Введение к работе
Основой любой воспитательной системы является семья - культурное, ценностное, информационное пространство, в котором происходит формирование и развитие личности человека. Во взаимоотношениях с ближайшим окружением -членами семьи, рода ребенок усваивает всю духовную культуру народа, его идеалы добра и красоты, систему нравственно-этических понятий, представлений. Семья вместе с образовательной системой народа оказывает влияние на мировоззрение человека, регулирует его поведение в обществе, готовит его к жизни.
Однако сейчас, когда в обществе происходят кризисные явления, общечеловеческие духовно-нравственные ценности, в том числе и семейные, теряют свою силу, происходит рост насилия, усиливаются межнациональные конфликты. В этих условиях обращение к бесценной сокровищнице народа - многовековому опыту воспитания поколений - является спасительным для любого народа. Владение знанием духовных ценностей родного этноса, традиционной педагогической культуры, умение использовать их в жизни дают возможность не только укрепить семейные отношения, но и способствуют стабильному этническому функционированию в условиях полиэтнического государства.
При разработке этнических проблем семейного воспитания мы обратились к трудам классиков педагогической мысли: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Т.С. Шацкого, И.Я. Яковлева, Г.Т. Тимофеева; к исследованиям современных теоретиков: по общим вопросам педагогики (В.П. Борисенков, Б.З. Вульфов, Т.С. Комаров, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев); по проблемам этнопедагогики (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, В.Н. Иванов, А.Е. Измайлов, Б.А. Кадыров, Ш.А. Мирзоев, СИ. Федорова, З.Б. Цаллагова и др.); по проблемам семейного воспитания (Е.А. Аркина, Т.М. Афанасьева, ТВ. Беликова, А.А. Григорьева, СВ. Ковалев, И.Г. Овчинникова, Е.Г. Силяева и др.).
В написании диссертационной работы неоценимую помощь оказали: исследования русских ученых-кавказоведов, содержащие важные сведения об осетинской семье и семейном воспитании: В.Ф. Миллера, Ф.И. Леонтовича, П.К. Услара, A.M. Шегрена, Н.Ф. Дубровина; работы прогрессивных представителей горской интеллигенции, также отражающие проблемы осетинской семьи: К.Л. Хетагурова, А.А. Гассиева, И.Д. Канукова, X. Уруймагова, Г.И. Дзасохова, Г. Ца-голова, А. Коцоева, Г. Баева и др.; фундаментальные труды В.И. Абаева, А.А. Ма-гометова, А.А. Чибирова, посвященные традиционной культуре осетин; исследования советских ученых-этнографов, отображающие вопросы семьи и семейного воспитания: В.К. Гардановой, А. Скачкова, Б.А. Калоева, А.Х. Магометова, B.C. Уарзиати, Х.В. Дзуцева, Т.З. Бесаевой, И.Х. Айларова и др.
При разработке теоретических основ исследуемой проблемы были использованы работы ученых Республики Северная Осетия-Алания: Г.Н. Александрова, А.Ю. Белогурова, С.Г. Ваниевой, Л.К. Гостиевой, Э.С. Дзуцева, А.Р. Джиоевой, З.К. Каргиевой, З.В. Кануковой, Т.Б. Кодзаева, В.К. Кочисова, Б.А. Тахохова, Е.Е. Хатаева, Х.Х. Хадикова, А.Х. Хадиковой, СР. Чеджемова и др.
Анализ литературы позволил заключить, что проблемы народной педагогики, в том числе и многие частные аспекты и отдельные стороны семейного воспитания, научно изучены, в Республике Северная Осетия-Алания создана определенная теоретическая база, разработаны научно обоснованные программы развития, становления и сохранения этнокультурного опыта народа, концепции национальной школы, призванной функционировать на базе этнокультурного наследия народа. Однако современная ситуация в стране и регионе требует комплексного рассмотрения проблем этнопедагогики традиционной осетинской семьи, дея-тельностного усвоения работниками образовательных учреждений, родителями педагогического потенциала - пласта народной культуры, обеспечивающего более высокий уровень профессионализма в привитии подрастающим поколениям непреходящих ценностей родного народа.
Использование рациональных элементов семейной этнопедагогики в практике современного национального образования, опыте семейной жизни можно рассматривать как перспективное направление, способствующее формированию гармоничной личности, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей родной культуры, способной саморазвиваться, быть готовой к труду, защите Родины, гармоничным отношениям с представителями других национальностей, созданию полноценной семьи. Решение этих задач связано с подготовкой педагогических кадров, вооружением их в процессе вузовской подготовки наряду с общепедагогическими знаниями, знаниями по педагогической культуре народа, условиями их эффективной реализации в практике современного воспитания. Сказанное предопределило выбор темы исследования: «Этнопедагогический потенциал осетинской семьи».
С учетом изложенного была сформулирована проблема исследования: каков педагогический потенциал традиционной осетинской семьи, какие педагогические условия обеспечивают его наиболее успешную реализацию в учебно-воспитательном процессе современной общеобразовательной школы. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: традиционная система семейного воспитания как феномен народной педагогики.
Предмет исследования: процесс использования этнопедагогического потенциала осетинской семьи в вузовской подготовке будущих педагогов, его реализация в воспитании школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что педагогический потенциал традиционной осетинской семьи станет эффективным средством воспитания и развития детей, если:
выявить сущность, этнопедагогические особенности традиционного семейного воспитания осетин, определить возможности его использования как содержательной основы воспитания и развития личности;
в качестве одного из основных условий успешной его реализации в воспитании детей признать подготовку будущих педагогов;
разработать и реализовать в учебно-воспитательном процессе высшей школы систему подготовки студентов к использованию в воспитании детей педаго-
гическои культуры традиционной осетинской семьи, основанной на принципах научности, системности, преемственности, контекстуальности и состоящую из следующих компонентов:
ориентационно-целевого (привитие осознания непреходящих духовных се
мейных установок как первичных базовых ценностей);
содержательного (подбор, систематизация, методическое преломление
учебных этнопедагогических материалов, составляющих содержательную осно
ву профессиональной подготовки будущих педагогов к осуществлению гармо
ничного воспитания и развития детей);
деятелъностного (активное усвоение семейных ценностей народной педа
гогики в ходе учебно-воспитательного процесса вузовской подготовки будущих
педагогов, предполагающее поэтапное формирование морально-нравственных
ценностей и установок в процессе усвоения этнопедагогических знаний, в про
цессе выработки практических умений и навыков, привития соответствующих
семейных ценностей);
результативно-оценочного (анкетирование, тестирование, письменные
творческие, курсовые и дипломные работы, организация студенческих научно-
практических и культурно-массовых мероприятий).
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования нами решались следующие задачи:
выявление и анализ педагогического потенциала традиционной осетинской семьи как содержательной основы воспитания и развития детей;
определение теоретических основ воспитания детей в традиционной осетинской семье;
разработка системы вузовской подготовки студентов педагогических специальностей к использованию педагогического потенциала традиционной осетинской семьи в воспитании детей и работе с родителями;
подготовка и внедрение в практику учебно-воспитательной работы педагогического факультета СОГУ специального курса «Этнопедагогический потенциал осетинской семьи в воспитании детей»;
выявление педагогических условий успешной подготовки студентов к осуществлению воспитания детей на традициях осетинской семейной педагогики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по:
философии диалектики взаимообусловленности всех явлений и процессов (М.Н. Амосов, И.В. Блауберг, И.П. Брехман, В.П. Казначеев, И.С. Кон, В.В. Кол-банов, М.К. Мамардашвили и др.);
системно-деятельностному подходу к организации педагогического процесса (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев и др.);
- интегративной методологии современного педагогического исследования,
включающие культурологический (М.М. Бахтин, СВ. Библер, Б.М. Бим-Бад, СИ.
Гессен, Г.В. Щедровицкий и др.); акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач,
Л.В. Кузьмина, В.И. Максимова, Е.А. Яблокова и др.) подходы к образованию;
современным этноисторическим концепциям развития культуры и образования, по положениям об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, по этнопедагогической концепции воспитания и образования Г.Н. Волкова;
социологии, этнологии, культурологии, освещающих вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян и др.);
фундаментальным основам единства личности и деятельности, формирования личности в контексте национальной культуры (Б.Г. Ананьев, Е.Б. Бондарев-ская, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Л.В. Неретина, А.А. Леонтьев и др.);
проблеме профессиональной подготовки кадров в отечественной психолого-педагогической науке (Е.П. Белозерцев, В.А. Сластенин, В.И. Архангельский);
проблемам этнопедагогической направленности профессиональной подготовки педагогических работников (Т.Н. Волков, А.А. Алимбеков, В.А. Николаев, М.Г Харитонов и др.).
Методологической основой исследования стали философские положения о взаимосвязи теории и практики, единстве национального и общечеловеческого, общего и особенного, основные положения современной психолого-педагогической науки, идеи гуманизации и этнопедагогазации воспитания.
Для решения поставленных в исследовании задач, проверки положений рабочей гипотезы использованы следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы; выявление, анализ педагогического потенциала традиционной осетинской семьи как содержательной основы воспитания и развития детей, способов его реализации в воспитании детей; изучение особенностей процесса реализации педагогического потенциала традиционной осетинской семьи в учебно-воспитательной системе национальной школы, в практике семейного воспитания; опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: отделения педагогики и психологии, педагогики и методики начального обучения педагогического факультета ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», МОУ СОШ №№ 13, 38 (г Владикавказ), №№ 1,2 с. Гизель, с. Ногир. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2002 - 2003 гг.). Изучение теоретических аспектов проблемы, анализ литературы. Определение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач исследования. Планирование опытно-экспериментальной работы, разработка методов её проведения.
Второй этап (2004 - 2005 гг.). Разработка теоретических основ воспитания детей в традиционной осетинской семье. Изучение, анализ педагогического потенциала традиционной осетинской семьи, проведение опытно-экспериментальной работы; разработка системы этнопедагогической подготовки будущих педагогических работников к осуществлению воспитания детей; разработка и чтение специального курса на отделениях педагогики и психологии, ПМНО педагогического факультета СОГУ Выполнение студентами в период педагогической практики
специальных заданий: анкетирование, контрольные срезы, анализ, обобщение и систематизация полученного материала.
Третий этап (2006 - 2010 гг.). Проверка и обобщение результатов исследования, количественный и качественный анализ, уточнение теоретических и практических результатов, оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
определены и уточнены теоретические основы воспитания детей в традиционной осетинской семье;
выявлен и проанализирован педагогический потенциал традиционной осетинской семьи как содержательная основа воспитания и развития детей; определены возможности его эффективного влияния на человека;
изучено состояние реализации педагогической культуры традиционной осетинской семьи в ходе учебно-воспитательного процесса современных образовательных систем, в практике семейного воспитания;
разработана и проверена на практике система этнопедагогической подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитания детей на этнопедагогиче-ском опыте осетинской семьи;
теоретически разработан и внедрен в практику профессионального обучения студентов специальный курс «Этнопедагогический потенциал осетинской семьи в воспитании детей»;
определены педагогические условия, определяющие эффективность экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к осуществлению воспитания детей на этнопедагогическом потенциале осетинской семьи.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные вносят вклад в расширение и углубление этнокультурной подготовки будущих педагогов, конкретизируют представление о средствах традиционного осетинского семейного воспитания, решают проблемы поиска педагогически эффективных условий реализации в образовательной системе педагогического потенциала традиционной осетинской семьи. Теоретически значимой является разработанная автором система вузовской подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитания детей на этнокультурных ценностях осетинской семьи и выявленные в ходе экспериментальной проверки педагогические условия ее эффективной реализации на педагогическом факультете СОГУ Результаты проведенной работы позволят осуществить аналогичный подход к профессиональной подготовке студентов региональных вузов в процессе их приобщения к ценностям традиционного семейного воспитания своих этносов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность внедрения разработанных и апробированных рекомендаций по использованию этнокультурных семейных ценностей осетин в учебно-воспитательной практике, в том числе и в практике профессиональной подготовки будущих педагогов; в разработке специального курса «Этнопедагогический потенциал традиционной осетинской семьи в воспитании детей», содействующего улучшению подготовки будущих педагогических работников, призванных в своей предстоящей профессиональной деятельности использовать материалы народной педагогики,
оказывать практическую помощь родителям в совершенствовании практики семейного воспитания.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической основой, позволяющей наметить научные подходы к изучению проблемы, использованием системы взаимодополняющих методов, наличием многообразия эмпирического материала, почерпнутого из реальной практики воспитания подрастающих поколений, из научных источников, из современной практики воспитания, сочетанием обобщения этой практики с опытной работой, проводимой при решении конкретных исследовательских задач.
На защиту выносятся следующие положения:
В условиях кризисного состояния общества и семьи, важнейшим средством повышения эффективности воспитания детей в духе гуманизма и общечеловеческих ценностей становится использование этнопедагогического опыта народа. Педагогический потенциал традиционной осетинской семьи - мощный фактор и эффективное средство осуществления гармоничного развития личности.
Использование в современных образовательных учреждениях Республики Северная-Осетия Алания наряду с положениями академической педагогики материала народной педагогики, а в особенности - позитивного опыта воспитания детей в традиционной осетинской семье, дает возможность формировать жизнеспособное поколение молодых людей, строящих свою жизнь на основе этнокультурных традиций осетинской семьи, продолжить преемственные связи поколений.
Реализация этнокультурных традиций осетинской семьи в профессиональной подготовке педагогических работников - перспективное направление возрождения педагогического опыта осетинского народа.
Эффективной реализации в системе вузовской подготовки студентов этнопедагогического потенциала осетинской семьи содействует создание специальных педагогических условий:
целевая ориентация студентов на семейные ценности;
обеспечение деятельностной активности студентов как субъектов этнокультурного образования;
углубление сотрудничества семьи, вуза, школы;
подготовка учебно-методических комплектов и аннотированных изданий;
подготовка вузовских студентов к осуществлению актуализации этнокультурных семейных ценностей.
Апробация и внедрениерезультатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в рабочей программе, содержании специального курса «Этно-педагогический потенциал осетинской семьи в воспитании детей»; выступлениях автора на заседаниях кафедры педагогики и психологии педагогического факультета СОГУ, на Международных, всероссийских и региональных конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в учебно-воспитательный процесс педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова; авторские программы по родному языку, чтению и литературе для 1-11 классов осетинской национальной школы, учебники
и учебно-методические издания по вопросам преподавания осетинского языка и литературы - в средние общеобразовательные учреждения РСО-Алания.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы (232 наименования).