Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ С МНОГО
НАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ 13
1.1 . Этнокультурологический и психолого-педагогический аспек -ты включения материалов народной педагогики в учебный процесс 15
1.2.Лингвистические предпосылки обучения чувашской речи в школах с многонациональным составом учащихся 29
Выводы 54
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ В ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ : 56
2.1. Общепедагогические основы формирования у учащихся навыков разговорной речи на уроках чувашского языка с использованием элементов этнопедагогики 58
2.2. Анализ программ и учебников по чувашскому языку с целью выявления возможностей использования в них элементов этнопедагогики 62
2.3. Уровень владения учащимися видами речевой деятельности на чувашском языке 84
Выводы 100
ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ НАРОДНОЙ ПЕДА ГОГИКИ 105
3.1 Яковлевские традиции и современные тенденции в использовании элементов народной педагогики в методических целях 106
3.2 Опытно - экспериментальное обоснование эффективности упражнений по чувашскому языку в I - III классах русскоязычных школ, разработанных на основе малых жанров устного народного творчества и речевого этикета 118
Выводы 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Этнокультурологический и психолого-педагогический аспек -ты включения материалов народной педагогики в учебный процесс
- Общепедагогические основы формирования у учащихся навыков разговорной речи на уроках чувашского языка с использованием элементов этнопедагогики
- Яковлевские традиции и современные тенденции в использовании элементов народной педагогики в методических целях
Введение к работе
Коренные изменения в жизни нашего общества приводят в современных условиях к необходимости преобразования содержания и методов школьного обучения и воспитания. В связи с ростом национального самосознания народов Российской Федерации на первый план выдвигается важнейшая проблема равноправного развития их языков и обучения в разнотипных учебных заведениях. Актуальность данной проблемы обусловлена и принятием Закона « О языках народов РСФСР», который призван способствовать возрастанию национально- культурного потенциала каждого народа России, в том числе и чувашского. 27 октября 1990 года был принят Закон «О языках в Чувашской Республике». Он направлен на создание необходимых условий для расширения сферы употребления языка коренного населения республики, на придание чувашскому языку статуса государственного , что, конечно, не затрагивает конституционных прав граждан иных национальностей Чувашии пользоваться русским и другими языками, а способствует дальнейшему укреплению их дружбы и взаимопонимания (247). Придание чувашскому языку, наряду с русским, статуса государственного оказалось большим стимулом для повышения его престижа, социальной значимости, активизации его как средства общения и неотъемлемого элемента духовной культуры народа, для его всестороннего развития и научного изучения. Благодаря именно этому Закону стало возможным введение в русских школах нового учебного предмета «Чувашское слово». Обязательное изучение в школах республики двух государственных языков - чувашского и русского - побудило учителей-словесников и методистов к поискам новых путей и способов улучшения качества обучения этим языкам в условиях многоязычия.
Уже накоплен определенный опыт разработки методики обучения чувашскому языку в школах с многонациональном составом учащихся. 10 февраля 1998 года коллегия Министерства образования Чувашской
Республики на своем расширенном заседании рассмотрела проекты республиканских компонентов государственных образовательных стандартов по ряду предметов. В решении коллегии, в частности, отмечается, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в общеобразовательных учреждениях должны быть введены государственные образовательные стандарты, включающие как федеральные, так и национально - региональные (республиканские) компоненты. Федеральные компоненты, естественно, разрабатываются федеральными органами государственной власти. Республиканские же компоненты, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, устанавливаются государственными органами республики.
Национально-региональный компонент, на наш взгляд, должен исходить из народной педагогики, формироваться на народных традициях. Народные педагоги во все времена принимали во внимание именно воспитательные и образовательные возможности житейских советов старших детям и молодежи. Жизнь показывает, что, например, деградация личности приводит к нарушению генной информации человека, к потере родного языка (некоторые из чувашских семей своим родным языком считают русский язык, на котором они общаются в повседневной жизни), к отрыву от народной жизненной мудрости, к отходу от национальной культуры. Сложившаяся тенденция отрыва молодого поколения от культуры и языка своего народа, от его традиционного образа жизни привела к нивелированию самобытности народов, к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно -этических понятий. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни по современным моральным нормам возможна только благодаря активизации нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики. Проводимые в настоящее время реформы школы призваны возродить прежде всего народную педагогику, которая необходима для приумножения духовно - нравственного потенциала народа. Подражание предкам, поиск новых способов осуществления их чаяний и мечтаний требуют усовершенствования форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий развития общества.
При этом, естественно, надо использовать достижения мировой и отечественной теории образования и воспитания. Родоначальник дидактики, «отец педагогической науки», Я.А.Коменский глубоко верил в педагогическую эффективность народных воспитательных средств: сказок, загадок, пословиц, поговорок, песен, обрядов, праздников. В отличие от Я.А.Коменского, поставившего целью научить «всех всему», И.Г.Песталоцци стремился сообразовать обучение с естественным процессом развития личности. Его последователь Ф.А.Дистервег разработал и обосновал идею о необходимости воспитания и преобразования народа согласно принципу природосообразности. В своей практической и теоретической деятельности он опирался на главные принципы общечеловеческого воспитания. И.Ф.Гербарт своим произведением «Исследование и научная разработка идеи Песталоцци об азбуке созерцания» создал «эпоху педагогики», утверждая, что педагогика - наука о воспитании- нужна как «глаза», она позволяет отчетливо видеть, что именно делать в воспитании подрастающего поколения. Педагогика имеет дело с человеческим родом, который находится в постоянном изменении, и его предназначение - вечное развитие. Велика заслуга К.Д.Ушинского, основоположника научной педагогики и народной школы в России. Он понимал педагогику как теорию всеобъемлющего, высокого и самого необходимого «искусства». Он считал, что родной язык есть лучшее орудие передачи от одного поколения к другому мыслей, чувств, жизненного опыта людей.
Кардинальные проблемы этнопедагогики, особенности современного функционирования ее как феномена демократии и гуманизма в сфере образования и воспитания разработаны академиком Г. Н. Волковым. Он глубоко и всесторонне раскрыл значимость этнопедагогического потенциала чувашского народа в формировании интеллектуальных и нравственных качеств личности учащегося в современной воспитательной практике. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики к воспитанию подрастающего поколения освещены в работах его последователей (В.А.Афанасьев, И.Б Битиева, А.Л. Бугаева, И.Н. Булакова, В.Г. Егоров, А. И. Ефимов, Е. В. Васильев, В.А.Иванов, Д. Е. Иванов, В.Н.Иванов, С.М.Иванов, Т.К.Искаков, Ш. А. Мирзаев, З.Г.Нигматов, Г.А.Никитин, К.П.Овчинникова, Т.Н.Петрова, Э.И.Сокольникова, М. И. Стельмахович^ -Я. -ЛІ. _ Ханбиков, М. Г. Харитонов, И.А.Шоров и др.). Исследования этих авторов являются принципиальным подспорьем в разработке педагогических основ обучения второму языку в условиях многоязычия.
Ценными являются работы И.А.Андреева, В.И.Игнатьевой, Н.Н.Черновой, посвященные становлению и развитию методики обучения чувашскому языку в русских школах.
В настоящее время особенно актуальной представляется разработка содержания и системы обучения чувашскому языку в школах с многонациональным составом учащихся. Это важно тем более, что в русскоязычных школах учителя начальных классов остро нуждаются в дидактических материалах, составленных на основе материала этнопедагогики с учетом разноуровневого владения детьми чувашским языком.
В русскоязычных школах можно выделить условно несколько групп учащихся: 1) владеющие чувашским языком в устной форме; 2)понимающие чувашскую речь и способные на бытовом уровне ответить несколькими словами на отдельные вопросы; 3) понимающие чувашский язык, но не умеющие говорить на нем; 4) не понимающие чувашскую речь, но слышащие ее в устах своих родителей, дедушек и бабушек или носителей данного языка; 5) не знающие чувашского языка и занимающиеся им только в урочное время.
Каждая из этих групп учащихся нуждается, на наш взгляд, в ином подходе. Для всех этих групп учащихся очень важным является воспитание в них интереса к изучаемому языку. Опыт показывает, что этот интерес лучше всего формируется, когда в учебный процесс вводятся элементы этнопедагогики и умело используются на уроках произведения устного народного творчества.
Однако еще недостаточно разработаны вопросы использования элементов народной педагогики, в частности, малых жанров фольклора, в обучении иноязычной речи. Налицо противоречие между возможностями использования элементов этнопедагогики как средства повышения учебной мотивации, развития речемыслительной деятельности учащихся, воспитания у них нравственных качеств и слабой реализацией этих возможностей при формировании навыков разговорной речи в I - III классах русскоязычных школ. С учетом этого противоречия и была сформулирована проблема исследования: каковы пути и способы введения в учебный процесс элементов народной педагогики, содействующие успешному развитию у учащихся навыков разговорной речи?
Объектом исследования послужила совокупность лингводидактических и педагогических явлений, связанных с овладением школьниками всеми видами речевой деятельности на уроках чувашского языка в начальных классах.
Предметом исследования - процесс формирования и совершенствования у учащихся I - III классов навыков чувашской разговорной речи в условиях применения в учебном процессе элементов народной педагогики.
Цель исследования - разработка системы обучения чувашскому языку в начальных классах русскоязычных школ с использованием материалов этнопедагогики в условиях активного двуязычия.
Исходя из поставленной цели исследования была выдвинута следующая гипотеза: выработка и совершенствование у учащихся I - III классов русскоязычных школ навыков чувашской разговорной речи будут более успешными, если обеспечивается: формирование у детей внутренних мотивов учебной деятельности при изучении государственного языка республики - чувашского с использованием на уроках чувашского языка элементов этнопедагогики; творческое использование педагогического наследия И.Я.Яковлева и новых подходов к обучению двуязычию в современной школе с применением малых жанров фольклора; - применение системы упражнений, составленных с учетом особенностей взаимодействия контактирующих в учебном процессе языков и материалов народной педагогики.
В соответствии с целью исследования и гипотезой предстояло решить следующие задачи: -разработать и научно обосновать лингводидактические, этнокультурологические, психолого-педагогические предпосылки включения материалов народной педагогики в учебный процесс; определить общепедагогические основы формирования у учащихся навыков разговорной речи на уроках чувашского языка с использованием элементов этнопедагогики; проанализировать действующие учебные программы и пособия по чувашскому языку с точки зрения использования в них элементов этнопедагогики; - выявить уровень обученности учащихся начальных классов русскоязычных школ видам речевой деятельности на чувашском языке; - разработать и экспериментально проверить эффективность лингводидактической системы обучения второму языку с использованием малых жанров устного народного творчества и речевого этикета в условиях активного двуязычия.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения лингвистов, психологов, дидактов и методистов о соотнесенности содержания и методов обучения второму языку с речевой деятельностью учащихся в условиях билингвизма; труды ученых по проблемам этнической педагогики; структурно-функциональный подход к исследуемым явлениям.
В процессе исследования использовались следующие частные методы:теоретические (изучение психолого-педагогической, лингвистической, этнопедагогической и методической литературы ТїО" теме" "" " исследования, народных традиций воспитания подрастающего поколения; анализ действующих программ и учебно-методических пособий с позиции отражения в них требований к овладению иноязычной речью в условиях многоязычия); - социолингводидактические (изучение степени распространения национально-русского двуязычия в республике, обследование школ с многоязычным составом учащихся, анкетирование учителей -чувашеведов, устные и письменные опросы учащихся, анализ их речевых произведений); методы статистической обработки данных опытно экспериментальной работы; - педагогический эксперимент: а) констатирующий - для выявления уровня владения учащимися умением строить предложения в устной форме; б) разведывательный и обучающий - с целью проверки доступности учащимся предлагаемых дидактических материалов в обучении разговорной речи; в) контрольный - в целях определения эффективности разработанной автором методической системы обучения чувашскому языку с использованием элементов народной педагогики.
Опытно - экспериментальная работа проводилась в начальных классах Кугесьской средней общеобразовательной школы №2 (поселок Кугеси -райцентр Чебоксарского района), в средних общеобразовательных школах №№ 24, 30 города Чебоксары, в которых по приказу № 47 Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики от 31 января 1995 года были созданы экспериментальные площадки. Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап П 991 - 1993 гг.) - анализ педагогической, психологической, лингвометодической литературы по теме диссертации, оформление, уточнение и обоснование гипотезы, определение основных направленийисследования.
Второй этап П993 -1996 гг.) - опытно - экспериментальная проверка разработанной автором системы обучения чувашскому языку с использованием данных этнопедагогики, корректировка концептуальных положений диссертационного исследования.
Третий этап (1996 - 1999 гг.) - завершение опытно - экспериментальной работы, анализ и обобщение ее результатов, внедрение результатов исследования в практику школьного обучения, литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования выражаются в том, что в нем разработаны и научно обоснованы лингводидактические, этнокультурологические, психолого-педагогические основы включения материалов народной педагогики в учебный процесс; решены основные вопросы первоначального обучения русскоязычных детей чувашской устной разговорной речи с опорой на достижения современной лингводидактики и этнопедагогики; дается теоретико - экспериментальное обоснование дифференцированного подхода в обучении второму языку и учащихся, которые владеют им в разной степени; разработана система коммуникативных упражнений, построенных с использованием материалов устного народного творчества и стимулирующих детей к активному усвоению словарного минимума и необходимых грамматических форм и конструкций изучаемого языка.
Практическая значимость исследования заключается в создании научно-методических рекомендаций по эффективному использованию элементов народной педагогики в преподавании чувашского языка в русскоязычных школах, в разработке системы упражнений по развитию монологической и диалогической речи учащихся I - III классов, которая может найти применение при составлении для них учебных пособий и дидактических материалов с учетом национально - региональных компонентов образования.
Достоверность и обоснованность концептуальных положений и выводов работы обеспечиваются использованием взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, возможностью сопоставления полученных результатов с массовым педагогическим опытом, введением их в практику школьного обучения. Автор работал учителем чувашского языка в общеобразовательных средних школах №№ 31, 34, 16 г. Чебоксары, является старшим преподавателем кафедры чувашского языка и литературы Чувашского республиканского института образования, систематически читает лекции, проводит практические занятия, семинары на курсах повышения квалификации учителей - словесников.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях, проводимых в ЧГПИ имени И.Я.Яковлева (1991 -1995 гг.), в ЧРИО (1994 - 1999 гг.), РИПКРНО Самарской и Ульяновской областей. Материалы этнопедагогики, использованные диссертанткой в ее опытно - экспериментальной работе, включены в учебно - методическое пособие для детских дошкольных учреждений «Поиграем вместе» (Чебоксары: Чувашское кн.изд-во, 1992. 136 с), в книги для дополнительного хрестоматийного чтения «Шевле» («Зарница») для второго класса (Чебоксары: Чувашское кн.изд-во 1994. 255 с.) и «Хёлхем» («Искорка») для третьего класса (Чебоксары: Чувашское кн.изд-во, 1996. 206 с), которые успешно используются не только в чувашских национальных школах, но и в русскоязычных. На защиту выносятся:
Научно обоснованная концепция обучения чувашскому языку в 1-ІЙ классах русскоязычных школ с применением элементов народной педагогики на основе творческого использования яковлевских традиций и достижений современной лингводидактики. _ .,...„,
Этнокультурологические и психолого-педагогические аспекты включения материалов этнопедагогики как одного из основных национально-региональных компонентов образования.
Научно-методические рекомендации по совершенствованию содержания учебной дисциплины путем органического включения в него малых жанров фольклора, способствующих приобщению детей к истокам народного творчества, эстетическим и нравственным традициям этноса и овладению богатством и красотой изучаемого национального языка.
4.Система упражнений, построенных на материалах устного народного творчества (мифов, легенд, сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, считалок и др.), отличающихся глубиной содержания, отточенностью и изяществом языкового оформления.
Общая проблематика и конкретные задачи исследования определили объем , содержание и структуру работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Этнокультурологический и психолого-педагогический аспек -ты включения материалов народной педагогики в учебный процесс
Вынесенные в заглавие данного раздела термины нуждаются в определенном разъяснении. Как известно, понятие "лингвокультурное взаимодействие" охватывает широкий круг явлений, возникающих в ситуации контакта языков и соответствующих культур. Взаимодействие языков и культур является объектом исследования таких наук, как лингвистика, психология, социология, а также смежных с ними научных дисциплин: социолингвистики, психолингвистики, этнопсихолингвистики. Исследование лингвокультурного взаимодействия - важнейшее звено в решении лингвометодических задач, в частности, проблем создания учебников по второму языку. Однако приходится с сожалением констатировать, что состыковка указанных выше научных дисциплин с методикой обучения неродному языку до сих пор остается одной из нерешенных проблем лингводидактики.
Прежде чем рассматривать вопрос о связи языка и культуры, очевидно, необходимо отметить, какой смысл вкладывается нами в самое понятие "культура". Дело в том, что ученые, занимающиеся проблемой отношения языка к культуре, порой исходят из разного понимания последней, что не может не сказаться и на их выводах. Так, Е..М.Верещагин и В.Г.Костомаров, рассматривая различные мнения философов, историков и психологов о культуре, резюмируют: «Культура как общественное явление - это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и накапливаемых определенной общностью людей. Культура - это продукт социальной-активности человеческих коллективов; она- имеет исторический— генезис и, наконец, играет определенную роль в становлении отдельной человеческой личности» (71, с.35).
Бесспорно, одним из слагаемых культуры народа является язык, причем в семантике каждого языка находят отражение как универсальные компоненты общечеловеческой культуры, так и особенности культуры конкретного народа.
Не ставя перед собою задачу рассмотрения социолингвистической теории во всем ее объеме, остановимся лишь на некоторых вопросах взаимоотношений языка и культуры применительно к характеру нашего исследования. Современная лингвистика, сознавая важность этой проблемы, рассматривает ее не только в филологическом, но и в лингвометодическом аспекте, продолжая традиции великих педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, И.Я Яковлева.
Я.А.Коменский указывал на необходимость изучения языков в тесной взаимосвязи с освоением «мира вещей». О значимости изучения языка для постижения духовной культуры и истории народа говорил К.Д.Ушинский: «Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа-усвоить его язык» (311, с.254). Он подчеркивал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов» (311, с. 257).
Общепедагогические основы формирования у учащихся навыков разговорной речи на уроках чувашского языка с использованием элементов этнопедагогики
Как известно, под обучением подразумевается специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков, формирование у них необходимых нравственных качеств. В дидактике, да и в частных методиках существует разное толкование таких понятий, как знание, умение и навыки. Мы придерживаемся той точки зрения на них, которая изложена И.П.Подласым в его «Педагогике»: «Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения»(243, с. 96).
Вооружение детей знаниями, умениями и навыками - это основной смысл образовательной функции.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знанийу-выражающаяся в, сознательном одорировании ими, JJ способности мобилизовать прежние знания Для получения новых важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Говоря о воспитании у учащихся нравственно - этических качеств, следует особо подчеркнуть необходимость личностно - деятельностного подхода, при котором формируются у школьников познавательно - коммуникативная активность, обеспечивается внутренняя мотивированность обучения. Сказанное существенно для обучения русских учащихся чувашскому языку, так как оно должно строиться с учетом их интересов и наклонностей.
Психолого - педагогические проблемы дифференцированного обучения второму языку и развития их речемыслительных способностей нужно решать с опорой на теорию речевой деятельности, разработанной Л.С.Выготским, Н.И.Жинкиным, И.А.Зимней, А.А.Леонтьвым, Л.С.Рубенштейном и др. Из этой теории нужно взять на вооружение прежде всего мысль об исключительной важности в порождении речевого высказывания мотивационно - побудительной его стороны. Учащихся необходимо обучать не только умению строить правильные фразы, но и тому, чтобы содержание этих фраз привлекало внимание класса, для чего и следует по возможности шире привлекать краеведческий материал и произведения устного народного творчества, помогающие школьникам лучше усвоить культуру народа, давшего название данной республике.
В школах с многонациональным составом учащихся на уроках чувашского языка целенаправленно формируются нормы и эталоны речевого об-- щения, - учащимся прививаются навыки_ межличностной jcoMMyникации. Речевое поведение носителей того или иного языка имеет национальную специфику, формируемую социально - историческим опытом этноса его обычаями, традициями, этикетом.
Яковлевские традиции и современные тенденции в использовании элементов народной педагогики в методических целях
У каждого народа есть свои духовные лидеры, духовные отцы, определяющие национальную идею. Таким был для нас великий просветитель и гуманист, сумевший благодаря своему гению и титаническому труду обобщить все то ценное, что создано человечеством в области образования и воспитания подрастающего поколения, и воплотить в жизнь чаяния родного народа, опираясь на концептуальные положения разработанной НтИ-Ильминеким-сйстемы-просвещения народов Поволжья.,..._. ,= Н.И.Ильминский считал, что «воодушевление мысли и веры передается лишь на родном языке - на языке, красота которого легка и желанна». Он писал: «Родной язык составляет сущность духовной природы человека и народа и самое сильное средство к перевоспитанию и образованию. Только родной язык может успешно и основательно, а не поверхностно двинуть народ как массу по христианскому пути. Напротив того чужой язык никогда не в состоянии сделать христианство общенародным достоянием целого населения» (151, с. 13).
Разрабатывая методику обучения чувашскому языку как родному и неродному, а также русскому языку в национальной аудитории, И.Я.Яковлев опирался и на научные изыскания своих современников Н.И.Золотницкого, В.К.Магницкого, Н.В.Никольского, Н.И.Ашмарина и др. Так как педагогическое наследие И.ЯЛковлева нашло полное и глубокое освещение в трудах Г.НВолкова, Н.Г.Краснова, Г.А.Анисимова, Е.В.Васильева, М.К.Енисеева, В.Н.Иванова, С.М.Иванова, А.Я.Медведевой, З.Ф.Мышкина, Г.А.Никитина, И.В.Павлова, Т.Н.Петровой и др., мы неставим задачу обстоятельного анализа многочисленных работ Ивана Яковлевича. Нашей целью является осмысление лингвометодического наследия И.Я.Яковлева с точки зрения использования в обучении чувашскому языку как второму элементов этнопедагогики. Мы согласны с мнением Г.С.Сидорова о том, что духовное богатство народа теснейшим образом связано с народной педагогикой, нравственными проповедями и духовными заповедями, так что «этнопедагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа» (278, с.З).
Несомненным достоинством трудов И.Я.Яковлева является то, что он, будучи псамполиглотом-и разносторонним исследователем ж культуры и языка чувашского народа, решал важнейшие проблемы обучения и воспитания соплеменников в широком контексте мировой и отечественной культуры. И.Я.Яковлев не только создал чувашскую письменность, но написал по составленному им новому алфавиту первую книгу для школьного чтения - «Букварь для чуваш» (1872), который переиздавался затем более двадцати раз. Это была умно задуманная книга воспитания учащихся, прекрасная хрестоматия фольклора и зарождавшейся чувашской литературы.