Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Губа Галина Ивановна

Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности
<
Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Губа Галина Ивановна. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Курск, 2007 168 с., Библиогр.: с. 138-155 РГБ ОД, 61:07-13/2773

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы этнокультурного воспитания в театральной деятельности 16

1.1. Этнокультура и этнокультурное воспитание как социально-культурная и педагогическая проблема 16

1.2. Становление и развитие школьного театра в России -30

1.3. Роль детской театральной деятельности в процессе этнокультурного воспитания 42

1.4. Структурно-содержательная и функциональная характеристика этнокультурного воспитания детей в театральной деятельности. 58

Выводы по первой главе 81

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности этнокультурного воспитания детей в школьном театре 85

2.1. Структура и содержание деятельности школьного театра с этнокультурным компонентом 85

2.2. Технологическое обеспечение этнокультурного воспитания средствами театральной деятельности школьников 97

2.3. Диагностика эффективности экспериментальной авторской программны этнокультурного воспитания в школьном театре 117

Выводы по второй главе 129

Заключение 131

Литература 138

Приложение

Введение к работе

Актуальное! ь проблемы исследования обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. Она определяется прежде всего современными тенденциями в образовании, характеризующимися существенным повышением внимания к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурном}' наследию. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает все более значимый характер. Воспитание детей па основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической мептальности, национальных ценностей народа. При этом особую роль играют новые образовательные технологии, в частности, технологии этнокультурного воспитания. Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса. Данной проблеме посвящены работы Т.И. Баклановой, Е.П. Белозсрцева, MB. Богуславского, И.Ф. Гончарова, М.С. Жирова, А.В. Нестеренко, МЛО. Новицкой, ВТ. Пряниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. По их мнению, процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее.

Теоретические представления об этнокультурном воспитании заложены в трудах ПН. Волкова, В.Н. Ганичева, И.Ф. Гончарова, Г.Б. Корнетова, М.Ю. Новицкой, З.И. Равкинаи др.

В то же время заслуживают внимания исследования театральной педагогики, раскрывающие возможности детской театральной деятельности, воз-

можности школьного театра в этнокультурном воспитании. Данной проблемой занимаются такие педагоги, как М.В, Букатов, И,А. Генералова, А.Ю, Гончарук, A.IL Ершова, ИЛ. Ліобипский, ТХ.Пепя, Ю.И. Рубина, Н.И, Сац, Е.К. Чухман и др.

Значимыми для нашего исследования являются работы, в которых доказана эффективность занятий театральной деятельностью с неизменным положительным результатом на всех возрастных этапах человеческой жизни» Это прежде всего результаты изучения наследия деятелей русской драматической школы К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Н.И. Сац, Б.Е. Захавы, М.И. Кнебсль и др.

Между тем, проблема использования театральной деятельности для этнокультурного воспитания, на наш взгляд, недостаточно разработана в современных психолого-педагогических исследованиях.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурном пространстве и необходимостью осознания человеком своей этнической принадлежности, ориентацией на традиции, ценности своего народа, а также между возможностями театральной педагогики, способной обеспечить разностороннее воспитание детей, и уровнем ее использования в системе этнокультурного воспитания современной школы.

С учетом этих противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, методы и технологии эффективного этнокультурного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театральной педагогики.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - этнокультурное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в процессе театральной деятельности.

5 Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс этнокультурного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста станет эффективнее, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

организация театральной деятельности детей с учетом структурно-содержательной характеристики этнокультурного воспитания;

структурирование содержания занятий театральной деятельностью в школьном театре с этнокультурным компонентом на основе русского фольклора и произведений, в которых отражены национально-культурные традиции народа;

формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театральных и игровых технологий, способствующих развитию эмоциональной сферы детей,

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи;

  1. проанализировать сущность понятий «этнокультура» и «этнокультурное воспитание» в контексте рассматриваемой проблемы;

  2. выявить роль театральной деятельности в процессе этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников;

  3. определить структурно-содержательную и функциональную характеристику этнокультурного воспитания в театральной деятельности, выявить содержание этнокультурной воспитанности, ее критерии и уровни;

  4. разработать и апробировать экспериментальную программу по театральному творчеству для реализации в условиях школьного театра с этнокультурным компонентом;

5) выявить и проверить экспериментальным путем психолого-
педагогические условия этнокультурного воспитания посредством театраль
ной деятельности детей в условиях школьного театра.

Методологической основой данного исследования являются ведущие идеи философии, культурологии, искусствоведения, аксиологии о целостно-

сти и взаимосвязи элементов человеческой культуры, о природе отношений человека с миром, о личности как высшей ценности общества, о ее деятель-ностной и творческой сущности, о диалектике общего и особенного, стереотипного, традиционного и творческого, о значимости этнокультурного наследия в развитии и становлении человека (М.М. Бахтин, НА. Бердяев, Г. Гачев, Л.Н. Гумилев и др.); идеи психологов и педагогов об этнокультурном воспитании личности ребенка (ТЛ Бакланова, ЕЛ, Белозерцев, MB, Богуславский, И.Ф. Гончаров, А.В. Нестеренко, М.Ю. Новицкая, В.Г. Пряникова и др.); положення о роли театральной художественной деятельности в процессе воспитания (А.А Брянцев, А.Я. Бруштейн, Л.С. Выготский, АЛ.Ершова, Д.С.Лихачев, Т.Г\ Пеня, МЛ Рубина, Т.С. Комарова, Н.И. Сац и др).

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, этнографической, этнокультурной литературы по проблеме; опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент, математическая обработка полученных результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось государственное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» № 1664 Северного округа г. Москвы, являющееся одной из экспериментальных площадок Московского комитета образования и работающее над созданием новой модели столичного образования; средняя школа № 683 г. Москвы, а также Московский государственный университет культуры и искусств, кафедра теории и истории народной художественной культуры.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе исследования (1996-1998 п\) проведен анализ литературы по исследуемой проблеме, осуществлена разработка подходов к созданию экспериментальной программы по театральному творчеству для дошкольников и младших школьников. Па данном этапе была сформулирована ра-

7 бочая гипотеза, выявлены исходные параметры исследования, определены основные положения программы и проведены замеры исходного уровня этнокультурной воспитанности детей.

На втором этапе (1998-2001 гг.) были апробированы авторские программы «Театральная сказка» для дошкольников и «Театральное творчество» для начальной школы, основанные на материале народной художественной культуры России, Были проведены промежуточные замеры этнокультурной воспитанности детей в экспериментальных и контрольных группах. Осуществлялись экспериментальная проверка разработанных теоретических положений, методических приемов, внедрение полученных результатов в практику, корректировка программы.

На третьем этане (2002-2007 гг.) были проанализированы результаты исследования, полученные на предыдущих этапах, проводилась систематизация материалов диссертации, велась дальнейшая практическая работа. Уточнялись теоретические выводы, были скорректированы технологии, сформулированы, выносимые на защиту положения и оформлена диссертация.

Научная новизна исследования состоит в том, что

расширено научное представление об этнокультурном воспитании дошкольников и младших школьников, выражающееся в раскрытии его сущности, функций, места и роли в учебно-воспитательном процессе;

установлено, что театральная деятельность дошкольников и младших школьников, создающая возможности для активизации всех психических процессов (восприятие, осознание) через естественную для данного возраста ситуацию игры (воплощение, проигрывание роли), является важным условием и эффективным средством этнокультурного воспитания;

определена структурно-содержательная характеристика этнокультурного воспитания, представленная как система цели, задач, условий, содержания и результата;

уточнены критерии, показатели и уровни этнокультурной воспитанности дошкольников и младших школьников, представляющие собой комплекс ха-

8 рактеристик личности (познавательных, ценностных, эмоциональных, поведенческих);

выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников в театральной деятельности: интегрирование знаний об особенностях традиционной и современной культуры, использование в качестве содержания занятий произведений фольклора, использование специфических театральных форм работы с детьми и др.);

раскрыто понятие «школьный театр с этнокультурным компонентом», который рассматривается как составляющая целостного учебно-воспитательного процесса начального образования, как научно-обоснованная структурированная система, действующая в соответствии с целенаправленно организованными условиями и имеющая специфическое содержание и технологическое обеспечение;

разработана и апробирована педагогическая проірамма эт нокультурного воспитания средегвами теаіральной деятельности, включающая цель, задачи, условия, содержание, технологии, формы и методы рабоїьі. Реализация данной программы позволяет интегрировать знания и содержание базовых учебных дисциплин и дисциплин дополнительного школьного образования, синтезировать традиционные формы учебной деятельности и специфические приемы театральной деятельности, создавая максиматьно эффективные условия для этнокультурного воспитания детей;

разработан и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать изменения в процессе этнокультурного воспитания детей в условиях театральной деятельности.

Теоретическая значимость исследования

- уточнено базовое понятие исследования «этнокультурное воспитание»,
представленное как деятельность, включающая в себя цель, задачи, принци
пы, содержание, средства и сложный многоаспектный и многоуровневый
процесс, характеризующийся системой параметров, определяющих его ре-

9 зультативность в контексте личностного развития детей средствами театральной деятельности, их готовности к саморазвитию и социализации с учетом национально-культурных и современных социокультурных условий;

выявлены теоретические основы этнокультурного воспитания детей в театральной деятельности. Работа вносит вклад в теорию организации образовательного процесса начальной школы, в ней акцентируется внимание на развитии национального самосознания и творческой самореализации детей, представлены теоретические основы организации процесса этнокультурного воспитания в рамках целостного учебно-воспитательного процесса;

уточнено понятие «театральной деятельности», раскрыта его сущность, определена роль в процессе этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников;

установлены и конкретизированы возможности театральной деятельности в процессе этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников: превращение национально-культурных ценностей в личностный смысл; развитие положительного эмоционального отношения к народным традициям через проживание образов героев; формирование навыков поведения и общения, принимаемых и одобряемых в традиционной народной культуре через воплощение и проигрывание роли; развитие творческих способностей посредством включения в ситуации взаимодействия персонажей.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обеспечения воспитательного процесса, направленного на формирование этнического самосознания, этнической идентичности, национальной толерантности, способствующего социализации детей в поликультурном пространстве. Разработанные в исследовании методики могут быть использованы для изучения уровней этнокультурной воспитанности дошкольников и младших школьников. Разработанная и экспериментально проверенная авторская педагогическая программа с научно-методическим обеспечением по этнокультурному воспитанию детей средствами театраль-

10 ной деятельности может быть использована различными образовательными учреждениями, а также системой дополнительного образования, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования»

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методикой исследования; анализом состояния проблемы в педагогической теории и практике; содержанием проведенной опытно-экспериментальной работы, длительностью проверки результатов эксперимента; качественным и количественным анализом теоретического и практического материала, соответствием итоговых результатов исходным теоретическим положениям.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Этнокультурное воспитание - это деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентации своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры,

  2. Театральная деятельность - это внутренняя (чувства, эмоции, переживания) и внешняя (действия, поведение, общение) активность личности, ко-торая реализуется в соответствии с принципами творческой деятельности (заданность ситуации, необходимость принятия самостоятельного решения, вариативность решений и их реализации, гибкость, оригинальность, новизна).

  3. Театральная деятельность является важным средством, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников, что обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей.

4. Структурно-содержательная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников в театральной деятельности представлена как взаимосвязанная система компонентов (цель, задачи, принципы, условия, содержание, функции и результат).

Построение данной системы определяется целью - приобщением детей к традиционной русской культуре, формированием начальной положительной этнической идентичности в процессе занятий театральной деятельностью. Достижение данной цели обусловлено решением следующих задач: развитие этнохудожественных интересов, потребности в этнокультурной деятельности, ценностных ориентиров, творческих способностей, идеальных потребностей, создание положительного психоэмоционального фона развития личности. В соответствии с целью и задачами содержание этнокультурного воспитания в театральной деятельности представлено как система знаний о национально-культурных традициях, о национально-значимых ценностях, о предпочитаемых формах поведения, сведений из истории развития театра как частной формы культурного наследия народа, коммуникативных знаний и умений и навыков, использования сценической деятельности (речь, движение, действие в публичной ситуации), драматизации (воплощение, проживание),

5. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности выполняет ряд важных функций; повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, этнической идентичности, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре, обогащение общей культуры ребенка, социализация, формирование потребности в этнокультурной деятельности, первичных представлений об окружающем мире в его пространственных, временных, динамических и энергетических измерениях.

6. Результативность процесса этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников определяется через уровни этнокультурной воспитанности (высокий, средний, низкий), которые выявляются в соответствии с выделенными критериями и показателями, отражающими изменения в по-

12 знавательнои, ценностной, эмоциональной, коммуникативной и творческой сферах личности.

В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены: ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям (этническая осведоміїенность - знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа; интерес к этнической принадлежности, система личностных ценностных ориентации, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе); положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность); коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам (ориентация на лучшие черты национального характера, действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности); креативность (целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа (способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть повое в стандартной этнокультурной ситуации), критичность, гибкость, оригинальность мышления (умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры), способность адаптировать национально-культурные традиции к современным условиям жизни и действовать в соответствии с данными образцами).

7. Школьный театр с этнокультурным компонентом - это специально организованное объединение детей в рамках дополнительного школьного образования, целью которого является этнокультурное воспитание подрастающего поколения в соответствии с культурными традициями на материале русского фольклора и русской литературы посредством различных форм теат-

13 рального творчества. Специфическими структурными компонентами данного театра являются элементы кукольного театра, народный театр, драматический театр, театральный тренинг, театрализованная игра.

Система этнокультурного воспитания в условиях школьного театра осуществляется в несколько этапов - подготовительная ступень (группа раннего развития), первая ступень (детский сад), вторая ступень (начальная школа) -и строится в соответствии с разработанной авторской программой, включающей в себя цель, задачи, содержание, технологии, методы и формы работы.

8- Эффективность этнокультурного воспитания дошкольников и младших школьников в процессе театральной деятельности обеспечивается специально организованными психолого-педагогическими условиями, направленными на освоение системы национально-культурных ценностей, развитие национального самосознания и творческой активности и самореализации в поликультурном пространстве современного общества. В качестве таких условий определены: ориентация на структурно-содержательную характеристику этнокультурного воспитания, интегрирование знаний об особенностях традиционной и современной культуры, усвоение национальных идеалов и норм поведения и преодоление стереотипного восприятия этнокультурных образов, использование в качестве содержания занятий произведений русского народного творчества, использование специфических театральных форм работы, основанных на принципах единства сознания и деятельности, единства эмоционального и психофизического начала

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования нашли отражение в программах, учебных пособиях, научных статьях и тезисах. Положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Московской городской практической конференции «Русская традиционная культура и дети» (Москва, 1998), научно-методическом семинаре «Диагностика эффективности педагогического эксперимента» (Институт психологии РАО и МГУКИ Москва, 1999), окружном

14 семинаре «Формирование и развитие личности ребенка в преемственной системе «детский сад - начальная школа» в контексте отечественной культуры» (Москва, 2001), окружном научно-практическом семинаре «Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе русской традиционной культуры» (Москва, 2003), городской научно-практической конференции «Традиционно-нравственные ценности и идеалы отечественной культуры в формировании толерантности» (Москва, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Фольклор в контексте современной культуры», (Курск, 2005); Всероссийском фестивале театров, где играют дети «Пролог~2006» (Москва, 2006). Результаты были использованы в практической деятельности автора при организации курсов повышения квалификации МИОО (Москва, 2006).

Апробация результатов исследования осуществлялась также в условиях участия в конкурсах и выставках; городской конкурс «Содружество» (Моск-ва^ 2002 г, - выход в финал), окружной конкурс детского творчества «Северное созвездие» (Москва, 2003 - лауреаты), выставки ВВЦ (материалы, концерты) (Москва 1999,2002 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1664 п Москвы, ГОУ «Начальная школа - детский сад»№ 1672 г, Москвы» детский сад № 1851 г, Москвы, средние общеобразовательные школы № 683, № 1951 г. Москвы, ЦО «Класс - центр» № 686 г. Москвы, Методический центр Северного учебного округа Департамента образования г. Москвы.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, теоретико-методологические основы и методы исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение; представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Состояние проблемы этнокультурного воспитания в театральной деятельности» рассматривается понятие этнокультуры и этнокультурного воспитания на современном этапе, а также этнокультурное воспитание как социально-культурная и педагогическая проблема; проводится обзор основных концептуальных подходов к пониманию этнокультурного воспитания в зарубежных исследованиях, в отечественной философии, этнопсихологии и педагогике. На основании проведенного теоретического анализа предлагается собственное понимание сущности этнокультурного воспитания, раскрывается структурно-содержательная и функциональная характеристика этнокультурного воспитания средствами театральной деятельности.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффектиености этнокультурного воспитания детей в школьном театре» представлена структура школьного театра с этнокультурным компонентом, раскрыты условия эффективного этнокультурного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством театральной деятельности, представлено содержание и технологии данного процесса.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.

Этнокультура и этнокультурное воспитание как социально-культурная и педагогическая проблема

Усиление интересов разных народов к своей культуре, истории, стремление повысить свой политический статус - это достаточно очевидные глобальные процессы. Этнокультурное воспитание сейчас чрезвычайно важно, так как может содействовать полноценной социализации личности в полиэтническом мире. Именно этнокультурное воспитание, на наш взгляд, является одним из важнейших на сегодняшний день.

Проблема этнокультурного воспитания достаточно молода. Тем не менее, педагогическая наука накопила немалый теоретический и практический опыт этнокультурного воспитания подрастающего поколения.

Проблема национального воспитания и образования волновала российскую общественность, начиная с М.В. Ломоносова. Она нашла свое отражение в работах таких выдающихся педагогов своих эпох как Н.И. Бецкой, Н.Ф. Бунаков, П.Ф.Каптерев, В,А. Сухомлинский Л.Н Толстой, К.Д.Ушинский и др.

Она является объектом исследования и современных ученых (Т,И. Бакланова, ЕЛ Белозерцев, М.В, Богуславский, Р.Б.Вендровская, Г.Н.Волков, В.Н. Ганичев, И.Ф, Гончаров, Г.Б. Корнетов, А.В, Нестеренко, М.Ю.Новицкая В.ГЛряникова, З.И. Равкин, и др.)

На данный момент проблема этнокультурного воспитания является кардинальной для российского общества.

Рассмотрим само понятие этнокультуры. Этнокультура - это культура народа, В свою очередь, народная культура - это коллективная память, которая является историей духовно- нравственного развития народа, состоящей из мифов, сказаний, сказок, легенд, былин, поверий, суеверий, систематизированного духовного опыта народа. «Культура никогда не была и не будет отвлеченно - человеческой, она всегда конкретно - человеческая, то есть национальная, индивидуально - народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечпости» [Бердяев 1990: 93].

По мнению М.Ю, Новицкой, этнокультура - это непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми природы и общества (в том числе и художественными средствами), это способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях, это коллективная форма народной исторической памяти. Здесь народ понимается как всесловная, духовно- нравственная общность многих поколений, устойчивость которой во времени и пространстве обеспечивается культурой, [Новицкая 2001].

Э.Ф. Ветрякова дает следующее определение: «Этнокультура - это культура определенного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно - эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально - бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе» [Ветрякова 1996: 14].

Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и воспитания.

Рассматривая понятие этнокультуры необходимо коснуться понятий имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования. Такими понятиями являются «этнос», «традиция и традиционная культура», «ценности». Перейдем к рассмотрению этих понятий.

«Этнос» в переводе с древнегреческого означает «группу людей», «стаю», «толпу», «племя», «народ». Тема этносов интересовала философов с древнейших времен. Гиппократ, знаменитый врач и ученый Древней Греции, в своем труде «О воздухах, водах и местностях» все различия между народами объяснял различиями географической среды: местонахождением страны, климатом, ландшафтом и т.д. [Современная зарубежная этнопсихология 1971: 200].

Известный русский философ Г.Г. Шпет писал: «Уже Гиппократ пробует связать особенности народных характеров с различиями климата и географических условий» [Шпет 1989: 483].

Впервые об этносе как самостоятельном явлении заговорил русский ученый С.М.Широкогоров, давший в 1923г. определение этому понятию; «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев укладом жизни, хранимых и освященных традициями и отличаемых от других таковых групп» [Широкогоров1994:92]. В энциклопедическом словаре дается такое определение: «Этническая общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле» [Энциклопедический словарь 1989: 1582]. Есть авторы, которые отождествляют понятия «этнос» и «народ»: «Народ или этнос,- это как бы основная единица этнической классификации человечества...» [Чебоксаров 1985: 30]. В дальнейшем, огромный материал по проблемам этносов был накоплен этнологией. Академик Бромлей Ю.В. считает, что этносы характеризуются определенными чертами, которые только в своей совокупности позволяют определять их как особое явление (общее биологическое происхождение, общая территория, язык, черты характера и др.) [Бромлей 1983: 16-17].

Становление и развитие школьного театра в России

Обращаясь к проблеме школьного театра, являющегося частью художественной культуры России, рассмотрим особенности функционирования школьного театра как вида творчества в истории культуры, поскольку этот подход позволит приблизиться к пониманию собственных задач школьного театра.

Театр, как никакой другой вид искусства, апеллирует ко всему запасу человеческих эмоций, переживаний, ко всей совокупности человеческих чувств и способностей. Именно театр способен воссоздать "целостного человека", - не только его мысли, настроения, переживания, которые описывают литература и музыка, не только его внешний облик, который изображают живопись и скульптура, не только динамику его телесной жизни, которую воссоздает танец, но живого человека в той целостности его бьггая, в единстве физического и словесного действия, которое соответствует реальной жизни.

Театр - это способ отражения жизни на сцене, В восприятии театрального искусства принимает участие вся личность ребенка. Театр - это творческая лаборатория, в которой органично соединяются все виды искусства: литература, фольклор, музыка, слово, изобразительное искусство, танец, пластика, актерская игра. Поэтому, обучаясь искусству театра, ребенок соприкасается со всеми другими видами искусств, повышается его осведомленность, знание мира, развивается интеллект. Не только участие в театральных постановках, но и зрительское восприятие их — процесс, способствующий формированию психической сферы, чувственно - эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств, национальных черт характера, познавательных интересов.

О воспитательном воздействии театра, о том, как неизгладимы в человеческом сердце сценические впечатления, полученные в молодости, писал АнИ. Южин-Сумбатов: ".„место, завоеванное в душевной глубине зрителя первыми впечатлениями сцены, прочно занято неизгладимыми образцами, против которых бессильно не только время, но и духовный рост человека и расширение его сознательной критической мысли" [Южин-Сумбатов 1951:256]. Эту идею развивает К.С. Станиславский, вспоминая; Театр лучше всяких школ подействовал на мое духовное развитие. Он научил меня смотреть и видеть прекрасное" [Станиславский 1985:135], Театру свойственно очищение эмоций (катарсис), "отработка переживанием" чувств, которые не проявились или практически не могли проявиться в повседневной жизни.

А. Буткевич в статье "Воспитательное значение детского театра11 пишет: "Театр, как мы видели, в природе ребенка, ибо избыток жизни, переполняющей его существо, неудержимо влечет его к тому, чтобы путем подражания всему живому охватить в своем "я" жизнь мира. Дело воспитателя наблюдать, чтобы этот мир своей громадностью и авторитетом не задавил хрупкой индивидуальности ребенка, чтобы душа ребенка при восприятии внешних впечатлений не превратилась в фотографический аппарат, а сохранила свою артистическую самостоятельность, свободу художественной переработки воспринятого материала [Театр в школе 1958:21]

Школьный театр - особая форма образовательной художественно-эстетической деятельности, принадлежащая одновременно искусству и образованию, и, чтобы понять его природу, следует рассмотреть этот феномен в двух аспектах; среди театрально-художественных форм и в системе педагогической практики.

Понять школьный театр как жанр театральной деятельности можно при условии выяштения его сущностных особенностей, которые свойственны театру во всех его исторических формах и отличают его от других видов искусства. Если искусство - образное отражение действительности, то, очевидно, что специфической особенностью каждого из видов искусства, в отдельности взятого, яктяется особая форма образного отражения.

Театральный образ - это условный мир, ограниченный (более или менее) сценической площадкой и воспроизводящий (моделирующий) отношения человека и мира в обстоятельствах, заданных жанром, видом, типом культуры. Театр - движущийся образ культуры, мироотношения, жизнестроительства, трагедийных столкновений. Это пространственно-временное искусство, то есть образ су 32 ществоваиия человека в пространстве и времени (космическом, историческом, социальном, личностном).

На международной научно - практической конференции «Дети - театр -образование» (Москва, 1996г.) подчеркивалось значение театрального воспитания в широком контексте гуманизации образования, его богатейших возможностей в процессе перехода к творческой педагогике.

Но интересующий нас аспект этнокультурного воспитания в условиях школьного детского театра на совещаниях и форумах высокого уровня не рассматривался.

Следует отмегить актуальные для нашего исследования работы, посвященные жанру школьного театра в истории отечественной педагогики. Энциклопедистом школьного театра современники называли Н.Н. Бахтина, многочисленные труды которого еще ждут своего исследования Вот только некоторые проблемы, которые волновали его: - роль детского театра в учебном процессе - воспитательное значение школьного театра - специфика школьных спектаклей - репертуар школьного театра -необходимость "строить школы не иначе, как со зрительным залом" [Бахтин1907Л911Д912,1914]

Не менее обширная группа теоретических исследований - педагогическая литература о театральной самодеятельности школьников, которая рассматривается как вспомогательно-иллюстративная по отношению к традиционным учебным предметам (литературе, истории) или как внеурочная самодеятельность.

Один из основателей профессионального педагогического театра для детей знаменитых ТЮЗов А.А, Брянцев писал: «Искусство - средство, воспитание - цель» [Брянцев 1979: 11].

Рассмотрим понятие «школьного театра» и проследим историю его развития в России с точки зрения присутствия в нем этнокультурного компонента. Под понятием «школьный театр» мы подразумеваем театр, в котором играют и занимаются ученики данной школы на специальных уроках или во внеурочное время, под руководством учителей школы (преподавателей литературы, истории или других предметов) или специалиста в области театра (актера, режиссера, театрального педагога и т.п.); спектакли или представления которого, показываются зрителю (учащимся, педагогам, родителям) в стенах школы.

Структура и содержание деятельности школьного театра с этнокультурным компонентом

На основании проведенного теоретического анализа понятий и связанных с ними проблем, лежащих в основе этнокультурного воспитания, а также, опираясь на имеющиеся исследования в области психолого-педагогического знания о роли театральной деятельности в процессе развития, обучения и воспитания детей, нами была разработана структурно-содержательная модель школьного театра с этнокультурным компонентом.

Под школьным театром мы понимаем объединение детей, посещающих уроки театра в образовательном учреждении как предмет дополнительного образования.

Работа по теоретическому моделированию этнокультурного воспитания в школьном театре осуществлялась нами в несколько этапов.

На предварительном этапе нами были изучены имеющиеся разработки, авторские программы, методические пособия, рекомендации посвященные теме воспитания средствами театрального искусства.

Лабораторией театра Исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии образования разработаны авторские программы и методические рекомендации «Уроки театра на уроках в начальной школе» и «Уроки театра на уроках в школе» для учащихся 5-9 классов (автор А.ПЕршова), « Театральные занятия для младших школьников» (авторы Т.Г.Пеня, АЛ. Ершова). Эти программы и методические пособия входят в сборник государственных программ общеобразовательных учреждений «ТеатрЛ-11 классы». Представляют интерес программа «Школьный театр кукол» (авторы Ф.З.Файнштейн, Е.А.Плотникова, М.А,Разбаш), факультативный курс «Художественное чтение» (В.М,Букатов), «Час театра» (М.Н.Некрасова) и «Актерская грамота» (А.П.Ершова и В.М.Букатов). Их главная цель - решение задач эстетического воспитания через театральное творчество на школьных уроках и занятиях. По мнению авторов, театральное творчество активизирует интерес детей к искусству театра, всем его видам, развивает фантазию, внимание, память, воображение; улучшает психологическую атмосферу в детском коллективе и школе в целом.

Следует отметить, что проблема этнокультурного воспитания и подбора репертуара в данных программах не рассматривается.

Авторские программы «Я вхожу в мир искусства» Л.Футлика, [Футлик 1995] «Интегрированный предмет «Театр» или воспитание искусством» И.А,Генераловой [Генералова 1997] «Самодеятельный театр кукол» [Файн-штейн 1998] и некоторые другие ставят вопросы воспитания средствами театра и предусматривают не только театральное воспитание на кружковых занятиях, но предлагают введение театральных уроков в школьный курс.

Авторами А.Е.Михайловой и Т.Л. Романовой создано методическое пособие «Былины - детям» [Методическое пособие 1988], которое рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данное пособие представляет интерес для нашего исследования, так как авторы, опираясь на героический эпос, способствуют формированию чувства любви к Родине, показывают героизм и романтику подвига, знакомят детей с бытом эпохи, древней боевой одеждой, оружием и т. д. Однако методические разработки авторов не предназначены для работы в детском театре, хотя предложенный материал может быть использован в процессе этнокультурного воспитания.

Программа творческого и духовного развития детей школьного возраста Г.ВАрцибашевой «Мифологический театр народов мира» - еще одна разработка, опирающаяся на театральное искусство. Программа предполагает прохождение каждым ребенком в процессе обучения всех этапов развития мировой культуры. Па наш взгляд, эта разработка пригодна больше для средней и старшей школы, И.В. Юстус целью своей программы «Мир глазами театра» [Юстус 1996: 20 22] ставит передачу ребенку чувственно-эмоционального опыта взаимодействия с миром. Он определяет следующие задачи: развитие личности ребенка, формирование отношения к искусству как источнику диалога культур, развитие творческого мышления, освоение навыков общения и коллективной работы, но не ставит задачи этнокультурного воспитания.

Интерес для нашего исследования представляет программа «Театральное творчество», предлагаемая Н.И. Йвушкиной, г, Зеленоград [Ивушкина 1996], В ней вместе с задачами творческого развития личности ребенка ставится и задача этнокультурного развития. Материал, на котором строится данная программа, затрагивает пласты дохристианских верований славян.

Па втором этапе моделирования нами был проведен анализ организационно-педагогических возможностей и концептуальных идей, заложенных в основу образовательных программ учреждения, на базе которого проводилась опытно-экспериментальная работа.

Наша авторская программа работы школьного театра была реализована в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад» 1664 «Светлица» г, Москвы. Данное учебное заведение представляет собой новую аксиологическую модель непрерывного образования на основе русской традиционной культуры, В основу проектирования данной образовательной модели была положена идея создания «такой образовательной матрицы, которая должна быть наброшена на всю структуру общества и должна быть превращена в средство развития общества», которая была высказана Ю.В Громыко [Громыко 1996].

В основу концепции непрерывного образования и воспитания заложены идеи и основные положения креативной педагогики, нацеленной на раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства, физической культуры, экологического образования и воспитания личности, а также этнокультурного воспитания.

Концепция создания «аксиологической модели образования» разработана доктором педагогических наук, профессором МГУКИ, Т.И.Баклановом. Данная модель направлена на развитие духовно - нравственного потенциала личности, средствами традиционной русской культуры. Выдвигая идею создания аксиологической модели образования, автор подходит к данной проблеме с точки зрения философского учения о природе духовных и материальных ценностей, их месте в реальности; структуре ценностного мира, связи различных ценностей между собой, социальными, культурными факторами и структурой личности [Бакланова 1994], По ее мнению, в наследовании детьми лучших духовно - нравственных традиций и стереотипов поведения, характерных для русской культуры, заключается основное предназначение современного этнокультурного воспитания. Отсюда вытекает цель данной аксиологической модели - формирование и развитие духовно - нравственной личности на основе и средствами отечественной культуры.

Технологическое обеспечение этнокультурного воспитания средствами театральной деятельности школьников

Разработанная нами структура и содержание школьного театра с этнокультурным компонентом была положена в основу организации и проведения формирующей опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в рамках эксперимента по созданию аксиологической модели непрерывного образования на основе русской традиционной культуры на базе ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1664 САО г. Москвы (директор Мачавариа-ни В.Д.), под руководством доктора педагогических наук, профессора Баклановой Т.И. и кандидата педагогических наук А.В, Нестеренко.

Для достижения поставленной в исследовании цели на этапе формирующего эксперимента нами были выбраны адекватные методы организации детской деятельности.

Нами была выдвинута гипотеза, что методы и технологии, обеспечивающие эффективность этнокультурного воспитания в школьном театре, должны обладать эстетическим потенциалом.

При вычленении понятия «Эстетика» - чувствующая, воспринимающая, на первый план выдвигаются характеристика воспитательных воздействий, которые имеют образно-эмоциональный характер. Показателями эстетизации воспитательного воздействия являются: эмоциональный резонанс, эм-патия, чувственно-образное обобщение, интерес, увлечение. Следует обратить внимание на те приемы, которые, прежде всего, способствуют воспитательному воздействию. Это - одухотворение и очеловечивание ценностно-смыслового отношения к миру, что крайне важно при занятиях театральным искусством.

В данном случае мы опиратись на исследования ЮЛ-Азарова, а также на методические рекомендации Т.Я.Шпикаловой, Л,А,Рапацкой. Общие требования к педагогическому воздействию заключаются, прежде всего, в на линии собственной позиции педагога по отношению и содержанию своего предмета, изложение материала от первого лица, опора на личное восприятие, описание хода своей мысли, поиска решений, приведение ярких примеров и т,д. Особенности художественной деятельности проявляются в анализе духовных и материальных элементов культуры. Согласно установленной типологии, асе предметы, связанные с искусством, относятся к группе предметов с ведущей функцией воспитания, этнокультурного развития, приобщения к нравственным ценностям. Смысл этого приобщения в формировании высших духовных потребностей, нравственных эстетических идеалов, этнокультурных интересов, ценностей, т.е. в направленности на обогащение внутреннего мира ребенка через переживание.

В связи с этим, нами были использованы следующие технологии, обеспечивающие реализацию авторской программы; - Обращение к оригиналу, т.е. к подлинным произведениям искусства или их отображениям (слайды, видеозаписи, репродукции). Показ одновременно должен сопровождаться литературно-музыкальной, художественной или театрализованной композицией. Особенно важен личный пример педагога, его умение владеть словом, используя приемы интонационной, художественной выразительности речи, - Этнохудожестеенная репрезентация, которая позволяет приоб щить ребенка к культуре русского народа на основе освоения ее ду ховных смыслов. Особенностью этого метода является творческий ха рактер этнохудожественной репрезентации, - Реставрация этнографической, художественной информации, по зволяющая воссоздать дух народной культуры, ее образы, ощутить и почувствовать их своеобразие, постараться интерпретировать собственные впечатления, подобрать нужные слова и образы для передачи переживаний и чувств. Богатейший материал для педагога, занимающегося этнокультурным воспитанием детей, представляют художественные произведения писателей Б.Щсргина, Ф.Абрамова, И.Шмелева. К,Ушинского, Л.Толстого и др. Писатели как бы дают подсказку, на которой можно выстроить сценарий урока. Б. Щергин пишет в своем произведении «Изящные мастера»: «Сказка, волшебство творчества заражает, вдохновляет художника» [Щергин 1936], Важно при подборе материала уметь определить его педагогическую ценность, для того, чтобы успешно решать поставленные задачи.

Мотивация детской деятельности - создание проблемной ситуации на занятии, которую ребенок пытается решить в ходе разнообразных видов эт-нохудожественной деятельности. Мы рассматриваем мотивацию как необходимое условие для развития ребенка, его мышления, воображения, активности. Создание проблемной ситуации является условием функционирования продуктивных методов. Постановка проблемы может быть использована в нескольких смыслах: - житейская проблема, преодоление которой очень актуально «для другого» (героя, персонажа); - проблема оказания помощи «другому», требующая использования не только имеющегося у ребенка знаний, опыта и способностей, но включение сказочных, волшебных предметов; - учебная (исследовательская) проблема, с которой ребенок сталкивается в ходе занятия, актуальность решения которой вызвана необходимостью, проблемной ситуацией, где ребенок должен сравнить, выяснить, уточнить, т.е. найти ответ. - Педагогическая драматизагщя, предполагающая организацию эт-нохудожественного процесса на основе игровых методов, синтезируемых на основе сказочного действия. Игра как метод направлена на достижение идей и задач этнокультурного развития ребенка в процессе художественно-творческих видов детской деятельности. Применяемые игры должны иметь художественно-образное начало и в их основе должны лежать лучшие традиции отечественной культуры, К таким играм можно отнести народные сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с движениями, игры с правилами и др.

Наиболее эффективны в работе с детьми игры-путешествия как особое средство передачи знаний о культуре русского народа. В основе этих игр лежит художественно-творческая деятельность, позволяющая ребенку самому находить пути решения многих проблем, возникающих в процессе путешествия.

Похожие диссертации на Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности