Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 11
1.1. Философские идеи креативности 11
1.2. Психолого-педагогические основы креативности 18
1.3. Креативность как процесс и результат творческой зрелости личности... 35
1.4. Значение дисциплин художественно-эстетического цикла в развитии креативности учащихся 42
Выводы по главе I 53
ГЛАВА 2. КУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 56
2.1. Цель, задачи, основные положения курса художественной культуры 56
2.2. Содержание курса художественной культуры 65
2.3. Технология развития креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры 89
2.4. Обобщение опыта развития креативности младших школьников 112
Выводы по главе 2 125
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 126
3.1. Характеристика выборочной совокупности и методы исследования 126
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию креативности младших школьников 132
Выводы по главе 3 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
ЛИТЕРАТУРА 190
- Философские идеи креативности
- Цель, задачи, основные положения курса художественной культуры
- Характеристика выборочной совокупности и методы исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. В сложные социально-экономические периоды развития общества особую остроту приобретает социальный заказ на креативную личность, способную вывести общество на новый диалектический этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования в нашей стране должна стать активизация творческого потенциала школьника, создание условий для развития креативности каждой личности.
Отличительную особенность креативного направления в образовании мы видим в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний и продуктивное их использование в процессе самоактуализации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблема развития креативности учащихся, в частности их творческого мышления, затрагивается широким кругом исследователей: Л.М.Евдокимовой, Е.М.Зятниной, И.В.Казуниной, Н.В.Кочелаевой, Е.ВЛеоновой, Р.И.Малафеевым, Т.В.Орловой, Н.М.Пручкиной, Е.В.Рыжовой и др. Эту проблему они пытаются решить средствами математики, химии, физики.
Важнейшим средством развития креативности школьников является художественно-эстетическое образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.
Философско-методологический аспект художественно-эстетического образования нашел отражение в научных трудах Д.Н.Джола, М.С.Кагана, П.И.Пастухова, В.Н.Разова, Г.Ширматова, а также в работах психологов Л.В.Благонадежиной, А.Б.Ительсона, В.Н.Мясищева, Н.А.Менчинской, Д.Н.Овсянико-Куликовского.
Из теоретических исследований в области художественно-эстетического образования младших школьников остаются и по сей день интересными взгляды А.В.Бакушинского, Б.Т.Лихачева и М.М.Рубинштейна.
За творческое развитие учащихся на уроках искусства выступали В.В.Алексеева, Ю.Б.Алиев, С.А.Герасимов, Д.Б.Кабалевский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, С.В.Михалков, Б.М.Неменский, СВ. Образцов, Л.М. Предтечей екая, Т.Я. Шпикалова, В.С.Щербаков и др.
Однако анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что проблема развития креативности учащихся начальных классов средствами художественной культуры оказалась мало изученной. Данное обстоятельство делает ее актуальной с точки зрения потребностей педагогической науки и практики.
Концепция художественного образования в Российской Федерации (2002г.) предлагает сформировать на государственном уровне отношение к художественно-эстетическому образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества. Внедрение концепции предполагает:
-непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования;
-усиление роли образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;
-издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, художественной культуре.
В связи с реализацией креативного направления в образовании и осуществлением концепции художественного образования нами разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», предназначенный для младших школьников. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников».
Объект исследования - процесс изучения художественной культуры в начальной школе.
Предмет исследования — изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность курса художественной культуры в развитии креативности младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие креативности младших школьников возможно, если:
-целенаправленно развивать невербальное и вербальное творческое мышление младших школьников средствами художественной культуры;
-происходит прирост по показателям невербального и вербального творческого мышления;
-увеличивается количество видов художественно-творческой деятельности.
Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:
Выяснить сущность креативности и дать ее характеристику на основе концепции триединства креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности.
Теоретически обосновать предлагаемый курс художественной культуры, направленный на развитие креативности младших школьников.
Разработать технологию развития креативности учащихся в условиях изучения художественной культуры.
Выявить динамику развития креативности младших школьников по показателям невербального и вербального творческого мышления.
Экспериментально проверить эффективность курса художественной культуры в развитии креативности младших школьников.
Методологической основой исследования служат философские положения о сущности творчества, методологические подходы: системный, синергетический, аксиологический, культурологический, личностный, деятельностный.
Теоретическая основа исследования: концепция художественного образования в Российской Федерации; концепция триединства креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности, концепция синтеза искусств; теоретические исследования в области художественно-эстетического образования.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, акмеологической и научно-методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; анализ продуктов деятельности учащихся; тестирование; статистические методы обработки данных; обобщение опыта развития креативности учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключаются в теоретическом обосновании курса художественной культуры, направленного на самовыражение младших школьников, самореализацию внутреннего потенциала личности.
Научная новизна исследования:
-Разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», ориентированный на развитие креативности младших школьников. Определены условия для его реализации.
-Создано пособие для учащихся «Природа в зеркале искусства», пособие для учителя "Изучение природы средствами искусства";
-Разработана и экспериментально проверена технология развития креативности учащихся средствами художественной культуры.
-Исследование позволило проследить динамику развития креативности младших школьников:
а) значимые изменения произошли в невербальном творческом мышлении (р < 0,01). Наибольший прирост выявлен по показателю
8 разработанность, средний - по оригинальности и беглости, минимальный -по гибкости.
б) произошли существенные сдвиги вербального творческого мышления по показателям беглость, оригинальность и гибкость (р < 0,01).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования развития креативности учащихся средствами художественной культуры могут быть использованы при организации процесса обучения младших школьников, в профессиональной подготовке и осуществлении деятельности учителей.
База исследования. Исследование проводилось на базе школ №4, №7,№8 и гимназии №1 г. Шуи Ивановской области.
Этапы исследования.
На первом этапе (1997-1998 гг.) анализировались существующие проблемы в образовании и выявлялись пути его совершенствования. Осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась философская, психологическая, педагогическая, акмеологическая и научно-методическая литература.
На втором этапе (1999-2000 гг.) были определены объект, предмет, цель, основные задачи исследования. На этом этапе внедрена на базе школы № 4 г. Шуи и проанализирована модель развития креативности младших школьников средствами художественной культуры. Были определены пути корректировки форм, методов, средств обучения, внесены изменения в систему художественно-творческих заданий.
На третьем этапе (2001-2002 г. г.) проведен педагогический эксперимент по развитию креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры на базе школ № 4,7,8 и гимназии № 1 г. Шуи, На этом этапе было выполнено тестирование младших школьников, проведена обработка созданной базы данных. Подводились итоги, формулировались выводы по результатам эксперимента.
На четвертом этапе (2002-2003 г.г.) происходило обобщение результатов, оформлялись в законченном виде теоретические и практические выводы.
На защиту выносятся:
l.Kypc художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», направленный на развитие креативности младших школьников и базирующийся на следующих принципах: интегративность; эмоциональное насыщение, живое общение с произведениями искусства; вариативность и свобода выбора; ди алогичность; движение «от успеха к успеху»; единство и взаимосвязь классной, внеклассной и внешкольной деятельности.
2. Модель изучения художественной культуры, в основе которой
лежит художественно-педагогическая драматургия: экспозиция, завязка,
проблема, креативная практика, кульминация, развязка, осознание результата
творческой деятельности, последействие.
3. Технология развития креативности младших школьников
средствами художественной культуры.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены междисциплинарным подходом к изучению предмета исследования, соответствием методов исследования его цели и задачам, статистической значимостью полученных опытно-экспериментальных данных, диагностических срезов, воспроизводимостью результатов.
Внедрение результатов исследования', материалы исследования были внедрены в практику работы школ № 4,7,8 и гимназии К» 1 г, Шуи Ивановской области. Результаты исследования использованы в работе общеобразовательных учреждений г. Иваново, в частности - средней школы № 8, лицея № 21; на семинарах и курсах учителей начальных классов и мировой художественной культуры на базе Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на международных научных конференциях «Молодая наука - XXI веку» (Иваново, 2001) и «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2001), научной конференции «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2002), научной конференции «Культура: тексты и контексты» (Иваново, 2002), II международной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002), в пособии «Изучение природы средствами искусства» (Иваново, 2002), в сборнике трудов студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей «Здоровье, образ жизни и образование» (Шуя, 2003).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 240 страницах машинописного текста, включая 12 таблиц, 18 рисунков и 16 приложений. Список литературы включает 193 источника, в том числе 10 на иностранном языке.
1!
Философские идеи креативности
Исходя из трехмерности трактовки креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности, считаем необходимым рассмотреть следующие понятия: личность, процесс, развитие, результат.
В философии личность трактуется как человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически сложившихся конкретных видов деятельности и общественных отношений. Прогресс (от лат. processus - происхождение, продвижение) трактуется как закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Развитие — это направленное, необратимое, закономерное изменение личности или объекта. Результат деятельности понимается как реально или идеально преобразованный продукт деятельности [36, с. 102].
На наш взгляд, важным в философии является трактовка творчества.
Творчество- понятие широкое: все, что вызывает переход из небытия в бытие является творчеством, поэтому создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами [124].
Творить, в понимании Аристотеля — это создавать то, чего ранее не существовало. Аристотель связывал движение с энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса [12].
Согласно христианскому вероучению Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Бог сотворил мир из «ничего», сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Поддерживание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие.
Эта мысль получила развитие в эпоху Возрождения, представители которой признавали Бога первотворцом мира и человека. Однако, сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу. Важным элементом мировоззрения людей эпохи Возрождения является культ творческой деятельности. В ходе ее человек создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В философии появляется идея прометеизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога.
А.Н. Уайтхед считает творчество высшим началом мира. По его мнению, творчество - это наиболее универсальная из универсальных сущностей, характеризующая конечную природу факта. Для нас важно утверждение А.Н. Уайтхеда, что творчество - это принцип новизны [191, с. 27].
Справедлива точка зрения А. Бергсона, что жизнь - это непрерывное творческое становление. В книге А. Бергсона «Творческая эволюция» мир предстает как единый, непрерывный и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления [15].
Н.А. Бердяев в работе «Смысл творчества» пишет, что цель творчества состоит в поисках смысла, который находится за пределами мировой данности [16]. По мнению Н.А. Бердяева, смысл - это ценность и потому ценностно окрашено всякое творческое стремление. Творчество создает особый мир, оно продолжает творение и тем самым человек уподобляется Богу. Н.А. Бердяев называет творчество объективацией, объективируется способность творения.
Н.А. Бердяев обосновывает созидательную позицию творческой личности: «Творчество по природе своей гениально. И человек, как творец, сотворен гениальным существом. Гениальность человека отображает в нем образ Бога-Творца» [18]. Новый человек может быть только творческим человеком и поэтому обращенным к грядущему, к небывшему. Это и есть ответ на Божий призыв [17].
По мнению русского философа В. Соловьева, человек есть высшая ступень творения. Возрождение мира, с его точки зрения, совершается Богом в сочетании с человеком, точно выражавшим Божественную идею человечности. По В. Соловьеву, с помощью Софии, мудрости в человеческом начале, человек может приблизиться к божественному началу, чтобы вместе с Богом преобразовать мир. В центре поисков В. Соловьева было стремление сделать жизнь каждого человека на Земле духовно выше, осмысленнее, лучше, как бы ближе к божественному началу. Вся его философская система -обоснование пути к вершинам [149].
Известно, что философия опирается на такое учение, как аксиология. Аксиология (от греч. axia — ценность, loqos - учение) основывается на философском исследовании природы ценностей.
Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, В. Франкл называет «созидательными», а ценности, реализуемые в переживаниях - «ценностями переживания». «Ценности переживания» проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира — например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства [166].
Цель, задачи, основные положения курса художественной культуры
Общество требует совершенствования системы образования сообразно насущным задачам общественного развития. В настоящее время меняются цели образования - от цели дать ученику сумму знаний, умений, навыков школа переходит к цели воспитать и развить целостную личность, активизировать творческий потенциал школьника, создать условия для развития креативности каждой личности. Знания, умения и навыки из цели превращаются в необходимое средство на пути к цели.
В связи с изменением цели образования возрос интерес к художественной культуре. Укрепилось понимание того, что становление творческой личности невозможно без приобщения ее к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом культурного развития человечества. Внимание к художественной культуре лежит в русле важнейшей тенденции современного образования - его гуманизации.
В 1987 году решением Коллегии МП РСФСР в учебный план общеобразовательной школы включен предмет «Мировая художественная культура», который не имеет аналогов в мировой практике. Новый предмет предоставляет учащимся возможность развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
В настоящее время государственная программа по художественной культуре разработана для учащихся среднего и старшего звена. Однако для реализации цели непрерывного художественного образования и развития учащихся в условиях изучения предмета «Мировая художественная культура», возникает необходимость изучения художественной культуры с первого класса. Одной из попыток решения общегосударственной задачи гармоничного развития школьников, становления человека-творца является разработанная нами программа «Гармония» по художественной культуре для учащихся 1-4 классов, подробно с которой программой можно познакомиться в статьях «МХК в школе - это роскошь или необходимость» [45], «Программа «Гармония» для учащихся начальной школы» [46].
В нашей работе мы не ставили задачу исследования эффективности процесса изучения художественной культуры во всех начальных классах. Мы анализируем курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», предназначенный для учащихся второго класса. Основой курса является опора на национально-культурные особенности, взаимодействие и синтез разных видов искусства, личностно-ориентированную методику художественно-образовательной деятельности, использование разноуровневых заданий.
Цель курса художественной культуры — развитие креативности учащихся, становление личности творца, человека нового мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром и самим собой, гибко ориентирующегося в новой обстановке, нестереотипно мыслящего, умеющего творчески применить любую информацию в любой области деятельности, умеющего ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самооценке и саморазвитию.
Необходимо рассмотреть основные задачи курса художественной культуры. Среди задач выделяем следующие: развивающие:
- развитие младших школьников на основе врожденной готовности к полихудожественному восприятию мира и способности выразить себя в разных видах деятельности;
- развитие креативности учащихся средствами авторской системы художественно-творческих заданий, позволяющих каждому ученику пройти «путь творца»: восприятие окружающего мира и художественных образов — осознание личностно-значимого смысла переживаний, вызванных ими — рождение художественного замысла — поиск средств его воплощения — создание художественного образа в материале — самооценка — оценка результатов другими людьми; воспитывающие:
— воспитание любви к природе, родному краю, Родине;
— воспитание художественной культуры школьника как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности;
обучающие:
- ознакомление с выдающимися произведениями русской художественной культуры;
- активизация имеющегося опыта общения учащихся с искусством и освоение навыков художественного самообразования, самооценки. Следует признать, что постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы притупляют чувственное восприятие, деформируют природный опыт ребенка, что приводит к угасанию креативности.
Характеристика выборочной совокупности и методы исследования
Для реализации цели исследования применялся комплекс научно-исследовательских методов: анализ научной литературы; описание, анализ и обобщение опыта развития креативности младших школьников средствами курса художественной культуры; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных.
Анализ философской, психолого-педагогической, акмеологической и научно-методической литературы применялся для того, чтобы изучить состояние проблемы развития креативности личности. С этой целью были проанализированы монографии, диссертации, авторефераты, учебные программы, учебные и методические пособия, сборники научных статей, материалы научно-практических конференций и периодические издания. Всего было изучено 193 источника.
Описание, анализ и обобщение опыта развития креативности младших школьников в условиях изучения курса художественной культуры. В ходе исследования были выявлены отличия передового опыта от положительного, установлены критерии передового опыта, проанализирован опыт развития креативности младших школьников в условиях изучения курса художественной культуры в соответствии с этими критериями, определен уровень общественной значимости и новизны опыта, обозначен круг учителей, которые могут использовать опыт.
С целью выявления особенностей протекания процесса изучения курса художественной культуры, а также влияния курса на развитие креативности младших школьников был применен метод наблюдения.
По признаку «временной» организации наблюдение велось непрерывно. По типу связи наблюдателя и наблюдаемых наблюдение было включенное. Фиксация хода наблюдаемого процесса осуществлялась в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту, видеосъемок.
Было проведено наблюдение за работой учащихся в центрах активности. План наблюдения включал в себя следующие вопросы:
- В каких центрах активности предпочитают работать учащиеся?
- Задания какого уровня сложности они выбирают?
- Какую форму организации работы предпочитают: индивидуальную или групповую?
- Чем обусловлены предпочтения учащихся?
Результаты наблюдения фиксировались в карте (Приложение 10).
В течение учебного года наблюдали, как постепенно у младших школьников развивалось индивидуальное, творческое понимание искусства, культурное зрительское отношение к нему.
Анализ продуктов деятельности учащихся обеспечил возможность оценки динамики развития креативности младших школьников.
Каждый ученик имеет «портфели» работ двух типов:
- сборный — папка для хранения всех текущих работ ученика,
- демонстрационный («витрина ученика») содержит достижения ученика, его лучшие работы.
В течение учебного года «портфели» пополнялись творческими работами учащихся, которые они выполняли не только на уроке, но и во время внеклассной и внешкольной деятельности.
Всего было проанализировано 196 стихотворений, 398 рисунков, 101 «Дневник эстетических впечатлений».
«Дневники эстетических впечатлений» позволили проследить динамику развития креативности младших школьников, рост их эстетической активности, т.к. в «Дневники» дети записывают свои впечатления от встречи с произведением искусства, свои размышления о нем и о самом себе, о своих ощущениях и чувствах до и после встречи с произведением искусства; записывают собственные сказки, рассказы и стихи, письма героям литературных произведений и их авторам; выполняют рисунки, аппликации.
Литературная творческая продукция младших школьников анализировалась по следующим показателям вербального творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность. Оценивалось также эмоциональное отношение учащихся к тому, что они пишут, употребление эпитетов, сравнений, метафор.
Педагогический эксперимент был проведен с целью исследования эффективности курса художественной культуры в развитии невербального и вербального творческого мышления младших школьников. Экспериментальной базой являлись школы № 4,7,8 г. Шуя и гимназия № 1 г. Шуя, Общий объем выборочной совокупности составил 202 человека. В экспериментальную и контрольную группу вошли по 101 человеку. Обе группы включали по 4 вторых класса. Возраст детей - 7-9 лет. В этом возрасте школьники пол и художественны, полиязычны, т.е. обладают предрасположенностью к восприятию и действию во всех видах искусства, склонны к разным видам художественной деятельности, что обусловлено природной целостностью. К психологическим особенностям учащихся этого возраста мы относим постижение мира через образ; поэтапность в познании мира от чувственного ощущения к эмоции, а от нее к мысли, обозначенной словом; любознательность, творческая активность; особая предрасположенность к творчеству; искренность и непосредственность творчества.