Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инновационные процессы в конфессиональном образовании Хабибуллина Гулфия Юнысовна

Инновационные процессы в конфессиональном образовании
<
Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании Инновационные процессы в конфессиональном образовании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хабибуллина Гулфия Юнысовна. Инновационные процессы в конфессиональном образовании : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хабибуллина Гулфия Юнысовна; [Место защиты: Федер. ин-т развития образования].- Москва, 2008.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/110

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития исламского образования 14

1.1. Исламское образование: сущность и функциональные особенности 14

1.2. История развития религиозного образования мусульман России 41

1.3. Тенденции развития исламского религиозного образования за рубежом 95

Выводы по первой главе: 116

Глава 2. Организационно-педагогические условия развития исламского образования 118

2.1. Состояние современного исламского образования как отражение исторического опыта 118

2.3. Организация образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях 153

2.2. Университет как центр развития исламского образования 169

Выводы по второй главе 185

Заключение 187

Список использованной литературы:

Введение к работе

Система образования в нашей стране переживает серьезные изменения. Новая методология воспитания и обучения человека должна сложиться в процессе широкого обмена мнениями и научными идеями между представителями самых разных направлений и взглядов в области педагогики и гуманитарной науки в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные вопросам возобновления, становления и развития конфессионального образования в России. Актуально раскрытие специфики религиозного образования, выявление его педагогического потенциала относительно всей системы образования, сложившейся в стране. Глубокий научный анализ концепций просвещения и образования в различных конфессиях и этнических культурах, представленных в обществе, может обеспечить взаимопонимание, необходимое для диалога и взаимообогащения народов и все большее их сближение.

В настоящее время идет процесс интеграции знаний о религии и духовно-нравственных норм в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы. Для успешного решения этой задачи необходимо сотрудничество религиозных и государственных институтов, религиозных и светских вузов, ученых, общественности. Теоретические исследования и разработки в области конфессионального образования могут быть полезными в создании комплекса материалов информационного и методического характера, учебников и учебных пособий для светской школы.

Сегодня конфессиональное образование и просвещение развиваются в новых социально-культурных, политических и экономических условиях. Необходимость восстановления системы конфессионального образования в соответствии с современными требованиями развития общества предполагает углубление знаний как в области традиционного

конфессионального обучения, так и в сфере современных достижений в педагогике, в науке и технике. В связи с этим возникла необходимость изучения инновационных процессов в светской системе образования и их применения в области конфессионального образования.

Религия в своей сущности не допускает инноваций, но необходимость адаптации к современным условиям развития общества требует новых подходов в организации образовательного процесса, новых технологий и методик обучения, новых программ, учебных пособий. Под инновационными процессами в конфессиональном образовании мы понимаем систему введения новшеств, их апробацию, распространение и внедрение в образовательный процесс с целью повышения эффективности и качества религиозного образования. В нашем исследовании мы рассматриваем инновационные процессы применительно к исламскому образованию.

Многие сегодняшние вопросы и задачи, которые ставит перед нами жизнь, созвучны проблемам, поднятым передовыми мыслителями, богословами, педагогами конца XIX - начала XX вв., когда перед мусульманами России возникла необходимость адаптации к новым общественно-экономическим условиям развития страны при сохранении мусульманской идентичности. Идеи и решения, выдвинутые исламскими богословами в прошлом, актуальны и сегодня. В связи с этим необходимо изучить и объективно оценить систему конфессионального образования в дореволюционной России. Преемственность традиций предшествующих поколений, умелое использование многовековой мудрости имеет глубокое значение в восстановлении исламского образования.

Методологические и теоретические вопросы образования выделились в ходе развития педагогики в системе научного знания и формулировались отечественными и зарубежными классиками педагогической науки (А.В. Дистервег, П.Ф. Каптерев, ЯЛ. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.). Существенное значение имеют положения педагогики о месте обучения и воспитания в духовной сфере жизни общества, преемственности

в образовании, его гуманистической направленности (А.С. Аскольдов, А.И. Введенский, СИ. Гессен, А.В. Дистервег, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.). Изучение философского и педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов необходимо для целостного осмысления путей развития исламского религиозного образования.

Основами становления и развития истории образования в общероссийском масштабе занимались многие исследователи: П.Ф. Анисимов, A.M. Арсеньев, М.В. Богуславский, A.M. Вежлев, В.М. Величкина, А.Н. Веселов, В.М. Горохов, Э.Д. Днепров, Г.Е. Жураковский, Е.К. Медынский, A.M. Новиков, А.П. Пинкевич, А.И. Пискунов, В.Я.Струминский, В.Э. Смирнов, Е.В. Ткаченко, М.Ф. Шабаева и др. В трудах этих исследователей есть как обобщающие работы, так и те, которые раскрывают отдельные аспекты становления и развития системы образования в России.

Проблема инноватики в образовании представлена в работах К.Ангеловски, В.И Журавлева, Т.М. Ковалевой, Н.Б. Крыловой, В.С Лазарева, Б.П. Мартиросяна, Л.С Подымовой, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, П.И Третьякова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др. Вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса рассматривают СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России рассматривает Б.С. Гершунский.

Принципы реформирования образования, научно-исследовательская инновационная деятельность в системе образования рассмотрены В.И. Жуковым. Вопросы непрерывного образования и повышение квалификации и переподготовки кадров рассматриваются А.Л. Гавриковым, Н.П. Литвиновой, а также О.С. Виханским, М.Т. Громковой, В.А. Зубковым, A.M. Новиковым, Н.А. Селезневой, Ф.Р. Филипповым. Инновационные процессы в образовании раскрыты также в трудах А.А. Андреева, А.А. Ахаяна, В.В.

Давыдова, А.Л. Денисовой, Е.В. Дозорова, А.П. Ершова, В.В. Краевского, В.А. Садовничего, Н.А. Филиппова, Т.Л. Шапошниковой и др.

Вопросы развития религиозного образования представлены в трудах известных педагогов: В.И. Водовозова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Л.Н. Модзалевского, Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, В.Я. Стоюнина, П.Д. Юркевича. Все они были сторонниками инновационных преобразований в системе образования, боролись за общедоступную бессословную школу.

Педагогические идеи К.Д. Ушинского развивал ученый-богослов, просветитель Г. Галеев-Баруди применительно к национальной педагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудах рассматривал историю развития и особенности мусульманского образования в России, а также попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерах мактабов и медресе рассматриваются также в работах И. Ардашева, Дж. Валидова, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, Р.А. Утябай-Карими, Р. Фахретдина.

Исторический аспект развития исламского образования в России исследуется в работах отечественных ученых Я.Г. Абдуллина, Ф.Н. Баишева, В.Ю. Ганкевича, Л.С. Гатаговой, Д.М. Исхакова, Г.Ш. Каймаразова, P.M. Мухаметшина, Р.А. Набиева, М.Н. Фархшатова, А.Ю. Хабутдинова, А.Р. Шихсаидова, А. А. Ярлыкапова, а также зарубежных авторов: А. Беннингсена, С. Дюдуаньона, А. Капеллера, А. Рорлих и др.

Педагогическое осмысление духовного потенциала ислама в развитии личности представлено в работах М.И. Махмутова, Л.А. Харисовой, Б.Х. Юлдашбаева, А.Б. Юнусовой и др.

Сущность исламского образования, проблемы реформирования исламской системы образования в настоящее время рассматриваются как российскими, так и зарубежными учеными: Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас, Жильбер Делану, Р.Г. Ланда, Аль-Маудуди, А.В. Малашенко, В.Г.

Малушковым, Н.Г. Пруссаковой, Т.С. Саидбаевым, К,А. Хромовой, P.M. Шариповой и др.

Однако наряду с достаточно глубоким научным изучением основ ислама и истории развития системы конфессионального образования в дореволюционной России, практически отсутствуют исследования развития исламского образования в современной России, не рассматриваются инновационные аспекты этого процесса. Это создает определенные трудности для практической деятельности и организации образовательного процесса в исламской системе образования.

Данная проблема может быть решена, если будут сняты противоречия между:

огромным педагогическим потенциалом ислама и недостаточной разработанностью методологии его изучения;

стремлением большого количества мусульман получить исламское образование и уровнем организации религиозного образования;

множественными попытками организации образовательного процесса в разных регионах и отсутствием единых подходов в структурировании исламской образовательной системы;

ориентацией на опыт зарубежных стран и отсутствием на сегодняшний день единого концептуального подхода к развитию исламского образования в стране;

традициями, с одной стороны, и новыми подходами в организации исламского образования;

Для преодоления противоречий необходимо ответить на ряд вопросов:

— каковы концептуальные подходы к развитию исламского образования?

- какие организационно-педагогические условия необходимо создать для его развития?

- какие инновационные модели и технологии используются в системе

исламского образования?

Цель исследования:

Выявить инновационные процессы в разные исторические периоды и обосновать организационно-педагогические условия развития исламского образования.

Объект исследования:

Организация учебно-воспитательного процесса в исламских образовательных учреждениях.

Предмет исследования: Инновационные процессы в организации учебно-воспитательного процесса исламских образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: Инновационные процессы будут выявлены и обоснована необходимость их реализации, если будут:

рассмотрены инновационные процессы в истории развития исламского образования в России (джадидизм);

определены особенности и тенденции развития современного исламского образования;

- сформулированы концептуальные положения развития исламского
образования;

- предложены организационно-педагогические условия эффективности
развития исламского образования;

- разработана и апробирована организационная структура совре
менного исламского образовательного учреждения.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. изучить инновационные процессы в истории развития исламского образования в России и за рубежом;

  2. выявить особенности и образовательный потенциал ислама и его представленность в исламском образовании;

  3. осуществить комплексный анализ состояния современной системы исламского образования в России и обосновать концептуальные подходы к развитию исламского образования;

  1. определить организационно-педагогические условия эффективного развития исламского образования;

  2. разработать и экспериментально апробировать организационную структуру исламского образовательного учреждения.

Методологическая основа исследования

Для решения поставленных задач используются: а) теоретические методы (анализ философской, педагогической, методической литературы, изучение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, теоретическое моделирование); б) эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, сбор и накопление данных в ходе бесед, тестирование, педагогический эксперимент, диагностика его хода и результатов); в) методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику.

Исследование состояло из трех последовательных этапов.

На первом этапе (1999 - 2003 гг.) были изучены архивные, исторические материалы, документы, источники об исламском образовании в России; осуществлен анализ процессов модернизации образования в исламских странах; изучены нормативно-правовые документы в области образования.

На втором этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлен анализ состояния современного исламского образования, выявлены проблемы. Определены организационно-педагогические условия эффективного развития исламского образования; разработана организационная структура исламского образовательного учреждения.

На третьем этапе (2004 - 2008 гг.) была проведена основная опытно-экспериментальная апробация организационной структуры; проведен анализ и обобщение результатов, оформление выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

впервые изучен инновационный процесс в истории развития исламского образования, показано его положительное влияние на становление современной системы исламского образования;

выявлены особенности исламского образования, теоретически обоснована значимость использования педагогического потенциала ислама в развитии исламского образования в России;

- на основе комплексного анализа современного состояния исламского
образования в России и за рубежом обоснованы концептуальные подходы к
развитию исламского образования;

- предложены организационно-педагогические условия реализации
концептуальных подходов и повышения эффективности образовательного
процесса в исламских образовательных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования: раскрыты сущность, функциональные особенности, закономерности и принципы развития исламского образования. Выявлены тенденции изменения в структуре, содержании, способах организации образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях.

Анализ истории развития исламского образования в России позволил выявить следующие тенденции:

всеохватность исламского социума по крайней мере начальным исламским образованием в период до 1917 г.;

высокой ролью исламских образовательных учреждений в политической, социокультурной жизни российского общества;

- повышение уровня грамотности и образованности мусульманских
народов;

- изменения в содержании исламского образования на основе интеграции
религиозного и светского компонентов;

Проанализировано современное состояние исламского образования в России и выявлены проблемы, требующие решения:

децентрализация системы исламского образования;

недостаточное количество подготовленных преподавателей по богословским дисциплинам;

отсутствие целостной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей;

слабое учебно-методическое обеспечение;

— недостаточная разработанность правовой и организационно-
методической базы развития религиозного образования;

Определены организационно-педагогические условия повышения эффективности и качества исламского образования. Исследование является теоретической основой для совершенствования и развития конфессионального образования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что разработанные в ней научно-методические рекомендации дают возможность совершенствовать и повысить качество и эффективность образовательной и воспитательной деятельности исламских учебных заведений. Представленная работа предлагает решение востребованных практикой задач, в ней рассмотрена возможность и определены пути адаптации системы исламского образования по качественному уровню к системе государственного образования. Рассмотрены вопросы взаимопроникновения и взаимообогащения светского и духовного образования. Разработаны и апробированы современные технологии в структурировании образовательного процесса. Осуществлен анализ изменений в содержании, методике обучения, рассмотрены учебные планы, образовательные программы, учебно-методические пособия. Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут широко использоваться в организации образовательного процесса не только исламских, но и других конфессионально ориентированных образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, взаимодополняемостью различных методик исследования; длительностью практической работы в данном направлении; сопоставлением полученных данных до начала опытно-экспериментальной работы и после ее проведения.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе мусульманской средней школы (медресе) при Культурно-образовательном фонде «Надежда» (Москва), медресе «Махинур» (г. Н. Новгород), Московского исламского университета.

Материалы работы использовались в докладе на Международной конференции «Мусульманское просветительство в современной России», состоявшейся в марте 2006 года в Москве; в докладе на Международной конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России», состоявшейся в мае 2006 года в Москве; в докладе на заседании исторической секции в рамках второго Всероссийского мусульманского форума «Верующие России за единство и гражданское согласие», состоявшегося в ноябре 2006 года в г. Нижнем Новгороде; в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе исламского образования в России», состоявшейся в ноябре 2006 года в г. Казани; в выступлении на заседании круглого стола «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества» в г. Туле (февраль 2007 г.), а также в сообщениях на проблемных семинарах и совещаниях организаторов, преподавателей, представителей религиозных организаций.

Апробация результатов осуществлялась через публикации автора, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на научно-практических конференциях; при осуществлении руководства дипломными проектами студентов Московского высшего духовного исламского колледжа; при разработке локальных актов МИУ,

являющегося организационным центром развития исламского образования; при составлении учебных программ и пособий по религиозным дисциплинам для различных ступеней обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Инновационный процесс в истории развития исламского образования является основой для развития современного исламского образования.

  2. Организация учебно-воспитательного процесса в современных исламских образовательных учреждениях требует учета особенностей развития современной системы исламского образования и определения концептуальных подходов к его развитию.

  3. Эффективность развития исламского образования предполагает создание определенных организационно-педагогических условий, которые требуют изменения в управленческом, организационном, методическом, правовом видах деятельности образовательных учреждений.

Исламское образование: сущность и функциональные особенности

Любая проблема требует введения ряда понятий, категорий и обоснования их либо апеллирование уже принятыми понятиями. Русский термин «образование» происходит от слова «образ». Этимология слова образование, согласно словарю Даля, восходит к слову ображать, образить и истолковывается как «придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ из сырья, давать вид, образ». Образить кого в более широком плане означает «совершать, улучшать духовно, просвещать» [54, с.613]. Следовательно, образование предполагает воспроизведение идеала — облика того или другого человека или явления. Образование означает не только просвещать - образовать ум и знания, но и воспитывать духовно. В основе возникновения и раннего функционирования педагогики лежало религиозное воспитание. Как пишет Каптерев П.Ф., «древний русский человек заимствовал педагогический идеал из Библии, из боговдохновенных книг» [84, с.21].

Согласно Российской педагогической энциклопедии, «образовать человека означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий» [152, с.289].

В европейских языках употребляется слово «education», который в переводе с латинского означает поднять, воспитывать, готовить, привносить [168]. Образование понимается как нечто постепенно устанавливаемое, утверждаемое, как развитие врожденных способностей ребенка и расширение его кругозора. Латынь была официальным языком католицизма, поэтому данное значение слова мы можем рассматривать применительно к католицизму.

В нашем исследовании мы оперируем понятием «конфессиональное (религиозное) образование», наполняя его исламским содержанием. В исламской системе образования используются такие арабские термины, как знание ( ильм), мудрость (хикмат), воспитание (тарбия), разум ( акл), действие ( амаль). Они обладают широким значением и употребляются всеми народами, исповедующими ислам. Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты — великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21) [89, с.331, 454]. Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка. Под образованием в исламе понимается обучение знанию, предназначенному для разума - для человека. Знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта, наоборот, знания и науки прежде всего долэюны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли это с точки зрения ислама, не несет ли данное научное открытие людям зло? [161, с.48-50].

Процесс приобретения знаний, то есть образование, всегда заключает в себе этическую цель, познающий приобретает не только знания, но и получает воспитание, приобретает то, что накоплено до него - хорошее, лучшее, мудрое. Каждая педагогическая система ставит своей целью воспитать человека, «встроившего свое Я в более общую систему, принявшего систему ценностей, где есть некое высшее начало, которое необходимо принять, с которым необходимо соотносить себя, и которому следовать. .. .Любая педагогика «религиозна» потому, что прививает любовь и уважение к высшему. В этом смысле духовное образование в любой системе, будь она религиозна или атеистична, — это прежде всего воспитание и обучение в вере в абсолютную высшую ценность» [24, с.116 — 117].

Движущей силой образования является стремление к самосовершенствованию - другими словами, самодисциплина в стремлении к высшему идеалу. «Образование - это вочеловечивание, предполагающее созидание и самосозидание личности, приближающейся к идеальному образу. Видение такого образа у верующего связано с Богом, а у неверующего — с некими, как ему кажется рациональными идеалами, сдобренными поэзией, социальными стремлениями» [90, с. 117]. В современной светской образовательной системе сущность образования как педагогическая категория понимается как «процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [138, с.28]. В разные этапы жизни идеальными образами становились то спартанский воин, то образ Володи Ульянова, то преуспевающего предпринимателя. В современном понимании слово «образование» комментируется и в других значениях, например, как «создание у обучающихся образа мира, образа мысли, образа жизни» [140, с.53].

Что означает понятие «религиозное образование» в современном понимании? В Законе РФ «Об образовании» нет понятия «религиозное образование». Одним из принципов государственной политики в области образования является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [63, п. 4, ст. 2].

Большая советская энциклопедия религиозное образование определяет как систему профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное обучение населения [30, с.626]. Религиозное образование в советский период представлялось только как «профессиональная подготовка» служителей культа.

Развитие конфессионального образования в современном обществе подразумевает уже не только подготовку священнослужителей. Под словами «конфессиональное образование» подразумевается передача знаний религиозного характера. Оно осуществляется с целью «углубления познаний человека о той или иной религии и религиозной культуре, для удовлетворения потребностей человека в личностном развитии, духовно-нравственном просвещении, потребностей религиозных объединений в подготовке соответствующих служителей и работников, потребностей общества и государства в сохранении и развитии российской культуры, культурных традиций и особенностей народов Российской Федерации» [107, с. 118]. Потребность общества в изучении и сохранении традиционной религиозной культуры осуществляется в религиозных и негосударственных учебных заведениях, учрежденных разными конфессиями.

История развития религиозного образования мусульман России

Основной ареал распространения ислама в дореволюционной России охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, віслючая Среднюю Азию и Казахстан. «Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И сейчас значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население; кроме того, как следствие социальных процессов и административных перемещений нового времени образовались мусульманские общины во многих городах и рабочих поселках, самая многочисленная - в Москве» [78, с. 20].

Система образования у народов России, исповедующих ислам, имеет многовековую традицию: корни ее уходят во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства.

К булгарам арабская письменность и мусульманская «школа» приходят одновременно с распространением ислама. Ибн Фадлан в своих записях 922 года упоминает о булгарских дворцовых мечетях, о культовых исламских обрядах. Этот факт говорит о том, что к тому времени ислам уже прижился среди булгар. Известный арабский писатель и географ (X в.) Абу Гали бине Даста (Русте), описывавший страны мира на рубеже ІХ-Х вв., писал: «Большая часть булгар проповедует ислам, и есть во всех селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами» [135, с.7].

С этого этапа вплоть до Октябрьской революции образование и просвещение у народов России, исповедующих ислам, носило конфессиональный характер. При царской власти наряду с конфессиональными школами появились светские учебные заведения, где обучалось небольшое количество татар и башкир. По сведениям хозяйственно-статистического обзора Уфимской губернии за 1908 год, в башкирском селе Нижнекудашеве «работало министерское одноклассное училище, состоящее из 4-х отделений. В 1908 г. в нем обучалось 11, в конце 1908-1909 учебного года-20 учеников, из них 16 переведено в следующие отделения, 4 оставлены повторно в 1-м отделении» [20, с. 24]. Были и более высокие ступени образования для подготовки кадров: «В оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, основанном в 1824 году, открывается специальное отделение для подготовки переводчиков из местных жителей. Их обучали персидскому, татарскому и русскому языкам. Были учащиеся в Казанском университете еще при ректорстве Н.И. Лобачевского, держатся — в соответствии с нуждами края — вакансии в Московской военной академии, Институте горных дел» [71, с.51]. Открывшаяся в 1837 году Ставропольская гимназия явилась первым светским средним учебным заведением на Кавказе. Оно было ориентировано прежде всего на подготовку кадров чиновников для кавказской администрации [47, с. 16].

Инспектор народных училищ Яков Коблов в книге «Конфессиональные школы казанских татар» подробно описывает историю возникновения конфессиональных школ, содержание-обучения и методику преподавания в этих школах. «Взгляды магометанской религии на науку и образование находят для себя полное осуществление на протяжении всей истории существования ислама, которая богата сведениями о блестящем состоянии конфессиональных школ на разных магометанских государствах и о выдающемся почетном положении представителей наук... Многочисленность конфессиональных школ тоже указывает на то, что у мусульман распространение знаний считается богоугодным делом» [86, с. 9].

Вот наблюдения ученого-этнографа, профессора Казанского университета Карла Федоровича Фукса (1776-1846): «...Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в казанских татарах народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и не пользуется уважением других. По сему-то всякий отец старается как можно раньше записать детей своих в училище, где бы они выучились по крайней мере читать, писать и узнали бы начала своей религии» [187, с. 126].

Приобретенное мусульманином знание должно передаваться другим людям. Об этом свидетельствуют хадисы: «Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют - и все живое на небесах, и даже рыбы в море, и даже муравьи на земле молятся за тех, кто обучает других благому» [70, с.50]. По мнению исламских теологов, обучение других является богослужением.

Начиная с XVI века, когда Булгария и другие восточные территории присоединяются к Руси, центры мусульманской культуры и учености, которые охватывали и городских, и сельских жителей, перемещаются за черту городов, продолжая свое развитие в каждом ауле, в любом месте компактного проживания хотя бы нескольких мусульманских семей. Очаги исламского образования находятся при мечетях, в том случае, если дозволялось их иметь в поселении. Если же мечетей не было, то самые грамотные мусульмане общины обучали детей и взрослых на дому. Турецкий путешественник Авлия Челеби утверждал о том, что среди кочевых племен существовали даже кочевые медресе. Он сообщал о тех медресе, которых лично видел [224, с.8]. О передвижной форме книжного обучения на башкирских кочевьях пишет и современный исследователь Фархшатов М.Н.: «Вплоть до конца XVIII — начала XIX века мударрисы со своими шакирдами выезжали на кочевья» [182, с.14].

Показателем развития системы мусульманского образования является степень распространения ислама. Невозможно быть мусульманином и верить в основы, не изучив важнейшие религиозные дисциплины: Хадисы, Ильм-тафсир, Фикх, Усулу-ль-фикх, Историю ислама, Акиду, а также не изучать Арабский язык. А это уже означает вовлеченность в процесс обучения. Косвенным показателем высокого уровня и отлаженности системы образования является уровень развития культуры мусульман в целом.

Но были разные этапы в развитии мусульманской системы образования в зависимости от факторов, способствующих развитию системы образования:

1. Социально-политических: отсутствие войн, восстаний. Мирные условия жизни дают возможность обучать детей, передавать следующему поколению не только знания, но и культурный опыт, миропонимание, духовные ценности.

2. Экономических: вакуфы позволяли состоятельным мусульманам проявлять свою религиозность - они выделяли пожертвования из своих доходов. Главным фактором, стимулировавшим благотворительность, позволявшую бороться с нищетой и отсталостью, строить мечети и медресе, поддержать науку и литературу, был ислам и шариат - свод закрепленных Кораном и Сунной предписаний, устанавливающих обязательную для каждого правоверного мусульманина прогрессивную налоговую систему, предусматривающую сбор закята - налога с имущества на религиозные нужды.

3. Общественно-коммуникативных: активизация связей с Ближним Востоком. Казанское, Сибирское, Крымское ханства находились под большим или меньшим воздействием мусульман близлежащих исламских государств.

Состояние современного исламского образования как отражение исторического опыта

Возрождение исламского образования в России после длительного перерыва началось в середине 80-х годов XX века и проходило в двух направлениях. Первое - образование осуществлялось через воскресные школы при мечетях, где преподавались основы ислама населению — взрослым и детям. Второе - через систему профессионального исламского образования (исламские медресе, колледжи и институты, университеты, где готовились кадры мусульманского духовенства).

В данной главе мы рассматриваем современное состояние исламского образования на 2-х этапах: 1 этап - 90-е годы XX века; 2 этап - начало XXI века. До середины 80-х годов исламское образование было представлено лишь Бухарским медресе «Мир-Араб», основанным вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Это было единственное мусульманское учебное заведение в СССР, в котором учились всего несколько десятков человек. (В советское время в Таджикистане и отчасти в Узбекистане широко практиковали подпольное мусульманское образование. Нелегальное образование в худжрах по организации и методам преподавания напоминали дореволюционные татарские медресе. Обучение проводилось по той же программе и по тем же учебникам. Именно в худжрах сохранилась приверженность ханафитскому мазхабу. Например, преподавался ханафитский фикх по классическому учебнику «Мухтасар викая». Во главе учебного процесса стоял мударрис, ученый, он в своем домовладении выделял часть помещения, - как правило, это отдельное строение.

Обучающаяся молодежь обычно и не покидала этот двор за весь сезон обучения) [217, с. 116]. В годы перестройки Бухарское медресе не могло удовлетворять растущие потребности многомиллионной общины российских мусульман. Наряду с распадом СССР и крахом атеистической идеологии началось возрождение духовности, возрос интерес к религии и религиозному образованию. Возникла необходимость подготовки квалифицированных кадров по традиционному исламу, в результате по инициативе Духовных управлений мусульман стали открываться начальные и средние, а также высшие учебные заведения, которые готовили священнослужителей и преподавателей религиозных дисциплин для всех ступеней образования.

Первым учебным заведением в России, целью которого стала обучение населения основам ислама, подготовка имамов и муэдзинов, преподавателей религиозных дисциплин, стало медресе имени имама Ризатдина Фахретдина в Уфе, учебный процесс в котором начался в 1989 г. В начале 90-х гг. и позже открывались исламские учебные заведения во всех крупных центрах с мусульманским населением: медресе «Нур-аль-ислам» в городе Октябрьский (Башкортостан), Казанское мусульманское медресе «Мухаммадия», Казанское медресе им. 1000-летия принятия ислама, Московский духовный исламский колледж, Российский исламский университет (г. Казань), Московский исламский университет; Дагестанский исламский университет имени имама Шафии (г. Махачкала), Чиркейский институт имени Сайда Афанди (Республика Дагестан), Духовно-гуманитарный институт имени Саидбега Даитова (Республика Дагестан, г. Хасавюрт); и средние - Набережно-Челнинский филиал РИУ, Буинское медресе, Альметьевское исламское медресе им. Ризатдина Фахретдина, Нижнекамское медресе «Рисаля», Нурлатское медресе, а также медресе «Махинур», медресе «Медина» в Нижнем Новгороде. Здесь перечислены лишь некоторые медресе и университеты, имеющие лицензии для ведения образовательной деятельности, хотя статус этих образовательных учреждений по регистрационным документам определить довольно сложно.

По существу каждое учебное заведение осуществляло начальное, среднее и высшее образование. Как пишут организаторы исламского образования, «многие мусульманские учебные заведения проходили юридическую регистрацию, но не смогли приступить к реальной работе. Например, были зарегистрированы высшее мусульманское учебное заведение при мечети «Рамазан», Казанский исламский университет «Мухаммадия», которые не приступили к работе. Медресе при мечети «Султан» г. Казани пыталось работать в течение ряда лет, но не смогло достичь заявленного уровня высшего учебного заведения, а действовало фактически в качестве курсов» [218, с.4]. Некоторые медресе не смогли пройти испытание временем: медресе «Нуретдин», «Аюб», «Иолдыз» (г. Набережные Челны), «Ишмухаммат» (г. Елабуга), колледж «Расуль-Акрам» (Москва) уже не действуют.

Религиозные учебные заведения появлялись хаотично. Все они и по сегодняшний день весьма разнообразны по внешнему облику, по внутренней обстановке, по степени оснащенности учебными пособиями, обеспеченности кадрами преподавательского состава. Начали они учебный процесс без унифицированных программ и учебных планов. Несмотря на то, что эти учебные заведения открывались по инициативе Духовных управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки какого-либо научно-методического, координационного центра. По этому поводу ученые и некоторые организаторы исламского образования (М.Ф. Муртазин, P.M. Мухаметшин, В. Якупов) в своих выступлениях и публикациях не раз выражали беспокойство о том, что религиозные учебные заведения превратились в некую закрытую, недоступную для общественного контроля сферу. Каждое учебное заведение действовало самостоятельно и практически в одиночку решало свои задачи и проблемы.

Сталкивались также с проблемой наличия достаточного контингента поступающих в высшие учебные заведения, возникли вопросы организации профориентационной работы. Надо отметить, что такая практика в сфере религиозного образования была достаточно отработана - учащиеся мактабов ориентировались на продолжение образования в медресе. Но современные профессиональные учебные заведения, которые открывались после длительного перерыва, еще не могли принимать на обучение выпускников мактаба — они тоже только открывались. В религиозные учебные заведения принимали мусульман на основе базовых школьных знаний. Как показывает анализ работы первых исламских учебных заведений, их контингент составляли молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет из верующих и неверующих семей.

Организация образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях

Организация образовательного процесса — это: - целенаправленная деятельность по созданию структурных подраз делений; — организационно-штатной структуры; - разработка необходимой служебной (нормативной) документации; — подготовка основных образовательных программ; - планирование учебной работы на всех ступенях обучения; — кадровое обеспечение; - информационное и материально-техническое обеспечение; — подготовка учебно-методической, учебной и научной литературы для всех ступеней обучения. Для успешной организации системы исламского образования необходимо учитывать: 1. особенности поликонфессионального общества и задачи, стоящие перед мусульманами России; 2. специфику современной ментальносте; 3. достижения современной образовательной системы, предполагающие опору на теоретические положения классической педагогики и современную методологию; применение разнообразных технологий и методов обучения, способствующих повышению эффективности процесса обучения; 4. позитивный опыт, накопленный за долгий период - времени российскими мусульманами, и, в особенности, к рубежу XIX - XX веков.

Учение джадидистов-реформаторов сумело показать пример современного, толерантного и либерального ислама. Джадидизм, отталкиваясь от традиции и учитывая все наиболее в ней ценное, в то же время обновляет систему исламского образования в связи с теми задачами, которые вставали в обществе в тот исторический период.

Эффективность современной системы мусульманского образования определяется следующими организационно-педагогическими условиями: 1. создание необходимой правовой, организационной и методической базы; 2. должное материальное оснащение; 3. подготовка кадров; логичное сочетание общенаучной и специальной теоретической, практической подготовки будущих специалистов; 4. компетентность, высокий профессионализм и методическое мастерство преподавателей; 5. тщательный отбор информации и соответствующих современной жизни примеров; 6. информатизация религиозного образования и активное использование технологий открытого образования; 7. обеспечение преемственности различных уровней исламского образования; 8. согласованность профессиональных действий всех структурных подразделений учебного заведения и всей системы исламского образования; 9. повышение качества образования и сопровождение послевузовской деятельности выпускников; 10. создание эффективной системы дополнительного исламского образования.

Одним из основных организационно-педагогических условий развития системы исламского образования является подготовка педагогов и специалистов по исламу. Традиции и уровень исламского образования, который был на рубеже ХГХ-ХХ вв., утрачен. Специалисты-теологи только готовятся. Сейчас кадры формируются из союза между светской наукой и духовными школами. Учебные занятия по специальным дисциплинам проводятся преподавателями, рекомендованными религиозными организациями. Преподаватели работают над повышением своей квалификации, занимаются научно-исследовательской работой. Учебные занятия ведут и вчерашние выпускники исламских колледжей, медресе. Включаясь в трудовой процесс, они набирают опыт и продолжают повышать свои знания, обучаясь в аспирантурах разных российских вузов, ведут исследовательскую работу по исламской и современной проблематике.

Необходимо отметить высокий авторитет преподавателей конфессиональных дисциплин перед учащимися и благоприятные взаимоотношения, эти преподаватели имеют огромное влияние на молодежь, такое влияние должно быть оптимально использовано. «Важно не только то, что преподают, важно кто преподает в наших мусульманских учебных заведениях. Ключевую роль в духовных учебных заведениях играют не только знания, умения, но и неформальное личностное общение учителя и ученика, в ходе которого преподаватель своим поведением демонстрирует образцы следования ценностям и нормам ислама, особенно его морально-нравственной составляющей» [216, с. 14].

Задача преподавателей исламских учебных заведений — формировать в учащихся гражданскую позицию, любовь к Родине, уважение ко всем религиям. Работа в исламских учебных заведениях требует от педагогов вдумчивого, творческого отношения, а также согласованных профессиональных действий. Перед преподавателями ставятся высокие требования в плане организационной компетентности - умения строить учебный процесс, организуя различные виды учебной работы. Учебные занятия по всем дисциплинам, включая и специальные, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, контрольных работ, тестов, самостоятельной работы. Религиозные организации и высшие учебные заведения осуществляют различные исследования по вопросам подготовки научно-педагогических кадров. Ведется активная работа по организации и проведению научно-практических семинаров, конференций по решению вопросов и проблем исламского образования. Преподаватели и студенты плодотворно участвуют в таких конференциях, симпозиумах и иных форумах, в том числе международных. Опытные преподаватели проводят «открытые» учебные занятия, в которых участвуют молодые преподаватели. Основная цель таких занятий — обмен опытом, практическая подготовка кадров. Организовывается детальный анализ таких уроков, отмечаются положительные стороны и недостатки, особое внимание уделяется новаторству, стремлениям к улучшению качества преподавания. Такая форма повышения квалификации очень плодотворна и результативна. Есть еще одна существенная сторона такой формы работы. Участниками открытых занятий являются и студенты старшего курса вузов, которые уже преподают в группах начального, среднего религиозного обучения. Они также перенимают опыт своих преподавателей.

Подготовку кадров должны осуществлять квалифицированные преподаватели, не только глубоко знающие исламское вероучение, обряды, но и обладающие знаниями в области светских наук - экономики, права, педагогики и др. При этом в сфере духовного образования вполне применимы методы обучения, предлагаемые современной наукой и апробированные на практике в сфере светского образования. Соблюдение современных принципов обучения, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса, является показателем педагогической культуры преподавателя. Однако мы должны учитывать, что все методы, приемы и средства обучения, используемые преподавателями, проецируются на специфическую аудиторию исламского учебного заведения, следующих сложившимся стереотипам и, нередко, сопротивляющихся всему новому в преподавании. Поэтому процесс обучения в религиозных учебных заведениях - не смешение традиционной и современной методик обучения, не соединение, а спираль развития, рост. Преподаватели должны осознать недопустимость двойственной методики, которая может породить противоречие, конфликт.

Похожие диссертации на Инновационные процессы в конфессиональном образовании