Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Долматова Анна Анатольевна

Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов
<
Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Долматова Анна Анатольевна. Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов : 13.00.01 Долматова, Анна Анатольевна Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов :на примере Нижнего Новгорода и области : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Нижний Новгород, 2007 247 с., Библиогр.: с. 189-208 РГБ ОД, 61:07-13/2679

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретико-методологические основания организации развивающей дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в зарубежной и отечественной педагогике 18

1.1 Историография организации развивающей дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в зарубежной науке 18

1.2 Историография организации развивающей дизайн-среды дошкольных образовательных учреждениях в отечественной науке 44

1.3 Историко-педагогические направления организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в советский и постсоветский периоды 57

Выводы по первой главе 74

Глава II. Организация и педагогическое функционирование дизайн-среды детских дошкольных образовательных учреждений в советский и постсоветский периоды 76

2.1. Основные качества организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в 1920-1930-е годы 76

2.2 Особенности дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в 1940-1950-е годы 112

Организация дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в 1960-1990-е годы 126

Выводы по второй главе 134

Глава III. Педагогическое развивающее функционирование дизайн-среды современных дошкольных образовательных учреждений (на примере Нижнего Новгорода и области) 136

3.1. Основные педагогические принципы организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в современном обществе 136

3.2 Типовое оформление дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений 156

3.3 Педагогическая интерпретация организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в Нижнем Новгороде 164

Выводы по третьей главе 184

Заключение 186

Библиографический список использованных источников и литературы

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Исторические изменения в жизни общества всегда своеобразно и точно отражаются із организации дизайна среды, окружающей человека. Развитие общества в России советского и постсоветского периодов характеризуется заметным усилением интереса к дизайн-проектированию среды, что обязывает не только учитывать новые тенденции при проектировании предмешо-пространетвенной среды в образовательных учреждениях, но и критически осмысливать исторически сложившиеся педагогические тенденции, в первую очередь в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Защита прав и законных интересов детства, создание необходимых условий развития детей, поддержание их социального статуса, обеспечение их активной жизнедеятельности в последние годы являются одной из важнейших составляющих государственной социальной политики Российской Федерации, Нормативно-правовая база для формирования среды жизнедеятельности детей включает в себя обширный комплект документов федерального уровня: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования па период до 2010 года», «Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании обновленного Совета по науке, технологиям и образованию» в 2005 году, основными направлениями которого стали приоритетные проекты в образовании, конкретизируемые в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», и др. В соответствии с этими документами развитие детских дошкольных образовательных учреждений сегодня должно включать в себя совокупность социальных воспитательно-образовательных услуг, успешная реализация которых невозможна без организации внешней и внутренней среды как целостной системы дизайн-проектирования, обеспечивающей гармоничное сочетание всех параметров среды; материально-физических, функционально-прагматических, социальных и эмоционально-художественных, выступающих в качестве условий полноценной жизнедеятельности детей. На наш взгляд, реализация новых дизайн-технологий в дошкольном образовании

должна базироваться на необходимом анализе зарубежного и отечественного опыта проектирования предметно-пространственной среды образовательных учреждений с целью выявления адеквагных историко-педагогичееких оснований проектирования дизайн-среды ДОУ советского и постсоветского периодов, а также условий и средств ее реализации и использовании данного опыта в современной системе отечественного образования на примере г. Нижнего Новгорода и области.

Степень изученности проблемы. Анализ философской, исторической, педагогической, психологической, эстетической и культурологической научной литературы показал, что организация предметно-пространственной среды выступает предметом исследования специалистов многих областей знаний. Организация проектируемой окружающей человека среды в философии и эстетике изначально рассматривалась как организация искусственного рукотворного мира, как результат активного и предметного познания человеком окружающего мира (Аристотель). Ф.Бэкон отмечает важность союза души и тела, в том числе и при обустройстве повседневной жизни человека. Р* Декарт в своем трактате «О страстях души» в число основных шести страстей при познании окружающего мира включает интеллектуальное чувство - удивление, без которого невозможен сам процесс познания. Глубокую разработку проблема эмоций и чувств, возникающих у человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой, получила в «Этике» Б. Спинозы,

С развитием в Европе в XVII-XVIII веках экономики и промышленности и с появлением такого важного направления в философии, как эмпиризм, в работах Т. Гоббса и Дж\ Локка подчеркивается, что само телесное бытие человека в окружающем мире базируется на чувственных проявлениях человеческой психики и определяется в отношении пространства, времени и движения под влиянием внешних предметов. Эмпирическое направление во французской философии XVIII века, связанное с именами философов-энциклопедистов Д. Дидро, Ж.-Ж, Руссо и др., утверждает идею преобразовательной деятельности человека в формировании окружающей среды, проявления в этом активности

человеческого сознания. В «Антропологии» И. Канта особое значение уделяется априорности пространства и времени как форм восприятия, а также эмпирическому воздействию окружающих предметов на человека, что является началом процесса познания, реализуемого в деятельности. Идея преобразовательной деятельности человека нашла свое дальнейшее развитие в идеалистической философской системе Г.В.Ф. Гегеля. При этом особое значение философ придает процессу «опредмечивания» духа в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека в его практической деятельности. С появлением в середине XIX века эволюционной теории Ч. Дарвина в науке подтверждается мысль о том, что психические процессы человека складываются при взаимодействии его с окружающей средой на основе его непосредственного опыта целостной системы ощущений и чувствований, которыми человек пользуется, осуществляя анализ окружающих его явлений (В. Вундт, Ч. Дарвин). В русской научной школе, развивающейся под воздействием творческого освоения в России зарубежных философских материалистических идей и успехов в естествознании (M.D. Ломоносов, B.IL Боткин, И,М, Сеченов), подчеркивалась роль мозга в различении раздражении, развивалась мысль о воображении, представлениях, возникающих при восприятии человеком окружающего, материалистически объяснялись ощущения, возникающие у человека под воздействием предметов внешнего мира.

На рубеже XIX-XX веков и в дальнейшем на протяжении всего XX столетия в связи с бурным развитием капиталистического производства в трудах западноевропейских ученых выстраивается эргономическая концепция, которая явилась основополагающей в первую очередь для образовательной среды в трудах таких исследователей, как Р. Арнхейм, В. Папанек, С. Френе, Э.Т. Холл и др. Среди зарубежных исследований роли дизайн-среды и ее воздействия на педагогические процессы необходимо отметить исследования немецкого философа и педагога Р. Штайнера, основоположника дошкольной педагогики Ф, Фребеля, фундаментальные педагогические разработки М. Монтессори, представителей американской,

австралийской, французской, английской и японской психолого-педагогических школ (Б. Лрчер, М, Блэк, Д.С. Брунер, УЛ. Гаррисон, Г. Дуглас, Д. Дьюи, Ж, Пиаже, У, Прю> К, Саккунори, С. Френе, М. Френч, Е. Хино, Д. Шервуд и др.)-

Отечественная история педагогики в революционную эпоху, в советский и постсоветский периоды дает нам большое количество фактографического материала, подтверждающего значительное влияние дизайн-среды на все педагогические процессы, протекающие в ней, а также большую роль дизайн^среды ДОУ в формировании общей концепции педагогической деятельности. Непреходящее значение здесь имеют классические педагогические труды П.Ф, Каптерева, А.С. Макаренко, ВЛ. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, а также теоретические разработки отечественных исследователей в гуманитарной науке -Г.М Андреева, А. В. Бакушинского, П.П. Блонского, В.И. Гинецинского, ОА Горбапь, Б.Х. Гуревича, А.В, Запорожца, В.П. Зинченко, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, A.R Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Л.Б. Переверзева, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сидоренко, В.А. Сластенина, В.А. Филина, Л.Д. Чайновой, Г.Г, Шпета, Д.Б, Эльконина и др.

Особенно ценными для настоящего историко-педагогического диссертационного исследования являются научные работы, посвященные исследованию конкретных воздействий предметно-пространственного окружения ребенка-дошкольника в воспитательном процессе Л.В. Артемовой, Т.М. Бондаренко, Л.М. Клариной, Н.Ф. Комаровой, Т,С. Комаровой, Л,В. Куцаковой, Ю.С Мануйлова, Е.М Никитина, Л.И. Новиковой, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, А.А. Смоленцевой и др., а также психологические исследования Г,Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, A.IL Леонтьева, М,И. Лисиной, B.C. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой и др. Введенное Д.Б. Элькониным понятие «неклассическая психология» содержит мысль о том, что предметное действие как единица социального взаимодействия, связано с развитием у ребенка восприятия вещей как социальной предметности- При этом создается возможность построения логической цепочки «социальная предметность -

социальное функционирование - социальные коммуникации - социальные качества личности» - и реализации ее через отношение ребенка к сути предмета.

Бурное развитие в современной России такого исторически сформировавшегося направления, как графический дизайн, не может не оказывать влияние на организацию дизайн-среды ДОУ, Это информационные листы для детей и взрослых, визуальные коммуникации в помещениях, методический материал для занятий, таблицы, рисунки, развивающие игры, рабочие тетради и др. Разработка данного направления характеризуется становлением научно-практических школ: Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (г. Москва), Детской школы искусств №12 «Старт» (г. Москва), Детской школы-студии при Академии архитектуры и искусства (г. Екатеринбург), Детской школы художественного воспитания (г. Ставрополь), Детской школы художественного воспитания (г. Карсун, Ульяновской обл.), Методического кабинета по работе с музыкальными и художественными школами при Департаменте образования и науки (г. Нижний Новгород) и др. Их исследования и составляют научно-практический базис для разработки темы настоящего исследования, В целом историко-педагогическое значение дизайн-среды не вызывает сомнений, так как она имеет огромное влияние на развитие личности дошкольника, на ее мотивационную структуру, на интеллектуальную, эмоциональную, тактильную сферы ребенка, его физическое и психическое здоровье, а также через государственное управление связывает ребенка непосредственно с жизнью всего общества, всей страны. Проведенный нами анализ теоретических и эмпирических исследований по историко-педагогнческой проблеме организации дизайн-среды ДОУ и в образовательной практике последних лет (анализ оформления детских садов, отдельных деталей интерьеров, игрушек, рабочих тетрадей, учебников и т. д,) позволил выявить следующие противоречия:

а) между потребностью дошкольных образовательных учреждений не только в идеологии, но и в теоретико-методологических положениях для организации дизайн-среды детства, и недостаточной разработанностью

теоретических подходов к этому процессу с позиций изучения и обобщения историко-педагогического опыта;

б) между педагогическим влиянием современной дизайн-среды на формирование личности ребенка и отсутствием психолого-педагогических рекомендаций по их использованию в ДОУ.

С учетом этих противоречий сформулирована проблема исследования: каковы основы организации дизайн-среды ДОУ советского и постсоветского периодов с конкретизацией в условиях отдельного субъекта образовательной деятельности, в частности в г. Нижнем Новгороде (Горьком) и области?

Цель исследования - выявить историко-педагогические особенности организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в советской и постсоветской России.

Объект исследования - дизайн-среда дошкольных образовательных

уЧреЖДСЕШЙ.

Предмет исследования - теоретико-методологические основы организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений советского и постсоветского периодов на примере г. Нижнего Новгорода (Горького) и области.

Гипотеза исследования основана на следующих предположениях:

  1. Организация дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений и активно преобразовательная деятельность ребенка в предметно-пространственной среде ДОУ в советское и постсоветское время на примере г. Нижнего Новгорода (Горького) и области с позиции истории педагогической науки связана с педагогическими задачами, которые решались посредством наполнения ее определенным идеологическим материальным и духовным содержанием.

  2. Дизайн-среда в дошкольных образовательных учреждениях в советский и постсоветский периоды всегда была непосредственно связана с жизнедеятельностью всего общества.

  3. Организация дизайн-среды происходит не только на основе идеологических положений, по и на основе теоретико-методологической концептуальной базы ДОУ.

4. На основе историко-педагогических исследований возможна разработка методических рекомендаций для организации и педагогического обеспечения дизайн-среды современных ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Обобщить совокупность теоретико-методологических положений как концептуальной базы организации дизайн-среды в ДОУ в конкретный исторический период,

  2. Раскрыть основы организации дизайн-среды в ДОУ, определяемые историческими особенностями развития нашей страны в период с !920-х годои по настоящее время,

3- Выявить особенности организации дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях постсоветского периода на примере г. Нижнего Новгорода и области.

4. Разработать и апробировать опытным путем методические рекомендации для организации развивающей дизайн-среды современных ДОУ.

Методологическую основу исследования составили базовые принципы анализа педагогических явлений: принцип историзма; принцип взаимозависимости социальных и психолого-педагогических явлений; принцип эстетизации окружающей среды; многомерный подход к обоснованию организации дизайн-среды в ДОУ, проектированию дизайн-среды; структурно-функциональный подход к изучению воздействия дизайн-среды па развитие психических процессов детей дошкольного возраста.

Теоретической базой исследования послужили;

  1. Фундаментальные работы в области философии и истории развития общества (Аристотель, Ф, Бэкон, Г.В,Ф. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, М.В. Ломоносов и др.), естественно научной теории и психофизиологии (В.М. Бехтерев, В.П. Боткин, В. Вундт, Ч. Дарнин, И.М. Сеченов и др.).

  2. Фундаментальные педагогические исследования в зарубежной науке (Д. Дьюи, М. Монтессори, Ф. Фребель, С. Френе, Р. Штайнер и др.); исследования в дореволюционной России (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,

Н.Г. Чернышевский и др.), в том числе дореволюционные специалисты, которые работали над организацией предметной среды образцовых ДОУ в послереволюционный период (АЛ. Выгодская, Д.А. Лазуркина,

М.Х. Свентицкая, ДО Тезавровская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,
СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); исследовательские работы советского
периода (Н.К. Крупская, А,В, Луначарский, А,С, Макаренко и др.), в том
числе работы представителей педологической концепции

(А.В. Бакушинскии, Г,Г. Шпет и др.); педагогические исследования второй половины XX века (Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, В А Сухомлинский и др.).

  1. Исследования психолого-педагогических основ развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С, Выготский, Т,В. Ендовицкая, М.В. Ермолаева, А.В. Запорожец, B.IX Зинчеико, ГГ. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисипа, А.Р. Лурия, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, М.В. Осорина, В.А. Петровский, Н.Г- Салмина, Е.Е. Сапогова, ДБ. Эльконин и др.).

  2. Исследования теории и истории дизайна советского и постсоветского периодов (О.И. Генисаретский, А.В. Иконников, М.С. Каган, СМ. Михайлов, В.Ф. Сидоренко, СО. Хан-Магомедов, ВТ. Шимко, и др.), а также работы зарубежных исследователей (Р.Арнхейм, Б. Арчср, М. Блэк, Д.С. Брунер, У.Л. Гаррисон, Г. Дуглас, Ж. Пиаже, У. Прю, К. Саккуиори, М. Френч, Е. Хино, Д, Шервуд и др.).

Теоретической базой исследования является также культурологический принцип, детерминирующий образование как область культуры и, следовательно, предлагающий комплексное изучение оснований организации дизайн-среды в дошкольном образовании.

Методы исследования включали в себя теоретический и эмпирический анализы научных источников. Первая их группа представляет собой документы официального происхождения, донесения представителей местных органов власти в вышестоящие инстанции, отчеты и докладные документы от руководителей разного уровня, законодательные акты,

декреты, касающиеся дошкольных образовательных учреждений различных категорий. Вторая группа источников - документы» инициированные рядовыми педагогами и воспитателями: письма, жалобы, доклады, характеризующие чаще всего положение дел на местах. Третья группа источников - фундаментальные исследования, исторические справочники, в том числе на электронных носителях, а также материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Государственном управлении Центрального архива Нижегородской области (ГУ ЦАНО), Так же в работе использовались сравнительный и генетический методы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920-х годов по настоящее время.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Нижнего Новгорода (№14, №20, №34, №52, №54, №101, №230, №415, №434, №440), Для опытно-экспериментального исследования в ДОУ было использовано анкетирование.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2001 - 2002 г.г.) был посвящен изучению степени разработанности проблемы на основе анализа научных источников; осуществлялось обобщение и определение методологических и историко-педагогических оснований исследований; определялись методы исследования.

Второй этап (2002 - 2005 гг.) включал уточнение концептуальных основ организации дизайн-среды в ДОУ советского и постсоветского периодов; накопление фактического материала с целью выявления особенностей организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в постсоветский период.

Третий этап (2005 - 2007 г.г.) включал научное обобщение и теоретическое оформление результатов историко-педагогического исследования организации дизайн-среды в ДОУ в советское и постсоветское время, а также опытно-экспериментальную проверку и внедрение в

образовательную практику дошкольных образовательных учреждений методических рекомендаций по организации дизайн-среды. Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. В целостном виде восстановлен и проанализирован исторический процесс организации дизайн-среды ДОУ, обоснованы закономерности ее развития, выделены исторически сложившиеся этапы этого развития.

  2. Обобщена совокупность теоретико-методологических положений как концептуальной базы организации дизайн-среды, в том числе в образовательных учреждениях.

  3. Выявлены особенности организации дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях, определяемые историческими особенностями развития нашей страны в период с 1920-х годов по настоящее время.

  4. Осуществлено исследование и выявлены особенности основных историко-педагогических принципов организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений на примере гг Нижнего Новгорода (Горького) и области.

  5. Определены теоретические и педагогические основания организации дизайн-среды в современных образовательных дошкольных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических историко-педагогических основ организации предметно-пространственной дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в советское и постсоветское время с позиций истории педагогической науки; в разработке теоретических основ по выявлению принципов организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений на примере г. Нижнего Новгорода (Горького) и области.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторских технологий организации дизайн-среды ДОУ г. Нижнего Новгорода, на основе которых может быть осуществлено педагогическое сопровождение по организации дизайн-среды для детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы в

учебном процессе вузов при подготовке специалистов дошкольного образования и в системе повышения их квалификации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и его результаты освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета; кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета; кафедры дошкольной педагогики Нижегородского института развития образования; кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университета им- Н.И.Лобачевского, Результаты исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по педагогике и психологии со студентами Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета при подготовке педагогов-психологов, культурологов, художников-дизайнеров, при проведении занятий по педагогической практике кафедры художественного проектирования интерьеров ГХИ ННГАСУ, путем выступлений на региональных научно-практических конференциях «Культура и антикультура» (Н. Новгород, 2002); «Этническая культура народов Поволжья» (Н. Новгород, 2003); «Архитектура и строительство» (Н. Новгород, 2003); «Здоровьесберегающие технологии в педагогической практике» (Н.Новгород, 2006), на межрегиональном методическом семинаре «Формирование педагогического наблюдения при реализации программ предшкольной подготовки» (Н.Новгород, 2006).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в дошкольном образовании, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, анализом исторических фактов, подтвержденных наличием большого количества архивных документов (43), выявлением взаимосвязи исторических и педагогических тенденций организации дизайн-

среды дошкольных образовательных учреждений на примере г. Нижнего Новгорода (Горького) и области.

Основные положения, выносимые на защи іу:

  1. Организация дизайн-среды во всех сферах жизни общества своеобразно и точно отражает исторические изменения в жизни конкретного общества. Реализация новых дизайнерских технологий не может осуществляться без необходимого историко-педагогического анализа теоретико-методологических положений формирования дизайн-среды, в том числе в образовательных учреждениях, для выявления педагогических оснований проектирования их предметно-пространственной среды.

  2. Организация дизайн-среды ДОУ в хронологический период с 1920-х годов по настоящее время обусловлена несколькими причинами:

а) данный временной промежуток вписывается в традиционный
историографический канон - «советское и постсоветское время»;

б) рассматриваемый отрезок времени уникален своим историко-
педагогическим содержанием;

в) этот период достаточно хорошо обеспечен архивными документами.

  1. Анализ дизайн-среды ДОУ в советское время необходимо осуществлять с учетом детерминации ее сущности и содержания естественнонаучного подхода и идеологических положений, которые обусловливали исторические особенности ее организации.

  2. Изучение особенностей формирования дизайн-среды ДОУ в постсоветский период позволяет выявить противоречие между потребностью образовательных учреждений, в частности дошкольных, в модернизации дизайн-среды на основе теоретических положений и отсутствием научно обоснованной педагогической интерпретации новых дизайн-технологий.

  3. Апробация методических рекомендаций по педагогическому обеспечению дизайн-среды ДОУ свидетельствует о значительном педагогическом потенциале дизайн-среды, соответствующем педагогическим целям и задачам развития личности ребенка в конкретный исторический период его функциональной, операциональной, мотивационной готовности к

познанию окружающего мира как естественного (природного), так и социального (рукотворного).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Содержание диссертации изложено на 209 страницах.

Историография организации развивающей дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в зарубежной науке

Историография организации развивающей дизайн-среды в отечественных и зарубежных дошкольных образовательных учреждениях включает в себя историко-ледагогические основания организации развивающей дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений, эстетические принципы организации педагогической развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, а также выделение особенностей организации дизайн-среды типовых дошкольных образовательных учреждений. Тенденции организации дизайн-проектирования дошкольных образовательных учреждений в России и Советском Союзе, в том числе в Нижнем Новгороде (г. Горьком) и области, в советский и постсоветский периоды, рассмотренные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов, базировались на целостной дизайнерской системе, которая обладает специфическими качествами и функционирует в детской развивающе-образовательной среде ДОУ. Вместе с тем каждый период развития советского и постсоветского общества давал свои решения организации дизайн-среды ДОУ, которые отражали общие тенденции развития отечественного дошкольного воспитания и образования. В Советском Союзе и России организация дизайн-среды определялась, прежде всего, особенностями общей образовательной политики государства. Теоретическая историко-педагогическая и экспериментальная исследовательская работа показывает, что педагогическая значимость дизайн-среды в ДОУ в процессе организованной совместной продуктивной деятельности детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе всегда была чрезвычайно высокой, С одной стороны, дизайн-среда ДОУ оказывала мощное психолого-педагогическое воздействие на детей, что постоянно использовалось в воспитательно-образовательном процессе в советский и постсоветский периоды, С другой стороны, сами дети, осваивая окружающий их искусственный мир и активно преобразовывая его, активизировали собственный творческий потенциал, что также влияло на организацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Историко-педагогические особенности дизайн-проектирования предметно-пространственной среды дошкольных образовательных учреждений в советский и постсоветский периоды, на примере Нижнего Новгорода (г. Горького) и области, всегда в полной мере отражали в себе особенности исторического развития нашей страны и решение воспитательных задач всего общества.

Развивающая дизайн-среда, к которой относятся детские дошкольные образовательные и внеобразовательные учреждения: театры, концертные залы, кинозалы, библиотеки, выставки для детей, детские кафе, спортивные и игровые площадки, детские комнаты в квартирах или домах - все это имеет важное значение на дошкольном уровне образования, который является важным сенситивным этапом развития ребенка и на котором закладываются такие важные для дальнейшей жизни каждого человека качества, как потребность в общении, навыки предметной деятельности, конструктивное мышление» художественное видепие мотивация к труду, потребность к активной деятельности. Педагогическое значение дизайн-среды не вызывает сомнений. Дизайн-среда имеет огромное влияние на развитие личности дошкольника, на его мотивационную структуру, на интеллектуальную, эмоциональную, тактильную сферы, на физическое и психическое здоровье.

Понятие «дизайн» появилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству пришло массовое производство всего комплекса окружающих пас вещей. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие «designo» - «проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи». В переводе с английского едизайн» - design - означает «проект», «замысел», «узор», «рисунок», «эскиз» («замышлять», «проектировать»), а также действия, связанные с появлением какого-либо проекта или рисунка [196. СЛ15], В более узком, профессиональном понимании дизайн означает «проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной» [148, С.73]. В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью [93]. Поэтому «дизайн», который сегодня понимается нами как сфера проектной деятельности общества, как совокупность вещей и устройств, делающая наше существование удобнее и легче, как особым образом сформировавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни, играет в сегодняшнем мире столь серьезную роль, а также исследуется в его приложении ко всем сферам развития личности и, в частности, в дошкольном образовании. Дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на организацию предметного мира на промышленной основе в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный. Отсюда особая важность дизайна: использование, наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями, средств гуманитарных дисциплин -философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др.

Историография организации развивающей дизайн-среды дошкольных образовательных учреждениях в отечественной науке

Отечественная традиция в формировании предметно-пространственной среды образовательных учреждений в отечественной науке базировалась на тех истоках в истории отечественной культуры, предпосылки которых были заложены в России еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок к XVIII веку в России формируется деятельность светско-духовных высших учебных заведений - Московской славяно-грско-латинской академии, Киево-Могилянской академии, утверждается академический Московский университет, возглавляемый MB.Ломоносовым, - открывается ряд училищ и школ. Следует отметить наличие в отечественной культуре, философии достаточно целостных научных и психологических представлений, которые проявились, Б частности, в теоретической деятельности профессоров Московского университета Д.С, Аничкова, СЕ. Десницкого и КН. Поповского; писателя, книгоиздателя и общественного деятеля Н.И. Новикова; историка, государственного деятеля В.Н. Татищева; писателей А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, а также в научном творчестве великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, Анализируя особенности взаимодействия человека с окружающим миром, М.В. Ломоносов с позиций современных ему научных представлений подчеркивал, в частности, роль мозга в различении раздражений, развивал мысль о воображении, представлениях, страстях, возникающих при восприятии человеком окружающего [86]. Он материалистически объяснял ощущения, возникающие у человека под воздействием окружающего, как продукт этого воздействия на человека предметов внешнего мира.

Философские и психолого-педагогические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII века, дали начало просветительской материалистической и демократической традиции в отечественной философии, психологии и педагогике XIX века. Русская философская и психолого-педагогическая мысль в XIX веке развивалась под воздействием творческого усвоения в России общественной мировой философской мысли и успехов в естествознании, а также под воздействием появившихся на рубеже 1930-1940-х годов в России, с одной стороны, либерально-буржуазного западничества (Т,Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др.) и, с другой стороны, либерально-дворянского славянофильства (А.С, Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С, Аксаковы и др.). Революционно-демократическое просветительское движение в это время представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, идеи которых получили свое дальнейшее развитие в деятельности революционеров-демократов Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова. Первые психологические работы И.М. Сеченова, вышедшие в свет одновременно с трудами по физиологической психологии В. Вундта [48], явились Б России началом психологии как самостоятельной науки [124]. И.М. Сеченов, основоположник отечественной психологии, создатель рефлекторной теории психического, отмечал, что способность воспринимать внешние влияния в форме зрительных, слуховых и других представлений складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты. Психический пронесе возникает и завершается в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, при этом ученый подчеркивает, что рефлекторный принцип психического но означает сведение психического к физиологическому, психическое в этом процессе сохраняет свое качественное своеобразие, И.М. Сеченов развивает представления об активном деятельностном характере чувственного познания, которое является основой целостного поведения человека во взаимодействии его с окружающей средой [124],

Историко-педагогическое исследование организации дизайн-среды образовательных учреждений показывает, что процесс организации среды детства в России и Советском Союзе, в том числе в Нижнем Новгороде (г. Горьком) и области, в советский и постсоветский периоды прошло ряд этапов развития, а также то, что процесс организации дизайн-среды образовательных учреждений всегда отражал те общественные процессы, которые происходили в пашей стране и во всем мире. С этих позиций следует выделить тгапы развития процесса организации дизайн-среды образовательных учреждений: период организации Советского государства (1917-1930-е годы); военный и послевоенный периоды {1940-1950-е годы); периоды 1960-1980-х годов, перестроечный и постперестроечный периоды (1990-2007-е годы). При этом следует особо отметить, что современные принципы организации дизайн-среды образовательных учреждений, базирующиеся на лучших достижениях мировой и отечественной эстетической науки, были сформированы в 1960-е годы XX века и в дальнейшем, хотя и не сразу, но были использованы при создании передовых идей педагогической и эстетической науки, на базе которых осуществлялся процесс организации дизайн-среды образовательных учреждений и ДОУ. История педагогики в России, в Советском Союзе и в России в постсоветский период дает нам большое количество фактографического материала, подтверждающего большое влияние дизайн-среды на все педагогические процессы, протекающие в ней, а также большую роль дизайн-среды ДОУ в формировании общей концепции педагогической деятельности. Непреходящее значение здесь имеют классические педагогические труды П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, а также теоретические разработки отечественных исследователей в гуманитарной науке (Г.М. Андреева, А.В. Бакушинского, Ш1 Блонского, В.И. Гинецинского, О. А. Горбань, Б.Х. Гуревича, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Г. Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, А,Н. Леонтьева, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, СЛ. Новоселовой, Л.Б. Переверзева, СЛ. Рубинштейна, В.Ф. Сидоренко, В.А. Сластенина, В.А. Филина, Л.Д. Чайновой, Г.Г, Шпета, Д.Б, Эльконина и др.).

Основные качества организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в 1920-1930-е годы

Анализ историко-педагогической литературы показывает наличие двух тенденций в развитии дизайн-среды ДОУ, определяемых общим развитием политики и экономики этого сложного периода истории нашей страны и педагогики этого времени. С одной стороны, воплощаются педагогические идеи А.С, Макаренко [88,89], с другой стороны, все еще большое значение имеют передовые педагогические принципы широкого движения «педологов» [32, 152, 153]. Организация дизайн-среды ДОУ пореволюционного периода, как показывают исторические документы, включает в себя наличие лозунгов, стенных газет? плакатов, дневников, разнообразной наглядной агитации, связанной с коммунистическим воспитанием нового человека. Эта дизайн-среда, организованная взрослым-наставником с участием профессионалов-педагогов, психологов, художников, архитекторов, искусствоведов, медицинских работников, направляет детей на активную воспитательно-преобразовательную деятельность, связанную с энтузиазмом всего трудового народа страны, в том числе и Нижнего Новгорода (г. Горького) и области [ГУ ЦАНО, 16].

Еще в начале XX века, когда в России назревала революционная ситуация, нарастала борьба против царизма, в которой большую роль играло пролетарское движение под руководством местных комитетов РСДРП, в газете «Искра», в уездах, охваченных крестьянскими волнениями, сложный период переживало российское образование. Как отмечалось выше, в то же время учителя стали применять передовые методы работы, расширять объем преподавания, что дало стимул для развертывания интенсивной педагогической деятельности A3. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, П.Ф, Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихесвой, СТ. Шацкого, ЛК. Шлегер, Г.Г. Шпета. Существовавшая при Думе подкомиссия по начальному образованию в 1908 году внесла на обсуждение депутатов Думы законопроект «Об учебно-воспитательных учреждениях для детей дошкольного возраста», в 1912 году некоторые депутаты Думы предложили увеличить ассигнования на дело дошкольного воспитания, ибо «вопрос о правильной постановке дошкольного воспитания и образования детей составляет предмет чрезвычайной важности».

В.И. Ленин и Н.К. Крупская с позиций учения К. Маркса и Ф, Энгельса резко критиковали современные взгляды на воспитание и образование детей трудящихся [4, 5]. На I Всероссийском съезде по просвещению в августе 1918 года прямо говорилось: «Одна из составных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведем, - дело народного образования... наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие» [ГУ ЦАНО, 2]. На съезде была одобрена новая система единой школы, чем была фактически ликвидирована разнотипность общеобразовательных школ, имевшая место до Октябрьской революции; были рассмотрены важнейшие вопросы организации дошкольного воспитания. Деятельность дошкольных образовательных учреждений по формированию основных качеств дизайн-среды ДОУ, начиная с 1917 года и в 1920 - 1930-е годы, основывалась на Программе партии, принятой в 1919 году на VIII съезде РКП (б). В части ее, относящейся к народному образованию, было записано: «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [ГУ ЦАНО, 2]. Идеологическая заорганизованность, пропаганда коммунистических идей, классовый подход к решению проблем образования - все это стало характерным для педагогической работы с подрастающим поколением и сменило в течение двух-трех лет многие прогрессивные начинания в дошкольной педагогике, В этом смысле можно сравнить документы 1918 и 1920-х годов, В предметно-пространственной среде и оформлении помещений это отражалось в постепенной кардинальной смене общей предметной обстановки дошкольных образовательных учреждений, где первоначальная забота об уюте, удобстве, комфорте, красоте, приближенности к домашней обстановке постепенно сменяется исчезновением «предметов буржуазной роскоши и уюта», заполнением пространства яркими, чаще всего кумачовыми полотнами-лозунгами, появлением все большего количества трудовых предметов и инструментов, идеологически-направленным оформлением праздников, ярой антирелигиозной пропагандой [ГУ ЦАНО, 3,4, 5,16].

Уже в Постановлении Правительства 1918 года «О подготовке работников по дошкольному воспитанию» подчеркивалось: «Теперь, когда создавшимся социально-экономическим положением вещей, идеи дошкольного воспитания выдвинуты на первый план и это дело становится предметом государственного строительства в самом широком масштабе, возникает сам собой вопрос о подготовке работников но дошкольному воспитанию» [ГУ ЦАНО, 3]. Далее в Постановлении Правительства 1918 года «О подготовке работников по дошкольному воспитанию» отмечалось: «В настоящее время мы вступаем в 3-ю стадию процесса дошкольного строительства - стадию государственного заведывания делом доижольного воспитания. Отныне детские учреждения для дошкольников станут субсидироваться государством и станут такими же обязательными, как и школы. Цифра 10 миллионов, ассигнованная на полугодие по Отделу Дошкольного Воспитания, говорит ясно, насколько широк масштаб предстоящей работы» [ГУ ЦАНО, 4]. В Резолюции, принятой I Всероссийским съездом по просвещению, в докладе А- П. Выгодской и инструкции по детскому воспитанию в 1918 году на секции дошкольного воспитания были сделаны следующие выводы: 1. Дошкольное образование само по себе является первоначальной и главнейшей ступенью в деле народного просвещения, закладывая фундамент инстинктов, эмоций и навыков сознательного социального человека, 2. Вместе с тем дошкольное воспитание является необходимой предварительной ступенью школьного обучения и воспитания, осуществляемого в рамках единой трудовой социалистической школы. 3, Отсюда, примыкая к принципиальным положениям намеченной школьной реформы, секция со своей стороны признает серьезнейшую необходимость немедленной планомерной организации учреждений дошкольного воспитания всех видов в общегосударственном масштабе, для чего: а) при каждой реформированной школе 1-й ступени должен быть организован детский сад, посещение которого обязательно наравне со школой для детей 6-8 летнего возраста; б) для детей более раннего возраста должны быть организованы, по возможности повсеместно, ясли, очаги, летние колонии, площадки и прочее.., в) в виду того, что до сих пор в России дошкольному воспитанию не уделялось должного внимания, мы в настоящее время не имеем налицо достаточного кадра подготовки специалистов-дошкольников; в виду этого является острая нужда в широкой организации постоянных институтов дошкольного воспитания, курсов, лекций, показательных учреждений. Удовлетворение таковой нужды должно стать ближайшей задачей Народного Комиссариата по Просвещению. В «Основных положениях о детских игрушках», принятых 30 мая 1918 года, рекомендовались следующие игрушки для раннего возраста. 1. Строительные материалы: - кубики разной формы, окрашенные и неокрашенные; - различные плоскости; соединяющиеся и не соединяющиеся; - некоторые точеные формы, окрашенные и неокрашенные; 2. Фигуры животных из дерева (сериями): - примитивные; окрашенные с относительным соблюдением масштаба; все звери, встречающиеся в русском животном эпосе.

Основные педагогические принципы организации дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений в современном обществе

Современное понимание педагогической роли дизайн-среды ДОУ определяется, с одной стороны, наличием регламентирующих правил (ГОСТов) в ее формировании; с другой стороны, личностно-ориентированной педагогикой, которая предполагает активную развивающую воспитательно-образовательную методику, в том числе и средствами предметно-пространственной среды. В современных дошкольных образовательных учреждениях, как показывает анализ деятельности Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (г, Москва), детской школы искусств №12 «Старт» (г. Москва), детской школы-студии при академии архитектуры и искусства (г. Екатеринбург), детской школы художественного воспитания (г. Ставрополь), детской школы художественного воспитания (г. Карсун, Ульяновской обл.) методический кабинет по музыкальным и художественным школам при департаменте образования и науки (г. Нижний Новгород) и др., которые ставят перед собой задачу комплексного развития творческого потенциала ребенка, где организация дизайн-среды происходит с обязательным учетом всех нормативных документов, учитывающих возрастные психофизиологические особенности и род деятельности ребенка. В современных дошкольных образовательных учреждениях и на экспериментальных площадках активно разрабатываются новые принципы организации дизайн-среды на основе творческого потенциала, накопленного всей современной культурой. Характерный пример современного предметного насыщения среды ребенка -педагогического методического материала - серия пособий для детей старшего дошкольного возраста «Учимся думать» и «Учимся рисовать», разработанная доктором психологических паук Н.Г. Салминой в соавторстве с А.О. Глебовой, предназначенные развивать у ребенка умение думать, рассуждать, что предполагает не только организация определенных умственных операций, но и развитие восприятия, пространственной ориентировки, воображения, инициативности, в том числе и творческой, В названных пособиях профессионшіьная педагогическая разработка развивающих программ на основе деятельностного подхода для дошкольных учреждений сопровождается графическими изображениями, которые не вполне способствуют решению поставленных педагогических, развивающе образовательных и эстетических задач, В частности, предлагаются слишком мелкие, порой хаотичные элементы для раскраски и разрезания, графические знаки визуальной коммуникации не достаточно проработаны и плохо сочетаются между собой стилистически. Пособие «Учимся рисовать» предполагает анализ форм и создание различных образов, но низкий уровень графики предлагаемых схем и картинок, не соблюдение пропорций, особенностей, характера форм {схемы не соответствуют геометрическим формам предполагаемых образов) не могут создать у ребенка прямых аналогий и четкого представления о конкретных персонажах. Это иллюстрирует современную проблему образовательной системы, когда педагогические программы не находят должного визуального воплощения, то есть в данном случае художественное оформление тетради не в полной мере соответствует поставленным педагогическим задачам: обучения, творческого развития, эстетического воспитания, художественного образования дошкольников. Профессиональный художественный подход должен эстетизировать дизайн-среду, в которую входят не только интерьеры зданий детских садов, но и все предметное наполнение, в котором осуществляется образовательно-воспитательная и художественная деятельность детей.

Зарубежная и отечественная педагогическая наука XX века в исследовании значения влияния средового пространства на развитие ребенка дошкольного возраста в России и Советском Союзе в советский и постсоветский периоды базируется на научных трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. К сожалению, многие наработки зарубежной педагогики, психологии и теории дизайна использовались в советской и постсоветской России лишь фрагментарно, однако объективно наша страна всегда находилась в русле мирового социального развития, что не могло не отразиться на ее внутренней политике и задачах воспитания подрастающего поколения.

В научных работах Б.Г. Ананьева, MJVL Безруких, Н.А. Ветлугиной, Б.Х. Гуревича, В.П. Зинченко, Т.С. Комаровой, Л.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Н.Г. Салмиыой, Е,Е, Сапоговой, Л.В. Филипповой и др., связанных с проблемой поведения детей-дошкольников важное значение имеет организация механизмов психической регуляции деятельности, что является чрезвычайно значимым для наиважнейшего развивающего процесса социализации эмоций как способов адекватного эмоционального отклика ребенка на явления действительности и на самого себя.

Б,Г. Ананьев [23, 24] отмечает, что в дошкольный, сензитивный, период у ребенка осуществляется интенсивное развитие нервных центров, управляющих тонкой моторикой речедвигательного аппарата и тонкой моторикой кисти, функций, связанных как топографически, так и функционально. Согласно общим закономерностям возрастного развития ребенка в этом возрасте характеризуют устойчивое увеличение роста и веса, устойчивый рост физической силы как у мальчиков, так и у девочек, нарастающее осознание положения и движений крупных частей тела и более полное использование их возможностей; совершенствование грубой и тонкой моторики, Однако для этого возраста характерны трудности связывания отдельных моторных навыков в единое сложное действие. На основе зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации у ребенка в дошкольный период формируется структура графического движения, а в зрительно-пространственном восприятии большую роль начинает играть глазодвигательная система - быстрота, правильность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и последующем изменении таких пространственных свойств дизайнерской среды, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Проблема организации механизмов психической регуляции деятельности у детей-дошкольников является чрезвычайно значимой для наиважнейшего развивающего процесса социализации эмоций как способов адекватного эмоционального отклика на явление действительности, действительным механизмом которых является рефлексия на окружающий мир и на самого себя. Именно осознание своего сЯ», своих достоинств и недостатков ведет к формированию самооценки. Неадекватная оценка порождает завышенную или заниженную самооценку, затрудняет процессы самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности [23, С.15-36]. Как убедительно показывает Л.В. Филиппова, это означает, что;

- предметно-пространственная среда должна быть функционально ориентирована, т.е. предоставлять возможности для максимально раннего развития сенсомоторных функций ребенка (зрительных, слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных, пространственных) как естественных механизмов стимуляции развития эмоциональной сферы;

- предметно-пространственная среда должна быть территорией «события» детей, организующей встречу и взаимодействие своих и чужих глаз, пересечение кругозоров (своего и чужого), пересечение, по словам ММ. Бахтина, двух сознаний [33],

Это предполагает проектирование пространства, предметов, вещей не только и не столько в дидактических целях, сколько в целях достижения результатов социализации - организации социоэмоциональной компетентности ребенка [141, С. 45]. Дидактический смысл предметно-вещной среды должен поэтому сводиться не к формированию способности ребенка стать таким, как другой, не к стимуляции потребности иметь то же, что имеет другой, не к развитию умения делать то, что делает другой, а к созданию условий для самоактуализации, самоосуществления, самодостаточности, самоуверенности в смысле уверенности в себе при действии со средой. Более того, социальный смысл предметно-вещной среды состоит не в удовлетворении потребности ребенка владения вещами, а в развитии потребности неудовлетворенности его только как вещью для себя, развития восприятия вещей как социальной предметности. Только в этом случае создается возможность построения логической цепочки: «социальная предметность - социальное функционирование - социальные коммуникации -социальные качества личности».

Похожие диссертации на Организация дизайн-среды в дошкольных образовательных учреждениях советского и постсоветского периодов