Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Сущность и современное понимание культурологического подхода к образованию 12
1.2. Теоретическое обоснование межкультурного воспитания в начальной школе 28
1.3. Педагогические возможности культуроведчески-ориентированного аутентичного учебного материала в межкультурном воспитании младших школьников 49
Выводы ПО 1 ГЛАВЕ 71
Глава 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 73
2.1. Содержание дидактического обеспечения межкультурного воспитания в начальной школе 73
2.2. Педагогическая технология межкультурного воспитания учащихся младших классов 105
Выводы ПО 2 ГЛАВЕ 123
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 125
3.1. Организация опытно-экспериментальной работы 125
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по межкультурному воспитанию младших школьников в учебном процессе 145
Выводы ПО 3 ГЛАВЕ 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 155
ПРИЛОЖЕНИЯ 175
- Сущность и современное понимание культурологического подхода к образованию
- Содержание дидактического обеспечения межкультурного воспитания в начальной школе
- Организация опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Современное общество переживает естественный процесс сближения и взаимопроникновения культур, так называемый "диалог культур". Тенденции к интеграции человеческой деятельности в общемировом масштабе, а также активное участие нашей страны в жизни мирового сообщества ставят вопрос о необходимости адаптации личности к социокультурному многообразию мира, подготовки к разрешению проблем, связанных с межкультурными контактами.
Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, значительно раздвинули горизонты отечественного образования, серьезно повлияли на его цели, содержание и функции, обусловили повышенное внимание к совершенствованию современного образования как гаранта идентификации и самореализации личности в процессе приобщения к человеческой культуре. Утверждаемый культурологический подход к образованию предполагает формирование личностной культуры обучаемого как способа взаимодействия с настоящим и возможным будущим многообразием мира.
Достижение подобного результата требует создания в образовательном пространстве системы межкультурного воспитания, направленного на достижение согласования различных социокультурных миров в сознании обучаемого и освоение стратегий межличностного и межкультурного взаимодействия с позиций равноправных, равноценных отношений и конструктивного диалога. Необходимо научить детей понимать, осознавать и принимать культурные сходства и различия, проявляемые в привычном и незнакомом образе жизни, родном/неродном языках, начиная с самых первых лет обучения в школе, в возрасте, который является наиболее благоприятным для приобщения к изучаемым культурам.
Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанным с культурологическим подходом к образованию, позволяет судить о том, что различные аспекты социального становления личности обучаемого в процессе приобщения к человеческой культуре исследованы и освещены в теоретических
4 трудах философов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.К. Мамардашвили,
С.Л. Франк и др.), психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко,
А.А. Леонтьев и др.); современные положения о взаимопроникновении культур
в языковом образовании разработаны в трудах отечественных педагогов
(И.Л. Бим, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассов,
В.В. Сафонова, Г.Д. Томахин, А.Н. Утехина, В.П. Фурманова и др.).
Исследования проблемы межкультурного воспитания личности как
необходимого условия ее успешного взаимодействия с поликультурным
пространством мира представлены в работах зарубежных ученых (М. Байрам,
М. Беннетт, Н. Брукс, Х.-У. Канг, С. Келли, К. Крамш, Р. Лафает, X. Сили,
X. Тейлор, М. Хаммер, Р. Хенви, Д. Хоффман и др.).
Тем не менее, необходимо признать недостаточную разработанность понятийного и диагностического аппарата, дидактических средств, обеспечивающих межкультурное воспитание младших школьников. В современных условиях сложилось противоречие между осознанием необходимости подготовки детей младшего школьного возраста к межкультурному взаимодействию с позиций равноправных, равноценных отношений, формирования культуры межнационального общения и отсутствием научно-обоснованных программ и учебно-методических пособий, позволяющих реализовать идею межкультурного воспитания на практике. Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: использование каких дидактических средств обеспечит эффективность межкультурного воспитания учащихся младших классов?
Актуальность данной проблемы, научная и практическая значимость, недостаточная разработанность теоретических положений определили тему исследования: "Межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе (на примере обучения иностранному языку)".
5 Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать
возможность межкультурного воспитания младших школьников через особую
организацию дидактических средств.
Объект исследования - межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе.
Предмет исследования - комплекс дидактических средств, обеспечивающих межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе.
Гипотеза исследования. Внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанного комплекса дидактических средств должно привести к:
повышению чувствительности к языковым и культурным сходствам и различиям;
воспитанию языковой и культурной толерантности;
освоению учебных стратегий межкультурного взаимодействия.
Цель, гипотеза и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
Выявить теоретические подходы к обоснованию схемы построения образовательной культурной ситуации в начальной школе.
Определить сущность, структуру, содержание межкультурного воспитания учащихся младших классов, детерминированного логикой построения образовательной культурной ситуации.
Разработать комплекс дидактических средств межкультурного воспитания, включающий культуроведчески-ценностную информацию, функционально-адекватные аутентичные материалы, интегративную педагогическую технологию межкультурного воспитания, разработанную на основе методологических положений диалоговой концепции культур.
Выявить совокупность критериев и показателей уровня сформированности исследуемого качества и доказать опытно-экспериментальной работой эффективность предлагаемого дидактического обеспечения.
Методологическую основу исследования составляют общефилософские положения о гуманистическом образовании культурологического типа (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев); положения о культурологическом подходе как методологической основе развития теории и практики современного образования (В.А. Сластенин); культурно-историческая концепция о роли обучения и воспитания в развитии личности ребенка (Л.С. Выготский); положения диалоговой концепции культур; теоретические положения философии, психологии, педагогики о соотношении воспитания, обучения и развития школьника (Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский.). Методологическими ориентирами исследования служили системный, культурно-ориентированный, личностно-ориентированный, деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют:
общефилософское обоснование содержания гуманистического образования культурологического типа, основанное на подходе к обучению, как к диалогу культур, предполагающее формирование умений межкультурной коммуникации как способа расширения языкового, социального, эмоционального и культурного горизонта обучаемых (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.В. Сафонова, В.П. Фурманова др.);
культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой воспитание и развитие ребенка происходит через освоение им определенных достижений культуры в процессе обучения;
положения В.В. Зеньковского, Д.Б. Эльконина о педагогической среде как единстве культурно-заданного содержания и психологической готовности ребенка к его освоению;
концептуальные положения К.Н. Поливановой (в развитие идей Ю.М. Лотмана, В.А. Штоффа) о существовании связи между особыми типами воспроизводства культуры в разных возрастных периодах и соответствующими способами организации процесса обучения;
7 концепция развития творческого потенциала человека на разных
возрастных этапах (В.И. Андреев, Л.К. Веретенникова, Г.В. Караваева);
идеи использования дидактических систем в целях активизации возможностей личности обучаемых (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Г.С. Трофимова, Д.Б. Эльконин);
теоретические положения о функциональном обучении иноязычной культуре (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, В.П. Кузовлев, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова);
идея межличностного учебного диалога как способа реализации куьтурологических идей диалога в обучении (СЮ. Курганов, В.Ф. Литовский);
теоретические и практические основы раннего языкового образования (М.З. Биболетова, А.Н. Утехина, В.М. Филатов);
концепция зарубежных гуманистических педагогических систем, выявляющих специфику процесса межкультурного воспитания в свете идеи глобального образования (Дж. Боткин, У. Книп, С. Лейми, Я. Такер, Р. Хенви и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования:
теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования в отечественных и зарубежных изданиях;
изучение педагогического опыта, учебно-методической документации и программных документов по начальной школе;
диагностические методы (письменное анкетирование, групповые и индивидуальные беседы, изучение достижений детей по методикам диагностирования, групповые дискуссии);
- обсервационные методы (включенное и невключенное наблюдение по
специально разработанным программам, картам);
8 - количественный и качественный анализ полученных результатов
исследования с использованием статистических методов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ижевской гимназии № 56, специальной музыкальной школы при республиканском музыкальном училище, лингвистического лицея № 25, школы № 32 г. Ижевска. Опытно-экспериментальной работой на разных этапах было охвачено 355 детей, 15 преподавателей, 5 информантов-носителей английского языка.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в рамках научно-исследовательской темы, утвержденной Президиумом Поволжского отделения РАО, "Раннее языковое образование в условиях многоязычия в полиэтническом регионе". Исследование осуществлялось в 3 этапа:
Первый этап — аналитико-констатирующий (1998—1999 гг.) — анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обобщение отечественных и зарубежных инновационных обучающих технологий, формулирование задач по этапам обучения.
Второй этап - аналитико-поисковый (2000-2001 гг.) - формулирование и обоснование цели, объекта, предмета, гипотезы, задач исследования. На данном этапе разработано дидактическое оснащение межкультурного воспитания младших школьников и интегративная педагогическая технология его реализации, проведены отбор и структурирование учебного материала и подготовка к изданию методического пособия, первичная апробация аутентичных культуроведчески-ориентированных учебных текстов в процессе обучения детей младшего школьного возраста английскому языку.
Третий этап - формирующий (2001-2003 гг.) - участие в формирующем эксперименте в качестве учителя английского языка Ижевской гимназии № 56 и специальной музыкальной школы при республиканском музыкальном училище; проведение начального и итогового диагностических срезов в группах экспериментальной и контрольной выборки; статистическая обработка полученных эмпирических данных; качественная сравнительно-
сопоставительная интерпретация результатов экспериментального обучения;
публикация методического пособия "Диалог культур в обучении иностранному языку"; описание эксперимента и написание текста диссертации в целом; обобщение и формулирование выводов по результатам исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые осуществляется определение комплекса дидактических средств межкультурного воспитания младших школьников с позиций культурологического подхода к образованию; осуществлены отбор и дидактическая организация содержания обучения по критерию его ценности для межкультурного воспитания обучаемых; разработана педагогическая технология межкультурного воспитания младших школьников, основанная на положениях диалоговой концепции культур.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
Определено и конкретизировано содержание межкультурного воспитания младших школьников на основе выявленных современных тенденций развития гуманистического образования культурологического типа и культурно-исторической концепции, согласно которой обучение является движущей силой воспитания и развития обучаемых.
Теоретически обоснован комплекс дидактических средств межкультурного воспитания в учебном процессе, представленный в авторском учебно-методическом пособии, конкретизация содержания которого осуществляется внутри предметно-содержательного, культуроведчески-ориентированного и психолого-педагогического компонентов.
Теоретически обоснована и апробирована интегративная педагогическая технология как условие реализации предлагаемого комплекса дидактических средств для межкультурного воспитания учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке интегративной педагогической технологии межкультурного воспитания
10 младших школьников, которая может быть органично включена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы; дидактические материалы, представленные в авторском методическом пособии, могут быть использованы учителями начальной школы, работниками учреждений системы дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса взаимодополняющих эмпирических и теоретических методов педагогического исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; практическим подтверждением выдвинутой гипотезы исследования; качественным и количественным анализом опытных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
Схема построения образовательной культурной ситуации, раскрывающей сущность, содержание процесса обучения и воспитания в начальной школе.
Комплекс дидактических средств, разработанный на материале культуроведчески-ценностной информации, отраженной во включенных в авторское методическое пособие аутентичных учебных текстах, сопровождаемых заданиями в логике диалоговой концепции.
{інтегративная педагогическая технология межкультурного воспитания учащихся младших классов, которая предполагает включение обучаемых во взаимодействие с родной и иноязычной культурой, с учителем, со сверстниками в ходе выполнения познавательно-поисковых культуроведческих заданий, проектов, участия в культуроведчески-ориентированных ролевых играх, дискуссиях, в результате чего ученик становится субъектом учения и межличностного взаимодействия в "микросреде" иноязычной культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме участия в научно-практических и научно-теоретических конференциях, проходивших в г. Ижевске (2000-2003 гг.), г. Екатеринбурге (2002 г.), г. Санкт-
Петербурге (2002 г.), выступлений на районных конференциях и методических объединениях, семинарах кафедры иностранных языков Ижевской гимназии №56. Разработанная педагогическая технология межкультурного воспитания младших школьников в учебном процессе обсуждалась на районном конкурсе "Учитель года 2002". Авторское методическое пособие "Диалог культур в обучении иностранному языку", рассмотренное и рекомендованное учебно-методическим советом Министерства народного образования и Советом НИИ национального образования Удмуртской Республики, внедрено в учебно-воспитательный процесс Ижевской гимназии № 56, лингвистического лицея № 25, гуманитарно-юридического лицея № 86, общеобразовательных средних школ №№ 31, 32, 57 и учреждений системы дополнительного образования г. Ижевска, Каменской средней школы Завьяловского района Удмуртской Республики. Результаты исследования изложены в 12 публикациях автора и внедрены в образовательную деятельность Ижевского педагогического колледжа, филиала Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко в г. Ижевске, учебно-научного института развития образования при Удмуртском государственном университете, уральского межрегионального Центра обучения персонала Минтруда России в г. Екатеринбурге.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 224 наименования (из них 57 на иностранном языке), и 7 приложений.
Сущность и современное понимание культурологического подхода к образованию
Состояние быстро меняющихся социально-экономических и политических обстоятельств современной жизни выдвигает новые требования к образованию. На фоне этих требований особенно заметны проблемы связанные с изменением целей, содержания и способов организации процесса образования адекватных новым социокультурным условиям.
В значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Помимо исключительно образовательных функций современная школа также призвана помочь людям научиться ориентироваться в сложном и быстро меняющемся окружающем мире. В связи с возрастающей многофункциональностью образования как социальной сферы в целом и каждой его ячейки -образовательного учреждения, наряду с ведущими традиционными функциями современной школе приходится выполнять и "функции культуро-преемственности и культуротворчества" (64, с. 12).
Россия открывает для мира свои границы и активно интегрируется в мировое сообщество. Этот процесс не может не касаться отечественной школы. Достижение главных целей современного образования и освоение его новых функций, соответственно, требует изменения содержания образования, его культурологической базы. Происходит значительное увеличение культуро-емкости образования, основой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная ее часть, таким образом, содержанием образования становится "не только полученное знание, но и сферы достижения человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творческой деятельности, религия, достижения здравого смысла" (64, с. 11). Акцент ставится на соотношение национального и общечеловеческого. Не подвергая сомнению важность национального, которое остается приоритетом в образовании, нельзя игнорировать подходы к восприятию мира во всем его многообразии и единстве.
Динамика современного этапа всемирной истории все настоятельнее выдвигает на первый план возможность и необходимость общения не только в пределах национальных культур, но и в масштабе планетарном. "Ибо культурный мир - это не только Родина моего обитания, (хотя для меня она - очевидное и ничем не заменимое условие бытия и развития), но и огромное множество миров, культур со своими традициями, образом жизни, мировоззрениями, ритуалами, искусством и т.д." (106, с. 280). Утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и воспитательного потенциала, способного обеспечить формирование адекватной целостной картины мира, реализацию положительного потенциального фонда обучаемого, формирование гражданского сознания и успешную интеграцию личности в систему национальной и мировой культур. Ставится задача помочь ученику на основе общечеловеческих и национальных ценностей выявить личностные смыслы в изучаемом материале, передать молодому поколению лучшие традиции, воспитать отношение к нашей планете как к общему дому.
С тенденциями и закономерностями развития общества и его культурного возрождения вплотную связано повышенное внимание к совершенствованию процесса образования. Современные подходы к образованию определяют его как образование гуманистическое культурологического типа, методологическую основу которого составляет культурологический подход, представляющий собой совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих культурную самореализацию личности, рассматривающий процесс просвещения как приобщение к человеческой культуре (17, 23, 63, 95, 109).
Стратегические цели и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам, определяются как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных с другой (7, 64, 107). Образование создает "этический остров гражданского общества" (100, с. 79), его цель -формирование самосознания и чувства ответственности за себя и за других. Умение ориентироваться в сложном мире и наличие определенных нравственных качеств и знаний являются условием того, чтобы человек мог строить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями и нормами общественной морали и в полной мере проявить свой позитивный потенциал.
Гуманизация образования находит отражение в существующих нормативных документах. Принятый в программно-методических материалах для общеобразовательных учебных заведений России, в частности, начальных школ, уровневый подход к определению целей фиксирует приоритет общепедагогической цели начальной школы, которая заключается в развитии личности ученика, над целями обучения предмету (125, 138, 150).
Согласно культурно-исторической концепции развития Л.С. Выготского, психическое развитие и воспитание ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности (42). Каждая форма культурного развития уже есть продукт исторического развития человечества. Следовательно, путь становления ребенка происходит от социального (изначально ребенок и его поведение, речь - социальны) к индивидуальному.
Содержание дидактического обеспечения межкультурного воспитания в начальной школе
Тот факт, что в 12-летней школе новый базисный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса (105, с 267), означает признание объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждает важность этого предмета для решения задач воспитания и развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение общей культуры, формирование готовности к межнациональному и межкультурному взаимодействию, сотрудничеству, совместному решению общечеловеческих проблем. Неоспорима информативная и воспитательная ценность раннего обучения языкам, которая проявляется в раннем приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям при общении на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, характера восприятия им окружающей действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой иноязычной.
Исходя из потенциальных возможностей иностранного языка как той образовательной предметности, на которой ребенок строит свою связь с миром, историей, культурой, другими людьми вполне правомерно повышение требований к организации учебной деятельности по его овладению, как средству осуществления межкультурного воспитания. Новейшие образовательные технологии должны учитывать современные лингвофилософские, лингводидактические и психолого-педагогические воззрения на процесс обучения иностранным языкам. Интеграция культуры мира во все учебные предметы требует создания новых учебных программ, учебников и пособий, пронизанных идеями культуры мира и ненасилия, сотрудничества и партнерства, отражающих миротворческий характер изучения предметов (136, с. 112). Гуманизация современного образования заключается в обеспечении условий и режимов образовательной деятельности, необходимых для полноценного и гармоничного развития, максимальной реализации творческого потенциала каждого учащегося (146). Это преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-ценностным постижением мира (109). Следует заметить, что в широком смысле понятие гуманизма может использоваться для качественной характеристики как отношений между людьми, так и отношения людей к культуре.
На основе анализа литературы по исследуемой проблеме мы пришли к выводу, что реализация процесса межкультурного воспитания младших школьников с помощью комплекса дидактических средств требует учета положений культурно-ориентированного, личностно-ориентированного, деятельностного и коммуникативно-когнитивного подходов к отбору и организации содержания языкового образования в их единстве и взаимообусловленности.
В процессе обучения с позиций культурно-ориентированного подхода обучаемый рассматривается как носитель определенной культуры. Культурно-ориентированный подход к языковому образованию заключается в тесной взаимосвязи коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку с интенсивным использованием его как инструмента познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия народов и способов достижения межкультурного понимания (130). Как каждый предмет открывает ребенку доступ к определенной части накопленного человечеством культурного фонда, так и процесс овладения иностранным языком дает возможность приобщения к иноязычной культуре, как неотъемлемой части общемирового пространства (84). Овладение иноязычной культурой в процессе обучения выступает средством формирования личности учащегося, его культурной идентификации, приобщения к культурному многообразию мира. Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников иностранному языку выдвигает проблему комплексного развития личности каждого ребенка и целостного формирования ее интеллектуальных, эмоциональных, и мотивационных сторон в процессе обучения (145). Личностно-ориентированный подход предполагает относительную гибкость в отборе содержания обучения: с одной стороны, отобранная тематика, тексты, иллюстративный материал, технологии обучения соответствуют возрастным особенностям младших школьников, опираются на уже существующий личностный опыт ребенка (контекстные знания), с другой - ориентированны на зону их ближайшего развития, стимулируют их познавательную активность. Дети учатся наблюдать, сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы.
Организация опытно-экспериментальной работы
С целью проверки эффективности особой организации учебного процесса как способа осуществления межкультурного воспитания младших школьников был проведен обучающий эксперимент. Опытно-экспериментальная работа проходила в 2001/2002 учебном году на базе Ижевской гимназии № 56 и специальной музыкальной школы при республиканском музыкальном училище в рамках преподавания предмета "иностранный язык". Были отобраны четыре группы третьих классов начальной школы (см. табл. 2). 2 группы экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2): 1 группа из Ижевской гимназии № 56 и 1 группа из специальной музыкальной школы при республиканском музыкальном училище (общая численность 31 ученик), 2 группы контрольные (КГ-1, КГ-2): дети из Ижевской гимназии № 56 (общая численность 31 ученик).
Экспериментальное обучение осуществлялось в несколько этапов, отображенных на рис. 5. На подготовительном этапе происходил отбор и структурирование аутентичного учебного материала, его тематико-ситуативная организация, разработка систем заданий в логике диалоговой концепции, а также разработка экспериментальной технологии обучения и совокупности критериев сформированности исследуемого качества.
Сущность исходно-диагностического этапа заключалась в проведении измерительных процедур с целью определения исходного состояния уровня формируемого качества. Данные начального диагностического среза стали основой для уточнения способа построения учебно-воспитательного процесса через структурирование учебного материала. Полученные данные также использовались для формирования экспериментальных и контрольных групп в выборках, определения значимости/незначимости исходных различий в уровне сформированности исследуемого качества у обучаемых контрольной и экспериментальной выборки с целью обоснования вывода о сопоставимости экспериментальных данных и относительном равенстве групп.
Собственно формирующий этап состоял в реализации интегративной педагогической технологии межкультурного воспитания младших школьников в условиях осуществления реального учебно-воспитательного процесса.
Итогово-диагностический этап заключался в повторном проведении измерительных процедур после окончания экспериментального обучения, количественной и качественной оценке полученных данных, их статистической обработке на предмет значимости различий по начальному и итоговому диагностическому срезу. На данном этапе были сделаны выводы об эффективности внедрения разработанного комплекса дидактических средств в учебно-воспитательный процесс.
Подготовительный этап
1. Отбор культуроведчески-ориентированного аутентичного учебного материала;
2. Тематико-ситуативная организация учебных текстов;
3. Разработка систем заданий;
4. Разработка интегративной педагогической технологии межкультурного воспитания;
5. Создание учебного пособия;
6. Разработка методик диагностирования, выявление совокупности