Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Куланина Ирина Николаевна

Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников
<
Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Куланина Ирина Николаевна. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 212 c. РГБ ОД, 61:04-13/1575

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методические основы развития творческого воображения младших школьников в художественно-творческой деятельности в процессе интеграции предметов эстетического цикла .

1.1. Философские и психолого-педагогические основы творчества и творческого воображения .

1.2. Особенности развития и формирования творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном процессе .

1.3. Возможности интеграции предметов эстетического цикла 64 - 97

в развитии творческого воображения младших школьников.

Глава 2. Содержание, формы и методы развития творческого воображения у младших школьников средствами интеграции литера туры, музыки, изобразительного искусства .

2.1. Методика изучения воображения, выявление уровня сформированности воображения младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности (констатирующий эксперимент) .

2.2. Экспериментальное исследование особенностей формирования творческого воображения младших школьников в условиях интеграции разнообразных видов художественно-эстетической деятельности .

2.3. Динамика развития творческого воображения у младших школьников.

Заключение 152-156

Литература 157 - 172

Приложение 173-212

Введение к работе

Формирование творчески активной личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями является одной из главных проблем педагогики. В связи с этим, современная'школа должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для развития личности, ее творческой индивидуальности, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Особую педагогическую значимость приобретает формирование творческого воображения, которое является одним из основных компонентов познавательной деятельности. Только в комплексном развитии всех познавательных процессов: ощущения - восприятия - внимания -воображения — мышления — памяти, можно решить задачу всестороннего развития творческой личности.

Развитие творческого воображения детей, как основы любой творческой деятельности, в условиях эстетического воспитания, способствует решению задачи гуманистической педагогики - реализации творческого потенциала школьника.

Комплексное использование искусств в школе, создает более широкие
возможности для творческого развития детей. Об этом писали
А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Н.Я.Брюсова, П.Ф.Каптерев,

Н.К.Крупская, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий и др. Идея интеграции в педагогике
искусства начинает реализоваться с 80-х годов (В.В.Алеев, В.С.Безрукова,
О.С.Богданова, М.С.Каган, Б.М.Кедров, Т.С.Комарова, А.И.Савенков,
Л.Г.Савенкова, С.К.Семенина, Т.В.Смелкова, Н.А.Терентьева,

С.И.Хмарский, Р.М.Чумичева, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсов и др.) и в последнее время становится тенденцией в образовании. Более эффективное развитие творческого воображения при условии интеграции предметов эстетического

4 цикла, базирующихся на искусстве - музыкальном, изобразительном, литературном, определяется тем, что дети усваивают выразительные средства каждого вида искусства и художественно-эстетической деятельности во взаимосвязи. В этих случаях, художественный образ, воспринимаемый и создаваемый детьми (с учетом специфики и особенностей каждого вида искусства), становится целостным и глубоким.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в пении, рисовании, сочинительстве. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по своим собственным законам красоты. Интегрированное освоение детьми изобразительных и выразительных средств разных видов искусства, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на его стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия (через общность художественного языка), повышает творческую активность, желание преобразовательных действий. Именно в этом возрасте в процессе обучения закладываются основные направления, по которым осуществляется творческое развитие детской личности, ценность которой во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в его структуре. Воображение, как познавательный процесс у младшего школьника проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами и активно используется им, что определяется практическими умениями в художественно-творческой деятельности. Творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть, в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в отечественной педагогической практике наблюдается тенденция к выдвижению на первый план воспитание интеллекта, ориентирование на репродуктивную

5 деятельность учащихся, а эмоциональная жизнь ребенка, его воображение расширяется лишь частично, что создает серьезное препятствие в проявлении, удовлетворении и развитии естественной потребности ребенка в художественно-творческой деятельности.

Из вышесказанного следует, что проблема развития творческого воображения младших школьников является достаточно актуальной и значимой. Поэтому, поиск оптимального сочетания психолого-педагогических условий для формирования творческого воображения детей, является одной из центральных задач современной начальной школы.

В настоящее время возрастает уровень научного интереса к развитию творческого воображения младших школьников и широко освещается в работах современных исследователей: И.В.Живоглядовой (1991), Е.Е.Кравцовой (1996), Г.В.Католик (1990), Е.Л.Яковлевой (1997), которые раскрыли особенности воображения в творческой деятельности; в словесном творчестве младших школьников - работы: Е.А.Лустиной (1984); Н.В.Сметаниной (1998);в музыкальной деятельности - исследования: С.МАскеровой (1986), Л.Г.Григоровской (1990), О.Б.Куликовой (1998); в процессе художественного труда - И.И.Маслова (2001), И.М.Шадриной (1999), в изобразительной деятельности - В.С.Павлова (1972); в процессе восприятия различных видов искусств - Е.В.Александровой (1991), М.В.Бабкиной (1998), А.М.Мхитарян (1986), Е.П.Кабковой (1991), Н.А.Терентьевой (1990). Однако развитие творческого воображения младших школьников средствами интеграции предметов эстетического цикла остается на сегодняшний день недостаточно изученным.

Актуальность проблемы интегрированного обучения, значимость и влияние его на развитие творческого воображения детей, определили причину выбора направления нашего исследования; необходимость углубленной разработки педагогических аспектов проблемы, психолого-педагогических условий повышения уровня развития творческого воображения младших школьников и приемов их практического

осуществления на уроках эстетического цикла. Существует ряд вопросов, связанных с содержанием, механизмами развития творческого воображения младших школьников, с определением наиболее эффективных форм и методов работы, способствующих развитию воображения, которые не получили должного раскрытия и обоснования. Все сказанное обусловило тему данного исследования: «Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников».

Проблема исследования заключается в попытке разрешения противоречий между потребностями общества в творчески мыслящих личностях, обладающих творческим воображением, наличием широких возможностей такого развития, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий эффективного развития творческого воображения средствами интеграции предметов эстетического цикла в традиционно сложившейся в современно школьной практике.

Цель исследования - теоретическое обоснование, практическая разработка и опытно-экспериментальная проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития творческого воображения младших школьников на уроках эстетического цикла посредством интеграции искусств и художественно-творческой деятельности детей.

Объект исследования - развитие у младших школьников творческого воображения в процессе эстетического воспитания.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников средствами интеграции предметов эстетического цикла.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческого воображения младших школьников в процессе интеграции предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) будет осуществляться более эффективно при условии:

- целенаправленной работы по развитию и совершенствованию у младших
школьников комбинаторных умений и навыков в художественно-творческой
деятельности, творческой самостоятельности, включающей расширение
кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие у
учащихся позитивного отношения к искусству через многообразные виды и
формы включения детей в процесс творчества;

создания оптимальных психолого-педагогических условий «внешних» (творческое мастерство учителя, его готовность к развитию воображения младших школьников, представленная в сформированности мотивационного, содержательного, технологического, рефлексивного компонентов) и «внутренних» (активность и «открытость» самого ребенка к опыту творческой деятельности);

применения усложняющихся творческих заданий (в рамках созданной автором интегрированной программы) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением постоянного контроля за уровнем развития творческого воображения.

Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Охарактеризовать творческое воображение - его сущность, структуру и
возможность формирования у младших школьников на уроках эстетического
цикла.

2. Выявить возможности интеграции различных видов искусства для
целенаправленного развития творческого воображения младших
школьников.

4. Определить и экспериментально проверить комплекс психолого-
педагогических условий эффективного развития творческого воображения
ребенка в учебно-воспитательном процессе;

5. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить систему
творческих заданий для 1-3 классов (основанных на интеграции литературы,

8 музыки, изобразительного искусства), способствующую развитию творческого воображения младших школьников.

Методологической основой исследования являются современные теории и концепции философии, педагогики, психологии, искусствознания по отдельным проблемам художественно-творческого развития личности, воспитывающей и развивающей роли искусства, целесообразности использования комплексного взаимодействия искусств, современные теории культуры и деятельности по проблеме воображения и его развития у детей. Источниками исследования являются фундаментальные теории, концепции, положения:

- о единой природе и взаимодействии разных видов искусств (Б.В.Асафьев,
Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов, А.ФЛосев, В.В.Медушевский, С.Скрябин,
М.Чюрленис);

о проблеме интегрированного обучения (Б.М.Кедров, В.Н.Краснояров, Б.Т.Лихачев, Л.Г.Савенкова, С.К.Семенина, М.А.Терентий, С.И.Хмарский, Л.Г.Юлдашев, Б.П.Юсов);

о формировании творческого воображения в процессе художественно-творческой деятельности у детей (Б.Г.Ананьев, Н.Д.Ветлугина, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.Н.Палагина, Т.Г.Пеня, Н.А.Пьянкова, Т.Рибо, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, М.Н.Скаткин, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, К.Д.Ушинский);

- о взаимодействии воображения и восприятия (К.И.Вересотская,
Н.Н.Волков, Е.И.Игнатьев, А.Н.Рязанцева, М.И.Ушакова); воображения и
мышления (М.Б.Беркинблит, А.В.Брушлинский, В.Вундт, А.Я.Дудецкий,
М.М.Нудельман); воображения и памяти (П.П.Блонский, Л.С.Выготский,
З.И.Истомина);

- о творческом развитии детей на занятиях искусством (Э.Б.Абдулин,
В.В.Алеев, Ю.БАпиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Р.Н.Бунеев,
Е.В.Бунеева, А.В.Запорожец, Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Л.Л.Куприянова,
А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, О.П.Радынова,

9 А.И.Савенков, Л.Г.Савенкова, Г.П.Сергеева, И.В.Страхов, Л.В.Тодоров, Г.М.Цыпин., Т.В.Челышева, ТЛ.Шпикалова, Б.П.Юсов);

- о развивающем обучении (Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин).

Общенаучные позиции выстраивались с опорой на личностно-деятельный подход; комплексный подход к эстетическому образованию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - теоретический анализ философской, психологической,
педагогической искусствоведческой литературы;

эмпирические - изучение, анализ, обобщение педагогического опыта; -социологические - беседы с родителями, учителями, учащимися, анкетирование, опрос, наблюдение;

педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

- статистические - статистическая обработка результатов исследования с
использованием математических методов.

Организация исследования. Исследование проводилось с ноября 1999года по май 2003 года в соответствии с учебным планом на базе школ №№ 12, 29, 5 г.Коломны Московской области. В исследовании приняли участие 200 детей младшего школьного возраста (1-3 кл.).

Исследовательская работа проводилась в 3 этапа. Первый этап (1996-1999гг.) — поисково-теоретический. Изучение эстетико-философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике, изучение передового педагогического опыта по развитию творческого воображения младших школьников; выделения основных направлений исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотез исследования.

10 Второй этап (1999 - 2002гг.) - опытно-экспериментальный. Проведен констатирующий эксперимент; определены внешние и внутренние условия, определяющие эффективность формирования творческого воображения детей; разработана и опытно-экспериментальным путем проверена программа творческих заданий, направленная на развитие творческого воображения младших школьников.

Третий этап (2002-2003) - обобщающий. Обработка, систематизация, анализ, обобщение и коррекция теоретических положений и результатов опытно- экспериментальной работы; оформление диссертации. Научная новизна работы заключается в следующем:

- обосновано использование интеграции изобразительного искусства,
литературы, с доминирующей ролью музыки, в художественно-творческой
деятельности как одного из эффективных средств развития творческого
воображения детей;

разработана научно-обоснованная система творческих заданий на основе интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы (в рамках созданной автором программы), направленная на развитие творческого воображения младших школьников;

определены показатели уровней сформированности воображения младших школьников;

определены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия (квалификация и творческое мастерство учителя; учет индивидуально-возрастных особенностей детей; создание творческой атмосферы занятия — использование игровых и проблемных ситуаций; использование специальных творческих заданий и тренировочных упражнений, направленных на умение оперировать различными приемами создания образа воображения и другие), способствующие активизации развития творческого воображения и творческого самопроявления младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в теорию эстетического воспитания младших школьников, заключающийся в том, что разработаны и экспериментально проверены условия развития творческого воображения у младших школьников средствами интеграции предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы), позволяющей добиться более эффективных результатов в художественно-творческом развитии ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в то, что разработана система усложняющихся творческих заданий (на основе интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы), для развития творческого воображения младших школьников в цикле эстетических дисциплин; предложена организация некоторых форм внеклассной работы по эстетическому воспитанию. Разработанные показатели уровней сформированности воображения позволяют педагогам корректировать педагогическую деятельность, направленную на развитие творческого потенциала младших школьников. Материалы исследования могут использоваться на уроках (музыки, изобразительного искусства, чтения) и во внеклассной работе в начальной школе, на курсах повышения квалификации, а так же могут найти применение в дальнейшей разработке решения проблемы развития творческого воображения младших школьников в системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания, теории и практики эстетического воспитания и образования, тщательным анализом экспериментальных данных, многолетней исследовательской работой автора в качестве преподавателя КГПИ, а также в качестве учителя музыки и мировой художественной культуры в общеобразовательных школах.

12
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
ходе проведения экспериментальной работы в школах №№ 12, 29, 5 г.
Коломны Московской области. Теоретические позиции, методика и
результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры
дошкольного образования ИПК и ПРНО МО, обсуждались на научно-
практических конференциях по педагогике в г. Коломне, нашли свое
отражение в статьях и тезисах, опубликованных автором. Материалы
исследования использовались в лекционных курсах и на практических
занятиях со студентами музыкально-литературного отделения
филологического факультета Коломенского государственного

педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе эстетического воспитания эффективно осуществляется при условии интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы и активной самостоятельной творческой работы учителя и учащихся.

  2. Разработанная программа творческих заданий на основе интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы, с учетом индивидуально-психологических особенностей младшего школьного возраста, использованная автором в обучающем эксперименте, позволяет вести целенаправленную и систематическую работу по развитию и формированию творческого воображения младших школьников на уроках эстетического цикла и во внеклассной работе.

  3. Комплекс психолого-педагогических условий, определяющих обеспечивающих эффективность реализации разработанной нами программы развития творческого воображения младших школьников, включает: Создание творческой атмосферы занятия, использование активизирующих форм организации художественно-творческой деятельности с актуализацией игровых творческих ситуаций, применение системы усложняющихся творческих заданий и другое.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Теоретические и практические положения диссертации отражены в следующих работах автора:

  1. Воздействие музыки на уроках предметов эстетического цикла младших школьников // Эстетическое воспитание в контексте экологии культуры 21 века: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. -Коломна: КГПИ, 2000. - С.35 - 38.

  2. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки (через интеграцию различных видов искусства) в условиях эксперимента // Эстетическое воспитание в контексте экологии культуры 21 века: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. -Коломна: КГПИ, 2000. - С.52 - 55.

  3. Игра как один из необходимых компонентов обучения детей шестилетнего возраста // Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Вып. 1. Сборник материалов из опыта работы образовательных учреждений Московской области. Под ред. Т.С.Комаровой, Е.К.Ривиной. - М.: ИПК и ПРНО МО. - 2002. - С.72 - 74.

  4. Драгоценная ноша нашей культуры (фольклорные занятия в школе) // Воспитание гражданина на национально-региональных традициях / Материалы 1 научно-практической конференции. - Коломна, 2003.-С.62-65.

  5. От межпредметных связей к интеграции предметов эстетического цикла // Воспитание гражданина на национально-региональных традициях / Материалы 1 научно-практической конференции. - Коломна, 2003.-С.58-62.

Философские и психолого-педагогические основы творчества и творческого воображения

Одна из основных задач, стоящих перед современной школой, является развитие активной творческой личности учащихся.

Однако, творческие потребности, пробужденные в период раннего детства (в частности в дошкольных учреждениях, где большое внимание уделяется развитию творчества у детей) приходят в состояние скованности в начальной школе, хотя они так нужны во всех видах учебной деятельности.

А.И. Савенков справедливо отмечает, что «обучение в традиционной школе для большинства - это трудная, монотонная работа, далекая от творчества, направленная преимущественно на пассивное приобретение знаний» [170,с.153] Обучение будет увлекательным и интересным, «пробудит жажду познания», если учебная деятельность будет носить не репродуктивный, а творческий характер. Такой подход к обучению, на наш взгляд, создает условия для формирования творческих качеств личности, т.к. ведущее значение в учебной деятельности на современном этапе приобретают элементы нестандартного творческого решения учебных задач, быстрая реакция на изменение ситуации и принятие собственных неординарных решений. Основная задача, стоящая перед школой - реализация творческого потенциала школьника.

Реализация творческого потенциала личности, в первую очередь, связана с уровнем развития творческого воображения, которое является важным компонентом творчества. Творчество, являясь одним из главным стимулов развития человеческой личности в ее стремлении к созиданию нового, оригинального, общественно значимого продукта - далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох и нашло отражение в трудах философов, психологов, педагогов.

Философский аспект проблемы рассматривался в работах Сократа, Аристотеля, Пифагора, И.Канта, Г.Гегеля и др., которые стремились создать «теорию творчества». В творчестве философы видели свободу проявления человеческого духа, неподдающуюся научному анализу. Так процесс творчества Платон рассматривал, как наитие свыше, божественное вдохновение. У общества того времени не возникало потребностей в овладении механизмами творчества, а развитие творческих способностей рассматривалась как пустая забава. Подобная точка зрения высказывается нередко и в наши дни, определяя отношение к творчеству как к приятному досугу детей.

В конце XIX века появляется интерес к детскому творчеству, складывается психология творчества. К психологии творчества относилась в совокупности вся область событий связанная с созиданием чего-либо нового, оригинального. В сфере психологии творчества изучалось: природа творчества, фазы творческого процесса (выделялись стадии сознательного труда, бессознательной работы, вдохновения и др.), способность к творчеству, качества творческой личности (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), характер (работоспособность, нестандартность, инициативность, самоорганизация), мотивация и ценностные ориентации (стремление к творческой деятельности, удовлетворение от самого процесса), интеллект (интуиция, воображение). Однако еще не было средств проникновения в сущность явлений: психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением. Ядром творчества считалась бессознательная работа. Так, Д.Брейер объявляет творчество процессом не подконтрольным сознанию, а само искусство выражением индивидуального (З.Фрейд) или коллективного (К.Юнг) подсознательного. Сторонники фрейдизма утверждали, что тяга к художественному творчеству свойственна лишь людям, находящимся в болезненном состоянии.

В начале XX века с развитием экспериментальной психологии возрастает интерес к изучению «природы творчества» (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Я.Пономарев, В.Н.Пушкин и др.), а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности. Проводятся первые экспериментальные исследования функций воображения (С.Д.Владченко, В.Вундт, Ф.Матвеева, Э.Мейман, Л.Л.Мищенко, Т.Рибо), разрабатываются методики исследования воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.

Следует отметить, что в изучении процесса творчества, особую актуальность приобрели исследования бессознательных и сознательных компонентов в творчестве. В 50-х годах А.Н. Леонтьев [92] и С.Л. Рубинштейн [164] разрабатывают эксперименты с подсказкой, которые проявляют бессознательные процессы в творческом процессе. Я.А. Пономарев [141] показал, что при решении творческих задач в лабораторных условиях идея приходит из интуитивного (бессознательного) опыта. Интуитивный уровень выступает в качестве инстанции, откуда исходят «мутации», превращаемые затем в решение задачи с помощью обработки на логическом уровне. В.Н. Дружинин [50] считает доминирование бессознательного и пассивную роль сознания критерием творческого процесса. А.В. Брушлинский [31] на основе экспериментальных данных настаивает на том, что в творческом процессе неотъемлемо присутствуют сознательные и бессознательные компоненты.

Особенности развития и формирования творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вся эта, так сказать, подготовительная деятельность протекает при активном участии мышления. Теперь следует аналитико-синтетическая деятельность, сравнение, обобщение, абстракция и др.

Особо характерным для воображения считаются такие приемы, как комбинирование представлений, уменьшение их или преувеличение, типизация, схематизация, агглютинация, акцентирование. Агглютинация - наиболее элементарная форма синтезирования образов, предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и др.), она используется и в техническом творчестве (например, танк - амфибия, соединяющий качества танка и лодки; аккордеон - сочетание фортепиано и баяна). Гипперболизация - характеризуется, во-первых, увеличением или уменьшением предмета (например, великан, мальчик с пальчик и др.), во-вторых, изменением количества частей предмета или смещением (например, драконы с семью головами, сфинкс и др.).

Подчеркивание - заострение, каких либо признаков (дружеские шаржи и злые карикатуры). Типизация - широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Схематизация — представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаютя, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике человека. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями (Л.С.Выготский, Р.Г.Натадзе, М.Беркинблит, А.В.Петровский, Н.С.Лейтес, В.П.Зинченко и др.). Приведем классический пример. Ассоциации на вывеску мастерской «Ремонт часов»: «Ремонт часов... Мои часы отстают, надо как-нибудь зайти сюда» или «Ремонт часов... Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная все никак не откроется». А вот цепь ассоциаций, соответствующая эмоциональному состоянию - «ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели», и врезультате: «Отремонтируйте мне год - он прожит неисправно». Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей, весьма существенная сторона творческого воображения.

Наконец, процесс воображения заканчивается, наша фантазия дает нам вновь созданный ею образ.

Чувства принимают в воображении участие как в самом начале (интерес; настроение, располагающее к фантазированию), так и на всем протяжении процесса воображения - как бы сопровождая появление нового образа. Воображение, не одушевленное чувствами - это бесплодное воображение. Выдающиеся творцы не раз отмечали влияние эмоций на эффективность творчества. К.С.Станиславский считал первым и самым важным двигателем творческого воображения - чувства и эмоции. То же утверждал, русский скульптор Антокольский: «Без эмоций нет творчества». И.Н.Павлов отмечал, что основное качества творца - страсть. По словам Л.С.Выготского: «Всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту [38,с.13]. Иногда настроение приобретает значительную интенсивность, тогда оно накладывает свой отпечаток на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения) и на особенности движений и действий ребенка, влияя на продуктивность выполненной работы. При помощи воображения ребенок способен хотя бы отчасти управлять многими своими потребностями, снимать порождаемую ими напряженность, В этом проявляется такая функция воображения, как управление эмоционально-потребностными состояниями человека.

Исследования Д.Кэмпбелла, В.Пекелиса [135], А.Мелик-Пашаева и других ученых указывают на то, что положительные эмоции, вызванные творческим воображением на уроках эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) оздоровляюще воздействуют на организм ребенка. Значительные перегрузки в процессе обучения, при котором надо усваивать и запоминать огромный по объему материал, сопровождаются нередко отрицательными эмоциями, что соответственно приводит к ослаблению здоровья учащихся. Учитывая этот факт, надо отметить и выделить особую роль положительных эмоций в учебной деятельности, вызванных творческой деятельностью. Правильность построения учебной деятельности заключается не в том, чтобы загружать память все большим и большим количеством знаний, а научить творчески работать, привить изначальную программу умения решать задачи, встречающиеся в процессе любой деятельности. Иначе говоря, умением оперировать творческим воображением.

Любая творческая работа несет радость, а значит - здоровье. Тем не менее, воображаемые образы, идеи могу вызывать соответствующие чувства опасения, страха, сомнения, неуверенности в себе. В этом случае педагог обязан «проникнуть» в мысли ребенка, сделать так, чтобы ученик откровенно поведал бы о своих переживаниях и представлениях, которые занимают его воображение. Сообразуясь с интеллектуальным уровнем школьника, учителя, пользуясь методами разъяснения, убеждения, внушения, должны настраивать ребенка на определенный лад, направлять его воображение по иному пути, вселять уверенность в себе (В.Т.Бахур [20], Г.И.Мишин [ПО]).

Методика изучения воображения, выявление уровня сформированности воображения младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности (констатирующий эксперимент)

Как весьма существенный фактор социальной среды, обладающий широким радиусом действия, искусство и его влияние на развитие творческого воображения всегда представляли немалый интерес для философов, психологов, педагогов, деятелей искусств. Д.Лихачев говорил, что «сущность искусства в том, чтобы недоговаривать и заставлять людей догадываться о целом, а затем восхищаться (внутренне) этим целым как своей догадкой...» [97,с.56].

Анализ философской, психолого-педагогической литературы, позволил нам заключить, что именно искусство, является одним из важных средств развития творческого воображения младших школьников.

Во-первых, в искусстве у детей обнаруживается «инстинкт выявления себя», т.к. творческая художественно-эстетическая деятельность соответствует самой природе ребенка. Как дошкольники, так и младшие школьники через воображение реализуют свои творческие стремления в звуках, красках, слове.

Во-вторых, воображение оперирует образами. Содержательной формой искусства является художественный образ, который рождается в воображении художника, воплощается в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, словесной и т.д.) и воссоздается воображением воспринимающим искусство зрителя, читателя, слушателя.

В-третьих, искусство (музыка, изобразительное искусство, литература) доставляет эстетическое наслаждение, которое активизирует и побуждает ребенка к творческому воображению.

Ю.Б.Алиев предлагает трактовать эстетическое наслаждение как «соприкосновение двух художественных личностей: творца и воспринимающего. Если творчество - выражение художественной личности, то наслаждение - это отыскание этой личности и соприкосновение с нею». [3,с.9] В.Уколов, Е.Рыбакина справедливо отмечают, что эстетическое наслаждение, вызванное искусством «собирает в одно целое все мысли, чувства, все духовные и физические силы (на определенный промежуток времени: мгновение, час, день и т.д.), а это и есть то состояние, в котором творческое воображение становится желанным и простым делом» [195,с.188].

П.В.Симонов подчеркивает, что эстетическое наслаждение, вызванное искусством, позволяет познавать, переживать и побуждает ребенка через воображение к самовыражению [183]. Отсюда следует, что воображение ребенка, ведущее к свободному самовыражению, определяется его эмоциональным состоянием, эмоциональной отзывчивостью.

Труды Г.М.Бреслава [29], Г.Дюпан [153], А.Е.Ольшанниковой [127], диссертационные исследования Е.Ю.Глазыриной [45], Т.Г.Пеня [136], Е.Е.Шуваловой [211] и др. показывают, что развитие этих компонентов в структуре творческого воображения наиболее значительно в младшем школьном возрасте, т.к. взаимодействие с искусством у детей этого возраста происходит в основном на эмоциональном уровне. По мнению ряда авторов, воображение ребенка зависит от доминирующих эмоций. К числу эмоций, которые часто доминируют у творческих личностей, относят агрессию и радость. Доминирование эмоций страха является естественным препятствием для творческого воображения ребенка, т.к. страх, боязнь фрустрации сковывает воображение, ограничивает стремление к самостоятельным поискам и способам решения, определяет привязанность к традиционным формам.

Эмоции, вызванные искусством, наделены спецификой, одним из проявлений которой является преобладание в них положительного начала, во многом получаемым эстетическим наслаждением, даже если художник рассказал слушателю или зрителю о трагических событиях (Ю.Борев, Л.С.Выготский, С.Х.Раппопорт, П.Симонов, Л.Г.Юлдашев, П.МЯкобсон и др.). Ю.Борев подчеркивал, что непременным условием творческого воображения являются именно художественные эмоции, составляющие эстетическое наслаждение, в отличие от обыденных эмоций, в которых много случайного, ведущих к сиюминутным, по характеру, образам воображения [27].

Т.С.Комарова отмечает, что «на основе положительных эмоций, возникают более глубокие чувства: радости, восхищения. После чего, ребенок стремится передать в творчестве увиденное, услышанное, выразить в рисунке, в слове, в звуках свои чувства и переживания» [74,с.З].

Стремление и готовность ребенка к художественному творчеству определяется уровнем творческой активности. В диссертационном исследовании «Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования» Е.Ю.Романова [162] выделяет три уровня проявления творческой активности младших школьников: - художественно-подражательный уровень; - художественно-поисковый уровень; - художественно-творческий уровень.

Все уровни творческой активности находятся между собой в известной взаимосвязи, элемент творчества закладывается уже в процессе подражательной деятельности. Каждому уровню творческой активности соответствует уровень воображения. Творческое воображение младших школьников на уроках искусства определяет сформироваиность художественно-творческого уровня творческой активности, которому свойственны критически-оценочное отношение к результату художественного творчества, потребность к новизне.

Из вышеизложенного следует, что большое значение для развития творческого воображения младших школьников на уроках искусства имеет: - формирование творческой активности (художественно-творческого уровня); - сохранение и поддержание у детей способности к восхищению и удивлению. При неправильном педагогическом процессе эти способности у ребят с возрастом угасают, что приводит к ослаблению творческого воображения, а значит неспособности к собственным творческим открытиям. А.Эйнштейн считал, что если бы люди сохраняли способность удивляться долгое время, то было бы совершено еще множество открытий.

Важно отметить, что творческое воображение зависит от развитого эстетического вкуса, который, к сожалению, у многих детей и их родителей не выработан. Огромный поток не нужной, на наш взгляд, информации (сериалы, фильмы ужасов и т.д.) порой вредит детскому мировосприятию и воображению. Дети не могут самостоятельно разобраться, где настоящее искусство, а где лишь подделка. Учитель должен постоянно объяснять и детям, и родителям, что полезно для развития творческого воображения, а что приводит к бесплодным фантазиям, мечтам, иллюзиям.

Экспериментальное исследование особенностей формирования творческого воображения младших школьников в условиях интеграции разнообразных видов художественно-эстетической деятельности

На первом этапе нашего исследования (пробно-поисковом), при выборе и дальнейшей разработки методики изучения воображения младших школьников, были рассмотрены традиционные и современные методы исследования фантазии, которые можно использовать для изучения воображения детей младшего школьного возраста.

К традиционным методам исследования относятся: - тест на оригинальность воображения, предложенный Чесселом (составление текста при помощи картинок, придумывание необычных аналогий, «предвидение дальнейших событий и т.д.»); - тест на плодовитость воображения Слоссона и Дауни (как можно больше придумать сюжетов и персонажей на заданное газетное объявление); - тест Германа Роршиха (разгадывание серии чернильных пятен); - тест ТАТ (тематическая апперцепционная техника) Э.Стерна (сочинение рассказа с продолжением по предложенным картинкам); - методика Линдворского направлена на изучение предпосылок деятельности воображения. Исследование ассоциаций (цветовых, пространственных и т.д.), сопровождающих некоторые представления и понятия. К современным методикам исследования воображения относятся: - тесты К.Тейлора (необычное употребление предметов; предвидение последствий; заголовки к рассказам); - методика Арнхейма (умение выразить «прошлое», «настоящее», «будущее», «детство» и т.д. при помощи абстрактных рисунков); - тест П.Торренса «Неполные фигуры».

В исследовании развития воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогической практике используются методики О.М.Дьяченко, Т.С.Комаровой, А.И.Кирилловой и других учёных.

В своей экспериментальной работе, при выборе и дальнейшей разработки методики изучения воображения младших школьников мы руководствовались следующим: во-первых, любая методика, направленная на изучение воображения, есть условие развития воображения. Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения детей в художественной деятельности одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности. Во-вторых, методика изучения, а, следовательно, развития творческого воображения должна отвечать требованиям валидности, надежности, точности и однозначности. В-третьих, методика должна соответствовать особенностям развития детей младшего школьного возраста, то есть, необходима серьезная адаптация тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение, что бы материал был интеллектуально доступен и интересен.

Разрабатывая методику изучения воображения младших школьников, мы исходили из того, что образ, составляющий основу воображения, созданный средствами разных видов искусств будет более насыщенным и оригинальным.

Интеграция предметов эстетического цикла «обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфических для музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельностей» (Т.С.Комарова [77,с.5]). Поэтому интеграция музыки, изобразительного искусства, литературы, являясь одним из важных средств развития воображения, была определена в нашем исследовании основой, на которой строится методика изучения воображения младших школьников и основой разработанной нами программы творческих заданий, направленной на развитие творческого воображения.

Доминантным видом искусства, при интеграции предметов эстетического цикла, в нашем исследовании определенна музыка, которая, выполняя функции задачи-замысла, опережает и направляет действия ребенка, создающего целостный образ (как известно, в деятельности младшего школьника воображение носит в основном направленный характер).

Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рисунок, рассказ, созданные на основе прослушиваемой музыки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-образному, наглядно-действенному и словесно-логическому. Воображение младших школьников полно проявляется как раз в соответствующих видах деятельности.

Нами была использована методика, позволяющая: во-первых, оценить уровень и особенности воображения младших школьников, во-вторых, определить чувственные представления детей, выраженные в художественной деятельности, на основе прослушивания музыки, в-третьих, проследить эффективность интеграции искусств в создании целостного образа по отдельным элементам (в рисунке, рассказе), в-четвертых, проследить специфику этого процесса по результатам творческих заданий, состоящих из трех серий.

Для того чтобы получить исходный срез, выявить уровень развития воображения младших школьников 6-7 лет (1 класс), был проведен констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился на базе школ: №12 (базовая школа КГПИ), №29, гимназии № 5 г.Коломны Московской области с сентября по ноябрь 1999 года. Экспериментом было охвачено 200 испытуемых в возрасте 6 — 7 лет, обучающихся в первых классах на уроках музыки.

Похожие диссертации на Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников