Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Этнопедагогические основы подготовки будущего педагога к процессу экологического образования школьников в условиях университета 14
1.1. Экологическое образование: сущность, содержание, структура и историография проблемы 14
1.2. Формирование экологической культуры личности как основная цель экологического образования 31
1.3. Использование возмоасцостей народной педагогики в процессе решения задач современного образования на региональном уровне 48
Выводы к главе I 61
ГЛАВА II. Условия и пути процесса профессионально- педагогической подготовки студентов педагогических специальностей к экологическому образованию школьников в РСО-Алания 63
2.1. Использование системы этноэкологических знаний, содержащихся в осетинской народной педагогике, как фактор совершенствования системы экологического образования в начальной школе РСО -Алания 63
2.2. Спецкурс как эффективное средство решения на практике вопросов экологического образования с учетом этнических особенностей территориально-образовательного пространства республики 97
Выводы к главе II 123
Заключение 125
Библиография 132
Приложение 146
- Экологическое образование: сущность, содержание, структура и историография проблемы
- Формирование экологической культуры личности как основная цель экологического образования
- Использование системы этноэкологических знаний, содержащихся в осетинской народной педагогике, как фактор совершенствования системы экологического образования в начальной школе РСО -Алания
- Спецкурс как эффективное средство решения на практике вопросов экологического образования с учетом этнических особенностей территориально-образовательного пространства республики
Введение к работе
Актуальность исследования. В наши дни мировая цивилизация вступила в наиболее опасный период своей истории - эпоху глобального экологического кризиса. В этой ситуации крайне важно для человечества понять, что экологический кризис «наших дней не временное затруднение, не досадное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования» [140, с. 553]. Экологический кризис наших дней явился следствием агрессивного, хищнического отношения человека к природной среде своего обитания, утраты чувства гармоничного сосуществования с окружающим миром. И неудивительно, что общество получает гражданина преимущественно с потребительским сознанием, в основе которого лежит система мнимых, искусственных ценностей технократического века.
«Техника, - как отмечал еще в начале 20 века замечательный русский мыслитель В.В. Розанов, - присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась «техническая душа»... И вдохновение умерло» [115, с. 223].
Обезличив природу, превратив ее лишь в источник обеспечения и пополнения материальных благ, человек долгое время не замечал процесса разрушения экологического равновесия в окружающей среде.
Сегодня же, оказавшись перед лицом надвигающейся экологической катастрофы, человечество вынуждено искать действенные механизмы, направленные на ее предотвращение. Как показывают многочисленные научные исследования по этой проблеме, самым разумным в сложившейся ситуации является принятие экологически ориентированной системы природопользования, реорганизация существующей «производственной технологии, в чем воплощается непосредственное материальное взаимоотношение человека и природы. Но для его осуществления требуется и
изменение ценностных ориентации человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики» [124, с. 585].
Следовательно, и проблема, и ее решение существуют одновременно не вне человеческого индивида, т.е. в «окружающей природе», а кроются непосредственно в нем самом, его сознании. И только преобразованием «внутренней природы» человека посредством формирования экологической культуры каждой личности, способно предотвратить гибель всех людей. Прерогатива в формировании экологической культуры личности отводится такой важной области образовательной системы, как экологическое образование. О важном статусе экологического образования можно судить по тому большому вниманию, которое уделяется ему во всем мире. Так, весьма примечателен тот факт, что разделу образования в области окружающей среды отводится особое место в Программе ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП), активно способствующей развитию данной сферы деятельности через ЮНЕСКО.
Не обойдена вниманием проблема экологического образования, в том числе в области государственной законодательной политики, и в Российской Федерации. Согласно принятому 19 декабря 1991 года Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», в нашей стране, в целях повышения экологической культуры общества и подготовки специалистов в России установилась «система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации» [50, с. 141-142].
Более того, согласно Постановлению об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях определено: «принять экологическое образование приоритетным направлением в области образования, выделив его как стратегическое в системе современных знаний,
выполняющее интегративные функции в формировании целостной картины мира подрастающих поколений...» [110, с. 12].
Основная цель экологического образования - формирование экологической культуры личности. Известно, что неотъемлемая составляющая личности современного человека - экологическая культура - начинает закладываться в раннем детстве и оформляется, в основном, в школьные годы. Следовательно, именно школа, в лице педагогов, должна гарантировать государству становление такой личности, которая обладала бы столь ценным для общества качеством. Но, к сожалению, как показывает педагогическая практика, на сегодняшний день современная школа способна реализовать этот важный социальный заказ далеко не в полной мере. Подобный «феномен, - по мнению А.Г. Асмолова,- заключается в рассогласовании исходной готовности индивида к получению им жизненно важных экологических знаний, представлений и навыков и неготовности социальных институтов к обеспечению реализации этой готовности» [10, с. 32].
Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что одной из основных причин этого является недостаточное внимание, уделяемое процессу изучения вопросов экологической тематики, освещению проблем регионального и локального характера. Подобная, объективно существующая тенденция, которая прослеживается в современной образовательной системе, крайне отрицательно сказывается на характере процесса экологического образования и в смысле формируемых знаний. В результате, экологическое образование зачастую превращается в формальное мероприятие, а знания приобретают вид абстрактной информации и не могут стать «знанием-силой», а значит, и перерасти в личностное убеждение. В связи с этим все большее число исследователей высказывается в пользу ориентации процесса преподавания учебного материала, связанного с экологической тематикой, на информацию, во многом представляющую данные о регионе, где проживают обучаемые. В контексте изложенного еще одним принципиально важным моментом следует считать и то, что, помимо информации о
6 естественногеографических условиях территории, крайне важно учитывать и специфику этнической среды, в рамках которой протекает образовательный процесс. К последней, в частности, следует отнести менталитет, этнические природоохранные традиции, экологически ориентированные доминирующие этнокультурные установки, во многом определяющие отношение представителя того или иного этноса к природной окружающей среде. В своей работе немецкий философ В. Хесле отмечает, что «эксплуатация природы определяется не той или иной собственностью на средства производства, а менталитетом людей, обязанных принимать определенные решения» [152, с. 111]. И именно в «эпоху революционных переломов, когда, казалось бы, разрушаются все старые ценности», важно помнить, что «глубинные менталитета культурной традиции могут сохраняться длительное время, программируя деятельность людей» [126, с. 176-177].
Действительно, у каждого народа в процессе исторического развития складывается своя, самобытная система экологического образования подрастающего поколения, активно способствующая охране окружающей природной среды. Подобная система существует и у осетин. Это устоявшаяся, опробованная временем система формирования у молодых людей экологической культуры — любви, чувства гармонии и единения с окружающим миром - посредством передачи им знаний о природе, привития экологически ориентированных установок поведения, природосберегающих традиций и обычаев.
Следовательно, современная педагогическая практика в процессе решения задач экологического образования не должна игнорировать многовековой опыт народной педагогики. Еще великие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, высоко оценивая значение образовательных и воспитательных средств, заложенных в традиционных педагогических системах, указывали на необходимость использования этого богатого потенциала в формировании облика грядущих поколений. «Воспитание, - как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский, - построенное на
абстрактных или иностранных началах..., будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система, созданная самим народом» [138, с. 245].
Современные исследователи также подчеркивают значимость и необходимость использования опыта народной педагогики в экологическом образовании. «Культура народа, - считают Э.А. Баллер и Н.С. Злобина, - не музей, не антикварное хранилище. Это - живой процесс человеческой деятельности, включающий производство, хранение, распределение и потребление духовных ценностей, причем каждый из перечисленных элементов характеризуется степенью участия самых широких масс, во всех сторонах культурной деятельности» [11].
Однако ценный опыт национальной культуры осетинского народа, к великому сожалению, не востребован современным образованием и не находит применения в педагогической практике в средних общеобразовательных школах РСО-Алания. Следовательно, возрастает роль и значение педагога, способного в конкретных условиях образовательного пространства республики организовать процесс экологического образования школьников в соответствии с национальными особенностями и экологическими традициями, заложенными в народной педагогике осетин.
«Воспитательная сила, - утверждал К.Д. Ушинский, - прививается только у живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовывать характер» [138].
Следовательно, именно от личности учителя будет во многом зависеть облик гражданина будущего, одним из неотъемлемых качеств которого должна стать высокая экологическая культура.
Таким образом, вполне правомерно будет констатировать факт существования явного противоречия между потребностью современного экологического образования в эффективных средствах формирования экологической культуры личности школьника и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к использованию богатого
потенциала, заключенного в осетинской народной педагогике. Это противоречие составило суть сложной и актуальной, объективно существующей проблемы. На основании вышеизложенного была определена тема диссертационного исследования: «Этно педагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в высшей школе.
Предметом исследования выступает профессионально-педагогическая подготовка студентов - будущих педагогов к экологическому образованию школьников с использованием средств народной педагогики осетин.
Гипотеза исследования состоит в предположении: если профессионально-педагогическое образование будущих учителей будет основываться на использовании системы этноэкологических знаний содержащихся в осетинской народной педагогике, то это позволит более успешно и эффективно решать задачи современной общеобразовательной школы в области экологического образования - формирование экологической культуры личности школьника.
Цель исследования - раскрыть экологическую направленность этнопедагогического наследия осетинского народа, обосновать условия его эффективного использования, разработать педагогическую технологию подготовки будущего учителя к экологическому образованию школьников РСО-Алания.
Задачи исследования:
1. Анализ состояния теории и практики системы экологического образования на основе обзора философской, культурологической, психолого-педагогической литературы и проведения конкретного научно-педагогического изучения исследуемой проблемы в образовательных учреждениях РСО-Алания;
Раскрыть экологическую направленность этнопедагогического наследия осетинского народа и обосновать условия его эффективного использования в современной образовательной практике;
Разработать на основе проведенных научно-теоретических и опытно-экспериментальных исследований педагогическую технологию, способствующую качественному повышению уровня профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к процессу экологического образования школьников РСО-Алания, предложить научно-методические рекомендации направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
База исследования: педагогический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, средние образовательные школы №№ 5, 13, 42 г. Владикавказа и № 5 г. Алагира республики Северная Осетия - Алания.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
основные положения о диалектическом единстве элементов системы: «природа - общество - человек», об их исторической взаимосвязи и социальной обусловленности; основополагающие методологические принципы экологического образования (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, И. Т. Суравегина, Г.А.Ягодин);концептуальные положения философии экологического кризиса (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, В. Хесле, А. Хунинг и др.); принцип историзма в научном исследовании и понятие общечеловеческих ценностей;
Для решения поставленных в процессе диссертационного исследования задач, были использованы следующие методы:
Теоретические: научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, историко-этнографической, географической, краеведческой литературы, фольклорных источников, а также материалов научных конференций по исследуемой проблеме.
Эмпирические: анкетирование, тестирование (с соответствующим качественным и количественным анализом результатов), беседы, интервьюирование, наблюдения, эксперименты (констатирующий, обучающий, формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности.
Методы математической обработки экспериментальных данных с их последующим представлением в графической форме.
Научная новизна исследования определена теоретической и практической ориентированностью, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью направления исследования. 1. Теоретическая значимость:
разработана содержательно^смысловая основа понятия «система этноэкологических знаний», построена теоретическая модель экологического образования школьников, предусматривающая использование средств народной педагогики осетин;
выявлены и обоснованы эффективные направления, формы и средства, реализация которых обеспечивает решение педагогических задач экологического образования школьников с учетом этнокультурных и естественногеографических условий РСО-Алания;
предложена система диагностических средств, позволяющих выявить уровень экологической культуры как показателя результативности экологического образования и подготовленности педагогических кадров;
11 предложена и апробирована технология профессионально -педагогической подготовки студентов - будущих учителей к реализации моделей экологического образования, учитывающей этнорегиональные особенности РСО-Алания.
2. Практическая значимость исследования определяется прежде
всего его дидактико-методической ориентированностью на
конструирование и внедрение в образовательную практику Высшей
школы авторской педагогической технологии, способствующей более
эффективной подготовке будущего учителя к процессу экологического
образования школьников РСО-Алания, учитывающему специфические
условия этнокультурной и естественногеографической среды региона.
Рабочая программа и содержательно-смысловая основа спецкурса могут
быть использованы в процессе профессионально-педагогической подготовки
учителей-предметников естественнонаучного и гуманитарного циклов в вузах,
педагогических училищах, на курсах повышения квалификации работников
образования РСО-Алания;
в силу заложенной в процессе структурирования программы спецкурса инвариантности существуют реальные возможности ее использования в национально-административных образованиях Северо-Кавказского региона;
материалы научно-теоретического исследования доведены до практического применения;
эмпирический материал эксперементально-аналитического исследования, равно как и разработанный для него инструментарий, может быть использован для практико-прикладных педагогических изысканий в сфере экологического образования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование экологической культуры современного человека посредством системы экологического образования является
одним из приоритетных направлений по преодолению нарастающего экологического кризиса.
В процессе формирования экологической культуры личности необходимо опираться на подход предусматривающий использование системы этноэкологических знаний, содержащихся в народной педагогике и отражающих этнорегионалъные особенности образовательной среды.
Формирование высокого уровня экологической культуры личности возможно посредством специально разработанной педагогической технологии, органично интегрированной в процесс общей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
Наиболее целесообразно при исследовании качественной динамики формирования экологической культуры личности в структуре учебно-воспитательного процесса использовать математический аппарат непараметрической статистики.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением и всесторонним изучением проблемы, теоретико-методологической базой, логическим построением проведенного исследования; применением комплекса разнообразных методов, адекватных четко сформированным цели и задачам исследования, применимостью полученных результатов к образовательной практике и эффективностью, установленной в процессе их внедрения.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Различные аспекты исследования были апробированы автором в процессе руководства школьным факультативным курсом экологической направленности, преподаванием предметов «Природоведение» и «География» в средней общеобразовательной школе №2 г. Владикавказа.
В процессе руководства соискателем Республиканским центром экологической пропаганды населения («Дом природы») при
Республиканском совете Всероссийского общества охраны природы, были организованы и проведены методические семинары для учителей школ г. Владикавказа.
Разработан и проведен педагогический эксперимент по внедрению на педагогическом факультете Северо - Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова (СОГУ) педагогической технологии по подготовке будущих учителей начальных классов к процессу экологического образования школьников РСО-Алания, с последующим мониторингом его результативности в процессе анализа педагогической деятельности выпускников вуза в школах республики.
Процесс и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедр педагогики, педагогики высшей школы, изложены в научных докладах на республиканских, региональных и международных конференциях, а также на научно-методических и научно-педагогических семинарах и конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников СОГУ (1998-2001гг.).
Научно-исследовательская деятельность аспиранта кафедры педагогики СОГУ была отмечена стипендией Правительства РФ.
Публикации. Основные положения диссертационного исследования изложены в семи печатных работах.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Экологическое образование: сущность, содержание, структура и историография проблемы
Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется нарастающим противостоянием между достижениями научно-технического прогресса и актуализацией, в связи с этим, целого спектра экологических проблем, решение которых представляется неотложным для дальнейшего существования планеты.
Экологические проблемы по-новому ставят многие мировоззренческие вопросы и особенно остро - вопрос о будущем всего человечества. Современный интерес человечества к своему будущему в аспекте глобальных экологических проблем вполне понятен, ведь речь идет о реальной опасности глобальной экологической катастрофы с ее роковыми для планеты последствиями. Все это дает весьма веские основания для беспокойства и тревоги за будущее земной цивилизации. Опасность проблем экологического характера со всей остротой обнаружилась сравнительно недавно. Тем не менее приходится констатировать тот факт, что изменения в окружающей среде не только наступили, но и успели принять вид экологического кризиса, имеющего тенденцию к расширению и углублению, грозя перерасти в экологическую катастрофу [143, с, 292]. Форсированное развитие промышленного производства в конце XIX - начале XX вв. привело к значительному прессингу антропогенного характера на окружающую природную среду. После второй мировой войны научно-технический прогресс принял форму научно-технической революции, вследствие чего воздействие на природу приобрело чрезвычайно интенсивный характер. «Никогда еще прежде в истории, - пишет немецкий философ А. Хунинг, - на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой -многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими природными существами и видами, над своей окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже в глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб» [139, с. 372]. А это означает, что от того, какое решение человечество примет в ближайшее время, зависит -сохранится, либо необратимо нарушится хрупкое геоэкологическое равновесие между обществом и природой. К тому же «у человечества остается очень ограниченное время» для решения глобальных проблем [143, с. 286]. На основе анализа философских исследований по данной проблеме можно выделить следующие футурологические модели развития цивилизации.
Первая предполагает сохранение сложившихся отношений в системе «природа-общество», основанное на непомерном и нерациональном потреблении естественных ресурсов. В основе его лежит потребительское сознание, личностная корысть, беспечное отношение, отсутствие заботы о настоящем и будущем других. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства [141, с. 318]. Очевидно, что данная модель не отводит экологической культуре личности сколь-нибудь значимую роль. В начале XVII века основатель современной педагогики Я.А, Коменский указывал: «Целью человеческого общества является всеобщий мир и безопасность. И народное благо должно быть всеобщим законом каждой республики и королевства». Ему вторит наш современник, знаменитый океанограф Жак Ив Кусто: «Я не оптимист и не пессимист. Гены всех видов живой природы запрограммированы так, что выживание вида в целом обеспечивается лучше, чем выживание отдельного индивида... Что касается человека, то... его эгоистические интересы как бы извращают нашу биологическую тенденцию: предпочтение отдается индивиду, даже если это ставит под угрозу жизнь всего вида. Тут есть от чего стать пессимистом». И поводов для беспокойства с каждым днем становится все больше и больше. Связано это прежде всего с тем, что в последнее время «заметно снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом, выбрасываемым в нее человеком» [22, с. 193].
Вторая модель предусматривает установление новых отношений между природой и человеком, базирующихся на понимании необходимости рационального использования естественных ресурсов и преодоления таких социально-психологических и нравственных установок поведения человека, которые негативно отражаются на природе.
Поиск путей решения данной проблемы неминуемо приводит к необходимости вскрытия самой ее природы. «Экологическая проблема, - как указывает академик Н.М. Мамедов, - это отражение на условиях жизни людей, социально-экономических, политических процессах противоречий, возникающих в системе связей общества и природы в результате интенсификации их взаимодействия» [82, с. 12]. Принимая во внимание комплексный характер проявления экологической проблемы, адекватно возникает необходимость многоаспектного ее изучения. «Целостное рассмотрение экологической проблемы, - по мнению Н.М. Мамедова, -необходимым образом предполагает исследование ее отдельных сторон и аспектов в контексте экономических, социальных, культурных, политико-идеологических реальностей. Важное значение здесь приобретает принцип конкретности истины, обуславливающий исторический подход к определению приоритета тех или иных экологических факторов, оценке изменяющихся ситуаций, новых явлений в области взаимоотношений общества и природы, специфике отдельных регионов и т.п.» [там же, с. 10]. Сущность экологической проблемы, по мнению философа А.А. Радугина, «состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания» [141, с. 315].
«Экологическая проблема, - отмечает Э.В. Гирусов, - поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития» [37, с. 8-9].
Суть проблемы довольно точно, в контексте развития техногенной цивилизации, охарактеризовал первый президент «Римского клуба» А. Печчеи. «Истинная причина, - согласно Аурелио Печчеи, - по которой переживаемые человечеством затруднения приобрели сейчас такие огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека... Вся суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении» [107, с. 204].
В свою очередь, подобное положение вещей в системе «природа-общество-человек» порождается иллюзорной уверенностью главенства человека и порождений его жизнедеятельности в этой системе. Общество в процессе развития включает окружающую природную среду в орбиту собственного движения, подчиняет ее своим интересам и целям, в соответствии с которыми оно изменяет формы природных вещей, придает им социальные функции.
Формирование экологической культуры личности как основная цель экологического образования
Само понятие «культура» восходит к латинскому «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура выступает как сфера духовных ценностей человеческой жизни, включающая силы и способности, реализуемые в деятельности людей (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей) [17, с. 607].
«Для характеристики отношений человека к природе используется термин «экологическая культура». Личность, обладающая экологической культурой, «осознает общие закономерности развития природы и общества, считает природу своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой» [55, с. 5].
Экологическая культура современного человека - это утверждение в его сознании и деятельности принципов рационального природопользования, «это овладение навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу» [52, с. 9].
Согласно Э.В. Гирусову: «Экологическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов деятельности, направленных на обеспечение сохранения природной среды» [37, с. 152].
По мнению Б.Т. Лихачева, экологическая культура включает в себя «экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой» [72, с. 289].
«Таким образом, - как отмечает Б.Т. Лихачев, - экологическая культура личности в современных условиях является одним из ведущих компонентов ее сущности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности» [73, с. 23].
Неотъемлемая составляющая всесторонне развитой личности экологическая культура - является весьма емким понятием, складывающимся из целого ряда важных и взаимосвязанных составляющих (категорий). К основным элементам этого ряда принято относить экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, экологическую ответственность и экологическую убежденность.
«В процессе общения с природой, а также в результате экологического образования у человека формируется индивидуальное научное экологическое сознание» [31, с. 50].
Экологическое сознание можно определить как «аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды» [162, с. 41].
Экологическое сознание - «глубокое понимание неразрывной связи человека с природой вплоть до признания приоритета сохранения природной среды перед решением задачи социального порядка» [37, с. 151]. «Экологическое сознание, - по мнению М.А. Соломкиной, - это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, убеждений, эмоций, интересов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно - реальную политику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая комплекс регулятивных принципов и норм поведения, направленных на достижение оптимального состояния системы «общество - природа» [123, с. 49].
Экологическое сознание подразумевает «осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий (конфликтов) в системе «природа - общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальной экокатастрофы и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом, познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя» [68, с. 12-14].
С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [43] подразделяют экологическое сознание на два типа, а именно: на антропоцентрический и экоцентрический.
Использование системы этноэкологических знаний, содержащихся в осетинской народной педагогике, как фактор совершенствования системы экологического образования в начальной школе РСО -Алания
Исходя из нашего видения исследуемой проблемы, выстраивая структуру данного исследования, мы полагаем невозможным обойти вниманием круг вопросов, касающихся рассмотрения истории становления осетинского этноса, развития сфер материальной и духовной культуры народа, а также естественно-географической среды - той объективной основы, в рамках которой на протяжении длительного временного континуума происходили этносоциальные преобразования.
В самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии, лежит Северная Осетия-Алания, одна из республик Российской Федерации. Незначительная по площади (всего 8 тыс. км2), Северная Осетия-Алания расположена на северных склонах восточной части Центрального Кавказа, наиболее суженной и расчлененной, а также на примыкающих к склонам предгорных равнинах. Территория РСО-А находится между 4238 и 4350 с. ш., 4325 и 4457 в.д. Наибольшая протяженность территории республики с севера на юг - 130 км и с запада на восток - 122 км. Но, несмотря на незначительные размеры территории, здесь наблюдается большая амплитуда высот (от 131 до 4780 м).
Природа Северной Осетии-Алании богата и разнообразна. Одна из наиболее ярких отличительных черт РСО-А состоит в том, что около 50% ее территории расположено в горах. Словно гигантские ступени вытянулись с востока на запад пять горных хребтов, ведущих к суровым престолам природы - вершинам Казбека, Джимарай-хоха, Адай-хоха, Сугана. С юга на север это грандиозное царство гор рассекают глубокие ущелья - Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Кобанское, Даргавское, Санибанское с боковыми ответвлениями и котловинами. Многообразные природные условия, обусловленные высотной поясностью горных районов, сочетаются с широтной зональностью, наблюдаемой на равнинной части территории республики. От знойных моздокских степей на севере до вершин Главного Кавказского хребта на юге -такова пестрая мозаика, присущая территориальным физико-географическим комплексам.
Прекрасна природа Осетии. Но не менее интересен и самобытен живущий на этой древней земле народ, называющий себя «ир», а свою страну - Иристон. Известный под русским названием «осетины», данный народ делится на три родственные группы: восточные осетины - «ирон», западные - «дигор», южные - «туал».
Осетины - народ с древней историей и культурой. Предками осетин являются ираноязычные степные скифо-сармато-аланские племена, смешавшиеся с северо-кавказскими аборигенами (создателями кобанской культуры) [59, с. 7].
Пройдя длительный исторический путь своего становления, включающего эпоху социально-экономического развития, военно-политического могущества, племена алан-осетин познали и период регресса, изоляции от внешнего мира, утраты государственности, исконных территорий, политической общности, традиционных связей с Древней Русью и государствами Европы. Длительная борьба Алании с монголо-татарами, считавшими ее наряду с Древней Русью наиболее опасным своим противником, завершилась в ХШ веке разгромом алан. Значительная часть алан погибла, часть была разбросана по всему свету.
В силу этих трагических для народа обстоятельств оставшаяся на Северном Кавказе часть алан была вынуждена уйти в горы и осесть на северных склонах Центрального Кавказа или же, перевалив через Кавказский хребет, поселиться в пределах Грузии. Оказавшись в суровых условиях гор, народ был вынужден приспосабливаться к совершенно иной природной среде, вести тяжелую борьбу за выживание.
Лишь в середине XVIII века, ознаменовавшегося важным событием для осетинского народа - добровольным вхождением в состав Российского государства, создалось новое, благоприятное направление исторического развития нации.
Уже в 20-е годы XIX в. в основном определяются административные границы современной Осетии.
Выжив в тяжелых природных условиях высокогорья, осетинский народ не погиб, имя его не исчезло со скрижалей истории. Из жестокой борьбы за свою жизнь народ Осетии вышел рачительным хозяином, умудренным опытом, умеющим ценить даже то малое, что было даровано ему природой ставшего навечно родным края.
Все это позволило накопить значительный объем знаний о природе Осетии. Подобные знания были приобретены осетинами в результате многовековых наблюдений, осуществляемых в процессе жизнедеятельности, их передачи и пополнения из поколения в поколение. Данные знания были проверены опытным путем в течение весьма значительного периода времени, пройдя долгий путь проб, ошибок, ценных и важных приобретений. Полученные таким образом знания принято именовать эмпирическими, что тем не менее не умаляет их ценность. Напротив, подобный вид познания приобретает высокую значимость для человеческого общества, востребованность в процессе решения возникающих со временем чрезвычайно актуальных вопросов. К их числу относятся и проблемы, связанные с экологическим состоянием окружающей среды.
Спецкурс как эффективное средство решения на практике вопросов экологического образования с учетом этнических особенностей территориально-образовательного пространства республики
Основополагающей целью данного параграфа, отражающего процесс экспериментально-аналитического изыскания явилось: установление эффективности разработанной диссертантом педагогической технологии по совершенствованию системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к экологическому образованию школьников РСО-Алания.
Реализация процесса экспериментально-аналитической работы нашего диссертационного изыскания включает в себя следующие логически последовательные и функционально взаимосвязанные этапы:
Первый этап (1998-1999 ггЛ - его содержательно-смысловая основа была всецело посвящена:
-разработке детального плана экспериментально-аналитического исследования;
-работе по формированию методологического аппарата для педагогического исследования уровня экологической культуры учащихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ РСО-Алания;
изучению уровня экологической культуры личности школьников РСО-Алания с последующей фиксацией, анализом полученных данных посредством методов математической обработки цифрового материала и формирования исходных выводов; изучению учебной документации средних общеобразовательных школ РСО-Алания, беседам с учителями, наблюдению за уроками с целью выявления и взаимозависимости между уровнем экологической культуры личности школьника и умением учителя использовать в процессе решения задач экологического образования значительный потенциал, заложенный в народной педагогике осетин.
ВТОРОЙ этап (1999-2000 ггЛ экспериментально-аналитической работы, отраженный в материалах второго параграфа второй главы диссертации, раскрывающий содержание дидактико-методической части эксперимента, был направлен на:
-изучение учебных программ, планов, опыта работы по подготовке студентов педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова;
-проведение работы по тестированию, анкетированию, наблюдению, интервьюированию, бесед со студентами и преподавателями педагогического факультета;
-конструирование и внедрение педагогической технологии по совершенствованию процесса профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к экологическому образованию школьников РСО-Алания с опорой на систему этноэкологических знаний, содержащихся в осетинской народной педагогике;
-разработку рабочей программы спецкурса;
-практическую реализацию дидактической фазы эксперимента. Третий этап (2000-2001 гг.). соответствующий процессу мониторинго-аналитической работы был направлен на освещение следующих разделов:
-мониторинг процесса работы педагога (выпускников педагогического факультета СОГУ) в средних общеобразовательных школах РСО-Алания с целью подтверждения уровня эффективности осуществленной профессионально-педагогической подготовки студентов университета на основе разработанной диссертантом авторской педагогической технологии; работа по сбору, систематизации, обобщению и подготовке полученных в процессе исследования материалов к математическому анализу;
-сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, с целью получения объективных данных о качественной динамике изменения уровня экологической культуры школьников 2-4 классов;
-подготовка и формирование выводов, практических рекомендаций;
-корректировка и электронно-полиграфическая верстка материалов диссертационного изыскания.
Все более усугубляющиеся проблемы, связанные с нарастанием экологического кризиса в окружающей среде, побуждают человека к поиску путей выхода из создавшейся ситуации. Поэтому, в условиях увеличения прессинга антропогенных воздействий, вызванных чрезвычайно высокими темпами научно-технического прогресса, одной из наиболее актуальных проблем современности является поиск путей эффективного сохранения, улучшения природной среды и рационального использования естественных ресурсов. Как известно, в сложной и неизмеримо важной работе по охране природы одно из приоритетных направлений на сегодняшний день отводится и образовательной сфере, а именно, экологическому образованию подрастающего поколения. В условиях процесса расширения эксплуатации природных ресурсов, преподавание вопросов охраны природы приобретает исключительно важное значение на всех ступенях современной образовательной системы. Совершенно очевиден тот факт, что одним из доминирующих условий успеха в области образования выступает принцип непрерывности. Поэтому экологическое образование должно начинаться еще в детском саду и далее охватывать все ступени образовательной системы. В этой связи большая ответственность в претворении руководящих принципов экологического образования в жизнь ложится на высшие, средние специальные учебные заведения, СПТУ, средние общеобразовательные школы, дошкольные и внешкольные образовательные учреждения.