Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Семейная педагогика как этнопедагогический феномен народной педагогики 14-85
1.1 Чеченская семья как этнопедагогическая микросреда 14-30
1.2 Семейное воспитание в чеченской народной педагогике 30-59
1.3 Этнопедагогическая миссия чеченского тайпа (рода) в современной практике семейного воспитания 60-83
Выводы к 1 главе 83-85
Глава 2. Специфика воспитания детей в чеченской семейной педагогике 86-182
2.1 Совершенный человек как идеал воспитания в чеченской семье 86-106
2.2 Задачи (составные части) воспитания 106-147
2.3 Взаимодействие семьи и школы в реализации этнопедагогического потенциала чеченской семьи в работе со школьниками 147-171
2.4 Спецкурс «Семейная педагогика чеченцев» - важная форма приобщения студентов вуза к историческому опыту семейного воспитания чеченцев 171-180
Выводы к 2 главе 180-183
Заключение и выводы 184-189
Литература 190-200
- Чеченская семья как этнопедагогическая микросреда
- Семейное воспитание в чеченской народной педагогике
- Совершенный человек как идеал воспитания в чеченской семье
Введение к работе
Актуальность темы. Исследование этнопедагогического потенциала чеченской семьи является, несомненно, актуальным, так как происходящие в нашей стране прогрессивные перемены, бесспорно, нуждаются в опоре на семью.
Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка.
Идея развития национального воспитания, совершенствования семейной педагогики в духе этнических традиций - это общечеловеческая идея. В ее реализацию вносит вклад народная педагогика каждого этноса. В ней обобщен самобытный многовековой опыт воспитательной деятельности народа. Содержание и методы национального воспитания, в том числе семейного, отражены в произведениях устного народного творчества, национальном искусстве, религии, народных обычаях и традициях.
Народная педагогика включает в себя обобщенный опыт семейного воспитания не только данного этноса, но и прогрессивный опыт, богатство знаний других народов. В силу этого народная семейная педагогика органически связана с мировой педагогической мыслью, дополняет и обобщает ее.
Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обусловливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Любой этнос может сохранить себя только благодаря собственной системе воспитания, в которой ведущее место отводится семейному воспитанию.
Великое значение педагогической мысли закреплено на конституционном уровне. В статье 34 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей...».
Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные и, прежде всего, идейно-нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-этическое восприятие действительности, начиная с отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, пронизанному родственными узами, и заканчивая отношением к этносу и межэтническими взаимоотношениями.
Основываясь на положении о том, что воспитание - вечная категория, мы обратились к историческому опыту воспитания, что предполагает его анализ с охватом более длительного периода функционирования педагогической культуры народа. Она также делает естественным и закономерным признание существования вечных ценностей в педагогическом опыте народа. На их выявление и обоснование должен быть направлен анализ развития этого опыта, его педагогических идей, педагогической культуры.
Семья является ядром любой национальной системы воспитания. В этнопедагогике семьи можно черпать богатейший материал семейного воспитания. Более того, семейная этнопедагогика играет спасительную роль в народной судьбе, что подтверждается на примере самосохранения двадцати четырех депортированных народов, которые были бы обречены на исчезновение, если бы национальная система воспитания не сохранила бы свои позиции в семье.
Как справедливо заметил Г.Н.Волков в своей аннотации к монографии Ш.М.-Х. Арсалиева «Этнопедагогическое наследие чеченцев», в истории педагогики заняли достойное место многовековой опыт воспитания в Спарте, Афинах, традиции воспитания самурая в Японии, жрецов в Египте, воспитательная система Конфуция, иезуитское воспитание и другие. Результаты воспитания чеченцев, проверка которых в настоящее время
происходит в вынужденно кризисных обстоятельствах, делают вполне правомерным отнесение исторического опыта традиционной педагогики чеченцев к феноменальным явлениям мировой цивилизации, соответственно, к мировой педагогике. [15]
Более того, воспитательная система чеченцев при внимательном ее рассмотрении могла бы стать гордостью для всего человечества, где разные народы которого одинаково мечтают о счастье в условиях свободы и равенства. [Арсалиев Ш.М.-Х., 1998]
Научно-исследовательский институт национальных проблем образования Российской Федерации выдвинул тезис: «Школа не может не быть национальной». [136] Этот тезис поддерживают учителя, руководители органов образования, передовая педагогическая общественность. Можно с полным основанием утверждать, что и семейное воспитание не может не быть национальным.
Этнопедагогика чеченской семьи до сих пор исследована недостаточно. Следует отметить, что этнические отношения в переживаемое страной время вышли на первый план в жизнедеятельности народов Российской Федерации. В этих условиях этнические проблемы семейного воспитания стали одними из актуальнейших.
Между тем, сохранение традиционных явлений в жизни народа, стабильность его традиционного развития составляли и составляют основу практики духовной преемственности его поколений, этнокультурной непрерывности.
Сегодня мы не можем не признать, что духовно-нравственный и трудовой опыт чеченского народа, порядок его бытоустройства, система его семейного воспитания чрезвычайно ценны хотя бы потому, что на протяжении многих веков обеспечивали его жизнеспособность, несмотря на все тяготы и беды, которые обрушивались на этот многострадальный народ.
На сегодняшний день этнопедагогика легализована, хотя и не без противоречий, и начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции.
Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлены задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных духовно-нравственных ценностей, общечеловеческих и национальных.
В настоящее время ощущается потребность в разработке этнопедагогических проблем семейного воспитания и, в частности, воспитания в чеченской семье.
Работа в рассматриваемом направлении призвана предотвратить пренебрежительное отношение педагогов-теоретиков, а вслед за ними и учительских масс к этнопедагогике вообще и к этнопедагогике семьи, в частности.
В современных условиях очень важно прививать молодежи культуру межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика.
Этнопедагогика чеченцев представляет собой целину. Изучена она недостаточно. Самый большой вклад в освоении этого целинного пласта представляет собой докторская диссертация профессора Арсалиева Ш.М.-Х. «Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов».
Разрабатывая данную тему, мы исходим из того, что в укладе семьи любого народа имеется и общее, и особенное, и единичное.
Общее - то, что отражает общечеловеческие нормы и ценности; особенное - то, что, включает национально-специфическое и единичное - то, что отличает данную конкретную семью от всех остальных. Исходя из этого, мы можем констатировать, что любая конкретная семья в чем-то похожа на
7 все семьи, в чем-то на некоторые семьи, в чем-то не похожа ни на одну другую. Подобный общеметодологический подход к анализу семьи дает четкие ориентиры для выделения подлинной этноспецифики чеченской семьи как национально типического, в отличие от бесконечного множества индивидуальных черт конкретных семей.
При этом типичные признаки (нормы, идеалы) чеченской семьи мы рассматриваем не как нечто уникальное, только чеченцам свойственное, а как своеобразное проявление всеобщих черт. Неповторимость исторической судьбы народа, его язык, который не только обозначает окружающий мир, но и направляет в значительной мере восприятие и понимание мира, основанная на этом национальная культура, сложившаяся в веках, обычаи, традиции, обряды - все это придает общечеловеческим ценностям этническую окраску.
Разумеется, что сформировавшаяся подобным образом этническая культура в широком смысле наносит свои узоры на общечеловеческое, то есть, черпая из общечеловеческой культуры, этнокультура одновременно вносит в нее свой вклад.
Воспитание - явление общечеловеческое, но данное общечеловеческое реализуется через национальное специфическое, так как «общечеловеков» как таковых в реальности не бывает.
Учитывая все это, мы попытались выделить и описать национально особенное в повседневной практике воспитания подрастающего поколения в чеченской этнокультуре.
Особое научно-теоретическое значение для нашего исследования имеют труды К.Д.Ушинского, который доказывает, что народная педагогика охватывает все возрастные категории человека от рождения до смерти и направлена на формирование личности, которая стремится к взаимопониманию и взаимопомощи. Принципиальными также являются идеи народной педагогики и единство этических ценностей, рассматриваемые Л.Н.Толстым, Н.К.Рерихом, основополагающие труды Я.А.Коменского, Н.А.Добролюбова о значимости народного педагогического
s опыта народа, концепции В.А.Сухомлинского, В.Н.Сороки-Росинского, представляющие собой системы нравственных обязанностей воспитуемого и воспитателя.
Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н.Волкова - автора целого ряда работ (1958, 1970, 1974, 1989, 1997), в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика».
Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в работах А.Ф.Афанасьева (Якутия), Д.М.Бурхинова (Бурятия), Г.Н.Волкова, Т.П.Петровой (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э.Измайлова (Средняя Азия), Я.И.Ханбекова (Татарстан), И.А.Шорова (Адыгея), Т.З.Бесаевой, Б.А.Калоева, А.Н.Мусукаева, М.А.Меретукова, А.Скачкова, З.Б.Цаллаговой (Северная Осетия), А.Ф.Хинтибидзе (Грузия), В.А.Арутюнян (Армения), Ш.А.Мирзоева (Дагестан), Б.А.Кадырова (Узбекистан) и других.
Исследовали различные аспекты народной педагогики и выявили возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы Э.Ш.Аганова, Р.М.Байгарова, Х.Х.Батчаев, С.М.Иванов, А.М.Леонов, Р.Я.Юсупова, Г.Д.Сундуй, Х,Рахимов, Н.Б.Битиева, В.И.Прокопенко, Т.Г.Саидов, М.И. Стельмахович, И.В.Давлиев, И.Е.Доржиева, Л.К.Гостиев, Д.Б.Бешимов и другие.
Вопросы использования этнопедагогики чеченцев в воспитании детей в семье и школе до сих пор не нашли своего серьезного исследования.
Актуальность избранной проблемы обусловлена социальными запросами, связанными с вопросами совершенствования воспитания подрастающего поколения, неудовлетворительным использованием достижений чеченской народной педагогики в теории и практике семейного воспитания, названное противоречие обусловило наше обращение к настоящей теме исследования, то есть к определению этнопедагогического
9 потенциала чеченской семьи и использованию этого потенциала в учебно-воспитательном процессе в школе.
Объектом нашего исследования является этнопедагогический потенциал чеченской семьи, составляющий основу духовного воспроизводства нации.
Предмет исследования - процесс использования прогрессивного этнопедагогического опыта семейного воспитания чеченцев в совместной работе семьи и школы.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования личности ребенка будет более эффективным, если:
в содержание воспитания естественным образом будет включен прогрессивный опыт семейного воспитания чеченцев, основанный на традициях и обычаях чеченского народа;
использование народных традиций воспитания осуществляется на основе примера старших в семье, в процессе организации жизни детей;
взаимодействие семьи и школы осуществляется путем педагогического просвещения родителей по вопросам использования традиций чеченской народной педагогики в воспитании детей.
Цель исследования - выявление и анализ этнопедагогического потенциала чеченской семьи, определение эффективных форм, подходов и методов оптимального использования данного потенциала в воспитательной работе.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие «чеченская семья как этнопедагогическая микросреда».
Выявить сущность и этнопедагогические особенности семейного воспитания чеченцев и содержание воспитания в чеченской семье.
Обосновать идеал совершенной личности в традиционной системе семейного воспитания.
Раскрыть функции этнопедагогической миссии чеченского тайпа (рода) в современной практике семейного воспитания.
Выявить пути эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи и основные направления его совершенствования.
Разработать спецкурс по этнопедагогике «Семейная педагогика чеченцев» для студентов гуманитарного факультета Чеченского государственного педагогического института.
При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
- изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и
этнопедагогической литературы;
- организация опытно-педагогической работы, включающей в себя
целенаправленное наблюдение и анализ опыта семейного воспитания;
- проведение анкетирования, беседы, опроса учителей и родителей для
выявления уровня их осведомленности и ориентированности в традициях
народной педагогики;
- выявление путей сотрудничества семьи и школы на основе идей
чеченской народной педагогики.
Методологическую основу исследования составляют диалектический подход к изучению процессов и явлений общественной жизни; принцип единства исторического и логического в научных исследованиях; этнопедагогическии, культурологический и аксиологический подходы к гуманитарным явлениям и процессам, теория этнокультурного образования.
Теоретической базой исследования явились труды философов, психологов, педагогов, социологов о роли прогрессивных традиций и обычаев в воспитании, произведения устного народного творчества, исследования по истории, этнографии, чеченскому фольклору; программы, учебные книги; теоретический анализ исследований проблем семейного воспитания, проблемы оптимизации взаимодействия семьи и школы в педагогическом процессе; беседы с родителями, учителями.
Базой исследования явился наработанный в нашей и зарубежной науке этнопедагогический, философско-социологический, психолого-педагогический материал, материалы научных конференций, отчеты школ и методических объединений, а также личный опыт работы автора в школе в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя кафедры педагогики и психологии педагогического института.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в средней школе №1 и средней школе №2 с. Старая Сунжа Грозненского района Чеченской республики, средней школе №8, средней школе №56, средней школе №42 Ленинского района г.Грозного.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1999-2000 гг) изучалась этнографическая,
философская, философско-социологическая, психологическая,
педагогическая и этнопедагогическая литература по проблеме; на основе ее теоретического анализа были определены цель, основные задачи и гипотеза исследования; разрабатывались подходы к системе взаимодействия школы и семьи, велось наблюдение за конкретными семьями.
На втором этапе (2000-2001 гг) продолжалась работа по изучению литературы, параллельно проводилась опытно-экспериментальная работа в школах по данной проблеме; проводился отбор содержания и методов работы с родителями учащихся, изучение семей.
На третьем этапе (2002-2004 гг) проводилась оценка реализации задач исследования, обработка и обобщение полученных результатов, публиковались и апробировались отдельные результаты, положения, выводы. Проводилось литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении этнопедагогического потенциала чеченской семьи и опыта семейного воспитания чеченского народа. Дана научная характеристика чеченской семьи как этнопедагогической микросреды, которая является одной из категорий общей и этнической педагогики; выявлены факторы (труд,
12 общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал) и средства чеченской народной педагогики (обычаи, игры, мифы, сказки, пословицы, поговорки, песни), раскрыта специфика целостного педагогического воздействия на подрастающее поколение. Раскрыто содержание воспитания в традиционной чеченской семье; впервые рассмотрены специфические особенности исторического опыта семейного воспитания чеченского народа, а также определены пути сотрудничества семьи и школы в реализации этнопедагогического наследия семьи в работе со школьниками.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в
разработке и обосновании научно-практических рекомендаций,
направленных на использование этнопедагогического потенциала чеченской семьи в учебно-воспитательном процессе в школе. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по народной педагогике, а также в практике учебно-воспитательной деятельности современной школы.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
Традиционная педагогическая культура семейного воспитания чеченского народа является богатым и самобытным явлением, целостной системой воспитания, сложившейся в течение многих столетий.
Образ жизни чеченской семьи непосредственно выступал образовательной и воспитательной микросредой, в которой влияние национальных традиций и обычаев способствовали целенаправленному формированию личности ребенка, его этнической идентификации.
Автономность тайпа (рода) порождает особую действенность системы этнопедагогического опыта и идей, обогащающей целостную этнопедагогическую культуру чеченского народа.
13 4. Творческое использование опыта семейного воспитания чеченцев в
учебно-воспитательном процессе будет эффективно содействовать
делу гуманизации и демократизации национальной школы.
Достоверность и обоснованность практических положений,
содержащихся в диссертации, обусловлены всесторонним изучением и
применением фундаментальных работ по проблеме использования
этнопедагогического потенциала семейного воспитания разных народов.
Обоснованность полученных данных подтверждается проведенными
исследованиями в области практического использования
этнопедагогического потенциала семейного воспитания в школьном учебно-
воспитательном процессе. Достоверность содержащихся в диссертации
положений и полученных результатов обеспечивалась также применением
комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам
исследования; репрезентативностью выборки; использованием
математического аппарата обработки данных.
Апробация и внедрение в практику результатов осуществлялись путем выступлений и обсуждений на методических объединениях учителей в школах №1 и №2 с.Старая Сунжа, школах №8, №56, №42 г.Грозного, на заседаниях кафедры педагогики Чеченского госпединститута, на научно-практических конференциях в г.Грозный.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 185 работ. Диссертация изложена на 200 страницах машинописного текста, включает одну таблицу и четыре рисунка.
Чеченская семья как этнопедагогическая микросреда
В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья.
Семья в современных условиях является духовным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.
Народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Традиции народа, его ценности не создаются одним поколением. Создается определенный стереотип поведения, который может быть воспроизведен в последующем поколении. Этот культурно-исторический опыт, представленный в виде стереотипов поведения, передается с помощью знака, символа, мифа.
Исследования показывают, что для передачи культурно-исторического опыта необходима определенная микросреда, включающая в себя, кроме ландшафта, семантическое, аксиологическое, культурологическое, онтопедическое пространство.
Все имеющиеся воспитательные институты: семья, дошкольные, школьные, внешкольные и другие учебные заведения, - занимают определенную территорию, пространство, микросреду, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой и другими институтами, участвующими в воспитании.
В литературе пространства называют по-разному. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» речь идет о «единстве федерального, культурного и образовательного пространства». Этого же термина придерживались и руководители межрегионального исследования образовательных пространств малых городов в его концепции и программе. [Сокольникова Ю.П., Сивков С.Н., Попова О.И., 1996]
Дальнейшее развитие идеи этой концепции получили в пособии «Теории воспитательных пространств» [Сокольников Ю.П., 1997].
В данной работе проблематика воспитательных пространств рассматривается значительно шире - с позиций анализа педагогической деятельности в целом. Необходимо отметить, что здесь пространства называются уже не образовательными, а воспитательными. Мотивируется это тем, что воспитание как процесс передачи и усвоения подрастающими поколениями культуры, социального опыта является наиболее широкой и универсальной категорией педагогики. Оно осуществляется и в учении, и в разнообразной внеучебной деятельности.
С позиции этой теории, опирающейся на системное понимание педагогической действительности, Э.М.Сокольникова (1997) в монографии «Этнопедагогика чувашской семьи» рассматривает воспитательное пространство семьи как социально-этнический феномен, причем определяет воспитательное пространство как тождественное воспитательному.
Воспитательное пространство семьи рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленное воспитание. Семья - необходимый и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форм ее существования, в то же время она сама функционирует как воспитательное пространство.
Семейное воспитание в чеченской народной педагогике
В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без института семьи.
Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Становление и развитие национальных систем воспитания уходит своими корнями в далекое прошлое. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетические отношения к действительности - от отношения к семье, к роду как ближайшему окружению человека, скрепленному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническим взаимоотношениям. «У человека есть будущее, если у него все в порядке с институтом семьи», - писал И.Песталоцци.
Обозримое будущее также не мыслится без семьи, поэтому семье и семейному воспитанию подрастающего поколения во все времена уделялось пристальное внимание передовой общественной мысли, представленной учеными, начиная от древнейших философов и заканчивая современными реформаторами, которые выделяли ее как источник, основной носитель национальной культуры, наследуемой из поколения в поколение на протяжении многих веков, а также видели в ней необходимое условие социализации личности.
Основываясь на положении о том, что воспитание - вечная категория, мы обратились к историческому опыту воспитания. Оно делает естественным и закономерным признание существования вечных ценностей в педагогическом опыте народа.
Педагогические ценности любого народа имеют глобальный характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем, у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие.
В настоящее время актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания, осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающих поколений, развития любви к родному народу, гражданственности.
Исходя из того, что в укладе жизни семьи любого народа имеется и общее, и особенное, и единичное, мы можем утверждать, что в чеченской народной педагогике есть своя специфика семейного воспитания.
Более того, мы можем констатировать, что этнопедагогический потенциал чеченской семьи до сих пор специально не исследовался. Следует отметить, что этнические отношения в переживаемое страной время вышли на первый план жизнедеятельности народов нашей страны. В этих условиях этнические проблемы семейного воспитания стали одними из актуальнейших.
Обращение к своим истокам, народной педагогике сегодня не случайно. Конец одной эпохи, переход в другую эпоху, коренная ломка сложившихся отношений между народами, большая миграция населения, конфликты, возникающие в разных уголках необъятной страны, - все это заставляет людей оглянуться назад, обратиться к своим истокам, обычаям, традициям, народной культуре. Все это, устоявшееся, основанное на глубоком опыте сотен поколений, сменяющих друг друга.
Прежде чем говорить о традиционной педагогической культуре народа, определим ее сущностную характеристику.
Понятие «культура» включает в себя множество смысловых оттенков. Если культура в целом представляет собой общую характеристику жизни человека и любой общности, вплоть до человечества, то под традиционной культурой мы понимаем устоявшиеся способы регуляции материальной и духовной жизни в рамках относительно замкнутой социальной или этнической общности.
Традиционная культура древнего (родоплеменного) мира, прежде всего, связана с природной жизнью человека, с его отношением к природе, от которой он полностью зависел. Другой значимой чертой традиционной культуры являлась общность. И природность, и общность базировались на закреплении постоянного следования людей традиции.
Система, основанная на традиции, обеспечивает своим сторонникам защищенность. Человек, следующий традиции, получает ощущение принадлежности к специальной группе и, следовательно, защищенности.
На каждом историческом этапе культура отражает в традиционной форме идеи и взгляды (от мифов, табу до методологии), отношения людей к окружающей действительности и друг другу, служащие воспитанию нового поколения.
В качестве традиций выступают общественные установления, ценности, идеи, нормы поведения, обычаи и обряды и т.д. При этом обычаи и обряды, - наиболее стереотипные разновидности традиций.
Совершенный человек как идеал воспитания в чеченской семье
Каждый народ в процессе своего развития создал и передавал из поколения в поколение народное представление о совершенстве человеческой личности. Не миновало это и чеченский народ. Люди всегда мечтали о свободе, о жизни в мире, согласии и взаимовыгодном сотрудничестве. Они испокон веков тянулись к родному очагу, к вскормившим их землям, к воспетой с детства природе, к своим близким.
Изучение чеченских традиций, устного народного творчества как одного из источников изучения того, как чеченцами понимался идеал человека, позволяет нам заключить, что ее идеалом является человек, закаленный физически, подготовленный к труду в соответствии с принадлежностью к полу и с объективно существующими социальными ролями в семье, сообществе совместно проживающих людей, обладающий высокими нравственными качествами - человеколюбием, трудолюбием, чувством национальной свободы и человеческого достоинства, умением сотрудничать, ненавязчивостью в общении с посторонними и близкими, гостеприимством, скромностью, сдержанностью, доброжелательностью, верностью слову, почтением к старшим и женщинам, умением заботиться о подрастающих поколениях.
Если коренные общественные интересы как феномены, побуждающие людей к конкретным действиям, представляют собой движущие силы развития общества, то народные идеалы чаще всего теоретически, умозрительно воплощают в себе эти интересы, а потому олицетворяют признаваемые и разделяемые большинством населения духовные ценности в виде героев устного народного творчества, героев искусства, литературы, а нередко - в образах реальных исторических личностей.
К.Д.Ушинский в свое время указывал, что воспитание, в отличие от образования, имеет национальный характер. Народ в процессе своего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал явился порождением не только общественных отношений, хозяйственного уклада народа, его психики, но выступал как концентрированное выражение народных представлений и понятий о совершенном человеке, воплотившем в себе наиболее моральные качества. [154]
Идеал как образец для формирования нравственной личности не является чем-то универсальным, пригодным для всех племен и народов, для всех эпох. По своей сущности это явление историческое и имеет свои национальные особенности. Поэтому представления людей о совершенном человеке не остаются неизменными: они меняются с изменением условий жизни.
«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» - писал К.Д.Ушинский. [43; С. 126]
Требование народа к нравственным достоинствам личности принимали силу идеала, так как «народный идеал человека всегда выражает собой степень самосознания, его взгляд на пороки и добродетели - выражает народную совесть». [154; С. 10-36]