельности Окружного методического центра и межрайонных методических зон 93

2.4 Управление формированием специалиста в межокружном училище культуры и искусства 100

Заключение 111

Библиография 114

Приложения 133

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система образования переживает новый эволюционный толчок. На этапе широкого индустриального развития человеческой цивилизации вновь актуальной становится проблема духовного потенциала и общей культуры личности, проблема гармонии в системе формирования духовных ценностей. Наблюдаемые в обществе технократичность мышления и дегуманизация ценностей и смысла человеческого бытия негативно сказываются и на системе образования в целом, и на деятельности учебных заведений сферы культуры и искусства (детские музыкальные и художественные школы и школы искусств) в частности.

Все это предопределено наличием целого ряда противоречий в деле планирования, организации, контроля и координации деятельности этих образовательных учреждений, которые обусловлены особенностями социально-экономического и социокультурного развития нашей страны в начале двадцать первого столетия:

во-первых, противоречия между требованиями общества и недостаточными возможностями для развития образовательных учреждений сферы культуры и искусства в условиях снижения внимания к ним со стороны государства;

во-вторых, необходимостью совершенствования управления данными образовательными учреждениями в целом при явно недостаточной разработанности теории и практики такого управления с учетом изменившихся социокультурных условий;

в-третьих, противоречие между широкой творческой инициативой образовательных учреждений культуры и искусства снизу и определенной инертностью в этом важном деле сверху.

Таким образом, вышеуказанные противоречия, а также недостаточ-

ная разработанность и потребность в создании современной теории, на основе изучения практики, определяют актуальность разработки организационно-педагогических основ управления образовательными учреждениями данного профиля, тем более с учетом специфики такого региона, каким является Ямало-Ненецкий автономный округ.

Анализ причин и следствий сложившихся противоречий позволяет изменить представления о современных целях и задачах образовательных учреждений сферы культуры и искусства, а значит и управления ими. Как известно, процесс управления образованием уже не одно столетие осуществляется профессионалами, сочетающими в себе педагогические и управленческие функции в единстве. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы культуры и искусства, занимают особое место в этом ряду, ибо здесь еще появляется культурологическая составляющая этого процесса. Таким образом, управление данными учреждениями имеет ярко выраженную специфику и особенности.

Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями показывает, что подобно любой форме, современная теория и практика , педагогической и управленческой деятельности не возникает сама, а требует формирования. В современных условиях это целый технологический процесс, который требует специального научного исследования. Теоретическое осмысление проблемы формирования основ управленческой деятельности в данной сфере с позиций учета этой специфики давно назрело в педагогической науке. Демократизация общественной жизни, децентрализация управления и передача значительной части полномочий с федерального на региональный уровень и уровень организации местного самоуправления еще более актуализировали эту проблему как практико-ориентированную модель управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства в целом.

Перед органами управления культурой вообще стоит задача опреде-

ления стратегии в деле эффективного воздействия на образовательные учреждения этой сферы, на основе глубокого проникновения в теорию и практику данного процесса в изменившихся социокультурных и социально-экономических условиях.

Анализ теории показывает, что в научной литературе достаточно хорошо разработан общетеоретический фундамент управления педагогическими учебными заведениями вообще, но недостаточно специфическими учебными заведениями такими, как школы культуры и искусства, в частности. Для нас очень важны и значимы идеи русской и зарубежной философской, исторической и современной мысли о ведущей роли культуры в развитии человечества, о духовно-нравственном развитии личности, о гуманизме и гуманизации образовательного процесса в целом: В.И. Вернадский /31/, О.С. Газман /38/, Г.М. Гладышев /44/, Е.М. Игнатьев /66/, В.В. Кандинский /74/, Д.А. Корзинкин /84/, Г.Б. Корнетов /87/, В.Ф. Кривошеее /94/, Э.И. Кубышкина /96/, B.C. Кузин /97/, Д.С. Лихачев /114/, А.Ф. Лосев /119/, Ф.Т. Мартынов /125/, А.В. Панкратов /152/, Т.И. Петракова /159/, А.М. Склярова /187/, С.Л. Франк /208/, Т.Я. Шпикалова /216/ и др.

В целом наше исследование опиралось на философию образования в аспекте учета специфики формирования культуры личности. Здесь для нас важна работа Буевой Л.П., характеризующая человека в аспекте его культуры и образования в кризисном социуме /30/; работа Б.С. Гершунского, рассматривающая философские основы образования в двадцать первом веке /43/. Особое место здесь занимает труд Л.Н. Гумилева, описывающий историю людей в единстве с историей природы (этносфера) /49/, а также исследование В.И. Додонова, проанализировавшего педагогический потенциал философского учения Н.А. Бердяева о духовности и условиях нравственного развития личности /55/. Философско-этические исследование Н. Зотова рассматривает природу и становление личности как субъекта нравственной активности /63/ и др.

В этом же ряду стоит и работа Б.Т. Лихачева, посвященная проблеме философии воспитания /112/, а также А.Н. Поддъякова, которая с позиции философии образования рассматривает проблему противодействия в образовательном процессе в целом /166/. Небезинтересна и работа Г.И. Рузави-на /177/, рассматривающего в качестве основы нового мировоззрения парадигму самооргнанизации личности, и исследование Н.С. Рыбакова /178/, характеризующего познание в качестве предмета философского исследования. Все вышеуказанные работы и ряд других и составили философский аспект методологии нашего исследования.

Другой методологической составляющей проведенного нами исследования явилась теория системно-деятельностного подхода во многом предопределяющая эффективность функционирования образовательных систем. Здесь большую помощь оказали работы, которые представили: В.Г. Афанасьев (О системном подходе в воспитании) /11/; Л.К. Балясная, охарактеризовавшая воспитательные системы современной школы с позиций опыта, поиска и перспектив /13/. Е.Н. Барышников и И.А. Колесникова, написавшие работу о воспитании и воспитательных системах /15/, а также работа Л.П. Ильенко, посвященная теории и практике управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. Основой всего этого является общая теория деятельности, которую разрабатывали А.Н. Леонтьев /111/, А.К. Маркова /124/, С.Л. Рубинштейн /176/, И.С. Якиманская/222/ и др.

Особое место здесь занимают работы по общей теории систем, которые создали такие авторы, как: Л. Берталанфи /19/; В.П. Беспалько /20/; И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин /21/; Е.Е. Данилова /52/; О.В. Заславская /59/; Ф.Ф. Королев /88/; В.М. Краснов /92/; Н.В. Кузьмина с сотрудниками /131/; Л.И. Новикова, Р.Б. Вендровский, В.А. Караковский /132/; СИ. Небыкова /142/; В.П. Симонов /183/; Л.И. Фишман /207/ и ряд других.

Психологические аспекты образования и развития личности, в том

числе и психологии искусства, которые рассматривают: К.А. Абульханова-Славская /1/; Б.Г. Ананьев /7/; Ш.А. Амонашвили /6/; П.П. Блонский /22/; Л.С. Выготский /37/, П.Я. Гальперин /41/; СЕ. Игнатьев, Н.Н. Ростовцев и Е.В. Шорохов /210/; М. Кроул, С. Скрибнер /93/, Э.И. Кубышкина /96/; B.C. Кузин /97/; В.И. Петрушин /162/; Д.И. Фельдштейн /206/; Т.Я. Шпи-калова /216/; Д.Б. Эльконин /219/ и др.

Проведенный анализ показывает, что в последние десятилетия интенсивно развивается изучение мировой культуры, этики, эстетики, морали и сформировалась такая наука как культурология. Фундаментальные работы в данной области представляют такие имена, как Г.Ф. Гегель /42/; Л.Н. Коган /81/; Н.А. Кормин /86/; Б.М. Неменский /143/. Особый интерес представляют в этом аспекте работы в области культурологии: А.И. Кравченко /90/; Н.Б. Крылова /96/; Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. /103/; разработки под редакцией А.И. Дырина /104/; А.Ф. Павловский /151/ и ряд других.

С этих позиций очень интересны исследования и труды, которые представили следующие авторы: СВ. Алексеев (Проблема нового человека в культуре прошлого и будущего) /4/; А.А. Аронов (Библиографический словарь о вкладе России в мировую культуру) /9/; В.Ф. Асмус (Вопросы теории и истории эстетики) /10/; В.М. Видгоф (Исследования о целостности эстетического сознания как предмета философского исследования) /33/; М.В. Галкина (исследовала педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвуза) /40/; В.А. Кондратов и Е.А. Чи-кина (фундаментальный труд в области этики и эстетики) /82/; Л.Н. Кузьмина' (исследовала реализацию курса этики в качестве основы духовного и нравственного становления личности) /100, 101/; В.А. Мосолов, исследовавший эволюцию этических парадигм и ценностных ориентации в педагогической мысли России /137/; М.Н. Росенко и др., представивших основы этических знаний /175/; А.И. Шемшурина, издавшая книгу для учителя

по основам этической культуры /215/, работы Т.Я. Шпикаловой, посвященные проблемам народных промыслов 1216/, и целый ряд других.

На основе изученной теории в нашем исследовании происходит разведение понятия «управленческая культура» и феномена культуры педагогической деятельности преподавателя, как субъекта управления учебно-познавательным процессом обучаемых (по В.П. Симонову /185/), при этом уточняется специфика стихийного и целенаправленного становления преподавателя системы образовательных учреждений сферы культуры и искусства как профессионала.

В нашем исследовании концептуально обоснован «формируемый профессионализм преподавателя» как идеал, как норма культуры его педагогической деятельности, с которым необходимо соотносить не только профессионализм, но и личностные качества преподавателя, формируемые на основе осознания и соотнесения им смысла и значения нормативов педагогической культуры как личностно и профессионально значимых. Рефлексивный же профессионализм (по Л.Б. Соколовой /189/) базируется на сознательном усвоении субъектом образовательного процесса сущности педагогической деятельности, ее существенных атрибутов и создании в результате этого индивидуально выработанных личных норм, сообразных нормам культуры педагогической деятельности.

В целом наше исследование было направлено на достижение цели выявления основных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное управление учебной и методической деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства в специфических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ходе исследования необходимо было раскрыть и обосновать сущность нового научного подхода к организации деятельности этих образовательных учреждений в свете изменения социокультурных и социально-экономических условий в стране, а также создать и апробировать на прак-

тике базовую модель формирования культуры личности в образовательных учреждениях этой сферы. Кроме того, необходимо было изучить специфику организационно-управленческой и методической работы с данными учебными заведениями в современных условиях.

В русле этих проблем была определена следующая гипотеза исследования: управление учебной и методической деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства будет более эффективным, если преодолеть следующие противоречия:

между бурно развивающимися регионально-муниципальными системами образования и инертностью перестройки взаимосвязи образовательных учреждений культуры с муниципальными и региональными органами управления;

между готовностью выпускников образовательных учреждений сферы культуры к интеграции в поликультурное образовательное пространство региона и недостаточным знанием специфики его этнокультуры;

между уровнем профессионализма выпускников училища культуры и искусства и начальным уровнем оплаты их труда;

между степенью эффективности деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства и степенью достоверности и адекватности оценки этой деятельности со стороны органов управления;

между запросами потребителей культуры и их готовностью к адекватной оценке и стимуляции профессиональной деятельности работников культуры.

Объект исследования: процесс управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства в Ямало-Ненецком автономном округе.

Предмет исследования', организационно-педагогические основы процесса управления учебной и методической деятельностью в этих учреждениях.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

проанализировать современное состояние и общественно-исторические предпосылки формирования эффективной системы управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства в округе;

- определить сущностные характеристики управленческой деятельности менеджеров образовательных учреждений сферы культуры и искусства как рефлексивного профессионализма на основе культурологического подхода и гуманистической парадигмы образования;

- раскрыть сущность, содержание и специфику организации методической работы в образовательных учреждениях культуры и искусства округа и выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса;

- апробировать эффективность реализации авторской концепции управления учреждениями образования сферы культуры и искусства в автономном округе на основе организации деятельности межрайонных методических зон.

Методологическую основу исследования составили: принцип историзма, а также единства исторического и логического; принцип единства теории и практики, конкретности истины и социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов; диалектики объективного и субъективного факторов в истории; метод восхождения от абстрактного к конкретному; структурно-функциональный и субъектно-деятельностный подходы; культурологический подход, основанный на понимании культуры как процесса индивидуального осознания индивидуумом управленческой деятельности в качестве социокультурного явления.

Проведенное исследование опиралось на работы классиков педагогики и психологии, которые представлены такими именами, как: А.В. Запорожец /58/; Ф.И. Иващенко /66/; Н.К. Крупская /95/; А.Н. Леонтьев /111/;

А.С. Макаренко /123/; B.A. Сухомлинский /193/; Д.Н. Узнадзе /199/; К.Д. Ушинский /203/; Д.Б. Эльконин /219/ и ряда других.

Основные методы исследования: анализ научной психолого-педагогической и управленческой литературы; сопоставление результатов наблюдений за практикой реализации педагогического и управленческого процессов в различных образовательных учреждениях культуры Ямало-Ненецкого автономного округа; моделирование процесса формирования культуры субъектов педагогического процесса; изучение передового и отрицательного педагогического опыта; опытно-педагогическая работа по разработанной программе организации локальных и системных преобразований в деле управления учебными заведениями сферы культуры и искусства в округе; экспериментальная проверка гипотезы; устные и письменные опросы, наблюдение и тестирование субъектов образовательного процесса и субъектов управления образовательными учреждениями сферы культуры, научный анализ полученных результатов исследования.

. Исследование проводилось с 1998 г. по 2004 г. и осуществлялось в три этапа.

/ этап (1998 - 1999 гг.) - изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, разрабатывались исходные позиции исследования, был проведен анализ состояния управления учебными заведениями сферы культуры и искусства в автономном округе в целом, в результате чего определены существующие противоречия. Обосновывалась актуальность, определялись цель и основные задачи исследования.

,2 этап (1999 - 2001 гг.) - на основе теоретического осмысления проблемы исследования осуществлялись отработка понятийного аппарата, методологии и методики организации исследования, целенаправленная поэтапная реализация авторской концепции эффективного управления учебной и методической работой в округе. Проводилась эксперименталь-

ная работа на базе образовательных учреждений культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард, г. Лабытнанги, г. Но-ябрьск, г. Губкинский, г. Новый Уренгой, г. Муравленко, п. Тарко-Сале, п. Вынгапуровский, п. Ханымей и др.).

3 этап (2001 — 2004 гг.) был связан с определением логики изложения материала, уточнением теоретических и практических выводов, оформлением полученных результатов, аргументированием принципов и условий использования авторской модели формирования культуры личности. Проведено теоретическое обобщение результатов исследования, что нашло отражение в целом ряде публикаций.

Результаты исследования докладывались на конференциях в г. Тюмень (2002 г.) и на семинарах в г. Санкт-Петербург (2003 г.), а также на факультете повышения квалификации Московского государственного областного университета (февраль 2004 г.).

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов, разрабатывающих предмет исследования, а также опорой на современные данные фундаментальных научных исследований; результатами многолетней экспериментальной работы, целенаправленным анализом массовой практики и передового опыта. Достоверность результатов исследования подтверждается также их широкой научной апробацией на всероссийских, межрегиональных, республиканских, межвузовских конференциях, а также успешным внедрением в практику работы органов управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа.

На защиту выносятся следующие положения авторской концепции эффективного управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства в условиях отдаленного от основных культурных центров

России северного Ямало-Ненецкого автономного округа. Управление этими образовательными учреждениями в условиях большой территории Ямало-Ненецкого автономного округа происходит более эффективно, если:

  1. Осуществлено теоретическое осмысление специфики и сущности педагогической деятельности в образовательных учреждениях культуры и искусства, которые раскрываются с позиций интегративно-культуро-логического подхода с опорой на социокультурные условия региона, традиции и духовное наследие народов, населяющих этот край.

  2. Осознан гуманистический характер современной образовательной парадигмы, включающей в себя идеи педагогической толерантности, гуманитаризации образования, этнокультурной самоидентификации и т.п.

  3. Культура педагогической деятельности воспринимается как основное качество личности, способствующее осознанной реализации в деятельности современного педагога смысла, значения и нормативов общей педагогической культуры как личностно и профессионально значимых.

  4. Организация управленческого цикла соответствует следующей последовательности:

а) формирование положительной мотивации на культуру педагогической деятельности каждого преподавателя;

' б) обучение педагогов конкретному целеполаганию, являющемуся ядром формирования педагогической деятельности;

в) включение преподавателей образовательных учреждений сферы
культуры и искусства в научно-исследовательскую работу;

г) свободный выбор преподавателем содержания образования, его
способов, форм и методов оценки результатов этого процесса.

5. Оптимальный алгоритм профессиональной деятельности педагога
включает в себя следующие элементы: знать — уметь — хотеть - делать.

Научная новизна проведенного исследования заключается в сле-

дующем:

на основе анализа психолого-педагогических и управленческих исследований установлено, что недостаточная разработанность теории управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства приводит к появлению метода проб и ошибок в данном деле (в управленческом процессе);

исследованы характеристики трансформации культуры управленческой деятельности в интегративное личностное качество руководителя образовательного учреждения сферы культуры и искусства, которое развивается по следующим основным направлениям: мотивационно-целевому, интеллектуально-деятельностному и эмоционально-оценочному;

- разработана теория и методика совершенствования процесса
управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства
на основе культурологического подхода и гуманистической парадигмы об
разования в новых социокультурных условиях;

обоснованы теоретически и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования данных учреждений в условиях северного региона;

в ходе исследования раскрыты причины и характер слабого уровня сформированности профессиональных умений и навыков в области самооценки и самодиагностики эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности почти у всех субъектов образовательного процесса в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства в автономном округе;

определены и обоснованы основные механизмы эффективного воздействия на образовательный процесс в учебных заведениях сферы культуры и искусства со стороны менеджеров всех уровней управления.

Теоретическая значимость состоит:

- в определении содержания и теоретическом обосновании структур-

ной модели формирования и проявления культуры личности, которая является основой, как для преподавателей системы учебных заведений сферы культуры и искусства, так и для руководителей различных уровней управления;

- в обосновании необходимости формирования культуры управлен
ческой деятельности, обусловленной единством и взаимодействием разных
общечеловеческих и национальных уровней культуры в регионе;

- в определении условий реализации продуктивной технологии
управления учебной и методической деятельностью в образовательных уч
реждениях сферы культуры и искусства в округе;

- в разработке конкретной и четкой структуры методической дея
тельности профессиональных объединений педагогов в области предметов
художественно-эстетического и психолого-педагогического циклов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов при управлении образовательными учреждениями сферы культуры и искусства в других регионах, при подготовке кадров в учебных заведениях среднего специального и высшего звена для учреждений культуры и искусства, при повышении квалификации действующих субъектов образовательного процесса и управления в сфере культуры и искусства, а также при выявлении и обобщении передового опыта в этой области.

Диссертация состоит из введения, двух глав, по четыре параграфа в каждой, заключения, библиографии и двенадцати приложений. В тексте работы содержатся четыре таблицы и семь графических рисунков в приложениях.

Основные принципы и этапы развития научного управления

Как известно, управление как вид деятельности давно существует в форме синтеза науки и искусства. Это означает, что искусство управления должно базироваться на фундаментальной научной основе, глубоких знаниях в области философии, экономики, социологии, психологии, педагогики, этики и других. В настоящее время наука управления все чаще выступает как синтез разнообразных научных знаний, обобщенных в работах под общим названием «менеджмент».

Здесь, несомненно, важны для нашего исследования работы, которые создал Н. Винер, одним из первых охарактеризовавших связь кибернетики и управления еще в начале прошлого века /34/. Менеджмент как искусство управления рассматривают в своих трудах П.Э. Лэнд /122/, а А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор и Г. Форд еще на заре становления управления характеризовали его как науку и искусство /201/. Например, И. Ансофф рассмотрел теорию и практику стратегического управления /8/; В.Р. Веснин /32/, О.С. Виханский и А.И. Наумов /35/, Н.И. Кабушкин /73/, Э.М. Короткое /89/, И.А. Кузьмин /98/ характеризуют теоретические основы эффективного менеджмента и целый ряд других.

Г.Кунц и СО. Доннел представили системный и ситуационный анализ основных управленческих функций /105/. Сюда же можно отнести фундаментальную работу, характеризующую основы менеджмента, авторы которой М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури /130/, а также работу о поиске эффективного управления, которую опубликовали Т. Питере и Р. Уо-термен/163/.

Существует также целый ряд работ, которые представлены в виде учебных пособий по основам менеджмента: это работа З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатиной /129/, работа под редакцией А.А. Радугина /148/, В.Н. Парахиной и Л.И. Ушвицкого /149/, а также разработка СЮ. Степанова, С.Н. Маслова и Е.А. Яблокова, посвященная управленческой инноватике /190/. Ю.В. Тихонравов широко рассмотрел теорию управления /195/, В.А. Фатхудинов /204/ характеризует менеджмент как систему, а СВ. Шекшня /213/ рассматривает в своем учебно-практическом пособии управление персоналом современной организации. Все эти и целый ряд других работ составляют теоретическую базу современного менеджмента.

В настоящее время происходит осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной области научного и практического знания, которое занимает прочное место в современной цивилизации. В связи с этим, рассматривая вопрос об основных подходах к управлению образовательными учреждениями в сфере культуры и искусства, правомерно обращение к истории становления науки об управлении, основным направлениям и тенденциям в ее развитии, как в нашей стране, так и за рубежом.

Наиболее четкое выражение данная область знаний получила в начале XX века в концепциях А. Файоля, Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, однако исторические корни этого вопроса уходят в глубокое прошлое. Российские исследователи — Ю.К. Бабанский /12/, Н.В. Горбунова /36/, Т.М. Давыден-ко /51/, П. Карстанье, П. Ушаков /200/, Ю.А. Конаржевский /83/, А.И. Кочетов /156/, Е.Б. Куркин /106/, B.C. Лазарев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Т,И. Пуденко /107/, Н.А. Лукина /121/, Н.И. Монахов /136/, М.М. Поташник /170/, В.П. Симонов /185/, П.И. Третьяков /196/, Т.И. Шамова /213/, Н.Е. Щуркова/217/ и другие характеризуют специфику управления в сфере образования.

Рассматривая вклад различных цивилизаций в развитие менеджмента, можно отметить, что признание как науки и вида искусства одновременно данная область получила уже около 400 г. до н.э. в работах древних мыслителей Сократа и Ксенофонта. Проводя анализ развития менеджмента как области научных знаний, целесообразно придерживаться общепринятой точки отсчета, а именно, конец девятнадцатого - начало двадцатого столетия.

Концепции, представленные Ф. Тейлором, А. Файолем, определили путь жесткого рационализма в управлении. В теории «научного управления» Ф. Тейлора утверждалось, что его эффективность зависит от опоры на определенные законы, правила и четыре «великих основных принципа». К последним он относил выработку истинных научных основ производства, научный набор исполнителей; их научное обучение, тренировку; тесное дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями. По мнению Ф. Тейлора, личное мнение работника должно было быть заменено многочисленными правилами, законами, формулами и пр., которое вырабатывается дирекцией. Научное управление, считал Ф. Тейлор, обеспечивает справедливые интересы, как рабочих, так и предпринимателей и приносит выгоду всей нации в целом.

В то время как в поле зрения Ф. Тейлора находилась рациональная организация труда исполнителей, А. Файоль исследовал управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. Коротко его взгляды можно сформулировать так: управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Он считал, что эффективность управления во многом обеспечивают следующие четырнадцать принципов:

Взаимосвязь культуры и воспитанности личности: социально-педагогический и управленческий аспекты

Взаимосвязь образования и культуры не подлежит сомнению, как и тот факт, что между ними существует положительная корреляция. Поэтому проблема формирования полноценной личности лежит не только в плоскости ее обучения и воспитания, следствием чего является ее развитие, а также в единстве с усвоением культуры того общества, в котором эта личность формируется. Проблемы собственно культуры рассматривает утвердившаяся в последние десятилетия в нашем обществе такая наука как культурология, однако за пределами ее внимания остаются вопросы, относящиеся к области педагогики и педагогического менеджмента, т.е. проблемы воспитания и управления сферой культуры.

Культурология изучает теорию культуры (философия культуры), историю культуры (мировая художественная культура), прикладную и эмпирическую культурологию (антропология и социология культуры). Историю культуры разных народов в 1782 году первым описал немецкий просветитель И.К. Аделунга в своей книге «Опыт истории культуры человеческого рода». Эдуард Тейлор в 1871 году предложил определение культуры, которое считается классическим: «Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества» /90, с. 15/.

Культура как система характеризуется с двух позиций: во-первых, это ее структура, т.е. такие материальные объекты созданные человеком (артефакты) и черты, как скульптуры и памятники, картины и книги, кино и видеофильмы, египетские пирамиды и всевозможные архитектурные сооружения, научные труды, машины и приспособления, а также другие изобретения - все это и характеризует культуру как сумма-тивную систему; во-вторых, культуру можно рассмотреть в динамике, т.е. с позиции ее деятельностной стороны, с позиции влияния и воздействия на человека (личность) через определенные нормы, правила, эталоны, церемонии, ритуалы, обычаи, мифы, традиции, символы и язык, сформированные и продолжающие формироваться человечеством в его перманентном развитии.

В широком понимании культура — это комплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также определенные умения и навыки, усваиваемые личностью в процессе ее развития. В узком значении культура — это совокупность символов, норм и артефактов (созданного руками человека), в которых выражены характерные черты данного общества, нации, группы в процессе их эволюции.

Ниже мы приводим разработанную нами структурную модель проявления культуры общества, в которой даем свое уточненное понимание культуры личности, как в широком, так и в узком значении этого слова. Помимо этого в данной модели представлены следующие блоки: основные показатели культуры, формы и виды культуры, основные функции и черты культуры, характеристика ее пространственно-временного ареала, а также представлены субъекты культуры, ее создатели. Данная модель является, конечно, в определенной степени условной. рибуты проявления культуры в любом обществе и многие из характеристик, приведенных в ней, можно считать общепринятыми и даже классическими. Однако здесь есть и элементы нашего авторского подхода, нашего видения данной проблемы. Например, А.И. Кравченко выделяет следующие шесть функций культуры: защитную, креативную, коммуникативную, сигнификативную, нормативную и релаксационную /90, с. 18-27/. Понимая и принимая его точку зрения в целом, мы позволили на основании изучения опыта работы образовательных учреждений культуры сформулировать их несколько по-иному и уточнив смысловое содержание отдельных функций.

Познавательно-преобразующая функция культуры характеризует как индивидуальную, так и групповую (коллективную) педагогическую просветительскую деятельность. Основы культуры закладываются еще в детском возрасте с того момента, как маленький ребенок начинает говорить и осмысленно познавать мир. Наряду с общими знаниями, умениями и навыками в области речи, счета, письма, различения (распознавания) цвета, родители дома, воспитатели в детском саду и школе формируют у него общекультурные навыки и привычки, а также знакомят с традициями и опытом культуры взаимоотношений данного региона проживания, своего народа и т.п.

Таким образом, не подлежит сомнению, что познавательно-преобразующая функция культуры как элемента общей системы воспитания личности чрезвычайно важна. Маленький человек становится личностью как раз в результате реализации именной этой функции. Всякий родившийся ребенок является существом биологического вида, который называется человеком, а личностью он становится в процессе взаимодействия с родителями и обществом в целом (в процессе социализации). Затем в процессе своего развития личность может превратиться в индивидуальности, где каждой стадии развития соответствует определенное интеллек туальное развитие /186/.

Сохранение культурно-педагогических традиций — приоритетная задача управления в образовательной сфере

Задача сохранения культурно-педагогических традиций в новых социально-экономических и социокультурных условиях является одной из приоритетных при организации деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Как показывает анализ практики, предметом особой заботы здесь являются не только народные традиции, но и специфика развития одаренных детей всех народов, населяющих данную местность.

В этом плане очень интересны труды и исследования, которые представили, например, А.И. Доровской, рассмотревший педагогические аспекты работы с одаренными детьми /56/; Ю.Г. Князева, исследовавшая роль инновационных технологий в семейном образовании в современной России, где работа с одаренными детьми представлена очень широко /79/; исследование А.И. Савченко посвящено педагогическим основам развития продуктивного мышления одаренных детей /179/. Сюда же можно отнести работу И.Н. Семенова и СЮ. Степанова, посвященную рефлексивной психологии и педагогике творческого мышления, а также труд А.Х. Сима-новского, освещающего непосредственно проблему развития творческого мышления детей и целый ряд других.

Теорию и практику формирования творческой личности учащихся в системе художественно-эстетического образования довольно основательно исследовала Т.Н. Прохорова /171/. Работа М. Сарьяна об искусстве /180/ имеет самое непосредственное отношение к рассматриваемой нами проблеме. Не менее важна для нас и работа Б.П. Юсова, которая подробно осветила проблему художественного развития и воспитания школьников /221/, а также исследование психологических проблем эстетического воспитания детей, представленное П.М. Якобсон /223/.

Непосредственно проблему культуры с учетом специфики регионов рассматривают многие авторы. Например, М.А. Лапина издала интересную работу по этике и этикету хантов /108/; Б.Ф. Сушков создал новый курс, посвященный русской культуре /191/, а в 1999 году был издан коллективный труд, посвященный ценностно-содержательным основам воспитания личности в образовательном пространстве Ханты-Мансийского автономного округа /211/ и др. Однако специфика управления образовательными учреждениями культуры в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа широко освещения еще не получила.

Имеется также целый ряд работ, посвященным тем или иным аспектам воспитания в процессе каких-либо видов художественно-эстетической и других видов творческой деятельности. Так С.А. Павлова исследовала умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности /150/; а И.А. Хвостова — социально-педагогические условия развития любительского музыцирования в контексте культурной деятельности /209/.

Особое место здесь занимают исследования и работы, посвященные художественному воспитанию и творчеству, а также эстетической подготовке молодежи: В.Н. Банников рассмотрел педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства /14/; проблему творчества в единстве с преодолением стереотипов освещают P.M. Грановская Ю.С. Крижанская /46/. В.П.Зинченко исследовал проблему развития творческих способностей на занятиях академическим рисунком /60/ и ряд других.

Очень интересное исследование о воспитании учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX века провела Е.А. Ильина /67/, а Л.Г. Коваль характеризует, на основании проведенного исследования, взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства /80/. С.А. Куликова исследовала формирование ценностных ориентации у младших школьников в процессе их художественно-творческой деятельности /102/, А.Ж. Овчинникова досконально исследовала теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учаїцихся начальных классов школы /146/.

В.К. Лебедко изучена проблема пространственно-временных представлений в творческом развитии художника-педагога /109/. Не менее интересно и исследование А.А. Мелик-Пашаева, посвященное проблеме психологических основ способностей к художественному творчеству /128/, а также работа, представленная С.Х Раппопорт, в которой прослеживается и оценивается взаимосвязь искусства и эмоций /174/. Несомненно, что одним из важнейших трудов в области психологии искусства является работа B.C. Кузина /97/ и др.

Основываясь на работах вышеуказанных авторов и целого ряда других в нашем округе с 2001 года проводится такая форма подведения основных итогов деятельности образовательных учреждений культуры округа, как Окружная педагогическая Академия. Так, например, март 2003 года в Ямало-Ненецком автономном округе был отмечен важным событием для всех преподавателей музыкальных школ и школ искусств. С 23 по 30 марта на базе ДМШ №2 г. Ноябрьск была проведена III Окружная педагогическая Академия. Было 364 участника из 30 образовательных учреждений, и по этому количеству стало очевидно, что Академию ждали и к ней серьез но готовились, как организаторы проведения, так и преподаватели округа.

Целью проведения педагогической Академии является - сохранение культурно педагогических традиций в регионе, повышение роста профессионального мастерства педагогов, расширение творческих контактов преподавателей на основе взаимообогащения различных исполнительских школ и направлений.

Управление формированием специалиста в межокружном училище культуры и искусства

В основу учебно-воспитательной работы в Салехардском межокружном училище культуры и искусства им. Л.Лапцуя Ямало-Ненецкого автономного округа, в ходе экспериментальной работы, был положен принцип развития самостоятельности и воспитания социальной зрелости будущего специалиста. Процесс воспитания студентов построен с учетом уровня их развития, психологических особенностей, а также с учетом специфики получаемых профессий.

Воспитательная и социальная работа ведется по следующим основным направлениям: - развитие самоуправления обучаемых; - организация внеклассных и творческих мероприятий; - правовое воспитание и профилактика правонарушений; - патриотическое воспитание; - физическое воспитание; - развитие студенческого самоуправления, приобретение студентами необходимых организаторских способностей и проявление самостоятельности через организацию и проведение внеучебных мероприятий. . В ходе этой работы решаются следующие основные воспитательные задачи: - Воспитание всесторонней гармонически развитой личности на основе моральных принципов развития духовных потребностей и интересов. - Формирование высокой общей профессиональной культуры, способности адаптироваться к новым общественным условиям. - Оказание помощи в формировании нравственных ценностей. - Воспитание творческого отношения к избранной специальности, привитие норм профессиональной этики. - Воспитание ответственности, самостоятельности, потребности к самообразованию. - Формирование и поддержание у студентов стремления к здоровому образу жизни. - Усиление патриотического воспитания студентов через внеаудиторные мероприятия. Работа по социальной защите студентов. В сентябре проводится анкетирование студентов первого курса. На основе этого осуществляется социально-нравственный анализ семей студентов, поступивших на первый курс, что позволяет оптимально сформировать план работы с первокурсниками, который используют как классные руководители, так и социальная служба. Эта служба в течение года следит за выплатами основной стипендии, за социальными выплатами всем категориям студентов, согласно законодательства РФ, а также постановлений Губернатора ЯНАО.

Практика показала важную роль организации внеклассных и творческих мероприятий в училище, которые осуществляются на основании намеченного плана. Все они направлены на расширение кругозора студентов, нравственное и эстетическое воспитание, а также на становление личности. Здесь, как правило, организуются следующие традиционные мероприятия: «День Знаний», «День Города», «Посвящение в студенты», «Театральная гостиная», «Новогодний бал-маскарад», «Последний Звонок» и т.п.

Как показывает анализ практики, наиболее познавательными бывают мероприятия, посвященные декаде краеведения «Ямал известный и незнакомый». Интересными и увлекательными являются также программы, посвященные «Дню св. Валентина» («Биение сердец»), Дню Театра. Традиционными стали в училище Лапцуевские чтения, которые проходят под названием «Мой край - Родной Ямал». Студенты принимают участие также и в городских конкурсах чтецов, посвященных этой теме.

Помимо запланированных мероприятий студенты в течение года активно принимают участие в городских и окружных мероприятиях. Так, например, в сентябре 2003 г. в п. Горно-Князевск прошел первый Окружной Туристический слет, в творческой программе которого приняли активное участие студенты досугового и дирижерско-хорового отделений. Декабрь был насыщен различного рода мероприятиями как внутриучилищного, так и городского масштаба. Это участие в марафоне, посвященном Международному Дню Инвалидов, который проходил в ЦКиС «Полярный», где были задействованы все творческие коллективы училища и других образовательных учреждений сферы культуры и искусства. В канун новогодних праздников студентами досугового и дирижерско-хорового отделений проводятся новогодние утренники в различных организациях.

В силу специфики училища, как учебного заведения культуры, эстетическое и нравственное воспитание - это один из элементов образовательного процесса. Однако в этом направлении осуществляется большая работа и вне учебного процесса. Студенты училища при содействии классных руководителей посещают все выставки, проводимые в течение года в ОЦНК и Выставочном Центре. Для студентов первых курсов организовываются экскурсии в городской музей, а также ознакомительные экскурсии в музей училища культуры. Студенты старших курсов проводят экскурсии для ребят школьного возраста по музею училища.

В училище регулярно проходят сольные концерты студентов музыкального отделения. Заключительным этапом является концерт в ОЦНК (малый зал). Так, например, успешная концертная деятельность позволила студенту четвертого курса Загородиикову А. принять участие в XII Открытом конкурсе молодых исполнителей на народных инструментах им. Салиха Сайдашева, который состоялся в декабре 2001 года в г. Казани. Благодаря участию в конкурсе Алексей Загородников поступил в высшее учебное заведение по специальности.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях (На примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа)