Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе.
1.1. Этническое наследие как основа этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе. 12-43
1.2. Этнопедагогическая готовность учителя к работе в сельской школе. 44-67
1.3. Процесс формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе, 68-98
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе.
2.1. Исследование уровня этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе 99-119
2.2. Динамика процесса формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе. 120-161
2.3. Анализ педагогических условий формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе. І 62-178
Заключение 178-181
Список использованной литературы
- Этническое наследие как основа этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе.
- Этнопедагогическая готовность учителя к работе в сельской школе.
- Исследование уровня этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Прогрессивные мыслители прошлого, отразившие передовые педагогические идеи своего времени, широко опирались на народный опыт воспитания. В их наследии содержатся не просто общие мысли, идеи, предположения, но и в значительной мере развитые, научно и практически обоснованные педагогические концепции. Актуальность проблемы этнопедагогической подготовки связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народов.
Социально-политическая значимость данной проблемы обусловлена изменением генотипа русской нации, вызванным уничтожением, репрессиями, преследованиями ее лучших представителей в течение длительного периода. Односторонний взгляд на окружающую действительность в силу утраты целых пластов культуры, в том числе педагогической, а также ущемление интересов русской нации, попрание национальных идеалов русских людей, нанесли большой вред национальному самосознанию русского народа.
Необоснованная политика в области сельского хозяйства, выражавшаяся в нарушении принципов добровольности в кооперировании, раскулачивании середняков, «укрупнении» колхозов и «ликвидации неперспективных» деревень, подорвшїи социальную основу русского народа - крестьянство. Это привело к изменению уклада русской жизни, утрате народных традиций, обычаев, обрядов и отмиранию многих народных промыслов. В ослаблении тяги к земле таится серьезная опасность для разрушения социально-психологических особенностей русского народа. Это повышает актуальность проблемы национально-культурных традиций.
Таким образом, все более остро встает необходимость специализированной этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе, поскольку она (подготовка) играет важную роль в деле возрождения национальной культуры русского народа.
Имеются объективные основания считать, что возрождение страны во многом зависит от успешного функционирования системы общего среднего образования. Применительно к России, где около 40% школьников проживают на селе, значительно возрастает роль сельской общеобразовательной школы. Сегодня, видимо, ни у кого не вызывает сомнения мысль, ставшая аксиомой: «Если не станет на селе школы, разорится и само село». Для работы в сельской школе учитель должен быть специально подготовлен. Сельская школа страдает от нехватки грамотных, прогрессивно мыслящих, социально активных учителей. Всегда считалось, что крестьянство - истинный носитель национальной, в том числе и педагогической культуры. Но ныне, в условиях нестабильности экономики и политики государства, вопрос сохранения, передачи этнического наследия русского народа приобретает более острый характер. Даже в условиях села молодые люди начинают забывать свою исконную культуру, национальные традиции. Наблюдается слабое знание сельскими школьниками мировой культуры, общечеловеческих ценностей.
За последние годы появились «поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания наций» [187].
Одну из серьезных причин бедственного состояния отечественной культуры, распространения бездуховности, моральной деградации, ухудшения межнациональных отношений ученые разных отраслей науки, в том числе социологи, этнологи, психологи и педагоги, связывают с игнорированием традиционной культуры воспитания, этого неиссякаемого родника духовности, аккумулятора нравственного опыта прошлых поколений. Из этого закономерно вытекает необходимость обращения в школах и семьях к народному опыту воспитания и возрождения этнических традиций, которые могут быть осуществлены только на основе коренного преобразования национальных
школ. В то же время восстановление этнических традиций невозможно без специальной этнопедагогической подготовки в учебно-воспитательной работе.
Сельский учитель, как и городской, должен иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но у него должно быть сформировано положительное отношение к педагогической деятельности в сельских условиях, способность к реализации культурологической функции, готовность работать в сельском этносоциуме, желание заниматься этнопедагогической деятельностью, закрепиться и работать на селе.
Актуальность исследования данной проблемы также вытекает, во-первых, из реальных процессов возрождения русской традиционной педагогической культуры, которые приводят к осознанию необходимости дальнейшего углубленного изучения культурных достижений народа, являющихся результатом его интеллектуальной творческой деятельности; во-вторых, из задач демократизации и гуманизации образования в России, решающим условием которых является этнопедагогизация содержания подготовки учителя; в-третьих, из необходимости поддержания интереса к обычаям и традициям русского народа, фольклорному наследию прошлого; в-четвертых, из потребности в преодолении бездуховности. Все это невозможно без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала учителя, а также обращенности к человеку, внимание к его реальному облику, потенциальным возможностям, потребностям.
В последние годы появилось большое количество работ, посвященных теории и практике подготовки учителя. В наиболее общем виде эти исследования можно охарактеризовать следующим образом: развитие теории педагогического образования в современных условиях (С .И.Архангельский, Б.М.Бим-Бад, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, Ф.Н.Гоноболин, В.В.Давыдов, А.Е.Дмитриев, Г.Б.Корнетов, В.М.Коротов, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандрон, Т.Н.Петрова, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова); общие закономерности формирования личности учителя в системе высшего
образования (О.А.Абдуллина, Э.А.Гришин, И.Т.Огородников, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, Р.И.Хмелюк и др.).
Между тем в многолетнем опыте отечественной высшей школы
этнопедагогическая подготовка выпускников оценивалась как недостаточная.
Отмечается значительное отставание уровня этнопедагогическои подготовки
студентов от тех запросов, которые предъявляет школа учителю (Ш.М.-
Х.Арсалиев, Г .Н.Волков, В.Н.Иванов, В.А.Николаев, Т.Н.Петрова,
Л.К.Рахлевская, Я.И.Ханбиков и др.).
Наблюдается явное несоответствие между требованиями современной
сельской школы к знаниям учителя и уровнем этнопедагогическои подготовки
студентов-выпускников, В настоящее время возросло осознание учителями
сельских школ значения этнонедагогики как научной основы деятельности
педагога. Но в то же время анализ работы учителей показывает, что
этнопедагогические знания с трудом и лишь от случая к случаю используются
. ими (а часто и совсем игнорируются) в педагогической деятельности. Поэтому
в научных работах этнопедагогов указывается на необходимость
организованного усиления этнопедагогическои подготовки учителя
национальной школы (А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, ЕЛ.Жирков, В.А.Иванов,
К.Ж.Кожахметова, ОДМукаева, В.А.Николаев, Т.Н.Петрова,
Э.И.Сокольникова, З.Б.Цаллагова и др.).
Вопросы профессионально-педагогической подготовки сельского учителя,
совершенствования педагогического процесса в сельской школе рассмотрены в
А работах Г.В.Алексеевой, К.Ш.Ахиярова, М.ИГаринова, А.Е.Кондратснкова,
А.А.Меденцева, Л.И.Федоровой, Д.СЯгофаровой. Собственно
этнопедагогическои подготовке учителя уделяли внимание в своих
исследованиях Э.Р-Ашхаруа, А.Алимбекова, Ш.М.-Х.Арсалиева,
Э-Ш.Анганова, А.Х.Байчекуева, А.А.Данилова, Б.Ш.Джандар, А.Е.Ерментаева,
Л.И.Федорова, М.Г.Харитонов и др.
Анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности сельского учителя и его этнопедагогической подготовки позволил сделать вывод, что в вопросах формирования этнопедагогической готовности учителя к работе в российской сельской школе имеется масса нерешенных проблем: недостаточно изучено современное состояние российской сельской школы; недостаточно исследовано содержание этнопедагогической готовности учителя сельской школы, призванного
# работать в условиях деградации национальной культуры и забвения
традиционной педагогической культуры; отсутствует целостный подход к формированию этнопедагогической готовности, который бы осуществлялся в системе непрерывного этнопедагогического образования личности с учетом ее довузовского, базового и послевузовского этапов профессионального становления. Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в российской сельской школе все более приходит в противоречие с реальными
^ потребностями педагогической практики, С учетом этого противоречия был
сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие успешную этнопедагогическую подготовку учителя к работе в российской сельской школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - профессиональная подготовка учителя к работе в сельской школе.
Ш Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки учителя к
работе в сельской школе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- определить содержание, структуру, формы и методы этнопедагогической
* подготовки учителя российской сельской школы;
определить структуру и содержание этнопедагогической готовности учителя сельской школы к реализации этнического наследия;
выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, реализация которых обеспечит эффективную этнопедагогическуго подготовку учителя к работе в сельской школе;
разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки учителей к работе в сельской школе.
В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой эффективность этнопедагогической подготовки учителя к работе в российской сельской школе может быть осуществима при совокупности следующих условий:
определение и разработка и внесение этнического компонента педагогического образования с учетом региональных особенностей;
сформированность духовного компонента личности учителя, а именно его мотивационно-ценностного отношения к этническому наследию русского народа и этнопедагогической деятельности в условиях сельской школы;
- реализация принципа непрерывности этнопедагогического образования.
Общую методологию исследования составляют важнейшие философские
положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах развития личности, о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического, о взаимосвязи социальных микроструктур, определяющих духовный мир личности и межличностных отношений: память (историческая) - традиция - культура - воспитание - духовность - личность -народ - (историческая личность) (Г,Н.Волков).
Теоретическая основа исследования сложилась из концепций отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов и этнологов по вопросам педагогической культуры народа, об отношении его к наследию прошлого. Разрабатывая теоретические основы этнопедагогической подготовки учителя российской сельской школы, мы опирались на работы по методологии, логике
и методике исследований в педагогических науках (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, М.Я.Виленский, Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.) на труды непосредственно в области теории этнопедагогического образования и воспитания (Г.Н.Волков, А.Ш.Гапгамов, В.А.Иванов, В.Н.Иванов, В.А.Николаев, Т.Н.Петрова, М.Г.Стельмахович, Е.Л.Христова, ИА.Шоров и др.).
Механизм и процесс формирования этнопедагогических знаний и умений были предметом исследований Ш.М.-Х.Арсалиева, Г.Н.Волков, В.Н.Иванова, А.М.Моковой, Г.А.Никитина, Т.Н.Петровой и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и этнологической литературы; изучение народных традиций воспитания и передового опыта их использования в этнопедагогической подготовки учителя российской средней школы; методы изучения реально складывающегося опыта (анкетирование, интервью, микросочинения, самооценка); методы опытно-экспериментальной работы; методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы статистической обработки результатов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Смоленском государственном педагогическом университете, Викторовской средней школе Краснинского района Смоленской области, Катынской средней школе Смоленского района и Глинковской средней школе Ельнинского района Смоленской области, в педагогическом лицее г. Смоленска, сш №26 и №33 г. Смоленска. Всего исследованием было охвачено около 1200 испытуемых.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1993-1994 гг.) - поисково-содержательный, был посвящен изучению психолого-педагогической и этнопедагогической литературы по проблеме; определению методологии и методики исследования.
Второй этап (1994-І996 гг.) - анализ литературы, постановка проблемы, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, изучение исходного состояния объекта, этнопедагогической готовности учителя к работе в российской сельской школе. Начало экспериментальной работы.
Третий этап (1996-1998 гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась проверка рабочей гипотезы в процессе специально-организованной деятельности, включающей в себя использование возможностей педагогических дисциплин в этнопедагогической подготовке учителя к работе в российской сельской школе; чтение спецкурса и выполнение студентами целевых заданий в период педагогической практики; организацию внеаудиторной работы. В школах области прошла апробацию экспериментальная программа по народной педагогике. В базовых школах действовали факультативы, кружки для старшеклассников по народной системе воспитания, где читались курсы по «Этнопедагогике» и «Этнопсихологии» русского народа. Эта работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом и систематизацией полученных результатов.
Четвертый этап (1998-1999 гг.) - заключительно-обобщающий - апробация авторской программы «Мой дом - Россия» в оздоровительных лагерях, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, внедрение основных результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
основу этнопедагогической подготовки учителя сельской школы составляет этническое наследие русского народа. Этническое наследие, являясь составной частью народного наследия, имеет свою структуру, в состав которой входят национальная, народная и этническая культуры. Базисом этнопедагогической культуры общества являются этническая и народная педагогики. Этнопедагогическая культура общества - педагогический компонент этнического наследия. Содержание этнического наследия включает
в себя: традиции (воспитательный опыт народных масс, педагогические воззрения, идеи, праздники крестьян, быт и уклад крестьянской семьи), фольклор (устный, песенный, бытовой, обрядовый), народные промыслы (изделия из глины и фарфора, вышивка и кружева, изготовление крестьянского костюма, изделия изо льна, лозы и соломы);
этнопедагогическая готовность, являясь целью и результатом управляемого процесса этнопедагогическои подготовки учителя сельской школы, представляет собой морально-психологическую характеристику личности, определяемую осознанием его места в реализации этнического наследия в сельской школе, соответствующим уровнем овладения необходимыми этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками, а также сформированными профессиональными качествами этнопедагога. Этнопедагогическая готовность включает в себя структурно-статистический блок (проекция специфических этнопедагогических характеристик на целостную структуру личности, содержащая когнитивный, мотивационно-ценностный и операционный компоненты) и процессуально-динамический (диагностика, планирование, реализация и конструктивный самоанализ);
специфика этнопедагогическои готовности учителя сельской школы отражена в содержании отношения к субкультуре села, подготовленности к передаче и сохранению этнического наследия сельским школьникам, а также в особенности процессуальных характеристик передачи этнического наследия на селе;
эффективность процесса формирования этнопедагогическои готовности учителя к работе в сельской школе определена совокупностью следующих педагогических условий: определение и разработка содержания этнического компонента педагогического образования с учетом региональных особенностей; формирование духовного компонента личности учителя, а именно его мотивационно-ценностного отношения к этническому наследию русского народа и этнопедагогическои деятельности в условиях сельской
школы; реализация принципа непрерывности этнопедагогического образования;
успешное формирование этнопедагогическои готовности зависит также от создания частнопедагогических условий: интеграции семьи и образовательных институтциональных структур в этнопедагогическои деятельности, ориентации на качественный отбор и целевую подготовку будущих учителей, специальной подготовленности будущего учителя к проведению этнопедагогическои профориентации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем изучены новые, современные тенденции в этнопедагогическои подготовке учителя, в том числе к работе в российской сельской школе; рассмотрена содержательная составляющая (этнопедагогическое наследие русского народа) этнопедагогическои культуры русского народа; определено содержание этнопедагогическои готовности учителя к работе в сельской школе; определены педагогические условия, способствующие успешной этнопедагогическои подготовке учителя; выявлены возможности учебно-воспитательного процесса педагогического вуза для повышения эффективности этнопедагогическои подготовки учителя к работе в российской сельской школе.
Практическое значение исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения этнопедагогическои подготовки сельского учителя на довузовском, базовом и послевузовском этапах. Практическая ценность исследования также состоит в разработке системы формирования этнопедагогическои готовности, модель которой можно экстраполировать на другие регионы России и использовать в высших педагогических учебных заведениях, ставящих целью этнопедагогическую подготовку учителя для сельской школы.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике работы, репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью сопоставления полученных данных с массовым педагогическим опытом.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Этническое наследие как основа этнопедагогической подготовки учителя к работе в сельской школе.
На современном этапе развития общества изучение и использование культурного наследия видится принципиально важным. Будущее во многом зависит от того, как удается достойным образом соединить достижения научно-технической революции с прогрессивными культурными традициями.
Люди каждого нового поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующим поколением.
Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. Так, например, изучая историю культуры, люди узнают, - писал русский историк В.О.Ключевский, - как раскрывалась внутренняя природа человека в общении с людьми и в борьбе с окружающей природой, как человечество развертывало свои открытые силы, свои внутренние силы и свойства. "Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться" [S6]. Рассматривая проблему этнического наследия, мы употребляем термины «этнос», «народ», «нация». Необходимость получения объективных результатов исследования потребовала уточнения семантики этих понятий, их культурологической сущности, соотношения с народной педагогикой, а также с целями, содержанием, средствами народного воспитания.
В процессе развития общества складываются различные социально-этнические общности людей. Большинство исследователей выделяют среди них три основных исторических типа: 1) родоплеменная общность, 2) народность, 3) нация [8]. Родоплеменная общность - ранняя форма социальной организации общества. Народность обычно складывалась в процессе ассимиляции нескольких племен. Народность содержит специфичные этнические черты. Этот тип социальной общности еще называют "этнос".
Проблемы этноса, соотношение этнического и национального сформулированы в работах Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, В.И.Козлова, П.Ф.Поршнева, К.В.Чистова, К.И.Хабибулина и др. В трактовке понятия "этнос" наметились два основных подхода. Ю.В.Бромлей [26] характеризует этнос как социокультурное явление, основными признаками которого являются проживание на одной территории, общность материальной и духовной жизни, единый язык, самосознание, общность судьбы, культуры, предков. С точки зрения ЛНХумилева этнос - это естественное образование, "феномен биосферы" [103,29].
В переводе с древнегреческого "этнос" - это "народ", "племя". Этническое единство основано на естественно сложившихся традициях, составляющих основу нравственности, а не на юридических нормах. [49]. Этнос отличается большей независимостью от государства, чем нация, которая представляет собой политическое, надэтническое органическое единство с рационально организованным государственно-правовым регулированием.
Термин "народ" используют в нескольких смыслах: 1) все население страны; 2) форма этнической общности; 3) трудящиеся массы общества [181]. Применительно к исследованию этнопедагогической культуры допустимо говорить о народе, имея в виду все слои русского общества, так как народную педагогику создавали и использовали в семьях крестьян, рабочих, купцов, дворян, царей и пр. Для исследовательских целей удобно деление субъектов народной культуры по месту жительства: горожане и селяне. Известно, что городская субкультура в большей степени была подвержена влиянию других культур. В крестьянской среде ввиду патриархальности жизни, устойчивых нравов, консервативности быта, обычаев, ограниченности социальных контактов во многом сохранились исконно русские традиции, в том числе народного воспитания. Крестьянство составляло основу русского общества, выступало носителем русской народной культуры. В настоящем исследовании в большей степени будет рассмотрена народная педагогика русского крестьянства, наиболее полно отражающая и традиции воспитания русского народа.
Этнопедагогическая готовность учителя к работе в сельской школе
Современный учитель располагает широкими возможностями опираться в своей педагогической деятельности на традиционную педагогическую культуру, выраженную в материальной и духовной жизни этноса, отражающую эволюцию народных представлений о воспитании [21], этнопедагогику, изучающую педагогику этнической общности [30], составляющую часть общечеловеческой культуры воспитания. В связи с этим перед высшей педагогической школой стоят научные и практические задачи подготовки учителя как носителя и субъекта самобытной национальной этнопедагогической культуры, который владеет и богатым духовным опытом народа, знает свои корни, язык, обычаи, культуру и исторические традиции народа.
Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе в русле этнопедагогической концепции воспитания требует четкого представления об отличиях условий работы сельской школы от городской. Без знания этой специфики студентам трудно перенести полученные в институте теоретические знания и практические умения в конкретную обстановку педагогического коллектива. «Подготовка учителя, традиционно сложившаяся в педвузах, не обеспечивает решения этих задач на должном уровне, - отмечал А.Е.Кондратенков, - и молодым учителям, начинающим работу в сельской школе, с большими трудностями приходится самостоятельно, в меру понимания и возможностей, приобретать необходимые знания и умения... Тем самым растягивается и усложняется адаптация молодых специалистов, снижается качество их работы в первые годы, а во многом сказывается и на всей последующей работе учителя» [87],
Сельские школы в России находятся в специфических условиях, которые определяют ряд особенностей в их работе. В качестве основных отличительных черт сельской школы от городской исследователи, занимающиеся изучением этой проблемы, называют следующие: близость природы, специфическое воздействие характерного для села социального окружения школы на воспитание детей, возможность постоянной и тесной связи с производственным коллективом, более глубокая зависимость школы от местного хозяйства. Принципиальной разницы в вопросах национального воспитания между городскими и сельскими школьниками конечно нет и быть не может. Но существующие особенности позволяют говорить о специфике работы учителя в его этнопедагогической деятельности на селе.
Одним из преимуществ сельской шкоды являются большие возможности сельских ребят для контактов между собой, что создает благоприятные условия для работы учителя по формированию и развитию у учащихся интереса к народной культуре, приобщению их к историческим ценностям родного края, а также для реализации этносоциальной активности школьников. Самой жизнью продиктована необходимость создания разновозрастных отрядов, которые представляют относительно новую структурную единицу детских объединений на селе. Специфика разновозрастного объединения существенно влияет на содержание этнопедагогический работы учителя.
Д.С.Ягафарова в своей диссертации отмечает, что сельский школьник занимает иное положение в семье и школе по сравнению с городским [205]. На нем лежат более ответственные обязанности, отсюда и чувство ответственности сельских школьников значительно выше, что говорит о сохранившемся традиционном укладе в русских сельских семьях. Диапазон трудовой деятельности сельских ребят шире, чем городских, поэтому их отличает большое трудолюбие, то качество, которое всегда характерно для русского крестьянства. Наличие этих личностных качеств у сельских школьников помогает учителю целенаправленно формировать этносоциальную активность учащихся, так как она предполагает ответственное отношение к порученному делу, умение довести начатое до конца.
Исследование уровня этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе
Регионально-географический фактор показывает, что большинство национальных школ находится в сельской местности. И по специфике социальной среды учитель общается не только с учащимися и коллегами, но и с населением, носителями этнической культуры, знакомится с особенностями хозяйствования, быта, становится участником семейных, трудовых и культурных мероприятий.
Теоретический и практический интерес представляет оценка состояния готовности выпускников вузов к этнопедагогической работе в сельской школе, а также уровень готовности учителя сельской школы. Изучение нами подготовленности студентов к данному виду деятельности преследовало несколько задач:
- обнаружить типичные недостатки в подготовке будущих учителей к
этнопедагогической деятельности в сельской школе.
- выявить причины недостаточной подготовленности студентов к этому виду деятельности.
- наметить пути совершенствования этой подготовки.
- сравнить результаты исследования с итоговыми характеристиками.
Оценка готовности выпускников педвуза была проведена при сравнении теоретической модели готовности учителя и фактического состояния этнопедагогической подготовки будущего учителя. Было предпринято исследование уровня сформированное каждого из выделенных компонентов готовности: морально-психологического, теоретического, практического, технологического и этнического.
Для каждого из компонентов было условно выделено три уровня сформированное. Используя формулу Jn=S/n, где Jn - индекс уровня, S -сумма признаков, п - общее количество показателей комплексного критерия, мы вычислили уровень сформированности всех компонентов готовности у каждого из обследуемых студентов. Выборка составила 255 человек (студенты-выпускники) СГПУ и 60 человек учителей с/школ. Анализ информации проводился путем расчета процентного соотношения с учетом групп респондентов, а также среднего арифметического.
Первым мы представляем анализ психологической готовности, основным компонентом которой является профессионально-этнопедагогическая направленность.
Как показывают исследования, пока еще не у всех студентов педагогических учебных заведений этнопедагогическая направленность ярко выражена. Это объясняется многими причинами не только субъективного, но и объективного характера. Ряд причин перечисляет в своей работе Л.А.Чулкова: "Некоторые объективные причины (массовость учительской профессии, отсутствие при отборе в педагогические институты, слабая ориентация на профессию учителя, престижность высшего образования и т.д.) обуславливают наличие определенного контингента студентов без четкой профессиональной направленности и, соответственно, этнопедагогической, а иногда и с негативным отношением к будущей профессии учителя".
В настоящее время при остром дефиците учителей в сельских школах особую значимость приобретает введение в мотивационно-целевой компонент процесса обучения студентов социальной ориентации на российскую сельскую школу.