Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Либретто к авторским балетам и операм. Теория и практика формирования личности "Создай себя сам" Кордикова, Елена Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кордикова, Елена Георгиевна. Либретто к авторским балетам и операм. Теория и практика формирования личности "Создай себя сам" : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Кордикова Елена Георгиевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2012.- 74 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-2/3979

Введение к работе


Актуальность „постановка проблемы исследования. В настоящее
время Российское общество переживает духовно-нравственный кризи.
СРложивШее"я положение.является отражением времен, ^« J
общественном сознании и государственной политике. России к0е
государство лишившись официальной идеологии, оощество - духовных и
нрГт иных идеалов, а также ценностных У^^^^^^Го
сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом стало
лестивім и разрушительным с точки зрения развития личности, семьи
TZZ" Духовнее и нравственное развитие личности гражданина
России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать
современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и
ка е тво его внутренней жизни, невозможно. В стратегии отечественного
об Гвания формирование и развитие личности в процессе ведения ею
борового образа жизни национальная психофизическая инициатива Создай
Г/аї является одним из приоритетных напраш.енийду^-^н^вс^но^
социального и психофизического развития, гуманизации и полноценного
стаТв ения личности и в целом способствует гармоничному развитию как
Z" у Гк и духовно-нравственному здоровью школьников. Ряд статей и
«н ГІона РФ "Об образовании", "Концепции духовно-нравственного
развТт воспитания личности и гражданина России", "Федерального, ядра

содержания общего образования", "Национальной доктрины ооразования Росси" ' Федерации" международных актов регулирования охраны здоро детей (Конвенции о правах ребенка) и других законодательных и дГект"в.-х до ументов ориентированы на обеспечение физического и духо о-н^стіного:здоровья подрастающего поколения. В последние десятилетия в России окреп интерес к отечественной культуре.

Большое значение в её понимании и развитии для молодёжи является театр и такие го напДния, как балетное и оперное искусство, которые в различных Г махнес^ понятый школьникам и молодёжи информационный минимум именно театр' его'ифоше 'и ролевые формы способны создавать и активно р^ атьГностныё^качества школьника и препятствовать заболеваниям - в Гровом, духовно и нравственно, ребёнке, как правило, здорово и еготело.

Р Психодого-педагогические исследования (М.Я. Виленскии СЯ Н веокович В А Петьков,.Е.П. Стрелецкая, К.Д. Чермит, Ю.К. Чернышенко) явГл Тенденции ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи, а также ндоа тоїї уровень превентологической грамотности учителей, родителей , оГествГ о "целом влияет на состояние здоровья и духовно-нравственное ртзвиГподрастающего поколения (Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, А.В. Леоедев, ЫО Плё, В.Б. Рубанович), в связи с чем нарушается целостность

образовательно-оздоровительного взаимодействия, которое должно осуществляться в системе "ученик - учитель - родитель - общество".

Большую роль в развитии и становлении личности "Создай себя сам" играет творческий аспект, который во всей своей полноте присутствует в музыкальном театре - в его вокальном и танцевальном направлениях. Именно театральное искусство способно активизировать творческий, умственный и физический, процесс - умение думать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, стремясь жить по законам гармонии и красоты, а также выявлять огромный потенциал, способствующий привитию школьнику любви к чтению и к духовному наследию.

Недооценка этого аспекта обществом в условиях развития его маркетинговой экономической идеологии и в системе общего образования обусловили проблему исследования роль музыкального театра в разработке теоретико-методологических и содержательно-практических оснований индивидуального формирования личности школьника "Создай себя сам" в системе педагогического обеспечения духовно-нравственного и физического здоровья в условиях развивающегося общества и его общеобразовательной системы учреждений.

Последовательность разрешения указанных противоречий, их взаимообусловленность предопределили логику исследования, целью которого стала разработка и обоснование интегративной теории и практических аспектов в самостоятельном формировании жизнедеятельностных функций школьника в системе педагогического обеспечения духовно-нравственного и физического здоровья и доказательство ее эффективности.

Объект исследования - педагогический процесс и его нацеленность на индивидуальное и коллективное приобщение школьников к знакомству с музыкальным театром в современной общеобразовательной школе и за её пределами.

Предмет исследования - теоретико-методологические и содержательно-практические основы самостоятельного формирования жизнедеятельностных функций школьника под воздействием творческого процесса, происходящего на театральной сцене, в системе педагогического обеспечения духовно-нравственного и физического здоровья.

Гипотеза исследования. Формирование у школьника жизнедеятельностных функций в системе педагогического обеспечения его духовно-нравственного и физического здоровья в условиях прямого знакомства с творческой работой профессиональных театральных коллективов эффективно, если:

- будет разработана и внедрена концептуальная модель в виде репертуара музыкального театра для формирования жизнедеятельностных функций

школьника в системе педагогического обеспечения духовно-нравственного и
физического здоровья школьника; лпп_П1!

- будет происходить обсуждение духовно-нравственных аспектов,
происходящих на театральной сцене в условиях образовательного учреждения, с
ц лью определения их педагогической и образовательной СУ~ Ги
на практике с целью активизации умственного творческого процесса и
умения думать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, стремясь жить по
„а! гармонии и красоты', а также в целях выявления огромного
потенциала, способствующего привитию школьнику любви к чтению и к

духовному наследию; ,

- в процессе обсуждения будет выявляться и учитываться специфика
ролевых субъект-субъектных отношений между учеником и актером, с одной
стороны, между умелем и учеником, с другой, и между самими учениками,
третьей, обусловленная компетентностно-функциональным подходом к
формированию жизнедеятельностных функций школьника;

- будет разработана и внедрена теоретико-методологическая основа
формирования жизнедеятельностных функций школьника в „системе
Іда п ческого обеспечения духовно-нравственного и физического здоровья в
вГе национальной психофизической инициативы "Создай себя сам" по духовно-
нравственному и физическому развитию личности школьника. _

Методологическую базу исследования составили: концепция об идеалистическом и материалистическом направлении в развитии науки о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлении и процессов ок пужаюшего мира (Н.А. Бердяев, В.П. Зинченко, И.С. Кон, М. Мид ВС. РСоло~Ф. Хофман и др.); идея об экзистенциальной сущности человека (ЩИ. Бахтин ВВ. Розанов, Н.Ф. Федоров и др.); гуманистическая концепция, п едставляюшая человека как эпицентр культуры и высшую «"еП (Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, П. Флоренский и др.); психологическая идея о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, АН чеонтьев Д.И. Фельдштейн и др.); философия гуманизма и духовности, ложившаяся на основе субъектно-гуманистического, культурологического а, темного и аксиологического подходов в познании педагогических^явлении (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Александрова, В.В. Сериков, СВ. Кульневич, Э.Г. Юдин и др.); идея об интеграционном единстве духовного и физического в ке "в.Ф. Войно-Ясенеикий (Святитель Лука), В. Франкл, ВТ. Лободин,

И-А-ЇГ^ссИкї-осИовой исследования послужили общие положения о

личностно ориентированном образовании и культуросоооразности

Ё.В БоГдаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Е.Н. Шиянов и ^"»

здоровьеориентированного самосознания (Ю.В. Бромлеи, Г.Д. Гачев, И.С. Кон,

СВ. Петерина, P.M. Ситько), культурных архетипах и образовательных
стереотипах (B.C. Барулин, И.Г. Дубов, Л.Н. Рыбакова, Е.С. Мороз, Е.И. Панова,
B.C. Собкин, П.С. Писаревский, Ю.О. Коломиец, М.А. Кондаков, В.И.
Спиридонов); имплицитной концепции личности (И.С. Кон); учебной ситуации
и обратной связи в педагогическом процессе (А.П. Астадурьян, Э.Г. Мапиночка
и др.); компетентностном и функциональ-ном подходах (В.И. Андреев, П.К.
Анохин, В.В. Краевский, И.И. Макашина и др.); трансляции культуры (Е.И.
Головаха, А.А. Кроник, В.М. Розин); создании условий для социального
пространства собственной жизни, жизненного пути и его перспектив (А.Г.
Асмолов); побуждении к жизненному саморазвитию, самореализации,
самоутверждению через рефлексию (Д. Дьюи, Б.Г. Ананьев, Д.Я. Райгородский,
З.И. Рябикина); связи рефлексии через ее

эмоциональную сторону с духовной активностью субъекта (С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин, И.Н. Семенов); педагогической поддержке и педагогическом сопровождении обучающегося в выборе и принятии ценностей, системы жизненных смыслов, выстраивании субъектного пространства саморазвития (В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, Н.Н. Верцинская, Е.А. Кострикова, Е.Н. Сорочинская), физическом воспитании (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверкович, В.А. Петьков, Ю.К. Чернышенко).

Теоретической основой исследования также послужила теория сценического искусства и методы актёрской техники, нашедшие отражение в системах К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольд, цель которых в достижении полной психологической достоверности актёрских работ и широком использовании гротеска для авангардного внедрения в жизнь новаторских достижений культуры, науки и техники и получения желаемых результатов [см. биографию и список опубликованных монографий Таси Мейерхольд "Как управлять людьми"].

Праюгической основой исследования стала личная система Таси Мейерхольд "Театр в повседневной жизни. Роль Театра в позитивных переменах жизни общества и его саморазвитии и самосовершенствовании" о прямом и косвенном воздействии музыкального театра и ролевой сценической игры ярких и талантливых личностей актёров на школьников, начинающих следовать, сопереживать и самостоятельно участвовать в процессе развития личности; когда событие на сцене, вызывающее сильное переживание, становится для школьника таким же реальным, как факт его собственной жизни и как собственный жизненный опыт; когда сценическое мастерство, рождая контекстные образы и роли, с успехом применяется в жизни общества, способствуя его позитивным переменам.

Решение поставленных задач, проверку гипотезы обеспечили различные методы исследования: теоретические (изучение и анализ философской, со-

^логической, психологической, пеГги=й медииинекой ^ы,
опь,та образовательно-оздоровительной Д~-самонаблюдение, само
обсервационные (прямое и косвенное ~, обобщение
оценка); прогностические (моделирование эк ^«ь естирование,
независимых характеристик); ^^^^Г^о^шш и
беседа, опрос); ^^^ZJZTiZ^lI анализ* ста-
контрольный эксперимент), математические РР соииометрия, ретро-
тистические (обработка эмпирических данных* а там- «^ j> ._
спективный и послеоперациональныи анализ личной педаго

тельности. „^пояпнания- профессиональные сцены театров

Экспериментальная база исследования. ПР^ тйптас 2004 г. по

Краснодарского музыкального театра "Премьера ^^^^Лпробации
чпр г творческих музыкальных коллективов по созданию и Р
; LnUlr, модели формирования S^E^^
школьника в виде репертуара музыкального т тра^в с подрастающего
обеспечения духовно-нравственного и ^JZ71 Г оперное и
поколения, а также различные музыкальные фестивали
танцевальное направления. пяр,пта проводившаяся в

период с 2UU4 по ~иі_ і., Bwinj „nLU, ,Y р,,рнах и новаторский этап по

к-МТП на его профессиональных музыкальных сценах и нова 1

"'} „ „„ к-мтп ппя балетных и оперных коллективов.

^ътернативныи репертуар КМТП для оалетньг v' заключается в

духовно-нравственного и физического ^"ZvZеские положения и

своего сценического воплощения. пппч,ченных результатов, выводов и

дования критериев и показателей оце ФФ педагогического обеспечения

недеятельностных функции школьника в системе 11СД

здоровья; апробацией теоретических выводов исследования; проектированием технологий формирования социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых), физических (физиолого-соматических) жизнедеятельностных функций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Начиная с 2004 г.
авторские либретто к операм и балетам находились в свободном доступе в
Интернете на сайтах и

. Основные результаты авторских исследований требуют их апробации и внедрения на театральных сценических площадках России и за рубежом. Отдельные хореографические идеи использовались хореографами-постановщиками КМТП. Идеи оперного репертуара использовались для написания других спектаклей. Так, например, опера "София Милославская" вдохновила Д. Тухманова на написание оперы "Царица" - после распада Советского Союза активно "царская тема" в музыкальном мире не обсуждалась.

Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях (в том числе 10 монографиях) общим объемом около 3140 страниц, или 285 печатных листов.

Личный вклад соискателя состоит в том, что раскрыты способы духовно-нравственного и физического развития здоровья школьника через его знакомство с театральным музыкальным творческим процессом и самостоятельной ролевой работой в аспекте "Создай себя сам".

Положения, выносимые на защиту:

1. Практические основы формирования жизнедеятельностных функции школьника в виде репертуара Академического театра оперы и балета - его балетное и оперное направления, который влияет на формирование и развитие личности школьника на духовном, социальном, психическом и физическом уровнях при выполнении социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых), физических (физиолого-соматических) жизнедеятельностных функций. Социальные функции включают: 1) интериоризация культуры; 2) ориентация на условия социального пространства собственной жизни, жизненного пути и его перспектив; 3) адаптация в референтных общностях; 4) выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); 5) овладение ведущими видами деятельности. Духовные: 1) выбор и принятие ценностей, системы жизненных смыслов, определяющих выстраивание субъектного пространства саморазвития; 2) жизненное самоопределение через рефлексию; 3) обращение знаний о закономерностях существования и изменения окружающей действительности в действия; 4) духовно-нравственное развитие и творческое саморазвитие; 5) ответственное отношение к делу. Психические: 1) связь духовной активности

субъекта с рефлексией через ее эмоциональную сторону; 2) самоуправление поведением; 3) критичность к себе, своей деятельности и ее результатам; 4) эмоциональная устойчивость; 5) проявление воли для изменения себя и окружающей действительности. Физические: 1) преодоление физических нагрузок- 2) сохранение положительного состояния физиологических функции организма; 3) физическая работоспособность; 4) двигательная активность; 5) адаптивность. Система педагогического обеспечения духовно-нравственного и физического здоровья рассматривается как совокупность взаимосвязанных структур, процессов, условий, средств и методов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование жизнедеятельностных функций школьника.

-> Теоретико-методологические основы формирована .жгшедея-тельно-стных функции школьника в системе педагогического обеспечения духовно-нравственного и физического здоровья включают ведущие идеи -интеграционное единство духовного и физического в человеке, соответствие культурных архетипов и образовательных стереотипов, становление самосознания, ориентированного на духовно-нравственное и физическое здоровье школьника и на взаимосвязь внутреннего и внешнего аспектов в

развитии личности ребёнка.

Центральным в моделируемой системе педагогического ооеспечения здоровья является процесс формирования социальных (культурно-адаптивных) духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых), физических (физиолого-соматических) жизнедеятельностных функций, акцентирующихся на создании у него способностей и свойств психики, имеющих ценностно-смысловую основу жизнедеятельности; технологию формирования культурно-психоюгических жизнедеятельностных функций, направленную на развитие свойств личности, имеющих ценностно-эмоциональную основу жизнедеятельности и заключающихся в проявлении активности, познавательного интереса, стремления действовать, преооразовывать действительность, добиваться цели, проявлять волевые усилия, настойчивость, „ технологию формирования физических жизнедеятельностных функции шкоіьника, предусматривающую становление и развитие у него телесной конституции, способностей и свойств, направленных на действия, обеспечивающие двигательную активность, физическую раоотоспосооность, адаптированность и другие физические функции организма.

Струи ч объем диссертации. Работа состоит из описания авторских либретто к 13 взрослым и 3-м детским балетам и 4 операм на русском языке и в переводах с немецкого, английского и итальянского языков.

Похожие диссертации на Либретто к авторским балетам и операм. Теория и практика формирования личности "Создай себя сам"