Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Каменева Мария Валерьевна

Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения
<
Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каменева Мария Валерьевна. Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1998 140 c. РГБ ОД, 61:99-13/820-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования.

1. Гуманистическая ориентация школьников как педагогическая проблема 9

2. Дидактические подходы к интеграции школьных дисциплин 27

3. Музыка в интегративной образовательной области искусства 41

Глава II. Экспериментальная методика формирования гуманистической ориентации школьников.

1. Основные подходы к созданию модели курса «Музыка в системе искусств» 59

2. Реализация модели курса «Музыка в системе искусств» через содержание, структуру и методическое обеспечение

2.1 Содержание и структура курса «Музыка в системе искусств».. 78

2.2 Методическое обеспечение интегрированного курса «Музыка в системе искусств» 83

3. Результаты опытно-экспериментальной проверки 100

Заключение 119

Библиографический список используемой литературы 123

Приложение 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На протяжении многих веков традицией русской педагогической школы было глубокое внимание к внутреннему миру человека, к его духовному совершенствованию. Сегодня мы видим обращение к этой традиции на новом витке. В современной школе решение этой задачи органически связано с усилением гуманитарности образования, одним из проявлений которой является последовательная ориентация учащихся на такие гуманистические ценности, как человек, его жизнь, свобода, достоинство, индивидуальность, способность к творчеству, способность и стремление к духовному самосовершенствованию.

Гуманистическое миропонимание формируется, в первую очередь, духовной культурой общества. Мир духовной культуры - это мир человеческих ценностей и субъективных смыслов. Культура переводит человека в другой способ бытия, лежащий вне отдельного человека. Приобщение к культуре означает для человека не только приобщение к лучшим творениям человечества, но и осмысление человека-творца, создание условий для саморефлексии и рождение потребности к творческому применению духовного опыта предыдущих поколений в своём жизненном пути как пути культуротворчества.

Важную роль в приобщении учащихся к духовной культуре могут сыграть предметы эстетического цикла. Однако, наблюдение за массовой практикой и анализ педагогической литературы по проблемам преподавания дисциплин эстетического цикла показало, что эти возможности реализуются лишь частично, так как именно задача формирования средствами искусства гуманистической ориентации школьников оказывается на периферии внимания учителя. Недостаточная эффективность решения этой задачи определяется также тем, что часто преподавание дисциплин эстетического цикла локализовано. Каждый учитель сосредоточен лишь на «своём» виде чи.-- * искусства. Между тем, лишь целенаправленное применение общего аксиологического подхода к различным видам искусства, раскрытие взаимосвязи между ними может создать условия для осмысления учащимися, с одной стороны, уникальности способностей человека к созданию эстетических ценностей, а, с другой стороны, - ощутить, прочувствовать, осознать роль и место искусства в духовной жизни человека и личной значимости.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Интеграция знаний в образовательной области «Искусство» как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения».

Цель исследования: теоретическая разработка и обоснование модели интеграции знаний в образовательной области «Искусство», способствующей становлению гуманистической ориентации школьников.

Задачи исследования: -изучить психолого-педагогические особенности формирования гуманистической ценностной ориентации; -исследовать подходы к интеграции знаний в области искусства, существующие в психолого-педагогической и методической литературе; -выявить педагогические условия формирования познавательно-эстетических интересов школьников; -разработать и научно обосновать курс «Музыка в системе искусств» для 8 класса. -разработать и экспериментально проверить систему методических путей, направленных на формирование гуманистической ориентации школьников на уроках курса «Музыка в системе искусств»(8 кл.); -проанализировать изменения, произошедшие в результате экспериментального обучения в уровне знаний, умений, мотивации учения, интересов учащихся.

Объект исследования - процесс обучения школьников в образовательной области «Искусство».

Предмет исследования - возможности интеграции знаний в образовательной области «Искусство» при формировании гуманистической ориентации школьников.

Гипотеза исследования: целенаправленное осуществление интеграции знаний в образовательной области «Искусство» способствует гуманистической ориентации школьников при соблюдении следующих условий: формирования познавательно-эстетических интересов школьников; сочетания когнитивного, эмпатийного и аксиологического компонентов познания; выбора методических приёмов и способов организации деятельности учащихся, способствующих познанию художественной картины мира.

Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю.Алексашина, Т.Г.Браже, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов О.Е.Лебедев, Е.Э.Смирнова, Л.Г.Татарникова, Н.И.Элиасберг); теоретико-методологические подходы к проектированию и развитию образовательных систем (ЮАХагин, Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, О.Г.Прикот, А. П. Тряпицы на); исследования в области смысловой сферы личности (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, ДАЛеонтьев, В.Франкл); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Н.И.Чуприкова, Д.Б.Эльконин); теоретические исследования по проблемам художественного восприятия (Р.Арнхейм, Т.А.Барышева, Ю.Б.Борев, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, И.Е.Каплан, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Лотман, Б.СМеЙлах, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: -теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, философской литературы; -проектирование модели интеграции знаний в образовательной области «Искусство»; -социологические методы: анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение за учебным процессом для выявления факторов, влияющих на формирование гуманистической ориентации личности; -анализ экспериментальных данных с применением статистических и математических методов их обработки.

База исследования: школа-гимназия №528 и школа №190 г.Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся следующие положения: -овладение учащимися общими искусствоведческими понятиями создаёт условия для сочетания эмпатийного и когнитивного восприятия искусства, что позволяет более глубоко прочувствовать и осознать его ценность для духовного мира человека и общества; -раскрытие связей между видами искусств позволяет создать целостное представление о роли искусства в духовном возвышении общества и человека; -интегративная основа освоения общих искусствоведческих понятий позволяет учащимся выйти на уровень понимания смысла произведения искусства, постигаемого через внутренний мир каждого школьника, что способствует формированию их гуманистической ориентации.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования заключается в психолого-педагогическом анализе процесса ) формирования гуманистической ориентации школьников. Разработаны сущностные характеристики гуманистической ориентации школьников и определены условия её формирования. * / Обоснована возможность влияния на гуманистическую ориентацию школьников с помощью интеграции процесса обучения в образовательной области «Искусство». Предложена модель курса «Музыка в системе искусств» для 8 класса как один из путей формирования гуманистической ориентации школьников. Изучены и выявлены особенности развития личностного отношения школьников к духовному содержанию произведений искусства при изучении курса.

Практическая значимость исследования. Основные подходы к формированию гуманистической ориентации могут быть реализованы в школах разных типов в различных регионах страны. Создан интегрированный курс «Музыка в системе искусств», способствующий развитию духовного потенциала личности. Предложенное методическое обеспечение к курсу может быть использовано учителями музыки, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. ^Ш Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались в преподавании курса «Музыка в системе искусств». Аспекты исследуемой проблемы были изложены автором: -на заседании кафедры Теории и методики гуманитарного образования СП6ГУПМ; і -на Ш Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей, СПбГУПМ, (1997г.); -на YI Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей, СП6ТУПМ, (1998г.); -на YI Педагогических чтениях, посвященных памяти И.С.Грачевой, * «Российская школа: традиции и современность», СПбГУПМ, (1998г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Гуманистическая ориентация школьников как педагогическая проблема

В современном мире самая актуальная проблема заключена в сохранении Природы, Земли, Человека. Создав уникальную цивилизацию, человек поставил все это на край гибели. Природа воспринимается им бесстрастно, по-деловому, как пространство и материал для работы. Человек не стремится сохранить самобытность и прожить жизнь по-своему. Напротив: он принимает и предметы обихода, и формы жизни такими, какими их навязывает рациональное планирование. Постепенно исчезает чувство собственного бытия человека и неприкосновенной сферы личного, составляющего прежде основу социального поведения. Все чаще обращение с человеком как с объектом воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Насилие над отдельными людьми и даже целыми народами становится нормальной формой управления. К чему это приведет? «Либо отдельный человек растворяется без остатка в целостных системах и становится простым носителем функций - чудовищная опасность, угроза которой является нам во всем, что происходит в мире; либо же человек, включившись в большие системы жизненного и трудового уклада, откажется от свободы индивидуального развития и творчества, которая стала теперь невозможной, чтобы всецело сосредоточится на своём внутреннем ядре, попытаться спасти хотя бы самое существенное".(39,С.146)

Мир, в котором мы живем, неимоверна усложнился по сравнению с миром предшествующих поколений. Это требует принципиально новых способов ориентации в действительности. Сегодня, на рубеже веков, на первый план выдвигается проблема гуманизма. По мнению В.Т.Пуляева, гуманизм «...- суть новой парадигмы развития общества, центром которой становится человек как высшая ценность, самоцель и главное условие дальнейшего общественного развития. Одновременно он является самым глубоким и фундаментальным фактором (доминантой) исторической реальности».(126, С.7) В.Т.Пуляев признает приоритет гуманитарного миропонимания общественного прогресса, как важнейшего ценностного ориентира.

Одной из динамических сил, способных формировать гуманистическое видение мира, является духовная культура общества. Она определяется множеством структурных элементов: совокупностью накопленных обществом духовных ценностей и деятельностью людей по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев, Э.В.Ильенков, МК.Мамардашвили, М-СКаган). Проблема гуманистической ориентации в современной школе - это способность человека понимать значение культуры и действовать в ее интересах. А.Швейцер в своей работе «Благоговение перед жизнью» отмечал, что эта способность зависит от того, в какой мере человек, как носитель культуры, является одновременно мыслящим и свободным существом. «Между материальной и духовной свободой существует единство. Культура предполагает наличие свободных людей, ибо только они могут выработать и воплотить в жизнь ее принципы».(126, С.48)

А.Швейцер считал, что общество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом ее элементарные правила и передает из поколения в поколение этические идеи. Гибель культуры происходит вследствие того, что создание этой этики перепоручается государству. По мнению А.Швейцера, {161, С.316) обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика станет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности.

Источником культурного развития людей, роста их духовных запросов и потребностей была и остается их социальная активность. Таким образом, развитие культуры всегда предстает как процесс превращения общественного в индивидуальное, а, с другой стороны, как влияние индивидуальности на общество. Культура и есть «мера» сближения, совпадения этих двух начал человеческого существования: «мера» общественного развития человека и человеческого развития общества. То общество более культурно, в котором человек обретает черты целостной и гармонически развитой личности.

Дидактические подходы к интеграции школьных дисциплин

Содержание обучения в общеобразовательной школе должно обеспечить формирование у учащихся современной картины мира. Такая картина мира может быть построена только на основе единства аналитического и синтетического рассмотрения действительности. Возможный путь овладения действительностью как целостной, внутренне гармоничной системой - это повышение роли предметов гуманитарного цикла. Общая задача всех циклов школьных предметов - раскрытие диалектического единства «природа-человек-общество».

Т.Афанасьева в книге «Главная привилегия», справедливо критикуя разобщенность учебных предметов гуманитарного цикла, отмечает важность изучения истории и культуры комплексным методом: «Создание «основного ядра» представлений о важнейших общественных, научных и культурных явлениях человеческой жизни невозможно без комплексного изучения этих явлений, без системного к ним подхода. И сама идея объективно требует, чтобы методика обучения отвечала новейшим требованиям современной прогрессивной науки».(15,СЛ5)

На сегодняшний день структурирование содержания учебных предметов идет по линии уплотнения научных знаний, их интенсивной интеграции. В целях данного исследования есть необходимость раскрыть категориальную сущность понятия «интеграция». Анализ содержания этой категории предполагает изучение исторического, предметного, функционального и психологического аспектов.

Интеграция - слово латинского происхождения, обозначающее «восстановление, восполнение - объединение в целое каких-либо частей».(13б,С257) !Это определение несколько развивается в «Философском энциклопедическом словаре», дополняясь такими признаками, как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов».(153,С210)

В «Логическом словаре-справочнике» Н.И.Кондакова, где сведены наиболее общие определения, принятые в разных науках, «интеграция...-объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства».(80,С.2ОЗ)

Авторы вышеназванных словарей выделяют инвариантные характеристики интеграции. Использовать эти определения в педагогике можно лишь ориентировочно, так как из определений неясно, чем является интеграция, процессом объединения или результатом его, о каких по характеру частях, элементах идет речь.

Рассмотрим более углубленные определения, в которых обобщаются данные частных наук. Ахлибининский Б.В. считает, что «под интеграцией в общем смысле понимается процесс становления целостности».(1б,С51) Э.С.Маркарян под интегративным воздействием предполагает понимать «особый вид взаимодействия, ведущий к сближению частей».(100,С.51) А.Д.Урсул применяет термин-понятие «интеграция» для обозначения «объединения в целое каких-либо частей» и употребляет его для характеристики процессов «взаимосвязи ранее автономных элементов как единой совокупности».(150,С.113)

Специалист в области интеграции М.Г.Чепиков дает более пространное определение: «Сущность интеграции наук и научных знаний (в философском понимании этой проблемы) - есть все усиливающая их взаимосвязь, взаимодействие посредством широкого использования общих (порой заимствованных друг у друга) идей, средств, приемов и т.д., исследования окружающей действительности; есть уплотнение (конденсация) знаний в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познания и выражения познанного».(156,С63)

Основные подходы к созданию модели курса «Музыка в системе искусств»

В данной главе дается характеристика созданной автором проектной модели музыкального образования, получившей воплощение в программе «Музыка в системе искусств» для 8 класса. Целью создания данной модели являлось, создавая условия для эмоционально-эмпатийного восприятия произведений различных видов искусств, обогащая духовный мир школьников, формировать их гуманистическую ориентацию. Основными принципами построения модели были:

создание поликультурной модели;

вычленение общих искусствоведческих понятий как теоретического стержня курса;

интегративная основа этих понятий.

При создании модели рассматривалась реальная практика музыкального образования в современной школе, как с точки зрения проблем, так и с точки зрения позитивного опыта создания программ всего гуманитарного цикла. В учебном плане, рекомендованном Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, предусмотрено на все художественно-эстетические дисциплины с 1-6 класс - 2 часа в неделю, с 5-8 класс - 3 часа, с 9-11 класс - 1 час. Следует учесть, что в эти дисциплины входят и уроки изобразительного искусства, и музыки, и мировой художественной культуры, преподающиеся в некоторых школах города, и, рекомендованный в качестве Петербургского компонента, курс истории и культуры Санкт-Петербурга.(П8,СЛ) Поэтому на уроки музыки практически можно использовать не больше 1 часа в неделю с 1 по 8 класс. Однако далеко не всегда школа, пользуясь правом выбора, оставляет и этот час. По данным кабинета музыки Санкт-Петербургского Университета педагогического мастерства (на примере 3 районов города) лишь в 10% школ музыка преподается в 8 классах. В остальных- обучение музыке ограничено до 6-7 класса. Старшеклассникам остается получать те знания о музыке, которые заложены в предметах гуманитарного цикла - история и литература, так как в старших классах учебным планом предусмотрен 1 час на историю и культуру Санкт-Петербурга и мировую художественную культуру.

Анализ учебников по Истории СССР и Новой истории 1871-1917г.г. показал, насколько фрагментарны и не логичны знания о музыкальной культуре, представленные в этих учебниках. Вот несколько примеров:

«...Много песен сложено в народе об Иване Грозном»(65,С.133);

«...Появляются крестьяне и на сцене в качестве героев пьес, комических опер»(65,С280);

«...М.И.Глинка...Его романсы, симфонические произведения и оперы («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») до сих пор пользуются мировой славой. Любовь к родине, воспевание подвига простого народа, его красоты и величия - главные темы в творчестве Глинки. Он выступал новатором в искусстве: на оперной сцене был показан народ как главное действующее лицо истории.»(б5,С. 100);

«...великий композитор Ф.Шопен»(б5,СЛ02).

В учебнике по Истории СССР (под. ред. Б.А.Рыбакова) нарушена логика и последовательность представленной информации о русских композиторах XIX века. Например, на странице 209 упоминается о П.И.Чайковском и лишь потом о композиторах «Могучей кучки». В учебнике по Новой истории 1871-19Иг.г. делается попытка краткой характеристики творчества композиторов, которая, однако, носит достаточно формальный характер. Много ли могут узнать учащиеся о музыкальной культуре из таких текстов:

«...В борьбе с декадентской изощрённостью и формалистической усложнённостью развивались реализм и народность в музыкальном искусстве. Народная основа ярко проявилась в этот период в творчестве композиторов: норвежского - Э.Грига и чешского - А.Дворжака. С народным творчеством тесно связаны произведения французского композитора М.Равеля. В них сочетаются яркость и изысканность звучания с мелодичностью и ритмичностью. Оперу моцартовского типа возродил немецкий композитор Р.Штраус. Его произведения отличаются образностью. Традиции Бетховена были развиты австрийским композитором Г.Малером. Он высоко поднял общественное звучание музыкальных произведений, сумел добиться гармонического единства сложных музыкальных тем и бесхитростных народных мелодий.»(112,С209)

Похожие диссертации на Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения