Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критический анализ буржуазных концепций "ценностного воспитания" в современной педагогике США Цырлина Татьяна Владимировна

Критический анализ буржуазных концепций
<
Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций Критический анализ буржуазных концепций
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цырлина Татьяна Владимировна. Критический анализ буржуазных концепций "ценностного воспитания" в современной педагогике США : ил РГБ ОД 61:85-13/307

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социально-политические и методологические основы буржуазных концепций "ценностного воспитания" 14-55

1.1. Духовный кризис капитализма и его отражение в воспитании подрастающего поколения в США . 14-26

1.2.Исходные философские принципы буржуазных концепций "ценностного воспитания" 26-40

1.3.Психологические основы "ценностного воспитания 40-55

ГЛАВА II. Теория "ценностного воспитания в педагогике США 56-121

II.1. Проблема "ценности" и "ценностного воспитания" в современной американской педагогике 56-75

II.2.Цели и содержание "ценностного воспитания" 76-104

II.3. Когнитивная концепция "ценностного воспитания" I04-I2I

ГЛАВА III. Формы и методы " ценностного воспитания" в практике американской школы 122-167

III.1. Методики прямого внушения и дискуссии 125-150

III.2.Ролевая игра в "ценностном воспитании" . 150-167

Заключение 168-174

Библиография 175-197.

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена выдвинутой ХХУІ съездом КПСС задачей комплексного анализа современного этапа общего кризиса капитализма и всех связанных с ним идеологических явлений, в том числе, новейших социальных доктрин и концепций, призванных теоретически обосновать возможность "улучшения" капитализма путем совершенствования человеческой личности и процесса ее воспитания.

Прогрессирующий духовный кризис буржуазного общества,, буржуазной морали и всей системы традиционных буржуазных ценностей и идеалов, захвативший, прежде всего, широкие слои молодежи капиталистических стран, вынуждает западных политиков и идеологов обратиться к педагогике как некоему "стабилизирующему" фактору, стимулируя ее поиски новых форм и методов воспитания подрастающего поколения в духе "незыблемых" ценностей буржуазного образа жизни.

Своеобразным ответом буржуазной педагогики на этот социальный заказ правящих кругов США, крупнейшей капиталистической державы, и явилось так называемое "ценностное воспитание", предполагающее теоретико-методическое осмысление проблемы ценностей и их внедрение в сознание подрастающего поколения. "Ценностное воспитание" включает в себя все воспитательные усилия школы, направленные на формирование у подрастающего поколения определенных буржуазных ценностей: политических, гражданских, нравственных, коммуникативных и утилитарных.

Идеи "ценностного воспитания" возникли в американской педагогике значительно раньше, чем концептуальное оформление его в специальное научное направление, относящееся к концу 60-х - началу 70-х годов, когда интерес к "ценностному .воспитанию" захватил значительную часть педагогов, выступающих за активное внедрение его в практику школьного воспитания. В на-

стоящее время разработкой "ценностного воспитания" заняты многие ведущие американские педагоги (Арнспигер Кл.,Браун Дж., Грегори Т.,Гэлбрейт Р., Джоунс Т., Картер Дж.Диршенбаум Г., Кникер Ч., Ньюменн Фр., 0*?урке Р., Ратс Л., Сильвер м., Симон С, Скривен М., Фентон Эд., Холл Бр., Френкель Дж., Хар-мин М., Шефтель Дж., Шефтель Ф.) , психологи (Колби А., Коль-берг Л., Хаан Н.) , социологи (Бенцон Ф. и другие).

Проблематика "ценностного воспитания" широко освещается на страницах американских педагогических, психологических и социологических журналов:American Biology Teacher,American

Psychologist,American Sociological Review,Contemporary Education,Counseling and Values Education,Harvard Educational Review,Human Development,Humanist,Journal for the Theory of Social Behavior,Learning,Phi Delta Kappan,The School Review,Social Education,Theory into Practice,Values Education Newsletter,

Viewpoints in Teaching and Learning.

Растет и число монографий, специально посвященных разработке различных концепций "ценностного воспитания". (221; 234; 287; 290).

Соответствующие идеи все шире проникают в практику американской школы, о чем свидетельствует содержание и направленность школьных учебников и методических пособий для учителей по общественным дисциплинам. (212; 203; 285; 229).

Все это говорит о безусловной влиятельности этого нового направления в современной американской педагогике, а следовательно, и необходимости критически оценить его с позиций марксистской теории воспитания.

Советская педагогика всегда остро реагировала на все проявления буржуазной идеологии в области воспитания молодежи. В трудах Н.К.Крупской раскрыта антинародная сущность американ-

ской школы, служащей "орудием классового господства буржуазии" (12,143), по казан истинный смысл деятельности буржуазных молодежных организаций, прессы и кино (14;16) и вместе с тем подчеркнута необходимость серьезного изучения всех достижений буржуазной педагогики "в области методов подхода к ребенку, учета психологических особенностей возраста, организации дела и пр." (15,46).

В последние годы в связи с усилением идейного противоборства двух социальных систем значительно возросло внимание советских педагогов к современной буржуазной педагогике, расширилась сфера ее критического анализа. Особое место здесь занимает критика американской системы воспитания и образования подрастающего поколения, претендующей на роль ведущей и оказывающей большое влияние на развитие педагогики в других капиталистических странах. Общая картина современного состояния американской педагогики и школы, основные направления стратегии государственной политики в области образования и воспитания молодежи раскрыты в трудах 3.А.Мальковой (83;85 ;8б;87) .

История становления и развития педагогической мысли и школы США представлена в монографии Л.Н.Гончарова (47).

Критика теоретико-методологических основ современной буржуазной педагогики, систематически осуществляемая советскими учеными-педагога ми в специальных исследованиях (71) .содержит в качестве неотъемлемого компонента анализ новейших концепций буржуазного воспитания: неопозитивистских (Е.Б.Гребенюк,Е.С. Шварц), неотомистских (В.Я.Пилиповский), прагматистских (Т.А.Хмель).неомарксистских (Ю.И.Коваленко,М.А.Соколова,Т.Ф. Яркина), социологических (Л.Б.Боярская,Э.С.Панасенко,В.С.Язы~ кова), гуманистических (О.Н.Боровникова,О.С.Леонтьева,В.Н.Матвеева) и др.

- б -

Критическому анализу были подвергнуты также многие современные буржуазные концепции воспитания: идейно-политического (В.Л.Купеева, В.В.Макаев) гражданского (Вфг.сина С.Т.,Писарева Л.И.Дютина В.Н.), нравственного (Павловец М.В.,Ткачева Е.И.), трудового (А.В.Зеленова, Н.И.Калугин, Л.В.Сундукова) и другие.

В рамках критического анализа буржуазных концепций так называемого "гуманистического направления" нашла свое частичное отражение проблема приобщения подрастающего поколения капиталистических стран к ценностям буржуазного общества. В работах О.С.Леонтьевой (78;79) ,В.Н.Штвеевой (92) ,В.Я.Пилиповского (109) и других критически проанализированы взгляды отдельных представителей этого направления,выявлена прямая зависимость их педагогических установок от тех или иных буржуазных философских и психологических учений, исследована роль школы США в формировании политических и гражданских ценностей у учащихся, раскрыты основные идеолого-политические ориентации американских школьников.

В диссертационных исследованиях нравственного воспитания в Англии и США,осуществленных М.В.Павловец и Е.И.Ткачевой на материале 60-х - начала 70-х годов, освещается проблема формирования у западной молодежи буржуазных моральных ценностей, анализируются педагогические концепции нравственного .воспитания, в основиом,неопозитивистской и теологической ориентации, исследуются школьные и внешкольные факторы нравственного воспитания, рассматривается влияние структуры школы, а также отношений между учителями и учащимися на воспитание нравственного сознания и поведения у подростков. Вместе с тем, исследование "ценностного воспитания" не ограничивается перечисленным кругом вопросов, так как "ценностное воспитание" не сводимо к нравственному, а включает в себя приобщение молодежи не только к нравственным,

но и к политическим, гражданским и другим ценностям.

Таким обрзом,теория и практика "ценностного воспитания" в современной педагогике США еще не была предметом специального, целостного маяссистского анализа. Неосвещенность данной проблемы в советской педагогической литературе, а также научная и идеологическая актуальность ее анализа послужили основанием избрать в качестве темы диссертации "Критический анализ буржуазных концепций" "ценности ого воспитания" в современной педагогике США".

Предметом исследования является теория и практика "ценностного воспитания" в современной педагогике США.

Цель исследования - изучить и критически проанализировать основные концепции "ценностного воспитания", формы и методы их реализации в практике американской школы.Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

Г. Выявить и охарактеризовать социально-политические предпосылки и методологические основы "ценностного воспитания".

  1. Подвергнуть марксистскому анализу теоретические позиции педагогов США по проблеме "ценности" и "ценностного воспитания".

  2. Раскрыть содержание наиболее распространенных в американской педагогике концеций "ценностного воспитания".

  3. Показать формы и методы реализации идей "ценностного воспитания" в практике американской школы.

Методологической основой исследования является диалектический и исторический материализм. Показав определяющую роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, которое "никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием" (4,29), К.Маркс и Ф.Энгельс раскрыли прямую зависимость морали и ценностей от экономического базиса, от существующей системы общественных отношений, указали на классовый характер воспитания в классовом обществе. Основоположники марксизма,обращаясь

к буржуазии, писали в "Шнифесте Коммунистической партии": разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями,в которых вы воспитываете,не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т.д.?" (3,443).

В.И.Ленин разоблачил лицемерные буржуазные утверждения о якобы достигнутом равенстве в области образования,вычленил основную цель,которую преследует правящий класс в воспитании -"натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг,исполнителей воли и рабов капитала" (9,431).

Основополагающими для нашей работы стали марксистско-ленинские принципы критики буржуазной идеологии, а именно:необ-ходимость выявления социальных и гносеологических истоков педагогических концепций,конкретно-исторический и классовый подход к их анализу,использование диалектико-материалистичес-кого метода.

Необходимой предпосылкой исследования явились директивные материалы и документы КПСС и Советского правительства по вопросам идеологии,идеологической борьбы,по проблемам воспитания и образования подрастающего поколения .Особое значение в этой связи имеют материалы ХХУІ съезда КПСС, а также июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС,в которых разоблачается антинародная сущность современного империализма и указывается на необходимость бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии.Принципиальное,определяющее значение имеет выдвинутое на ХХУІ съезде КПСС и подтвержденное на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС положение о том,"...что успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики." (11,38-39).

В процессе работы автор использовал метод теоретического

анализа научной литературы и метод сравнения,который позволил выявить общность классовой и идеологической основы всех рассматриваемых концепций "ценностного воспитания".

Основными источниками исследования явились следующие работы:

  1. американская философско-психологическая литература;

  2. монографии по общим проблемам воспитания;

  3. материалы научно-педагогических конференций и симпозиумов;

  4. педагогические энциклопедии и энциклопедические словари;

  5. работы теоретиков "ценностного воспитания"

  6. школьные учебники по общественным дисциплинам;

  7. методические пособия для учителей;

  8. педагогические периодические издания.

Ценным источником информации о характере и современных тенденциях развития американской системы школьного образования и воспитания послужили работы педагогов-марксистов США.

Специфика предмета исследования обусловила необходимость изучения работ советских философов, посвященных критическому анализу современной буржуазной философии (А.С.Богомолов, И.С.Нарский.В.С.Пазенок, С.И.Попов).проблемам буржуазной аксиологии и марксистской теории ценностей (О.ГДробницкий, В.П.Тугаринов,К.А.Шварцман,А.Ф.Шишкин).вопросам формирования всестороннего развития личности, ее нравственного сознания и ценностных ориентации (В.А.Блюмкин,Г.Е.Глезерман,И.С.Кон) .Были использованы также труды советских психологов по критике современной буржуазной психологии (Л.И.Анцыферова.Б.В.Зейгар-пик,П.Н.Шихирев,М.Г.Ярошевский).

Использовалась общественно-политическая литература по проблемам, связанным с духовным кризисом США (В.М.Геворгян, Ю.А.Замошкин.А.В.Кукаркин).

- ю -

В процессе исследования были изучены также работы Н.Д.Ни-кандрова (98;99) по проблеме содержания и методов образования в высшей школе США,Т.А.Хмель (І40;Ш), в которых проанализированы взгляды буржуазных педагогов-прагматистов,раскрыты роль и функции прагматической педагогики в американском школьном образовании. Общие принципы сравнительного анализа мы почерпнули из книги М.А.Соколовой,Е.Н.Кузьминой и М.Л.Родионова (128).Определенное значение имело изучение трудов советских ученых-педагогов,в которых проанализированы позиции педагогов-марксистов США по вопросам воспитания подрастающего поколения и их отношение к кризисному состоянию американской системы воспитания и образования (41).

Теоретическую основу исследования составили труды советских ученых-педагогов И.С.Марьенко (90;100;89) и О.С.Богдановой (29;27), в которых даны научное обоснование системы нравственного воспитания,определение уровней и факторов морального развития, роли нравственного опыта в формировании высоконравственной личности. В ходе критического анализа буржуазных методик "ценностного воспитания" мы опирались на работы О.С.Богдановой,И.А.Каирова,О.Д.Калининой,Л.И.Катаевой и др. (28;I7;I0I;6I), в которых обобщен опыт советской школы по организации нравственного просвещения,определены возрастные особенности нравственного развития, а также приведены специальные методики для анализа личности учащихся, степени сформированно-сти у них нравственных понятий и качеств.

В оценке ролевой игры как метода "ценностного воспитания" мы исходили из работ О.С.Богдановой и В.И.Петровой (30),О.С. Газмана (43) и П.А.Рудика (121),в которых почерпнули понимание значения и места игры в нравственном становлении личности, в способности ориентироваться в окружающей действительно-

- II -

сти и в приобретении навыков культурного поведения.Ра бо ты З.И.Васильевой (37) и Н.И.Монахова (95) расширили нате представление об уровнях и этапах формирования общественной направленности личности учащихся, а также о показателях воспитанности детей.Мы использовали также материалы исследований И.Ф, Харламова (139) по теории и истории нравственного воспитания.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том,что автором осуществлен целостный критический анализ основных буржуазных концепций "Ценностного воспитания", раскрыт их классовый и политический смысл, выявлены и критически проанализированы социальные и методологические основы и теоретическое содержание данных концепций,а также формы и методы реализации идей "ценностного воспитания" в практике американской школы.

Достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается использованием марксистско-ленинской методологии,применением марксистско-ленинских принципов критики буржуазной идеологии и педагогики; как ее составной части;широтой и представительностью проанализированных оригинальных источников, а также сопоставимостью с проведенными ранее исследованиями в области критики буржуазных концепций воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том,что

ТеОреТИЧеСКИе ПОЛОЖеНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССерТаЦИИ МОГУТ быТЬ ИСПОЛЬ'

зованы в преподавании курса общей педагогики в пединституте в разделе "Кризис современной буржуазной педагогики и системы воспитания", в научной работе по изучению современного состояния буржуазной педагогики,в лекционной и пропагандистской работе, связанной с критикой буржуазной идеологии.Результаты исследования представляют интерес и для советских специалистов в области идейно-политического и нравственного воспитания.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на Всесоюзной научно-практической конференции "ХХУ съезд КПСС и задачи нравственного воспитания по формированию активной жизненной позиции личности" (Тюмень, 1978), на Всесоюзном координационном совещании "Моральные ценности и современность" (Москва, 1981), на Всесоюзном теоретическом семинаре "Диалектика и этика" (Алма-Ата, 198I), в лаборатории воспитательных проблем школьного коллектива в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Материалы работы были использованы в докладах, с которыми автор выступал перед учителями и учащимися старших классов школы-интерната Ш I г.Курска.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Возникновение в конце 60-х - начале 70-х годов в амери
канской педагогике концепций "ценностного воспитания" обуслов
лено прогрессирующим духовным кризисом американского общества,
характерными проявлениями которого являются девальвация тради
ционных буржуазных ценностей и идеалов, распространение прин
ципа "моральной вседозволенности", усиление скептического отно
шения молодежи к правовым, религиозным и другим буржуазным со
циальным институтам, рост преступности, наркомании и т.п.,что

в свою очередь,неотделимо от общего процесса дегуманизации и социальной дезорганизации буржуазного общества.

2. Методологическая несостоятельность концепций "ценност
ного воспитания" определяется их опорой на современную буржуаз
ную философию и социологию (прагматизм, реконструкционизм, не
опротестантизм, религиозный экзистенциализм, неоплатонизм и
структурный функционализм) и ведущие учения субъективистской
психологии (персонологическое, психоаналитическое, бихевиори
стское и когнитивное), что, в свою очередь, порождает идеали
стическую трактовку природы ценностей и процесса их интериори-
зации.

- ІЗ -

  1. Несмотря на наличие многочисленных концепций "ценностного воспитания" ("ценностное внушение", "ценностный анализ", "ценностное действие", "разъяснение ценностей", "внедрение ценностей',' когнитивная, альтернативная и соединяющая концепции), которое обусловлено различным толкованием основных категорий "ценностного воспитания" и пониманием процесса интериори-зации ценностей, их объединяет общая направленность на пропаганду буржуазной системы ценностей и формирование буржуазного типа личности.

  1. Некоторые методические рекомендации теоретиков "ценностного воспитания", а именно,, разработка ими "ценностных" и моральных дилемм, форма проведения и организации ролевых игр и дискуссий, использование технических средств при условии их критического переосмысления и в принципиально ином социальном контексте могут быть использованы и в советской школе.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Духовный кризис капитализма и его отражение в воспитании подрастающего поколения в США

Общий кризис капитализма продолжает углубляться. Он охватил все стороны жизни буржуазного общества: политику .идеологию, экономику и культуру."Все более теряют эффективность методы,с помощью которых капитализму удавалось поддерживать относительную стабильность своего развития в послевоенный период.Все яснее становится: империализм не способен справиться с социальными последствиями небывалой по глубине и масштабам научно-технической революции,когда миллионы и миллионы трудящихся обрекаются на безработицу,на нищету"(11,23-24).

Обострение общего кризиса капитализма привело к усилению духовного кризиса этого общественного строя,кризиса всей системы буржуазных ценностей.Этот кризис настолько глубок,и всеобъемлющ, что его не могут не замечать даже защитники буржуазного строя. Так,известный американский педагог Р.Холи пишет по поводу современной системы буржуазных ценностей: "Эта ценностная система,которая способствует развитию абсолютного безумия в производстве еще одного вида ядерных подводных лодок... может привести вообще к разрушению человеческого общества. Эта ценностная система,которая натравляет человека на человека..." (221,2).Тревогой за судьбы общества проникнуты слова и другого видного американского ученого - психолога А.Маелоу. "Мы сталкиваемся,-отмечает он, - с реальной возможностью полного уничтожения, с очевидностью "малых" войн, с рассовой враждой и широко распространенной эксплуатацией" (257,83).

На заре становления капиталистического общества буржуазия начертала на своем знамени принципы гуманизма, развития личности и прогресса общества."Все люди сотворены равными,и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми праваг.: ми..."(66) - так было записано в Декларации независимости в 1776 году. Но какова же дальнейшая судьба этих нравственных ценностей? Двухсотлетняя история американского капитализма убедительно показала их лживость и фальшь.Предпринятый основоположниками марксизма еще в XIX веке глубокий анализ тогдашнего состояния буржуазного общества и морального облика класса буржуазии привел их к следующему выводу.Буржуазия,-писали они,-"не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса,бессердечного "чистогана"...Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли." (3,426).

Кризис морали,нравственных ценностей и идеалов,на который указывали К.Маркс и Ф.Энгельс,- явление духовной жизни,известное истории.Глубокий моральный кризис,распад нравственности пережили в период своей гибели и рабовладельческое, и феодальное общество. То,что подобный кризис всегда сопутствовал отмиранию старого способа производства,вполне закономерно,так как мораль существует и развивается не сама по себе, а в органической связи со всей экономической и социальной жизнью. И если 30 лет назад в Америке упорно твердили о стабильности,неизменности и прочности традиционных буржуазных ценностей (261), то минувшие годы развеяли эти иллюзии. Сегодня американское общество,-пишет известный буржуазный политолог К.Томпсон,-переживает острый кризис ценностей,вызванный тем,что "старые ценности и нормы поведения утратили свою силу, а новые еще окончательно не сформировались" (103,45).

Профессор Бостонского университета А.Макинтайер выделил следующие симптомы морального кризиса,которые,по его мнению, определить достаточно просто:"...чего можно ожидать,-отмечает он,- если "Нью Йорк Тайме" объявила, что этика ныне в моде? Что можно сказать о культуре, в которой мораль периодически "открывается вновь"?...Что нам делать с теми политиками и учеными,которые уже успели благополучно забыть,что они творили во время войны во Вьетнаме? (235,19).

Поистине убийственную характеристику атмосферы американского общества дала президентская комиссия по духовному здоровью нации.В опубликованном ею докладе говорится, что даже по неполным данным в любой отрезок времени от 20 до 32 миллионов американцев нуждаются в психиатрическом.лечении,и что безысходность в сердцах людей порождает в первую очередь недоедание, проблемы безработицы,непригодного жилья,недоступности для многих благ здравоохранения, бесправие и т.д. Нищета и дискриминация,- говорится в док ладе,приводят к тому,что "громадное число американцев испытывает отчужденность и страх, депрессию и гнев"(76).

О тяжелой,гнетущей атмосфере буржуазного.мира пишут и говорят представители власти,священники,учителя,юристы и журналисты.Они высказывают в разной степени глубокие,но во многом единодушные мнения о падении нравов и традиций в ведущей стране западного мира. Характерна в этом смысле картина,нарисова иная Дж.Маккленнаном,известным сенатором-демократом: "Современное американское общество,-пишет он,- это общество,где.деньги стали этикой, а мораль,которой мы следуем на практике, является прямой противоположностью той морали, которую мы проповедуем на словах...Современное американское общество- это лицемерное общество.которое на словах провозглашает ту самую этику,которую оно давно отвергло на деле. Это общество,в котором человек и его интересы перестали приниматься в расчет" (21) ,

Кризис морали и ценностей приобретает особенно острые формы в среде учащейся молодежи США.Это проявляется прежде всего в упадке нравственных идеалов.Буржуазные исследователи не без основания констатируют тот факт,что познание действительности вызывает у молодежи лишь разочарование, приводит к тому, что она теряет идеалы,ей попросту "некого поставить на пьедестал" (78,120). Известный американский социолог Д.Янкелович, изучавший настроения молодежи в 70-е годы, пришел к выводу,что в ее среде усилилось "скептическое отношение к правительству, политическим партиям,судебной системе,корпорациям,религиозным институтам."(93,267).

Проблема "ценности" и "ценностного воспитания" в современной американской педагогике

Марксистский анализ буржуазных концепций "ценностного воспитания" предполагает помимо рассмотрения их философских и психологических основ раскрытие основных понятий,используемых для построения тех или иных теоретических конструкций.Мы начнем с критического анализа принятых в современной педагогической литературе определений ценностей.

Для педагогов религиозного направления ценности - зто вечные или универсальные истины,которые сообщаются людям при помощи сверхъестественной силы. Это священные императивы,которые следует бережно сохранять и передавать по наследству от родителей к детям. Подобное толкование ценности мы находим в сборнике "Совесть" под редакцией Эл.Нельсона (186). Одной из идей,связывающих статьи этого сборника,является мысль о проведении "ценностного" воспитания в русле религиозного. Так, М.Пэттисон высказывает озабоченность в связи со снижением значимости христианской религии в качестве проводника моральных ценностей,которые, по его мнению,обеспечивают сердцевину развития личности и сохранения общества (186,238).

Следует обратить внимание на тот факт,что Пэттисон делает упор именно на моральные ценности,как ориентиры в поведении людей. В этой связи в задачу церкви входит, по. его мнению,постоянная помощь детям в продвижении от незрелых понятий морали, к более совершенным и зрелым; ознакомление учащихся с моделями, образцами нравственного поведения,с образом Христа,как идеалом--зго ; внедрение в сознание детей христианского понимания чувства гордости (186,240). "Обучение юных "моральным принципам" отмечает Пэттисон,- возможно не совсем уместно.Более важен опыт общения со взрослыми и церковью, который появляется у детей, а церковь усиливает чувство соотнесенности, принадлежности и взаимности или отзывчивости го отношению к другим людям" (186,259-260). Вот так исподволь и проводится идея воспитания детей в духе христианской религии, хотя "развитие этих ценностей посредством обучения религии в любой форме в государственной школе вызывает неодобрительное отношение как нарушение основного принципа разделения церкви и государства" (197,30).

Утверждения теологогов о том,что только религиозный идеал - это истинный идеал,истинная ценность, к которой и надо стремиться, исторически исчерпали себя. Ведь христианским идеалам почти две тысячи лет,но полного их осуществления мы не находим нигде и никогда,хотя для этого были все условия: покровительство властей, идеологическая монополия. "Провозглашение евангелием заповеди любви,прощения,б.ескорыстия получали всеобщее признание в качестве высших принципов.человеческого общения,- пишет советский исследователь В.Н.П ердаков,- однако в жизни неизменно господствовали прямо противоположные нравы" (147,236).

Другой известный педагог Кл.Бек,з отличие от М.Пэттисона, не является теологом,но,хотя он и ратует за секуляризацию воспитания на словах, на деле указывает на возможность проникновения религии в область формирования личности и характера человека. По мнению Бека,есть люди,которые нуждаются именно в религиозном оправдании собственных ценностей (169,22), ибо всякое иное доказательство верности этих ценностей их якобы не устраивает. Таким образом, добровольность того или иного морального поступка заменяется страхом перед карающей десницей бога. В.Н.Шердаков правильно указывает на то,что "каким бы путем человек не приходил к идее бога, пусть даже на основании морального чувства, все равно мотивацию нравственного поведения уже нельзя признать свободной от принуждения.Достоинство добровольности принадлежит только тем,кто следует своей совести и разуму,не принимая в расчет бога" (147,233).

Другие исследователи считают,что ценности - это потребности и желания. Например, издательская фирма в Техасе,выпустившая серию книг о человеческих ценностях, предпослала этой серии следующее определение последних: "Основные желания и потребности, общие для каждого человека, независимо от того, кто он и где он может быть" (234,30). Издатели серии объясняют свое определение следующим образом. Наше внутреннее стремление к таким явлениям, как любовь, кров,пища очень рано фиксируется в сознании, и затем уже многое в жизненной активности подчинено удовлетворению этих основных потребностей. Также понимают ценности теоретики "ценностного воспитания" В.АрнспигерД.Ра-кер и М.Прис (163,24) .

Сведение ценностей к потребностям и желаниям,абсолютизация низших потребностей уходит своими корнями в теорию иерархии потребностей А.Шслоу. Подобное определение не выдерживает критики и с точки зрения научного понимания природы ценностей. Ценности,конечно,связаны с потребностями, определяются ими. Ценности общества,будучи усвоены личностью, становятся ее потребностями, но все же объявлять сами ценности потребностями, значит смешивать причину со следствием.. Подобное утверждение отнюдь не преуменьшает роли потребностей, которые классики марксизма включали в со.став первичных исторических отношений или основных сторон социальной действительности (5,91).

Когнитивная концепция "ценностного воспитания"

В последние 20 лет в американской педагогике значительное влияние приобрела когнитивная или, ,как ее называют психологи,когаитивно-интеракционистская концепция."ценностного воспитания", основы которой заложил профессор Гарвардского университета Доуренс Кольберг. О его концепции сейчас много пишут на Западе, ее принимают или критикуют,но.и противники,и сторонники отмечают серьезный вклад Кольберга в развитие психологии, педагогики и этики.

.По свидетельству профессора Бр. Холла, Коль б ерг стал наиболее часто цитируемым автором в кругу воспитателей по всей стране (217, ХШ). На большие достижения Кольберга в области теории воспитания указывает известный американский педагог фентон (202,97). А Дж.Щульте и Ст.Тил отмечают,что самыми значительными из методик,которыми пользуются школьные учителя, являются программы,основанные на когнитивной концепции Кольбер-га и на концепции "разъяснения ценностей",разработанной Л.Рат-сом,М.Кармином и С.Симоном (281,221). Появился даже специальный термин "кольбергианизм" (157,131).

Не избежали влияния Кольберга и крупные теоретики воспитания, живущие в Великобритании.Например,создатели Фармингтонс-кого центра по нравственному воспитанию при Оксфордском университете Дж.Вилсон,Н.Уильяме и Б.Шугармен не-только дали положительную оценку работам Кольберга (315,296), но и разработали сходные с ним методики воспитания (314). Серьезный анализ с критикой ограниченности отдельных теоретических положений Кольбер га, касающихся формального характера морального мышления, упор на когнитивные элементы в воспитании, в ущерб аффективным и др.,мы находим в крупных монографических изданиях видных английских педагогов Р.Питерса,П.Херста и др.. (270 ;27I;225;20I) .

Преподаватель одного из австралийских университетов Ф.Трейнер подчеркивает,что "...в литературе сейчас можно встретить больше ссылок на Кольберга,нежели на какого-либо другого автора,кроме Пиаже" (302,41).Так,в первом томе американского издания книги "Развитие и поведение в-Течение жизни" таких ссылок больше.-десяти (254),а в книге "Развитие моральных суждений" их более пятидесяти (190). Все это свидетельствует о растущей популярности и влиятельности его концепции. .

В. советской литературе одной из первых проанализировала, идеи Кольберга известный советский психолог Л.И.Божович,которая, сравнивая описание процесса морального развития,предложенного Кольбергом и Пиаже,сочла интерпретации первого "более интересными и правильными" (32,324). И.С.Кон в ряде своих книг (67,68) ссылается на исследования Кольберга,подвергая критике его метод измерения уровня морального сознания,который не дает возможности" с уверенностью предсказать,каковы будут реальные поступки людей" (67,29). Упоминание концепции Кольберга встречается и в работах ленинградского психолога А.Г.Власкина (38,39), который отмечает как недостаток недооценку Кольбер го м "значения морально-волевых черт личности ребенка" (38,27), также в статье Л.Н.Гончарова и О.С.Леонтьевой,которые приходят к выводу о переносе теории нравственного развития Кольберга "на почву теории политической социализации" (48,130).Критический анализ теории поэтапного нравственного развития Кольберга был дан в книге и брошюре К.А.Шварцман[ ;фднако целостного анализа этой концепции мы не находим ни в философской,ни в психологической,ни в педагогической литературе.

Начало научной деятельности Кольберга датируется 1958 го- дом, когда он защитил докторскую диссертацию на тему: "Развитие способов морального мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет (The Development of Modes of Moral Thinking and Choice in the Tea Ten to Sixteen).

Находясь под сильным влиянием эволюционных теорий Дж.Болдуина (165), Дк.Ми да (259) и Я.Пиаже ( 272) Доль б. ерг представил перво-начальний вариант своей когнитивно-эволюционной концепции,изложенной в ряде его последующих публикаций (240;245 ;242 ;239 ;247) . Характерно,что и в дальнейшем он излагает свои взгляды,в основном,в статьях. "Кольберг,-пишут Р.Даски и М.Уэлан,- еще не опубликовал книги, в которой представил бы основные выводы из своей теории" (195) .

Непосредственный толчок исследованиям Кольберга дала книга Пиаже "Моральные суждения ребенка",в которой,как уже отмечалось, швейцарский психолог пришел к выводу о существовании взаимосвязи между 4 мя периодами в умственном развитии и 3-мя уровнями нравственного развития детей, Кольбер г, работая в том же направлении, провел ряд экспериментов как в США,так и в Великоб» ретании,Канаде,МексикеДурции,на Тайване и в некоторых других странах, В США, например, он изучал 72 мальчика 10ДЗ и 16 лет из средних и низших слоев жителей окраин Чикаго для выявления некоторых общих.черт,присущих нравственным суждениям людей,не » зависимо от их социальной,расовой или национальной принадлежности.

Методики прямого внушения и дискуссии

Как уже отмечалось,в американской школе в последние годы заметно возрастает значение методов прямого и косвенного (дискуссия) внушения, которые осуществляются в следующих формах: рас« сказ,беседа,беседа-анализ,диспут и др. Рассмотрим вначале ис« пользование такой формы.как рассказ,в преподавании истории. Этот предмет в силу специфики своего содержания дает богатые возможности для использования исторического материала в целях внедрения буржуазных ценностей в сознание учащихся.

Одной из устоявшихся является приводимая ниже методика, разработанная в рамках концепции "ценностного внушения". Дж .Картер так описывает примерный урок по данной схеме:учитель, рассказывая об американской революции,акцентирует внимание учащихся на роли выдающихся личностей в этой борьбе за освобождение, игнорируя при этом роль народных масс и особо выделяя образ П.Генри, мужественного и стойкого борца. Учитель отмечает заслугу Генри в деле объединения всех колонистов. В конце урока звучит напутствие следовать примеру этого храброго воина, особенно,в минуты страха или отчашия(179,295).

Подобная передача определенной суммы знаний в форме рассказав заложенным в них "ценностным содержанием",направленная на формирование индивидуализма, без последующего обсуждения с учащимися все реже используется американскими педагогами и подвергается резкой критике и в буржуазной педагогической литературе. По мнению Дж.Картера,такая форма работы сродни воспитательным системам трехвековой давности,когда в моде были учителя-пуритане, ныне она неспособна дать,на его взгляд,положительных результатов (179,295). По Ч.Бармену,вообще "...внушение мало чем может помочь учащимся в определении их собственных ценностей теперь и в будущем" (167,152).

Буржуазной концепции внушения советские педагоги противопоставляют идейно-нравственное убеждение учащихся,суть которого состоит не только в активном восприятии детьми идейно-нравственной информации,но и в переходе ее в стойкие личные убеждения и идеалы детей (70,85). Последнее требует и более живых,эмоциональных форм воспитания в процессе обучения. Это отнюдь не принижает роли слова учителя на уроке.Опыт показывает,что рассказ педагога, если он эмоционально окрашен,логически строен и глубоко продуман,всегда найдет путь к сердцу воспитанников.

Реализации "ценностного воспитания" отвечает и такая форма работы, как беседа с учащимися о событиях недавнего прошлого или на современные политические темы. Круг таких тем четко оп ределён и ограничен рамками учебных и методических пособий.Это объясняется. тем,что в области общественных дисциплин законы . штатов придерживаются приблизительно одной схемы выбора обязан тельных для изучения предметов. Так, по данным ЮНЕСКО, в 40 из 50-ти штатов преподается Конституция США, более чем в 30 -исто рия Соединенных Штатов и. т.д. (180,39). ....... История 2-ой мировой войны оставила такой неизгладимый..... след в жизни практически всего человечества,что,естественно,мы обратились к анализу характера изложения, именно этого события в американских учебниках. В учебнике "Война.и.мир в XX веке" его описанию отведено всего .лишь 2 страницы,из .которых только 10 (!) строк посвящены, победам Советского Союза в этой войне, р наряду с подобным описанием военных действий.США на территории Северное Африки,Италии и Франции (282, 43-44). .... Подобным образом трактуется эта война и в вузовских учебниках по истории западной цивилизации. Глубокий анализ 12-ти таких учебников периода 1965-1978 годов провел американский педагог-марксист Кэрол Мэрган. Факты, приводимые им,говорят сами за себя: в пяти из них нацистская Германия и Советский Союз рассматриваются на одном уровне,как тоталитарные режимы; в семи учебниках -даже не упоминается попытка СССР войти в контакт с западными державами в целях создания общей коалиции против нацизма; также в семи - не указано,какую конкретно роль сыграл Советский Союз в разгроме фашизма,и какие жертвы понесли советские люди в этой войне (305,178-179).

Аналогичный подход наблюдается и в оценке позиции ОНА в войне во Вьетнаме. Школьные учебники в этой связи выполняют функцию воспитания у учащихся "некритического восприятия современного общества" (305,214). "В них нигде не объясняется,-заявляет другой американский .педагог-марксист Джон Марсиано, что-вьетнамцы боролись за национальную независимость; более того, эти слова всюду взяты в кавычки.Также нигде не высказывается даже предположение о том,что,мотивы,побудившие Соединенные Штаты вступить в войну, были империалистическими (305,215) .При этом-конец войны изображен как "передача страны коммунистам"

... Еще в более извращенной, форме подается информация о странах социализма .Так,,, в учебнике по географии "Широкий мир",состоящем из 689..страниц,хватило всего одной главы.(273,282-333) для рассмотрения этого вопроса. В этой связи нельзя не согласиться с выводом, сделанным прогрессивными американскими педагогами Роб.Морганом и Гр.Михэликом о том,что данные учебники,претендуя на нейтральность и объективность,замалчивая информацию и противоположные взгляды.навязывают учащимся жесткие критерии оценки того,что "законно.разумно,практично,хорошо,правдиво и красиво" (263,11).

Похожие диссертации на Критический анализ буржуазных концепций "ценностного воспитания" в современной педагогике США